Обслуживание        22.09.2019   

Понятие, структура психологии. Виды прикладных психологий. Виды психологической помощи: определение, структура. Подготовка психолога. Личностные качества психолога

Психологическая помощь - комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

Виды психологической помощи

· Психопрофилактика(предупреждение).

· Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике - лекции, семинары) одним из ведущих специалистов в этой области был Адлер.

· Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

· Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

· Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

· Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

· Психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов).

Процесс психологической помощи: длительность, этапы, позиция психолога.

Первая встреча

Процесс психологической помощи начинается со встречи.

В проживании первой встречи с клиентом нет буквально ни одной детали, не имеющей значения для успешного осуществления первого контакта: от выражения лица, взгляда, интонации и расстояния до клиента (оптимальное- 1,5 м) до введения клиента в семантику консультативной и психотерапевтической работы. Конечно, вся последующая психологическая работа не может определяться первой встречей, и проживание психологической помощи как переобучения, просвещения или психотерапии проходит несколько этапов, но в консультативной работе, в частности, дело может ограничиться и одной-единственной беседой. Вот почему начальному контакту придается такое большое значение.

Что необходимо и желательно для успешного осуществления первой консультативной беседы?

Информация . В принципе желательно (так показывает практика консультативной работы во многих странах), чтобы до первой встречи, допустим, во время записи на консультацию, клиент сообщил о себе ориентирующие формальные сведения примерно в следующем объеме: имя и фамилия, возраст, профессия и образование, семейный статус, кем направлен, имеет ли опыт общения с психиатром или психологом. Наличие подобной формальной информации освобождает рабочее время психолога и клиента для со+ держательной работы.

Психодиагностическое обследование . В ряде случаев (профконсультация или иная ситуация, требующая внемедицинской психотерапии) полезной оказывается предварительная личностная диагностика. Это облегчает ориентировку в личностных особенностях клиента и его состоянии. Если обследование проводится до консультативной беседы, лучше, чтобы проводил его не сам психолог-консультант, а его сотрудники или коллеги.

Что нежелательно и противопоказано для успешного проведения первой встречи?

Нежелательно нагружать себя информацией о личности и жизни клиента, которая не исходит лично от него. Нежелательно: спорить с клиентом, опровергать его утверждения (это не означает, конечно, что психолог обязан во всем соглашаться с клиентом, разделять его заблуждения или явные предрассудки, но активно противодействовать им с места - непрофессионально); хвалить клиента или обнадеживать без видимых оснований; давать ложные обещания; интерпретировать его поведение или давать оценку действиям и поступкам; задавать клиенту дополнительные вопросы о сторонах жизни или проблемах, к которым он особенно чувствителен; убеждать клиента в необходимости работы с вами или другим психологом; поддерживать клиента в его нападках на других лиц (родители, дети, супруг, другой специалист и т.п.). Кроме того, следует учитывать тенденции в восприятии психологов+консультантов. Из психологических исследований известны, по крайней мере, следующие особенности восприятия клиентами психологов+консультантов:

физически привлекательные психологи воспринимаются более положительно, чем непривлекательные; одни и те же психологи воспринимаются по+разному в зависимости от того, с какой проблемой приходит клиент-с личной или социальной (потеря работы, профконсультация); люди больше склонны полагаться на тех профессионалов, чьи социокультурные ценности (религиозные, мировоззренческие) не расходятся с их собственными; люди разнятся в своих оценках степени соответствия психолога принятым в обществе социальным нормам благополучия и статуса (семейное положение, соответствие “лику профессии”, степень видимого благополучия и т.д.). Эти и многие другие обстоятельства, не говоря уже о репутации и авторитете, играют свою роль в проведении первой встречи.

Перейдем теперь к описанию собственно консультативной беседы . Начнем с определения. Консультативная беседа - один из основных методов оказания психологической помощи. Восходящая к социологической технике опроса, именуемой “глубинным интервью”, консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы. Консультативная беседа, в зависимости от этапа работы, бывает начальной, процессуальной, завершающей и поддерживающей. В задачи начальной консультативной беседы входят: расположение клиента к себе и снятие напряжения; установление контакта; поощрение обсуждения проблематики и определение (при необходимости) временных и других возможностей клиента для совместной работы; предоставление информации; установление рабочих (сотруднических, партнерских) отношений с клиентом- того, что называется “рабочий контакт”; поощрение самопонимания, собственной активности и ответственности; формировании реалистичных ожиданий в отношении совместной работы. Одна из наиболее трудных задач - поощрение клиента рассказывать о себе и своих проблемах. Даже если клиент испытывает доверие к консультанту и не чувствует никаких межличностных барьеров, в действие, активируя сопротивление, могут включаться психологические защиты, тем более когда человека волнуют очень личные, подчас интимные проблемы. Если к тому же человек обратился за помощью не сам, а был направлен другим специалистом, педагогом или, чаще всего, знакомыми или родителями, сопротивление нередко представляет собой значительное затруднение для консультанта. Ясно, помимо всего прочего, что ни один человек, в каком бы возрасте он ни был, не придет к другому, чужому человеку, без особой на то причины просто так, “по душам” поговорить на темы, которые не всегда можно открыть не только близкому другу, но и самому себе. Проговаривание, признание субъективных барьеров, которые пришлось преодолеть клиенту, выражение в связи с этим уважения и положительного, понимающего отношения- один из возможных ключей к снижению сопротивления. Вопросы, относящиеся к состоянию клиента, к его самоощущению в обстановке консультирования также помогают снять напряжение. Основная начальная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы послужить катализатором, “облегчителем” процесса коммуникации. Чрезвычайно важно прочувствовать человека, уловить его нужды, переживания, устрем думышленно продемонстрирует свои потребности и проблемы. Недаром Фрейд говорил о том, что “тайна человека сочится через поры его кожи”. Хотя клиент может прямо и не сказать о том, что его волнует больше всего (в сущности, порой он и не осознает свои подлинные проблемы), уже первая встреча дает богатый материал для понимания личности, вероятной проблематики и реальных, хотя и подспудных нужд клиента.

Завершение первой консультативной беседы - не менее важное дело, чем ее начало. Критерии положительного завершения именно первой встречи настолько важны, что в современной литературе их выделяют как основание для предпочтения в выборе психолога и психотерапевта. Практика показывает, что именно последние минуты первой встречи могут вызвать ощущение дискомфорта как у консультанта, так и у консультируемого. Главным основанием для возникновения чувства разочарования, ощущения непонятости или обращения не по адресу чаще всего - при всех равных и в профессиональном отношении безукоризненных параметрах - является ощущение незавершенности ситуации. В самом деле, у врача пациент получает направление на анализ или рецепт, у юриста - консультацию и руководство к действию, а у психолога- обманутые ожидания: не только не выписали рецепт, но даже не дали совета... Поэтому весьма существенным моментом является именно словесное, означенное завершение встречи и беседы при потенциальной незавершенности данной ситуации.

Приведем некоторые ключевые завершающие реплики:

К сожалению, на сегодня наше время истекло. Наша следующая встреча, как мы говорили, может состояться во вторник в 14 часов. Если вы примете окончательное решение о нашей совместной работе в том объеме, который мы обозначили, пожалуйста,

позвоните мне накануне.

Что ж, сегодня нам удалось, если и не полностью, то, по крайней мере, отчасти, увидеть, что с вами происходит. Надеюсь, наша дальнейшая работа позволит углубить процесс. Итак, до вторника?

Сегодня мы о стольком переговорили... И, знаете, мне кажется, что еще больше осталось невысказанным. Если вы действительно решили разобраться и с этой ситуацией, и в себе, я буду ждать вашего звонка до конца недели, чтобы точнее оговорить дату и расписание нашей работы.

Первая встреча, первая консультативная беседа вводит клиента в контекст психологической помощи как специфической по содержанию и по целям психосоциальной практики. Конечно, она далеко не исчерпывает и даже частично не может охватить весь многосложный репертуар психотехник, которыми пользуется психолог в зависимости от проблематики клиента, интенсивности и характера психологической помощи и собственных предпочтений. Детально техники консультативной и психотерапевтической работы будут рассмотрены в следующих разделах, где дается подробный анализ психологических парадигм, используемых в практике психологической помощи. Сейчас же, согласно логике изложения, мы охарактеризуем основные коммуникативные техники, владение которыми требуется при любой, тем более первой, консультативной беседе, и разъясним некоторые рабочие и процедурные моменты, относящиеся к самой ситуации психологической помощи.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ

В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЕ И ЭТИКЕТ

Общеизвестно, что чем менее опытен консультант, тем более значимы для него коммуникативные техники. Это и понятно: приемы и методики позволяют избежать чувства неуверенности, “отслониться” от клиента за санкционированными авторитетом науки и практики техническими приемами, прибегнуть к ним в ситуациях, когда не вполне ясен ход вещей или когда приверженность избранной парадигме вселяет представление о том, что “все идет как надо”, о контролируемости процесса и т.п. Вместе с тем, по мере углубления в практику психологической помощи, психолог, консультант или психотерапевт, для которых благополучие клиента, содержание и оценка результатов деятельности, собственный опыт начинают приобретать большее значение, чем избранный вначале метод работы или предпочитаемая парадигма, могут обнаружить, что несмотря, например, на требование безусловно положительного отношения к клиенту в роджерианской традиции, которой они всегда были верны, данный конкретный клиент никак не вызывает положительных чувств, а даже наоборот. Или же психолог, предпочитающий трансперсональную психологию, в частности, психосинтез, обнаруживает, что в конкретном случае концепция “субличностей” не работает, потому что эмоциональная травма захватывает всего человека, всю его целостную личность, а не отдельные стороны. В таких случаях возникающий когнитивный диссонанс ведет к тому, что в конце концов побеждают индивидуальный стиль и опыт профессионала. А чаще всего - некий обобщенный инвариант, содержащий коммуникативные техники и приемы универсального характера. Назовем наиболее распространенные и чаще всего провоцируемые в ситуации первой встречи коммуникативные техники.

Молчание . Хотя молчание, более или менее длительные паузы, порой тягостные для неопытного специалиста, представляются вначале почти непреодолимым препятствием, на самом деле оно является одной из важнейших техник в процессе оказания психологической помощи. Ее надо уметь осмыслить, необходимо ею овладеть. Смысл молчания может быть различным: признак сопротивления, признак самоанализа, выражение отчаяния и безысходности или, наоборот,- канун инсайта. Распознать психологический и символический лик молчания, тем более эффективно распорядиться им, - большое искусство. Наиболее общие приемы реагирования в ситуации молчания: кивок, повторение последних слов (своих или клиента), перефразировка последнего высказывания (своего или клиента); если клиент продолжает молчать- помочь ему в выражении состояния: “Вам сейчас трудно говорить”; “Возможно, вы не знаете, как на это отреагировать” или “Возможно, вас это расстроило”. В крайнем случае, если молчание продолжается, консультант обязан с уважением отнестись к поведению клиента и принять его как данность.

Эпатическое слушание . Консультант внимательно слушает клиента, невербально или словесно выражая свое следование мыслям и чувствам клиента, временами почти незаметно взглядом, словом, вербализацией поощряя клиента к более глубокому выражению самого себя и к самораскрытию. Основное правило эмпатического слушания (т.е. принимающего, рассказывающего о том, что слушающий испытывает те же чувства, что и говорящий) - не сочувствовать, а сопереживать, создавая эмоциональный резонанс переживаниям клиента.

Прояснение . Техника направлена на раскрытие смысла (мотивационного, целевого, операционального) как для консультанта, так и для клиента, его собственных действий. Помогает отследить амбивалентность чувств и отношений, особенности используемых защитных механизмов, мышления и т.д.

Клиентка. Мне плохо. Просто плохо, и все.

Психолог. Быть может, какое-то ощущение особенно сильно заставляет вас сосредоточиваться именно на этой формулировке?

Клиентка. Не знаю.

Психолог. Сейчас, когда вы говорите “Не знаю”, вы действительно только “не знаете” или присутствуют и какие-то другие чувства?

Клиентка: Понимаете, так трудно об этом говорить... Когда болит душа, когда я понимаю, что помочь никто не может... (плачет).

Рефлексивная вербализация . Относится к разновидностям вербализаций, назначение которых - усиление эмоционально+смыслового резонанса высказываний клиента. Носит не интеллектуальный, как в методологии, характер, а скорее эмоциональный, что отличает рефлексивный парафраз от интерпретации. Содержание рефлексивной вербализации отражает не мотивационно-причинный, а эмоционально-модальный пласт высказываний. Различаются различные уровни рефлексивных вербализаций- от “эхо-вербализаций” до “вербализаций-генерализаций”.

Интерпретация. Техника разъяснения (объяснения) клиенту скрытого смысла его высказываний. Интерпретация может выражаться в утвердительной, пропозициональной или вопросительной форме. Одна из наиболее сложных и неоднозначных в оценке техник, интерпретация обладает чрезвычайно мощным терапевтическим потенциалом, помогая при правильном использовании справиться с беспокойством, осознать или смягчить психологические защиты. Наиболее продуктивный способ использования интерпретаций - предоставить клиенту возможность самому проинтерпретировать свои высказывания или поведение. Иногда интерпретация может выглядеть как “чтение между строк”.

Пример. На вопрос о семейной жизни клиент долго рассказывал, какая у него чудесная жена.

Клиент. Она изумительная женщина... Просто изумительная...

Психолог. В таком случае, с нею, наверное, нелегко жить?

Клиент. Да, черт побери! Не то слово...

Интерпретация сама требует особой техники подачи. Желательно смягчать интерпретацию словами “возможно”, “наверное”, “может быть”, “складывается впечатление”; категоричность может превратить интерпретацию из терапевтической коммуникативной техники в средство усугубления неадекватных защит и сопротивления.

Самораскрытие . Функции этой коммуникативной техники по-разному трактуются и используются в различных концепциях консультирования и психотерапии. В гуманистической парадигме самораскрытие психолога трактуется как один из основополагающих приемов в установлении рабочих отношений и облегчении самораскрытия клиента. В поведенческих концепциях самораскрытие понимается как разновидность моделирования поведения психологом, смысл которого - в подкреплении желательного образа действий со стороны клиента. Как бы то ни было, существенным моментом в самораскрытии является следующий: техника должна применяться не по принципу “А вот у меня тоже, помню, было... “, а в русле потока переживаний клиента, отзываясь на его чувства и подтверждая, что его переживания понимают и разделяют.

Конфронтация . Техника предназначена для ответственного обнажения противоречий, игр, нереалистичных защит, которые затрудняют самопонимание клиента и ведут в тупик консультативную беседу. Сложная и требующая большого мастерства в применении (к примеру, в роджерианском направлении она вообще не используется) техника создает определенное напряжение в беседе и поэтому должна использоваться с особым искусством. Поскольку она способна вызывать ощущение давления, следует избегать излишней категоричности, обвинительного тона, оценочности суждений. Наоборот, мягкость, нейтральность, даже некоторая эмоциональная отстраненность способствуют более эффективному воздействию этой техники.

Клиент. Знаете, я у вас уже у третьего консультируюсь, и впечатление одно: или я чего<то не понимаю, или меня не хотят понять.

Психолог (после паузы). Не кажется ли вам, что один из способов ухода от напряжения, связанного с усилиями понять, - это посещение психологов? Выгода получается многократная. Чувство собственной значимости возрастает: ведь я - загадка. Ответственность с себя снимается - “пусть они думают”, откладывается принятие решения, не так ли?

Подведение итогов. Эта техника является одной из наиболее предпочитаемых при завершении первой встречи. Специфика ее применения заключается в том, что она может использоваться как реальное обобщение и связывание воедино порой сбивчивых, фрагментарных высказываний клиента и, наоборот - путем демонстрации отказа от использования заключительных обобщений с целью подчеркнуть значимость, сложность обсуждаемых вопросов и нежелание психолога-консультанта упрощать их. Текущее подведение итогов, в отличие от завершающего, помогает структурировать процесс консультативной беседы и расставить некоторые смысловые вехи. Помимо чисто профессиональных, технических аспектов психологической помощи в процессе установления отношений, в ходе первой встречи возникает множество на первый взгляд незначительных, высказываемых и невысказываемых вопросов, которые, тем не менее, следует предусмотреть и учесть. Эти вопросы в совокупности характеризуют профессиональный этикет поведения психолога-консультанта и общую атмосферу ситуации.

Рассмотрим простейшие из этих вопросов.

Курение . Иногда клиенты, нервничая, спрашивают, можно ли закурить. Воспретить курение клиенту - нетактично. Это может быть воспринято как давление или нежелательное ограничение свободы. Поощрять курение - негигиенично и вредно для здоровья. Один из приемлемых способов поведения состоит в том, чтобы отделить процесс курения от консультативной беседы. Тактичность и уместность мотивировок, партнерский тон обращения поможет снять напряжение, побуждающее клиента к курению.

Ведение записей . Любой способ фиксации информации (магнитофонные записи, заметки и т.п.) должен непременно обсуждаться с клиентом и при малейшем возражении безусловно отвергаться. Однако после завершения встречи психолог вправе зафиксировать в своем рабочем дневнике существенные моменты общения, поведения или переживаний клиента, чтобы осмыслить их и основательнее подготовиться к следующей встрече.

Частые опаздывания . Если клиент- чаще, конечно, женщина - регулярно опаздывает к заранее оговоренному времени, следует проработать возможные причины опозданий: сопротивление, демонстрация, снижение мотивации и т.п. Опоздание психолога на встречу, если оно не вызвано неблагоприятным стечением обстоятельств, также требует, помимо извинения, особой проработки.

Вопросы оплаты . В тех случаях, когда психолог консультирует в условиях частной практики, следует специально и заранее оговорить стоимость услуг и порядок оплаты (почасово, по результату) на взаимно приемлемых основаниях. В связи со спецификой психологической помощи взимание платы за услуги психолога может не зависеть от успешного или иного исхода действий психолога.

Ориентировка клиента во времени . Практика показывает, что разъяснение клиенту временных рамок работы, включая общую ориентировку в возможных сроках консультативной работы в целом и длительность каждой отдельной встречи, - важный и в процедурном, и в поведенческом отношении момент. Психолог должен чувствовать себя свободным, сообщая клиенту об окончании времени встречи, анализируя отношения клиента со временем, поскольку за соответствующим поведением могут скрываться весьма важные для психологической проработки основания.

Одежда и имидж консультанта . Одежда, внешний облик и манеры поведения психолога (мужчины или женщины) должны соответствовать общепринятым в обществе стандартам. Излишний макияж, слишком броская, дорогая или, наоборот, чересчур демократизированная одежда, подчеркнуто официальный или нарочито небрежный стиль поведения- все это может сигнализировать о явных или неявных личностных проблемах самого специалиста, подрывая доверие к нему еще до начала совместной работы. Выражение лица, глаз, манеры, одежда - все должно свидетельствовать о здоровом образе жизни психолога-консультанта, сбалансированности его (ее) личности и вселять уверенность в клиента в то, что ему смогут помочь.

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА

И ПРОГНОЗ ПЕРСПЕКТИВ

Психологическая помощь во всех своих разновидностях (от консультирования до внемедицинской психотерапии), если не ограничивается однократной ситуативной консультацией, независимо от формы осуществления, индивидуальной или групповой, как правило, проходит несколько стадий.

  • Алгоритм оказания неотложной помощи. 1. Вызвать машину скорой медицинской помощи
  • Арина - 1.Как Вы считаете, возможно ли при помощи магии достигнуть многого в жизни?
  • Б) неукоснительно выполнять распоряжения ответственного за оказание медицинской помощи при массовых происшествиях
  • Безопасное напряжение и безопасная величина тока. Способы помощи пострадавшим, получившим электротравму

  • В социальной работе применяются различные виды психологических практик. Являясь психологическими по существу, они направлены на решение задач социализации, совершенствование социума. Отношение психолога к основным категориям психологической науки и определяет его исходную, методологи­ческую позицию в решении психологических задач клиента.

    Понятие «клиент» впервые широко стал использовать американский психолог К.Роджерс вместо ранее использовавшегося слова «пациент». При этом по утверждению К.Роджерса (1942) клиент знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема и вместе с психологом может сам найти её решение.

    При взаимодействии психолога и клиента основное значение имеет содержание заказа на его работу. Именно содержание заказа определяет профессиональную позицию психолога при выборе системы оценок клиента, благодаря которой он воспринимает психологическую информацию и создает необходимые условия для формулирования содержания зака­за в психологическую задачу. В этот момент у психолога и возникает вопрос о том, каким образом решать психологическую задачу клиента. Одной из главных составляющих позиций является обобщенная психологическая теория или содержание научных знаний практического психолога. Именно обобщенная психологическая теория и дает возможность ответить на вопрос, как решать психологические задачи клиента.

    Прежде, чем рассмотреть основные виды психологической практики при оказании психологической помощи человеку, приведем некоторые ключевые понятия и категории, принятые в социальной работе и, прежде всего понятия «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь» (М.В.Фирсов. Б.Ю.Шапиро, 2002).

    Под социальной защитой принято понимать систему мероприя­тий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существо­вания человека.

    Социальная поддержка определяется как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существо­вания «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и дея­тельного существования.

    Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.



    В этом перечне наиболее реализуемым при рассмотрении психологических практик является понятие «социальная помощь ». Рассмотрим возможное содержание психологической помощи при взаимодействии психолога с клиентом. Сразу договоримся, что одно слово «помощь» мы будем рассматривать как «псевдонаучный» термин, который только в слово­сочетании «психологическая помощь» или как «социальная помощь» теряет этот оттенок псевдонаучности. Именно так мы будем определять и описывать содержание психологической помощи – как цели профессиональной позиции психолога при его взаимодействии с клиентом.

    1. Оказание клиенту психологической помощи через сообщение ему объективной психологической информации. Этим занимается психологическая диагностика (психодиагностика) - одно из направлений практической психологии. Благодаря психодиагностике решаются многочисленные задачи изучения социально-психологических характеристик личности, а также коллективов, воспитательных и экономических отношений. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информа­ции и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам выраба­тывает отношение к полученной информации, и сам принимает ре­шение об ее использовании.

    2. Психологическая коррекция предполагает организован­ное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психичес­кого развития. Психолог работает с такими понятиями как:

    а) возрастная норма освоения какого-то вида деятельности (чте­ния, письма, счета и т.п.),

    б) индивидуальный темп ее освоения.

    При психологической коррекции содержание психологической помощи состоит в том, что для клиента разрабатывается индивидуальная программа психологической коррекции ус­воения какого-то вида деятельности в соответствии с общественными требованиями к ней.



    3. В социальной работе широко применяется психологическая консультация. Консультирование - это двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей про­блемы, пониманию необходимости действовать и осуществлять адекватные действия. К психологическому консультированию прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди и т. д. По результатам этой работы строится их индивидуаль­ная и групповая деятельность. Психологическое консультирование как вид психологи­ческой помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Цель психологического консультирования заключается в обеспечении человека продуктивным существованием в кон­кретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связа­на, прежде всего, со способностью человека находить как можно больше возмож­ных вариантов поведения, возможно большее количество понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь воз­можность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. Это дает возможность соответствовать данной культуре и рефлектировать в ней.

    4. Углубленный характер по отношению к личности носит психотерапия. Психотерапия как вид психологической помощи пред­полагает активное воздействие психотерапевта на личность клиента. Она ориентирована на целостные психологические преобразования в структуре личности. Клиент психолога как психотерапевта - это человек, требующий реконструкции его личности. Другими словами, это больной человек, которому требуется организованное воздействие на его психическую реальность с целью ее восстановления или реконструкции. По этому при­знаку различные психотерапевтические методы, применяемые в социальной работе, отличаются системностью, силой воздействия. Практически чаще всего психотерапия осуществляется на фоне медикаментозного воздействия на клиента и выступает как вспомогательный метод лечения. Наряду с этим в качестве психотерапевтических методов могут использоваться разнообразные формы тренингов, «погружения», игр, и др.

    Если в психологическом консультировании ответствен­ность за результаты, связанные с изменением продуктивности личности, распределяется между психологом иклиентом, то в психотерапии, особенно на первых ее этапах, ответствен­ность за реконструкцию личности клиента несет психолог–психотерапевт .

    Наряду с рассмотренными основными видами психологических практик в настоящее время широко используются и другие психологические практики.

    Так, необходимым методом социальной работы выступает психологический отбор. Он применяется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения области переобучения кадров, комплектования групп.

    Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они включают реципиентов в соци­альную деятельность так, что они лучше осознают социальную ситуацию, развивают самооценку, приспосабливаются к изменя­ющимся условиям жизнедеятельности.

    Социально-психологический тренинг и аутотренинг сделались довольно типичными видами психологических практик, используемых в социальной работе. Они привлекают оперативным формированием социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Особенно эффект достигается, когда обеспечивается перенос сформированных подструктур в реальные условия учебной, трудовой и другой деятельности человека.

    Четко выраженный психологический характер носят методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки. Благодаря их применению, клиент осознает недостатки в структуре собственной личности, выраба­тывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующим обобщением и переносом социально-психических образований в новые условия своей жизнедеятельности.

    Различные виды психологических практик сейчас все шире используются в различных государственных и негосударственных структурах (общественных, коммерческих и т.д.)

    В качестве примера назовем только некоторые из них:

    · Кабинеты социально-психологической помощи семье,

    · Телефон психологической помощи (телефон «доверия»)

    · Психологическая служба образования

    · Психолог – профконсультант районной службы занятости населения,

    · Психотерапевтические кабинеты,

    · Отделения пограничной психотерапии и др.

    Учитывая возрастание различных невротических расстройств, связанных со стрессами, других проблем растет значение психологической помощи, увеличивается и число различных организаций, в которых оказывается соответствующая психологическая и психотерапевтическая помощь. Так, например, количество психотерапевтических кабинетов за последние 10 лет увеличилось в 4 раза.

    В тоже время, например, в настоящее время существует острая потребность в разноплановом рынке наркологической помощи, где, кроме, медикаментозной, нужна еще психотерапевтическая и психологическая помощь. В западных странах она составляет 2/3 лечения алкоголиков и наркоманов. Сегодня этот рынок постепенно формируется, хотя и не такт быстро, как хотелось бы.

    Психологическая диагностика

    Психологическая диагностика – психологическое обследование индивида для выявления его индивидуально-психологических особенностей и возможных отклонений от психической нормы. Психологическая диагностика (сокращенно – психодиагностика) проводится различными лабораторными и клиническими способами. Для исследования широко используются комплексы различных психодиагностических тестов.

    Психодиагоностику можно рассматривать как теоретическую дисциплину или как определенное направление практической психологии.

    Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы, должна проводится теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом, психодиагностика, с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с дру­гой - конкретное воплощение теоретических построений как способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. В этом случае, для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы:

    1. Как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности.

    2. Каким способом зафиксировать их наличие у разных людей.

    Психодиагностика опирается на следующие основные принципы психологии:

    · принцип отражения – суть его заключается в том, что адекватное отражение окружа­ющего обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

    · принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психи­ческих явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

    · принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале пси­хической реальности при условии их нетождественности;

    · принцип единства сознания и деятельности. Сознание и психика форми­руются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием, психикой;

    · личностный принцип требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза. Этот принцип указывает на различия между общей я дифференциальной психологией и одновременно раскрывает их внутреннее единство.

    Указанные принципы положены в основу разработки психодиагностических методик как способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

    Результат работы психолога в области теоретической психодиагностики является методика или метод получения психологической информации, который может быть передан для использования коллегами в практику, так как этот результат не является уже компонентом личностного мышления психолога. Другими словами, психодиагностическая методика является в свернутом виде решенной психологической задачей, где есть:

    · способ получения психологической информации,

    · возможные ее варианты,

    · значение этих вариантов (или интерпретация с точки зрения автора методики).

    Многие методики в психологии носят имена их авторов, например, тест Роршаха, тест Айзенка, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равена и т. п. Это подчеркивает главную особенность методик, которая заключается в том, что в их содержании отражается авторская психологическая теория и авторское мировоззрение. Именно они позволяют выделять соответствующие параметры психической реальности, ставить в отношении их психодиагностические вопросы и успешно решать их.

    Практическая психодиагностика выступает как применение в реальных, жизненных условиях и конкретных обстоятельствах результатов работы теоретической психодиагностики – методов и методик . Поэтому работа практического психолога–психодианостика требует в первую очередь знания правил применения методов и методик. Это те профессиональные навыки применения, которые складываются на основе научного знания и непосредственного опыта работы с методикой, в том числе с теми её аспектами, которые не могут быть включены в отрефлексированное научное знание. В последнее, входят такие важнейшие личностные особенности человека, как интуиция, индивидуальный опыт, индивидуальный стиль мышления и другие особенности индивидуального профессионального стиля. Это тот уровень овладения методикой, когда психолог-психодиагност по своему впечатлению об обследуемом клиенте может точно предсказать его результаты работы с той или иной методикой. За этим стоит большой опыт и профессиональная наблюдательность, точность восприятия человека и ситуации взаимодействия с ним. Основная научная категория, с которой работает практический психолог-психодиагност – это категория возрастной нормы развития личности и возрастной нормы её психического развития.

    Чтобы решение задач взаимодействия с клиентом было корректно, практический психолог-психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности и достоверности. Кроме этого, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми участниками ситуации диагностического обследования.

    Как направление практической психологии психодиагностика чаще всего используется в целях экспертизы, психологической коррекции, профессиональной ориентации и профессионального отбора. В западных странах психодиагоностика часто применяется также для установления умственного развития (по А.Бине) и измерения коэффициента умственного развития IQ (по Айзенку).

    Таким образом, практический психолог-психодиагност, в отличие от психолога, занимающегося теоретической психологией, работает с конкретной уникальной ситуацией, даже если это ситуация массового обследования. Уникальность ситуации состоит в том, что это каждый раз новые отношения с заказчиком, клиентом или пользователем психологической информации, которые психологу надо решать как этические или нравственные задачи взаимодействия.

    Психологическая коррекция

    Практический психолог пользуется психодиагностической информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкрет­ным человеком или группой людей. Другими словами, психолог, занимаю­щийся коррекцией, работает по следующей схеме:

    а) что есть?

    б) что должно быть?

    в) что надо сделать, чтобы стало должное?

    Основной научной категорией, направляющей решение этого вопроса, является категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный переход в работе практического психолога. Представляется важным выделить в этой категории следующие уровни её анализа:

    1. Нейропсихологический;

    2. Общепсихологический;

    3. Возрастно-психологический.

    На первом - нейропсихологическом - уровне практический психолог, анализируя психодиагностические данные, может сделать заключение о мозговой организации исследуемою явления (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская и др.). Знание о функциональной организации мозга, о локальных поражениях мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе.

    Общепсихологический уровень анализа содержания норм психологического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека.

    Возрастно – психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение практическим психологом.

    Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществле­ния определяется представлением психолога о содержании своей коррективной работы. Психологическая коррекция - это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека. При этом психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов на действия человека. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде.

    Анализ опыта практической работы показывает, что психологическую информацию для организации психологической коррекции мы можем получить и использовать только тогда, когда решим вопрос и содержание нормы анализируемого явления. Вот несколько примеров:

    · что надо сделать, чтобы ребенок читал так быстро, как все дети в его классе;

    · что надо сделать, чтобы увеличить объем его памяти;

    · что надо сделать, чтобы научиться поражать цель в тире;

    · что надо сделать, чтобы сосредоточится быстро на своей работе.

    В последнее время изучение психологии человека стало очень популярно. На западе консультационная практика специалистов этой области существует уже довольно давно. В России же это относительно новое направление. Что же такое психология? Каковы ее основные функции? Какими методами и программами пользуются психологи для помощи людям в трудных ситуациях?

    Понятие психологии

    Психология - это которой является изучение механизмов функционирования человеческой психики. Она рассматривает закономерности в различных ситуациях, возникающие при этом мысли, чувства и переживания.

    Психология - это то, что помогает нам глубже разобраться в своих проблемах и их причинах, осознать свои недостатки и сильные стороны. Ее изучение способствуют развитию в человеке моральных качеств и нравственности. Психология - это важный шаг на пути к самосовершенствованию.

    Объект и предмет психологии

    В качестве объекта психологии должны выступать некие носители явлений и процессов, изучаемых этой наукой. Таковым можно было бы считать человека, однако по всем нормам он является субъектом познания. Именно поэтому объектом психологии принято считать деятельность людей, их взаимодействие друг с другом, поведение в различных ситуациях.

    Предмет психологии постоянно менялся с течением времени в процессе развития и совершенствования ее методов. Изначально в качестве него рассматривалась душа человека. Затем предметом психологии стало сознание и поведение людей, а также их бессознательное начало. В настоящее время существует два взгляда на то, что же является предметом этой науки. С точки зрения первого, это психические процессы, состояния и свойства личности. Согласно второму ее предмет - это механизмы психической деятельности, психологические факты и законы.

    Основные функции психологии

    Одной из важнейших задач психологии является изучение особенностей сознания людей, формирование общих принципов и закономерностей, по которым действует индивид. Эта наука выявляет скрытые возможности психики человека, причины и факторы, влияющие на поведение людей. Все вышеперечисленное представляет собой теоретические функции психологии.

    Однако, как и любая имеет практическое применение. Ее значение заключается в помощи человеку, выработке рекомендаций и стратегии действия в различных ситуациях. Во всех сферах, где людям приходится взаимодействовать друг с другом, роль психологии неоценима. Она позволяет человеку правильно выстроить отношения с окружающими, избежать конфликтов, научиться уважать интересы других людей и считаться с ними.

    Процессы в психологии

    Психика человека представляет собой единое целое. Все процессы, происходящие в ней, тесно взаимосвязаны и не могут существовать один без другого. Именно поэтому деление их на группы очень условно.

    Принято выделять следующие процессы в психологии человека: познавательные, эмоциональные и волевые. Первые из них включают в себя память, мышление, восприятие, внимание и ощущения. Их главная особенность состоит в том, что именно благодаря им реагирует и отвечает на воздействия со стороны внешнего мира.

    Формируют отношение человека к тем или иным событиям, позволяют оценивать себя и окружающих. К ним относятся чувства, эмоции, настроение людей.

    Волевые психические процессы представлены непосредственно волей и мотивацией, а также проактивностью. Они позволяют человеку контролировать свои действия и поступки, управлять поведением и эмоциями. Кроме того, волевые процессы психики отвечают за способность добиваться поставленных целей, достигать желаемых высот в тех или иных сферах.

    Виды психологии

    В современной практике существует несколько классификаций видов психологии. Самой распространенной является разделение ее на житейскую и научную. Первый вид основывается прежде всего на личном опыте людей. Житейская психология имеет интуитивный характер. Чаще всего она очень конкретна и субъективна. Научная психология - это наука, основанная на рациональных данных, полученных при помощи экспериментов либо профессиональных наблюдений. Все ее положения продуманы и точны.

    В зависимости от сферы применения выделяют теоретический и практический типы психологии. Первый из них занимается изучением закономерностей и особенностей психики человека. Практическая психология ставит в качестве основной задачи оказание людям помощи и поддержки, улучшение их состояния и повышение продуктивности деятельности.

    Методы психологии

    Для достижения целей науки в психологии применяются различные методы изучения сознания и особенностей поведения человека. В первую очередь к таковым относится эксперимент. Он представляет собой моделирование той или иной ситуации, провоцирующей определенное поведение человека. При этом ученые фиксируют полученные данные и выявляют динамику и зависимость результатов от различных факторов.

    Очень часто в психологии используется метод наблюдения. С помощью него могут быть объяснены различные явления и процессы, происходящие в человеческой психике.

    В последнее время широко используются методы анкетирования и тестирования. При этом людям предлагается ответить на определенные вопросы за ограниченное количество времени. На основе анализа полученных данных делаются выводы о результатах исследования и составляются определенные программы по психологии.

    Для выявления проблем и их источников у конкретного человека применяют Он основывается на сопоставлении и анализе различных событий жизни индивида, ключевых моментах его развития, выявлении кризисных этапов и определяющих ступеней развития.

    Систематическим описанием процесса оказания психологической помощи занимается консультативная психология. Оказание психологической помощи в той или иной форме является консультативной практикой .

    По результатам психологических исследований слово «помощь» в сознании людей прежде всего ассоциируется с поддержкой, заботой, состраданием, пониманием, которые необходимы каждому человеку, независимо от специфики решаемой проблемы. Психологическая поддержка в консультативной психологии выражается через позитивное отношение, то есть через выявление позитивных сторон и ресурсов человека .

    Психологическая помощь – оказание человеку поддержки, а также представлении человеку информации о его психическом состоянии и активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо и неврозоустойчивости .

    Выделяют следующие основные формы оказания психологической помощи :

    1. Психологическое консультирование.

    2. Психологическая коррекция.

    3. Психотерапия .

    Существует проблема разграничения основных форм психологической помощи. Выделяют критерии:

    · Степень воздействия на другого человека . В психологическом консультировании воздействие минимально. Психотерапия же характеризуется максимальным воздействием на клиента.

    · Контингент, с которым работает психолог . Большинство исследователей считают, что:

    – психоконсультирование и психокоррекция работают со здоровыми людьми;

    – психотерапии (особенно клинической) соответствует контингент, выходящий за рамки нормы, имеющий патологические состояния.

    В отечественной психологии различают:

    Психотерапия:

    1) клинически ориентированная – субъектом является врач-психотерапевт. Объект – пациент. Цель – ликвидация симптомов;

    2) личностно-ориентированная – субъектом является врач, психолог, социальный работник. Объектом – больной или здоровый клиент. Цель – личностные или межличностные изменения.

    3) Неврачебная психотерапия. Субъект – психолог, объект – клиент. Цель – оптимизация взаимоотношений.

    4) Психологическая коррекция. Одни считают, что субъектом должен быть врач, другие – психолог. Объектом может быть и клиент, и больной. Цель – исправление тех или иных расстройств и нормализация психической деятельности.

    Различают психокоррекцию:

    – краткосрочную;

    – среднесрочную – до 15 встреч;

    – долгосрочную – несколько лет.

    5) Психологическое консультирование. Субъект – психолог-консультант и социальный работник. Объект – клиент, семья, группа. Цель – адаптация к жизни за счет активизации жизненных ресурсов .

    Психотерапия в буквальном переводе означает «лечение души». Возникла в медицине. Психотерапия – система медико-психологических средств, применяемых врачом при лечении различных заболеваний .

    Психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков в психологии или поведении психически здорового человека. Очень часто проводится или как профилактика психических заболеваний, или как реабилитация .

    Психологическое консультирование – совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решения относительно брака, семьи, карьеры, совершенствования личности и межличностных отношений .

    Психология — дисциплина, изучающая поведение человека и его психические реакции с научной точки зрения. Она включает в себя символьные интерпретации анализа социального поведения. Существует много видов психологии : когнитивная психология , аномальная психология и т.д.

    Много лет психологов интересовало поведение человека. Восприятие, личностные свойства, познание, поведение, реакции и эмоции не только отражают огромное разнообразие умственных способностей человека, но и влияют на наши взаимоотношения в обществе. Анализ сознательных и бессознательных процессов, происходящих в сознании человека, также находится в ведении науки Психология применяется во многих сферах деятельности человека. Наши реакции на бытовые вопросы на работе или дома отражают состояние здоровье нашей души.

    Виды психологии:

    Психология исследует человека как личность , изучает семью и общество для того, чтобы понять какие существуют психические функции и триггеры для необъяснимых факторов социального поведения человека. Различные виды психологии исследуют нервные процессы в сознании человека. Исследования естественных наук служат источником задач для психологии. Среди отраслей психологии выделяют следующие:

    Клиническая психология

    В этой отрасли психологии, исследования направлены на то, чтобы помочь человеку избавляться от стресса и различных дисфункций, происходящих по различным психологическим причинам. Клиническая психология помогает лучшему развитию личности, росту эмоционального и физического благополучия. Психологи, занимающиеся исследованиями в этой области, изучают судебные показания и случаи клинической нейропсихологии. Специалисты используют специально разработанные и адаптированные модели терапии для создания терапевтического альянса . Последующее изучение психологических проблем помогает определять и применять новые формы мышления и поведения.

    Аномальная психология

    Как следует из названия, эта отрасль психологии занимается исследованием ненормального поведения человека. Цель аномальной психологии: понять изменения в естественных и аномальных моделях взаимодействия, выбираемых человеком. Аномальная психология использует методы и приемы психопатологии и клинической психологии для исследования причин психических расстройств. Эта область психологии изучает признаки неадекватного состояния человека при нарушении каких-либо функций или стрессе.

    Когнитивная психология

    Эта отрасль психологии изучает психические процессы, определяющие поведенческие особенности человека. В когнитивной психологии проводятся эксперименты с обучением, восприятием, памятью и вниманием человека с целью разработать методы эффективной обработки информации. Именно по этой причине, когнитивную психологию еще называют экспериментальной психологией . Когнитивная психология – это результат вклада различных нейробиологов, логиков и лингвистов, которые определяют важность не только теоретических разработок, но и их формализации и применения.

    Сравнительная психология

    Этот вид изучает модели поведения животных. Эта отрасль науки имеет важное значение в психологическом исследовании. Сравнительные результаты данного направления психологии помогают выявить характерные общие черты в поведении человека и животных и доказать их эволюционную связь. Изучение поведения животных также позволяет психологам получить более глубокое понимание человеческой психологии . Эксперименты, проводимые с животными, помогают лучше изучить и понять эмоции и поведение человека.

    Консультативная психология

    Изучает межличностные отношения. Эта отрасль психологии акцентирует внимание на социальных, эмоциональных вопросах в образовательной и профессиональной сфере, связанными с серьезными изменениями в поведении людей. Психологи-консультанты применяют методы консультативной психологии.

    Психология развития

    Эта наука в основном сосредоточена на изучении процесса развития человеческого разума. Все усилия направлены на более глубокое понимание восприятия и развития. Объектом изучения психологии развития служит интеллектуальное и нравственное развитие человека. Пристальное внимание исследователи уделяют триггерам поведения в естественных условиях и при воздействии физических факторов.

    Педагогическая психология

    Эта отрасль психологии изучает образовательный процесс. Психологи проводят эксперименты на основе данных образовательной и социальной психологии, получаемых в школах и колледжах. Педагогическая психология помогает разрабатывать эффективные методы обучения.

    Биологическая психология

    Изучает психическую составляющую человека в биологическом срезе. Эта отрасль психологии изучает поведение человека на основе реакций его нервной системы. Большая часть исследований проводится с помощью экспериментов с поведенческими и когнитивными данными нейронауки. Цель: понять функции мозга в отношении различных психологических триггеров и процессов. Исследования биологической психологии помогают установить связи между реакциями мозга человека и его поведением.

    Другие виды психологии:

    Эволюционная психология : Наука о генетическом воздействии на ментальные шаблоны и поведение человека.
    Психология здоровья : Наука о психологическом воздействии на психическое и физическое здоровье человека.
    Юридическая психология : Изучение мотивов решения присяжных, доказательств и показаний очевидцев.
    Психология личности : изучает личностные черты, поведение и эмоции человека.
    Судебная психология : исследует клиническую оценку показаний для зала суда.
    Количественная психология : изучает статистические модели для психологического измерения черт личности.
    Социальная психология : изучает психические процессы, влияющие на специфические реакции на социальные стимуляторы.
    Глобальная психология : изучает вопросы, связанные с глобальными проблемами в области устойчивого развития.