Комплектующие        13.10.2019   

Почему мы осуждаем других людей? Что такое осуждение

Осуждение других — любимое занятие большинства людей.

Со смирением никак не совместимо осуждение ближних и обидчивость. Если мы осуждаем других или обижаемся, когда нас чем-либо оскорбят, то у нас вовсе нет никакого смирения.

Критика всегда причиняет боль человеку, либо наносит вред. Если кто-то спрашивает ваше мнение, постарайтесь избежать таких формулировок, которые приблизились бы к осуждению или критике.

Ученый муж, опустившийся до восхваления и осуждения чужого нрава

и поведения, теряет мудрость в хитросплетениях двойственности.

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам» (Лк. 6, 37–38) . Евангелие от Луки.

Осуждение как качество личности – склонность негативно о ком-то или о чем-то высказываться, судить, недоброжелательно оценивать окружающих.

Человек притягивает в свою жизнь то, что осуждает. Жил-был царь. Он считал своим долгом помогать всем, кто приходил к нему за помощью. И для этого каждое утро сам участвовал в раздаче пищи неимущим. Однажды утром, после ежедневной помощи бедным, он отправился на конюшню. Там он сильно разозлился на своих слуг, т.к. заболела его любимая лошадь. А в это время ко двору пришёл один мудрец. Он пришёл попросить немного еды, но царя не застал на месте. Ему сказали: — Царь недалеко, он в конюшне. И мудрец пошёл на конюшню. Он нашёл там царя, расстроенного и злого. Царь спросил с раздражением: — Зачем ты пришёл? — Я пришёл попросить еды у тебя! — сказал мудрец. Царь ещё больше разгневался, он начал кричать: — Почему ты не пришёл, когда я утром раздавал пищу неимущим?! — Я не знал об этом, — спокойно ответил мудрец. — У меня есть приемные часы! — продолжал кричать царь. — Ты мог прийти в урочное время! На что мудрец абсолютно спокойно отвечал: — Не волнуйся, пожалуйста! Я ухожу, забудь обо мне! Но царь стал злиться ещё больше: — Ну что вы за люди?! У меня есть и другие обязанности. Я ведь тоже живой человек, этого почему-то никто не учитывает. Чего, в конце концов, те надо было?! — Единственное, чего я хотел, — так это немного еды. Но мне от тебя уже ничего не нужно. И мудрец пошёл к выходу. Это царя разъярило ещё больше. Он закричал: — Ты хотел еды?! Так получай! — С этими словами он схватил ком лошадиного навоза и швырнул вслед уходящему мудрецу. Тот взял этот ком, с достоинством поблагодарил царя и спокойно удалился. И приснился ночью царю сон. Во сне он увидел мудреца и огромную кучу навоза. И снится ему, что он спрашивает мудреца: — Что значит появление в моём сне тебя с этой огромной кучей навоза? — Ты слышал о том, что если кто-то что-то отдаёт безкорсытно, то потом это возвращается сторицей? А когда это посылается святому, то возвращается пославшему в тысячу раз больше. Так что теперь это куча навоза твоя! И ты её должен съесть. — Как моя?! И почему я должен есть навоз?! — Вчера, когда я просил тебя о помощи, мне нужна была еда. И ты мне её дал в виде кома навоза. А теперь тебе это вернулось в виде большой кучи. Таков закон Кармы. — Боже мой! Что я наделал?! – Царь в ужасе схватился за голову. Мудрец продолжал: -Я не могу отменить закон Кармы. Помнишь, вчера я пытался тебе помочь — хотел уйти, но ты стал раздражаться, кричать и швырнул это в меня. Я не могу отменить того, что уже произошло, но я дам тебе подсказку. Сделай так, чтобы тебя начали критиковать, осуждать и ругать. Тогда те, кто будет это делать, разделят этот навоз с тобой. Когда кто-то нас критикует, радуйтесь и благодарите критикана – он съедает наш навоз! Вот такой сон увидел царь. Когда он проснулся, то долго размышлял над тем, что увидел во сне. Потом он взял бутылку водки, закурил сигару и пошёл на Ратушную площадь, где на виду у публики устроил скандал, с кем-то подрался, а потом с проституткой под руку разгуливал по площади. Тем самым он своих подданных привёл сначала в состояние шока, а потом – крайнего возмущения. Они стали показывать на царя пальцами, плевать ему в след, смеяться и издеваться над ним. А ему только этого и надо было. Вечером, уставший, но довольный собой, царь лег спать в надежде увидеть продолжение вчерашнего сна и поговорить с мудрецом. И он его увидел, но, к сожалению, куча навоза не исчезла, хотя значительно уменьшилась. — Как же так! — закричал царь. – Ты же сказал, что это сработает. — Всё дело в том, — отвечал мудрец, — что на Ратушной площади был человек, который не стал тебя осуждать и критиковать. — Боже мой! Что же мне делать? Я же царь, мне по статусу не положено питаться навозом. Я даже отравиться могу, если съем это. — Хорошо, я готов тебе ещё раз помочь. Я дам тебе адрес этого человека. Ты его сможешь найти. А дальше поступай как хочешь. Царь переоделся, загримировался до неузнаваемости и пошёл к этому человеку. И когда он нашёл его, то спросил: — Вы наверняка знаете, что вчера случилось в нашем городе. Как вы к этому относитесь? — А что необычного случилось вчера? – вопросом на вопрос ответил этот человек. — Ну как же! Наш царь такое отмочил! — И слышал и видел. Но в этом нет ничего страшного. Просто устал наш царь, и ему понадобилась какая-то разрядка. — Ну как же так! – говорит царь. – Это же форменное безобразие. Он своим поведением подрывает моральные устои общества. На площади ведь и дети были. Нет, этого нельзя оставлять без внимания! Я полагаю создать оппозицию и хочу, чтобы вы возглавили её. У меня есть деньги, я смогу взять на себя финансирование оппозиционного движения. — Нет, я в такие игры не играю! Я не вижу абсолютно ничего плохого в том, что было вчера. Царь от рождения был человеком вспыльчивым, не удержался и на этот раз: — Вот из-за таких, как вы, и происходит падение нравов! Общество будет полностью развращаться! Как же дальше будем жить?! На такие слова этот человек, совершенно спокойно глядя в глаза переодетому царю, сказал: — Ваше величество! Ешьте сами свой навоз!

Прежде всего, за осуждением скрывается гордыня – один из тягчайших грехов. «Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю», – говорит св. Иоанн Златоуст, — «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным…»

Мы хотим, чтобы нас любили и принимали безусловно: без маски, какие мы есть на самом деле. Однако, любить и принимать других людей такими, какие они есть на самом деле мы не желаем. Ни один судья не сможет снами посоревноваться в количестве приговоров, вынесенных за день. Конкуренцию нам мог составить лишь ВЧК. Мы осуждаем правительство, чиновников, политиков, друзей, знакомых, наших близких и, наконец, самих себя.

Осуждение – это добровольная уступка власти над собой в пользу осуждаемого. Осуждая правительство, людей или обстоятельства, мы, тем самым, расписываемся в том, что они имеют власть над нашими мыслями, чувствами и эмоциями. Эксплуатируя наши чувства, внешние факторы берут нас в плен. Например, нас не устраивает чье-то поведение, оно не вписывается в наши нравственные ценности, моральные устои и представления. Мы не можем отвечать за поведение других, а вот за свою реакцию на их поведение отвечаем полностью только мы. В нашей власти сделать выбор: «выпрыгивать из штанов», с пеной у рта доказывая неправоту людей или обстоятельств или остаться спокойным и уравновешенным. Осуждая других, мы приобретаем статус жертвы. Своим осуждением мы создаем избыточный потенциал, вызываем равновесные силы, которые нас «воспитывают» и устанавливают равновесие. Выплеск негативных эмоций, связанный с осуждением, подкармливает своей энергией вечно голодных маятников. Приклеивая к осуждению почтовую марку, мы отсылаем осуждаемым свое здоровье и жизненный тонус. Иными словами, осуждение – это добровольная передача власти над собой предмету осуждения.

Мы осуждаем в других то, что не принимаем в себе . Например, в проявленной форме вы порядочная женщина и прекрасная жена. Вы гордитесь этим и поощряете в себе эту сторону личности. Но это совсем не значит, что в вас отсутствует противоположная сторона – развратная женщина. Вы не принимаете эту сторону своей личности, отвергаете и осуждаете ее. Свое осуждение вы проецируете во внешний мир, осуждая разврат, проституцию и т. п. Порядочная женщина осуждает развратную, чувствуя при этом страх. Развратная женщина в вас испытывает чувство вины от осуждения, но сама, в свою очередь, осуждает в вас порядочную женщину, стараясь вызвать у нее чувство вины. Такое противоборство противоположностей происходит постоянно. Осуждение – это страх своей скрытой, не проявленной стороны личности.

Как вы думаете, что чувствует объект обсуждения, к примеру, жена или муж? Они чувствуют себя плохими, физически ущербными и униженными, как будто их насилуют. Появляется чувство проигравшего крупную сумму игрока. Они испытывают ощущение внутренней бомбардировки души и разума. Возникает защитная реакция и желание напасть на своего «судью». Вполне ожидаемая и понятная реакция: кому ж понравится осуждение? Начав осуждение человека, мы, чего скрывать, запускаем на энергетическом уровне программу его уничтожения . Ответным ударом на энергетическом уровне он возвращает нам наш «подарок» в форме неприятностей и болезней. Обратите внимание на такое обстоятельство: чем выше у человека жизненный тонус, его энергетический уровень, тем более опасно его осуждение. Эта опасность распространяется, прежде всего, на него самого. Когда вы осуждаете какую-либо организационную структуру людей (партию, нацию, государство), мощный энергетический ответ поражает не только вас, но и ваших детей. Когда человек осуждает жизнь как таковую, его дети обречены. Осуждение родителями жизни и человечества отражается на детях. Смерть детей является последствием осуждения родителями мироустройства. Осуждение действует вкрадчиво, в незаметной, накопительной форме, а потому приводит к тяжелым заболеваниям. Чаще всего это онкология.

Когда вы осуждаете других, вы осуждаете самого себя. Ничто так не разрушает человека, как осуждение окружающих. Ломать осуждением индивидуальность человека – это худшее проявление негативного поведения.

А что испытывает «прокурор и судья» в одном лице? У них растет чувство собственной важности. От ощущения своей правоты появляется чувство собственного превосходства. Некоторые получают удовольствие от упавшей на них в момент осуждения силы и власти. Между тем, в теле появляется ощущение напряжения и скованности. Осуждающая мысль становится доминантной в сравнении с остальными. Словом, такое же состояние, как и при стрессе.

Как видим, от осуждения страдают в той или иной форме обе стороны. Это связано с тем, что осуждение вызывает нарушение равновесия в мироздании и поэтому подвергается воздействию равновесных сил. К примеру, у вас в подсознании сложился идеальный образ жены (100%). Женились вы в полусне, клянясь в вечной любви. Но, как говорил А. Пушкин: «Мы знаем: вечная любовь живет едва ли три недели». Проснувшись, вы увидели, что Чмо, бегающее по вашей квартире, едва ли тянет на 10%. « И где же были мои глаза?» — восклицаете вы. Ваш запросный потенциал с жестокой действительностью не совпадает на 90%. Вы начинаете осуждать это, по вашему разумению, нелепое существо и создаете избыточный потенциал (90%) вокруг себя. Все справедливо: насколько плоха жена, настолько должен быть хорош муж. Поскольку вы пока бескрылый ангел, равновесные силы мироздания сделают все, чтобы ликвидировать дисбаланс. Вам остается или развестись или уменьшить напряженность потенциалов. Может, со временем, вы приглядитесь к жене и подумаете: «Да, вроде, и не совсем Чмо. Кое-что в ней начинает мне нравиться». Она почувствует изменение отношения к себе. Начался разворот к лучшему. Дисбаланс исчезнет.

Осуждение всегда сопряжено с излучением негативной энергии . Если вы осуждаете человека за его манеры или походку, то на энергетическом уровне вы становитесь ниже его. Он идет, косолапит и, при этом напевает радостную песенку: «Какой хороший я и песенка моя», то есть излучает позитивную энергию. А вы стали ретранслятором негативной энергии. Так кто «лучше — хуже», кто «хороший — плохой»?

Стремление все оценивать в рамках «хорошо — плохо», правдоискательство, желание быть всегда правым сделало осуждение нашей привычкой. По привычке мы превратились в обвинителей. После темы о погоде и болезнях тема «осуждение» занимает призовое место. Даже своих домашних питомцев мы способны осудить, если их поведение не вписывается в рамки наших представлений. Раз осуждение – это привычка, значит, ее можно заменить другой, но позитивной привычкой.

Как не крути, осуждение – это обратная сторона собственной важности . Подавленный страх перед своей внутренней сущностью побуждает нас к осуждению. Если вы осуждаете себя, вы не можете не осуждать других и наоборот. Вор, с легким сердцем относящийся к своему ремеслу, не осуждает других воров. Может завидовать, но не осуждать. Если же он ворует и осуждает себя за это, он будет осуждать и других воров. Действует принцип: не осуждай других за то, что делаешь сам.

Человек страшится осуждения людей, потому что сам их осуждает . При этом, мы осуждаем иллюзорный образ, созданный в нашем подсознании. Если человек бесчестный, он и мир видит как сборище мошенников, жуликов и проходимцев. Когда человек превращается в копилку раздражения, встретив своего дальнего родственника, он с легкостью может осудить его за раздражение. Дальний родственник будет крайне удивлен такому восприятию своей добродушной личности. Словом, мы видим то, что хотим видеть. Например, думаете, ваши аквариумные рыбки просто тупо смотрят на вас? Нет - они осуждающе молчат. Если вы вышли на улицу, и видите мрачных раздраженных прохожих, остановитесь или вернитесь обратно. Восстановите хорошее настроение и продолжайте свой путь. Восстановить позитивный настрой каждый может самостоятельно по излюбленной им методике. Это отдельная тема для обсуждения.

Об иллюзорности нашего восприятия и надуманности причин осуждения поведает эта притча: Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё. — Посмотри, какое грязное у неё бельё, - сказала она своему мужу. Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания. — Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить. И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула: — О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать! — Да нет, сказал муж, - просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.

Осуждение окружающих вообще может быть беспочвенным. Прекрасное тому свидетельство описываемый случай: Одна женщина сидела в аэропорту и дожидалась посадки на свой самолет. Так как до посадки оставалось еще несколько часов, она купила пакет печенья и устроилась в мягком кресле зала ожидания, достала книжку и стала читать. Она с интересом читала книгу, и вдруг заметила то, что рядом сидевший мужчина, берет печенье из ее пакета, без спроса. Это ее напрягло, она сделала вид что не заметила, как будто ничего не произошло. Она читала, ела печенье и периодически смотрела на часы в ожидании посадки на самолет, а «вор» сидевший рядом в наглую опустошал пакет с печеньем. Все сильнее и сильнее женщина негодовала внутри себя. Она хотела просто врезать ему по физиономии за такую наглость. Она брала печенье из пакета, и он брал печенье из пакета. Когда осталось последнее печенье в пакете, она подумала, что он будет делать. Он без всякого зазрения совести, взял печенье, улыбнулся, поломал пополам и половинку протянул ей. Женщина, резко выдернув свою половинку из его руки, подумала, какой грубиян и нахал. Никогда в своей жизни она не испытывала такого негодования и ярости. Когда объявили о посадки, она встала со своего места и направилась к терминалу, не желая даже смотреть в его сторону. Она зашла в самолет и уселась на свое место, она открыла сумку, чтобы взять книгу, которую уже почти дочитала. И тут она увидела то, что шокировало ее. Она просто замерла и смотрела на запечатанный пакет с печеньем, который лежал в ее сумке. Это означало, что все это время, она ела его печенье, и он делился с ней. Женщина поняла, что это она оказалась грубиянкой, вором и не благодарным человеком.

Многие считают, что жить в нашем обществе без осуждения невозможно. А что если осознанно выбросить осуждение на помойку, заменив его предпочтением. В этом понятии сплошной позитив. Предпочтение – это большая симпатия к одной вещи, чем к другой. Это благосклонное отношение к чему-то. Это предрасположенность к чему-то или кому-то. Словом, произносишь слово, и душа радуется. В слове «предпочтение» отсутствует опасность. «Я предпочитаю ездить поездом и ничего страшного, если я не полечу самолетом», — в этой фразе только спокойствие и отсутствие всякой значимости. Ранее вы сказали бы с осуждением: «Самолет – опасный вид транспорта!». Теперь вы скажете: «Я предпочитаю поезд, а не самолет». В чем отличия двух подходов? В предпочтении всегда есть два (или более) представлений. В данном примере поезд и самолет. Мы можем сравнивать. В осуждении мы имеем дело только с тем, что осуждаем. В данном примере объектом осуждения стал самолет. Сравнивать мы не можем. Что вам больше по душе? «Я не буду в такую жару есть твой дурацкий борщ» или «Я предпочитаю окрошку борщу». «Я терпеть не могу этого Васю» или «Я предпочитаю встречаться с Колей, а не с Васей». Куда приятней услышать второй вариант ответа. Как видим, у предпочтения больше оснований стать надежной основой для разрешения проблем в тех случаях, когда у вас появляется расхождение во мнениях с другими людьми.

Девушка ехала в электричке. В окно билась бабочка — летела на солнце, окно закрыто, она уже вся обессилела, а сидящие рядом люди были абсолютно равнодушны к её мукам. Девушка наблюдала и нервничала всё больше и больше, в конце концов, не выдержала и поймала эту обессилевшую бабочку. Когда электричка остановилась на очередной станции, выпустила её в окно. Бабочка неуверенно встрепенулась на ее ладони, расправила крылышки и полетела. Она облегчённо вздохнула. Но потом целый день с гневом вспоминала этих равнодушных людей, осуждала их (про себя). Вечером вернулась на дачу, занесла на летнюю кухню пакет с продуктами и плюхнула его на пол. Не увидела, что на полу сидела точно такая же бабочка — девушка её убила. Обнаружила на следующий день, когда подняла пакет. Мораль: не осуждай! Иначе обстоятельства и тебя заставят совершить точно такой же грех.

Петр Ковалев

Осуждение - что происходит с душой, когда осуждаешь?

Почему христианство так категорично запрещает осуждение ближнего? Ведь осуждение происходит отнюдь не за выдающиеся заслуги и добродетели, а за безнравственное поведение. Или, выражаясь языком христианской аскетики, - за грехи. Но разве грех, с точки зрения Церкви, не достоин порицания?

Эммануил Кант говорил, что более всего в мире его изумляет вид звездного неба над нами и нравственный закон внутри нас. Этот закон совести является универсальным для всего человечества и не зависит от культурных, национальных или религиозных различий между людьми. Стремление к добру так же естественно для каждого из нас, как, например, способность мыслить, разговаривать или ходить на задних конечностях. Поэтому заповеди «не убий», «не укради», «не желай жены ближнего своего» даже для человека, который еще только знакомится с жизнью Церкви, не становятся открытием чего-то принципиально нового и неожиданного. Но вот евангельская заповедь о неосуждении очень часто вызывает недоумение и целый ряд вопросов.

Ведь если муниципальный чиновник покупает себе иномарку, по стоимости равную его жалованию за двадцать лет беспорочной службы, то осуждение вызывает вовсе не его любовь к качественной и удобной технике. Женатого мужчину, который завел себе роман на стороне, знакомые осуждают совсем не за то, что он примерный отец, а спившегося саксофониста - отнюдь не за его виртуозное владение музыкальным инструментом. Ни один, даже самый пристрастный, дотошный и въедливый критик не станет порицать кого-либо за добрые и полезные дела. Поводом к осуждению может стать лишь безнравственное поведение, неблаговидный поступок или преступление.
Но почему же тогда Церковь так настойчиво призывает христиан никого не осуждать ни делом, ни словом, ни даже мыслью? Ведь очень часто бывает, что человек явно грешит на глазах у всех, и никаких сомнений в его греховности не может возникнуть даже у самого наивного альтруиста и романтика.

В большинстве традиционных религий осуждение и даже наказание подобных людей является нормой. В древнем Израиле, например, благочестивые иудеи должны были до смерти забить камнями грешников, уличенных в супружеской измене. А в тех мусульманских странах, где в основе уголовного права лежит шариат, взятому с поличным грешнику и сегодня грозит тяжкое физическое наказание, вплоть до смертной казни. С точки зрения обычной человеческой логики, это вполне нормально: преступление требует наказания, а грех - возмездия.

Однако евангельский принцип отношения к грешникам решительно противоречит подобному рассуждению. Своей земной жизнью Иисус Христос показал людям ту норму человечности, к которой все мы призваны, и поэтому любой поступок Христа, описанный в Евангелии, является эталоном поведения для каждого человека, искренне стремящегося исполнить волю Божию.

Что же говорит Евангелие об отношении Христа к грешникам? Только одно: Он их не осуждал, но относился к ним с любовью и жалостью. Христос не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин 8:11); не осудил жителей Самарянского селения, отказавшихся дать Ему пищу и кров (Лк 9:51-56); и даже Иуду, пришедшего предать Его на мучительную смерть, Господь не исключил из числа Своих друзей (Мф 26:50). Более того: первым человеком, которого Христос ввел в Рай, был покаявшийся бандит и убийца, распятый за свои грехи (Лк 23:32-43). Евангелие упоминает лишь одну категорию людей, которая подверглась резкому осуждению Христа. «Змиями» и «порождениями ехидниными» Господь назвал первосвященников, книжников и фарисеев. Это была религиозная элита иудейского народа - то есть именно те люди, которые как раз и считали себя вправе осуждать грешников.

В чем же причина такого парадоксального отношения к грешникам в христианстве и почему в Православии любая форма негативной оценки даже очевидно согрешившего человека считается тягчайшим грехом? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала выяснить: а как вообще понимается грех в Православии?

В греческом языке грех часто называется словом «амартиа», что в буквальном переводе на русский означает «мимо цели», «промах». До грехопадения любое действие человека имело своей целью исполнение благой воли Божией о нем самом и о мире вокруг него. Но когда человек отпал от своего Создателя, эту ясную и высокую цель от него заслонило множество других, мелких и противоречивых. Все его свойства и способности остались прежними, но вот употреблять их человек стал неподобающим образом. Так стрелок с помутившимся зрением по-прежнему способен натянуть тугую тетиву своего лука и пустить стрелу, но вот куда она попадет - большой вопрос. Скорее всего, такой выстрел вслепую окажется именно «амартиа», то есть - мимо цели.

Вот как пишет об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «Со времени преступления Адамова растлились все естественные силы человеческого естества, то есть ум, память, воображение, воля, чувство, которые все совмещаются в частях души… Растлились, но не уничтожились. Почему человек может умствовать, но не может умствовать правильно; может действовать, но действовать неразумно. По сей причине все, что он думает и придумывает, что загадывает и предпринимает, к чему сочувствует и от чего отвращается, все это криво, косо, ошибочно». Иначе говоря, грех в Православии понимается как неправильно, не вовремя и невпопад реализованный импульс человеческой природы, который сам по себе вполне здоров, но, будучи употребленным не по назначению, стал вредным и опасным для человека.

Грех осуждения не является исключением из этого правила. В его основе лежит все тот же изумлявший Канта нравственный закон стремления человека к добру. Создав человека безгрешным, Бог вложил в его природу совесть как способность отличать добро от зла, - и ненависть к греху как защитную реакцию на столкновение со злом. Поэтому, когда первые люди согласились в райском саду на уговоры сатаны и вкусили плодов с запретного древа, они не стали жертвами обмана или собственного неведения. Грехопадение было сознательным актом нарушения ими воли Божией и голоса собственной совести.

Отпав от Бога, человек потерял Рай, - но эту естественную способность распознавать зло и ненавидеть грех он сохраняет по сей день. Правда, с одной печальной оговоркой: после грехопадения человек отчетливо видит зло, но только в других людях, и ненавидит он теперь исключительно чужие грехи. Такое духовное устроение и порождает отношение к окружающим, которое принято называть в православной традиции - грехом осуждения.

Неверно употребленная способность, словно чудовищный бинокль неимоверно увеличивает перед нашим духовным взором все недостатки окружающих и их злые дела. Но когда мы через этот же бинокль пробуем взглянуть уже на самих себя, он начинает столь же неимоверно уменьшать все наши грехи, делая их в наших глазах мелкими, ничтожными и не заслуживающими внимания.

Как это ни странно, но такое стремление не видеть себя грешным и плохим тоже имеет основание в чистой богоданной природе человека и является не чем иным, как искаженным чувством святости, которая была свойственна нашему естеству до грехопадения.

Парадокс греха осуждения заключается в том, что, взявшись судить о недостатках и грехах другого человека, мы на самом деле судим себя, хотя, как правило, даже не подозреваем об этом. Осуждая кого-либо, мы устанавливаем некий уровень нравственной оценки человеческого поведения, ниже которого и сами не имеем права опускаться. Скажем, осудив в душе грубияна-начальника, орущего на подчиненных по поводу и без повода, мы тем самым, определяем и для себя категорическую недопустимость подобного поведения. Однако, вернувшись с работы домой, можем тут же сорвать накопившиеся за день раздражение и усталость на ни в чем не повинных родственниках. И поэтому осуждение, которое днем было адресовано несдержанному начальнику, теперь с полным правом должно быть употреблено уже по отношению к нам самим. Так проявляет себя удивительный закон духовной жизни, который преподобный Иоанн Лествичник формулировал следующим образом: «Если в самом деле истинно, что …каким судом судите, таким будете судимы (Мф 7:2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает».

Причина такой жесткой зависимости в том, что в другом человеке мы можем опознать и осудить лишь те греховные наклонности, которые есть в нас самих, даже если этому человеку они вовсе не свойственны. Мы не видим души человека, не знаем его внутреннего мира, и поэтому очень часто приписываем чужим поступкам то значение, которое нам подсказывает наш собственный греховный опыт. Так, например, увидев человека, входящего среди ночи в круглосуточный магазин, бандит может принять его за своего коллегу, который собрался ограбить эту лавочку. Пьяница, глядя на того же позднего покупателя, решит, что тот прибежал за очередной порцией выпивки. А любитель амурных приключений подумает, что этот человек собрался к любовнице и хочет купить по дороге торт, цветы и шампанское. Каждый судит о нем в меру своих представлений, обусловленных их собственным навыком к тому или иному виду греха. А человек-то всего-навсего пришел купить молока для больной дочки…

Так чего же он стоит, такой наш суд? Ведь все, что мы можем знать друг о друге, по большому счету укладывается в эту печальную схему: мы видим лишь внешность чужих дел, но совершенно не представляем себе их смысла и внутренней мотивации. Наблюдая чужие поступки, мы наивно пытаемся дать справедливую оценку совершившим их людям. Но не так судит Бог, который смотрит не на дела, а на сердце человека, знает все обстоятельства его жизни, движения его души, и совсем по-другому оценивает даже то, что, вне всякого сомнения, является грехом в наших глазах.

Очень хороший пример, поясняющий, как это может быть, приводит в своих поучениях преподобный Авва Дорофей - христианский подвижник, живший в VII веке. Он рассказывает, как на невольничьем торге были выставлены на продажу две совсем маленькие девочки, и одну из них купила благочестивая христианка, мечтающая воспитать ее в чистоте и благоухании святых заповедей Христовых. Другую малышку купила совершенно развратная блудница, с тем чтобы научить ее своему мерзкому ремеслу. И, конечно, же, первая девочка выросла чистой душой и телом, боголюбивой и исполненной всяческих добродетелей. А вторая… Вторую ее злая наставница сделала орудием дьявола, научив самым изысканным и грязным видам разврата. И вот, Авва Дорофей восклицает: «Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о Суде, о Царствии Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, все скверное, все диавольское; как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом? Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он один ведает все и может судить согрешения каждого, как Ему Единому известно».

«Ненавидь грех, но люби грешника» - вот принцип православной аскетики, не позволяющий отождествлять человека с его злыми делами. Но даже ненависть к чужому греху может оказаться духовно опасной. Ведь тот, кто внимательно рассматривает поведение других, сам рискует через осуждение греховных поступков незаметно впасть и в осуждение человека, который их совершает. В Древнем Патерике упоминается поучительный случай подобного рода: «Один старец святой жизни, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: „О, худо он сделал“. Через некоторое время Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал: „Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же прикажешь поместить его - в Царство или в муку?“ Потрясенный этим святой старец все оставшееся время своей жизни провел в слезах, покаянии и безмерных трудах, молясь, чтобы Бог простил ему этот грех». Старец осудил не брата, а лишь его поступок, но Господь показал ему недопустимость даже такого, казалось бы, благочестивого и праведного суда.

Грех достоин ненависти - но каждому, желающему своего спасения, необходимо научиться ненавидеть грех, прежде всего, в себе самом. О чужих же грехах и о правильном отношении к ним Авва Дорофей писал следующее: «Действительно случается, что брат погрешает по простоте; но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей жизни, - а ты судишь, и осуждаешь его, и отягчаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько пролил крови своей прежде согрешения? Теперь согрешение его является пред Богом, как бы - дело правды. Ибо Бог видит труд его и скорбь, которые он, как я сказал, подъял прежде согрешения, и - милует его. А ты знаешь только сие согрешение, и тогда как Бог милует его, ты - осуждаешь его и губишь душу свою. Почему ты знаешь, сколько слез он пролил о сем пред Богом? Ты видел грех, а покаяния его не видел».

Даже очень грязный человек может почувствовать себя чистым и опрятным, если встретит бедолагу еще более грязного и неряшливого, чем он сам. Беда в том, что наша поврежденная грехом природа все время стремится к самоутверждению за счет признания другого человека более низким, плохим, греховным. И еще одна лазейка для этого больного стремления очень часто видится нам в словах Нового Завета об обличении греха: Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить (Еф 5:10-12). Казалось бы, вот - прямая санкция на осуждение чужих грехов, подкрепленная авторитетом Священного Писания. Однако не стоит торопиться с выводами. Прежде чем приступить к обличению злых дел, всем стремящимся к подобного рода деятельности следовало бы сначала ознакомиться с мыслями духовно опытных подвижников по этому поводу: «Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать Святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, - не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страстью и по обольщению демоническими помыслами», - писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

А вот слова святителя Филарета (Дроздова): «Правду говорить - дело хорошее, когда нас призывает к тому обязанность или любовь к ближнему, но сие делать надобно, сколь возможно, без осуждения ближнего и без тщеславия и превозношения себя, как будто лучше другого знающего правду. Но при том надобно знать людей и дела, чтобы вместо правды не сказать укоризны и вместо мира и пользы не произвести вражды и вреда».

Нетрудно заметить, что два авторитетнейших учителя нашей Церкви, жившие во второй половине XIX века, независимо друг от друга высказывают практически одну и ту же мысль: не стоит обличать грешников, если только ты не был специально призван к этому Богом и не очистил свое сердце от страстей. Но если обратиться к древним Отцам, то их мнение об уместности обличения чужих грехов будет еще более категоричным: «Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков, ни по какой причине. …Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов своих». (Преподобный Антоний Великий)

«Покрой согрешающего, если нет тебе от сего вреда: и ему придашь бодрости, и тебя поддержит милость Владыки твоего» (Преподобный Исаак Сирин)

«Никого не укоряй, ибо не знаешь, что случится с самим тобою. …Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое» (Преподобный Ефрем Сирин)

Однажды братия спросили преподобного Пимена Великого: «Авва, следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть грех его?» «Следует, - отвечал преподобный Пимен. - Если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех». «Но какой же ответ ты дашь Богу, что, увидев согрешающего, не обличил его?»

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Сегодня я хочу затронуть такую болезненную и животрепещущую тему, как осуждение, с которой в повседневной жизни мы сталкиваемся на каждом шагу. Что это? Рефлекс? Привычка? Грех? Слишком глубоко осуждение засело в нас. В наших характерах, в нашем естестве, в нашей повседневной жизни. Оно заполонило ее. Ведь не проходит дня, чтобы мы кого-то не осудили, не указали на то, насколько неправ другой человек.

И далеко не всегда наше осуждение корректно и направлено на то, чтобы дать нашему оппоненту понять его ошибки. Мы порой не щадим людей. Наше осуждение смешивается с сакразмом, злобой, отсутствием снисходительности и как итог всего – нелюбовью.

А что такое нелюбовь? Это зло, ведущее к очерствению наших душ, это отпадение от Христа, это погрязание в эгоизме. А ведь если подумать и прикинуть бесконечную нашу задолженность перед Богом, неужели и после этого не отринется в каждом из нас непризнание своей такой же виновности и греховности? Неужели и далее мы будем требовательны к другим, глядя сквозь пальцы на свою греховную природу?

Мы все грешны. И именно за наше поражение грехом пришел в этот мир Господь и пострадал за всех нас. И только Ему одному принадлежит высший и окончательный суд над каждым из нас. И Он пытается нас оградить от греха осуждения, говоря нам словами из Евангелия от Матфея:

«Не судите, да не судимы будете!»

Слова эти известны практически каждому. Порой, произнося их, человек даже не знает, что цитирует Евангелие. Эта фраза вошла в наш быт сродни пословице или поговорке. И все якобы очень хорошо и верно ее понимают и трактуют.

Но совсем не просто и легко становится тогда, когда жизнь нас загоняет в обстоятельства, в которых нужно выполнять то, что сказано в этой фразе. Человека, которого мы любим, мы зачастую идеализируем. Мы считаем его эталоном и не видим в его поведении ничего предосудительного. Но если те же самые действия совершит человек, которого мы любим меньше, мы готовы вершить приговор. В каждом его действии мы усматриваем гадкое, плохое, гнусное. Мы беспощадны в своей критике, совершенно не замечая бревна в своем глазу и в глазах тех, кого мы идеализируем.

На первый взгляд всё предельно просто – ты не осуждай, и тебя не станут. А присмотритесь и прислушайтесь к себе. Сможете ли вы на протяжении хотя бы двух-трех дней никого не осуждать? Совсем никого и ни за что? Как думаете, получится?

В этом мире не только два цвета: черный и белый. В нем есть огромное количество других красок и полутонов. Так же и в жизни людей. Нет только хороших и только плохих. В каждом из нас намешано всего понемногу. И норма нашего отношения к каждому человеку – прощение. Бесконечное прощение, поскольку и сами мы в нем постоянно нуждаемся.

Порой в разговорах можно услышать фразу: «А ведь она всех осуждает! Разве так возможно поступать христианке?» Порой хочется подойти и спросить: «А Вы сейчас что делаете?» А ведь порой люди этого совершенно не понимают, не замечают, не расценивают свои фразы как греховные. Это и правда стало каким-то рефлексом…

А ведь апостол Павел в своем Послании к Римлянам писал:

«Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого»

Поэтому надо очень внимательно следить за всем, что мы говорим, как мы относимся к другим людям.

Хочется отметить и еще один момент во всем вышесказанном. Замечая определенные пороки в других и абсолютно игнорируя возможность, что тем же больны и мы сами, мы укрепляемся еще в одном страшном грехе – гордыне! Вознося себя над осуждаемым, мы гордимся своим превосходством. Да, кто-то оделся неподобающе и пришел в храм, а я-то пришел одетый благочестиво. Да, чей-то ребенок кричит во время проповеди, а мой стоит тихо. Значит, родители того ребенка не воспитывают его надлежащим образом. А я воспитываю правильно. Это и многое другое можно привести здесь в качестве примера. И всё это наша гордыня, которая, влекомая грехом осуждения, поднимается в нас на небывалую высоту. И это страшно…

Наверное, многие из нас знают историю, которую я хочу привести в качестве еще одного примера. Одна семья сменила жилье. И женщина стала замечать, что ее соседка постоянно вывешивает постиранное белье, на котором грязные пятна. И она постоянно говорила мужу, что их соседка неряха, что ее белье грязное, что она плохая хозяйка, не в пример ей, у которой белье всегда чистое. И в один прекрасный день женщина, выглянув в окно, увидела белье соседки, постиранное идеально, без пятен. Она крикнула своему мужу, чтоб тот пришел и посмотрел, что соседка наконец-то выстирала белье как полагается. На что муж сказал своей жене, что он просто сегодня рано утром тщательно вымыл их окно, через которое его жена взирала на белье соседки.

Вот в этой истории вся наша суть: видя соринку в глазах других, не замечаем бревна в своих собственных очах. А не видя, осуждаем, обзываем, к правде пририросовываем еще немного выдумки, чтоб уж совсем в черных красках расписать оппонента. А между тем эта черная краска делает совсем иное дело – пачкает наши души, замарывая их грехами, и отдаляет от Истины, от Творца.

У англичан есть хорошая фраза: чтобы понять человека, надо обуться в его обувь и пройти его дорогой, перенося все тяготы и лишения, которые перенес он. Если бы мы реально могли так поступить хотя бы в одном-единственном случае, захотелось ли бы нам осуждать этого человека?

Еще хочется задать такой вопрос: имеем ли мы право вообще осуждать, если даже Спаситель, будучи уже пригвожденным ко Кресту, просил Отца оправдать и простить своих обидчиков, ибо, как Он говорил, они не ведали, что творили. Если такое коварство простил Бог, вправе ли мы осуждать тех, кто словом или каким-то делом обижает нас? Не много ли мы на себя берем, занимаясь судом? А ведь суд и осуждение – слова однокоренные. И неспроста, как мы видим.

А ведь мы порой, сидя в компании, преподносим грехи другого смеха ради. Ну а что? Сидим, рассказываем, какие Ваня или Маша совершили оплошности, и смеемся вовсю. Такое с виду безобидное времяпрепровождение.

А ведь всё совсем не так. Ведь сегодня эта компания насмехается над Ваней, а завтра предметом их веселого хохота станешь ты сам. И во-первых, это обидно, а во-вторых, ты сам спровоцировал людей на этот грех. И вот когда за это безудержное веселье придется отвечать на Страшном Суде, вряд ли будет до смеха, или объяснение, что это было шутки ради, удовлетворит Высшего Судью. Не задумывались об этом никогда? А вот подумайте. И может, в следующий раз не захочется этого веселья.

Мы говорили уже о том, что осуждение провоцирует такой страшный грех, как гордыня. Но не только, на мой взгляд. Помимо гордыни, есть место и злобе. Ведь мы просто можем оговорить человека, придраться к любому незначительному пустяку, просто за что-то личное ненавидя его и делая его мелкие оплошности достоянием гласности, преувеличивая их и тем самым создавая у людей ошибочное впечатление о личности этого человека. А всему виной злоба и личная какая-то неприязнь. А вот в этом случае осуждение является точным диагнозом того, кто злословит. И состояние это дикое, страшное, губительное и разрушающее. Ведь там, где зло, там и диавол…

Вспомните еще одну библейскую историю. Она описана в Евангелии от Иоанна. Женщину, которую толпа хотела убить за измену мужу, Иисус защищает, произнеся:

«Кто из вас без греха, первым брось в нее камень»

При этом, как пишет евангелист, Он даже не смотрел на этих людей, а сидел и что-то чертил палкой на песке.

Финал мы помним. Безгрешного в толпе не оказалось, и люди разошлись, не причинив женщине вреда.

Однако в библейской трактовке есть более подробное описание этого случая. И вот согласно ей, Иисус на песке писал грехи каждого из обвинителей женщины. Причем не повседневные грехи, а те тайные, о которых каждый из них хотел бы умолчать перед обществом. Таким образом обличая этих с виду благообразных фарисеев, Он писал им смертные приговоры, потому что за каждый из их тайных грехов полагалась смерть.

Представьте ужас, который объял толпу! Эти дерзкие гордецы, которые носились со своей праведностью как с чем-то драгоценным, на поверку оказались грешнее, грязнее и страшнее в своей греховности, чем эта женщина, которой они уже подписали вердикт.

Библейская трактовка говорит, что Иисус не хотел Своими устами произносить ту грязь, в которой были замешаны фарисеи, и его записи в грязном и пыльном песке – единственное подходящее для этих непотребств место.

И тем не менее, при всей ужасности картины, Иисус, как добрый пастырь, хотел помочь этим людям, остановить их от греха. Не дать его совершить. Потому что будучи сами прокаженными, они не имели никакого права лечить чужую проказу, тем более таким бесчеловечным, варварским способом.

Когда все разошлись, Иисус спросил: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» И она ответила: «Никто, Господи!»

В этих словах – урок всем нам. Неосуждающий не имеет гордыни, неосуждающий не имеет злобы. Неосуждающий имеет Любовь, а значит, Божья благодать жива в его сердце.

Осуждение должно быть под запретом для каждого из нас. Судить будут. Всех и каждого. Но на Божьем Суде. А не мы в земной жизни.

И закончить я хочу фразой из Евангелия от Матфея: «От слов своих оправдаетесь и от слов своих осудитесь». Помните об этом и старайтесь победить и искоренить в себе привычку судить и осуждать других.

И пусть эти слова Христа станут для каждого из нас путеводной звездой. Звездой, которая будет вести нас дорогой добра и Любви к ближнему!

Да хранит всех нас Бог!

Вконтакте

Грех осуждения является, пожалуй, одним из самых распространенных духовных пороков человечества. Без преувеличения можно сказать, что ему подвержены почти все без исключения, в большей или меньшей степени. Часто, правда, это может не выражаться видимо, не произноситься вслух. Большой проблемой является и то, что многими он не воспринимается как болезнь или порок, а напротив, представляется общепринятой нормой. Между тем, осуждение ближних является одной из самых разрушительных и пагубных страстей из существующих. В чем его опасность и каковы пути преодоления?

В чем заключается опасность греха?

Почему же осуждение других настолько губительно для души человеческой? Ведь ни один праздный разговор, если подумать, не обходится без него. Мы так привыкли рассматривать в микроскоп чужие недостатки и выносить свой приговор, что считаем это даже признаком своей глубокой нравственности и религиозности. Однако, напротив, это говорит о крайне низком уровне нашего духовного развития. Почему?

Осуждая ближних, мы ставим себя на уровень судей над ними, тем самым отнимая это право у Верховного Судии. Не терпя чужих пороков или недостатков, мы ставим такую видимую несправедливость как бы в упрек Творцу, Который, как нам кажется, почему-то медлит и не наказывает грешников. Вот почему грех осуждения является необычайной дерзостью и даже косвенной хулой на Бога.

Но если честно представить себе, что ожидало бы нас самих, случись Суд Божий прямо сейчас, то картина, согласитесь, была бы не из приятных. Особенно если те же мерки, которые мы применяем к другим, были бы приложены и к нам. В Евангелии есть такие слова: Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Мф. 7:1 — 2)

Каковы главные причины порока?

Для успешной и плодотворной борьбы со страстями, несомненно, важным будет узнать их причину. Точно так же, как и телесную болезнь можно окончательно победить, лишь обезвредив ее очаг, а не уменьшив симптомы. Что же является главной причиной греха осуждения? То же самое, что сделало некогда высшего из всех Денницу ниже всех, — гордыня.

У гордого и самоуверенного человека отсутствует самокритичность. Он способен замечать только чужие недостатки, видеть сучок в глазу ближнего и не замечать «бревна» в своем. И действительно, если бы каждый смог посмотреть на себя со стороны нелицеприятно, стало бы очевидно, что мы являемся гораздо большими должниками перед Богом, чем те, кого мы осудили.

Очень наглядный тому евангельский пример, как мы обычно поступаем с ближними, — притча о немилосердном должнике. Царь простил своему рабу десять тысяч талантов, после чего этот раб сразу же потребовал от своего товарища-должника гораздо меньшую сумму в сто динариев без каких-либо отсрочек. Узнавший об этом царь, конечно же, разгневался и повелел заточить своего должника в темницу, то есть поступил с ним так же, как и тот поступил со своим ближним (Мф. 18:23 — 35). Созвучна ей и Евангельская история о прощении жены-прелюбодеицы (Ин. 7:53 — 8:12).

Вот почему осуждение других всегда основано на неправильной самооценке, на невидении своих грехов, что является весьма ошибочным, неверным и требует большой работы над собой. К тому же мы забываем, что в любой момент согрешающий может покаяться, в то время как мы сами за свое осуждение непременно будем наказаны.

Если осуждаешь ближнего, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь, — говорил преподобный Серафим Саровский. Психология греха осуждения также показывает, что зачастую мы ставим в вину другим то, чем грешим сами, не замечая этого за собой. Или же, по непреложным духовным законам, вскоре впадаем в подобное, только жесточайшее согрешение, в котором осудили кого-то.

Осуждение и рассуждение: чем они отличаются друг от друга?

Впрочем, все это вовсе не означает, что мы должны быть абсолютно бесчувственны к любому злу, к пагубным страстям человеческим. Опытные духовники говорят о том, что отличать грех от добра мы обязаны, что всегда должно иметь место духовное рассуждение. Чем же рассуждение отличается от осуждения, как их распознать?

Критерий здесь довольно простой: если вы не чувствуете к человеку, поступившему худо, плохих чувств, отвращения к нему лично, а напротив, жалеете о нем, то это рассуждение. В противном случае это будет уже грех осуждения. Почему святые отцы и учили, что нужно ненавидеть грех, но любить грешника. Иногда, с пользой для спасения души ближнего, его можно и осторожно обличить. Но делать это позволительно, по словам апостола, только в духе кротости (Гал. 6:1) и любви, иначе мы только навредим и себе, и согрешившему.

Сопутствующие страсти

Чаще всего осуждению сопутствуют и другие, связанные с ним греховные навыки, которые также отрицательно сказываются на духовном развитии человека. Среди них можно назвать следующие:

  • зависть;
  • злопамятность;
  • злорадство;
  • самопревозношение;
  • насмешка;
  • подозрительность;
  • любопытство;
  • самодовольство;
  • злословие;
  • мстительность.

От большинства из них можно избавиться, если победить в себе грех осуждения. Как же это сделать?

Борьба с греховным навыком

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) называл самым легким путем ко спасению — не осуждать никого. Но то, что названо здесь легким, на деле оказывается весьма труднодостижимым: настолько глубоко данная привычка въелась в каждого из нас. Мы же приведем только некоторые советы духовных людей, которые помогут это осуществить.

Самое первое — необходимо признаться себе, что грехом осуждения мы все заражены. Второе — должна быть абсолютная решимость и желание от него избавиться. Поскольку сами по себе мы немощны, а борьба со страстями требует огромных сил, то нужно непрестанно просить помощи в этом (как и во всем остальном) у Спасителя. И тогда, видя наше доброе произволение и максимальные усилия, Он поможет.

Просить о помощи можно собственными словами. А можно каждое утро после утренних молитв говорить: Помоги мне, Господи, в сей день никого не осудить. Рекомендуется также читать третью часть известной молитвы Ефрема Сирина: Господи Царю, дарую ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.

Действительно, самый же лучший «рецепт», как победить грех осуждения, — всегда помнить и размышлять о собственных грехах. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других, — говорит Серафим Саровский. Святые отцы также образно сравнивали осуждающего с тем, кто идет оплакивать мертвеца в чужом доме, когда у самого дома лежит свой покойник.

Они советовали всем к себе относиться строго, а к другим снисходительно, всех считать ангелами. Это может показаться странным и лицемерным, но если задуматься, то поведение многих людей зависит от того, как мы их воспринимает, как к ним относимся. Конечно, это требует большой работы над собой. Но начинать надо с малого.

Например, если нам не удается воздержаться от мысленного осуждения других, то можно хотя бы попытаться пока удержать свой язык от злословия. Потому что этим мы только умножаем зло, вводим также в искушение и наших собеседников. Кроме того, если в разговоре мы сами слышим, что о ком-то говорят плохо, то лучше от такой беседы отойти. В противном случае мы тоже становимся соучастником греха наравне со злословящим.

В случае, если нам все же не удалось избежать обличительных слов или мыслей в адрес кого-то, то нужно постараться загладить это в дальнейшем хорошими словами о нем. Но наиболее действенным средством в борьбе с грехом осуждения будет искренняя молитва об опечалившем нас. Духоносные отцы советовали даже молиться о согрешившем, как о самом себе, например, такими словами:

Господи, благослови все, кого я осудил (имена), и их святыми молитвами и мя, окаянного, помилуй.

Еще одним эффективным и проверенным средством в борьбе со страстями является врачевание их противоположными добродетелями.

Противоположные добродетели

Что же из положительных человеческих качеств можно противопоставить осуждению других? К ним можно отнести, например, следующие:

  • человеколюбие;
  • нелицеприятие (одинаковое отношение ко всем);
  • снисходительность;
  • милосердие;
  • жертвенность;
  • любовь к ближним;
  • сострадание.

Совершенствуясь в них, возможно достичь большого духовного развития, принести истинное покаяние. Теперь оно будет подтверждено не только словами, но и поступками.

Не судите, да не судимы будете

Очень много примеров о том, как важно воздерживаться от греха осуждения, содержится в древних патериках, в житиях святых. Мы приведем только некоторые из них.

В одном монастыре жил инок, который слыл весьма ленивым и нерадивым. Однако когда он умирал, появился необычайный свет, душу его забирали ангелы в рай. Братия недоумевала. Тогда им было открыто, что единственная добродетель этого монаха — то, что он никого никогда не осуждал.

В другой обители старец как-то строго осудил своего послушника. После этого ночью ему было видение. Перед ним предстал ангел, который держал в руке душу того послушника. Он спросил старца: если сейчас решается участь послушника, куда старец повелит идти его душе — в ад или в рай? И тогда старец осознал, насколько опасно осуждение других, и покаялся.

Один известный подвижник, авва Исаия, однажды увидев, как монах согрешает блудом, прошел мимо, сказав: Если Бог, создавший его, видя это, не пожигает его, кто я, чтобы обличать его?

Другой поучительный пример о том, как важна работа над собой, а не над другими, содержится в житии Моисея Мурина. Как-то братия позвала его на собрание, где должен был пройти суд над согрешившим иноком. Тогда преподобный нашел старую корзину с дырами, наполнил ее песком, с чем и пошел на собрание. Братия спросила его: Что это означает?». На что святой ответил: «Мои грехи сыплются сзади меня, и я не вижу их, а я пришел сегодня, чтобы судить прегрешения другого!

О том, возможно ли полностью избавиться от популярной страсти, и как это сделать, расскажет профессор А. И. Осипов в следующем видеосюжете:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Что такое осуждение? Почти каждый уверен, что в целом является светлым положительным человеком, выбравшим в этой жизни сторону . Но так ли это на самом деле? Действительно ли это наш выбор? Ведь многие из нас, например, выбирают осуждение, унижая в своих мыслях других людей. Причем, осуждение может выступать под маской и праведного гнева, когда на самом деле таким путем наше маленькое укрепляется на болезненных опорах самовозвышения. Нам может показаться, что свершая суд над кем-либо, мы восстанавливаем «справедливость», в которой нашему эго достается почетное место где-нибудь поближе к солнцу, нежели тому, кого мы осудили.

Все это – игра ума и фантазии. Осуждение – очередная грань . Осуждая, мы тешим чувство собственной важности, размещая себя в своей голове выше других. Если немного утрировать, чтобы разглядеть природу этого качества внимательней, осуждение можно свести к казни тех, кого мы осудили, и к золотому трону для нас – осуждающих. Истории знакомы такие примеры: Сталин, Гитлер, Муссолини, Мао Цзэдун и др.

Подумайте о себе. Все дело в том, что даже «высокодуховные» и «продвинутые» способны проявлять и осуждение. И если мы действительно искренне выбираем некую светлую сторону, или даже стоим на духовном пути, тогда по хорошему нас должен волновать наш собственной уровень, а не чьи-то ошибки. Практикуя осознанность, мы созерцаем себя, а не чужие недостатки. Как бы пафосно не прозвучало, но осуждать и завидовать – означает класть тяжеловесные камни на темную сторону весов добра и зла в собственном сознании.

В нагорной проповеди Иисус говорил: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?… Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Другие слова Христа: «Не судите, да не судимы будете».

Нет необходимости подавлять себя, и отрицать тенденции собственного ума, который подбрасывает негативные мысли о других людях. Достаточно перенаправить внимание на себя, вспомнить свой выбор – работать над собой. Вы переключаете внимание с недостатков других людей на развитие собственных продуктивных качеств. Как говорил один мудрец: «когда солнце приходит, тьма рассеивается сама собою».

Еще раз: подумайте о себе. Вместо беспокойства о том, «как там у других», вы работаете над собой, практикуете, развиваетесь. Вы не уподобляетесь ворчливым сплетницам, обиженным жизнью, которые проявляют осуждение ко всему, что движется. Вы молча делаете свое дело. Ваш путь имеет значение. Сплетни, зависть и осуждение отнимают энергию, и повергают в слабость. Не так уж важно, как живут другие. Вы живете свою жизнь, а не чужую. Разберитесь с собой, тогда сможете помочь и другим.

И нет необходимости впадать в двойной самообман, и приниматься осуждать себя за свою неспособность избавиться от потребности в осуждении других. Никто не может иначе. Даже когда мы занимаемся какой-то непродуктивной ерундой – это тоже такой жизненный опыт, который необходим как иммунная прививка. Это «вакцина» - введение антигенного психического материала с целью вызвать иммунитет (к болезни разума), который предотвратит заражение, или ослабит его последствия. Когда есть опыт, мы начинаем чувствовать ясней, в каком направлении двигаться.

Осуждая, человек выносит приговор другим, ставя себя выше. Так проявляется поверхностный эгоизм. Однако внутренняя сторона дела куда более печальна. На самом деле, осуждая других, мы осуждаем и мучаем лишь самих себя. Осуждение – приговор осуждающему. То, что мы чувствуем, происходит в нашем сознании. То, что мы осуждаем – всего лишь наши собственные реакции, наши качества, которые мы на других людей. Нет иного суда, кроме как над собою.