Для теплого пола        26.09.2019   

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: "Я и моё имя". Конспект занятия «Я и мое имя

анна теренина
«Я и мое имя». Конспект игрового занятия в средней группе

Цель :

Формировать понятие о передачи информации о человеке через его имя, рассказать о том, что означают те или иные имена; упражнять в счете в пределах 5, уметь ориентироваться в пространстве; прививать любовь и гордость к своему имени.

Предварительная работа :

Беседа : ” Зачем человеку имя?”

Материал к занятию :

1. детская энциклопедия

2. муляжи и игрушки с изображением пресмыкающихся.

3. значки с надписями имен.

4. спортивный инвентарь для прохождения препятствия : ”воротики”, ” лесенка”, кубы.

5. карта, со схематическим изображением игровой комнаты с маршрутом” пути” от игровой комнаты до спальни .

6. игрушка Баба Яга

Ход занятия:

Утром воспитатель с ребятами приводят в порядок игрушки на полках и как бы случайно обнаруживают шкатулку. Привлекаем внимание остальных детей.

Воспитатель :

Ребята, вы не знаете что это за шкатулочка?

Дети предлагают открыть ее и посмотреть, что там внутри. Открываем видим записку и карту. В записке нам предлагают пойти по указанному маршруту, чтобы узнать много интересного, нового и сказочного. По карте отсчитывают шаги, педагог помогает правильно ориентироваться в комнате. По пути нам попадаются пауки и змеи (резиновые игрушки) . Преодолеваем ”препятствие” из модулей (проползаем в ” воротики ” или под аркой) ”. В это время звучит тревожная музыка. Затем по карте нам надо преодолеть последнее препятствие, а именно открыть ”волшебную” дверь. В этот момент дверь сама открывается и появляется Баба Яга.

Баба Яга :

Ха-ха-ха! Заблудились детишки! Знаете кто я?

Дети :

Да. Ты, Баба Яга.

Баба Яга :

Испугались?

Дети :

Нет. Мы тебя не боимся!

Баба Яга :

Вот и правильно! Вы меня не бойтесь! Я давно ни с кем не общалась. Скучно мне тут одной в лесу. Я рада буду с вами поговорить и рассказать, что это ваши имена вам смелости и храбрости придают.

Дети :

Имена? Как это?

Баба Яга :

-Имена у вас особенные : Ирина, Александр, Андрей, Никита, Дарья. Кого такими именами назвали, тот растет смелым, решительным и самостоятельным.

Воспитатель :

А если бы их другими именами назвали, то они бы другими выросли?

Баба Яга :

Конечно другими. А как же иначе?

Воспитатель :

А что ты еще о наших именах знаешь? Расскажи.

Баба Яга :

Расскажу, только вы мне сначала ответьте, зачем человеку имя?

(Дети пытаются ответить) .

Почему вас такими именами назвали?

Если вас назвали в честь дедушки или бабушки, то это проявление истинного уважения к этому человеку. Вы знаете, что означают ваши имена? А я знаю. К примеру, Александр означает мужественный, защитник людей. Андрей - храбрый, Никита- победитель, Дарья - тоже побеждающая. Ирина - значит мир, покой. Поэтому у нее характер добрый, спокойный.

Дети :

Откуда ты, Баба Яга, все про наши имена знаешь?

Баба Яга :

Как не знать! Ведь я в лесной глуши живу уже много лет. Знаю разные тайны, знаю разные колдовские заклинания. Много книг изучила.

Воспитатель :

Спасибо, тебе Баба Яга за интересный рассказ. Но нам пора домой. Помоги, верни нас из сказки в группу

Баба Яга :

Помогу, только у меня подарки для вас есть. (Дает детям значки с их именами) .

Носите их и гордитесь своим именем! А теперь закройте глаза, посчитайте до 5-ти.

(Дети закрывают глаза и считают до 5) . Баба Яга уходит (прячется) в спальню.

Воспитатель :

Вот мы и снова в группе . Сегодня вы узнали много нового о своем имени, и, надеюсь, будете гордиться им.

Цель: формирование представления о важности права на имя.

Задачи:

Знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;

Познакомить детей с именами наших предков; вспомнить имена сказочных героев;

Закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях;

Развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы;

Воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;

Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова.

Материал: - документ «Конвенция о правах ребенка»;

Иллюстрации: «Все имеют равные права», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота», «Имя»;

Фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;

- «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);

Картинки с изображением сказочных героев;

Произведение Н.Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

Предварительная работа с детьми: - беседа «Зачем человеку имя?»;

Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как Незнайка сочинял стихи».

Предварительная работа с родителями: - составление с ребенком рассказа на тему «Мое имя»;

Использованная литература: 1. Г.Квита, В.Миронов. Словарь имен. Москва,1998.

2. С.В.Вялкова, Н.М.Давыдова. Беседы об ответственности и правах ребенка.- М.:ТЦ «Сфера», 2008.

3. Документ «Конвенция о правах ребенка».

Ход занятия:

1.Решение проблемы.

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу в детском уголке.

Ребята, прежде чем начать сегодняшнюю беседу я хочу загадать вам одну загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя)

Правильно. Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.

2.Беседа. Имена.

Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например:

Добрыня - делающий добро.

Любомир - любящий мир.

Людмила - милая людям.

Святослав - святая слава.

Владимир - владеющий миром.

Тихомир - тихий и мирный.

Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.

Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры)

По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Допустим, к одному человеку обратились «Илюшенька», а к другому «Эльвира Александровна»? Кто они?

Ответ: «Илюшенька» - это мальчик, а «Эльвира Александровна» - это взрослый человек, т.е. женщина, воспитатель.

Если ребенка позвали «Илья», а другого «Катя». Что можно сказать про этих детей?

Ответ: Можно сказать, что это мальчик и девочка.

Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени.

Ответ: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?

Ответ: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.

Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.

3.Разгадывание ребусов.

Ребята, не случайно я сегодня начала свою беседу с этого уголка. Здесь у меня для вас спрятаны сюрпризы. Давайте мы их поищем. (Дети ищут сюрпризы. Их - 3). Эти сюрпризы непростые - их надо разгадать. Это ребусы, которые мы очень любим разгадывать. Только сегодня здесь не просто слова, а расшифровать надо имена.

Дети расшифровывают имена: Валя, Настя, Наташа.

Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали. А теперь я предлагаю немного размяться.

(Дети выходят из уголка и встают в круг на физкультминутку)

4. Физкультминутка.

Эй, ребята! Встаньте в круг! (дети встают в круг)

Вот как много стало рук! (руки вперед, тыльной стороной кверху)

Чьи же руки подскажите, (дети называют свои имена,)

И ладошки покажите. (переворачивают ладошки кверху)

А теперь за руки взялись, (берутся за руки и бегут по кругу)

И по кругу пробежались.

Сделали поуже круг, (все дети соединяют руки над головой)

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен (взявшись за руки, делают круг шире,)

В этом доме мы живем! (руки вверху)

5.Беседа. Тёзки . (Беседа проводится на ковре, стоя)

Ребята, а вы знаете - что такое тезки?

Вы знакомы с этим словом? Что оно значит? (Ответы детей) Тезки - это люди, у которых одинаковые имена. Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань», которое нам расскажет Катя:

В первом классе восемь Тань -

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду - Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?

Ответ: Может быть по фамилии?

Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?

Ответ: В этом случае поможет отчество.

Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки?

Ответ: Тезки у нас 2 Ромы (Шалтынов и Андреев), 2 Ани (Сизова и Слонимская),

2 Ильи (Елков и Махонин), 2 Даши (Васильева и Зайцева), 2 Вани (Петров и Филиппов)

Вот и хорошо, разобрались в тёзках.

6. Игра «Шифровальщики».

У меня для вас и здесь есть сюрпризы. Давайте их разберем (дети разбирают листочки-шифровки) и каждый из вас расшифрует на своем листе имя . (Каждый ребенок расшифровывает имя)

Молодцы, ребята. Все имена расшифровали правильно. А теперь я предлагаю подойти к нашей выставке. (дети подходят к библиотеке, где оформлена выставка)

7. «Право на имя»

Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговариваем с вами об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?

Ответ: Может быть новое право - это право на имя?

Да, ребята, в Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; ф.и.о. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

- «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их.

Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит».

Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.

Вопросы к детям: А вам нравятся ваши имена?

Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? (Рассказ Адэлины)

В честь кого тебе дали имя? (Рассказ Тимофея)

Как называют тебя в семье?(Рассказ Леры)

Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Ответ: Нет, имя расти не может.

Воспитатель показывает свои фотографии и рассказывает:

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно… Звали эту девочку ласково: Оксаночка, Оксанка, Оксана. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Оксаночка. Мои дети называют меня «мама». Муж и друзья зовут Оксана. А в детском саду я для всех Оксана Виталиевна.

Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Тимоша в школе станет Тимофеем. Катюшенька-Екатериной. Лерочка-Валерией.

Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей)

8.Разгадывание загадок.

Ребята, когда я готовилась к сегодняшней беседе, я попросила вас найти загадки про имена. Давайте послушаем, какие загадки вы приготовили и попробуем их разгадать:

Дети по очереди загадывают загадки:

1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая - просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка)

2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)

3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)

4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик - маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик)

5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)

6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)

9. «Найди имена»

Ребята, у меня для вас есть еще один сюрприз. Каждый берет себе одну бумажку и закрашивает рамочку, а там вас ждет сюрприз . (Дети закрашивают заранее воском написанные имена, получая надпись. Чтение детьми имен.)

10. Беседа по отрывку из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как Незнайка сочинял стихи».

Ребята, мы с вами вчера посмотрели отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей».Мы с удовольствием посмотрели вчера этот мультфильм, а вот сейчас у меня к вам есть несколько вопросов по этому отрывку.

У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали?

Ответы: Знайку так назвали, потому что он много знал.

Цветика, потому что он любил цветы.

Торопыжку, потому что он всегда торопится.

Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?

Ответы: Нет, мне его стихи не понравились.

А мне эти стихи понравились.

А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?

Ответы: Я бы не хотел, чтобы меня так дразнили.

Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково.

11.Итог занятия.

Сегодня мы с вами узнали о новом праве детей. Что это за право?

Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя.

Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям - носителям имен.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Моё имя»

Задачи:

1.Дать представление о том, что всё окружающее имеет имя.

2.Вызвать интерес к своему имени, к людям и их именам.

3.Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения к своему «Я».

Материалы: листы бумаги с заданием (на каждого ребёнка), карандаши, цветная бумага, клей, магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.

Ход занятия

1. Приветствие:

Здравствуйте дети. Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключено тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам... Меня зовут Татьяна Тимофеевна (психолог передаёт мягкое сердечко самому близкому ребёнку, который называет своё имя и передаёт сердечко другому). Психолог громко, чётко и эмоционально повторяет имя каждого ребёнка.

2. Мимическая гимнастика

Для начала разогреем и расслабим все мышцы лица. Сядем поудобнее: ноги твёрдо стоят на полу, спинка прямая. Начинаем гимнастику. Вдох – выдох, вдох – выдох, ещё раз вдох – выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «У». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «Ы» Замечательно! Вдох – выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады увидеть друг друга.

3. Работа по теме

1. Беседа

1. Дети сидят в кругу. Психолог подзывает к себе кого – нибудь из детей:

Настя, подойди ко мне.

Почему ты подошла ко мне? Как ты узнала, что я зову именно тебя?

У остальных ребят тоже есть имя?

2. Предлагается детям передавать сердечко и называть своё имя.

3. Посмотрите вокруг, принесите мне книгу.

Как вы узнали, что мне нужна книга?

4. Так психолог просит каждого ребёнка что – нибудь принести. И задаёт тот же вопрос:

Как ты узнал, что мне нужно?

В то же время удивляясь:

Этот предмет имеет имя? И этот предмет имеет имя?

2. Тебе нравится твоё имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по – другому? Как?

При затруднениях в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте, имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например: Ваня- Иван, Настя – Анастасия.

3.Назови своё имя и фамилию . Обведи буквы по пунктирным линиям и увидишь, как пишется твоё имя и фамилия.

___________________________ ________________________________

4. Назови букву, с которой начинается твоё имя . Впиши эту букву в квадратик. А букву, на которую начинается твоя фамилия, впиши в кружочек.

4. Физминутка:

Игра « Зайцы и волк».

Выбирается водящий – «волк». Он садится на стул в отдалении от остальных ребят, поворачивается спиной к «зайцам». Дети «зайцы» становятся за линию, обозначенную верёвкой, оттуда идут к «волку», произнося слова:

Волк – волчище,

Серый хвостище,

Зубастая пасть.

Тебе нас не поймать!

«Зайцы» подходят к «волку», все вместе дотрагиваются до его спины и бегут за линию. «Волк» вскакивает со стула и гонится за «зайцами», стараясь поймать кого – нибудь из них. Пойманный ребёнок становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

5. Задание на мелкую моторику:

Выполнение аппликации «Ромашка». В центр цветка вписать своё имя, на лепестках – ласкательные производные от имени или семейные прозвища. Внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребёнку, когда сердится. Божью коровку приклеить на лепесток с обращением, которое ребёнку нравится больше всего.

6. Упражнение на релаксацию

Дети садятся или ложатся в удобной для них позе. Психолог говорит: «Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза, послушайте, что происходит вокруг вас. Произнесите своё имя. А теперь назовите себя ласково. А теперь так, как вас будут звать, когда вы вырастите. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».

7. Ритуал прощания

Встали все мы в круг, каждый в круге друг!

Руку другу протяну, ссоры с другом не начну!

Я твой друг и ты мой друг!

Все мы встали в дружный круг!

Я дружок и ты дружок!

А теперь, пожалуйста, на прощание каждый что – то доброе и хорошее своему соседу!

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №118 «Калинушка»

Конспект урока для 1 класса

«Я и моё имя»

подготовила:

воспитатель

Бовина Наталья Анатольевна

Архангельск – 2012г.

Цель: содействие самопринятию себя и своего имени.

Задачи

Образовательные:

    Закреплять представления детей об имени и отчестве.

    Продолжать учить детей обращаться друг к другу по имени, к взрослым - по имени и отчеству.

    Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных, отчества от имен собственных мужского рода.

Развивающие:

    Развивать зрительное восприятие, память, мелкую моторику через упражнение в копировании отдельных букв и слов.

Воспитательные:

    Воспитывать дружеские взаимоотношения друг к другу, уважение к взрослым.

    Способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.

Словарь

Активный: имена детей группы, семья, день рождения.

Пассивный: отчество, свидетельство о рождении.

Предварительная работа:

    Беседы с детьми «Все мы такие разные», «Что означает твоё имя», «Моё полное имя, фамилия, отчество», «Мой первый документ».

    Дидактические игры: «Угадай, кто позвал», «Имя растёт», «Отгадай отчество».

    Дидактические упражнения: «Раскрась имя», «Выложи своё имя», «Напиши как я».

    Поисковая деятельность детей и родителей – объяснение значений имён, оформление листа представления «Я и моё имя».

    Создание группового альбома «Я и моё имя».

Демонстрационный материал : кукла-малыш, свидетельство о рождении, шар-сердце, фотографии.

Раздаточный материал : атрибуты разных профессий, 1/2альбомного листа, фломастеры.

План:

1часть - 3 мин

2 часть – 17 мин

3 часть – 5 мин

Вопросы и задания:

    Как называются люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга?

    О чём задумаются родители при рождении малыша?

    Как называется документ, в котором я могу узнать всё о вас?

    Как вы думаете, свидетельство о рождении есть у всех? А зачем оно каждому человеку?

    Игра «Ласковые имена».

    Сказка для детей «Как растёт имя».

    Дети, скажите, зачем нужны имена?

Ход занятия :

1 часть . Воспитатель: Я рада видеть всех детей здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтоб такое настроение у нас у всех сохранилось до вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и радоваться друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу. Какие у всех сразу стали весёлые лица!

Дети проходят на стулья.

Воспитатель: Ребята, как называются люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга?

Ответы детей: семья.

2 часть . Воспитатель держит в руках куклу-малыша и рассказывает:

В одной дружной семье появился малыш. Глядя на своего малыша, родители сразу начинают над чем-то задумываться.

О чём задумываются родители?

Ответы детей: какое имя дать ребёнку.

Воспитатель: Правильно, родители думают, как же им назвать малыша, какое имя дать, ведь имя остаётся с малышом навсегда.

Ваши родители тоже долго-долго думали, давайте посмотрим, что у них получилось. Почему вас так назвали?

Рассказы детей о своём имени.

Воспитатель: Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

Каждое имя что-то означает, как-то переводится: Лев – царь зверей, Маша – родная, Аделина - … и т.д. Что означает имя - Светлана?

Замечательно всем малышам в ваших семьях дали отличные имена. А как называется документ, в котором я могу узнать всё о вас?

Ответы детей: свидетельство о рождении.

Воспитатель: Что написано в этом документе? (показывает его)

Ответы детей: день рождения, имя ребёнка, имена родителей, страна и город рождения.

Воспитатель: Как вы думаете, свидетельство о рождении есть у всех? А зачем оно каждому человеку?

Ответы детей: чтобы знать и не забывать свой день рождение, город в котором родился и т.д.

Воспитатель: Даже у Натальи Анатольевны есть оно.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и проводит разминку:

«Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

Воспитатель: Когда мы хотим сделать человеку приятно, доставить ему радость или хотим похвалить за что-нибудь, как мы его называем?

Ответы детей: ласково, с улыбкой.

Воспитатель: Дети, давайте, поиграем в игру «Ласковые имена».

Цель: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных.

Дети передают по кругу шар в виде сердца и называют соседа ласковым именем. Например: Лёвушка, Настенька, Мишенька и т.д.

Воспитатель: Ласковое имя лучше мягкого пирога!

Воспитатель: А теперь, ребята, я хочу вам рассказать сказку, которая называется «Как растёт имя».

Оказывается всё растёт: росточек вырастает в большое дерево, цыплёнок превращается в петуха или курицу, мальчик и девочка вырастая, становятся взрослыми мужчиной и женщиной. Имя растёт вместе с нами.

Перед детьми выставляется ряд фотографий воспитателя в разные жизненные этапы (1 год, 5 лет, 10 лет, 20 лет, взрослый возраст).

Воспитатель: Давным-давно… в городе Архангельске у молодых родителей родилась здоровенькая девочка и назвали её Наташенька, мама звала Натальюшка, папа просто Туся. Шло время, пошла девочка в детский сад, потом в школу. Звали её уже Наташа, Наталья, друзья иногда называли Натали. Девочка долго думала кем стать, когда вырастет, где работать, и решила, что будет работать с маленькими детьми в детском саду и стала воспитателем. И теперь все зовут Наталья Анатольевна. Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы, растёте, и вместе с вами растёт имя. Машенька станет Марией, Настенька - Анастасией. Юленька, как тебя будут звать? А когда вы станете взрослыми, вас будут называть по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца, отчество нам дарит папа. Например, Виктор – Викторовна, Павел- Павловна. Какое отчество у тебя? (обращается к ребёнку)

Дидактическое упражнение «Мы выросли».

Цель: упражнять детей в образовании отчества от имён собственных мужского рода.

Воспитатель: Дети, представим, что прошло много, много лет и мальчики и девочки превратились во взрослых людей и стали врачами и учителями, строителями и моряками.

Дети одевают атрибуты разных профессий и представляются (врачом парикмахером, актрисой, моряком, продавцом, военным).

Воспитатель: Наталья Анатольевна пришла на приём к главврачу больницы. Здравствуйте, я Наталья Анатольевна, а вы?

Дети: Я, Ярослав Васильевич, очень приятно. И т.д.

Воспитатель: Очень приятно было с вами со всеми познакомиться, уважаемые взрослые.

3 часть. Воспитатель: А сейчас пройдите к столам, мы с вами «взрослые» попробуем написать своё имя и прочитать его.

Дети выполняют задание (копируют с образца своё имя) и вместе с воспитателем читают его.

Воспитатель: Дети, скажите, зачем нужны имена?

Ответы детей: чтобы обращаться друг другу, знать каждого и т.д.

Воспитатель: Будь же всегда достоин

Имени своего.

Будь прям, и правдив, и спокоен,

И с честью носи его!

Список используемой литературы

    Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских имён. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.

    Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие – конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

    Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н. Курочкина. - М.: Просвещение, 2007.

    Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Мулько И.Ф., Заозерская Н.И. Учусь жить среди людей. Программа и методическое пособие по нравственно-этическому воспитанию детей дошкольного возраста.- Изд. Пресс, 2001.

    С чего начинается Родина. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2003. (Серия «Вместе с детьми».)

    Шорыгина Т.А. Стихи и сказки об именах. М: ТЦ Сфера, 2002. (Серия «Вместе с детьми».)

    Я, Ты, Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О.Л. Князева.- М.: Мозаика-Синтез, 2003.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №36 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ТЕМЕ «Я И МОЁ ИМЯ»

(подготовительная логопедическая группа №1)

ПРОВЕЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ

ЛИТВИНЮК Л.В.

САРАНСК 2012

Цель:

  1. Развивать актуализацию знаний об именах, отчествах и фамилиях.
  2. Учить образовывать своё отчество.
  3. Уметь рассуждать о происхождении своих фамилий.
  4. Закрепить знания детей о членах своей семьи, умение образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
  5. Воспитывать уважение к членам семьи, расширять словарь по теме.
  6. Развитие связной речи.

Методические приёмы:

Словесные: беседа.

Практические: словесная игра «Знакомство».

Материал:

Фотографии детей группы.

Предварительная работа:

Беседы, чтение исторических книг о происхождении имён, фамилий, оформление альбома «Я и моё имя».

Ход занятия:

1. Воспитатель. Сядет тот, кто назовёт своё имя.

Ответ . Глеб, Катя, Саша, Ксюша, Виталик, Артём, Артём, Андрей, Вика, Дима, Дима.

2. Воспитатель. Да, дети, у каждого человека есть своё имя, своя история: в какой семье он родился, как его назвали, какое у него отчество. Имя – особое слово для человека; оно священно. Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имена возникли не случайно. Имя даётся человеку при рождении.

3. Воспитатель. А вы знаете, дети, какие имена были в Древней Руси? В Древней Руси имён было много. Вот некоторые из них: Светлана, Чернава, Мясоед, Пискун, Прыгунок, Лобик, Рыболов, Борщ.

4. Воспитатель. Похожи имена Древней Руси на современные?

Ответ . Некоторые похожи.

5. Воспитатель. Скажите, о чём говорят эти имена? Как выдумаете?

Ответ. Я думаю, Светлана – светлая,

Я думаю, Прыгун – подвижный…

6. Воспитатель. Да, дети, раньше имена давали в честь кого – то или чего – то, например, в честь праздника, в дни которого родился человек. Со временем на Руси появились греческие и римские имена, они тоже имеют какое – либо значение:

Андрей – мужественный,

Марина – морская,

Максим – величайший… Хорошо!

7. Воспитатель. А что обозначают ваши имена? Знаете?

Ответ. Виктория – победа,

Андрей – мужественный…

Воспитатель. Да, дети, каждое имя имеет своё значение.

8. Воспитатель. Проведём игру «Назови ласково». Проговариваем имена с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Дети, назовите своё имя ласково, так, как вас называет мама.

Ответ. Катя – Катюша, Артём – Артёмушка,

Глеб – Глебушка, Вика – Викулька. Молодцы.

9. Воспитатель. Дети, когда вы вырастите, ваши имена будут звучать по другому, по – взрослому. Давайте вспомним, как звучат ваши имена и как они будут звучать, когда вы станете взрослыми?

Ответ. Тёма – Артём, Дима – Дмитрий,

Саша – Александр, Вика – Виктория…

10. Воспитатель. Дети, у каждого человека есть отчество. Отчество рассказывает, чей ты сын или дочь. Узнать своё отчество легко – происходит оно от имени отца.

11. Проведём игру «Назови своё отчество». Дети вспоминают, как зовут отца и образуют отчества.

Воспитатель. Дети, вспомним, как зовут ваших пап и образуем отчества.

Ответ. Моего папу зовут Михаил – моё отчество Михайлович,

Моего папу зовут Николай – моё отчество Николаевич…

Воспитатель. Молодцы! Вы правильно назвали своё отчество.

12. Воспитатель. Дети, у каждого человека есть фамилия. Фамилии тоже могут рассказывать о человеке. Например, человек работал в кузнице, и у него появилась фамилия Кузнецов, человек разводил индюков и его стали называть Индюковым, у человека отец был солдатом – его фамилия Солдатов. Попробуйте объяснить происхождение таких фамилий, как Мельников, Зайцев?

Ответ. Я думаю, что Мельников – молол зерно, у него была мельница.

Я думаю, что фамилия Зайцев была у человека, который любил охотиться на зайцев.

13. Воспитатель. А что обозначают ваши фамилии? Терёхин, Павловский, Миронов…

Ответ. Я думаю, что моего деда звали Терёша, Терёха.

А я думаю, что моего деда звали Павел и произошла такая фамилия.

А я думаю, что моего предка звали Мирон – у меня фамилия Миронов.

Физкультминутка.

Каждый день по утрам (ходьба на месте)

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать, (поднимаем руки вверх и опускаем вниз)

Приседать и вставать, (приседаем)

Прыгать и скакать. (прыжки на месте)

14. Воспитатель. Продолжим нашу беседу. А вы знаете, как зовут ваших папу и маму?

Ответ. Мою маму зовут Татьяна Владимировна Андрияхина.

Моего папу зовут Александр Владимирович Павловский…

Воспитатель. Хорошо!

15. Воспитатель. Дети, когда вы вырастите, то к вам будут обращаться так же уважительно. Я предлагаю вам поиграть в игру «Знакомство». Игра «Знакомство» - дети называют своё имя, отчество, фамилию:

Воспитатель. Меня зовут Людмила Васильевна Литвинюк.

Ответ. Меня зовут Андрей Александрович Павловский,

Меня зовут Глеб Александрович Андрияхин,

Меня зовут Виталий Евгеньевич Гуляев.

16. Воспитатель. Дети, вы научились полностью произносить своё имя, отчество, фамилию. Знание истории своего имени, отчества и фамилии поможет понять свою родословную – историю рода. Нужно знать, что обозначает твоё имя, знать своё отчество, фамилию и её происхождение.

Итог:

Воспитатель. Что нового узнали о себе?

Чем понравилось занятие?

Ответ. Я знаю теперь, что обозначает моё имя Андрей – мужественный. Мне понравилась игра «Знакомство». Мне было интересно.

Воспитатель. Дети, вы с интересом занимались. Охотно и правильно отвечали на мои вопросы. Вы молодцы! Занятие окончено.