Утепление и обогрев        21.10.2019   

Первые киевские князья. Первый князь киева

Князь Рюрик. С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен памятник тысячелетию России, скульптор М.О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрисландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), другой, Трувор в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки считают имена "братьев" искажением древнешведских слов: "синеус" "со своими родами", "трувор" верная дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.

После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в исторической литературе называть династию киевских князей "Рюриковичами", а Киевскую Русь "державой Рюриковичей"), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911).

Князь Олег. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. Так, еще в 860 у Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию. (Еще большую известность получил договор Руси и Византии, заключенный Олегом.



В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, "на двое харатьи", т.е. в двух экземплярах на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления "Русской Правды" складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о "Законе русском", со которому судили жителей Киевской Руси).

Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.

Князь Игорь. смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945 г. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. "Князь, говорили дружинники Игоря, воины Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и мы".

Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, "желая больше имения". Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: "Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его". Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

Княгиня Ольга. После смерти Игоря его жена Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек.

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила "уроки" размер дани и "погосты" места сбора дани. Наряду со становищами (местами, где был кров и хранились необходимые запасы продовольствия и где останавливала княжеская дружина во время сбора дани, появились погосты видимо, укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно древлян.

Князь Святослав. Одни историки считают Святослава (964-972) сына Ольги и Игоря талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут "сходиться блага из разных стран"; шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. (В 30-е гг. XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены стальные мечи, которые, как предполагатот, принадлежали Святославу и его дружинникам.)

Князь Владимир I (Красное Солнышко). Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал "за море", откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились "заставы богатырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято православное христианство.

Князь Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку Окаянного" зятя польского короля Болеслава Храброго - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Муром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись "об успении (смерти. - Авт.) царя нашего". 32

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного " признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода, Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли".

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от "классических" западно-европейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

"Русская Правда". Традиция связывает составление "Русской Правды" с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя "Русская Правда" приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей "Русской Правды" ("Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава"),

"Правда Ярослава" ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Народные восстания в 60-70-х гг. XI в. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) - Изяслав (ум. 1078 г.), Святослав (ум. 1076 г.) и Всеволод (ум. 1093 г.) от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

"Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения - людей (мужей) - оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников оценивалась в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов в 5 гривен.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.

Внешний фактор, а именно необходимость отиора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XI до начала ХШ в.

Князь Владимир Мономах. После смерти Святополка в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125).

Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

Как писалось в предыдущей статье о формировании первых поселений на территории Киева, признаки градостроения начали проявляться приблизительно в V-VI-м веке. Точных данных о том, кем был основан город не существует, но большинство теорий гласят, что первыми правителями Киева были выходцы из Скандинавии - варяги. Интенсивному росту города способствовало очень выгодное географическое размещение (знаменитый торговый путь из «варягов в греки» вдоль Днепра), а также возрастающее могущество дружины (войска) полянского племени (центром которого и являлся Киев). Именно военное превосходство полянских земель помогло объединить вокруг Киева, близ расположенные соседние восточнославянские племена, в большинстве своем находившиеся на территории современной Украины. Вся интересная информация о первых киевских князьях доступна во время наших экскурсий по Киеву.

Правление Аскольда и Дира в Киеве. Радзивилловская летопись

Аскольд и Дир. Первыми князьями Киева, имена которых упоминаются в летописях, являются князья Аскольд и Дир, которые правили Киевом в промежутке с 860 по 880-е года. Достоверно мало известно об этом периоде, а также о том, как князья «засели» в Киеве, но теории их происхождения также сходятся на скандинавских корнях, а некоторые ученные утверждают, что Аскольд и Дир были дружинниками Рюрика. Существует мнение, что Аскольд мог быть потомком Кия, а Дир это лишь его второе имя либо прозвище. Первый военный поход киевского войска на Царгород (Константинополь) в Византию был совершен в это же время, что свидетельствует об уже определенном могуществе киевских земель.

Олег в Киеве. Согласно одному из основных источников, на основании которого мы можем выстраивать хронологию развития Киева - это Повесть временных лет, в 882-м году в Киев вступил князь Олег и убил Аскольда (Аскольда и Дира) и стал править Киевом и всеми подконтрольными ему землями. Олег являлся, скорее всего родичем, легендарного Рюрика. Согласно общей теории, после смерти Рюрика, взяв с собой его сына, еще малолетнего Игоря, Олег набрал войско и начал спускаться в южном направлении. После завоевания Смоленска и Любеча, Олег пришел в Киев, и убив местных князей, стал здесь править. Олегу понравился новый город и его расположение, и он решил засесть в нем, тем самым, якобы, соединив свои северные земли с новыми, Киевскими и сделав столицей именно их.

Изображение Олега на картине Виктора Васнецова

Олег правил Киевом более 30-ти лет. За это время он значительно увеличил владения своей новой державы - присоединил к Киеву древлян, радимичей и северян. В ходе победоносных походов на Византию в 907-м и далее в 911-х годах были подписаны одни из первых письменных договоров между Константинополем и Киевом, установлены льготные права для торговли руских купцов. Олег заимел титул Великого Князя, считается основателем рода Рюриковичей-князей Киева. Легенды о смерти Олега от укуса змеи также обрела народную популярность.

Киев во времена Игоря, Ольги и Святослава

Становление и основание Киева

Рюрик (ум. 879 г.). Начало княжения в Новгороде – 862 г. Основатель династии, правившей в Киевской Руси и отдельных русских княжествах периода феодальной раздроб-ленности и в России до 1598 г. Согласно летописному преданию, Рю-рик с братьями Синеусом и Трувором был призван на Русь предста-вителями племен: новгородскими славянами, полоцкими кривичами, весью (вепсами) и чудью (предками эстонцев) и стал княжить в Нов-городе или Ладоге. Вопрос о том, кто были Рюрик и его соплеменни-ки, откуда они пришли на Русь, был Рюрик призван княжить или при-глашен как предводитель военной дружины, по сей день остается спорным.

Олег (период правления: 879 – 912 гг.). Старший в роду Рюриковичей, новгород-ский князь. В 882 г. совершил поход на юг, присоединил киевские земли, перенес столицу государства в Киев. На пути «из варяг в греки» возникла раннефеодальная монархия — Киевская Русь, аналогич-ная империи Карла Великого в Западной Европе. Совершал успеш-ные военные походы на столицу Византии — Царьград (Константино-поль). Положил начало длительным военным и мирным отношениям между Византией и Киевской Русью. Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. По киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море». В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.

Игорь Рюрикович (период правления:912 – 945 гг.). За 33 года своего правления сумел укрепить Русь и после военных походов на Царьград заключил выгодные договоры с Византией. Однако он получил известность не благодаря своей политике, а из-за трагической гибели. Он был разо-рван за ноги древлянами после неудачной попытки вторично собрать с них дань.

Ольга — христианское имя Елена(ок. 894 – 969 гг.). Начало правления — 945 г. Великая княгиня киевская, жена князя Игоря. После убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восстание. Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Княгиня установила размеры «полюдья» - податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты - «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор - «тиун». Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др. На реке Пскове, где она родилась, Ольга, по преданию, основала город Псков. В 955 г. (или 957 г.) посетила Константинополь; приняла христианство. В 968 руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской церковью. Когда речь идет о княгине Ольге, всегда возникает встает вопрос о ее происхождении.

Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «от языка варяжска ». По мнению норманистов, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga . Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга ». Известно и древнечешское имя Olha. Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал ее и нарек в свое имя Ольга». Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух , будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга ». Олег же поженил Игоря и Ольгу. Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение «Нового Владимирского Летописца»(«Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу») и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска - болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора «Нового Владимирского Летописца» перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

Святослав Игоревич (929 – 972 гг.). Отважный воитель, по сло-вам летописца, открыто бросавший врагам вызов «иду на вы!», Свя-тослав совершил ряд успешных походов. Он освободил от уплаты дани хазарам племя вятичей, жившее в бассейне Оки; разгромил волжских болгар и могущественный Хазарский каганат, совершив победоносный поход на Нижнюю Волгу, Северный Кавказ и Приазовье. Но исчезновение этого могущественного государства привело к необратимым, а в исторической перспективе – катастрофическим геополитическим изменениям в Восточной Европе. Хазарская держава сдерживала миграционные волны, накатывавшиеся из Азии. Разгром каганата сделал печенегов хозяевами положения в южнорусских степях, и эту перемену ощутил уже сам Святослав, поэтому киевляне, осаженные печенегами, имели все основания упрекать своего князя в том, что он ищет чужих земель, а своих не бережет. Но печенеги были только первой волной кочевых орд, через век их сменят половцы, а еще через два – монголы.

Владимир Святославович (942 – 1015 гг.). Стал новгородским князем в 970 г., захватил киевский престол в 978 г. Сын великого князя Святослава Игоревича от Малуши, ключницы княгини Ольги. Отроком Владимир был отправлен кня-жить в Новгород в сопровождении своего дяди — воеводы Добрыни. Хитростью расправившись со своим братом Ярополком (до того убившим третьего сына Святослава — Олега), Владимир стано-вится единовластным правителем Руси. В 988 г. Владимир крестился, а затем (в 988 или 990 гг.) провозгласил христианство государствен-ной религией Руси. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростово-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей). В крещении получил имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии- 15 июля по Юлианскому календарю.

Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978 – 20 февраля 1054 гг.). Начало княжения 1016 г.Время Ярослава время внутренней стабилизации, способствовавшей воз-растанию международного авторитета Руси, о чем говорит факт, что дочери Ярослава стали королевами: Анна — французской, Елизавета — норвежской, а затем датской, Анастасия — венгерской. В годы его правления возникают первые русские монастыри, развивается книгописная деятельность. Путь этого князя к власти был далеко не столь праведным (междуусобные войны с братьями), но утвердившись на троне, он приложил немало сил, чтобы заслужить признательность современников и потомков, запечатленную в прозвище Мудрый. При Ярославе Мудром Киев часто сравнивали по красоте с Константинополем. Западный хронист того же века, Адам Бременский, называет Киев соперником Константинополя. При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и «Русскую правду» - свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро» . На одной её стороне был изображен Иисус Христос, на другой - Георгий Победоносец, покровитель Ярослава. Известно, что для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. Причём плата эта была слишком малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель.

Владимир II Мономах (1053 – 1125 гг.). Начало правления 1113 г. Подлинный преемник славы Ярослава, сумевший возродить былое могущество Киевской державы. Последний киевский князь, практически контролировавший всю Русь. Результатом миротворческих усилий Мономаха стал так называемый Любечский снем (княжеский съезд) 1097 г., отразивший важную веху в политической истории Киевской Руси. Съезд был призван устранить причину усобиц, однако решение съезда имело двоякое значение. С одной стороны, оно упорядочивало отношения между князьями, с другой, означало юридическое закрепление начавшегося распада Киевской Руси. Это князь-созидатель, — устроитель, — успокоитель, -полководец, -идеолог. Он совершил 83 военных похода, большей частью успешных, в том числе против опасных соседей Руси — половцев. Помимо полководческих и управленческих талантов Владимир Мономах обладал и даром незаурядного писателя. Он автор знамени-того «Поучителя», призывающего князей к единству в условиях на-чавшейся феодальной раздробленности.

По одной легенде прозвище Мономах (единоборец) он получил за победу в поединке с генуэзским князем при взятии Кафы (Феодосии). По другой легенде прозвище связано с родством по матери с византийским императором Константином IX Мономахом.

Часть 2

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 915 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Военное дело Первые киевские князья

В случае если бы первые киевские князья были сведущи в нашей современной теории государственного строительства, они, несомненно, окрылились бы ее высокими целями и идеалами. Но, к величайшему сожалению, они не знали этой теории. И потому были бы весьма удивлены, если бы им сказали, что они движимы идеей создания могущественного государства или цветущей цивилизации. По-видимому, могущество и богатство они понимали проще. А если чем и были движимы в своем не знающем ни отдыха, ни жалости стремлении к тому и другому, так это именно поиском непосредственных источников обогащения. К примеру, когда «вещий» Олег завоевывал Киев, объединяя его с Новгородом, он несомненно отдавал себе отчет во всœех преимуществах обладания обоими крупнейшими «складами» на торговом пути «в греки» (и главное - «из греков»). Вообще деятельность князей по большей части сводилась к торговле и собиранию дани. Каждую весну, лишь только реки освобождались ото льда, собранная за зиму дань должна была сплавляться в Киев. Ее исправно платили многочисленные восточнославянские племена. Тем временем в Киеве уже готовилась к дальнему плаванью целая армада княжеских судов. Доверху груженные мехами и невольниками, эти суда под конвоем княжеских дружинников отправлялись в Константинополь. Путешествие было сложным и опасным. Ниже Киева предстояло преодолеть днепровские пороги - или же погибнуть в бушующем водовороте. Последний порог, носивший зловещее название Ненасытец, считался непреодолимым. Его приходилось обходить по суше, волоком перетаскивая суда и подвергая всю экспедицию другой смертельной опасности - попасть в руки кочевников,что постоянно рыскали в тех местах. Американский историк Ричард Пайпс сравнил торговые экспедиции и вообще торговое «предприятие» варягов в Киеве с первыми коммерческими компаниями Нового времени, вроде Ост-Индской или Гудзонова залива, которые действовали на фактически никем не управляемой территории и с целью извлечения максимальной прибыли вынуждены были заниматься минимальным администрированием. «Так и великий киевский князь,- говорит Пайпс,- был прежде всœего купцом, а его государство - торговым предприятием, состоящим из слабо связанных между собой городов, чьи гарнизоны собирали дань и тем или иным способом поддерживали общественный порядок». Преследуя свои коммерческие интересы, грабя понемногу местных жителœей, первые правители Киева постепенно превратили его в центр огромного и мощного политического образования.

Олег (княжил с 882 примерно по 912 ᴦ.). Это первый киевский князь, о котором есть более-менее точные исторические свидетельства. При этом, как уже было сказано, свидетельств этих слишком мало, чтобы составить представление о личности самого Олега. Остается неясным, в самом ли делœе он принадлежал к династии Рюриковичей или был первым из примазавшихся к этой династии самозванцев (хотя его связь с Рюриком и «узаконил» несколько веков спустя Нестор-Летописец) . Одно бесспорно: Олег был даровитым и решительным правителœем. Завоевав в 882 ᴦ. Киев и покорив полян, он затем и над сосœедними племенами силою утвердил свою власть, т. е. право собирать с них дань. Среди данников Олега оказалось даже такое большое и сильное племя, как древляне. Завоевания Олега не понравились хазарам, и они затеяли с ним войну, кончившуюся печально для них же самих: Олег разрушил их порты на Каспии. Наконец, в 911 ᴦ. Олег поставил кульминационную точку в списке своих побед, когда во главе большой армии напал на Константинополь и разграбил его. И всœе же «Повесть временных лет», по-видимому, преувеличивает его славу, утверждая, будто бы он прибил свой щит на главных воротах византийской столицы. Так или иначе, военная сила Олега оказала нужное давление на Византию, и греки пошли на подписание торгового договора, весьма выгодного для киевского князя.

Игорь (913-945). Игорь правил далеко не столь удачно, как его предшественник. Собственно, с него начинает действовать правило, ставшее затем обязательным для всœех киевских князей: вступил на престол - утверди свою власть над мятежными племенами. Первыми против Игоря восстали древляне, за ними - уличи. Несколько лет ему и его дружинœе пришлось провести в изнурительных походах, чтобы заставить бунтовщиков снова платить Киеву дань. И только после решения всœех этих внутренних проблем Игорь смог продолжить дело Олега - дальние полуторговые-полупиратские экспедиции. Мирный договор, заключенный Олегом с Византией, к 941 ᴦ. утратил силу. Игорь отправился в морской поход на Константинополь. Но и тут ему не повезло. Византийцы использовали свое новое изобретение - горючую смесь, прозванную «греческим огнем». Флот киевлян был сожжен дотла, Игорь позорно бежал. В результате ему пришлось подписать унизительный договор с византийским императором в 944 ᴦ. Впрочем, в том же году Игорь решил попытать счастья на востоке и наконец добился успеха. С большим отрядом воинов он спустился по Волге, разграбил богатые мусульманские города на побережье Каспия и со всœей своей добычей безнаказанно возвратился домой. А там пришлось начинать всœе сначала: взбунтовались древляне. Рассудив, что Игорь слишком часто ходит к ним за данью, древляне во время очередного похода киевского князя в их угодья подкараулили и убили его. Вместе с Игорем погибла вся его свита.

Ольга (945-964) - вдова Игоря. Она правила, покуда не достиг совершеннолетия их сын Святослав. Древние летописцы - составители «Повести временных лет» - явно симпатизируют Ольге (по-скандинавски - Хелга), постоянно говоря о том, какая она красивая, сильная, хитрая, а главное - мудрая. С уст мужчины-летописца срывается даже неслыханный для того времени комплимент «мужскому уму» княгини. Отчасти всœе это можно объяснить тем, что в 955 ᴦ. Ольга приняла христианство: для монаха- летописца это было важно. При этом и с самой объективной точки зрения правление Ольги нельзя не признать выдающимся во многих отношениях. Месть - первая заповедь языческой морали. Расправа Ольги с древлянами была скорой и жестокой. Это, однако, не помешало ей сделать из гибели Игоря надлежащие государственные выводы и провести первые на Руси «реформы». Теперь дань должна была собираться не там и тогда, где и когда заблагорассудится киевскому князю. Отныне жители каждой области точно знали, когда и сколько они должны платить. Заботилась Ольга и о том, чтобы сбор дани не лишал ее подданных всœех средств к существованию: иначе кто же будет платить дань впредь? Зато вся дань мехами при Ольге стала поступать прямо в княжескую казну. Это означало, что казна никогда не будет в убытке. За годы правления Ольга объездила свои обширные владения, побывала во всœех землях и городах, чтобы лучше узнать свою страну. Да и в отношениях с сосœедями княгиня старалась обходиться средствами дипломатии, а не войны. В 957 ᴦ. она отправилась в Константинополь на переговоры с византийским императором. Киевские источники полны рассказов о том, как она перехитрила императора. Зарубежные хроники более сдержанно оценивают ее дипломатические успехи. Как бы то ни было, сам факт равноправных переговоров с самым могущественным правителœем во всœем христианском мире свидетельствовал о растущем значении Киева.

Святослав (964-972). «Пылкий и смелый, отважный и деятельный»,- так аттестует киевского князя Святослава византийский летописец Лев Диакон. А украинский историк Михаиле Грушевский остроумно называет его то «запорожцем на киевском престоле», то «странствующим рыцарем», поясняя, что «роль князя-правителя, главы государства в деятельности Святослава вполне отступает на второй план пред ролью предводителя дружины». Война была единственной, всœепоглощающей страстью Святослава. По имени славянин, по кодексу чести варяг, по образу жизни кочевник, он был сыном всœей великой Евразии и вольно дышал в ее степях и чащах. Эпоха Святослава стала кульминацией раннего, героического периода истории Киевской Руси.

Киевские князья

В 964 ᴦ. 22-летний князь, обуреваемый честолюбивыми замыслами, отправляется в большой восточный поход. Сперва он покорил вятичей - восточнославянское племя, населявшее долину Оки (оттуда, собственно, и происходят современные русские). Затем Святослав спустился в ладьях по Волге и разгромил волжских булгар. Это повлекло за собой острую стычку с могущественными хазарами. Пролились реки крови. В решающем бою Святослав наголову разбил хазарского кагана, а затем стер с лица земли его столицу Итиль на Волге. Дальше он отправился на Северный Кавказ, где и завершил свои завоевания. Вся эта эффектная кампания имела далеко идущие последствия. Теперь, после победы над вятичами, всœе восточные славяне были объединœены под властью киевского князя. Славянам был открыт путь на северо-восток - в те бескрайние просторы, что нынче называются Россией. Разгром хазар поставил точку в давней истории соперничества за гегемонию в Евразии. Отныне Русь безраздельно контролировала еще один великий торговый путь - волжский. Впрочем, падение Хазарского каганата имело и свою неожиданную для Киева оборотную сторону. Хазары были тем буфером, что сдерживал кочевые орды на востоке. Теперь же ничто не мешало кочевникам вроде печенегов хозяйничать в украинских степях. Вторую половину своего правления Святослав посвятил Балканам. В 968 ᴦ. он вступил в союз с византийским императором против могущественного Болгарского царства. Во главе огромного войска он ворвался в Болгарию, уничтожил своих противников и овладел богатыми придунайскими городами. Из них ему особенно понравился Переяславец, где он устроил свою ставку. Только угроза вторжения печенегов в Киев заставила князя ненужнолго вернуться в свою столицу. Но едва гроза миновала, Святослав, которому принадлежали теперь всœе земли от Волги до Дуная, заявил, что оставаться в Киеве не намерен: «Хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются всœе блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». И оставив старшего сына Ярополка править в Киеве, среднего, Олега, отправив к древлянам, а Володимира, младшего, в Новгород, Святослав воротился в Болгарию. Но теперь уже византийский император испугался нового сосœеда, выступил против него и после долгих и жестоких боев вытеснил из Болгарии. Когда разбитые войска Святослава возвращались в Киев, у днепровских порогов на них напали печенеги. В «Повести временных лет» об этом сказано так: «И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Так кончил свои дни данный «странствующий рыцарь».

Формирование народности, называемой впоследствии русами, русичами, русскими, россиянами, ставшей одной из сильнейших наций в мире, если не самой сильной, началось с объединения славян, расселенных по Восточно-Европейской равнине. Откуда они пришли в эти земли, когда - достоверно не известно. История никаких летописных свидетельств по русам ранних веков новой эры не сохранила. Лишь со второй половины IX века - времен, когда появился первый князь на Руси - можно более детально проследить процесс формирования нации.

"Придите княжить и владеть нами..."

По великому водному пути, который многочисленными реками и озерами связал между собой всю Восточно-Европейскую равнину, жили племена древних ильменских словен, полян, древлян, кривичей, полочан, дреговичей, северян, радимичей, вятичей, получившие одно общее для всех название - славяне. Два больших города, построенные нашими древними предками - Днепр и Новгород - к установлению государственности в тех землях уже существовали, но правителей не имели. Поименное упоминание наместников племен появилось, когда в летопись были вписаны первые князья на Руси. Таблица с их именами содержит всего несколько строк, но это главные строки в нашей истории.

Процедура призвания варягов к управлению славянами известна нам со школьной скамьи. Родоначальники племен, уставшие от постоянных стычек и брани между собой, избрали посланников к князьям племени Русь, обитавшего за Балтийским морем, и обязали тех поведать, что «...Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет (т. е. нет мира и порядка). Придите княжить и владеть нами». На призыв откликнулись братья Рюрик, Синеус и Трувор. Пришли не одни, а со своей дружиной, и расселились в Новгороде, Изборске и на Белоозере. Было это в 862 году. А народ, которым стали они править, начали звать русами - по наименованию племени варяжских князей.

Опровергая первоначальные выводы историков

Существует и другая, менее популярная гипотеза относительно прихода забалтийских князей в наши земли. Как гласит официальная версия, братьев было трое, но вполне вероятно, что старые фолианты были прочитаны (переведены) неправильно, и прибыл на славянские земли всего один правитель - Рюрик. Первый князь древней Руси пришел со своими верными воинами (дружиной) - «тру-вор» по-древнескандинавски, и своими домашними (родом, домом) - «сине-хус». Отсюда и предположение, что братьев было трое. По непонятной причине историки делают выводы, что спустя два года после переезда к словенам оба так Рюрика умирают (иначе говоря, слова «тру-вор» и «сине-хус» больше не упоминаются в летописях). Можно привести и несколько иных причин их исчезновения. Например, что к тому времени войско, которое собрал первый князь на Руси, стало называться не «тру-вор», а «дружина», а приехавшие с ним сродственники - не «сине-хус», а «род».

Кроме этого, современные исследователи древности все больше склоняются к версии, что наш Рюрик - не кто иной, как известный в истории датский конунг Рёрик Фрисландский, прославившийся своими весьма успешными набегами на менее слабых соседей. Возможно, оттого он и был призван на правление, что был силен, отважен и непобедим.

Русь при Рюрике

Основатель государственного строя на Руси, родоначальник княжеской династии, ставшей впоследствии царской, правил вверенным им народом в течение 17 лет. Он объединил в одну державу ильменских словен, псовских и смоленских кривичей, весь и чудь, северян и древлян, меря и радимичей. В присоединенных землях утверждал наместниками своих ставленников. К концу Древняя Русь занимала довольно обширную территорию.

Кроме самого основоположника нового княжеского рода, в историю вошли и два его сродника - Аскольд и Дир, установившие по призыву князя свою власть над Киевом, тогда еще не имеющим в новообразованном государстве главенствующего значения. Первый князь на Руси своей резиденцией избрал Новгород, где и скончался в 879 году, оставив княжество малолетнему сыну Игорю. Наследник Рюрика сам править не мог. На долгие годы безраздельная власть перешла к Олегу - сподвижнику и дальнему родственнику умершего князя.

Первый истинно русский

Благодаря Олегу, прозванному в народе Вещим, Древняя Русь обрела могущество, которому могли позавидовать и Константинополь, и Византия - сильнейшие на тот момент государства. То, что сделал в свое время первый русский князь на Руси,регент при малолетнем Игоре приумножил и обогатил. Собрав большое войско, Олег пошел вниз по течению Днепра и завоевал Любеч, Смоленск, Киев. Последний был взят путем устранения и населявшие эти земли древляне признали Игоря своим настоящим правителем, а Олега - достойным регентом до его взросления. Отныне столицей Руси назначается Киев.

Наследие Вещего Олега

Много племен присоединил к Руси за годы своего правления Олег, к тому времени объявивший себя первым по-настоящему русским, а не чужестранным князем. Его поход на Византию закончился абсолютной победой и отвоеванными для руссов льготами для свободной торговли в Константинополе. Богатую добычу привезла дружина с этого похода. Первые князья на Руси, к которым по праву относится и Олег, истинно радели о славе государства.

Много легенд и удивительных рассказов ходило в народе после возвращения войска из похода на Константинополь. Чтобы дойти к воротам города, Олег приказал установить корабли на колеса, и когда попутный ветер наполнил их паруса, суда «пошли» по равнине к Царьграду, наводя ужас на горожан.Грозный византийский император Лев VI сдался на милость победителю, а Олег в знак ошеломляющей победы прибил свой щит на вратах Константинополя.

В летописях 911 года Олег уже именуется как первый великий князь всея Руси. В 912 он умирает, как гласит предание, от укуса змеи. Его более чем 30-летнее правление закончилось отнюдь не геройски.

В ряду сильных

Со смертью Олега управление обширными владениями княжества принял хотя фактически он был правителем земель с 879-го. Естественно, что ему хотелось быть достойным деяний своих великих предшественников. Он также воевал (в его правление Русь подверглась первым нападениям печенегов), покорил несколько соседних племен, заставив их платить дань. Игорь делал все, что и первый князь на Руси, но осуществить главную свою мечту - завоевать Константинополь, ему удалось не сразу. Да и в собственных владениях не все шло гладко.

После сильных Рюрика и Олега правление Игоря оказалось намного слабее, и это почувствовали строптивые древляне, отказавшись платить дань. Первые князья Киева умели держать непокорное племя под контролем. Игорь также на время усмирил этот бунт, но месть древлян настигла князя спустя несколько лет.

Коварство хазар, предательство древлян

Неудачно сложились отношения наследного князя и с хазарами. Пытаясь дойти до Каспия, Игорь заключил с ними соглашение, что те пропустят дружину к морю, а он, возвращаясь, отдаст им половину богатой добычи. Свои обещания князь выполнил, но хазарам этого было мало. Видя, что перевес в силе на их стороне, в жестоком бою они погубили практически все русское войско.

Постыдное поражение довелось испытать Игорю и после своего первого похода на Константинополь в 941 году - византийцами была уничтожена практически вся его дружина. Спустя три года, желая смыть позор, князь, объединив в одно войско всех русичей, хазар и даже печенегов, снова двинулся на Царьград. Прознав от болгар, что на него идет грозная сила, император предложил Игорю мир на весьма выгодных для того условиях, и князь его принял. Но через год после столь ошеломительной победы Игорь был убит. Отказываясь платить повторную дань, корестенские древляне уничтожили немногочисленный отрад сборщиков подати, среди которых был и сам князь.

Княгиня, первая во всем

Жестоко отомстила предателям жена Игоря - псковитянка Ольга, которую ему выбрал в супруги еще Вещий Олег в 903 году. Древляне были уничтожены без каких-либо потерь для русов, благодаря хитрой, но и беспощадной стратегии Ольги - что и говорить, умели воевать первые князья на Руси. Наследный титул управителя государством после кончины Игоря принял Святослав, сын княжеской пары, но из-за малолетства последнего последующие двенадцать лет за него Русью руководила мать.

Ольга отличалась редким умом, отвагой и умением мудро управлять государством. После взятия Коростеня - главного города древлян - княгиня отправилась в Константинополь и приняла там святое крещение. Православная церковь была в Киеве еще и при Игоре, но народ русский поклонялся Перуну и Велесу, и не скоро повернулся от язычества к христианству. Но то, что Ольга, взявшая при крещении имя Елена, проложила в Русь дорогу новой вере и до конца дней своих (умерла княгиня в 969 году) не изменила ей, возвело ее в ранг святых.

Воин с младенчества

Русским Александром Македонским называл Святослава Н. М. Карамзин, составитель «Государства Российского». Удивительной храбростью и отвагой отличались первые князья на Руси. Таблица, в которой сухо приведены даты их правления, таит в себе множество славных побед и деяний во благо Отечества, которые стоят за каждым именем в ней.

Наследовав в трехлетнем возрасте титул Великого князя (после смерти Игоря), фактическим правителем Руси Святослав стал лишь в 962 году. Спустя два года он освободил от подчинения хазарам и присоединил к Руси вятичей, а в последующие два года - еще ряд славянских племен, проживающих вдоль Оки, в Поволжье, на Кавказе и Балканах. Хазары были разбиты, их столица Итиль заброшена. С Северного Кавказа Святослав вывел на свои земли ясов (осетин) и касогов (черкесов) и заселил их в новообразованных городах Белая Вежа и Тьмутаракань. Как и первый князь всея Руси, Святослав понимал важность постоянного расширения владений.

Достойный великой славы предков

В 968 году, завоевав Болгарию (города Переяславец и Доростол), Святослав не без оснований стал считать эти земли своими и прочно обосновался в Переяславце - мирная жизнь Киева ему не нравилась, да и мать, прекрасно управлялась в столице. Но уже через год ее не стало, а князю болгары, объединившись с византийским императором, объявили войну. Отправляясь на нее, Святослав оставил своим сыновьям в управление великие русские города: Ярополку - Киев, Олегу - Коростень, Владимиру - Новгород.

Трудной и неоднозначной была та война - победы с переменным успехом праздновали поочередно обе стороны. Закончилось противостояние мирным договором, согласно которому Святослав оставил Болгарию (ее присоединил к своим владениям византийский император Иоанн Цимисхий), а Византия за эти земли выплачивала русскому князю установленную дань.

Возвращаясь с этого противоречивого по своей важности похода, Святослав на время остановился в Белобережье, что на Днепре. Там весной 972 года на его ослабленное войско напали печенеги. Великий князь был убит в бою. Закрепленную за ним славу прирожденного воина историки объясняют тем, что Святослав был невероятно вынослив в походах, мог спать на сырой земле, подложив под голову седло, так как был в быту неприхотлив не по-княжески, к еде также был непривередлив. Его послание «Иду на вы», которым он перед нападением предупреждал будущих врагов, вошло в историю, как щит Олега на вратах Царьграда.

Период формирования Древнерусского государства начинается с правления норманнского князя Рюрика. Его потомки стремились присоединить к своим княжествам новые территории, наладить торговые и союзнические отношения с Византией и другими странами.

Донорманнские князья

Полюдье не вводилось, а сложилось исторически

Первое упоминание о Руси

Упоминания о Руси содержатся в современных ей западноевропейских, византийских и восточных источниках.

Рюрик (862-879)

Варяги, вторгшиеся в восточнославянские земли, заняли престолы в городах: Новгороде, Белоозере, Изборске

Олег (879-912)

Согласно летописи, в 882 г. произошло объединение двух восточнославянских цент­ров: Новгорода и Киева. Войска князя Олега взяли Константинополь

Игорь (912-945)

  • был заключен мир между князем Игорем и императором Византии
  • произошло убийство князя Игоря

Ольга (945 — 964)

Были установлены «уроки» и «погосты» в Киевской Руси:

  • стала назначать лиц для сбора дани (даньщиков)
  • установила размер дани (уроки)
  • указала места для княжеских опорных пунктов (погосты)

В годы правления княгини Ольги большая часть населения Киевской Руси исповедовала язычество.

Регулярный и упорядоченный характер сбор дани с подвластных киевскому правителю племен приобрел в годы правления Ольги.

Святослав (962-972)

Владимир Святославич (980-1015)

Последствия крещения:

1) культура Руси превратилась в «осевую»

2) укрепилась государственность

Русь вошла в круг христианских стран, ориентируясь не на Азию, а на Европу.

Ярослав Мудрый (1019-1054)

Заключение династических браков стало основным средством внешней политики Киевской Руси в годы правления Ярослава Мудрого

Триумвират Ярославичей. (1060)

  • Изяслав (1054-1073; 1076-1078)
  • Всеволод (1078-1093)
  • Святослав (1073-1076)

Из «Русской Правды Ярославичей» были исключены статьи о кровной мести.

Владимир Мономах (1113-1125)

Съезд древнерусских князей 1097 года, где был поставлен вопрос «зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри», произошел в Любече 1093-1096.

Общерусский поход на половцев, организованный Владимиром Мономахом.

Внутренняя и внешняя политика древне-киевских Князей

Политика

  • Успешный поход на Византию, заключение договора в сентябре 911г. с византийским императором
  • Львом VI. Ему удалось объединить северные и южные земли в составе единого государства.
  • Подчинил своей власти племена уличей.
  • В 941г. – большой поход на Византию, закончившийся поражением русского войска. Заключение договора 944г. с византийским императором Романом I Лакапином.
  • Восстание древлян, вследствие чего был убит.

К началу X века власть киевского князя распространилась на большую часть восточнославянских земель. Так образовалось Древнерусское государство.

  • Трижды отомстив за убийство своего мужа, совершила поход против древлян. Их столица – Искоростень был взят и разрушен, а жители убиты или обращены в рабство.
  • Ольга с дружиной объехала землю древлян, «уставляющи уставы и уроки» — размеры дани и других повинностей. Были установлены «становища» — места, куда следовало свозить дань, и выделены «ловища» — охотничьи угодья.
  • Она побывала в Византии с «дружественным визитом» и приняла крещение.

Святослав

  • Расширение границ Древнерусского государства на восток привело к войне Святослава с хазарами в середине 60-х гг. X в. Поход на Хазарию в конце 60-х был успешным, хазарское войско было разбито.
  • После побед Святослава власти киевского князя подчинились и жившие в долине Оки вятичи.
  • В 968г. Святослав появился на Дунае – болгары потерпели поражение.
  • Началась война между киевским князем и Византией. В июле 971г. Святослав потерпел поражение под Доростолом. По заключенному миру византийцы выпустили Святослава с его воинами. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с печенегами.

Святослав, подолгу находясь вдали от дома, назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сына Ярополка, в землю древлян посадил второго сына – Олега, а младшего – Владимира взяли себе новгородцы. Именно Владимиру суждено было победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Святослава. Ярополк начал войну с Олегом, в которой последний и погиб. Однако пришедший из Новгорода Владимир нанес поражение Ярополку и после его гибели стал княжить в Киеве.

Владимир Красно Солнышко

  • Старается укрепить достаточно рыхлый супер союз племен. В 981 и 982гг. он совершил успешные походы на вятичей, а в 984г. – на радимичей. В 981г. отвоевал у поляков Червенские города в Юго-Западной Руси.
  • Русские земли по-прежнему страдали от печенегов. На южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа.
  • Крещение Руси.

Ярослав Мудрый

  • По инициативе Ярослава был создан первый письменный сборник законов – «Русская Правда».
  • Многое сделал для распространения христианства, строя новые церкви, соборы, школы, им были основаны и первые монастыри.
  • В конце своего правления издал «Устав», в котором за нарушение церковных канонов устанавливались значительные денежные штрафы в пользу епископа.
  • Ярослав выступал и как продолжатель усилий отца по организации обороны страны от нападений кочевников.
  • Во время правления Ярослава Русь окончательно заняла почетное место в содружестве государств христианской Европы.
  • Триумвират Ярославичей: Изяслав, Всеволод, Святослав

Владимир Мономах

  • Была предпринята серьезная попытка восстановить прежнее значение власти киевского князя. Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей.
  • В Киеве в правление Мономаха был подготовлен новый сборник законов «Пространная Правда».
  • В общем, это был князь, приближенный к идеальному в представлении древнерусского человека. Портрет такого князя он сам и создал в своем знаменитом «Поучении».
  • «Устав о резах» защищал городские низы.

Система управления древнерусскими землями

Территория Киевской Руси претерпевала неоднократные изменения за более чем 3-вековую историю существования государства. Согласно Нестору восточные славяне насчитывали 10-15 племён (поляне, древляне, словене ильменские и т.д.), расселившихся на значительной площади. Однако вряд ли землю вятичей, с которыми киевские князья регулярно воевали вплоть до конца XI века, можно относить к Киевской Руси. А в XII-XIII веках феодальная раздробленность привела к тому, что часть русских княжеств были захвачены литовцами и поляками (Полоцкое, Минское и др.).

В течение 3-х веков менялась не только территория, но и региональное управление, как сейчас сказали бы. Изначально племена управляли собой сами. В IX веке Олег, регент при новгородском князе, завоевал Киев, установив тем самым централизованную власть. Впоследствии он и его последователи на киевском княжеском престоле обложили данью несколько соседних племён. Управление территориями в IX-X веках состояло в сборе дани и осуществлялось в виде полюдья – князь с дружиной ездили по городам и весям и собирали дань. Кроме того, князь руководил защитой земли от общих внешних врагов, а также мог организовать военный поход (чаще всего, в направлении Византии).

Поскольку земли в Киевской Руси было достаточно, да и одному князю было бы сложно руководить такой обширной территорией, то великие князья практиковали раздачу уделов своим дружинникам. Сперва с возвратом в качестве оплаты ратных дел, а затем и в наследное владение. К тому же, и детей у великих князей было немало. В итоге в XI-XII веках киевская династия вытеснила племенных князей из их родовых княжеств.

При этом земля в княжествах стала принадлежать самому князю, боярам, монастырям. Исключение составляла Псковско-Новгородская земля, в которой в это время ещё была феодальная республика.
Чтобы управлять своими наделами, князья и бояре - крупные землевладельцы делили территорию на сотни, пятины, ряды, уезды. Однако однозначного определения этих территориальных единиц не существовало.

Зачастую не существовало и однозначно определённых границ этих единиц. Управление городом осуществляли посадники и тысяцкие, на более низком уровне это были сотники, десятские, воеводы, старосты в зависимости от традиций той или иной земли. При этом, если кандидаты на высшие должности чаще назначались, то на низшие должности – избирались. Даже для сбора дани крестьяне выбирали «добрых людей».

Народное собрание у восточных славян именовалось как вече.

(19 оценок, среднее: 4,37 из 5)

  1. Олеся

    Очень подробная и верная с исторической точки зрения таблица. Данный период древнерусской истории обычно лучше всего запоминается и школьникам, и студентам. Все дело в том, что правление древнерусских князей непременно связывается с разнообразными мифами, летописными баснями и необычными историями. Моим излюбленным этапом развития древнерусского государства остается период правления Ярослава Мудрого. Будь в России побольше таких правителей, стране не приходилось бы регулярно переживать династические кризисы и народные бунты.

  2. Ирина

    Олеся, совершенно с Вами согласна по поводу Ярослава Мудрого. Кстати, интересно, что ведь изначально он не имел желания становиться во главе государства: на это его сподвигли обстоятельства. Однако период именного его правления стал для Руси временем стабильности и расцвета. Вот и говорите после этого, что личность не делает историю: делает, да еще как! Если бы не Ярослав, Русь не получила бы отдыха от усобиц и не имела бы в XI в. «Русской Правды». Он сумел наладить и международную обстановку. Талантливый государственный деятель! Побольше бы таких в наше время.

  3. Lana

    В таблице приведены только отдельные русские князья, потому полной ее считать никак нельзя, если рассматривать все подробно, то можно насчитать более 20 князей, состоявших в родственных связях и управлявших собственными уделами.

  4. Ирина

    Таблица полезная, но неполная. На мой взгляд, было бы лучше выделить особенности внешней и внутренней политики князей. Внимание обращено больше на изменения и новшества, а не на характерные черты периода правления.

  5. Angelina

    Информации о внутренней и внешней политике правителей очень мало! Намного информативнее было бы изложить главные достижения князей в форме единой таблицы – информация немного разбросана – можно запутаться. Смысла в первой таблице не вижу вообще. По некоторых правителей информации вообще мало. Например, Владимир Великий провел ряд важных реформ, которые вообще не упомянуты в таблицах.

  6. Игорь

    Владимиру Мономаху удалось на короткое время своего правления объединить больше половины земель Руси, которые распались после триумвирата Ярославичей. Владимир Мономах усовершенствовал законодательную систему. На короткое время удержать единство страны удалось его сыну Мстиславу.

  7. Ольга

    Ничего не сказано о важных реформах Владимира Великого. Кроме крещения Руси, он провел административную и военную реформы – это помогло укрепить границы и усилить единение территорий государства.

  8. Анна

    Стоит отметить особенности правителей периода становления и периода расцвета Руси. Если на этапе становления это были сильные воины, пример мужества, то на этапе расцвета – это политики и дипломаты, которые даже практически не участвовали в походах. Это касается, в первую очередь, Ярослава Мудрого.

  9. Вячеслав

    В комментариях многие одобряют и восхищаются личностью Ярослава Мудрого и утверждают, что Ярослав спас Русь от раздоров и распрей. Совершенно не согласен с такой позицией комментаторов по отношению к личности Ярослава Мудрого. Есть скандинавская сага об Эдмунде. В этой саге рассказывается, что дружина скандинавов была нанята Ярославом для войны со своим братом Борисом. По приказу Ярослава скандинавы подсылают убийц к его брату Борису и убивают его (князь Борис который был, потом со своим братом Глебом признан святым). Так же согласно повести временных лет в 1014 году Ярослав поднял восстание против своего отца Владимира Красно Солнышко (креститель Руси) и нанял варягов для войны с ним, желая править в Великом Новгороде самостоятельно. Варяги, находясь в Новгороде, грабили население и творили насилие над жителями, что привело к восстанию против Ярослава. После гибели своих братьев Бориса, Глеба и Святополка Ярослав занял Киевский престол и воевал со своим братом Мстиславом Тмутороканским по прозванию Храбрый. До 1036 года (год смерти Мстислава) Русское государство было разделено между Ярославом и Мстиславом на два не зависимых друг от друга политических объединения. До самой смерти Мстислава Ярослав предпочитал жить в Новгороде, а не в столице Киеве. Так же Ярослав начал платить дань варягам в размере 300 гривен. Ввел довольно тяжелый штраф в пользу епископа за несоблюдение христианских правил. Это при том, что 90% населения были язычниками или двоеверцами. Послал своего сына Владимира вместе с варягом Гарольдом в грабительский поход на православную Византию. Войско было разбито и большинство воинов погибло в сражениях от применения греческого огня. В его правление кочевые племена отрезали Тмутараканское княжество от Киева и в результате этого, оно попало под влияние соседних государств. Родственникам шведского конунга Олафа Шетконунга передал исконно Русские земли вокруг Ладоги в потомственное владение. Потом эти земли стали известны как Ингерманландия. Свод законов Русская правда отражает закабаление населения, которое активно происходило во времена правления Ярослава, а так же восстания и сопротивление его власти. В ходе последних исследований Русских летописей в описании правления Ярослава Мудрого имеется большое количество изменений и вставок в первоначальный текст летописи сделанных, скорее всего по его указанию. Ярослав исказил летописи, убивал братьев, начал междоусобицу с братьями и объявил войну отцу являясь по сути сепаратистом, а его в летописях хвалят и церковь признала благоверным. Может поэтому Ярослава, и прозвали Мудрым?

Первый князь Киевской Руси – кто это?

Древние племена, которые расположились по всему великому водному пути, что связывал всю Восточно-Европейскую равнину, были объединены в одну этническую группу, которая называлась славяне. Славянами считали такие племена, как поляны, древляне, кривичи, ильменские словене, северяне, полочане, вятичи, радимичи и дреговичи. Наши предки возвели два величайших города – Днепр и Новгород – которые во время установления государства уже существовали, но не имели какого-либо правителя. Родоначальники племен постоянно ссорились и дрались друг с другом, не имея никакой возможности найти «общий язык» и прийти к единому решению. Было решено призвать княжить их землями и народом забалтийскими князями, братьями по имени Рюрик , Синеус и Трувор. Это были первые имена князей, которые вошли в летопись. В 862 году братья князья поселились в трех больших городах – в Белоозере, в Новгороде и в Изборске. Народ же из славян превратился в руссов, так как название племени варяжских князей (а братья были варягами) называлось Русь.

История князя Рюрика – другой вариант событий

Мало кто знает, но существует ещё одна старая легенда о возникновении Киевской Руси и о появлении её первых князей. Некоторые историки предполагают, что летопись была неправильно переведена в некоторых местах, и если посмотреть на иной перевод, то получается что к славянам приплыл только князь Рюрик. «Сине-хус» на древнескандинавском означает «род», «дом», а «тру-вор» - «дружина». В летописи говориться, что братья Синеус и Трувор якобы погибли по неясным обстоятельствам, так как упоминание о них в летописях исчезает. Возможно, просто теперь «тру-вор» была указана, как «дружина», а «сине-хус» уже упоминался как «род». Вот так несуществующие братья умерли в летописи и появилась дружина с родом Рюрика.

Кстати говоря, некоторые ученые утверждают, что князь Рюрик был не кем иным, как самим датским конунгом Рёриком Фрисландским, которые совершил огромное количество удачных набегов на своих воинственных соседей. Именно по этой причине славянские племена и призвали его править их народом, ведь Рёрик был отважен, силен, бесстрашен и умен.

Правление князя Рюрика на Руси (862 – 879)

Первый князь Киевской Руси, Рюрик, был не просто толковым правителем на протяжении 17 лет, а родоначальником княжеской династии (ставшей годы спустя царской) и основателем государственного строя, благодаря которому Киевская Русь стала великим и могущественным государством не смотря на то, что была основана совсем недавно. Так как новообразовавшееся государство ещё не было до конца сформировано, Рюрик большую часть своего правления посвятил захвату земель путем объединения всех славянских племен: северян, древлян, смоленских кривичей, племя чудь и весь, псовских кривичей, племя меря и радимичей. Одно из его самых больших достижений, благодаря которому Рюрик укрепил свой авторитет на Руси – подавление восстания Вадима Храброго, которое произошло в Новгороде.

Помимо князя Рюрика, было ещё двое братьев, сродников князя, которые правили в Киеве. Братьев звали Аскольд и Дир, но если верить легендам, Киев существовал задолго до их правления и был основан тремя братьями Кием Щеком и Хоривом, а также их сестрой Лыбедью. Тогда Киев ещё не имел на Руси главенствующего значения, и резиденцией князя был Новгород.

Князья Киева – Аскольд и Дир (864 – 882)

Первые киевские князя в историю вошли лишь частично, так как в «Повести минувших лет» о них было очень мало написано. Известно, что они были дружинниками князя Рюрика, но потом ушли от него вниз по Днепру в Царьград, но, овладев по пути Киевом, решили остаться тут княжить. Подробностей об их правлении не известно, но есть записи об их смерти. Князь Рюрик после себя оставил правление на малолетнего сына Игоря, а пока тот не вырастет, князем был Олег. Получив власть в свои руки, Олег и Игорь отправились в Киев и в заговоре убили киевских князей оправдываясь тем, что те не принадлежали княжескому роду и не имели права княжить. Правили они с 866 года по 882 год. Таким были первые киевские князя – Аскольд и Дир.

Князя древней Руси – правление князя Олега Вещего (879 – 912)

После смерти Рюрика власть перешла к его дружиннику Олегу, которого вскоре прозвали Вещим. Олег Вещий управлял Русью до тех пор, пока сын Рюрика, Игорь, не станет совершеннолетним и не сможет стать князем. Именно во время правления князя Олега Русь получила такое могущество, что ему могли позавидовать такие великие государства, как Византия и даже Константинополь. Регент князя Игоря приумножил все те достижения, которых добился князь Рюрик, и обогатил Русь ещё больше. Собрав под своим началом огромное войско, он пошел вниз по реке Днепр и завоевал Смоленск, Любеч и Киев.

Населявшие Киев древляне после убийства Аскольда и Дира признали Игоря своим законным правителем, и Киев стал столицей уже Киевской Руси. Олег признавал себя русским, а не чужеземным правителем, таким образом став первым истинно русским князем. Поход Вещего Олега на Византию закончился его победой, благодаря чему русы получили выгодные льготы на торговлю с Константинополем.

Во время своего похода на Константинополь, Олег проявил небывалую «русскую смекалку», приказав дружинникам прибить к кораблям колеса, за счет чего те смогли с помощью ветра «поехать» по равнине прямо до ворот. Грозный и могущественный правитель Византии по имени Лев VI, сдался, и Олег, в знак своей безукоризненной победы, прибил свой щит к самим вратам Константинополя. Это был очень воодушевляющий символ победы для всей дружины, после чего его войско с ещё большей преданностью шло за своим лидером.

Пророчество о смерти Олега Вещего

Умер Олег Вещий в 912 году, правив страной целых 30 лет. О его смерти ходят очень интересные легенды, и даже были написаны баллады. Перед своим походом с дружиной на хазар, Олег встретил на дороге кудесника, который пророчит князю смерть от собственного коня. Волхвы были в большом почете на Руси, и их слова считались истинной правдой. Князь Олег Вещий не был исключением, и после такого пророчества велел привести ему нового коня. Но он любил своего старого «боевого товарища», который прошел с ним не одно сражение, и не мог так просто о нем забыть.

Спустя много лет Олег узнает, что его конь давно ушел в забвение, и князь решает отправиться к его костям, чтобы убедиться в том, что пророчество не сбылось. Наступая на кости, князь Олег прощается со своим «одиноким другом», и почти убедившись в том, что смерть его миновала, он не замечает, как из черепа выползает ядовитая змея и кусает его. Так Олег Вещий и повстречал свою смерть.

Правление князя Игоря (912 – 945)

После смерти князя Олега, правление Русью взял на себя Игорю Рюрикович, хотя по факту он считался правителем уже с 879 года. Вспоминая огромные достижения первых князей, князь Игорь не хотел от них отставать, и поэтому также часто отправлялся в походы. В годы его правления Русь подвергалась множеству нападениям печенегов, поэтому князь принял решение завоевать соседние племена и заставить их платить дань. С данной проблемой он довольно не плохо справился, но вот осуществить свою давнюю мечту и завершить покорение Константинополя так и не удавалось, так как внутри государства все постепенно погружалось в хаос. Могущественная княжья рука ослабела по сравнению с Олегом и Рюриком, и это заметили многие строптивые племена. Например, древляне отказывались платить дань князю, после чего поднялся бунт, который пришлось усмирять кровью и мечем. Казалось бы, что все уже решено, но древляне долго строили план мести князю Игорю, и спустя несколько лет она его настигла. Об этом мы поговорим немного позже.

Не удавалось князю Игорю держать под контролем и своих соседей, с которыми он подписал мирное соглашение. Договорившись с хазарами, что на пути к Каспии те пропустят его войско к морю, а взамен он отдаст половину полученной добычи, князь вместе с дружиной был практически уничтожен на пути домой. Хазары поняли, что превосходят войско русского князя численностью, и устроили жестокое побоище, после которого спастись удалось лишь Игорю и нескольким десяткам его дружинников.

Победа над Константинополем

Это было не последнее его постыдное поражение. Ещё одно он ощутил в сражении с Константинополем, которое также уничтожило в бою практически всю княжескую дружину. Князь Игорь был настолько зол, что чтобы омыть от позора свое имя собрал под своим началом всю свою дружину, хазаров и даже печенегов. Таким составом они двинулись к Царьграду. Византийский император прознал от болгар о приближающейся беде, и по прибытию князя стал просить о помиловании, предложив очень выгодные условия для сотрудничества.

Не долго наслаждался своей блестящей победой князь Игорь. Настигла его месть древлян. Спустя год после похода на Царьград, в составе небольшого отряда сборщиков дани, Игорь отправился к древлянам собирать дань. Но те снова отказались платить и уничтожили всех сборщиков подати, а вместе с ними и самого князя. Так закончилось правление князя Игоря Рюриковича.

Правление княгини Ольги (945 – 957)

Княгиня Ольга была супругой князя Игоря, и за предательство и убийство князя она жестоко отомстила древлянам. Древляне были практически полностью уничтожены, причем без какого-либо ущерба для руссов. Беспощадная стратегия Ольги превзошла все ожидания. Пойдя в поход на Искоростень (Коростень), княгиня и дружила почти год провели в осаде у города. Тогда великая правительница приказала собрать дань с каждого двора: по три голубя или воробья. Древляне очень обрадовались такой низкой дани, и поэтому практически немедля поспешили исполнить приказ, желая этим задобрить княгиню. Но женщина отличалась очень острым умом, и поэтому она приказала привязать по тлеющей пакле к лапке птиц, и отпустить тех на волю. Птицы, неся с собой огонь, вернулись к своим гнездам, а так как раньше дома строили из соломы и дерева, город быстро стал гореть и полностью сгорел дотла.

После своей великой победы, княгиня отправилась в Константинополь и приняла там святое крещение. Будучи язычниками, русы не могли принять такой выходки своей княгини. Но факт остается фактом, и княгиня Ольга считается первой, кто принес христианство на Русь и оставался верен своей вере до конца своих дней. При крещении княгиня взяла имя Елена, и за такую отвагу была возвышена в ранг святых.

Такими были князья древней Руси. Сильны, отважны, беспощадны и умны. Они сумели объединить вечно враждующие племена в один народ, образовать могущественное и богатое государство и прославить свои имена на века.