Для теплого пола        26.09.2019   

Папа павел 2. Павел II. Папа Opus Dei

Без преувеличения можно сказать, что атмосфера ожидания с этого дня охватила весь мир. Человек из коммунистической страны стал Понтификом, а его слова, – их, к тому же, нельзя подвергнуть цензуре! – услышали жители всех континентов.
Слова потрясли мир. Призыв «не бойтесь!» прозвучал как вызов, в них был сокрыт потенциал более сильный, нежели военные парады на Красной площади. Трансляцию из собора Св. Петра наблюдал миллиард зрителей! Уже тогда у каждого свидетеля инаугурации – кем бы и откуда бы родом он ни был и во что бы он ни верил – не осталось сомнений, что мир больше не будет тем же самым.
С высоты минувших лет отчетливее видно значение папского призыва. Именно «не бойтесь» стало знаменитым сегодня «фирменным знаком» понтификата Иоанна Павла II. И это потому, что со временем мир всё больше убеждался в том, что такой необычный и «нетипичный Папа» столько достиг, настолько поразил мир. Очевидно, что сам он не боялся…

В документе, опубликованном через пять месяцев после избрания на Престол Св. Петра, Иоанн Павел II указывает миру главные идеи, которым он намеревается служить в качестве Понтифика. Энциклика представляет собой оценку духовного состояния современного мира, увиденную глазами «молодого» . И он ставит печальный диагноз. Папа говорит о XX веке как о столетии, в котором «люди приготовили людям множество заблуждений и страданий». Он дает понять, что этот процесс не был решительно заторможен и выражает надежду, что создание ООН послужит на благо определению и установлению объективных и нерушимых прав человека.
Эта тема – одна из основ первой Энциклики – стала яркой характеристикой всего понтификата Святейшего Отца, которого часто называют «Папой прав человека». В ней содержится также множество других важных моментов, получивших развитие в последующие годы понтификата: призыв к тому, чтобы «не больше иметь», а «больше быть»; обеспокоенность господствующей в мире общественной несправедливостью; указание на разрыв между прогрессом цивилизации и развитие нравственности и этики.

«Redemptor hominis» – это квинтэссенция христианского гуманизма. Как признавался сам Папа, эту «тему он привез с собой в Рим». Это красочное и прекрасное изложение. Ничего удивительного: автор сравнительно недавно (и с большим сожалением) оставил литературную деятельность, хотя, как показали дальнейшие события, и не навсегда. Папа пишет: «Глубокое изумление ценностью и достоинством человека называется Евангелием, т. е. Благой Вестью. Оно также называется христианством».

Скрепя сердце власти согласились «впустить» Папу-поляка на Родину. Это было, словно сон. Поляки почувствовали, что они — уже не лишенные права голоса свидетели истории, но и ее участники. Паломничество вызвало энтузиазм у миллионов поляков и очень растрогало самого Папу, который прекрасно понимал, что земляки видят в нем предвестника свободы. Во время визита Иоанн Павел II напоминает о богатом христианском наследии Польши и о том, что без христианства нет Польши и ее культуры.
В Гнезно Папа-славянин напомнил о праве исторического вклада в Европу стран восточной части континента; на территории бывшего концлагеря Освенцим он размышлял о зле XX века и тоталитаризме.
Паломничество Папы в 1979 г. стало не только напоминанием коммунистическим властям о политической свободе народа. Это также, а может быть, прежде всего, – великий призыв к совести всех и каждого, не говорить «нет» Христу и сохранять верность богатству христианства.

Этого события общество ожидало с понятным интересом. Папа с Востока, сын страны, в которой рамки официальной культуры десятилетиями определялись партийными функционерами, прибывает в штаб-квартиру всемирной организации, ответственной за сохранение и развитие культурного богатства человечества. Чем поделится с миром тот, кто своим творчеством особым образом связан с миром культуры? Что скажет бывший актер, поэт и драматург, выдающийся мыслитель и друг деятелей культуры?
Папское выступление — это «глубокая и широкая признательность» всем культурным традициям человечества; это выражение восхищения «творческим богатством человеческого духа, неустанному труду, цель которого – сохранение и укрепление самобытности человека». Выражая уверенность в связи религии – особенно христианства – с культурой, о чем красноречиво свидетельствует пример Европы, он с почтением вспоминает о наследии «иных источников религиозного, гуманистического и этического вдохновения». Последующим годам понтификата будет присуще открытое и полное признание всех культур.

Папамобиль свободно следует мимо секторов, заполненных паломниками со всего мира. Папа успел вернуть родителям ребенка, которого за мгновение перед этим он обнимал. Громкий, сухой треск. Звук повторяется. С площади взлетают голуби. Секретарь Папы о. Станислав Дзивиш совершенно оцепенел. Он не сразу понимает, что произошло. Смотрит на Понтифика: «Он пошатнулся, однако не видно ни крови, ни ран. Я спросил его: «Куда?» — «В живот,» — ответил он. Еще я спросил: «Очень больно?» — «Да…»»

Покушение. Непредвиденное событие. Не документ, не начинание, не встреча и не паломничество – и все-таки одно из важнейших событий Понтификата, окруженное загадочными обстоятельствами. Начиная с того, что Иоанн Павел II выжил. Пуля на несколько миллиметров миновала органы, повреждение которых несовместимо с жизнью. Она проделала, по словам Андре Фроссара, – «совершенно неправдоподобный путь в организме».
Чудо? Для Папы покушение стало новым доказательством покровительства Божией Матери, Которой он посвятил свое служение, а слова «Totus Tuus» – «Всецело Твой» он не случайно начертал на своем гербе. Он не боялся смерти: «…в час, когда я упал на Площади Св. Петра, я твердо знал, что выживу». Изумленному Фроссару он признался: «…одна рука стреляла, другая – направляла пулю». Покушение произошло 13 мая, в годовщину первого явления Девы Марии в Фатиме в 1917 г.

Еще будучи в больнице он попросил доставить описание Третьей фатимской тайны. В документах он прочтет о страдающем человеке в белом одеянии… Благодаря покушению, он стал еще ближе миллионам больных, страждущих, гонимых. С этого момента встречи с ними приобретают особую выразительность. С тех пор он стал одним из них.

Папа прибывает в Португалию в первую годовщину покушения. Как он сказал в проповеди, 13-е мая «таинственным образом связано с датой первого явления в Фатиме» в 1917 г. «Эти даты встретились друг с другом так, что я должен признать, что я призван сюда чудесным образом». Папа благодарит Марию за спасение жизни.
То же самое он совершает во время вечернего бдения перед базиликой Фатимской Богоматери, признавшись, что когда он пришел в себя после покушения, он мысленно перенесся в санктуарий в Фатиме, чтобы поблагодарить Божию Матерь за исцеление.

Во всём, что с ним произошло, он видел Ее особое заступничество. Божественное Провидение не знает, что такое простое стечение обстоятельств, продолжил Святейший Отец, и поэтому он принял покушение как призыв перечесть послание, данное 65 лет назад трем пастушкам.
Видя печальное духовное состояние мира, он настаивает на том, что «Евангельский призыв к покаянию и обращению, о котором напоминала Матерь, по-прежнему остается актуальным».
С болью он подчеркнул, что «слишком много людей и обществ, множество христиан пошло против послания Пресвятой Девы в Фатиме. Грех завоевал право на существование, а отрицание Бога распространилось в мировоззрении и планах человека!» Поэтому, благодаря за свое исцеление, Иоанн Павел II, следуя по стопам Папы Пия XII, посвятил Марии судьбы мира.

То, что казалось невозможным, – совершилось. Пятьдесят тысяч молодых мусульман, собравшихся на стадионе, слушают Папу, который прибыл в Марокко по приглашению короля Хассана II.
Ни один Понтифик не решался на подобный шаг, на, по словам Луиджи Аккатоли, «Евангельский азарт». Но действительно ли Папа поступал рискованно? Просто он таким образом реализовал учение II Ватиканского Собора, который с уважением говорит о других религиях. 20 лет после окончания Собора его активный участник, теперь — Понтифик, активно воплощает идеи в жизнь.
«Мы, христиане и мусульмане, совершенно неверно понимали друг друга и порой в прошлом поступали друг против друга. Разве в мире, жаждущем единства и мира, и в то же время переживающем тысячи конфликтов, верующие не должны поддерживать дружбу и единство между людьми и народами, которые на земле составляют единое сообщество?»

Встреча в Касабланке выразительно показала миру, что Иоанн Павел II – бескорыстный и, может быть, единственный повсеместно признаваемый «голос совести» мира. События последних лет со всей очевидностью показали, что его забота о примирении христиан и мусульман и развитии диалога носила пророческий характер.

Впервые в истории Папа переступил порог синагоги. Сам по себе этот факт мог стать историческим. Однако это было лишь начало. Иоанн Павел II четыре раза назвал евреев братьями. Он произносит фразу, которая, наряду со знаменитым «не бойтесь!», станет наиболее цитируемым высказыванием Папы Войтылы: «Вы – наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья». Понтифик и Верховный раввин Рима сидят рядом друг с другом, беседуют, читают псалмы…

Визитом в синагогу Иоанн Павел II внес в болезненные, полные взаимной неприязни и обвинений, отношения новый, братский тон.
Святейший Отец неоднократно бывал на территории гитлеровского концлагеря в Освенциме – он находится на территории Краковской архиепархии. Посещая это место в качестве Преемника Св. Петра, он напомнил: «Народ, принявший от Бога-Яхве заповедь «не убивай», особым образом испытал на себе самом тяжесть убийства»…
Посещение римской синагоги оказалось не артистичным жестом, но увертюрой к великому делу примирения католиков и евреев, кульминацией которой станет важный для обеих сторон визит Понтифика в Иерусалим.

На приглашение Иоанна Павла II в Ассизи откликнулись 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 религий. Не секрет, что не все в Ватикане были захвачены идеей Папы, которая, как казалось, ставила под удар авторитет Церкви и ее статус в мире.
Мир был удивлен смирением Папы, стоящего плечом к плечу с евреями, индусами, мусульманами и облаченными в экзотические костюмы представителями других религий, молящегося в их присутствии о мире и вместе с ними размышляющего об общей ответственности за судьбы человечества.
Призыв Папы имел огромный резонанс. 11 сентября 2001 г. мир убедился в огромном потенциале ненависти, направляемой во имя религии! Поэтому в январе 2002 г. город св. Франциска вновь стал свидетелем встречи Понтифика с представителями различных религий.

Незабываемый знак освобождения Европы от коммунизма. Всё происходящее выглядело как прекрасный сон, однако это было явью. В польский санктуарий прибыли сотни тысяч молодых людей из стран, где до недавнего времени господствовали атеизм и антицерковная политика. Молодежь спешила на встречу с Папой, приблизившему наступление свободы, благодаря которому встреча на Ясной Горе стала возможной.
И еще «чудеса»: среди миллиона участников VI Всемирного дня молодежи было 100 тысяч юношей и девушек из СССР, который через четыре месяца уйдет в историю. От границы до Ченстоховы курсирует специальный, бесплатный поезд; власти СССР согласились, чтобы те, у кого нет заграничного паспорта, могли пересечь кордон по письмам, выданным в приходах. Прибывали паломники из России, Украины, стран Балтии. Ченстохова принимала венгров, румын, болгар и граждан других государств «победившего социализма».

Папа воспользовался небывалой встречей, чтобы напомнить молодежи о том, что корни европейского единства находятся и на Западе, и на Востоке: «Церковь в Европе может наконец свободно дышать двумя легкими».

Толстая богословская книга – всемирный бестселлер? Да! Катехизис Католической Церкви к настоящему времени опубликован на 50 языках; его тираж давно превысил 10 миллионов экземпляров; только за первый год, после издания, было продано 3 миллиона. Издательства – и не только религиозные! – боролись друг с другом за получение прав на издание. Катехизисом заинтересовались не только католики, но и весь христианский мир – с большим вниманием его приняли Православные Церкви.
Так исполнилось горячее желание самого Папы, который назвал Катехизис «одним из наиболее значимых событий в новейшей истории Церкви» и «зрелым и истинным плодом» II Ватиканского Собора.
Этот труд около 10 лет редактировала созванная Понтификом комиссия, свои предложения высказывали епископы всего мира. Таким образом получилась квинтэссенция католического вероучения, изложенная простым, понятным языком.

Для Иоанна Павла II Юбилей 2000-летия христианства должен был стать подготовкой «новой весны христианской жизни». Этот краткий документ предлагает перечень вызовов, с которыми сталкивается Церковь в наше время. Для Иоанна Павла II важнейшим из них представлялось воплощение духа II Ватиканского Собора. Поэтому он предлагает Церкви совершить испытание совести и поразмыслить: в какой мере «великий дар Духа, предложенный Церкви», был воспринят верующими.
Значение Апостольского послания основано на чтении в перспективе Евангелия «знамений времени», привнесенных XX в. Папа также пишет о конкретных исторических событиях, рассматривает их через призму Евангелия, стараясь открыть их значение в перспективе миссии Христа.
Папа излагает в нем новаторские идеи, вдохновившие не только католиков, как то: очищение памяти и покаяние за преступления чад Церкви, экуменизм мучеников, который свидетельствует красноречивей, чем разделения.

Самый многочисленный форум за всю историю человечества. Считается, что в Мессе, которую Иоанн Павел II совершил в столице Филиппин, участвовало от 5 до 7 миллионов человек! Толпа была настолько плотной, что Папа не смог добраться до алтаря на машине – ситуацию спас вертолет. Это был первый Всемирный день молодежи, проводившийся на азиатском континенте – самом густонаселенном, и при этом католики здесь представляют абсолютное меньшинство.
Беспрецедентным стало участие в Мессе с Папой делегации католической молодежи из коммунистического Китая. Хотя она представляла т. н. «Патриотическую Церковь», не состоящую в общении со Святым Престолом, сам этот факт сочли знамением «оттепели» и перемен в отношениях с Пекином.

Умирающий Иоанн XXIII шептал слова молитвы Христа: «Ut unum sint» – «Да будут все едино». Говорят, что это обстоятельство оказало огромное влияние на Иоанна Павла II и поэтому Энциклика, посвященная единству христиан, носит столь красноречивое название. Этот документ убедительно свидетельствует об огромном, фундаментальном значении, которое Иоанн Павел II приписывает экуменическому движению. Это – не внутреннее дело Церкви, как некоторым хотелось бы верить, и не предмет отвлеченных герменевтических дискуссий.
Папа называет диалог испытанием совести, подчеркивая, что единство христиан возможно, его условие – смиренное признание того, что мы согрешили против единства и должны покаяться в этом. Кроме того, – и именно поэтому Энциклику считают важной вехой в истории христианства – Иоанн Павел II просто и смиренно обращается к христианам иных конфессий с предложением совместно обсудить вопрос о природе первоверховной власти Понтифика. Его призыв не получил до сих пор подобного по смелости ответа, однако зерно было брошено…

Это великий призыв к «истинной цивилизации свободы» и поощрение мира сделать так, чтобы «эпоха принуждения уступила место эпохе переговоров». Обращаясь к представителям около 200 государств, Папа призвал народы мира уважать права человека и осудить насилие и проявление национализма и нетерпимости. Он акцентировал внимание на нравственном измерении универсальной проблемы свободы и подчеркнул, что переломные события, произошедшие в Центральной и Восточной Европе в 1989 г., проистекали из глубокой уверенности в неоценимой важности и достоинстве человека.

«Каждая культура стремится осмыслить тайну мира и жизни отдельно взятого человека. Сердце каждой культуры – это приближение к величайшей из всех тайн – к тайне Бога», — отметил он.
Напоминая о событиях на Балканах и в Центральной Африке Папа сокрушался тому, что мир еще не научился жить в условиях культурной и расовой дифференциации. Напоминая о существовании универсальной природы человека и естественного нравственного закона, Иоанн Павел II призвал мир к обсуждению будущего. Перед лицом явного кризиса ООН Понтифик пожелал этой организации стать нравственным центром и подлинной «семьей народов», способной разрешать конкретные проблемы.

«Дар и Тайна»
Ноябрь 1996 г.

В этой книге в очень простой манере описывается призвания Кароля Войтылы, а также излагаются основы жизни священника, как их видит человек, избранный на Престол Св. Петра. Для Иоанна Павла II жизнь священника – это принимаемый с неизменной благодарностью дар и тайна, которую никогда нельзя до конца разгадать.
На страницах книги появляются великие имена: кардинал Сапега, Ян Тырановский, Иоанн Мария Вианней, брат Альберт Хмелёвский. Те, кому Кароль Войтыла был обязан выбором священнической дороги. Здесь и впечатления, вызванные в молодом священнике встречей с Западом, и рефлексия о надежде, которую в молодом епископе Кракова пробудил Собор.

Но наиболее ценно – видение Церкви и миссии священника в современном мире. «Дар и Тайна» – это книга, которая на фоне нередко обсуждаемого сегодня авторитета пастыря возвращает его высокое достоинство в глазах всего мира. Это – сочинение самого известного в мире католического священника, пользующегося всеобщим уважением у людей всех рас, культур, статусов и мировоззрений.

Папа в городе, символизирующем трагедию XX века: здесь началась I Мировая война, здесь «свирепствовала II Мировая война и здесь же на склоне столетия местные жители среди уничтожения и смерти испытали на себе тяжесть долгих лет вражды и страха». Из города, в котором сталкивались различные культуры, религии и народы, Иоанн Павел II обратился с призывом: нет – войне!
В словах Понтифика слышно сожаление о том, что религиозные декларации жителей Боснии и Герцеговины не защитили их от жестокой войны. Иоанн Павел II среди руин, в атмосфере ненависти и под угрозой покушения, говорил о том, что вражда и ненависть «могут в религиозных ценностях найти средства не только для отрезвления и умеренности, но и для осмысления, имея в виду созидательное сотрудничество».
Угроза нависла и над самим Иоанном Павлом II, однако, несмотря на предложения миротворческих сил ООН, он преодолевает на автомобиле значительное расстояние, отделяющее аэропорт от кафедрального собора.
Визит Папы в Сараево прибрел символическое значение также в том смысле, что его духовное послание можно отнести и к другим конфликтам, омрачившим драматический век. Слыша призыв Иоанна Павла II, обращенный к жителям Боснии и Герцеговины: «Имеете Ходатая перед Отцом. Имя Его: Иисус Христос справедливый!», трудно было не вспомнить о Руанде, Ближнем Востоке.

Это событие попало в анналы истории еще задолго до того, как оно произошло. Новость о том, что человек, который очевидным образом был причастен к падению коммунизма в Восточной Европе, отправляется в «логово коммунистического динозавра» – электризовала мир. Многие спрашивали себя, потребует ли Папа в полный голос справедливости для народа, свободы – для политических заключенных, прав – для Католической Церкви.
Святейший Отец не колебался: он передал Фиделю Кастро список из 302 имен политзаключенных,
неоднократно без обиняков в присутствии команданте напоминал о правах народа на развитие, желая ему свободы и примирения.

Кульминацией визита стала месса на площади Революции в Гаване, где под взглядом смотрящего с огромного портрета Че Гевары, друга революционной молодости Фиделя, собралось около миллиона кубинцев. Изменилось ли что-нибудь? Власти освободили нескольких узников, позволили праздновать Рождество, согласились разрешить въезд на остров новым миссионерам, в целом отношение к Церкви стало более либеральным.

Впервые в истории Церкви Преемник Св. Петра прибыл в страну, большинство населения которой исповедует православие. Это произошло после нескольких неудачных попыток организовать встречу с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, непреклонная позиция которого охлаждала отношения православного мира с Католической Церковью.
Тем не менее, священноначалие Румынской Православной Церкви выразило согласие на приезд Папы. Еще горячей желал совершить эту поездку сам Иоанн Павел II, для которого единство христиан и исполнение воли Христа «да будут все едино» с самого начала Понтификата стало одним из приоритетов.
Атмосфера, в которой проходил визит Папы, превзошла ожидания всех оптимистов. Гостеприимно принимали Понтифика и православные иерархи. «Это незабываемый визит. Я переступил здесь порог надежды», — заявил Папа в конце своего обращения к Патриарху Феоктисту. Участники встречи отблагодарили Иоанна Павла II овацией.

Для жаждущих единства христиан различных обрядов этот визит стал предвестником надежды. Он показал, что, несмотря на трудности в экуменическом диалоге, который ведут ученые мужи, «простые» верующие, – хотя история и человеческие ошибки разделили их Церкви, – по сути близки друг к другу. Триста тысяч участников Мессы единогласно скандировали слово «unitate» (единство), – а среди них были и католики различных обрядов, и православные – вот красноречивое доказательство того, что несмотря на формальное разделение, многие христиане горячо жаждут единства.

Эту поездку характеризовали несколько важных обстоятельств: паломничество к истокам христианства, к местам, где жил и умер его Основатель; встреча с евреями и их трагической историей, омраченной Холокостом; кровоточащая рана палестинско-израильского конфликта.
Папа посетил Вифлеем, находящийся на территории Палестинской автономии, и базилику Гроба Господня, где поцеловал каменную плиту, на которой 2000 лет назад покоилось тело Христа. В сослужении 12 кардиналов он совершил Мессу в Сионской горнице, там, где, согласно древней традиции, Спаситель вкушал Тайную Вечерю с апостолами.
На межрелигиозной встрече в Иерусалиме, святом городе для иудеев, христиан и мусульман, выражая надежду на улучшение отношений между религиями, Папа заверил всех в своей молитве о мире на Ближнем Востоке. Мир, подчеркнул он, будет плодом совместных усилий всех народов, живущих на Святой Земле.

Во время визита в Институт памяти Йад-Вашем Святейший Отец почтил память 6 миллионов евреев, погибших в годы II Мировой войны и покаялся за грехи чад Церкви, совершенные против иудеев, осудив антисемитизм и расовую рознь. Премьер-министр Израиля отметил, что Папа, в молодости ставший свидетелем трагедии оккупации, после избрания на Престол Св. Петра сделал для примирения евреев и христиан более, чем кто-либо до него.

Не секрет, что идея Папы о публичном покаянии в грехах, совершенных католиками в прошлом, вызвала мало радости в Римской Курии. Для Иоанна Павла II, в свою очередь, было очевидно, что «радость любого Юбилея заключается, прежде всего, в отпущении грехов, в радости обращения». Опасения, что это событие может подорвать образ Церкви, оказались преувеличенными. Мир с признательностью и удивлением принял мужественное испытание совести, совершенное Папой.

Волнующим стал сам ход литургии в базилике Св. Петра. Главы важнейших ведомств Святого Престола произносили слова молитвы, в которой перечисляли грехи чад Церкви и просили за них прощения: грехи против истины, против единства Церкви, против евреев, против любви, мира, прав народов, достоинства культур и религий, женщины и человеческого рода.
В проповеди Папа просил всех о прощении грехов чад Церкви, заверяя, что Церковь, со своей стороны, прощает обиды, причиненные ей другими. Мир обошли необычные фотографии: Иоанн Павел II подходит ко Кресту, целует ноги Распятого и поднимает взгляд к небу.

«Эта фотография стоит доброй сотни книг по истории и должна занять достойное место в анналах рядом со снимком Берлинской стены, рухнувшей в 1989 г., и портретом Бориса Ельцина, стоящего на танке в центре Москвы в 1991 г.» Так газета «Авенире» отреагировала на опубликованную накануне в «Оссерваторе Романо» фотографию, изображающую Святейшего Отца в окружении епископов и Апостольских администраторов, приехавших в рамках «ad limina» в Рим из бывших советских республик.
Чуть более двух десятилетий назад на просторах огромной советской империи официально мог нести служение единственный священник Святой Вселенской Церкви. В «Папских ежегодниках» год за годом перечислялись епископские кафедры, существовавшие до 1917 г., овдовевшие в лихую годину репрессий. За последнее десятилетие на многие из них вновь поставлены епископы.

На Мессе со Святейшим Отцом вместе с российскими архиереями участвовали главы католических структур восьми республик бывшего СССР: Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, а также Монголии.
Во время проповеди Папа призвал собравшихся «укреплять единство Церкви».
После Мессы все были приглашены в библиотеку, где от имени архиереев и прелатов Святейшего Отца гостей приветствовал архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Затем каждый из российских епископов был приглашен на личную аудиенцию, которая длилась около 15 минут. Содержание этих бесед не принято разглашать.

Когда же всем представилась еще одна возможность побыть вместе с Папой, российские епископы пригласили его в Россию, что подобным образом – национальной делегацией – было сделано впервые.

Торжественное совершение «Акта посвящения мира Божественному Милосердию» вызвало в мире резонанс. Повсеместно было признано, что вынесенный современному миру выдающимся свидетелем веры не вселяющий оптимизма диагноз заслуживает внимания.
Отмечалось, что в проповеди, произнесенной в санктуарии в Лагевниках, Иоанн Павел II высказал ключевое послание своего понтификата. Мир, пронизанный «тайной нечестия», требует милосердия, «дабы сияние истины положило конец всякой несправедливости в мире».

Папа подчеркнул, что наряду с новыми перспективами развития на пороге нового тысячелетия очевидны также «новые, доселе невиданные угрозы». Указывал он и на вмешательство в тайну жизни человека (посредством генетических манипуляций), самовольное определение начала либо конца жизни, отрицание в современном мире нравственных основ семьи.
Папа не стремился устрашить, а просто приводил в пример ту святую (Фаустину Ковальскую), которая учила всех нас взывать: «Иисус, уповаю на Тебя». В этом – источник надежды для современного мира.

В 24-ю годовщину избрания на Престол Св. Петра Святейший Отец во время общей аудиенции сообщил о подписании нового Апостольского Послания «Rosarium Virginis Mariae». Кроме того, период с октября 2002-го по октябрь 2003 года Папа объявил Годом Розария и установил еще одну часть богородичной молитвы – «светлые тайны».

«Христос, Искупитель человека – центр нашей веры. Мария не затмевает Его, не затмевает и Его дела спасения. Взятая на небо телом и душой, Пресвятая Дева первой вкусила плоды Страстей и Воскресения Своего Сына, и Она надежно ведет нас ко Христу, окончательной цели нашего странствия и всего нашего бытия, — отметил он. — Приглашая верующих непрестанно созерцать Лик Христа, я хотел, чтобы Наставницей в этом для всех стала Мария, Его Матерь».

Дабы синтез Евангелия, вспоминаемый в Розарии, был более совершенным, Понтифик предложил добавить еще пять тайн к тем, которые мы уже созерцаем. Они основаны на событиях земного служения Спасителя: Его Крещении в Иордане, чуде в Кане Галилейской, проповеди Царства Божия и покаяния, Фаворском Преображении и Тайной Вечери, уже вводящей в тематику Его Страстей.

Вновь Папа Войтыла возвращается к поэзии, которую он, как казалось, окончательно оставил после своего избрания на Престол Св. Петра. Новость была сенсационной, ведь еще несколько лет назад окружение Понтифика утверждало, что сочинение стихов – это перевернутая страница в жизни Святейшего Отца. Однако… «И тут он остался верен себе», — так прокомментировал этот факт кардинал Франтишек Махарский на презентации поэмы в доме краковских архиепископов. Появление на свет этого сочинения было окутано необычайной таинственностью. Были утечки в прессе, время публикации всё время откладывалось, и наконец сочинение увидело свет, изданное головокружительным тиражом: 300 тысяч экземпляров! И тираж был раскуплен практически мгновенно.

Медитации Папы представляют собой размышление над Библией, историей творения, о месте человека в мире; немало в них личных переживаний. Выдающийся характер этой инициативы подчеркивают несколько обстоятельств. Предстоятель КатолическойЦеркви и, одновременно, выдающийся гуманист и философ, счел возможным обратиться к языку поэзии, отметив тем самым, что не проповедь и не Энциклика послужат в данном случае лучшим средством передачи его мысли. К тому же большая часть «Триптиха» вдохновлена фресками Микеланджело в Сикстинской капелле – знаменитым «Страшным судом».

Папа Иоанн Павел II отошел ко Господу 2 апреля 2005 года, на 85-м году жизни.

Жизнь Кароля Войтылы, которого мир знает под именем Иоанн Павел 2, была наполнена и трагическими, и радостными событиями. Он стал первым со славянскими корнями. С его именем связана огромная эпоха. На своем посту Папа Иоанн Павел 2 проявлял себя как неустанный борец с политическим и социальным угнетением людей. Многие его публичные выступления, поддерживающие права и свободы человека, превратили его в символ борьбы с авторитаризмом.

Детство

Кароль Юзеф Войтыла, будущий великий Иоанн Павел 2, родился в небольшом городке под Краковом в семье военного. Его отец, поручик польской армии, в совершенстве владел немецким и систематически обучал языку сына. Мать будущего понтифика - учительница, она, согласно некоторым источникам, была украинкой. Именно тем, что предки Иоанна Павла 2 были славянской крови, видимо, и объясняется то, что Папа Римский понимал и уважал все, что связано с русским языком и культурой. Когда мальчику исполнилось восемь лет, он потерял мать, а в двенадцатилетнем возрасте умер и его старший брат. В детстве мальчик увлекался театром. Он мечтал вырасти и стать артистом, а в 14 лет даже написал пьесу под название «Король-Дух».

Юность

В Иоанн Павел II, биографии которого может позавидовать любой христианин, окончил классический колледж и принял таинство миромазания. Как свидетельствуют историки, Кароль учился достаточно успешно. Завершив свое среднее образование накануне Второй мировой, он продолжил обучение в Краковском Ягеллонском университете на факультете полонистики.

За четыре года он успел пройти филологию, литературу, церковнославянскую письменность и даже азы русского языка. Будучи студентом, Кароль Войтыла записался в театральный кружок. В годы оккупации профессуру этого одного из самых известных в Европе университетов отправили в концлагеря, а занятия официально прекратились. Но будущий понтифик продолжал учебу, посещая занятия подпольно. А чтобы его не угнали в Германию, и он мог содержать отца, которому оккупанты урезали пенсию, юноша пошел работать в каменоломню под Краковом, а затем перешел на химзавод.

Образование

В 1942 году Кароль записался на общеобразовательные курсы духовной семинарии, которые подпольно функционировали в Кракове. В 1944-м архиепископ Стефан Сапега из соображений безопасности перевел Войтылу и нескольких других «нелегальных» семинаристов в епархиальное управление, где они работали в архиепископском дворце вплоть до конца войны. Тринадцать языков, на которых бегло говорил Иоанн Павел II, жизнеописания святых, сто философских и богословских и философских работ, а также четырнадцать энциклик и пять книг, написанные им, сделали его одним из самых просвещенных понтификов.

Служение церкви

Первого ноября 1946-го года Войтылу рукоположили в священники.Буквально через пару дней он направился в Рим, чтобы продолжить свое богословское образование. В 1948-м он защитил докторскую работу на тему произведений реформата ордена кармелитов, испанского мистика шестнадцатого века св. Иоанна Креста. После этого Кароль возвратился на родину, гле был назначен помощником настоятеля в приходе села Негович на юге Польши.

В 1953-м в будущий понтифик защитил еще одну диссертацию на тему о возможностях обоснования христианской этики на основе этической системы Шелера. С октября того же года он начинает преподавать нравственное богословие, однако вскоре польское коммунистическое правительство закрыло факультет. Тогда Войтыле предложили возглавить кафедру этики в Католическом Университете в Любляне.

В 1958-м папа Пий XII назначил его вспомогательным епископом в архиепископстве Кракова. В сентябре того же года состоялось его рукоположение. Обряд совершил львовский архиепископ Базяк. А после смерти последнего в 1962-м Войтыла был избран капитульным викарием.

С 1962-го по 1964-й биография Иоанна Павла 2 тесно взаимосвязана со Вторым Ватиканским Собором. Он принимал участие во всех сессиях, созываемых тогдашним понтификом В 1967-м будущий Папа Римский был возведен в кардиналы-священники. После смерти Павла VI в 1978-м Кароль Войтыла голосовал в конклаве, в результате чего был избран папа Иоанн Павла I. Однако последний всего через тридцать три дня скончался. В октябре 1978-го состоялся новый конклав. Участники раскололись на два лагеря. Одни защищали архиепископа Генуи Джузеппе Сири, славящегося своими консервативными взглядами, а другие - Джованни Бенелли, который был известен как либерал. Не придя к общему согласию, в конечном итоге конклав выбрал компромиссного кандидата, которым стал Кароль Войтыла. При восшествии на папский престол он принял имя предшественника.

Черты характера

Папа Иоанн Павел 2, биография которого всегда была связана с церковью, стал папой в пятидесятивосьмилетнем возрасте. Как и свой предшественник, он стремился к упрощению должности понтифика, в частности, лишил ее некоторых королевских атрибутов. Например, он стал говорить о себе как о Папе, используя местоимение «я», отказался от коронации, вместо которой провел просто интронизацию. Он никогда не носил тиару и считал себя рабом Божьим.

Восемь раз Иоанн Павел 2 навещал свою родину. Он сыграл огромную роль в том, что смена власти в Польше в конце 1980-х прошла без единого выстрела. После его разговора с генералом Ярузельским последний мирно передал руководство страной Валенсе, уже успевшему получить папское благословение для проведения демократических реформ.

Покушение

Тринадцатого мая 1981 года жизнь Иоанна Павла II чуть не оборвалась. Именно в этот день на площади св. Петра в Ватикане на него было совершено покушение. Исполнителем стал член турецких ультраправых экстремистов Мехмет Агджа. Террорист тяжело ранил понтифика в живот. Его арестовали сразу, на месте преступления. Спустя два года папа приехал к Агдже в тюрьму, где тот отбывал пожизненный срок. Жертва и преступник долго о чем-то говорили, однако рассказать о теме их беседы Иоанн Павел 2 не захотел, хотя и сказал, что простил его.

Пророчества

Впоследствии он пришел к убеждению, что от него пулю отвела рука Божией Матери. И причиной тому стали знаменитые Фатимские предсказания Девы Марии, которые узнал Иоанн. Павла 2 пророчество Богоматери, в частности, последнее, настолько заинтересовало, что он посвятил его изучению многие годы. На самом деле предсказаний было три: первое из них относилось к двум мировым войнам, второе в аллегорической форме касалось революции в России.

Что касается третьего пророчества Девы Марии, то на протяжении долгого времени оно являлось предметом гипотез и невероятных домыслов, что неудивительно: Ватикан долгое время держал его в глубочайшем секрете. Высшим католическим духовенством было даже сказано, что оно останется навсегда тайной. И только папа Римский Иоанн Павел 2 решился открыть народу загадку последнего Ему всегда была присуща смелость поступков. Тринадцатого мая, в день своего восьмидесятитрехлетия, он заявил, что не видит смысла в необходимости сохранения тайны предсказаний Девы Марии. Ватиканский Госсекретарь в общих чертах рассказал, что записала монахиня Лусия, которой в детстве и явилась Богородица. В сообщении говорилось, что Дева Мария предсказала тот мученический путь, по которому пройдут папы Римские в двадцатом веке, даже покушение на Иоанна Павла II, совершенное турецким террористом Али Агджой.

Годы понтификата

В 1982 году он встречается с Ясиром Арафатом. Спустя год Иоанн Павел II посетил в Риме лютеранскую церковь. Он стал первым папой, решившимся на такой шаг. В декабре 1989-го понтифик впервые в истории Ватикана принимает советского лидера. Им был Михаил Горбачев.

Напряженная работа, многочисленные поездки по миру подрывают здоровье главы Ватикана. В июле 1992-го понтифик объявил о предстоящей ему госпитализации. У Иоанна Павла Второго была диагностирована опухоль в кишечнике, которую нужно было удалить. Операция прошла благополучно, и вскоре понтифик вернулся к своей обычной жизни.

Спустя год он добился того, что между Ватиканом и Израилем были установлены дипломатические отношения. В апреле 1994-го понтифик, поскользнувшись, упал. Выяснилось, что у него сломана шейка бедра. Независимые эксперты утверждают, что именно тогда у Иоанна Павла 2 началась болезнь Паркинсона.

Но даже этот серьезный недуг не останавливает понтифика в его миротворческой деятельности. В 1995-м он просит прощение за то зло, которое католики в прошлом причинили верующим других конфессий. Спустя полтора года к понтифику приезжает кубинский вождь Кастро. В 1997-м папа приезжает в Сараево, где в своей речи говорит о трагедии гражданской войны в этой стране как о вызове для Европы. Во время этого визита на пути его кортежа не раз были минные заграждения.

В том же году понтифик приезжает в Болонью на рок-концерт, где предстает в качестве слушателя. Спустя несколько месяцев Иоанн Павел 2, биография которого насыщена миротворческой деятельностью, предпринимает пастырский визит на территорию коммунистической Кубы. В Гаване на встрече с Кастро он осуждает экономические санкции против этой страны и передает вождю список трехсот политзаключенных. Кульминацией этого исторического визита становится месса, которую понтифик проводит на площади Революции в кубинской столице, где собирается больше миллиона человек. После отъезда папы власти освободили больше половины узников.

В двухтысячном году понтифик приезжает в Израиль, где в Иерусалиме у Стены плача долго молится. В 2002-м в Дамаске Иоанн Павел II посещает мечеть. Он становится первым папой, который решился на такой шаг.

Миротворческая деятельность

Осуждая любые войны и активно критикуя их, в 1982-м году, во время кризиса, связанного с понтифик посещает Великобританию и Аргентину, призывая эти страны к заключению мира. В 1991 году папа выступает с осуждением конфликта в Персидском заливе. Когда в 2003-м в Ираке началась война, Иоанн Павел 2 отправил кардинала из Ватикана с миротворческой миссией в Багдад. Кроме того, он благословил еще одного легата на беседу с тогдашним Президентом США Бушем. Во время встречи его посланник передал главе американского государства резкое и достаточно отрицательное отношение понтифика к вторжению в Ирак.

Апостольские визиты

Иоанн Павел 2 посетил около ста тридцати стран во время своих зарубежных поездок. Больше всего он приезжал в Польшу - восемь раз. В США и Франции понтифик был с шестью визитами. В Испании и Мексике он был по пять раз. Все его поездки имели одну цель: они были направлены на содействие укрепления по всему миру позиций католицизма, а также на установление связей с другими религиями, и в первую очередь с исламом и иудаизмом. Везде понтифик выступал против насилия, выступая в защиту прав людей и отрицая диктаторские режимы.

В целом за время своего нахождения во главе Ватикана папа проехал более миллиона километров. Его несбывшейся мечтой так и осталась поездка в нашу страну. В годы правления коммунизма его визит в СССР был невозможен. После же падения железного занавеса посещение хоть и стало политически возможно, но тогда против приезда понтифика выступила Русская православная церковь.

Кончина

Иоанн Павел 2 скончался на восемьдесят пятом году жизни. Тысячи людей провели ночь с субботы на воскресенье второго апреля 2005 года перед Ватиканом, пронося в памяти дела, слова и образ этого удивительного человека. На были зажжены свечи и царило молчание, несмотря на огромное количество скорбящих.

Похороны

Прощание с Иоанном Павлом II стало одной из самых массовых церемоний за новейшую историю человечества. На траурной литургии присутствовало триста тысяч человек, четыре миллиона паломников проводили папу в вечную жизнь. Более миллиарда верующих всех конфессий молились за упокой души усопшего, а число зрителей, следивших за церемонией по телевизору, сосчитать невозможно. В память о своем земляке в Польше была выпущена памятная монета «Иоанн Павел 2».

В семье бывшего офицера австрийской армии. Не достигнув 20-летнего возраста, Кароль Войтыла остался круглым сиротой.

Папа Римский

Как и его предшественник, Иоанн Павел II попытался упростить свою должность, лишив её многих королевских атрибутов. В частности, говоря о себе, он использовал местоимение "я" вместо "мы", как это принято у царствующих особ. Папа отказался от церемонии коронации, проведя вместо нее простую инаугурацию. Он не носил папскую тиару и всегда стремился подчеркнуть роль, которая обозначена в титуле папы, Servus Servorum Dei (раб рабов Божьих).

В г. Иоанн Павел II впервые встретился с министром иностранных дел СССР А.А. Громыко. Это было беспрецедентное событие, учитывая отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Ватиканом . 1 декабря г. папа встретился с советским лидером М.С. Горбачевым, а уже 15 марта г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Ватиканом.

25 января г. начался визит папы в Мексику. Это была первая из 104 зарубежных поездок понтифика. Летом г. Иоанн Павел II посетил родную Польшу. Его избрание главой Римско-католической церкви стало духовным толчком к борьбе поляков против коммунистического режима и к появлению движения "Солидарность". Позже папа посещал родину еще семь раз, но никогда не давал повода обвинить себя в подстрекательстве оппозиции к перевороту.

13 мая года на римской площади св. Петра на Иоанна Павла II совершил покушение член турецкой ультраправой группировки "Серые волки" Мехмет Али Агджа. Агджа ранил Иоанна Павла II в грудь и руку и был схвачен. В папа навестил находящегося в заключении Агджу, приговорённого к пожизненному заключению. О чем именно они разговаривали, до сих пор остается тайной, но папа сообщил журналистам, что простил Агджу. В г. Агджа дал показания о том, что покушение было организовано болгарскими и советскими спецслужбами. Были арестованы трое болгар и трое турок, якобы причастных к покушению, но за неимением улик были отпущены. Позже по просьба папы Агджа был помилован итальянскими властями и передан турецким органам правосудия. В Агджа заявил, что к покушению были причастны некие ватиканские кардиналы. 2 марта были опубликованы выдержки из доклада комиссии итальянского парламента, занимавшейся расследованием обстоятельств покушения на Иоанна Павла II. Глава комиссии сенатор Паоло Гуцанти сообщил журналистам о причастности руководства СССР к устранению Иоанна Павла II. Доклад основан на информации, опубликованной бывшим начальником архивного отдела КГБ СССР Василием Митрохиным, бежавшим в Великобританию в 1992 году.

Экуменическая деятельность

Иоанн Павел II активно шел на контакты с представителями других конфессий. В Ватикан с государственным визитом посетила английская королева Елизавета II (она же глава англиканской церкви). Это был исторический визит, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. Елизавета II первой из британских монархов посетила Ватикан с государственным визитом и даже пригласила папу в Великобританию с пастырским визитом к 4 млн. британских католиков.

В г. папа римский встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение.

В августе по приглашению короля Хассана II папа выступил в Марокко перед пятидесятитысячной аудиторией молодых мусульман. Он говорил о непонимании и вражде, которые существовали ранее в отношениях христиан и мусульман, и призывал к установлению "мира и единства между людьми и народами, составляющими на Земле единое сообщество".

В апреле папа впервые в истории католической церкви переступил порог синагоги, где, сидя рядом с верховным раввином Рима, произнёс фразу, ставшую одной из наиболее цитируемых его высказываний: "Вы - наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья".

В октябре в Ассизи состоялась первая межрелигиозная встреча, когда на приглашение понтифика обсудить проблемы межконфессиональных отношений откликнулись 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 иных религий.

6 мая г. в Дамаске Иоанн Павел II первым из понтификов посетил мечеть.

7 мая г. Иоанн Павел II впервые посетил православную страну, Румынию . В г. папа посетил с официальным визитом Грецию , впервые с 1054 г., когда Западная Церковь откололась от Восточной.

Покаяние за ошибки

Иоанна Павла II в ряду его предшественников выделяют уже одни только покаяния за ошибки, совершённые некоторыми католиками в ходе истории. Ещё во время Второго Ватиканского собора в, а в январе принял решение открыть архивы инквизиции.

12 марта в ходе традиционной воскресной мессы в соборе Святого Петра Иоанн Павел II публично покаялся в грехах католической церкви. Он просил прощения и признал вину церкви за восемь грехов: преследование евреев, раскол церкви и религиозные войны, крестовые походы и оправдывающие войну теологические догматы, презрение к меньшинствам и бедным, оправдание рабства.

Иоанн Павел II признавал обвинения в адрес католической церкви - в частности, в молчании во время событий Второй мировой войны и холокоста, когда католические священники и епископы ограничились спасением евреев и других преследуемых нацистами людей.

Болезнь и кончина

В середине 1990-х годов здоровье Иоанна Павла II начало ухудшаться. В г. ему была удалена опухоль в кишечнике. 29 апреля он упал, поскользнувшись в ванной, и сломал шейку бедра. С этого же времени он начал страдать болезнью Паркинсона. Несмотря на телесную немощь, он продолжал совершать зарубежные поездки.

В феврале г. папа был госпитализирован с острым ларинготрахеитом, и ему была сделана трахеотомия. Но, даже выписавшись из больницы, он не смог принять участие в богослужениях на страстной неделе и не смог произнести ни слова во время традиционного обращения к верующим после Пасхальной мессы.

Сразу же после смерти папы католики всего мира начали призывать Ватикан объявить его святым. Бенедикт XVI начал процесс его беатификации, пренебрегши правилом, согласно которому со дня смерти человека должно пройти не менее пяти лет.

Иоанн Павел II вернул Ватикану политическое могущество, активно сотрудничал с Рейганом, восстановил Украинскую Грекокатолическую церковь, болел за «Барселону» и модернизировал богослужение.

Славянский Папа

Иоанн Павел II стал первым папой неитальянского происхождения за последние 455 лет (до него иностранным папой стал Адриан VI, родом из Голландии). Он был младшим сыном в семье польского поручика. Судьба не подарила ему счастливое детство: когда ему было 8 лет, в 1928 году умерла мать, за ней практически сразу последовал старший брат, а в 1941 погиб отец. «В 20 лет я уже потерял всех, кого любил», - вспоминал об этом впоследствии сам Иоанн Павел II. «Тяжелое детство» сыграло впоследствии свою роль в будущем политическом курсе Папы.

После принятия сана в 1978 году вся деятельность Папы будет направлена на борьбу с «коммунистами», возвращение Польши под лоно католической церкви, и распространения влияния Святого Престола на Украину и Беларусь. Ватикан в лице Иоанна-Павла II поставил перед собой задачу добиться восстановления своего международного политического веса за счет укрепления позиций в странах Восточной Европы. В 1985 году в своей статье в журнале «Трайелог», Збигнев Бжезинский в связи с этим укажет: «Я считаю, что все, что делает папа Иоанн Павел II, имеет первостепенное историческое значение. Необходимо покончить с расколом Европы и вернуть великую и бессмертную Россию в лоно христианского сообщества и рыночной экономики».

Покушение «Серых волков»

Жизнь Иоанна Павла II не раз была под угрозой. Спустя всего несколько лет после восшествия на престол, 13 мая 1981 он был тяжело ранен в результате покушения на площади Святого Петра. Член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа, попавший в Италию после побега из турецкой тюрьмы, ранил понтифика в живот и был арестован на месте.

Тайна покушения на Папу до сих пор не раскрыта, поскольку виновник каждый раз дает новые, невероятные показания. Согласно первой официальной версии, за покушением стояли только «Серые волки», а причина – третье пророчество Фатимы, обнародованное лишь в 2000 году. Итальянский журнал IL Folgio приводит отрывки очередной «исповеди» Али: «Ваше Святейшество, я знаю третью тайну Фатимы... Мне о ней рассказали в Иране...». По мнению Агджи, иранцы интерпретировали третий секрет Фатимы, в том смысле, что смерть Папы приведет к падению Ватикана, после чего ислам восторжествует во всем мире.
Это была не единственная версия покушения, со слов Али. В 1984 году он дал показания, согласно которым итальянская прокуратура предъявила обвинения трем гражданам Болгарии и трем гражданам Турции. Пошли слухи о причастности к покушению КГБ СССР, которым была не выгодна антикоммунистическая политика Папы. Сегодня эта версия особенно распространилась в Польше.

Местные историки, ссылаясь на дневники главы резидентуры КГБ в Варшаве генерала Виталия Павлова, называют виновником Юрия Андропова. Исследователь Джордж Вейгел в своей биографии Иоанна Павла II приводит диалог этих двух генералов: «Андропов задал Павлову прямой вопрос: «Как вы могли допустить, чтобы Папой был избран гражданин социалистической страны»? А тот ответил: «Товарищ председатель должен спрашивать об этом, скорее в Риме, чем в Варшаве»». Сам Виталий писал, что он знал и передал в центральное управление КГБ все оперативные материалы польского МВД и Службы безопасности на Папу Римского. Итальянский прокурор Фердинандо Импозимато, ведший дело о покушении, прокомментировал данные расследования следующим образом: «Покушение стало результатом деятельности советских спецслужб при участии функционеров из Болгарии, группировки «Серые волки, а также, к сожалению, при сотрудничестве с кем-то из Польши».
Тем не менее, виновник преступления не вычислен до сих пор. Али Агджи, тем временем, выдает все новые удивительные версии событий. После освобождения, он заявил, что покушение заказал глава правительства Ватикана кардинал Аугустино Казероли».

Геополитик

Иоанн Павел II остался в истории как человек, которой политизировал Ватикан. Ему предписывают союз с Вашингтоном, в особенности с Рональдом Рейганом против стран социалистического блока. По словам исследователя Э. Лебека: «в первые годы правления Рейгана можно было наблюдать появление убежденных католиков на самых высоких постах, чего прежде в истории Соединенных Штатов никогда не было». Другой исследователь, Ольга Четверикова утверждает – Папа использовал обострение «холодной войны» в своих собственных целях – восстановление политического влияния за счет Восточной Европы. Геополитические интересы Ватикана и Вашингтона совпадали. Обе силы представляли сплоченный противовес коммунизму: Ватикан - идейный, а Вашингтон - военно-политический.

7 июня 1982 года на встрече между Иоанном Павлом и Рейганом было заключено соглашение о проведении тайной совместной кампании в Польше в целях разрушения «Коммунистической империи», получившее название «Священный союз». Оно было обнародовано журналистом Карлом Бурнштайном в журнале «Таймс». Вскоре после этого, Рейган объявил «крестовый поход» против «империи зла». В отношении Польши славянский папа и американский президент тоже достигли согласия. В ход пошел независимый профсоюз «Солидарности», отличавшийся своей антикоммунистической деятельностью и пропагандой. Битва за Польшу велась 8 лет. В апреле 1989 года активист Лех Валенса и представители польского правительства подписали, наконец, Соглашение о политических и экономических реформах, а Польская католическая церковь получила статус, не имеющих аналога в других восточноевропейских странах: ей была возвращена конфискованная собственность, дано разрешение создавать собственные учебные заведения.

В июне того же года представители «Солидарности» одержали победу на парламентских выборах, а через год Лех Валенса стал президентам, взяв курс на уничтожение всех признаков социалистической системы даже на уровне символов. Выборе в Польше 1989 году, выигранные «Солидарностью» запустили цепную реакцию, которая привела к падению коммунистических режимов в других социалистических странах и в конечном счете к падению Берлинской стены.

Прозетилизм

Участие Ватикана в революции «Солидарности» призвано было «духовно» узаконить происходящую в восточноевропейских странах смену власти. При этом у Папы были свои мотивы. По мнению сербского историка Драгоша Калаича, Папу сподвигло на это состояние всеобщего упадка католичества на Западе. Он полагал, что: «последние очаги, хранящие пламень католической веры, достойно горят лишь в странах Восточной Европы, прежде всего в Польше и Хорватии». От союза с Вашингтоном Иоанн-Павел ожидал «обогащения новыми стадами с Востока». При нем начинается активное усиление католических обществ в Украине, которые, в конце концов, вышли «из подполья» и возродили свою легальную структуру – Украинскую Грекокатолическую церковь.

Синод 1980 года, когда украинские католики опубликовали декларацию, объявляющую страдание Церкви «при атеистическом коммунистическом режиме», по времени совпал с началом оппозиционных преступлений «Солидарности». Неоднозначность ситуации придавало и польское происхождения Папы. В тот раз Иоанн-Павел пошел на уступки московскому патриархату и не дал зеленый свет начавшимся выступлениям, но в условиях «Перестройки» все изменилось. Видя потенциал возрождения Грекокатолической церкви, понтифик резко изменил свою политику в отношении украинских униатов, предпочтя ренессанс униатства в Галиции конструктивному развитию православно-католических отношений.
В 1993 году якобы в уступку православным Ватикан выступает с предложением нового соглашения: «Униатизм как метод объединения в прошлом и поиск полного единства в настоящем». В документе, который получил название Бламандская уния отразилась двойственная политика Папы, с одной стороны – это союз с православием и распространение «христианской Европы от Атлантики до Уральских гор», с другой, по мнению исследователей, узаконивание униатских общин как католическое сообщество, что придало им большие права на свою деятельность, сделав их новым плацдармом для продвижения Ватикана на Восток.

Революционер

Иоанн Павел II стал революционером Ватикана. «Иоанн Павел II был большим проповедником обновленческой церкви и разрушителем Католической Церкви», - заявлял в своем интервью епископ Ричард Уильямсон. Откуда такое мнение о человеке, которого объявляют святым. Все дело во II Ватиканском соборе 1962-1965 года, который создал «новый порядок» католичества, так называемый «католический модернизм», иными словами, обмирщение церкви. Одной из самых известных последствий Собора, по словам католиков, стала богослужебная реформа 1969 года. Отныне традиционная «намоленная» католическая месса полностью преображалась.

Латынь запрещалась, богослужение переводилось на местные языки. Священник теперь стоял лицом к слушателям, а не к алтарю, как было принято ранее, когда священник как-бы становился во главе своей паствы. Объявлялся минимализм в церковном облачении. В храмах убирались иконы. Одним словом, католичество стало напоминать протестантизм. Но особенно ударили по престижу католических служб «новые веяния», например, мессы под гитару в ритмах рок-н-рола. В итоге, большинство священнослужителей стали жаловаться на утрату сакрального молитвенного характера богослужения. Вместо привлечения новых людей, храмы по всей Европе стали пустеть.

Помимо изменения порядка богослужения, Иоанн Павел прославился и своими извинениями «за все грехи католической церкви», в том числе за жестокость инквизиции, суд над Галилеем и многое другое. При нем церковь приняла теорию Дарвина, и даже назначила покровителя интернета – Исидора Севильского.
При всех своих новациях, Иоанн Павел II слыл большим консерватором. Он решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения», выступал против абортов, и контрацепции, а главное против сексуальных меньшинств и гомосексуальных браков. Несмотря на это, во время его главенства Ватикан начали сотрясать постоянные скандалы, связанные с содомией.

Футбольный фанат

Мода на футбол проникла даже в Ватикан. Так, Иоанн Павел II прославился как Папа-фанат. До принятия сана, он сам нередко играл, после предпочитал не публично болеть за любимую «Барселону» и «Лацио», что не помешало ему благословить мадридский «Реал» на победу в Лиге чемпионов. Тем не менее, самих матчей он предпочитал избегать, и лишь раз засветился на стадионе во время игры между национальной командой Италии и сборной легионеров, выступавших за итальянские клубы.

Папа Opus Dei

«Папа Opus Dei» - еще одно из «имен» Иоанна Павла II в католической истории. Некоторые исследователи, в том числе и Ольга Четверикова считают, что именно этот орден помог Каролю прийти к власти, который, в свою очередь, вывел его из-под юрисдикции епархиального руководства и позволил ему играть доминирующую роль в Ватикане. Сегодня Opus Dei, подобно иезуитам, называют «церковью внутри церкви». Официально, Opus Dei («Дело Божие»), который в нашумевшем «Коде да Винчи» предстает широкой аудитории в лучших традициях религиозной секты, – это христианская организация, которая занимается миссионерской деятельностью.

Тем не менее, за ними прочно закрепилась репутация «новой ересью», из-за сетевого устройства организации, сочетающей жесткую структуру управления, централизованное иерархическое устройство и железную внутреннюю дисциплину. Нередко их обвиняют в франкизме и слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Влиянием Opus Dei объясняют курс Иоанна Павла II на синтез духовной и мирской жизни, который провозгласил II Второй Ватиканский собор. В том числе, Opus Dei обвиняют в агрессивной политике Иоанна Павла II по отношению к Восточной Европе, ведь после орден стал активно распространяться в Польше, Украине и даже России.

(Кароль Войтыла) – одна из ярчайших фигур XX столетия не только узко-церковного, но и всемирного масштаба. Он занимал Престол Святого Петра с 1978 по 2005 год (почти 27 лет), и по длительности своего понтификата уступил лишь самому Апостолу Петру и еще Папе Пию IX, чей понтификат продолжался 32 года.
Папа Иоанн Павел II стал первым Папой-неитальянцем за 455 лет минувших с 1523 г., когда понтификом избрали голландца Адриана IV, он же был первым за всю историю Папой-поляком и, вероятно, вторым Папой славянского происхождения (после Сикста V, чей отец Сречко Перич был родом из Черногории).

Кароль Юзеф Войтыла родился 18 мая 1920 г. в городке Вадовице близ Кракова в семье поручика польской армии. В юности увлекался театром и мечтал стать профессиональным актером. Окончил классический лицей в 1938 г. и поступил на факультет полонистики Ягеллонского университета в Кракове. В годы немецкой оккупации продолжал посещать занятия перешедшего в подполье университета, работая при этом в каменоломне, потом на химическом заводе. В 1942 г. поступил в подпольную духовную семинарию. В 1946 г. рукоположен в священники. При этом продолжал свое образование, защитив в итоге две докторские диссертации: по произведениям испанского мистика XVI века св. Иоанна Креста и по нравственному богословию с опорой на философские изыскания Макса Шелера. Был полиглотом и умел бегло говорить на 11-ти языках. В 1956 г. возглавил кафедру этики в Люблинском Католическом Университете.

В 1958 г. был хиротонисан в архиерейский сан, став викарным епископом в Кракове. В 1962 – 1964 гг. принял участие в четырех сессиях II Ватиканского Собора, будучи одним из самых молодых его «отцов». Принял непосредственное и весьма значительное участие в подготовке одного из важнейших соборных документов – Пастырской Конституции о Церкви в современном мире Gaudium et spes , а также Декларации о религиозной свободе Dignitatis humanae .
В январе 1964 г. возведен в сан архиепископа-митрополита Краковского. В июне 1967 г. Папа Павел VI возвел его в кардинальское достоинство.

После скоропостижной смерти Иоанна Павла I был избран на Конклаве Епископом Рима 16 октября 1978 г. в возрасте 58 лет. Принял имя Иоанна Павла II, подчеркивая тем самым верность курсу своего предшественника и II Ватиканского Собора, проходившего при Папах Иоанне XXIII и Павле VI. Всячески стремился сформировать стиль «Папства нового типа», очистив служение Римского Епископа от всего, что указывало на его связь с положением царствующих особ: в частности, стал использовать в обращениях местоимение «я» вместо «мы»; отказался от церемонии коронации, заменив ее интронизацией ; окончательно отказался от использования Папской тиары, а главным лейтмотивом своего служения сделал тот, который был обозначен в титуле, принятом Папой Григорием Великим еще в VI веке: Servus servorum Dei , т.е. «Раб рабов Божьих».

2 июня 1979 г. он впервые приехал в родную Польшу в качестве предстоятеля Римско-Католической Церкви. Для поляков этот визит стал толчком к борьбе за гражданские права и против насильственно навязываемого атеизма, вылившись в создание движения «Солидарность».
Важнейшим был визит Иоанна Павла II в Польшу в 1983 г., уже после введения военного положения. И тогда, и в свой следующий визит в 1987 г., Папа Войтыла вел себя очень корректно, сосредоточившись на своей религиозной миссии и встретившись с лидером распущенной «Солидарности» Лехом Валенсой лишь в частном порядке. Позднее Папа сыграл огромную роль в том, что смена общественно-политического строя в Польше прошла мирным путем: после беседы с понтификом президент Польши Войцех Ярузельский согласился добровольно передать власть Леху Валенсе, а последнего Папа благословил на проведение демократических реформ.

13 мая 1981 г. Иоанн Павел II пережил покушение на свою жизнь от рук турецкого террориста Али Агджи. Сам понтифик был убежден, что его жизнь спасла тогда Матерь Божия, за что он позднее воздал Ей благодарение в Богородичном святилище в Фатиме. В 1983 г. Иоанн Павел II посетил приговоренного к пожизненному заключению Агджу в тюрьме, простил его и примирился с ним.

1 декабря 1989 г. Римский Епископ впервые принял в Ватикане советского лидера – Михаила Горбачева. Эта встреча стала переломной в процессе возрождения Католической Церкви на территории СССР: в марте 1990 г. между Ватиканом и Москвой были установлены отношения, имеющие статус дипломатических, а 13 апреля 1991 г. появился Папский декрет, восстанавливающий структуры Католической Церкви (сначала – в форме Апостольских администратур) в России, Белоруссии и Казахстане. 11 февраля 2002 г. Апостольские администратуры в Российской Федерации были преобразованы в полноценные епархии.
В августе 1991 г. по личному распоряжению Михаила Горбачева был поднят «железный занавес», и более ста тысяч юношей и девушек из СССР без виз, по внутренним паспортам СССР, смогли отправиться на встречу с Папой в это время совершавшего свой очередной визит в Польшу, приуроченный к проведению в Ченстохове Всемирного дня молодежи.