Материалы        25.09.2019   

Памятник «Умирающий лев» в Швейцарии: описание, история и интересные факты

«Умирающий лев» – это, возможно, самый печальный швейцарский памятник. Он посвящен швейцарским гвардейцам, которые погибли при штурме дворца Тюильри 10 августа 1792 года. Эти гвардейцы защищали французского короля Людовика XVI; следует заметить, что французские короли, равно как и другие европейские правители, вообще любили нанимать в качестве охранников швейцарцев. Во Франции основоположником этой традиции стал Людовик XI, правивший в 1461-1483 годах.

Как оказалось в ходе французской революции, не зря короли предпочитали именно швейцарцев. Французские воинские подразделения стали одно за другим переметываться на сторону восставших, и в итоге король остался только под охраной швейцарских гвардейцев: их было около 1100 человек.

Людовик XVI был не слишком-то жесткосердным государем, но и не слишком умным: он отдал приказ не стрелять по восставшим из орудий, но приказа оставлять дворец не было. А ведь восставших было гораздо больше тысячи человек! Целые полчища устремились на штурм Тюильри, этого уютного гнездышка слегка потерявших чувство реальности аристократов и царедворцев. Неудивительно, что восставшие успешно ворвались во дворец и перебили значительную часть швейцарцев; еще пара сотен гвардейцев попала в плен, но большинство плененных были затем убиты.

Самого короля вывезли из дворца прямо перед началом штурма, но долго он не прожил: ему отрубили голову 21 января 1793 года. Из 1110 швейцарцев в живых остались лишь около 350 человек, причём большая часть этих людей выжила только потому, что была отправлена в Нормандию за несколько дней до 10 августа 1792 года.

Присутствовавший при штурме Тюильри Наполеон сильно удивлялся и королевской глупости, и слепому повиновению швейцарцев. Как он писал, достаточно было бы несколько раз пальнуть по толпе из пушек, и она живо бы рассеялась. Однако король, возможно, подумал, что это вызвало бы в народе ярость и только ускорило бы его казнь. А может, в сердце короля внезапно проснулось чувство сострадания к восставшим. Не знаю.

Как бы то ни было, в Швейцарии новость о гибели более семи сотен гвардейцев вызвала шок. Один из гвардейских офицеров, находившийся в это время в отпуске в Люцерне, стал собирать деньги на памятник, но только более 25 лет спустя, через несколько лет после свержения Наполеона. Деньги быстро собрали и наняли датского скульптора Бертеля Торвальдсена (Bertel Thorvaldsen, жил в 1770-1844 годах).

Торвальдсен сделал эскиз памятника, а Лукас Ахорн (Lucas Ahorn) выточил памятник в скале, которая в то время находилась на окраине Люцерна – в бывшем карьере, откуда добывали песчаник. В 1821 году изготовление памятника было завершено, и «Умирающий лев» стал первым памятником в Европе, изображавшим животного, а не человека.

Памятник этот весьма крупный, и снабжён он несколькими латинскими надписями. Надпись надо львом – Helvetiorum Fidei ac Virtuti - переводится на русский язык как «Верности и храбрости швейцарцев». Нижняя надпись – очень длинная – содержит имена погибших офицеров, а также сообщает примерное число погибших и выживших гвардейцев (соответственно 760 и 350).

В плече льва торчит копье; одной лапой лев покрывает щит с гербом Бурбонов (династия французских королей), а возле головы животного располагается еще один щит - с гербом Швейцарии. Сам лев заполз в расщелину, а на лице его можно прочесть большую скорбь и обиду на чудаков на букву «м», которые одним росчерком пера или поворотом языка отправляют сотни людей в могилу во имя Ничего.

Марк Твен, повидавший памятник несколько десятилетий спустя, назвал его «the most mournul and moving piece of stone in the world». На русский язык это принято переводить как «самый грустный и трогательный кусок скалы в мире», хотя я бы перевел эти слова как «самый скорбный и выразительный кусок скалы в мире».

«Умирающий лев» – это один из наглядных аргументов в пользу того, чтобы ходить по городам с информативным путеводителем или экскурсоводом. Турист, который не знает, что это за памятник и в честь чего он выточен в скале, возможно, просто с пошловатым интересом посмотрит на него, да ещё и сфотографируется на его фоне. А фотографироваться рядом с подобными памятниками, на мой взгляд – это примерно то же, что фотографироваться на фоне могил, то есть демонстрировать проявление либо легкомысленности, либо нездорового цинизма.

Справочная информация

Памятник расположен рядом с площадью Lowenplatz. Открыт он круглосуточно, а смотреть на него, конечно же, можно бесплатно. Думаю, что для осмотра этого памятника большинству людей будет достаточно 15 минут.

  • Адрес: Denkmalstrasse 4, 6002 Luzern, Швейцария
  • Телефон: +41 41 227 17 17
  • Скульптор: Бертель Торвальдсен, Лукас Ахорн
  • Строительство: 1818-1821 годы

У любой страны есть печальные страницы истории, которые из поколения в поколения чтят как память, проводят молебны или ставят мемориалы и грустные памятники. К сожалению, и имеет не только радостные, но и скорбные , например, памятник умирающему льву в Люцерне.

Что представляет собой памятник «Умирающий лев»?

«Умирающий лев» – известная скульптурная работа в Швейцарии, в городе . Автором эскиза является датский скульптор Бертель Торвальдсен. Вся экспозиция посвящена доблести и отваге погибших швейцарских гвардейцев, которые до последнего охраняли дворец Тюильри и сопротивлялись штурму в день народного восстания 10 августа 1792 года.

Создателем всей композиции является талантливый швейцарский скульптор Лукас Ахорн, который выдолбил всю скульптуру в скале и завершил работу к 7 августа 1821 года. И в ближайшую годовщину штурма монумент был открыт в присутствии выживших гвардейцев и европейской знати. Сам Торвальдсен смог посетить «Умирающего льва» в Люцерне только через двадцать лет и остался очень доволен. Памятник настолько впечатлил зрителей и известных гостей, которые были на открытии, что позднее копии «Умирающего льва» из Швейцарии поставили в США и Греции. Кстати, это первый памятник в Европе с изображением животного.

Описание скульптуры «Умирающий лев»

Скульптурная композиция представляет собой каменный горельеф, который был высечен мастером прямо в монолитной скале в выступе над небольшим прудом. Во времена всех событий «Умирающий лев» находился за городом, в наши дни – практически в центре Люцерна.

Изваяние льва создано в нише длиной 13 метров, а высотой 6 метров. Умирающий царь зверей лежит, положив голову на лапу, которая придавила щит с изображением лилии – символа французской короны. У самого изголовья ниши изображен и герб Швейцарии. Левое плечо льва пронзено смертельным копьем. Автор очень старался передать страдания животного, навеять на зрителя романтическую грусть и символичность. Фигура льва очень реалистична и душевна.

Выше скульптор оставил надпись на латинском языке, в переводе: «Верности отваге швейцарцев», а под горельефом две цифры: 760 и 350, означающие павших и выживших гвардейцев. Имена всех погибших за свой долг и своего короля офицеров вырезаны в камне у подножия монумента. В наши дни у скалы проходит ежегодный Международный музыкальный фестиваль.

Как добраться до «Умирающего льва»?

Вся экспозиция находится в городе Люцерн около площади Lowenplatz, доступ круглосуточный и бесплатный. Добраться до небольшого парка, где сейчас находится скала, достаточно просто: вам необходимо сесть на автобус № 1 или 19 и доехать до остановки Wesemlinrain (Автостанция). Также вы можете добраться на такси или самостоятельно по координатам.

Умирающий лев (Швейцария) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Швейцарию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

О памятнике «Умирающий лев» в Люцерне американский писатель Марк Твен высказался так: «Это самый трагический и трогательный камень в мире». Проверить, так ли это на самом деле, можно по адресу Денкмалштрассе, 4 - именно здесь в память о солдатах Швейцарской гвардии, погибших при штурме дворца Тюильри, в природной скале вырезано изваяние умирающего льва, сегодня являющееся одной из главных достопримечательностей Люцерна.

Немного истории

Швейцарские гвардейцы несли службу по охране дворца Тюильри, начиная с 17 века. Именно там во время французской революции в 1792 году они были сметены толпой, направлявшейся на штурм королевских покоев. Более 600 гвардейцев погибли в неравной схватке, и ещё около сотни, в основном, высшие чины, были казнены на гильотине позже. В 1818 году один из офицеров швейцарской гвардии, отсутствовавший во времена кровавых событий в стране, начал сбор средств на возведение монумента, который и был заказан несколькими годами позже датскому скульптору Бертелю Торвальдсену.

Памятник «Умирающий лев»

Что посмотреть

Умирающий лев вырезан в горной скале из песчаника. Он изображён пронзённым копьём, пытаясь закрыть собой герб с изображением лилии - символ французского королевского дома. За фигурой можно увидеть ещё один герб - швейцарский. Надпись под скульптурой гласит: «За преданность и храбрость швейцарцев», а ниже латинскими цифрами указано количество погибших и выживших - 760 против 350 и выбиты имена и фамилии офицеров гвардии.

Впрочем, в этом трагическом антураже нашлось место и сарказму. Когда Торвальдсен уже выполнил львиную часть работы, ему сообщили, что гонорар последует меньшим, нежели обговаривалось предварительно. Чтя память погибших солдат, скульптор завершил монумент, но не упустил случая выразить личное отношение к нечестности чиновников: если приглядеться, в очертаниях ниши, в которой лежит лев, явно угадывается силуэт свиньи.

Небольшой город Люцерн в Швейцарии мало чем отличается от своих собратьев — небольших старых городов Европы, но есть в нем один памятник, благодаря которому город прославился на весь мир. «Умирающий лев» — памятник погибшим швейцарским гвардейцам, лишенный ненужной патетики и политизированности, таких свойственных черт для памятников подобной тематики.

«Самое грустное и самое трогательное каменное изваяние в мире», - так отозвался Марк Твен об одной из старейших каменных скульптур Швейцарии – «Умирающем льве». Монумент, сумевший растрогать даже такого известного циника, как автор «Приключений Тома Сойера».

История памятника отсылает нас к событиям Великой французской революции, а точнее, к 10 августа 1792 года, когда толпа обозленных простолюдинов собралась у дворца Тюильри в Париже, требуя казни короля Людовика XVI и его семьи. На защиту королевской семьи встали более тысячи прекрасно обученных и дисциплинированных швейцарских гвардейцев.

1792 год, Великая французская революция идет уже третий год, но королевский престол все еще держится. 10 августа народ осадил дворец Тюильри в Париже и войска перешли на сторону восставших. С королем Людовиком XVI осталась лишь верная ему дворцовая охрана — около тысячи швейцарских гвардейцев, готовых защищать монарха до последнего, но Людовик, увидев приближающихся французов, отдал приказ «не стрелять». Своим поступком он надеялся показать, что не желает зла своему народу, но тем самым обрек на гибель сотни гвардейцев, связанных клятвой верности.

Любопытно, что свидетелем этих событий стал еще никому не известный артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт, наблюдая за осадой, он сетовал на бездарность обороны дворца и сопротивления швейцарцев, по его мнению, нужно было палить в толпу из пушек. К слову, через несколько лет, оказавшись в такой же ситуации, как и Людовик, Наполеон так и поступил.

10 августа стало настоящей трагедией — погибло более 600 швейцарцев, еще 200 было захвачено восставшими и казнено в сентябре того же года. Короля Людовика приговорили к смертной казни, которая состоялась в январе 1793 года.

Карл Пфюффер, один из швейцарских гвардейцев, во время событий 10 августа находился в отпуске в Люцерне, благодаря чему ему удалось избежать печальной судьбы. Он был настолько потрясен гибелью своих товарищей, что решил создать памятник гвардейцам, защищавшим дворец Тюильри. Однако не все было так просто и прошло около тридцати лет, прежде чем Пфюффер смог осуществить задуманное.

Прослужив еще несколько лет наемным офицером, Пфюффер в 1801 году вернулся в родной город, где вскоре занял высокий пост в городском совете и возглавил Люцернское общество искусств. Но и после этого воплощение идеи не могло осуществиться — Швейцария находилась под властью Франции и создание памятника жертвам французской революции не получило бы одобрения Наполеона. Но как только Швейцария вернула себе независимость, а династия Бурбонов вернула себе престол, Карл Пфюффер приступил к воплощению своего замысла.

В 1818 году Пфюффер обнародовал проект строительства памятника швейцарским гвардейцам. И хотя немногие откликнулись на его призыв о помощи все-таки средства, необходимые для начала работ, были собраны. Свой вклад внесли знатные иностранные фамилии и в том числе русская царская семья.

Барельеф, изображающий мертвого льва, придавленного к земле разбитым оружием, прикрывающего собой щит с изображением гербов Франции и Швейцарии, решено было высечь в скальном выступе за пределами Люцерна. Пфюффер обращался ко многим швейцарским художникам с предложением создать макет будущего памятника, но, к сожалению, ни один вариант не смог его удовлетворить. Для воплощения своей задумки Пфюффер решил привлечь художника с мировым именем и написал письмо с предложением Бертелю Торвальдсену, в то время очень известному датскому скульптору. Торвальдсен заинтересовался проектом и уже через несколько месяцев предоставил первые эскизы памятника, однако, впечатлившись рассказом о героическом подвиге швейцарских гвардейцев, счел лучшим изобразить не мертвого, а умирающего льва.

По разным причинам Торвальдсен не смог сам взяться за создание памятника и эта работа была поручена швейцарскому скульптору Эггеншвеллеру, который, не успев начать работу, погиб, упав с лесов. На его место пригласили другого швейцарского скульптора Лукаса Ахорна, который и высек в скале льва по макету Торвальдсена.

Работу над памятником закончили 7 августа 1821 года и ровно через двадцать девять лет после трагических событий состоялось торжественное открытие монумента на котором кроме аристократов со всей Европы и швейцарской знати присутствовали оставшиеся в живых ветераны швейцарской гвардии.

Монумент высотой шесть и длиной десять метров представляет собой высеченного в скале умирающего льва, в левое плечо которого вонзилось копье, а лапы обхватывают щит с изображенной на нем геральдической лилией – символом королевского двора Франции. В изголовье у страдающего от смертельных ран льва стоит еще один щит, с гербом Швейцарии, оплакивающей своих доблестных воинов.

Надпись над изваянием гласит: «Слава верности и отваге швейцарцев», а латинские цифры, выгравированные под скульптурой, напоминают нам о том, что в тот страшный для швейцарской гвардии день погибло 760 человек и выжило 350. А у подножия памятника, стертые временем, но оставшиеся на века в истории, сохранились имена и фамилии офицеров, отдавших свои жизни и с честью выполнивших свой долг.

Сам Торвальдсен увидел свое творение только через двадцать лет в 1841 году и высоко оценил работу Лукаса Ахорна, заметив, что памятник швейцарским гвардейцам будет известен более других и ни время, ни беспощадная погода не смогут этому помешать. Он не ошибся, Умирающий лев стал знаменит во всем мире, а его копии позже были установлены в Греции и США.

До сих пор Умирающий лев является непревзойденным воплощением печали и скорби, напоминанием о героическом поступке гвардейцев, принесших себя в жертву ради спасения короля чужой страны.

Сегодня от когда-то одной из самых надежных и профессиональных наемных гвардий, служившей верой и правдой королевским дворам Франции, Испании, Италии на протяжении шести столетий, осталась всего одна «пехотная когорта священной охраны Папы Римского». Именно так официально называется воинское формирование, состоящее на службе в Ватикане и известное нам сегодня как «швейцарская гвардия», состоящая всего из ста десяти человек.

Источник vps

источники
http://cirkul.info
http://www.mandalay.ru

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В живописном уголке Швейцарии, в центре города Люцерн можно увидеть великолепный мемориал, получивший название «самый печальный памятник». «Умирающий лев» - памятник, высеченный в отвесной скале песчаника - появился над озером Люцерн в 1821 году и стал символом отваги и преданности. А события, которые послужили поводом для появления этого памятника, трогают сердце и сегодня, хотя с тех пор прошло более 200 лет.

«Умирающий лев» (1821) - памятник, высеченный в отвесной скале песчаника над озером Люцерн - один из самых всемирно известных творений рук человека.


«В Люцерне есть удивительный памятник, высеченный в дикой скале. Во впадине лежит умирающий лев; он ранен насмерть, кровь струится из раны, в которой торчит обломок стрелы; он положил молодецкую голову на лапу, он стонет, его взор выражает нестерпимую боль; кругом пусто, внизу пруд; всё это задвинуто горами, деревьями, зеленью» ,- так написал об «Умирающем льве» Александр Герцен, посетив Швейцарию.


Это аллегорическое скульптурное изваяние носит масштабный характер: девятиметровая фигура льва лежит в огромной нише шестиметровой высоты и длиной в тринадцать метров. Лев своим телом прикрыл щит с изображением лилии, символизирующей монархию Франции, которую так самоотверженно защищали швейцарские гвардейцы. А перед изголовьем раненного льва лежит щит с гербом Швейцарии - их родины, честь которой они не имели права уронить.


Над нишей в скале выбита надпись на латыни HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI- «Верности и отваге швейцарцев». Под скульптурной композицией высечены цифры 760 и 350, которые соответствуют числу погибших и уцелевших гвардейцев. У самого подножия мемориала поименно перечислены солдаты и офицеры, с честью отдавшие жизни за французскую монархию.


Трагическая страница истории, послужившая идеей создания памятника "Умирающий лев"


1792 год. Париж. Шел третий год великой буржуазной французской революции. В конце лета двадцать тысяч повстанцев держали в осаде дворец Тюильри, за стенами которого скрывался правящий король Людовик XVI со своим семейством. Восставшим противостояло небольшое французское войско и дворцовая охрана, состоящая из тысячи швейцарских гвардейцев.


Утром 10 августа начался штурм дворца. Королевское войско почти сразу же, предав своего монарха, перешло на сторону восставших. Но престол все еще держался благодаря отважной тысяче гвардейцев. Они, верные своей присяге, готовы были защищать монарха до последнего. Король же, увидев натиск наступающей толпы, в последний момент отдал приказ: «Не стрелять».


Этим милосердным решением Людовик хотел остановить, рвущихся во дворец повстанцев и доказать, что не хочет кровопролития и зла своему народу. Гвардейцы, не посмев ослушаться приказ короля, остались практически безоружными. И уже ничто уже не могло остановить разъяренную толпу, жаждущую крови.


Озверевшие повстанцы беспощадно убивали всех на своем пути, не щадя ни детей, ни женщин. А гвардейцев они просто зверски растерзали. Сам же дворец был варварски разграблен и разрушен. Этот день стал страшной трагедией в истории двух стран - 786 швейцарских воинов сложили свои головы в одночасье за французского короля. Еще около двухсот было взято в плен и казнено немного позже. Королевскую семью также постигла их участь. А казнь Людовика XVI была назначена на январь 1793 года. Он с достоинством выслушал свой приговор и шагнул на эшафот. После его смерти Франция погрязла в войнах.


Участником этих событий был сам Наполеон Бонапарт - совсем юный бригадный капитан. Бродя уже по разрушенному дворцу, залитому кровью, в недоумении воскликнул: «Какое безумие! Как они могли позволить этой черни вломиться во дворец? Почему не расстреляли пушками несколько сотен? Остальные бы живо убрались со сцены» . Он тогда не знал о самоубийственном приказе короля. Наполеон получил серьезный урок из этой истории. Ибо когда уже будучи у власти, он придушил восстание, не задумываясь расстреляв бунтарей.


История создания памятника, увековечившего жертв французской революции

Карл Пфюффер, благодаря которому и высечен в скале этот памятник, был одним из тех гвардейцев дворцовой охраны короля Людовика XVI. И лишь благодаря тому, что в это время был в отпуске, его миновала страшная участь. Узнав о такой нелепой гибели сослуживцев и соотечественников, был настолько потрясен, что решил, во что бы то ни стало, увековечить память о них.

На службе в армии Карл еще пробыл несколько лет. А вернувшись в 1801 году на родину, возглавил Люцернское общество искусств при городском совете. Но замыслу боевого офицера, вынашиваемому уже несколько лет, пока не суждено было исполниться. Швейцария в то время пребывала под властью Франции. И сооружение какого либо памятника жертвам французской революции не было бы одобрено Наполеоном Бонапартом. Лишь в 1813 году Швейцария снова стала независимой. И Карл Пфюффер незамедлительно начал работу над проектом.


И вот уже в 1818 году проект строительства необыкновенного памятника был обнародован. Начался сбор средств на начало строительства. Неоценимым был вклад русской царской семьи и многих знатных родов Европы. Первоначальный проект Карл представил в виде горельефа мертвого льва, заваленного сломанным оружием и щитами. Интересным в композиционном решении было то, что высечен этот памятник должен был быть в отвесной скале, с подступающим к ней озером удивительной красоты, за пределами Люцерна.


Карл долго искал мастера, который бы взялся за создание макета памятника. И лишь датский скульптор с мировым именем - Бертель Торвальдсен верно понял замысел отставного офицера, и создал потрясающий макет. От себя Бертель добавил лишь то, что льва изобразил не мертвым, а умирающим. А швейцарский скульптор Лукас Ахорн по этому макету мастерски высек из цельного куска скалы, возвышающаяся над озером Люцерн, символическую фигуру умирающего льва.

Открытие памятника было приурочено к 29 годовщине тех ужасающих событий. 7 августа 1821 года к монументу собрались почтить память знать со всей Швейцарии, аристократы Европы, и ветераны-гвардейцы которые чудом остались в живых после того кровавого месива.

Самым грустным, но в то же время и самым трогательным каменным изваянием в мире".


Швейцария, никогда ни с кем не воевавшая, уже несколько последних веков держит полный нейтралитет в отношении военных конфликтов. Но армия у нее всегда была и есть поныне. Это надежные, смелые и преданные солдаты, верные традициям и присяге. Доблестная швейцарская гвардия в наши дни охраняет Ватикан и Папу Римского.
И вот уже сколько столетий неизменный девиз швейцарских военных гласит: «Главное - не потерять доверие народа».