Для канализации        24.09.2019   

Основные элементы коммуникационного процесса. Общение как обмен информацией (коммуникация)

В процессе коммуникации в ходе совместной деятельности люди обмениваются представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками (обмениваются информацией).

При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся , в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому необходимо выделить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

Специфика обмена информацией между людьми:

1. В отличие от простого "движения информации" между двумя устройствами здесь мы имеет дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: каждый участник предполагает активность также и в своём партнёре (он тоже субъект), т. е. нужно анализировать его мотивы, цели, установки. Коммуникация - интерсубъективный процесс (S - S), или субъект-субъектное отношение. Кроме того, важную роль в человеческом обмене информацией играет для каждого участника значимость информации, потому что люди не просто "обмениваются" значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл (Леонтьев). Это возможно лишь при условии, что информация не только принята , но и понята , осмыслена . Суть коммуникации - не просто взаимное информаирование, но совместное постижение предмета. Единство деятельности, общения и познания.

2. Посредством системы знаков партнёра могут повлиять друг на друга: психологическое воздействие одного участника коммуникации на другого с целью изменения его поведения или его представлений, знаний о чём-либо. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось такое воздействие.

3. Коммуникационное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Тезаурус - общая система значений, принимаемых всеми членами группы. При этом у общающихся должны быть идентичны не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения, что возможно в случае включения в некоторую общую систему деятельности. В этом состоит различие между интерпретацией высказывания и пониманием, которому способствует нечто иное сверх лингвистического контекста, связанное с этим конкретным высказыванием.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры, которые не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. Отсутствие общего понимании ситуации может быть связана с различными социальными (политическими, религиозными, профессиональными) различиями, которые обуславливают различное мироощущение и интерпретацию понятий. Барьеры при коммуникации могут носить и чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных писхологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость, скрытность), или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений: неприязни, недоверия. В соц. психологии специально разрабатываются проблемы лжи и доверия.

Но некоторые термины из теории информации всё же можно использовать, например, при построении типологии коммуникативных процессов: по характеру "направленности сигналов" выделяют а) аксиальный коммун. процесс (сигналы направлены единичным приёмникам) и б) ретинальный (когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов).

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр "доверия" и "недоверия": абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная - принятой. Важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией, включающей в себя различные сопутствующие средства, выполняющие роль сопроводителя информации, создающие некоторых дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает (пример - музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение).

Информация , исходящая от коммуникатора, может быть двух типов :

1) побудительная;

2) констатирующая.

Побудительная инф. выражается в приказе, совете, просьбе; рассчитана на то, чтобы стимулировать каоке-то действие. Стимуляция может быть разной: активизация (побуждение к действию в заданном направлении), интердикция (побуждение, не допускающее определённых действий, запрет), дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности).

Констатирующая инф. выступает в форме сообщения, она не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

Вербальная коммуникация.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь - самое универсальное средство коммуникации, т. к. при передаче инф. с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. Использованию речи сопутствуют процессы, препятствующие достижению взаимопонимания: два типа значений - денотативные (формальные определения, дефиниции: молоток - инстр. для заб. гвоздей) и коннотативных (связ. с эмоц. ассоциациями: молоток - нето тяжёлое, холодное); полисемия (многозн. толкование слова) и синонимия .

При помощи речи осущ. кодирование (коммуникатор) и декодирование (реципиент). Способом подачи инф. с помощью речи явл. текст (говорение и слушание).

Последовательность действий говорящего и слушающего с точки зрения передачи и воспр. смысла сообщ.: ассиметричная линия "коммуникатор - сообщение - реципиент". Ассиметрия: интенция - смысл - кодирование - текст - а реципиенту остаётся только декодирование, одновременно с которым раскрывается смысл (раскрытие смысл немыслимо вне ситуации совместной деятельности).

Диалог представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщений, т. е. происходит обогащение, развитие информации. Важный инструментом этого процесса является обратная связь - сообщения, кот. человек посылает в ответ на сообщения другого. Обратная связь может быть безоценочной (уточнения, переспрашивание) и оценочной (негативной или позитивной). Отсюда вытекает проблема толерантности - соблюдения норм реагирования на выск. другого, допущение того, что он имеет принципиально отличную точку зрения, которую не обязательно принимать.

Успешность верб. коммуникации и согласованность действий участников диалога зависит от их включённости в общий контекст деятельности , от дистанции между парнтёрами (кто-то вникает в обст. диалога, кто-то отстраняется), а также от стиля говорящего и слушающего (умение или неумение слушать).

Активный, двусторонний характер взаимодействия (наличие интенций, мотивов) предопределяет необходимость внимания к собеседнику, способности понимать смысл вербальной коммуникации, от чего зависит успешность коммуникации, успешность познания другой личности. Участники воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга в предмете обсуждения; это может проявляется в виде манипуляции (навязывания позиции) или актуализации партнёра (раскрытие в нём каких-то новых возможностей).

Повышение эффективности речевого воздействия достигается через преодоление коммуникативных барьеров. Выражением сопротивления принятию инф. может быть отключение внимания слушающего, умышленное снижение в своём представлении авторитета коммуникатора; тогда задача коммуникатора - привлечь внимание, подтвердить свой авторитет. Другая группа барьеров - барьеры непонимания - умышленное или неумышленное "непонимание" сообщения: фонетическое , семантическое , стилистическое (структура фразы), логическое . Коммуникатор должен обладать умением преодолевать каждый из этих барьеров.

Совокупность мер, направленных на повышение эффективности реч. воздействия, получила название убеждающей коммуникации . Различные предложенные модели коммуникации нужны для того, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу (для изуч. убежд. возд. СМИ), включает пять элементов: 1) кто? - коммуникатор; 2) что? - сообщение; 3) как? - канал; 4) кому? - аудитория; 5) с каким эффектом? - эффективность. По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований.

Невербальная коммуникация.

Знаковые системы, используемые в невербальной коммуникации:

1) оптико-кинетическая;

2) пара- и экстралингвистическая;

3) организация пространства и времени коммуникативного процесса;

4) визуальный контакт.

Функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров; значение зависит от культуры.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты , мимику , пантомимику (позы). Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоц. реакции человека, что придаёт коммуникации некоторые нюансы, значение которых различается в зависимости от культуры. Этими проблемами занимается кинесика . Все эти знаки сигнализируют партнёру об эмоц. состоянии собеседника, о предпочитаемом типе отношений.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков (просодика) представляет собй также "добавку" к вербальной коммуникации. Паралингвистика - это система вокализации (качество голоса, диапозон, тональность). Эти характеристики способствуют выражению эмоц. состояния коммуникатора, а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности, либо неуверенности). Экстралингвистика - включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плача, смеха), тем речи. Паузы, например, подчёркивают особую значительность предлашаемого текста. Все эти проявления увеличивают семантически значимую инф. посредством "околоречевых" приёмов. При исследованиях лжи обращается внимание на рассогласованность этих знаковых систем со звучащей речью.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика, Холл; "экологическая психология") выступает также несёт смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнёров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спинк также может иметь определённое значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущ. некоторых пространственных форм организации общения. Временная организация также выступает как своего рода дополение к семантически значимой инф. (пунктуальность или специальные опоздания). Э. Холл: интимное расстояние (0-45 см), персональное (45-120), социальное (120-400), публичное (400-750).

Визуальное общение (контакт глаз) связано с исследованием движения глаз (частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание контакта). Функции визуального контакта, информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить своё "Я", сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрация степени психологич. близости.

Проблемы: выделение единиц , локализация , интерпретация . Все невербальные знаковые системы помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации ("семантически значимую информацию" - ту, которая влияет на поведение, имеет смысл). Для этого нужно, чтобы другой участник понимал значение знаков, с чем связана проблема выделения единиц в системе неверабльной коммуникации по аналогии с единицами в системе речи. Бёрдвистл предложил выделить единицу телодвижений человека (кинему), из которых можно составить алфавит телодвижений, хотя само понятие кинемы (кина) оказалось неопределённым и спорным. Более точными являются предложения о построении словаря жестов. Для классификации выражений лица П. Экман предложил методику FAST (Facial Affect Scoring Technique): лицо делится на три зоны горизонтальными линиями, затем выделяются шесть основных эмоций (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть), которые фиксируются "по зоне". Проблема интерпретации связана с многозначностью, спонтанностью, ненамеренностью невербальной коммуникации.

Общение как взаимодействие.

Взаимодействие - это организация совместной деятельности, выражающаяся в совместных попытках развить деятельность, организовать её на основе достигнутого взаимопонимания в результате коммуникативного процесса. Интеракция - это та сторона общения, которая фиксирует не только обмен ифнормацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнёрами реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но и исключает отождествление их.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента: а) учёт планов, "созревших в голове другого", и сопоставление их с собственными планами; б) анализ "вкладов" каждого участника взаимодействия; в) осмысление меры включённости во взаимодействие каждого из партнёров.

Человек - социальное существо. Большое значение в межличностных отношениях имеет общение как способ передачи информации и понимания друг друга. Наука делит общение на две группы:

  • Вербальное.
  • Невербальное.

Первая группа - это речь. Человек пользуется своим голосом не только для проговаривания слов. Тоном, громкостью, высотой можно передать различные эмоции и обычно мы отлично понимаем, в каком состоянии находится человек. В русском языке есть множество слов, которые пишутся одинаково, но означают совершенно разные понятия. Ударение и контекст в предложении помогают нам понять, о чем идет речь.

Вторая группа - мимика, жесты и направление взгляда. Мышцы лица довольно сложно контролировать без определенного обучения. Мы прекрасно определяем, когда человек печальный, злой, радостный или испытывает отвращение. О многом говорят и жесты. Их можно научиться контролировать в процессе тренировки, но микродвижения для опытного наблюдателя могут многое сказать об истинном состоянии или намерениях оппонента. Еще сложнее контролировать движения глаз, особенно когда человек пытается говорить неправду.

Также речь делится на монолог и диалог. В первом случае происходит односторонняя передача информации, во втором - участники попеременно обмениваются данными, высказывают свои мнения.

Как происходит обмен информацией в процессе общения.

В общении есть две стороны: кодирование и декодирование. То есть первый передает информацию с использованием некого кода, понятного для оппонента, второй должен расшифровать, что ему передают. Успех понимания зависит от того, насколько похожие и правильные схемы передачи сообщения используются.

Язык возник тогда, когда у первобытного человека возникла необходимость понимать друг друга и передавать некие знаки, сигнализирующие об опасности и желаниях. По-видимому, вначале это были простые звуки и слоги, а также жесты и мимика. Вероятно, первыми словами были звуки, обозначающие действия и направления, а уже потом появились названия предметов и имена.

Значение общения

Общение как обмен информацией – это возможность не только передать другому человеку мысль и понять, что передали тебе, но и способ накопления и передачи знаний для последующих поколений. Когда не было письменности, знания передавались в устном виде. Правильность и точность передачи зависела от памяти и того насколько реципиент (то есть принимающий) правильно принял и понял поданную ему информацию.

Современное общение

С развитием интернета появился новый и более быстрый способ передачи информации на большие расстояния. Но в интернете присутствует и сложность понимания, то есть декодирования. Когда мы общаемся с человеком лично, мы наблюдаем эмоции, жесты и движения глаз. В сети мы видим только слова и сопутствующие знаки препинания и специальные символы, предназначенные для передачи эмоций. Однако для каждого человека эти символы могут иметь разное значение, вследствие чего иногда возникает нечеткое понимание полученной информации.

Уровни общения

В зависимости от целей и близости собеседника выделяются несколько основных уровней.

  1. Примитивный. В этом случае человек не настроен на контакт, его не волнует, как его воспринимают окружающие. Словарный запас часто скудный, речь грубая. Один из примеров - человек под действием алкоголя.
  2. Манипулятивный. Цель - добиться от собеседника желаемых действий. Используются различные приемы воздействия и давления. Сейчас получили распространение методы НЛП. Некоторые люди от природы манипуляторы, другие специально обучаются приемам, например, менеджеры по продажи.
  3. Деловой. В этом случае используется определенная дистанция, разговоры, направленные на решение определенных вопросов. Принято вежливо обращаться к собеседнику, учитывать его взгляды, возраст, пожелания.
  4. Духовный. На этом уровне люди открывают друг другу свои самые сокровенные секреты. Он приемлем только с очень близкими людьми. Речь неспешная, описывающая свои мысли и поступки.
  5. Маски. В разных ситуациях люди вынуждены надевать «маски». На работе мы одни, дома другие, с друзьями третьи. В определенных ситуациях для достижения успеха требуется перейти на уровень собеседника, для этого речь приобретает определенный оттенок и используются слова, характерные для конкретной социальной группы.
  6. Игровой. Неформальная форма, флирт, отсутствие серьезности. Обычно происходит между друзьями или близкими людьми.

Таким образом, общение как обмен информацией - это способы, помогающие правильно передавать и принимать символы от одного человека к другому или группе людей.

Общение как обмен информацией кратко.

Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Вы, наверное, сами сталкивались со случаями малоэффективного обмена информацией с друзьями, семьей, коллегами по работе. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

Элементы и этапы процесса коммуникаций

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

1. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение, собственно информация.

3. Канал, средство передачи информации.

4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.

Взаимосвязанные этапы таковы:

Зарождение идеи.

Кодирование и выбор канала.

Передача.

Декодирование.

Рис. 6.1. Простая модель процесса обмена информацией.

Эти этапы проиллюстрированы на рис. 6.1. в виде простой модели процесса коммуникаций.

Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, мы проанализируем эти этапы, чтобы показать, какие проблемы могут возникать в разных точках. Этот анализ подобен внимательному разглядыванию каждого кадра короткого эпизода на кинопленке.

ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Многие попытки обмена информацией обрываются на первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи.

Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных.

У руководителя, который считает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, найдутся дельные позитивные идеи для обмена информацией на указанную тему и по существу.

Если руководитель продумает те идеи, которые требуют передачи, он может прийти к следующим заключениям:

1. Рабочие должны понять, какие именно нужны изменения.

2. Рабочие должны понять, почему нужны эти изменения , иначе они могут сделать вывод, что компания пытается выжимать изних побольше, а платить поменьше.

3. Рабочие должны понять, каким образом следует осуществить изменения - качество продукции и уровень брака не должны измениться вследствие прироста объема производства, иначе эффективность может снизиться, а не возрасти, как того требует в своем сообщении высшее руководство.

Руководители, неудовлетворительно обменивающиеся информацией, могут действовать неудачно, поскольку по отношениюк ним именно так действует высшее руководство. Дело в том, что руководители высшего звена часто служат ролевой моделью для поведения подчиненных. Если наши руководители склонны к принуждению или не откровенны в обмене информацией с нами, мы вполне можем повести себя подобным образом, обмениваясь информацией со своими подчиненными. Однако вы находитесь в ином положении, чем ваше начальство. Поэтому вовсе необязательно действовать в том же стиле, даже если этот стиль эффективен. Необходимо осознать - какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, и уверенность в адекватности и уместности ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели.

КОДИРОВАНИЕ И ВЫБОР КАНАЛА. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Отправитель должен также выбрать канал , совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна.

Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен. Например, руководитель хочет предупредить подчиненного о недозволенности допущенных последним серьезных нарушении мер безопасности, и делает это во время легкой беседы за чашкой кофе или послав ему записку. Но по этим каналам не удастся передать идею серьезности нарушений так же эффективно, как официальным письмом или на совещании.

Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Как правило, необходимо использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Тем не менее, исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем только обмен письменной информацией. Обсуждая результаты этого исследования, профессор Терренс Митчел указывает: « Устное плюс письменное сообщение делают обмен информацией более эффективным в большей части случаев». Ориентация на оба канала заставляет тщательнее готовиться и письменно регистрировать параметры ситуации. Но каждый информационный обмен не должен быть письменным. В этом случае потоки бумаг становятся неуправляемыми.

Этап кодирования станет более понятным, если представить его себе как операцию упаковки. Многие действительно хорошие продукты не находят сбыта, пока не обретут такой упаковки, которую потребитель захочет приобрести. Подобным образом, многие люди с прекрасными идеями не в состоянии упаковать их с помощью символов и вложить в каналы, значимые и притягательные для получателя. Когда такое происходит, идея, будь она даже распрекрасной, зачастую не находит «сбыта».

ПЕРЕДАЧА. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. Передача является одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

ДЕКОДИРОВАНИЕ. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом должен завершиться.

Но по ряду причин, получатель может придать несколько иной, чем в голове отправителя, смысл сообщению. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.

Обратная связь и помехи

Прежде чем обсуждать различные препятствия на пути обмена информацией, вам необходимо усвоить две важные концепции - обратной связи и помех.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя.

Специалист по обмену информацией в бизнесе, профессор Филипп Льюис пишет:

«Обратная связь - это опорная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; информация (в вербальном или невербальном оформлении) отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято... Руководитель не может думать, что все, сказанное или написанное им, будет в точности понято так, как он замышлял. Руководитель, опирающийся на такое ложное допущение, отсекает себя от реальности. Руководитель, который не наладит обратную связь для получателя информации, обнаружит, что эффективность его управленческих действий резко снижена. Аналогичным образом, если обратная связь с работниками заблокирована, руководитель в конце концов окажется изолированным или обманываемым».

Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний обмен информацией по сравнению с односторонним, хотя и протекает медленнее, тем не менее, эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.

ШУМ. Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. На языке теории передачи информации шумом называют то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка до различий в восприятии.

Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Обычно мы ухитряемся преодолеть шум и передать наше сообщение. Однако высокий уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена. На рис. 6.2. процесс обмена информацией представлен как система с обратной связью и шумом.

Рис. 6.2. Процесс обмена информацией как система с обратной связью и шумом.


Похожая информация.


Введение

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Я предлагаю характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми .

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе

Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, то есть во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, интересами, настроениями, чувствами.

При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

При описании коммуникативной стороны общения надо выявить специфику в самом процессе обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:

1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой, так как в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами имеется в виду отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание в совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предлагает активность также и в своем партнере. Направляя ему информацию, необходимо ориентироваться на него, то есть анализировать его цели, мотивы и т.д., «обращаться» к нему.

По этому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, так как люди не просто общаются, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

2. Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнера, то есть знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется тем, на сколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должно быть идентичное понимание ситуации общения.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения.

При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться понятием «направленность сигналов». Этот термин позволяет выделить: а) аксиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены единичным приемником информации, то есть отдельным людям; б) ретиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены множество вероятных адресатов .

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, то есть побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация -- рассогласование или нарушение некоторых автономных форм повеления или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого исходит информация .

Общение как обмен информацией

Общение

Многоплановый характер общения . Взаимодействие – человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений , которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы – это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности .

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения . Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на выбранную покупку и деньги продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.

Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга . Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни с чем сообщенным ему не разберется. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие) .

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т.е. осуществлять полноценное педагогическое общение .

Дидактические и собственно воспитательные задачи деятельности педагога невозможно достаточно плодотворно реализовать без организации продуктивного процесса общения преподавателя и ученического коллектива. Общение в деятельности педагога, таким образом, выступает: во-первых , как средство решения собственно учебных задач, во-вторых , как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, в-третьих , как способ организации определенной системы взаимоотношений преподавателей и учащихся, обусловливающих успешность воспитания и обучения, и наконец, в-четвертых , как процесс, вне которого невозможно воспитание индивидуальности школьника . Под педагогическим общением понимается система, приемы и навыки , взаимодействия педагога и ученического коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организация взаимопонимания. Педагог выступает как инициатор этого процесса, организует его и управляет им.

Педагогическое общение выступает, с одной стороны, как эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, а с другой – как его непосредственная содержательная характеристика.

Единство общения и деятельности . Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или общение и деятельность - это два самостоятельных, равноправных процесса?

В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода) .

Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях (в том числе и в тех, с кем он коммуницирует для достижения цели деятельности) и даже в себе как в «другом».

Произведенный предмет (построенное здание, точная поэтическая строка, посаженное дерево, мастерски выточенная деталь, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) – это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой – средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет произведен для других людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается общение как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает.

Отметим, что, к примеру в рабовладельческом обществе, в результате отчуждения результатов труда блокировалось и разрушалось общение как производство общего между людьми. Запечатлев в произведенном предмете свой труд, его создатель не мог надеяться, что он тем самым продолжает себя в тех, кому он предназначен, потому что предъявлял себя другим через этот предмет не он сам, а его хозяин. Общение, взаимопонимание, взаимоуважение людей, таким образом, изначально подрывалось.

В.А. Сухомлинский писал: «Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни... Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже вы... сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь».



Общение как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода . Если общение первого рода (общение как коммуникация) выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зависимость перевертывается и уже деятельность выступает как аспект, часть, необходимая предпосылка общения.

Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой – общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях .

Общение как обмен информацией

Общение и язык . Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде всего является язык как средство общения . Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.

Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор ), и тот, кто ее принимает (реципиент ), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить на «одном языке». Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха совместной деятельности. Библейская легенда о строительстве вавилонской башни, сорвавшемся вследствие неожиданного «смешения языков» строителей, отражает факт невозможности взаимодействия при блокировании процессов кодификации и декодификации, так как говорящие на разных языках люди не могут договориться друг с другом, что делает совместную деятельность неосуществимой. Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам.

Значение – это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Подобно тому, как орудие опосредствует трудовую деятельность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятельность и общение.

Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта.

Язык как средство накопления и передачи общественного опыта возник в процессе труда и начал развиваться еще на заре доклассового общества. Для передачи друг другу существенно значимой информации люди стали пользоваться членораздельными звуками, за которыми закреплялись определенные значения.

Пользоваться членораздельными звуками для общения было удобно, особенно в тех случаях, когда руки были заняты предметами и орудиями труда, а глаза обращены на них. Передача мыслей посредством звуков была удобна и на значительном расстоянии между общающимися, так же как в темноте, в тумане, в зарослях.

Благодаря общению с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей, – происходит обмен мыслями, передача информации .

В общении человек постоянно учится отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, переходить от образов единичных предметов к устойчивому отражению их общих свойств в значении слов, в котором закрепляются существенные признаки, присущие целому классу предметов и тем самым относящиеся и к конкретному предмету, о котором идет речь. Говоря «газета», мы имеем в виду не только тот газетный лист, который держим в руках, но тем самым указываем, к какому классу предметов относится данный предмет, принимая во внимание его отличие от другой печатной продукции и т.д.

Слова имеют определенное значение, т.е. некую отнесенность к предметному миру. Когда преподаватель применяет то или иное слово, то и он, и его слушатели имеют в виду одно и то же явление и у них не возникнут недоразумения. Система значений развивается и обогащается на протяжении всей жизни человека, и ее целенаправленное формирование – центральное звено как среднего, так и высшего образования.

Вербальная коммуникация. Речь . Речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка . Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).

Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую .

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог , т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обстановке педагог строит диалог всем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи – монолог , который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Ее развернутые формы в онтогенезе по сравнению с диалогической речью развиваются позднее, и поэтому формирование ее у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с ясным сообщением (докладом, публичным выступлением и т.п.). В немалой степени это следствие недостаточного внимания учителей школы к работе по формированию у учащихся монологической речи.

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии , когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв.

Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать . Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Письмо и чтение, развитие которых является важнейшей задачей школы, начиная с первых дней обучения ребенка, раздвигает его умственные горизонты и является важнейшим средством приобретения и сообщения знаний. Пользование письменной речью вынуждает добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей. Нередко записать что-либо – значит хорошо уяснить это и запомнить.

Механизм речи . Речь своей физиологической основой имеет деятельность слухового и двигательного анализаторов. В коре мозга замыкаются временные связи между различными раздражениями со стороны внешнего мира и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов. Речь функционирует на основе второй сигнальной системы . Слово, по словам И.П. Павлова , это «сигнал сигналов». Слова, сигнализируя сигналы первой сигнальной системы, всевозможные впечатления, существующие в виде образом мира, могут вызывать те же действия, что и непосредственные раздражители. Слова и их сочетания всегда представляют собой результат отвлечения и обобщения. Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов.

Первым этапом является программирование речи – построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная. Второй этап построение синтаксической структуры предложения . Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих. Наконец осуществляется проговаривание, реальное звучание речи . Таким образом, развертывается процесс «говорения», в ходе которого коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче.

В процессе слушания собеседник (реципиент) декодирует полученную информацию, что, в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание того, что хотел сказать коммуникатор. Правильность понимания слушающим того, что ему было сообщено, становится для коммуникатора очевидным, лишь когда реципиент сам превращается в коммуникатора (смена коммуникативных ролей) и своим высказыванием дает знать, что он принял и понял сообщенное. В диалогическом общении коммуникативные роли попеременно меняются, в результате чего постепенно складывается взаимопонимание, оказывается возможным согласование действий и поведения общающихся, без чего было бы невозможно достичь результата в совместной деятельности.

Функционирование процессов кодирования и декодирования речевых высказываний оказывается возможным при сохранности мозговых центров и систем, обеспечивающих успешность вербального общения. Если возникают нарушения в работе этих систем, у человека появляются различные расстройства речи – афазии . В одних случаях оказывается невозможным построение фразы, но понимание речи сохраняется, в других – нарушается членораздельность речи (возникает дизартрия), хотя слова больной подбирает правильно, в третьих – утрачивается возможность восприятия речевого высказывания при сохранении возможности высказаться и т.д.

Уже в середине XIX в. двумя учеными были открыты участки мозга, при нарушении работы которых наблюдались расстройства речи. Так, П. Брока выяснил, что при поражении задней трети нижней лобной извилины левого полушария у больных появляются нарушения произношения слов. Позднее К. Вернике описал случаи нарушения понимания слов в результате поражения задней трети верхней височной извилины левого полушария. Эти участки мозговой ткани были обозначены как «центры» моторной речи («центр Брока») и понимания речи («центр Вернике»), Однако в дальнейшем, благодаря работам психофизиологов (А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.К Анохин и др.), стало очевидным, что физиологический основой речи является не столько деятельность изолированных участков мозга («центров речи»), сколько сложная организация деятельности мозга как единого целого . Таким образом, сложилось представление о динамической (т.е. не строго анатомической, а подвижной) локализации речевых функций , имеющее исключительно важное значение для коррекции расстройств речи в связи с использованием широких компенсаторных возможностей центральной нервной системы.

Невербальная коммуникация . Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию. Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.

В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо передает их нередко встречающееся предупреждение «Я не тебе плачу, а маме!».

Существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту. В некоторых видах обучения (в частности, при обучении «говорению» на иностранных языках) преподаватель предпочитает размещать учеников не «в затылок друг другу», как это принято в классе, а по кругу, лицом друг к другу, что существенно повышает коммуникабельность общающихся и интенсифицирует приобретение навыков общения на иностранном языке.

Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. Это соответствие особо важно для педагога, для которого средства как вербальной, так и невербальной коммуникации являются инструментом его профессиональной деятельности. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагог одно и то же слово должен уметь произносить с множеством различных интонаций, вкладывая в него значение то приказа, то просьбы, то совета и т.д.

К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов. Траурная лента (черная в России и на Западе, белая в Китае) сообщает о постигшей человека потери. Звездочки и просветы на погонах – о высоком воинском звании, татуировка – о месте, которое в воровской иерархии занимает или занимал правонарушитель.

Развитие речи . Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо. Ребенок овладевает членораздельной речью, первые зачатки которой появляются в конце первого года жизни. Это созвучия «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и т.п., не требующие сложной артикуляции и легко произносимые. Взрослый соотносит эти созвучия с конкретными лицами – матерью, отцом, бабушкой, что способствует закреплению у ребенка связи каждого из этих созвучий с конкретным лицом из его ближайшего окружения («это баба»).

В дальнейшем каждое из этих созвучий превращается для ребенка в слово, которое он использует для организации своего взаимодействия со взрослыми. Теперь слово «баба» выступает как средство удовлетворения его текущих потребностей. Произнося слово, ребенок стремится получить желаемое: внимание, ласку. Слово становится средством общения. В дальнейшем число используемых слов лавинообразно возрастает, и к двум годам не только чрезвычайно расширяется словарь языка детей, но и становится возможным правильное употребление грамматических форм, усложняются и удлиняются предложения. Обогащение языка ребенка продолжается на протяжении всего школьного детства.

Одновременно развивается и невербальная коммуникация: мимика, пантомимика, интонационное разнообразие речи. В эти годы формируются обратные связи в процессе коммуникации – ребенок научается дешифровать выражение лица собеседника, улавливать одобрение или неодобрение в его интонациях, понимать значение жеста, сопровождающего и усиливающего слово взрослого человека. Все это позволяет ему корректировать свои действия, добиваться должного взаимопонимания в общении.

В школе на уроках чтения и письма, а в дальнейшем – языка и литературы осуществляется формирование у детей сознательного отношения к языку как средству и к речи как процессу общения. Становясь предметом специально организованного преподавателем анализа, язык предстает перед учащимися как сложная знаковая система, подчиненная действию социально выработанных законов, усвоение которых позволит ему не только грамотно писать, читать и говорить, но и овладеть с помощью языка духовными богатствами, выработанными до него и для него человечеством. Построенные на основе исследований психологов современные методики обучения грамоте способствуют формированию у школьников умений сознательного звукового анализа речи, что существенно облегчает переход к продуктивному овла­дению грамотным письмом. Значительные трудности возникают у школьника при освоении синтаксиса. Так, в русском языке существует около двухсот правил пунктуации.

Исследования психологов Московского университета показали, что все эти правила выявляют всего три функции связи слов в предложении: их соединение, разделение и обособление. Как выяснилось, достаточно научить школьников по определенным Признакам анализировать и обнаруживать эти функции в конкретных предложениях, чтобы они безошибочно ставили знаки препинания, не заучивая ни одного правила пунктуации.

Исключительно велика роль педагога в формировании умений речевого общения дошкольников и школьников. Важнейшим условием развития речи и мышления учащихся является свободная и точная речь педагога. В.А. Сухомлинский писал: «Есть еще одна сторона педагогической культуры, о которой нельзя говорить без тревоги, – это речевая культура учителя. Лет двадцать назад, наблюдая, как воспринимают, дети изложение нового материала на уроке у одного учителя, я обратил внимание на то, что, слушая изложение материала, дети очень устают, с урока идут просто изнуренные. Я стал внимательно вслушиваться в слова учителя (он преподавал биологию) и ужаснулся. Его речь была до того хаотична, логически непоследовательна, смысл излагаемого до того неясен, что ребенку, впервые воспринимающему то или иное понятие, надо было напрягать усилия, чтобы понять хоть что-нибудь».

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «культура речи учителя в решающей степени определяет эффективность умственного труда учеников на уроке», и намечал пути ее формирования: преодоление неясности в толковании понятий, расплывчатости представлений, которые учитель стремится создать посредством слова и без которых невозможен переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к общему; углубленный анализ текста учебников, с которыми имеют дело учащиеся, выявление в тексте логической последовательности и причинно-следственных связей. Высокая культура речи – важное условие рационального использования времени учителем. «Сколько времени теряется на бесчисленные повторения, необходимость в которых возникает тогда, когда предмет, явление, понятие не находит в речи учителя яркой, доступной пониманию ребенка словесной оболочки», – писал В.А. Сухомлинский.