Для теплого пола        21.10.2019   

Основные дела князя игоря. Князья рюрик, олег, игорь, ольга

Не позволяющих вполне верить той летописной легенде, которая повествует о новгородцах, что они, наскучив внутренними раздорами и неурядицами, послали за море к варягам-руси с знаменитым приглашением: "Земля наша велика и обидна, а наряда (в некоторых рукописях: нарядник) в ней нету, до поидете княжить и владеть нами"; и пришел к ним Рюрик и два его брата "с роды своими", "пояша по себе всю русь". Эпический характер этого рассказа ясен из сравнения с другими подобными: известно сказание английского летописца Видукинда о таком же точно призвании бриттами англосаксов, причем и свою землю бритты хвалили теми же словами, как новгородцы свою: "terram latam et spatiosam et omnium rerum copia refertam".

Призвание варягов. Художник В. Васнецов

Сквозь красивый туман народного сказания историческая действительность становится видна лишь со времени новгородского правителя или князя Олега (879–912), который, перейдя с Ильменя (882) на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет "матерью городов русских". Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян , кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.

Но объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников Аскольда и Дира , сделавших набег на Византию , Олег задумал поход на греков. С большим войском "на конях и на кораблях" подошел он к Константинополю (907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки завели переговоры, дали Олегу "дань", т. е. откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г. Удача Олега произвела глубокое впечатление на Русь: Олега воспевали в песнях и его подвиги изукрасили сказочными чертами. Из песен летописец занес в свою летопись рассказ о том, как Олег поставил свои суда на колеса и по суху на парусах "через поля" пошел к Царюграду. Из песни же, конечно, взята в летопись подробность о том, что Олег, "показуя победу", повесил свой щит в вратах Царяграда. Олегу дали прозвание "вещего" (мудрого, знающего то, что другим не дано знать). Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые сношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.

Князь Олег прибивает свой щит ко вратам Царьграда. Гравюра Ф. Бруни, 1839

По смерти Олега вступил во власть Игорь (912–945), по-видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали "трубами огнь на ладьи русские". Во второй раз Игорь не дошел до Царяграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договор Олега. В кампании Игоря против греков принимали участие и печенеги, впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.

Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году. Картина К. Лебедева, 1901-1908

Ольга (по-древнескандинавски и по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством (945–957). По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием и вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому не было ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницей. Отношение к ней летописца – самое сочувственное: он считает ее "мудрейши всех человек" и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). По рассказу летописи Ольгу крестили "царь с патриархом" в Царьграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома на Руси, ранее своей поездки в Грецию. Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием в сочинении "Об обрядах Византийского двора", повествует о русской княгине сдержанно и спокойно.

Княгиня Ольга. Крещение. Первая часть трилогии "Святая Русь" С. Кириллова, 1993

Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотой и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней жениться; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а во-вторых, она отказала ему в дани или дарах, на которые он, будто бы, легковерно рассчитывал. Таково было наивное предание, усвоившее Ольге исключительную мудрость и хитрость. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться и православною церковью: княгиня Ольга была причтена к лику святых.

Великий князь Руси Игорь - это одна из фигур нашей истории, на которую вылили немало грязи. Его смерть в изложении «Повести временных лет» наложила негативный отпечаток на всё его правление, в котором было пролито много пота и крови для укрепления русской державы.

В летописи о последних днях князя сказано следующее: «Сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы». И послушал их Игорь - пошёл к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И отпустил свою дружину домой, а сам с малой дружиной вернулся, желая большего богатства». Дальше сюжет всем известен по школьным учебникам истории, древляне на вече решили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Древляне организовали засаду и убили князя и его дружинников, «так как было их мало».

Картина образная, яркая, запоминающаяся. В результате мы с детства знаем, что великий князь русский Игорь - это алчный и глупый грабитель (сунулся с малым числом воинов к уже ограбленному племени), бездарный полководец (сюжет сожжения русского флота «греческим огнём» в 941 году), никудышный правитель, который не принёс пользы Руси.
Правда, если рассуждать здраво и помнить о субъективности исторических письменных источников, которые всегда писались под заказ, то можно заменить несколько несоответствий. Дружина говорит великому князю, «а мы наги». Всего год назад - в 944 году византийцы, испугавшись мощи войска Игоря дали ему огромную дань. Князь «взял с греков золота и шелка на всех воинов». Да и вообще смешно говорить о том, что дружина великого князя (военная элита того времени) «нага». К тому же летопись сообщает, что Игорь взял с Византии «дань, какую Олег брал и ещё». Олег брал по 12 гривен серебра на брата (гривна равнялась примерно 200 грамм серебра). Для сравнения хороший конь стоил 2 гривны. Боевая морская ладья с набойными бортами - 4 гривны. Понятно, что после такого богатства, «сокровища» древлян - мёд и меха - это обычная дань (налог).

Следующее несоответствие - образ «неудачливого князя», бездарного полководца. За долгие годы своего правления (правил с 912 года - погиб в 945 году), Игорь проиграл всего одну битву - в 941 году. Причём, соперником русов была мировая держава того времени, обладавшая передовыми военными технологиями - Византия. К тому же, победа была одержана византийцами из-за отсутствия фактора неожиданности - греки успели хорошо подготовиться к битве (о нападении русов сообщили болгары), и использования мощнейшего оружия того времени. Это был т. н. «греческий огонь» - горючая смесь, которую применяли в военных целях, его точный состав неизвестен. От этого оружия не было защиты, горючая смесь горела даже на воде. Надо учесть и тот факт, что военная кампания в целом была выиграна Игорем. Уже через три года великий князь собрал новое войско, пополнил его варягами, заключил союз с печенегами и двинулся на врага. Византийцы испугались и направили посольство с просьбой о мире. Князь взял богатую дань и заключил мирный договор. Игорь проявил себя не только, как воин, но и дипломат - зачем воевать, если враг сам предлагает выгодный мир? Не забыл он и предательство болгар - он «повелел печенегам воевать Болгарскую землю».

Почему князь Игорь приказывает печенегам? Ответ есть и также не укладывается в образ «грабителя и авантюриста». В 915 году, когда «пришли впервые печенеги на Русскую землю» великий князь смог принудить их к миру. Понятно, что если бы Русская земля была слабой, ситуация сложилась бы иным образом. Как в те времена, так и сейчас, народы понимают только язык силы. Печенеги откочевали к Дунаю. В 920 году в летописи о печенегах есть ещё одна фраза - «Игорь воеваша на печенегов». Обратите внимание - не отбил набег, не в Русской земле сражался с ними, а «воевал на печенегов», т. е. сам пошёл на них и победил. В результате печенеги решатся испробовать силы Руси только в 968 году. К тому же, если участь тот факт, что Игорь мог в 944 году «повелеть» печенегам воевать Болгарскую землю, они были в вассальной зависимости от Руси. По крайней мере, часть племён. Это подтверждает и участие вспомогательных печенежских сил в войнах Святослава. 48 лет (два поколения) печенеги не смели трогать русские земли. Это говорит о многом. Всего одна строка - «Игорь воеваша на печенегов», и целый забытый подвиг русского воинства. Удар был такой мощи, что смелые воины степей два (!) поколения боялись нападать на Русь. Для сравнения, половцы, пришедшие позже печенегов, за сто пятьдесят лет сделали только пятьдесят крупных нападений на русские земли. Это не говоря о мелких рейдах, которые и не считали. А если взять период правления крестителя Руси Владимира Святославича, то ему пришлось сооружать линию крепостей по южным рубежам государства, сгонять туда ратников со всех концов державы. При Владимире отношения Руси со Степью резко ухудшились - шла непрестанная «великая брань» с печенегами, которые почти ежегодно прорывались к киевским предместьям. По данным византийского императора Константина VII Багрянородного, печенежские орды кочевали на расстоянии всего одного дня пути от Руси.

Иноземные источники подтверждают мнение о мощи Руси во времена правления великого князя Игоря. Арабский географ и путешественник X века Ибн-Хаукаль называет печенегов «остриём в руках русов», которое Киев обращает куда захочет. Арабский историк, географ Аль-Масуди называет Дон - «Русской рекой», а Чёрное море - «Русским, потому что по нему, кроме русов, никто не смеет плавать». Это во время правления Игоря Старого. Византийский писатель, историк Лев Диакон называет Боспор Киммерийский (современная Керчь) русской базой, оттуда Игорь водил свой флот на Византийскую империю. Из договора с Византией от 944 года понятно, что Русь при Игоре контролировала и устье Днепра, и проходы в Крым из степи.

Спрашивается, кто великий государственный деятель? Игорь, которому платила дань могучая Византийская империя, печенеги были «острием его оружия» и два поколения не смели тревожить русских пределов, правитель сделавший Дон «Русской рекой». Или Владимир «Святой» - участник братоубийственной междоусобной войны, владевший сотнями наложниц, и строившим остроги на Десне, от печенегов, которые кочевали в дне пути от русских городов.

Загадка гибели Игоря и роль Ольги

Спрашивается, как великий государь, полководец и дипломат, бравший с греков золотом, серебром и шелками, попался в ловушку созданную жадностью его воинов? По мнению историка Льва Прозорова, Игоря убили не древляне, а варяжская дружина, которая преимущественно состояла из христиан. Об этом говоря несколько фактов. Во-первых, настоящая русская дружина не оставила бы князя. Дружина и князь были единым целым. Дружинники не могли оставить князя во враждебной земле. Дружина князя понесла значительный урон в 941 году. Поэтому для сбора дани он взял варяжские отряды и «малую дружину». Во-вторых, войско Игоря перед походом на Византию 944 году была пополнена варягами. После второго похода на Византию, в договоре 944 года упоминается, что значительная часть русов присягает в соборной церкви Ильи-пророка на Киевском Подоле. Летопись поясняет: «Ибо многие варяги христиане». В-третьих, жадность (официальная причина гибели Игоря и малой дружины) не была свойственна русам и вообще язычникам Севера Европы. Русы, славяне всегда изумляли инородцев своей щедростью и бескорыстием, которая часто переходила в расточительность. Христиане-германцы, христиане-поляки наоборот отличались жадностью к добыче. В-четвертых, византийский автор Лев Диакон пишет, что Игоря убили «германцы», а христианство на берегах Варяжского моря тогда называли «Немецкой верой».

Интересен и факт возвращения дружины в Киев, князь и его ближайшие соратники убиты, а воины живы и здоровые вернулись. Их не наказывают, и их нелепая история становится официальной версией. Ясно, что у убийства был заказчик. Христианская община Киева в то время чувствовала себя хорошо, ещё князь Аскольд принял христианскую веру, при Игоре появляется соборная церковь. Был у христианской общины и высокий покровитель - княгиня Ольга, жена Игоря. Официально считается, что в то время она была язычницей, и приняла крещение от рук византийского императора Константина. Но византийские источники не подтверждают эту версию.

Ещё больше вопросов вызывает «месть» Ольги. Она якобы мстила за мужа «по жестокому языческому обычаю». Надо отметить, что языческим обычаям кровная месть была делом узкого круга мужчин - это брат, сын, отец убитого, сын брата, или сын сестры. Женщины, как мстители не рассматривались. Кроме того, в те время дела христиан были не менее (а то и более ужасны), чем язычников. К примеру, христианский император Юстиниан Великий на столичном ипподроме приказал вырезать 50 тыс. восставших христиан, а император Василий II приказал казнить 48 тыс. пленных болгар (также христиан).

Удивляет число погибших, только на «кровавом пиру», согласно летописи убили 5 тыс. упившихся греческим вином древлян. По тому, как Ольга спешит и числу убитых, складывается впечатление, что это не месть, а «зачистка» возможных свидетелей. Правда, видимо, мы никогда не узнаем, была ли Ольга среди организаторов этого убийства, или её использовали «втёмную» агенты Константинополя, которые действовали через христианские общины Киева и Древлянской земли.

Князь Игорь – одна из загадочных и неоднозначных личностей в истории. Он был сыном и родственником Вещего Олега. Его правление начинается в 912 году и продолжается до 945 года. Успехи его в государственных и военных делах значительные и тому есть множество документальных подтверждений. Наибольшую загадку представляет его смерть.

Общепринятая версия гибели князя Игоря

После возвращения из похода в Византию, князь перестал участвовать в сборе дани. Он поручил это своему воеводе. Но дружина его начала роптать, что, мол «отроки» Свенельда богатеют от дани, а они бедствуют. Игорь поддался на уговоры и отправился на полюдье в земли древлян. Дружина собрала хорошую дань, основной отряд с собранной добычей князь отправил в Киев, сам же с небольшим отрядом задумал повторить полюдье. Возмущенные древляне на вече решили погубить Игоря. Что и выполнили. Правда, в древнерусской летописи о самой казни нет ни слова. В них князя называют Игорь Старый или Игорь Жадный. Исследователи истории древней Руси пытаются раскрыть тайну гибели первого потомка Рюрика, использую для этого не только древнерусские летописи, но и исторические материалы Византии, Польши.

Другие версии смерти князя Игоря

По одной из версий древляне платили дань по «пакту». А Игорь этот договор нарушил, поэтому и был казнен. Причем казнили князя как разбойника, разорвав его на части. Но это вызывает сомнение потому, что, похоронили князя древляне вблизи города Искоростень, насыпав над телом огромный курган, так обычно хоронят выдающихся, уважаемых людей. Существует предположение, что князь вернулся не за данью, а его специально выманили с малым отрядом, чтобы убить. Историк Лев Прозоров считает, что Киевского князя предали и убили варяжские дружинники. После поражения в 941 году княжеская дружина значительно уменьшилась, поэтому для сбора подати Игорь взял варяжский отряд. В пользу этой версии говорит и то, что русская дружина никогда бы не оставила князя во враждебной земле одного. Следующая гипотеза касается причастности к его смерти воеводы Свенельда. Этому есть подтверждение в древних летописях. После возвращения из Византии князь разрешил воеводе собирать дань с угличей и древлян. Но после ропота княжеской дружины лишил его этого права, что могло стать причиной предательства и убийства со стороны Свенельда. Ученый А.А.Шахматов, основываясь на Новгородскую первую летопись младшего взвода и «Историю Польши», доказывает, что Свенельд являлся отцом князя Мала, а древляне были его подданными. Поэтому воевода не хотел лишиться права на сбор дани и со своей дружиной, при поддержке древлян, напал на Игоря. В этом сражении Игоря убил сын Свенельда.

Князь Игорь начал править в 912 году, приняв власть от князя Олега. К тому времени первый находился уже в возрасте зрелом, был женат на Ольге. Согласно легендам, со своей женой князь Игорь познакомился во время охоты. Увидев Ольгу, он был пленен ее красотой и умом. Впоследствии, несмотря на разрешенное многоженство на Руси, князь Игорь не имел больше жен, кроме своей первой. Это указывает не только на его безграничную любовь к Ольге, но и на ее исключительные качества.

Князь Игорь. Биография

По мнению историков, с первыми правителями Российскому государству очень повезло. Характеристика князя Игоря указывает на наличие у него таких качеств, как светлый ум, энергичность.

После смерти Олега государство стало распадаться. Восстав, захотели отделиться от киевской власти древляне. Кроме того, печенеги усилили свой натиск. Однако решительный Игорь снова завоевал древлян, наложив на них тяжелую дань. К печенегам же он отправил сильную рать, и те предпочли заключить мир.

Вместе с этим русичи начали продвигаться к устью Днепра, к византийским сторожевым постам. Появились русские поселенцы и на Таманском полуострове. Игорь способствовал основанию колонии вокруг города Тмутаракань.

В 941 году был предпринят поход на Константинополь. Часть огромного войска двигалась по воде, часть - по суше. Однако на подступах к Константинополю русичей встретил греческий флот, вооруженный "огнем". Русские корабли были сожжены. Однако большая часть войска князя Игоря уцелела и продолжала сражение на побережье.

Вернувшись домой, князь Игорь решил отомстить грекам. Для этого необходимо было собрать большую рать. На оснащение войска требовались деньги. В долг дали иудейские ростовщики. Из-за моря Игорь призвал в войско варягов, нанял еще и печенегов. Спустя два года, с конницей и флотом Игорь снова направился к Греции. Роман Лакапин (византийский император) не был уверен в победе. Стремясь спасти свою империю, он отправляет к Игорю послов с данью, богатыми дарами и обещаниями дать еще больше, если тот согласится на мир с ними. После совещания с войском, русич принял предложение греков. Приказав печенегам разорять Болгарию, Игорь вернулся в Киев. В 944 году был заключен официальный мир.

Во время княжения Игоря происходило дальнейшее сплочение и объединение племен восточных славян. К Руси примкнули уличи. В это же время возникает понятие "Русская Земля". Именно так Русь называлась во всех документах, подписанных с Византийской империей.

Игорь, освободив славянский народ от выплаты хазарам дани, наложил на первых собственную дань. Так как разрешалось отдавать не только деньги, но и продукты, и товары, славянам стало немного легче платить. Однако и в этом случае это была определенная зависимость от русичей. Неоднократно славяне, недовольные полюдьем (данью), поднимали восстания.

Следует отметить, что на Руси не было четко установленного размера дани. Ее брали "на глазок". Полюдье начиналось глубокой осенью. Вместе с дружиной князь объезжал государство, останавливаясь в небольших поселениях и крупных городах. Полюдье продолжалось в течение всей зимы, заканчивалось к ранней весне. В состав дани входили не только ремесленные товары и деньги, но и то, что было выпито и съедено во время остановок дружины и князя. Иногда имела место и жестокость.

В 945 году Игорь отправился за данью вместе с войском. Как известно, он был должен иудейским ростовщикам. К сожалению, военные сражения не принесли войску трофеев. Собрав с древлян дань, на пути домой, Игорь вдруг решает вернуться с небольшой свитой и забрать дополнительную дань. Однако предупредив его о том, что больше ничего не отдадут, древляне уже озлобились и вооружились. Но Игорь продолжил путь. В результате древлянский правитель Мал перебил всю свиту. Князя Игоря привязали к двум согнутым стволам деревьев и разорвали пополам.

Правление князя Игоря (кратко)

Правление князя Игоря (кратко)

Князь Игорь Рюрикович начал своё правление на киевском престоле в 912 году, сразу же после кончины великого князя киевского Олега Вещего. Попытка племени древлян стать независимыми от власти Киева была жёстко пресечена новым князем и стала причиной увеличению размера дани. Спустя некоторое время дань, собираемая от племени древлян становится наградой Свенельду (княжескому воеводе) за то, что ему удалось покорить племя уличей. Вся внутренняя политика князя Игоря основывалась на подавлении различных недовольств племён славян, которые были подвластны Киеву.

Спустя год после начала княжения Игорь отправляется в военный поход в прикаспийскую землю. В результате данного мероприятия княжеская дружина взяла большую добычу, однако путь к Каспию пролегал через хазарские владения. Каган согласился пропустить киевского князя за половину добычи, но по пути обратно он напал на войско и перебил большую часть войска, завладев всей добычей.

Кроме того, именно Игорь становится первым русским князем, которому приходится столкнуться с проблемой набегов кочевников. Печенеги стали регулярно нападать на приграничные территории Киевской Руси в конце девятого века, а уже в 915 году киевский князь сумел заключить с ними мир на пятилетний срок. Обычно печенеги принимали сторону греков, но в 944 году они выступают против них под флагами князя Игоря.

Во внешней политике князь Игорь стремился сформировать самые выгодные условия для осуществления купеческой торговли в других странах. В 941 году князь решается на военный поход против мощной Византии. Однако, в отличие от похода Олега он принёс Руси лишь неудачу. Княжеское войско было встречено греками со снаряжёнными кораблями и смертельным «греческим огнём». Уже спустя три года в 944 году князь попытался повторно испытать удачу в битве с Византией. Заручившись поддержкой печенегов он отправился в греческие территории. При этом, император предпочёл преподнести Игорю дары и уйти от военного столкновения. А спустя год Игорь смог заключить с Византией мир.

В преклонном возрасте Игорь перепоручает воеводе Свенельду полюдье, что вызывает бурную недовольную реакцию княжеской дружины. Этот факт является основной причиной того, что князю пришлось идти на древлян без основных военных сил. Вернувшись к древлянам за повторной данью князь был убит, после чего Киевской Русью фактически правила его жена княгиня Ольга.