Утепление и обогрев        15.02.2024   

Ортодоксальная школа древней. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии. В упанишадах провозглашается

Неортодоксальные школы в Древней и Средневековой Индии

Чарвака-локаята (6 в. до н.э.)- это древнейшее материалистическое учение Индии. Представители критиковали веды, институт жрецов, традиционные верования. Считали, что убеждения должны быть свободны. Наиболее развитым течением школы является философии чарваков (чар-4, вак-слово). Важные 4 составляющие мира земля, вода, воздух и огонь.

Джайнистская школа (VI в. до н. э.). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности, с точки зрения джайнизма, дуалистическая: духовная и материальная. Связующее звено между ними– карма, которая понимается как тонкая материя. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, пpикотором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания.

Буддизм (7-6 в. до н.э.)Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (Будда) его философия направлена на моральное совершенствование человека. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

1)истина жизни (существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием);

2) истина о причине страдания (она связана с желаниями и страстями человека);

3) истина освобождения от страдания(отказ от желаний);

4) истина пути, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания.

Ортодоксальные школы в индийской философии

Веданта (4-2 в до н э)Крупнейший представитель-Шанкара. В этой школе тексты вед рассматриваются в качестве священных книг. Данная школа разработала монистическое учение о мире. Субстанцией мира явл. единое, постоянное абсолютное духовное начало брахман или атман. Окружающий мир можно постичь с помощью истинного знания, которое доступно через постяжение брахмана.



Миманса (6 в д н э) основатель Джаймини

Основная задача этой школы – продолжить традиции вед. Эта школа разработала дуалистический взгляд на мир. Она соединила традиции идеализма и материализма, т.е. наряду с существованием бессмертной чел. Души, существуют явления природы.

Санкхья Основателем ее был Капила (VI в. до н.э.).

Представители этой школы были дуалистами и не признавали существование Бога стоящего над миром природы. Согласно их учению наряду с первичной материей существуют души, которые не обладают активностью если их рассматривать сами по себе.

Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации.

Вайшешика (6-5 в д н э) название этой школы произошло от слова вишеша, что означает особенность. При объяснении окруж. среды данная школа обращается к таким понятиям как материя, субстанция, количество. Эта была первая школа атомизма. Субстанций по их мнению пять: земля, вода, свет, воздух и эфир

Ньяя (3 в д н э) создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает наличиечетырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия, вывода, или заключения, сравнения и свидетельства, или доказательства.

2. Характерные особенности философии Древнего Китая. Основные философские школы Древнего Китая.

Древнекитайская философия носит ярко выраженный религиозный характер. Специфика древнекитайской философии связана с её особой ролью в острой борьбе, которую вели государства Древнего Китая. В то время философы в Китае нередко были различными чиновниками, министрами, послами. Поэтому их интересовали проблемы управления, взаимоотношений социальных групп, этики, ритуала, политики. Философия была направлена не на выработку идеала, а на поддержание существующего положения. Философия Древнего Китая не имела строгого понятийного аппарата, что связано с неразвитостью логики. Специфической чертой древнекитайской философии было рассмотрение мира как единого организма. Мир един. Все его элементы взаимосвязаны и непрерывно поддерживают равновесие. Особое место в мире принадлежит Небу, которое олицетворяло высшую регулирующую силу, разум и справедливость. Небо даёт право на власть земному правителю.

Конфуцианство (6-5 в до н э) основатель Конфу-цзы. Основным в учении является представление о культе неба-тянь. Небом предопределяются все события на земле, им решаются судьбы людей. Основная тема философствования Конфуция - отношения человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Выделял 5 отношений: 1) между отцом и сыном; 2) мужем и женой; 3) братьями; 4) семьями; 5) правителем и подданными.

Легизм (школа законников) (8-3 в до н э) (представительХань Фей) противопоставила свои взгляды конфуцианству. Считали, что законы управляют людьми и дают критерии для определения добра и зла, поэтому подчиняясь закону люди должны отбросить сожаления и разные гуманные соображения. Для того чтобы поддерживать порядок в обществе необходима система поощрения и наказания. Легисты считали, что построение централизованного гос-ва возможно только на основе силы закона.

Даосизм (6-5 в до н э) представитель этого учения ЛаоЦзы. Дао – это одна из важнейших категорий даосизма, это естественный закон развития мира и самого человека. С позиции даосизма миром, человеком управляет дао. Благодаря дао происходит изменение природы и общества. Чел. не должен вмешиваться в естественный ход вещей искусственным образом. Это утверждение выразилось в принципе увэй, что означает созерцательное отношение действительности. (даосы)

3. Возникновение и становление античной философии. Поиски первоосновы мира. Философские школы доклассического периода. Апории Зенона Элейского.

Первым значительным этапом в истории зарождения и развития философской мысли является античная философия. Ее родоначальниками выступают древние греки и римляне. В арсенале мыслителей того времени «инструментами» познания были тонкая умозрительность, созерцание и наблюдение. Античные философы первыми начали ставить перед собой вечные вопросы, волнующие человека: с чего берется начало всего окружающего, бытие и небытие мира, единство противоречий, свобода и необходимость, рождение и смерть, назначение человека, нравственный долг, красота и возвышенность, мудрость, дружба, любовь, счастье, достоинство личности. Эти проблемы актуальны и сегодня. Основой для формирования и развития философской мысли в Европе послужила именно античная философия. В развитии античной философской мысли условно можно разграничить четыре важных этапа. Первый, досократовский, период выпадает на 7-5в. до н э. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора, Демокрита. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и политической сферы Древней Греции. Характерной особенностью второго, классического, периода (5-4 в. до н э) является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию риторики как науки. Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. За период с 4 по 2 век до н. э. античная философия проходит третий, эллинестический, этап развития. В это время возникают первые философские системы, глубокие по своему содержанию, появляются новые философские школы. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии. С началом нашей эры (I -- VI столетия) античная философия вступает в свой последний период развития. В это время ведущая роль в античном мире принадлежит Риму, под влиянием которого оказывается и Греция. На формирование римской философии большое влияние оказывает греческая, в частности, ее эллинестический этап. В философии Рима формируются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

Фалес считал первонач-м воду (например, питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр-апейрон (безграничное, беспредельное, вечно движущееся, кот. определяется посредством воздействия на него некой высшей субстанции (происхождение кот.не требует доказ-тв). Анаксемен - воздух (бесконечный, вечный, под-вижный. Сначала сгущаясь образует облака, затем воду, землю, камни и разрежаясь првращается в огонь. Гераклит - огонь (первый подметил то, что мир находится в бесконечном изменении, движении, и отсюда вывод, что огонь наиболее подвижный, наиболее способный к изменению эл-нт бытия). Парменид – основ-ль онтологии (учение о бытие). Все его учения были в поэмах. Его учение было направлено против учения Гераклита о том, что бытие подвижно, изменчиво. Считал, что бытие конечно, неподвижно. Зенон- последов-ель Парменида. На доводы оппонентов, уверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил “парадок-сы”, ставившие в отрицательной форме диалектические вопросы движ-я. Для него бытие непротиворечиво.прим “парадокса”: стрела, выпущенная в другую точку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва. В итоге сумма множества состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относитнач точки. Пифагорейцы - пришли к выводу о том, что колич-ныеотнош-я явлсущ-тью вещей. Считали первоосн-й число. Пытались отобразить сущ-ть мира с помощью геометрич-х фигур. Анатомисты считали, что все тела сост из ато-мов (конечная неделимая единица). Атмы+пустота - это основа всего сущего.

4. Классический период древнегреческой философии: Сократ, Платон, Аристотель. Изменения в философской проблематике в классический периода.

Характерной особенностью второго, классического, периода (5-4 в. до н э) является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию риторики как науки. Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона.

Философия Сократа - это его жизнь. Своей собственной жизнью и смертью он показал современникам и потомкам в чем заключается истинный смысл бытия человека.

Проблема смысла жизни -- вот главное, что занимало Сократа. Для чего живет человек? В чем суть человеческой личности? Что есть добро и что есть зло? Все эти вопросы -- основные для Сократа. Сократ совершил своего рода переворот в древнегреческом сознании, ибо для него настоящие жизненные ценности заключались не во внешних обстоятельствах, к которым так стремится большинство людей. Основное занятие человека в жизни -- это воспитание собственной души путем разумного, нравственного поведения. Свое предназначение Сократ видел в том, чтобы побудить людей к поиску истины.

В своих сочинениях Платон предстает первым в европейской истории мыслителем, стремящимся к созданию целостной философской системы -- с позиции своих философских взглядов он разработал учения чуть ли не о всех сторонах человеческой жизни: о бытие (онтология), о космосе (космология), о познании (гносеология), о душе (психология), о боге (телеология), об обществе (социология), о нравственности (этика).

Онтология -- учение о сущем; учение о бытии как таковом. Вопросы онтологии -- это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. Ядром философского учения Платона является его теория о мире идей.

Гносеология -- учение о познании.

С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса.

Этика. Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят подчиненный вспомогательный характер. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения -- нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание.

Главная часть философии Аристотеля -- учение о сущем. Аристотель называл это учение "первая философия", т.е. наука, изучающая самые главные, основные проблемы бытия, "сущее вообще".

Свою философскую деятельность Аристотель начинал как искренний платоник. Однако позднее пришел к выводу, что философия Платона внутренне противоречива, причем данную противоречивость Платон не в силах преодолеть. И основное противоречие заключается в платоновском учении об идеях.

Аристотель соглашался с Платоном в одном -- в самом деле, каждая вещь является результатом соединения идеи и материи. Идея в этом случае представляет собой смысл, материя -- средство воплощения идеи. Продолжая развивать свое понимание философской сущности мира, Аристотель, естественно, пришел к вопросу -- как возникают вещи?

Аристотель выделял четыре принципа всякой вещи. Первый принцип -- форма. Второй принцип -- материя. Третий принцип -- движущая причина. Четвертый принцип -- целесообразность, цель.

Общефилософские представления Аристотеля позволили ему создать своеобразную систему наук, в которую входили метафизика, физика, психология, логика. Кроме того, в эту систему включаются и так называемые практические науки.

5. Эллино-римский период древнегреческой философии. Римскийстоицизм: Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.

По-другому он называется поздняя античность. Длился с конца IV в. до н.э. по V в. н.э. В нем можно рассмотреть два этапа: эллинистический (конец IV-II вв. до н.э.) и римский (I в. до н.э. - V в. н.э.).

В эллино-римские период входят такие учения как: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

Философия этого периода была призвана как-то сориентировать эллина (т.е. древнего грека, а именно, подразумевается сам человек, субъект) в мире со все более новыми изменениями. В этой связи надо рассмотреть три главных философских течения эпохи раннего эллинизма: эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) - греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Он отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Главным для Эпикура было практическое значение философии - прикладная философия. Он считал, что атомы различаются не только по величине и форме, но и по весу, а также имеют части, но не делимы из-за абсолютной непроницаемости. Также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм.

Для него чувства - источник счастья. При оценке удовольствия он отказался от критерия интенсивности и предпочел в качестве такового длительность. При этом душевные критерии удовольствия и страдания оказываются большими, чем телесные, а следовательно стремиться надо именно к душевным удовольствиям, избегая душевных страданий.

Если рассматривать стоицизм как философское направление, то оно просуществовало с III в. до н.э. до III в. н.э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский (ок. 336-264 гг. до н.э.), Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон (106-43 гг. до н.э.), Сенека (ок. 5 г. до н.э. - 65 г. н.э.), Марк Аврелий. Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональности - силой своего чувства и выразительностью поэзии, - и это объяснялось изменением социальных условий: подтачивалось достоинство людей и их уверенность, иссякал психологический запас прочности. У них ведущими чертами становится не гордость, достоинство, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Они считали, что истинное назначение разума состоит не в том, чтобы находить «золотую середину» между противоположными чувствами, но в освобождении от страстей.

Главный вопрос для них состоит в определении места человека в Космосе. После долгих раздумий они приходят к выводу, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе. Судьбу или рок можно ненавидеть, стоик же, скорее, склонен ее любить. Они стремятся обнаружить смысл жизни. По их мнению, суть субъективного есть слово, его смысловое значение (лектон). Стоики отнюдь не безразличны ко всему происходящему, наоборот, они относятся ко всему с максимальным вниманием и интересом.

Скептицизм (критикующий) - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Постепенно все большее влияние стали приобретать отрицавшие возможность что-либо доказать - скептики. Главным аргументом античных скептиков являлось существование разных точек зрения по различным вопросам, а какая из них является истинной, определить невозможно. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений.

Из известных скептиков выделяется Пиррон (ок. 360 - ок. 280 гг. до н.э.).

Другими словами, пройдя круг развития, философия вернулась к сократовскому «я знаю, что я ничего не знаю», но с добавлением «я не знаю даже и этого» 2 .

Неоплатонизм - реакционная философия эпохи упадка Римской империи (3-6 вв. н.э.). Идеалистическая теория идей Платона приняла в неоплатонизме форму учения о мистической эманации (излучении, истечении) материального мира из духовного первоначала.

Наиболее видным представителем платонизма был Плотин. Неоплатоники стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом.

Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать, прочувствовать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло - снизу, от материи. Лестнице нематериального: Душа - Ум - Единое соответствует последовательность: чувство - мысль - экстаз.

Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них фактически ответственно Единое-Благо. Неоплатонизм сумел дать довольно синтетическую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.

Представителями позднего стоицизма являются Сенека (3/4 г. до н э. - 64 г. н. э.), Эпиктет (около 50 - 138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121 - 180 гг. н. э.).

Сенека рассматривал философию как средство утроения человека в мире. Сенека придерживался того мнения, что философия делится на этику, логику и физику. В его философии доминирует интерес к этике.

Философия Сенеки имеет не столько теоретический, сколько прикладной характер. Он не отождествлял знание и мудрость, а считал необходимым обладание знанием для достижения мудрости.

Эпиктет рекомендует помнить, что не во власти человека изменить ход вещей. Во власти людей находятся только их мнения, желания и стремления, а остальное, включая имущество, тело, славу, от них мало зависит. Надо, по мнению мудреца, стремиться на основе знания правильно сделать выбор линии поведения.Эпиктет рекомендовал отказаться от желания разбогатеть, от стремления к славе и почестям. Он учил, что надо сузить свои потребности и довольствоваться только теми благами, которые человек в состоянии добыть себе сам. Эпиктет проповедовал идеалы аскетизма, убеждая, что подлинное богатство - это мудрость.Согласно Марку Аврелию, трудно заглянуть в завтрашний день, мало вероятно, что будущее принесет исполнение желаний. В трудные времена единственной опорой человеку может служить только философия.

Марк Аврелий учил, что владение собственностью - это иллюзия, так как все, чем бы ни владел человек, может быть отнято.

6. Основные принципы философии эпохи Средневековья. Доказательства бытия Бога в философии схоластов.

Средневековая европейская философия - содержательный и продолжительный этап (5 - 15 вв.). Основными проблемами философии были: сотворён ли мир Богом или существует от века? Постижима ли воля и намерения бога и сотворённый им мир? Каково место человека в мире и какова его роль в истории через спасение души? Как сочетается свобода воли человека и божественная необходимость?

Для философского мировоззрения Средневековья были характерны следующие принципы:1. Тенденция к сакрализации (сближения с религиозным учением) и морализации (практическая направленность философии на обоснование правил поведения христиан в мире);

2. Библейский традиционализм и ретроспективность, т.е. Библия рассматривалась как самый истинный и значимый труд, отправной источник и мера оценки любых философских теорий.

3. Поскольку библия понималась как полный свод законов бытия и повелений бога, то особое значение имела экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета. 4. Тенденция к назидательности. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к богу. 5. Средневековая философия была по духу оптимистична, лишена скептицизма и агностицизма. Бог не был постижим средствами разума, но его указания могли быть поняты через веру, путём озарения.

По мнению Фомы, путь доказательства бытия Бога может быть двояким: либо через причину, либо через следствия. Таких доказательств Фома приводит пять.

Первый и наиболее очевидный путь, – это доказательство из понятия движения. Все вещи находятся в движении. Все что движется должно иметь перводвигатель – это Бог.

Второй путьисходит из понятий производящей причины. В мире существует определенный причинный порядок. Он берет свое начало от первой причины, то есть от Бога.

Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости. В природесуществуют вещи, которые возникают и уничтожаются, могут существовать, а могут и не существовать. Необходимо положить некую необходимую сущность не имеющую внешней причины своей необходимости, но само составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог.

Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. Вещи бывают более совершенные или менее. Но о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным. Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства. И мы ее именуем Богом.

Пятый путь исходит из распорядка природы. Фома считает, что все предметы подчинены целесообразности, направлены к наилучшему исходу. "Следовательно, – заключает Фома, – есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом" (4. Т.1, ч.2. С.828-831).

7. Этапы развития и проблемы средневековой философии. Проблема универсалий и ее связь с античной философией .

Античная философия космоцентрична, философия средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.

Этапы развития средневековой философии:

1. Этап патристики (ранняя 2-3в нэ(Тит Флавий, Клемент, Юстин), зрелая 4-5(Василий Великий,Григорий Несский, Аврелий Августин(Блаженный)), поздняя 5-7(ИоанДомаскин, Боэций))

2. Этап становления схоластики(ранняя(7–12 вв.)–Эриуген, П.Абеяр)

3. Расцвет схоластики(классическая 13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

4. Поздняя схоластика 13-14вв (ИоанДунс Скотт, Уильям Оккам)

Основные проблемы сред. Фил.

1. Проблема сущность Бога и его тройственности

2. Проблема соотношения веры и разума

3. Проблема соотношения души и тела

4. Проблема свободы воли чел и божественной необходимости

5. Проблема происхождения зла

Одной из наиболее острых дискуссий в схоластической философии Средневековья был спор об универсалиях, продолжавшийся в течение всей ее истории. В этой дискуссии выявились две крайние точки зрения, основы которых были сходными, но выводы прямо противоположными.

Проблема универсалий–проблема общих понятий(ставилась Платоном–«идеи», Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решения всех ученых делят на реалистов и номиналистов.

Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают универсалии, которые существуют до вещей. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие.

Номинализм (от лат.имя) в лице наиболее ярких своих представителей Росцелина и Пьера Абеляра считал, что общие понятия (универсалии) – только имена; они не обладаю никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей.

8. Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Философские направления эпохи Возрождения.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV–XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал.

Термин Возрождение связан с обращением гуманистов к античным истокам, желанием «возродить древний мир». Однако Возрождение – это не простое подражание античным образцам. В этой эпохе переплелись и античность, и христианство, порождая своеобразную, отличную от средневековой, культуру. Из античности было взято следующее: возрождение проблемы человека (антропоцентризм), возрождение натурфилософии, возрождение значимости наук, искусств. Из средневековой философии было сохранено: монотеистические представления о мире, то есть идея единого бога продолжает существовать, но она трансформируется в новое представление о боге, которое получило название пантеизм («всебожие», «бог во всем»).

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения стали совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесел и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры; великие географические открытия (Колумба, Васко де Гамы, Магеллана); научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, микроскопа, телескопа, книгопечатания).

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относят такие, как антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; пантеизм – отрицание личного Бога и приближение его к природе, или отождествление их; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразность, а не плоскости Земли, вращение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, т.д.); большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству.

Поскольку Ренессанс охватывает довольно большой временной отрезок, для более детальной характеристики его условно подразделяют на три периода:

1. Гуманистический - середина XIV – первая половина XV в.Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. Ознаменовался поворотом от теоцентризма к антропоцентризму.

2. Неоплатонический – вторая половина XV – первая половина XVI в. Николай Кузанский, Пико деллаМирандола, Парацельс и др Связан с переворотом мировоззренческих установок.

3. Натурфилософский – вторая половина XVI – первые десятилетия XVII в.Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др Попытка внести коррективы в устоявшуюся и одобренную Церковью картину мира.

Выделяют еще такие направления философии эпохи Возрождения, как: Политическое (развивалось в неоплатонический период), для которого характерен поиск сущности и природы власти одних людей над другими. Утопическое. Социальная философия эпохи Возрождения (совпадает по времени со вторым и третьим периодами) в чем-то сходна с политическим направлением, но в центре поиска стояла идеальная форма сосуществования людей в рамках города и государства. Реформационное (XVI–XVII вв.) – направлено на поиск путей реформирования Церкви в соответствии с новыми реалиями, сохранение духовности в жизни человека, неотрицание главенства морали над наукой.

9. Общая характеристика философии Нового времени: проблема гносеологии и методологии познания. Влияние научной революции XVII в. на проблематику новоевропейской философии

XVII век – принципиально новая страница в истории Европы. Происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни. Наука, как особый способ познания человеком мира приобретает самостоятельность, стремится сформировать научное мировоззрение и научную картину мира. Веками продолжавшееся накопление научных знаний принесло свои плоды. Меняется и место философии. Она видит свою роль не столько в метафизических построениях, сколько в решении гносеологических и методологических проблем науки, а также в переосмыслении места, роли и функций государства, общества и человека.

Мыслители Нового времени интересовались проблемами познания и научной методологии. В философии интерес сместился с онтологии на гносеологию. Сложилась субъект-объектная модель познания (субъект – человек, объект – мир). Идея бога в трудах философов постепенно уходит на второй план, но продолжает быть востребованной, особенно в XVII в.

В рамках гносеологии (учении о познании) сложились два течения философии нового времени:Рационализм – считалось, что источником истины является разум. (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Лейбниц)

Эмпиризм (сенсуализм) – считали, что источником истинного знания является чувственный опыт. Считали, что нет ничего в уме, чего первоначально не было в чувствах. (Джон Локк, Френсис Бекон, Томас Гоббс)

Хотя основные социальные характеристики древнеиндийской культуры в основном совпадали с древнекитайской, в отличие от Китая, где социальное положение индивида слабо детерминировалось его социальным происхождением, в Индии эта детерминация была наиболее сильной из всех древневосточных цивилизаций и вытекала из кастового деления общества. Принадлежность человека древнеиндийского общества к одной из четырех варн (каст): брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр строго определяла всю его жизнь.

Следует подчеркнуть, что центральное и доминирующее место в индийской философии занимали такие доктрины, которые базировались на религиозных началах.

Неортодоксальные школы древнеиндийской философии (буддизм, локаята).

В V-VIв.в. до н.э. появилось течение, выступившее против предписаний Ведийской религии. Наиболее яркими являются буддизм, локаята, джайнизм.

Джайнизм – критическое религиозное учение, оформившееся вV-VIвв. до н.э. основателем считается Вардхаман, получивший в последствии имя Джина. В центре доктрины Джайнизма стоит проблема бытия личности. Утверждается определяющее значение двух вечных несотворимых сущностей: джива (душа, живое) и аджива (не живое, не душа). Живое предстает в двух формах бытия – совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива подвергается страданиям. В совершенном бытии джива переходит в состояние нирваны, полного блаженства.

Буддизм – религиозное философское учение, возникшее вVI-Vвв. до н.э. В ходе развития становится одной из трех мировых религий (христианство, ислам, буддизм). Основатель принц Гуатама (просветленный). Уже в первое столетие своего существования буддизм разделился на 18 различных сект. Разногласия в буддизме привели к разделению на две ветви: Хинаяна и Махаяна. Другая особая ветвь, которая распространилась в Тибете – Ламаизм. Особенность буддизма – это этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил против внешних форм религиозной жизни, против абстрактно-догматических исканий. Стержнем буддизма является проповедь 4-х благородных истин:

  • 1. страдания
  • 2. существует страдание, и надо найти причину страдания, освобождение от страданий
  • 3. причина страдания (чувство страха)
  • 4. освобождение от желаний (концепция терпимости)

Главный принцип буддизма: не делай ничего такого другому, какое не желаешь, чтобы делали тебе. Непричинение вреда окружающему, проповедь доброты, мягкости, чувство совершенной удовлетворенности. Главный путь – практика медитации, полной самоуглубленности.

В Iтыс. до н.э. возникает материализм, как определяющая система взглядов. Наиболее известным материалистическим направлением было учение Локаята (лока – мир). Представители этого направления признают только этот мир (нет ни загробной жизни и т.д.). Выступают против всех форм суеверий, против бессмертия души.

На базе ведийской мифологии в середине первого тысячелетия до нашей эры в Индии получила зарождение древнеиндийская философия. Это произошло в тот момент, когда человеком были предприняты первые попытки по осмыслению окружающего мира - космического пространства, живой и а также себя самого. Такой прогресс стал возможен в результате, прежде всего, умственной эволюции, когда человеком разумным была осуществлена дифференциация природы, как средства своего обитания и постепенное выделение из нее себя.

На основе этих умозаключений появилась способность воспринимать окружающий мир, космическое пространство, как нечто коренным образом отличающееся от него. Человек стал делать соответствующие выводы, а затем и размышлять. Основными постулатами древнеиндийской философии являются убеждения в том, что не ограничивается одним-единственным рождением с последующей смертью. Учение имеет три основных периода:

  • ведический;
  • классический;
  • индуистский.

Становление учения «Древнеиндийская философия» основывается на Ведах («знание» - в переводе с санскрита) - религиозно-философских трактатах. Закон Риты - опора онтологии представляет собой порядок и взаимосвязь, цикличность и космическую эволюцию. Вдох и выдох Брахмы ассоциируется с бытием и небытием и продолжает свое существование в течение ста космических лет. Небытие после смерти длится на протяжении сотни космических лет, по истечении которых он вновь возрождается.

Особенности древнеиндийской философии заключаются в проявлении повышенного внимания к размышлениям над познанием трансцендентного, в отличие от западного учения. Ввиду того, что вера заключается в вечно и циклически обновляющемся мировом процессе и не была создана Именно поэтому учение об обществе и эстетика - две отдельные науки. Главная отличительная черта учения «Древнеиндийская философия» заключается в непосредственном изучении процессов, которые происходят в сознании при соприкосновении с миром явлений и предметов.

Зарождение человечества происходило в то время, когда первые государства и классовые общества стали заменять родовые отношения. Древние литературные памятники стали носителями некоторых философских идей, которые обобщены в тысячелетнем опыте человечества. Причем наидревнейшей философией является берущая свое начало в Индии и Китае.

Древнеиндийская философия. Школы

В результате духовного перелома в развитии страны и сложившихся предпосылок для социального, политического и в VI веке до нашей эры в Индии появляются первые государства, стремительно развиваются производительные силы, в связи с переходом с бронзы на железо. Кроме того, формируются товарно-денежные отношения, начинается рост научных исследований, появляется критика воцарившихся нравственных установок и представлений. Именно эти факторы и стали основой для появления школ и ряда учений, которые в свою очередь подразделяются на две группы. Отдающие предпочтение авторитету Вед - это философские ортодоксальные школы и не отрицающие их непогрешимость - неортодоксальные школы Древней Индии.

Древнеиндийская философия. Основные ортодоксальные учения

  • Веданта. В свою очередь она образует два направления:
  1. Адвайта, не признающая никакой реальности в мире, кроме Брахмана - единой духовной высшей сущности;
  2. Вишишта-адвайта, поклоняющаяся трем реальностям: материи, душе и Богу.
  • Миманса. Учением признается существование духовного и материального начал во вселенной.
  • Санкхья. В основе - признание во вселенной двух первоначал: духовного - пуруши (сознание) и материального - пракрити (природа, материя).
  • Ньяя. Учение говорит о существовании вселенной, состоящей из атомов.
  • Вайшешика. Обосновано на убеждении, что мир состоит из субстанций, обладающих действием и качеством. Все существующее подразделяется на семь категорий, а именно: субстанция, общность, действие, качество, присущность, особенность, небытие.
  • Йога. Согласно ему - основная цель человека и всех его поступков должна заключаться в полном освобождении от материального существования. Добиться этого можно, следуя йоге (созерцание) и войрагье (отрешенность и бесстрастие).

Основные неортодоксальные школы :

  • Джайнизм.
  • Буддизм.
  • Локаята.

Индийская философия является одной из самых древних в истории мировой цивилизации.Она представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени, среди которых Вольтер, Руссо, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Л. Толстой, Р. Роллан, А. Швейцер, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др. В самой Индии многовековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и выдающихся политических и общественных деятелей: М. Га­нди, Дж. Неру, С. Радхакришнана и др. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбах мировой цивилизации и культуры.

Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни, в ней содержится много частных проблем, связанных с самосознанием людей, поэтому эта тема является Актуальной и в наши дни.

Целью контрольной работы является охарактеризовать традиционные школы древнеиндийской философии, понять, как они повлияли на развитие современной философии. Индийская философия отличается поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины.

При написании контрольной работы я ставлю перед собой следующие задачи:

1 Дать определение древнеиндийской философии;

2 Перечислить и охарактеризовать школы древнеиндийской философии;

3 Описать основные идеи учения древнеиндийских школ;

1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

Философия в Индии возникла на основе одной из самых древних человеческих цивилизаций; ее тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв. до н. э., сохранились до настоящего времени. Религиозно-философские комментарии к Ведам - Упанишады содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии (о единстве целостной духовной субстанции, брахмана, и индивидуальной души, атмана; о бессмертии души, которая переходит из одного рождения в другое, согласно закону кармы, или воздаяния). Наряду с религиозно-идеалистическими учениями в Упанишадах получили отражение и взгляды материалистов и атеистов, которые отвергали авторитет Вед, существование души после смерти человека, а первоосновой мира считали одно из материальных начал.

Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские школы на ортодоксальные, признававшие авторитет Вед, и на неортодоксальные, отвергавшие непогрешимость Вед. Из ортодоксальных школ шесть считаются главными.: это миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и веданта. К неортодоксальным относятся буддийские, джайнистские и многочисленные материалистические и атеистические школы, наиболее распространенной из которых была школа чарвака (Локаята).

В Индии ряд школ, которые хотя и не одновременно возникли, но параллельно существуют и совместно процветают на протяжении ряда столетий. Причина этого в том, что в Индии философия являлась составной частью жизни. Как только появлялась новая система мысли, группа ее сторонников воспринимала ее как философию жизни и создавала школу этой философии.

2. ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Хотя различные школы и были противоположны друг другу, все же индийские мыслители находят между ними известное сходство. Они считают, что все люди имеют разные наклонности и что эту разницу необходимо принимать во внимание в религиозных, философских и общественных вопросах и учитывать вытекающее отсюда различие в естественных правах человека (адхикара-бхеда).

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные {настика} К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие.

К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы - материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.

3. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ

3.1 НЬЯЯ (правило, логика) - Система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики.

Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда). Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий. Философы ньяиики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это - случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения.

Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение - это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.

Ньяиики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование бога. Для этого они используют несколько аргументов. В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определенной комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководства со стороны разумной причины материальные причины этих вещей не могут достигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определенные действия. Очевидно человек слаб для такого созидания.

Второй аргумент основан на вопросе о различности человеческих судеб. Ньяиики говорят, что причинами страдания и радости являются поступки людей совершенные в нынешней и прошлых жизнях. Если мир совершен богом, не только всемогущим, но и морально совершенным, то, очевидно страдание человеку даётся за плохие поступки, а радость за хорошие. Если бог является и творцом и моральным руководителем мира, то получается, что человеческие существа отвечают перед богом за свои поступки. Из этого естественно и необходимо следует, что бог награждает нас за хорошие поступки и наказывает за плохие.

Третий аргумент в пользу бытия бога основывается на авторитете Вед. Значение системы ньяйи заключается в ее методологии, то есть в теории познания, на которой строится эта философия. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.

3.2 ВАЙШЕШИКА.

Существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент атом.Вайшешика является школой, тяготеющей к метафизическому осмыслению бытия, и представляет космологические аспекты познания. В рамках этой школы был предпринят структурный анализ базовых элементов – земли, воды, огня и воздуха – и сопряженных с ними понятий – вкуса, цвета, осязания и запаха.Она стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления. За основу философской системы принимается личный опыт, приобретенный на чувственном уровне. Полученный опыт анализируется, и определяется категория проявления падартха, которая поддается познанию и вербальному описанию. Таких категорий семь: вещество, качество, действие, общность, особенность, присущнось и небытие. Все семь признаются как реальные. Иными словами, реально все, что поддается эмпирическому изучению, представляет субстанциональное начало, конкретные характеристики и находится во взаимосвязи с другими объектами. При этом характеристики и взаимосвязи не менее реальны, чем само материальное проявление. Философская система ньяя/вайшешика рассматривает качественные характеристики объектов как безусловную реальность. Например, каждой вещи присущи качества «древовидности», порождающие уже иные качественные категории. Так, любое дерево в соответствующий период года становится зеленым, то есть приобретает конкретное качество, которое, в свою очередь, становится самостоятельной категорией. Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья) качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).Субстанция является субстратом качества и деятельности, однако она отлична как от того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас). Из них первые пять называются физическими элементами (бхутами) и имеют соответственно специфические качества запаха, вкуса, цвета, осязания и звука. Первые четыре состоят из четырех видов атомов - земли, воды, огня и воздуха, которые являются невидимыми и неделимыми частицами материи. Атомы – это несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем получить посредством дробления материальных объектов на все более и более мелкие части, до тех пор, пока этот процесс нельзя производить дальше. Эфир, пространство и время - неосязаемые субстанции, каждая из которых является единственной, вечной и всеобъемлющей.Манас - вечная субстанция, непротяженная и, подобно атому, бесконечно малая. Это внутреннее чувство, которое прямо или косвенно имеет дело со всеми психическими функциями, такими, как познавательная способность, эмоции, воля.Душа - вечная и всеобъемлющая субстанция, представляющая собой субстрат явлений сознания. Индивидуальная душа осознается внутренне, умом индивида, когда, например, говорят: «Я счастлив». Верховная душа, или бог, считается творцом мира и всего сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов. Происхождение и распад сложных предметов объясняются соединением и разъединением атомов. Но двигаться и действовать самостоятельно атомы не могут. Первоисточник их действий - воля бога, направляющего их перемещения в соответствии с законом кармы. Из атомов образуется весь мир, соответствующий невидимым моральным достоинствам индивидуальных душ и служащий делу их морального искупления.Такова атомистическая теория вайшешики. Это скорее телеологическая, чем механистическая и материалистическая теория, какими являются другиеатомистические теории. 3.3 САНКХЬЯ («разумное взвешивание», или «перечисление»).

В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи - отвлечение духа от материи. Санкхьяик - тот, кто производит исчисление.

Различные школы философии рождались на основе разных точек зрения на извечные вопросы бытия. Каждый основатель своего учения, пытаясь доказать правоту своих мировоззрений, окружал себя учениками и последователями, которые поддерживали и развивали философию именно этой школы. Порой учения разных школ буквально противоречили друг другу, но, опираясь на законы той же философии и логики, каждая точка зрения имела право на существование.

Зарождение философии в Древней Индии

Самые древние из изученных на сегодняшний день — это философские изыскания Древней Индии. Их зарождение относят ко II тысячелетию до н.э. Основаны эти учения были на изучении окружающего мира, человеческих отношений, всего того, что связано с природой существования человеческого тела и его души. Но изыскания не имели твердой научной базы, скорее они относились к логическим выводам из увиденного и прочувствованного. Это были первые шаги к научным учениям и объяснениям различных явлений в жизни человека.

Что такое «Веды»?

Можно сказать, что вся мировая философия своими корнями уходит вглубь веков и опирается на изыскания Древней Индии. Рассмотрим важные особенности философии Древней Индии подробнее.

До нашего времени дошли сохраненные сокровища индийской философии, записанные на санскрите. Это произведение имеет общее название «Веды» , т.е. знание, видение . Сборник включает в себя различные заклинания, обряды, воззвания, молитвы и т.д., обращенные к силам природы, а также это попытка истолковать окружающий мир человека с философской точки зрения. Учение разъясняет первые представления людей о их нравственной и моральной сущности в жизни.

«Веды» разделены на четыре части, о которых стоит сказать подробней:

  1. Первая часть — Самхиты , что означает гимны, она самая древняя из всех частей.
  2. Вторая часть — Брахманы — ритуальные тексты, на них и основана религия или философия Брахманизма , имевшая главную силу и власть до возникновения Буддизма.
  3. Третья часть — Араньяки (лесные книги) — это часть дает рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни .
  4. Четвертая часть — Упанишады — что означает сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание — философская часть «Вед» . В ней и появляется новый персонаж Пуруша, который представляется всезнающим и всемогущим, душой мира, космическим разумом, т. е. в нашем понимании — всесильным богом. Далее он получит имя Атман, у которого человек-ученик получает знания.

На «Веды» опираются все школы философии Древней Индии, отсюда и пошло разделение общества на четыре варны , или, как их еще называют, касты — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варна — это статус определенной группы людей в обществе, если сказать точнее — это оболочка, окраска, цвет, покров. Право принадлежать к определенной касте определяется по рождению. Каждая каста занимается определенным видом деятельности.

  • Брахманы (цвет белый) — это высшая каста, она занимается только умственным трудом.
  • Кшатрии (цвет красный) — их удел — военное дело.
  • Вайшьи (цвет желтый) — занимаются только ремесленными работами и земледелием.
  • Шудры (цвет черный) — эта самая низшая варна, занимающаяся «черной» работой.

К знаниям имели доступ только мужчины трех первых каст, четвертая каста, равно, как и все женщины, от знаний были отстранены. Их достоинство ценилось наравне с животными.

Основные школы философии Древней Индии

Как видно из развития истории, в основе разделения общества также лежит своеобразная философия, которая идет из древних «Вед». С развитием общества и делением его на касты появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии . Появляются школы этих направлений, которые придерживаются поддержания или опровержению «Вед». Разделения на эти школы философских знаний происходит к VIв. до н.э. — к этому привело развитие общества, формирование новых экономических отношений, нравственное совершенствование человека, возникновение новых знаний.

Рассмотрим кратко, чем отличаются две школы разных философских убеждений.

Ортодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.

  1. Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя.
  2. Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.
  3. Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.
  4. Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.
  5. Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.
  6. Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

  1. Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.
  2. Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.
  3. Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

Брахманизм

Изменения, происходящие в Индии с появлением кочевых племен, которые называли себя ариями , разрушали привычные уклады жизни общества. Со временем тексты священных «Вед» стали непонятны большинству из людей. Осталась небольшая группа посвященных, которые могли толковать их — брахманы . Эти изменения относят к середине II тыс. до н.э.

Арии принесли в культуру Индии новый мир философских учений и представлений. У них были свои боги, которые требовали жертвоприношений.

В течение столетий ведическая философия обрастала новыми знаниями и усложнялась новыми ритуалами. Поддерживали и развивали новые формы религиозной философии по-прежнему брахманы. Главным богом они провозгласили Праджапати — Хозяина существ и Владыку порождений. Ритуалы с жертвоприношениями стали повседневной действительностью. Философия разделила мир надвое — мир богов и обычных людей. Брахманы-жрецы ставили себя наравне с древними богами и их учениями. Но «Веды» по-прежнему считались основополагающей базой новой философии.

В процессе общественного развития происходило переосмысление философских течений, основы которых были заложены в глубине веков. Далее они стали основами возникновения новых религий , таких как индуизм (продолжение брахманизма перемешанного с ведической философией и местными религиями) и буддизм .

Как мы сейчас знаем, буддизм из философской школы вырос до таких высот, что стал одной из трех мировых религий и распространился в странах востока и Юго-Восточной и Центральной Азии.

Стремление человека к познанию, приводящее впоследствии к развитию и прогрессу общества, было взято из древних философских трактатов. Сегодня люди также занимаются поиском ответов на вечные вопросы человечества, не подозревая того, что они повторяют путь многих поколений, пытавшихся разобраться в смысле жизни.