Для теплого пола        26.09.2019   

«Не в силе Бог. Сочинение - эссе по истории "не в силе бог, а в правде"

6 декабря празднование Благоверного великого князя Александра Невского, одного из самых почитаемых в России православных святых.

Поколениям, выросшим во времена атеистического воспитания, Александр Невский представляется едва ли не былинным персонажем, наряду с Ильей Муромцем или Добрыней Никитичем (а у кого-то с Бэтмэном или Суперменом).

Еще Невского невзначай могут спутать с Петром I: "Это тот Невский, который шведов под Полтавой громил и кричал, что отсель грозить мы им будем?". Между тем, один из самых почитаемых в России православных святых за свои дела и подвиги признан не только народом, но и советским правительством.

Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монголы, с запада надвигались рыцари. В этот грозный час и состоялся князь Александр - воина-молитвенник.

Воспользовавшись нашествием Батыя, крестоносцы вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Александр, когда ему не было еще двадцати лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!" С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем". За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 году зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера.

Западные пределы русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 году Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Миссию увенчалась успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв; князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой, необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси, продолжал крепить Александр Невский. Обещав свою поддержку, Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 году он отразил новый набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил в поход в финскую землю. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый. Князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 году стараниями Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное государство, включившее впоследствии в свои пределы почти все наследие Чингизхана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник скончался 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Нетленные мощи князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 года, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года.

Народ прославил Александра Невского задолго до канонизации Церковью. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года учрежден Орден Александра Невского. Им награждали командиров дивизий, бригад, батальонов, полков, рот и взводов за проявленные в боях за Родину в Великой Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость, за умелое командование, обеспечившее успешные действия частей и соединений.

Специально для Столетия

Иногда по выходным мы публикуем для вас ответы на различные викторины в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторины очень интересные и достаточно популярные, мы же просто помогаем вам проверить свои знания. И у нас очередной вопрос в викторине - Где впервые произнесена фраза “Не в силе Бог, а в правде”, ставшая впоследствии крылатой?

  • в Новгороде
  • в фильме “Брат 2”
  • в Белом море
  • в соборе Парижской Богоматери

Правильный ответ: в Новгороде

Житийная повесть сообщает о подготовке к битве со шведами следующее: вражеский вождь «…пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: “Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою”. Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: “Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ”. И, припомнив слова пророка, сказал: “Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне”. И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: “Не в силе Бог, но в правде”».

Шведский лагерь располагался неподалеку от впадения реки Ижоры в Неву. Он подвергся нападению русских отрядов в воскресенье 15 июля около 10 часов утра. Битва затянулась на много часов. В конце концов, шведы не выдержали боя и подались к кораблям, отдав свой плацдарм на берегу. Два судна им пришлось наполнить мертвыми телами знатных («вятших») воинов, а иных, как говорят русские источники, похоронили в общей яме «без числа».

Победа принесла Александру Ярославичу громкую славу. Этот успех и добавил к имени князя почетное прозвище «Невский».

Александр Невский, великий князь Новгородский, Переяславль-Залесский, Киевский и Владимирский.

Полководец, не проигравший в своей жизни ни одной битвы. Неизвестный автор «Повести о житии Александра Невского» сказал, что он побеждал непобедимых. Русская православная церковь канонизировала славного радетеля земли Русской в 1547 году. А 12 сентября 1724 года его мощи перенесли из Владимира в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь, ставший позднее лаврой. Именно эта дата считается Днём памяти святого благоверного князя Александра Невского.

На Руси князя считали защитником от супостатов и покровителем военных. Накануне битвы воины молились пред его образом, чтобы в бою не оставило мужество, чтобы святой благоверный князь уберёг от тяжёлой раны и внезапной смерти. В день поминовения Александра Невского в храмах и монастырях читается акафист и поётся тропарь: «... И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися».

*
Родословная Александра Невского по мужской линии восходит к Владимиру Мономаху, последнему значительному князю Древней Руси. Основатель Москвы Юрий Долгорукий приходился ему прадедом, а великий владимирский князь Всеволод Большое Гнездо был дедом.

Родился Александр Ярославич в 1221 году (дата рождения 13 мая под сомнением) в Переяславле-Залесском (ныне город Ярославской области). Основал его Юрий Долгорукий, рассчитывая, что новый град переймёт славу Киева и станет столицей Северо-Восточной Руси. Потому и назвал в честь старого южнорусского Переяславля (нынче Переяславль-Хмельницкий Киевской области Украины). Однако со смертью Юрия Долгорукого город утратил значение стольного града Залесской Руси, стал центром Переяславль-Залесского княжества.

Отцом Александра Невского был воинственный князь Ярослав Всеволодович (1190-1246), всю свою сознательную жизнь враждовавший со своими влиятельными родственниками. Борьба за власть постоянно толкала его на междоусобицу с Михаилом Всеволодовичем Черниговским. Князья не смогли утихомириться даже тогда, когда Русь горела и рушилась под ударами монгольских завоевателей. Только смерть помирила непримиримых при жизни князей, оба погибли в сентябре 1246 года от рук монголов. Михаила Черниговского убили в Золотой Орде за отказ пройти языческие обряды, а Ярослава Всеволодовича отравили в столице монгольской империи Каракоруме (на территории современной Монголии).

Мать Александра Невского Ростислава Мстиславовна приходилась дочерью князю Новгородскому и Галицкому Мстиславу Удатному (1176-1228). Князь был удачлив в своих военных походах, а когда умер, похоронили его в киевской церкви Святого Креста, построенной на его средства (не сохранилась).

Все предки Александра Невского по отцовской и материнской линии были видными военачальниками. Гены родственников сказались на его характере, напористость и решительность в схватках с врагами рано принесли ему славу выдающегося полководца. Умело защищал молодой князь своё новгородское княжество от европейских завоевателей! В войне с литовцами отстоял Смоленск и укрепил юго-западную границу Новгородской республики по реке Шелони (1239).

И в личной жизни князя произошло в это время событие важное. Он женился на полоцкой княжне Александре Брячиславовне, а через год родился у княжеской четы мальчик. Однако вряд ли можно назвать его семейную жизнь счастливой. События в Северо-Восточной и Южной Руси наложили на неё свой мрачный отпечаток.

Орды хана Бату уже сожгли Рязань, Москву, Владимир, пошли на Новгород. Однако застряли на две недели под Торжком. Город они взяли, но понесли большие потери. Да и время было утеряно, началась весенняя распутица. Монголы увязали в грязи. Решив прекратить наступление, от урочища Игнач Крест они повернули обратно. До Новгорода оставалось километров двести.

А на следующий год монголы ринулись в Южную Русь. Осенью 1239 года пал Чернигов, а через год монголы взяли Киев. Русь как самостоятельное государство исчезла с политической карты Европы. Русские князья, усмирив свою гордыню, вынуждены были раболепствовать перед завоевателями. Первым отправился в Золотую Орду засвидетельствовать свою покорность хану Бату владимирский князь Ярослав Всеволодович. За ним потянулся Даниил Галицкий, другие русские князья.

Католическая Европа в первой половине XIII века жёстко пыталась противостоять влиянию православного Господина Великого Новгорода на побережье Балтийского моря. Недаром папа римский Григорий IX объявил два крестовых похода в Финляндию. Они были направлены против усиливающего русского влияния в Прибалтике. Дания, Швеция и Ливонский орден, захвативший земли современной Латвии и Эстонии, решили совместно противостоять русской «агрессии».

Шведы «в силе великой» снарядили к границам новгородской земли своё войско. Войдя на кораблях в устье Невы, «пыхая духом ратным», сошли на берег и стали лагерем. Они надеялись на внезапность, но 19-летний новгородский князь Александр Ярославич действовал решительно и напористо. Считая дело правым, укрепляя свою малочисленную дружину в мужестве, произнёс он знаменитые слова, что «Бог не в силе, но в правде».

Не ожидая помощи от отца из Владимира, князь со своей малой дружиной и небольшим отрядом новгородцев неожиданно напал на шведских рыцарей (15 июля 1240 года). Сеча была короткой, но яростной. Александр Ярославич, прорвавшись к предводителю шведов, ранил его копьём в лицо. Видя мужество князя, крепко рубилась его дружина, не отставали новгородцы. В «Житии Александра Невского» упоминаются имена шестерых воинов, проявивших отвагу при нападении на шведский лагерь.

Гаврила Алексич пытался въехать на коне на шведский корабль, но был сбит и упал в воду, выбравшись невредимым, дрался со шведами на берегу. Дружинник Яков врезался в самую гущу неприятеля и положил многих рыцарей, за что удостоился похвалы самого князя. Молодой воин Сава подрубил шатёр шведского предводителя, это воодушевило воинов Александра. Новгородец Миша со своими людьми сумел потопить три корабля. Ополченец Збыслав Якунович рубил шведов боевым топором. Отчаянно дрался в пешем строю слуга князя Ратимир, но пал, окружённый врагами.

Крепко и славно сражалась княжеская дружина и новгородцы! Потеряв много убитых и раненых, оставшиеся в живых рыцари второпях отплыли на уцелевших кораблях. За быструю и яркую победу над шведами прозвали князя Александром Невским. С этим именем навсегда вошёл он в русскую историю.
Однако первая неудачная попытка не охладила пыл крестоносцев. Они всё так же мечтали захватить русские земли, тем более, что нашли поддержку среди русских бояр. Изменники открыли им ворота Пскова.

А в это время в Новгороде не без помощи таких вот «прозападных» доброхотов зрело недовольство Александром Невским. Сумев смутить народ, они его выгнали. Но когда рыцари Ливонского ордена, воюя новгородские земли, подошли близко к Новгороду, горожане опомнились и слезно просили князя вернуться. Вернувшись в Новгород, Александр Невский подтвердил свою репутацию талантливого полководца. Он быстро очистил новгородскую землю от захватчиков, а дождавшись из Владимира своего брата Андрея, вместе с ним отбил у немцев Псков. Однако немецкие рыцари оставались всё ещё сильны и, «шатаясь безумием», готовились к генеральному сражению с войском Александра Невского.

Битва на Чудском озере (Ледовое побоище) произошла 5/ 18 апреля 1242 года. Зимы тогда стояли суровые, и лёд на озере ещё держался, хотя был уже довольно рыхлый местами. Церковная традиция говорит, что русскому войску пришёл на помощь по воздуху «полк Божий». Хорошо, когда помогает Бог, но ведь и самому не нужно плошать!

Александр Невский проявил в битве недюжинный военный талант. Немцы (с союзниками из прибалтийских племён их было до 10 тысяч против 15 тысяч русских) выстроили свои ряды «свиней». Но строй этот оказался неуклюжим и малоподвижным. Как ни щетинился копьями и мечами, был уязвлён русскими лучниками и сжат с боков русской конницей. Рыцари отступили на озеро. Сеча была злая, лёд трещал и покрылся кровью. Противник дрогнул и побежал. Русские гнали рыцарей 7 вёрст, многие в своих тяжёлых доспехах провалились под лёд и утонули. Как всё это происходило, хорошо показано в замечательном фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938).

На льду Чудского озера Тевтонский орден (Ливонский входил в его состав) надолго похоронил свои надежды на завоевание прибалтийских территорий Новгородской Руси и вынужден был заключить с Александром Невским мирный договор. Пришлось немецким рыцарям отказаться от всех своих завоеваний в Прибалтике и даже уступить часть Латгалии (северо-восток современной Латвии). Агрессия Запада на Русь была остановлена.

А князь Александр Невский продолжал полную лишений ратную жизнь. Когда в 1245 году «литовцы стали капостить владениям Александра», князь с новгородским войском наголову разбил их у озера Жизца. В битве погибло много литовских князей. После этого литовцы стали бояться одного имени Александра Невского.

На Западе оценили силу и авторитет русского князя. Папа римский Иннокентия IV пытался склонить Александра Невского к католической вере и в 1251 году направил в Новгород двух кардиналов со специальным посланием. Но Александр Невский напомнил им, что его предок великий киевский князь Владимир принял православие от Византии, а он верен традициям дедов и прадедов, потому менять свою веру не намерен. И римские послы уехали от князя несолоно хлебавши.

А южнорусский князь Даниил Галицкий (1201-1264), надеясь на помощь западных стран в борьбе с монголами, внял уговорам папы римского и принял догматы католической веры. В январе 1254 года короновался и стал именоваться королём Руси. Он смог нанести несколько чувствительных ударов монголам, но через несколько лет вынужден был им подчиниться. Все обещания Запада помочь в борьбе с Ордой оказались лишь пустым звуком.

«Дранг нах остен» западных стран Александр Невский сумел сдержать и крепко потрепал Ливонский орден. Но приходилось считаться с сильными и жестокими монголами. С ними нужно было искать компромисс, даже вопреки своей воле и совести. В Золотой Орде уже побывал его отец Ярослав Всеволодович и получил от хана Бату ярлык на Владимирское и Киевское княжества. После смерти отца ему тоже пришлось отправиться в Орду, а потом вслед за своим братом князем Андреем поехать в Каракорум. Принудительная, по указке монголов, «командировка» в столицу Монгольской империи длилась два года (1247-1249).

Здесь братьев приветливо встретил глава Монгольской империи хан Гуюк. Длительное пребывание в Каракоруме закончилось для них благополучно. Они нашли общий язык с монголами, брат Андрей получил ярлык на Владимирское княжество, но правил там недолго. Женившись на дочери Даниила Галицкого, он стал его сторонником в борьбе с монголами. Между братьями пролегла тропа непонимания. Поражение в битве с ордынцами под Переяславлем-Залесским заставило его бежать в Швецию. Через несколько лет он вернулся, братья помирились. Андрей Ярославович получил от брата Суздальское княжество, но прежних добросердечных отношений между ними уже не было.

Монголы хорошо понимали, что русские князья - союзники ненадёжные. Однако уважали Александра Невского за ум и дар полководца. Они любили бесстрашных людей, недаром князь побратался с сыном хана Бату Сартаком. Бату так доверял своему приёмному сыну, что даже позволил открыть в Орде православную епархию. А это многое значит, даже не глядя на то, что монголы отличались веротерпимостью. Потому, когда князь Андрей пошёл против них, они поставили на Владимирское княжество Александра Невского и дали ему в управление Киев. Хотя древняя столица Руси давно уже потеряла значение главного русского города. Так Александр Невский стал князем всей Руси.

Хорошее к себе отношение ордынцев Александр Невский использовал не в своих личных целях (есть мнение, что это было нужно лично ему), а для укрепления русских земель, ослабленных монгольским гнётом.

Умер Александр Невский на обратном пути из Золотой Орды (14 ноября 1263 года), где находился почти год, пытаясь отговорить хана Берке от рекрутского набора на Руси. Русские воины нужны были для ведения войны с Ираном. Князь сумел отговорить хана от своей затеи, но это стоило ему здоровья. Домой он уехал больным. Поговаривали, что коварные монголы его отравили. Владимирский митрополит Кирилл, когда узнал о смерти князя, воскликнул в храме: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». И народ с плачем ответил, что «уже погибаем». Так в тяжких неустанных заботах о Русской земле ушёл из жизни князь Александр Невский.
*
Некоторые историки говорят о жестокости Александра Невского, что с помощью монголов он жестоко расправлялся с непокорными в своём княжестве. Но разве можно обвинять государственного мужа в стремлении сохранить свою землю, когда она стонет под гнётом завоевателей? Любая власть замешана на насилии, так было всегда во все времена, к сожалению, такова природа нашего земного бытия. В наши якобы демократические времена крови льётся не меньше, чем в средневековье. Даже больше, и насилие над непокорными стало ещё изощрённей. Примеров этому вполне предостаточно, каждый сам может их вспомнить.

Иисус Христос в притче о блуднице сказал, что «кто из вас без греха, киньте в неё камень». Не нашлось таких. Это о том, что нет по своим душевным качествам людей идеально светлых. Даже на Солнце есть пятна. Тогда что уж говорить о смертном человеке? Александр Невский обладал высокой властью и распоряжался ей довольно жестоко. Но судить о нём нужно по тому, что сделал он для своей родины. А для неё совершил он немало. Сумел сохранить Новгородское и Владимирское княжество и заложил истоки новой русской (российской) государственности.

В царской России золотой с серебром орден Святого Александра Невского был учреждён императрицей Екатериной I, его девизом стали слова «За труды и Отечество». В Великую Отечественную войну вспомнили о русском князе, 29 июля 1942 года появился указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена Александра Невского. Неизвестно, как выглядел в действительности князь, на ордене его изображение схоже с актёром Черкасовым, сыгравшим Александра Невского в одноимённом фильме Эйзенштейна.

Орденом награждали командный состав (не только высший), а также воинские части, полки, соединения за выдающиеся операции против вермахта. Существовала авиационная эскадрилья имени Александра Невского, на самолётах было написано имя прославленного русского полководца. На таком самолёте лётчик А.Д. Билюкин сбил 23 гитлеровских аса и стал Героем Советского Союза.

В современной России орденом Александра Невского награждают не только военных. Изменился и его внешний вид, по дизайну он стал схож с орденом Российской империи. По решению Русской православной церкви святой благоверный князь Александр Невский с 2016 года считается небесным покровителем Сухопутных войск страны.

Образ Александра Невского воплощён в литературе и кинематографе. Не счесть, сколько памятников стоит ему по всей России! Его именем названы улицы, площади и православные храмы. В столице Болгарии Софии есть храм Александра Невского, в нём находится частица мощей святого благоверного князя.

Поистине князь всенародный герой! Недаром победителем телевизионного конкурса «Имя России», прошедшего в 2008 году, россияне посчитали Александра Невского. А день, когда произошло Ледовое побоище, стал ныне в России Днём славы русского оружия. Отмечается 18 апреля по новому стилю.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ

удк 808.51 В. Е. Семенков*

«НЕ В СИЛЕ БОГ, НО В ПРАВДЕ......

КОММЕНТАРИЙ К ИЗВЕСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

В работе комментируется известное высказывание из жития Александра Невского. Анализируя текстуальный, риторический и богословский контекст высказывания, автор подчеркивает, что в данном высказывании нет явно выраженной ненависти к врагу. Речь в нем идет не о том, чтобы уничтожить врага, а о том, чтобы быть уверенным в себе. Развивая эту мысль, можно сказать, что здесь имеет место апелляция к тому, что в людях есть, но чего они не осознают. Автор обращается к сути того, чем люди являются, к их бессознательной добродетели, к силе их веры. Исходя из анализа контекста высказывания, можно заключить, что правда в высказывании князя Александра понимается как правильная (истинная) вера.

Ключевые слова: текстуальный контекст высказывания, позиции по вопросу авторства жития, риторический контекст высказывания, богословский контекст высказывания, истина, правда

V. Е. Semenkov «God is not in force, but in truth ......

Comment to one well-known saying of Alexander Nevsky

This paper commented on the lives of the famous saying of Alexander Nevsky. The author comments on the statement by analyzing the textual, rhetorical and theological context of the utterance. The author emphasizes that in this saying no express hatred for the enemy. In this statement we are not talking about how to destroy the enemy, and about how to be confident. Developing this idea, we can say that here we have an appeal to that in humans, but they do not realize it. The author refers to the essence of what people are unconscious of their virtues, to the strength of their faith. Based on the analysis of textual, rhetorical and theological context statements, we can conclude that the truth in saying Prince Alexander understood as correct (true) faith.

Keywords: textual context statements, position on the authorship lives rhetorical context statements, theological context statements, the truth.

* Семенков Вадим Евгеньевич - кандидат философских наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, [email protected]

В первой версии жития Александра Невского (далее - Житие) есть высказывание, получившее ныне очень большую степень распространения: «Не в силе Бог, но в правде....»1. Замечательный русский философ Николай Бердяев полагал, что эти слова св. Александра Невского можно считать характерными для России и русского народа . (В том же абзаце Николай Бердяев добавляет, что «трагедия русского народа в том, что русская власть не была верна этим словам».)

Комментарий к этому высказыванию предполагает учет его текстуального, риторического и богословского контекстов.

Текстуальный контекст высказывания

Данное высказывание было адресовано воинам княжеской дружины

перед выходом из Новгорода на битву со шведами. В Житии сказано, что битве предшествовало широкое распространение славы князя Александра.

Прослышав же о таком мужестве князя Александра, король римской веры из Полуночной страны подумал: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал войско великое и... пришел к Неве... и послал послов своих, к князю Александру, говоря: «Если можешь, то сопротивляйся мне,- я уже здесь и беру в плен землю твою».

Александр же, услышав слова эти, распалился сердцем, и вошел в церковь Святой Софии и, упав на колени перед алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и поставивший пределы народам, Ты повелел жить, не вступая в чужие пределы!» <Второзакон. 32: 8; 4 Царств. 19: 15.> И, вспомнив псаломскую песнь, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и побори борющихся со мной, возьми оружие и щит, восстань на помощь мне» < 11с. 34: 1-2.>.

И окончив молитву, встал, <и>, выйдя из церкви, вытер слезы, начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, а в правде. Помянем Песнетворца, который сказал: "Иные - с оружием, а иные - на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем, они поколебались и пали, мы же восстали и стоим прямо"». И, сказав это, пошел это, пошел на них с небольшой дружиной, не дожидаясь многих войск своих, но уповая на Святую Троицу .

В Словаре книжников и книжности Древней Руси указывается, что имя автора Первоначальной редакции Жития неизвестно, хотя в тексте есть некоторые сведения о нем.

1 Для автора данной статьи остается открытым вопрос: во всех ли редакциях жития князя Александра имеется это высказывание? В работе петербургского историка Ю. К. Бегун ова «Александр Невский» из четырех приведенных редакций жития, это высказывание имеется только в двух . В работе В. П. Мансикка о житии Александра Невского из пяти приведенных редакций жития святого оно также содержится только в двух. Стоит иметь в виду, что только с XIII по XVII век было написано не менее 15 редакций жития князя Александра . Автор использует текст Жития, представленный в работе Ю. К. Бегунова «Александр Невский» .

Автор говорит, что многое об Александре он знает по рассказам «отець своих» («своих отець домочадец»), а сам «самовидець есмь възраста его», т. е. зрелых лет Александра. Автор не был участником Невского боя, о нем ему рассказали князь и другие участники битвы. ...Еще первые исследователи отмечали, что автор Первоначальной редакции не мог быть новгородцем: в его рассказе нет многих подробностей и фактов, которые можно было бы почерпнуть из новгородских и псковских источников, а иногда его рассказ противоречит этим источникам. ...Включение в текст нелестных для псковичей упреков в неблагодарности... исключает возможность псковского происхождения Первоначальной редакции. Многое указывает на то, что автор был жителем северо-восточных земель, Суздаля или Владимира. Александр изображается, прежде всего, как Вла-димиро-Суздальский князь, его называют «солнцем земли Суздальской», и т. д.

Говоря об авторе Первоначальной редакции Жития, все ученые отмечают его большую начитанность. Среди установленных источников Первоначальной редакции, помимо библейских текстов: «История иудейской войны» Иосифа Флавия, Александрия хронографическая, «Летописец вскоре» патриарха Никифора, Девгениево деяние и др. Еще В. О. Ключевский заметил «литературное веяние старого киевского или волынского юга под этим северным суздальским пером». Сопоставив Первоначальную редакцию с Галицкой летописью, Д. С. Лихачев установил сходство между ними, причем в той части Галицкой летописи, где излагается биография Даниила Галицкого. Литературные связи Галича и северовосточной Руси могли осуществляться, как предположил Д. С. Лихачев, через митрополита Кирилла, который в 1250 г. переехал с юга от Даниила Галицкого к Александру Невскому. «Вне всякого сомнения,- пишет Д. С. Лихачев,- Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но прежде всего он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников .

Ю. К. Бегунов связывает составление Первоначальной редакции Жития с монастырем Рождества Богородицы во Владимире.

Здесь было погребено тело князя Александра, монастырь сыграл большую роль в создании культа князя. Именно здесь, в монастыре Рождества Богородицы, жил с 1250 по 1274 гг. митрополит Кирилл. Покровителем монастыря был князь Дмитрий Александрович, сын Александра Невского, ему автор Первоначальной редакции уделяет особое внимание, изображая Дмитрия Александровича достойным преемником власти отца. Первоначальная редакция Повести о житии Александра Невского, вероятно, и была составлена по инициативе Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла в 80-е гг. XIII в. книжником монастыря Рождества богородицы во Владимире, галичанином по литературной школе и, возможно, происхождению .

Таким образом, в отечественной истории литературы можно выделить две позиции по вопросу авторства Жития:

В объемном исследовании о традиции почитания князя Александра современного немецкого исследователя Ф. Б. Шенка ставится вопрос о том,

за какие религиозные заслуги, за какой подвиг Александр был причислен к чину святых? Исследователь указывает, что

агиограф сообщает о благочестии Александра, о почтении, с которым он относился к православному духовенству, о его участии в закладке храмов и объясняет принятие Александром монашества на смертном одре величайшим желанием «его паче меры ангельскаго образа». Однако ни об аскетизме, ни о готовности умереть мучеником в «Повести» речи нет. Засвидетельствованные боевые заслуги Александра не были связаны с мессианской войной, которая могла бы сделать полководца святым .

Другой современный немецкий исследователь, Вернер Филипп, полагает, что автор «Повести» создал новый тип святого. По мнению Филиппа, в Житии Александра не говорится ни о страданиях от насилия, ни о мученической смерти за христианскую веру или аскетическом бегстве от мира, как в житиях других святых русских князей (например, Бориса и Глеба или Михаила Черниговского): «...здесь канонизированы само богоподобное правление князя и, таким образом, решение мирских вопросов под благочестивую ответственность» . Александр Невский становился отцом-основателем особого типа православных святых князей, заслуживших свое положение прежде всего военными заслугами, т. е. светскими деяниями, и таким образом вставший в один ряд с князьями-монахами, князьями-страстотерпцами и мучениками.

Риторический контекст высказывания

Александр Невский сказал эту фразу, отправляясь на бой со шведами-католиками, и, конечно, он знал что они католики, а не язычники. На сегодняшний день состояние вопроса о политических аспектах канонизации русских святых позволяет уверенно сказать, что Невская битва в церковной интерпретации не столько победа русского воинского духа над немецко-шведской агрессией, сколько победа православия над «латинством» . Современный историк Игорь Данилевский приходит к выводу, что описание самого прихода «короля части Римскыя» вполне созвучно в деталях библейскому рассказу о нашествии Ассирийского царя на царя Израильского Езекии. Далее наш соотечественник указывает, что

ассоциация данного текста с библейским рассказом о царе Езекии тем более правомерна, что в «Житии» есть... прямая ссылка на этого персонажа 4-й книги Царств. Такие параллели несколько проясняют мотив (написания Жития. - С. В.): Александр - последняя защита богоизбранной земли .

Поэтому Игорь Данилевский пишет, что «в Житии речь идет, скорее всего, не только собственно о кончине князя, но и связанной с ней утрате слова Божия» .

Очевидно, что традиция риторического воодушевления солдат перед боем уходит в глубь веков. Однако в этой фразе было сказано нечто новое по сравнению с тем, что было принято говорить в дохристианскую эпоху.

Достаточно указать на один широко известный пример - высказывание древнерусского князя-язычника Святослава «Мертвые сраму не имут», сказанное своим дружинникам перед боем с византийцами. (В последнем издании «Повести временных лет» написано «Мертвые бо срама не имам» .)

Николай Михайлович Карамзин, ссылаясь на нарратив Нестора-летописца, так излагает ход событий:

Император встретил Святослава мирными предложениями и хотел знать число его витязей, обещая на каждого из них заплатить ему дань. Великий Князь объявил у себя 20000 человек, едва имея и половину. Греки, искусные в коварстве, воспользовались временем и собрали 100 000 воинов, которые со всех сторон окружили Россиян. Великодушный Святослав, покойно осмотрев грозные ряды неприятелей, сказал дружине: Бегство не спасет нас; волею и неволею должны мы сразиться. Не посрамим отечества, но ляжем здесь костями: мертвым нестыдно! Станем крепко. Иду пред вами, и когда положу свою голову, тогда делайте, что хотите! Воины его, приученные не бояться смерти и любить Вождя смелого, единодушно ответствовали: наши головы лягут вместе с твоею! вступили в кровопролитный бой, и доказали, что не множество, а храбрость побеждает. Греки не устояли: обратили тыл, рассеялись - и Святослав шел к Константинополю, означая свой путь всеми ужасами опустошения» .

В этом высказывании говориться о том, что честь превыше всего; погибнем, но честь не посрамим. Показательно, что в XX веке риторику чести активно задействовали нацисты. Они осознанно противопоставили неоязыческую, арийскую честь, христианской любви.

Если у Святослава сопрягаются сила и честь, то в высказывании Александра Невского жестко противопоставляются сила и правда. Это противопоставление обусловлено новозаветным контекстом высказывания.

Высказывание «Не в силе Бог, но в правде....», безусловно, относится к новозаветной риторике, и мы можем найти перекличку этого высказывания с тем, что писал апостол Павел: «Посмотрите братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор 1: 26-27).

Богословский контекст высказывания

Современными исследователями русской богословской традиции отмечено, что

синодальном переводе Библии слово «правда» упоминается 347 раз. Из них на Ветхий Завет приходится 298 случаев (85,9 %), а на Новый завет - всего 49 (14,1 %)... Слово же «вера» в Писании упомянуто соответственно 259 раз, в том числе в Ветхом Завете всего 13 упоминаний (5 %), в то время как в Новом - 246 (95 %). <...> Другими словами, в современной русской Библии «правда» - слово ветхозаветное, тогда как «вера» - вполне христианское, а их противопоставление для православного человека, казалось бы, должно решаться

Но этого, как указывает А. Л. Юрганов, не произошло:

словами «правда» и «кривда» в средневековой Руси можно было обозначить практически любые деяния человека. «Правду» можно было дать, т. е. отнестись справедливо, либо принять клятву. «Правду» можно было взять, например, в суде, если бросают жребий, надеясь на волю Божию. «Правду» можно было затерять, утратив представления о добре и зле. Ее можно было иметь, относясь справедливо, и погубить - собственной виной. Человек мот жить по «правде», потому что она - Божьи заповеди и церковные правила .

Что же тогда имеется в виду под силой и правдой? Можно сказать, что в традиции средневековой русской мысли силу рассматривают как нечто земное и человеческое, а правду - как то, что имеет внеземное происхождение. Тогда, следуя этой логике, в этом высказывании мы присоединяемся к правде Божией, а земное принижаем.

Филолог Александр Круглов в словаре «Психология и характерология понятий» указывает, что «в течение последних пятидесяти-ста лет "истина" и "правда" обменялись значениями. ...Раньше - истина - "то, что было на самом деле, в действительности", а правда - "то, что должно быть, правильность, справедливость (которая в идеале совпадает с подлинной действительностью) "». То есть истина - всего лишь факт, а действительность-по-истине - правда. Круглов указывает, что если по Киреевскому «правда - это истина плюс справедливость», то сейчас уже, наоборот, скорее истина - это правда плюс справедливость. Объяснение этой инверсии таково. Еще совсем недавно, в эпоху Киреевского «истина» имела значение «капитал» (то, что у тебя на самом деле есть), а слово «правда» употреблялось примерно в том смысле, в каком оно употреблено в названии древнего свода законов «Русская правда»: «что считать за правильное» .

Зададимся вопросом о типе это высказывания: это утверждение или декларация? Иначе говоря, это констатация факта (Бог - в правде) или призыв поверить, что Бог именно в правде, а не в силе?

Если это высказывание является утверждением, то от него, как от всякого утверждения, ожидается доказательство его истинности. Любые утверждения предполагают обоснование, и оцениваются в паре категорий «истинно - ложно». В свою очередь, декларация - это объявление о чем-либо, но предоставления (развернутого обоснования) она не предполагает. В данном случае никакого обоснования воинам малой дружины (и читателям Жития) не было дано. Внешне вся сцена выхода из храма и обращения к дружине очень похожа на клятву.

Возникает вопрос, если автор высказывания не берется давать ему обоснование, то за что он несет ответственность? Он берет ответственность за то, что подтвердить высказывание можно только победой (над противником). Логика этого высказывания примерно следующая: я, ваш предводитель, не могу вам доказать, что Бог на нашей стороне, но если вы в это поверите, то так оно и будет. Иными словами, если вы поверите, что Бог - в правде, то победите, а если вы верите, что Бог - в силе, то проиграете. Победа всем нам будет дана по силе вашей веры в то, что я вам сказал.

Поэтому, отвечая на вопрос о типе этого высказывания, можно заключить, что оно представляет собой декларацию в модусе призыва поверить в то, что «Бог - в правде», и вера в это и приведет нас к победе.

Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на антикатолическую направленность всего Жития, в данном высказывании нет явного выражения ненависти к врагу, тут речь идет не о том, чтобы уничтожить шведов («сколько раз увидишь - столько раз и убей!»), а о том, чтобы быть уверенным в себе («вы даже не знаете, сколько у вас силы!»). Развивая эту мысль, можно сказать, что здесь имеет место апелляция к тому, что в людях есть, но чего они не осознают. Автор обращается к сути того, чем люди являются, к их бессознательной добродетели, к силе веры.

Исходя из этого можно заключить, что правда в высказывании князя Александра понимается как правильная (истинная) вера.

ЛИТЕРАТУРА

2. Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском//Труды Отдела древнерусской литературы. - Т. 24. -

3. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века//Вопросы философии. - 1990. - № 1. - С. 94-101.

4. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIVbb.): Курс лекций. - М.: Аспект Пресс, 2001.

5. Карамзин Н. М. История государства Российского: В 12 т. - Т. 1. - М. Наука, 1989.

6. Круглов А. Словарь «психология и характерология понятий». URL: http:// www.alkruglov.narod.ru/glossary.html

7. Мансикка В. П. Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст. - СПб., 1913.

8. Повести временных лет/Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии

9. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I (XI - первая по-

10. Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв.). - М.: Изд-во Московского государственного университета, 1986.

11. Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263-2000)/Авторизованный перевод с нем. Елены Зеленской и Майи Лавринович. - М.: Новое литературное обозрение, 2007.

13. Юрганов А. Л., Данилевский И. Н. «Правда» и «вера» русского средневековья//Одиссей: Человек в истории. Культурная история социального. 1997. - М.: Наука, 1998.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать
  • E-mail

12 сентября – перенесение мощей благоверного Великого князя Александра Невского (1724).

Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском в семье князя. С ранних лет он сопровождал в походах отца. Тогда на Русь с востока шли монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища.

Король Швеции в 1240 году послал к Неве множество кораблей. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, – я уже здесь и пленяю твою землю».

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне».

Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные с оружием, иные на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

Но было предзнаменование: стоявший в дозоре воин Пелгуй видел на рассвете 15 июля плывущую ладью, на ней святых мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Святой Александр повелел никому не говорить о чуде, а сам с молитвой, ободренный повел войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем».

Ангел Божий незримо помогал нашему воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве народ назвал святого Александра Невским.

В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул русскую крепость Копорье, изгнав немецких рыцарей. Зимой 1242 года освободил от них Псков, а весной 1242 года дал решительное сражение на льду Чудского озера.

Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка».

Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу».

После Ледового побоища его имя прославилось по всему миру. Западные пределы Русской земли были надежно защищены, настало время оградить Русь с Востока.

В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Им предстояло многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников.

Для этого нужны были «кротость голубя и мудрость змеи», годы трудов и жертв.

Святой Александр, став единовластным великим князем всей Руси – Владимирским, Киевским и Новгородским, в 1253 году отразил новый немецкий набег на Псков.

В 1261 году стараниями святого Александра была учреждена в Сарае – столице Золотой Орды – епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока.

Четвертая и последняя дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай стала решающей. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был исполнен. На обратном пути из Орды в Городке, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, приняв святую иноческую схиму с именем Алексий.

Митрополит Кирилл сказал в надгробном слове: «...зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Девять дней святое тело его несли к Владимиру, и оно оставалось нетленным.

23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре было явлено чудо. Когда эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту, святой князь сам простер руку и взял грамоту у митрополита.

«И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника.

30 августа (12 сентября н.ст.) 1721 года Петр I после продолжительной войны со шведами заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей Александра Невского из Владимира в Петербург.

Иерей Валерий ПИСАРЕНКО