Утепление и обогрев        28.06.2020   

Наладчик станков что он делает. Профессия Наладчик КИПиА. Описание профессии. Что Вам больше всего не нравится в своем деле

ГУ «Центр социального обслуживания населения г. Вольска»

Организационно-методическое отделение

Информационный материал для сотрудников социально-реабилитационного отделения


2010 год

В пожилом возрасте у человека возникают склонности к ограничению двигательной активности, снижается умственная деятельность. Одним из видов активного досуга является трудотерапия. Трудотерапия помогает пожилым людям продуктивно организовывать независимую жизнь и получать от нее удовольствие. Основной фактор мотивации пожилых людей к участию в трудотерапии – ощущение значимости труда, чувство собственной необходимости. Трудотерапия – активный метод восстановления и компенсации нарушенных функций при помощи различной работы, направленной на создание полезного продукта. Общие основы физиологического понимания терапевтического воздействия труда изложены в высказываниях: «В труде тренируется сила нервных процессов, формируется и восстанавливается их здоровое соотношение, правильное взаимодействие различных систем в головном мозге, которое является основой здоровой личности, целостности нашего «Я».

При трудотерапии сам процесс функционирования поражений системы выступает в качестве лечебно-восстановительного и поддерживающего фактора. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, вызывают гармоничное функционирование основных систем больного, мобилизуют его волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, освобождают (отвлекают) от мыслей о болезни, возбуждают психологическую активность, направляя ее в русло предметной, осмысленной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

При назначении трудотерапии следует руководствоваться следующими правилами:

1. Показания и противопоказания к трудотерапии определяются при индивидуальной оценке физического и психического состояния проживающего и степени функционального повреждения.

2. Назначение трудотерапии осуществляется врачом. Он определяет начало трудотерапии и характер особенности (трудовой режим, дозировку, вид трудовых движений).

3. Трудотерапия включается в систему единой лечебно-реабилитационной программы и должна органически сочетаться с другими используемыми методиками лечения и реабилитации.

4. Предпочтительно более раннее начало, легкой и доступной, соответствующей возможностям проживающего трудотерапию.

5. Ведущим при ее назначении являются медицинские показания, но эффект от нее гораздо больше, когда дополнительно учитываются особенности личности и пожелания больного.

6. На протяжении всего периода трудотерапии необходим медицинский контроль и оценка эффективности для своевременной коррекции трудовых операций, дозировок и для достижения максимального эффекта.

Абсолютные противопоказания к трудотерапии

1. Общее тяжелое состояние больного

2. Острые лихорадочные состояния с температурой выше 38 градусов.

3. Наклонность к кровотечениям.

4. Каузалгии.

Дозирование нагрузки при трудотерапии

Дозировка нагрузки при трудотерапии определяется общим состоянием проживающего, локализацией патологического процесса, объемом функциональных нарушений, периодом восстановительного лечения.

Дозируется трудотерапия по трудовому режиму, виду трудовых движений и операций (с соблюдением последовательного перехода от простых к более сложным), продолжительность занятий, кратность их повторения в течение дня, недели.

Различают индивидуальную и групповую трудотерапию. С пожилыми гражданами рекомендуется проводить занятия по групповой методике, что позволяет восстановить нарушенные коммуникативные способности, сгладить чувство одиночества.

В социально - реабилитационном отделении рекомендовано проводить следующие виды трудотерапии:

1. Функциональная или восстановительная трудотерапия. Этот вид используется при двигательных нарушениях. Данный вид трудотерапии не следует начинать с момента поступления в отделение, ввиду того, что, необходимо некоторое, хотя бы элементарное восстановление функции соответствующего органа.

Существует три группы трудовых операций: трудотерапия в облегченном режиме (сматывание ниток, изготовление марлевых повязок); трудотерапия, вырабатывающая (развивающая) силу, выносливость мышц рук (лепка, работа рубанком, напильником и др.); трудотерапия, развивающая тонкую координацию движений пальцев, повышение их чувствительности (вязание, плетение, печатание и др.).

Подбор трудовых операций – существенная задача восстановительной трудотерапии. Почти не встречаются трудовые операции, которые требовали бы только однонаправленных движений в каком-нибудь суставе: где требуются сгибательные и разгибательные движения.

Несмотря на комплексный характер каждой трудовой операции, между ними существуют весьма заметные признаки сходства и различия. Например, почти во всех ручных работах принимают участие плечо, предплечье, кисть, пальцы, вовлекаются разнообразные группы мышц. Однако, в одних преобладают – движение пальцами, в других – движения в локтевом суставе; одни требуют большей амплитуды движения, другие – меньшей; одни относятся к движениям силовым, другие – к скоростным и точным. Рекомендуется использовать следующие виды посильных работ: посадка, пересадка, уход за комнатными растениями , посадка рассады, высадка в грунт, уход за овощными культурами и плодово-ягодными культурами, посадка цветов в клумбы на участке и уход за ними; участие в субботниках на прилегающей территории.

2. Развлекательная трудотерапия (терапия занятостью.)

Человеку присуща не только обязательная, полезная деятельность, но и та, в которой он реализует индивидуальные интересы и склонности. Эта работа осуществляется по свободному выбору и не является обязательной. Она может иметь самые разнообразные формы, носить как развлекательный, так и познавательный характер, организуется в виде кружков по интересам. Рекомендуется использовать занятия по рукоделию : вязание, вышивание, аппликация , ремонт одежды и постельного белья и пр. Любителей настольных игр привлекать к игре в шахматы, шашки, лото, домино. Терапия занятостью помогает больным отвлечься от мыслей о своем заболевании, стимулирует их общение, способствует взаимопониманию, помогает улучшить настроение.

3. Обучение самообслуживанию (бытовая реабилитация).

Бытовая реабилитация представляет систему обучения самообслуживанию больных с нарушением элементарных двигательных функций конечностей. Чаще подобные нарушения встречаются как следствие инсультов, травм, заболеваний опорно-двигательного аппарата. Занятия по бытовой реабилитации рекомендуется начинать как можно раньше, так как ее основная цель – устранение беспомощности больного. Для тренировки навыков самообслуживания, для граждан, ограниченных в передвижении и самообслуживании рекомендовано использовать специальные приспособления (передвижные столы, дуги, бытовые предметы, различные приспособления для выполнения движений кистью, пальцами). Когда клиенты становятся более мобильными, навыки по самообслуживанию можно тренировать на занятиях и использовать предметы, которыми пользуется человек в домашних условиях: наборы столовых предметов (тарелки, ложки, вилки, ножи, стаканы, чайники, кастрюли, сковороды и др.); бытовые предметы (перчатки, пуговицы, молнии, ремни, иглы, щетки, телефон, будильник); хозяйственные предметы (конструктор, счеты, пластилин); предметы личной гигиены (расческа, зубная щетка, мыло, полотенце). На следующем этапе рекомендовано привлекать к бытовой реабилитации проживающих к работе в отделении: застилание постелей, участие в раздаче пищи, осуществление утреннего и вечернего туалета. Обучение по самообслуживанию может включать имитацию бытовых сюжетов: собраться и сходить в магазин, постирать белье и т. д. Бытовую реабилитацию необходимо проводить под контролем медицинской сестры, инструктора по трудотерапии.

Для практического применения удобна схема проведения бытовой реабилитации с последовательным обучением проживающих различным дифференцированным по сложности действиям в сфере самообслуживания:

Личная гигиена:

Умывание,

Чистка зубов,

Бритье,

Причесывание.

Питание:

Еда ложкой,

Еда вилкой, использование ножа,

Питье из стакана, чашки.

Освоение одежды:

Надеть белье,

Надеть верхнюю одежду,

Застегнуть пуговицы,

Зашнуровать ботинки,

Завязать галстук.

Освоение других движений руками:

Написать адрес, расписаться,

Отпереть и запереть двери,

Открыть и закрыть окно,

Позвонить в дверь,

Позвонить по телефону,

Включить и выключить свет,

Открыть и закрыть водопроводный кран,

Зажечь спичку.

Передвижение:

Ходьба по ровной поверхности,

Подъем и спуск по лестнице;

Преодоление препятствий (песок, гравий, канавка),

Посадка в транспорт.

Тренингoвые занятия

Тренинговые занятия в проводятся с пожилыми, имеющими нарушения ­ интеллектуально-мнестических функций, дефекты речи.

Ухудшение интеллектуально-мнестических функций отражает снижение психической активности за счет ослабления основных процессов психической дея­тельности (возбудительного и тормозного). За последнее время представле­ния об интеллекте пожилого человека менялись. Впечатление о закономерном нарастании ущербности психики стариков - несостоятельно. Чаще снижение интеллекта наблюдается у тех старых людей, у которых он был ограничен с юно­сти, а при исходно высоком уровне он снижается медленнее. Более того, диа­пазон знаний, практическая сметка, способность находить выходы могут расти. Трудности освоения нового компенсируются способностью ассоциативного мышления и использования жизненного опыта. Все это следует учитывать при использовании обучающих методик для пожилых. К этой работе следует привлекать психолога, инструктор по трудотерапии, медицинских сестер, заведующую отделением.

Обучение возможно по двум (формальная и неформальная) методикам.

Формальная методика - включает обучающий (школьный стиль) и проводит­ся в изолированном, оборудованном классе. Тренинг проводят в доброжела­тельной, уважительной атмосфере с обязательным поощрением правильно вы­полненных заданий, с повторением и последовательным усложнением их, по мере усвоения и адаптации.

Неформальная методика работа с проживающими - это непрерывный процесс на протяжении практически всей его жизни, в который вовлечены как все окру­жающие пожилого человека люди (родственники, друзья, знакомые, социальные работники и медицинские сестра), так и окружающие его вещи как источники опреде­ленной информации.

Она предусматривает постоянное напоминание пациенту «кто он?» (его имя, отчество, фамилия, возраст), где он (дома, у друзей, на улице, в больнице и т. д.), что в данный момент происходит, кто его окружает (их принадлежность к нему, имена). В комнатах необходимо иметь часы, календари с отметкой теку­щей даты; на дверях комнат, палат устанавливают понятные, доступные и за­метные знаки направления передвижения пациента, расположенные на уровне глаз информационные стенды и таблицы, распорядок дня для отделения. Проживающим ежедневно дают или читают газеты или другие средства информации.

Арттерапия

Арттерапия - активное коррекционное воздействие посредством различных форм искусства; в первую очередь - на эмоциональный статус пациентов. Ме­тод используется как самостоятельно, так и в комплексе реабилитационной про­граммы. Арттерaпия хорошо сочетается с музыкотерапией, ароматерапией.

Специфическими задачами арттерапевтической работы с пожилыми являет­ся преодоление социальной изоляции, повышение самооценки, создание ус­ловий для актуализации жизненного опыта, признание его ценностей, реализа­ции своего творческого потенциала.

Занятия арттерапией помогают наладить контакт персонала с пациентом, так как ему иногда проще выразить свое эмоциональное состояние на бумаге, об­легчают взаимопонимание при различных формах афазий.

Существуют: две методики проведения занятий:

1.Пассивная - занятие ведет педагог (психолог, инструктор по трудотера­пии, медицинская сестра, заведующая отделением), а проживающие слушают и смотрят.

2. Активная - сами клиенты активно участвуют в обсуждениях, выполняют задания по арттерапии, предлагают темы.

При выборе форм арттерапии следует учитывать возможные дефекты слуха, зрения, нарушения двигательных функций. Обычно занятия проводят в дневное время 1-2 раза в неделю, продожительностью 30-60 минут в группах по З-8 человек. Подавляющее большинство клиентов отмечают улучшение эмоцио­нального состояния и настроения после занятия арттерaпией, снижение раз­дражительности, прилив бодрости и жизненных сил, появляется творческая ак­тивность, желание что-либо делать, улучшаются межличностные контакты.

Волонтерское движение

Волонтерское движение - добровольная помощь и участие пациентов в некоторых направлениях работы кабинета трудотерапии, в первую очередь терапии занятостью и арттерапии. Такая совместная работа пациентов и медицинского персонала помогает, с одной стороны, лучше наладить межличностные контакты и более полно понять проблемы пожилых; с другой стороны, дает возмож­ность реализовать опыт и знании, которые с возрастом становятся все менее востребованными.

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ТРУДОТЕРАПИИ

Трудотерапия при нарушениях двигательных функций

При нарушении двигательных функций используется функциональная или восстановительная трудотерапия. Целью которой является повлиять на поврежденную часть тела, орган или систему для восстановления нарушенной патологическим процессом функции через соответственно подобранные виды трудовой деятельности.

Движения трудовой деятельности знакомы, привычны и естественны. Внима­ние больного сосредотачивается на результате работы, что отвлекает его от скованности. Однако, ряд трудовых операций может оказаться непосильным (с функциональных позиций). Это заставляет больного находить обходной путь для постепенного вовлечения поврежденного органа в работу, что чаще проявляет­ся склонностью к щажению пораженного органа или замещению его здоровым. Как следствие, возникает отрицательная компенсация, при которой дефект не только не преодолевается, но и еще больше фиксируется (например, подмена пронации и супинации кисти ротацией плеча). С точки зрения восстановления функции - отрицательная компенсация вредна. Возникает потребность посте­пенно приучать больной орган к временно нeдocтyпным ему движениям, что обеспечивается определением дозировки и последовательности работ.

Согласно данным (1946) существует шесть фаз восстановительного процесса при использовании трудотерапии:

1 Фаза. Больная конечность выключена из трудового процесса.

2 фаза. Больная конечность начинает принимать участие в процессе в качестве поддержки обрабатываемого изделия или инструмента (больная конечность опирается или лежит). Переход к 3 фазе ответственен, так как задержка на 2 фазе может затруднить борьбу с развивающимися контрактурами или тугопод­вижностью.

3 фаза. Больная конечность в паре со здоровой - динамический характер работы. Здоровая конечность выполняет роль тягача. Эта фаза необязательна для всех больных, может быть переход от второй к четвертой или возможно ис­пользование трудовых операций с 3 фазы. Кроме того, она кратковременна. Возможна задержка на ней больных с резко сниженным мышечным тонусом.

4 фаза. Можно условно назвать фазой снятия вторичных дефектов. Если, например, у больного с поражением локтевого или лучезапястного сустава раз­вилась тугоподвижность плечевого, то активные движения начинают именно в плечевом суставе. Эта фаза может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев.

5 фаза. Начинаются сдвиги непосредственно в зоне пораженной области, где происходит уже постепенное снятие первичных дефектов. Больная конечность становится более или менее полноценным органом. В то же время больные прибегают весьма часто к компенсационным приемам. С этой точки зрения 5 фаза наиболее ответственна. Лечебная тактика заключается в следующем: при стойких дефектов (анкилозы, рубцовые контрактуры) надо приспосабливать больных к труду, допуская любые компенсации (например, за счет здоровой руки, лишних движений нижних конечностей и корпуса, сохраненных мышц и суставов больной конечности).­ Если же дефект восстановлен, то нужно бороться с различными формами отрицательных компенсаций. В некоторых случаях восстановительные процессы, после снятия вторичных дефектов, как бы останавливаются и не дают никаких сдвигов в первичных дефектах. В таких случаях рекомендуется нагружать именно пораженную область. Продолжительность 5 фазы весьма изменчива.

6 фаза. Это завершающий этап пятой. В ней достигается полное или почти полное восстановление пораженной функции. Больная конечность становится полноценным рабочим органом и не нуждается в заместительных приемах. Данная фаза может быть неактуальна. Скорее всего, 6-й фазы достигают больные с небольшими двигательными нарушениями или те, у которых быстро ликвидируются вторичные дефекты.

Методика функциональных проб.

Таблица 1.

Инструктор объясняет проживающему назначение и устройство инструментов, демонстрирует рабочие приемы. Далее предлагает проделать тоже клиенту.

Движения

Функциональные рабочие пробы

Отведение и приведение в плечевом суставе

Работа продольной пилой, коловоротом

Сгибание и разгибание в плечевом и локтевом суставах. Пронация и супинация плеча предплечья

Работа поперечной пилой, ножовкой, напильником, рубанком. Работа круглым напильником, и отверткой, центровкой

Сгибание и разгибание кисти

Работа топором, молотком, киянкой

Сгибание и разгибание пальцев в пястных и межфаланговых суставах

Работа клещами, плоскогубцами, ножницами

Известно, что любую трудовую операцию удается выполнить не одним, а несколькими способами. Предпочтение одного способа другому обусловлено чаще всего тенденцией больного к выключению трудных для него движений и замене их доступными ему - с переключением на работу сохранных мышц. Например, в операции строгание нередко сгибательно-разгибательные дви­жения в локтевом суставе больные заменяют движением в тазобедренном су­ставе, а также в коленном. Почти неизменно, где действуют агонисты, дей­ствуют и антогонисты. Факт этот становится абсолютно ясным, если вспомнить, что большая часть трудовых движений носит ритмический харак­тер с присущим рабочему ритму чередованием противоположно направлен­ных перемещений: вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево, внутрь-нару­жу и др.

Учитывая клинику заболевания, имеющиеся функциональные изменения, подбирают и вид трудовой терапии. Реабилитация утраченной двигательной функции осуществляется двумя путями: посредством развития утраченных двигательных функций и приспособления (адаптации) больного к труду.

Программа трудовой терапии может быть условно разделена на три этапа: 1) отвлечение больного от болей минимальной нагрузкой пораженной конечности и активным включением в работу здоровой конечности; 2) разработка пассив­ных движений в больной конечности; 3) разработка активных движений в боль­ной конечности.

Подготовительный период: 1 - подготовка рабочего места и материалов для работы (10-15 мин); 2 - инструктаж (до 10 мин).

Основной период: выполнение главной части намеченной работы (20-60 мин).

Заключительный период: подведение итогов работы - сдача продукции, инвентаря, уборка рабочего места (10-15 мин).

Особенностью занятий трудотерапии является обязательное проведение вводных упражнений перед работой и упражнений, ускоряющих отдых работа­ющих мышц. При выраженных поражениях мышц и суставов на подготовку не­рвно-мышечного аппарата к выполнению заданных движений может уходить 60­-70% времени всего занятия.

Основные термины расстройства движений:

Паралич (плегия) - полное отсутствие мышечного сокращения.

Парез - частичное выпадение двигательной функции. Паралич (парез) одной конечности называют моноплегией (монопарезом), двух одноименных конечно­стей - параплегией (парапарезом), двух конечноостей одной стороны тела ­гемиплегией (гемипарезом), трех конечностей - триплегией (трипарезом), че­тырех - тетраплегией (тетрапарезом).

Контрактуры - полное отсутствие движения в суставе.

Гиперкинеезы - измененные движения, лишенные физиологического значения, возникающие непроизвольно. К ним относятся судороги, атетоз, дрожание.

Сvдороги - клонические представляют собой быстрочередующиеся сокра­щения и расслабления мышц, тонические - длительное сокращение мышц.

Атетоз – медленные червеобразные движения пальцев кисти, туловища, в результате чего оно закручивается при ходьбе штопорообразно.

­Дрожание (тремор) - непроизвольные ритмические колебания конечностей и головы.

Атаксия - нарушение координации, несоразмерности двигательных актов (динамическая) и равновесия при стоянии (статическая).

Параличи и парезы бывают двух видов: спастические и вялые.

Спастический паралич характеризуется отсутствием только произвольных движений, повышением мышечного тонуса и всех сухожильных рефлексов. Важный элемент методики - воспитание простейших двигательных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, одевание, собира­ние спичек). С этой целью для пальцев дают упражнения с мелкими движени­ями и лепку.

Вялый паралич проявляется отсутствием и произвольных и непроизвольных движений низким тонусам и атрофией мышц, т. е. более глубокими функциональными нарушениями двигательного аппарата. Так при нижней вялой параплегии больной не может самостоятельно передвигаться и ему приходится находиться на постельном режиме. Возможность передвижения связана с использованием костылей. При нарастании двигательной функции происходит осваивание не­обходимых бытовых навыков: включать свет, обращаться с кухонной утварью, предметами домашнего обихода. Тренировка опорной функции ног, включает шитье на швейной машине , столярные и слесарные работы, точильные и ткац­кие станки с ножным приводом.

В процессе тренировки по овладению бытовыми навыками у больного, постепенно развивается такая координация движений. В специально оборудован­ных комнатах с набором бытовых приборов, стендов, на которых они смонтиро­ваны и укреплены, больные вырабатывают навыки самообслуживания.

Для больных с нарушением элементарных функций конечностей в систему трудотерапии включается обучение самообслуживанию.

Трудовые задания подбираются в соответствии с характером двига­тельных нарушений, функциональными биомеханическими особенно­стями двигательного аппарата на основе. Восстановление осуществляется не сразу. Нагру­жать больной орган активными движениями следует постепенно, в зависимости от стадии патологического процесса, тяжести осложнений и т. д. На этом пути могут быть трудности, которые вызывают необхо­димость менять тактику в выборе операции и длительности их приме­нения.

Для восстановления функции движения верхних конечностей в частности кисти, возможно применять – плетение, вязание, столярные и слесарные работы (таблица 2), шитье (таблица 3). Так столярные работы восстанавливают движения в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах при одновременном участии плечевого пояса. Например, строгание рубанком сопряжено с отведением и приведением лопатки, сгибанием и разгибанием плеча и предплечья. Работа напильником позволяет вовлекать в работу больную руку с помощью здоровой. Пронация и сyпинация предплечья лучше всего восстанавливается при работе отверткой.

Варианты характера движений при столярных и слесарных работах.

Таблица 2.

Виды работ

Выполняемые движения

Работающие мышцы

Пиление (обе руки)

Захватывание пальцами рукоятки, сгибание и разгибание в локтевом и плечевом суставах

Сгибание пальцев, двуглавая мышца плеча, плечевая, трехглавая мышца плеча, большая грудная, клювоплечевая, широчайшая мышца спины, передняя и задняя порции дельтовидной мышцы

Строгание (обе руки)

Захватывание рукоятки, отведение 1 пальца, сгибание и разгибание в локтевом и плечевом суставах с акцентом на разгибание

Те же мышцы, отводящая 1 палец правой кисти

Шлифовка изделий (обе руки)

Сгибание и разгибание в локтевом и плечевом суставах спины

Двуглавая мышца плеча, плечевая, трехглавая мышца плеча, дельтовидная, большая грудная, широчайшая мышцы

Работа напильником (обе руки)

Сгибание пальцев правой кисти, сгибание в локтевом суставах (с усилием), небольшие по объему движения в плечевых суставах

Сгибатели пальцев правой кисти, трехглавая мышца правого и левого плеча, лучевой сгибатель правой кисти, большая и широчайшая мышца спины

Работа клещами и пассатижами

Сгибание правой кисти в пястно-фаланговых и межфаланговых суставах (силовая работа)

Поверхностный и глубокий сгибатели пальцев кисти, межкостные и червеобразные мышцы

Работа ножовкой

Сгибание пальцев кисти, преимущественно правой, разгибание в локтевых суставах и движения разгибания в плечевых суставах (работа на увеличение размаха и силы)

Сгибатели пальцев кистей, трехглавая мышца плеча, широчайшая мышца спины

Для развития движений в нижних конечностях используются работы на ножной швейной машинке. Работа на ножной машине с восстановительной целью используется при травмах нижних конечностей; контрактурах суставов, а также для профилактики контрактур и более быстрого восстановления движений в неповрежденных суставах после снятия гипсовых повязок. Целесообразна ра­бота на ножной швейной машине при парезах стопы в результате поражения периферических нервов нижних конечностей для восстановления функции и нормализации тонуса. Основными зaдачами являются: 1- увеличение амплиту­ды движений; 2- нормализация мышечного тонуса; 3- равномерное увеличение силы мышц-разгибателей и сгибателей голени. Параллельно с этим улучшает­ся крово - и лимфоток, процессы регенерации, тканевого обмена, а также уве­личиваются сила и тонус четырехглавой мышцы бедра (создаются условия для ее работы в изометрическом режиме). Методика занятий зависит от поставлен­ной задачи. Если работать одной больной ногой невозможно, то необходимо начинать работу с помощью здоровой ноги, закрепив больную ногу так, чтобы не было отставания ее от площади опоры. Через 5-7 занятий, когда работа боль­ной ногой становится возможной, необходимо увеличение времени непрерыв­ного движения ногой с парaллельным освоением шитья. Для улучшения разги­бания или сгибания стопы следует использовать подставки, начиная с 2 см с постепенным увеличением ее толщины. Для увеличения угла разгибания стопы подставку ставят под носок, а для увеличения угла сгибания - под пятку. Под­ставки должны быть различной толщины - от 2 до 8 см. Улучшение силовых показателей определяется по времени работы с заданной скоростью до появ­ления усталости. Показателем усталости будет или поворот маховика в обрат­ную сторону, или уменьшение скорости, или остановка работы. Время работы у травматологических больных - от 2 минут вначале до 10 минут и более перед выпиской. С работой на ножной машине желательно совмещать тепловые про­цедуры (парафин).

Варианты характера работы при швейных работах

Таблица 3

Вид работ

Выполняемые движения

Работающие мышцы

Кройка (обе руки)

Противопоставление 1 пальца, сгибание и разгибание пальцев (неполный захват)

Противопоставляющая 1 палец кисти, межкостные, червеобразные, общий разгибатель пальцев

Работа иглой, штопка (обе руки)

Захват пальцами левой кисти, удерживание иглы 1, 2 и 3 пальцами, пронация и супинация предплечья (неполная), сгибание и разгибание в лучезапястном суставе

Сгибатели 1, 2 и 3 пальцев кисти, противопоставляющая I палец кисти, пронатор и супинатор, лучевые и локтевые сгибатели и разгибатели предплечья

Пришивание пуговиц (обе руки)

Удержание иглы 1, 2 и 3 пальцами правой кисти, сгибание 3 пальца, пронация и сyпинация предплечья

Противопоставляющая 1 палец кисти, сгибатели 2 и 3 пальца, пронаторы и супинаторы предплечья

Работа на Неполный захват пальцами Сгибатели пальцев

ручной швейной правой кисти,

машине движение в лучезапястном суставе, лучевые и локтевые

(обе руки) отведение и сгибание сгибатели и разгибатели,

Неполный захват пальцами Сгибатели пальцев

правой кисти, круговое правой кисти,

движение в лучезапястном суставе, отведение и сгибание I пальца левой кисти

Сгибатели пальцев правой кисти, лучевые и локтевые сгибатели и разгибатели отводящая 1 палец кисти, межкостные и червеоб­разные мышцы

Работа на ножной швейной машинке

Удерживание пальцами материала (правой и левой рукой), сгибание и разгибание в голеностопном суставе

Межкостные и червеобразные, общий разгибатель пальцев кисти, передняя большеберцовая, трехглавая мышца голени

При тяжелом поражении нижних конечностей больные приспосабливаются к сидячему ручному труду.

Травмы периферических нервов верхних конечностей.

При поражении срединного нерва трудотерапия направляется на сгибания пальцев (работа, связанная с удержанием и сборкой мелких деталей, работа стамеской, долотом и др.). Восстановление функции лучевого нерва обеспечи­вается тренировкой разгибания кисти и пальцев и отведения 1 пальца (связы­вание ниток, складывание конвертов, печатание на машинке, работа рубанком). При поражении локтевого нерва рабочие операции предусматривают разведе­ние IV и V пальцев, разгибание в межфаланговых суставах (плетение, вязание, кройка, лепка из пластилина и т. п.). Некоторые специальные задачи трудотерапии и способы их решения:

1. Увеличение объема движений в суставах верхних конечностей.

2. Увеличение мышечной силы верхних конечностей.

3. Тренировка пальцевого захвата (цилиндрический, щипцовый, шаровой).

Эти задачи решаются, например, работой ударным инструментом (молоток, киянка, топор); работа с глиной или пластилином - лепка; сматыванием ниток в клубки разного диаметра; разглаживание листов бумаги, картона, ткани; перекладывание клубков и пуговиц, глажение белья, проклеивание конвертов.

Все швейные и сапожные манипуляции строятся на работе кисти и пальцев. 4.Улучшение способности пальцев производить тонко координированные движения - составление композиции из мозаики; пришивание пуговиц; выши­вание; вязание спицами или крючком.

5. Снижение нарушений последовательности отдельных движений – имитация бритья (без бритвы); дать ложку и стакан, попросив помешать чай.

1) Снижение уровня движений по подражанию - перекладывание предметов с места наместо.

2) Обучение или совершенствование построения, собирания из отдельных частей целое или рисование - построение из палочек геометричес­ких фигур, собрать композицию из мозаики.

Трудотерапия при депрессиях

Зачастую пациенты пожилого возраста не могут справиться самостоятельно с решением конкретных проблем (психологических, телесных, социальных, экономических), возникающих при различных психотравмирующих ситуациях (изменения привычного уклада жизни, выход на пенсию, отделение от детей, одиночество, ухудшение физического самочувствия, семейные конфликты), на фоне чего возникают неврозы позднего возраста, психосоматические заболе­вания, депрессия, тревожно - депрессивные синдромы и другая невротическая симптоматика.

В настоящее время старение рассматривается как фаза жизни, протекание которой многофакторно обусловлено прошлым, настоящим и ориентацией на будущее, которое и проявляет себя «как биологическая, финансово-экономи­ческая, эпохальная и экологическая судьба» (И. Лер, 1979).

Поведение человека пожилого возраста определяется не столько объектив­ными моментами ситуации сколько формой и характером их субъективного восприятия и переживания. В следствие этого необходима многосторонняя ори­ентация мер вмешательства (психологическая, трудо­терапевтическая, социальная и пр.).

Тренинги по улучшению памяти.

Существуют 3 основных способа запоминания:

Механический («зубрежка»);

Логический или осмысленный (логическая или смысловая связь);

Мнемотехнический (запоминание по определенным правилам или ассоциативно переводится в другую знаковую систему, в иные образы, которые легче запоминаются).

Формируется группа пациентов с незначительным снижением памяти. Каждому предлагается представиться, назвать свое имя и постараться запомнить имена других членов группы. Далее предлагается выполнить ряд упражнений.

1. В течение 3 минут пациентам предлагается наблюдать за движением се­кундной стрелки на часах.

2. Упражнение «муха». Каждому выдается лист с расчерченным на нем девятиклеточным игровым полем 3х3. Суть задания заключается в том, что перемещение «мухи» (карандаш, поставленный в центре листа), с одной клетки на другую происходит по команде (вверх, вниз, вправо, влево) на соседнюю клетку. Участники должны следить за перемещением «мухи», не допуская ее выхода за пределы игрового поля. Упражнение требует постоянной сосредоточенности и тренирует внимание.

3. «Воспроизведение рассказа» РАССКАЗ: Корабль вошел в бухту (1), несмот­ря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (моряков отпустили на берег (5,человек пошли в музей (7,8) 8 матросов решили просто погулять по городу (9,10). К вечеру вce собрались вместе (11), зашли в городской пар (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль(14,15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16). Пациенту предлагается запомнить, записать и прочитать содержание текста. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

4. проживающим предлагается выполнить ряд упражнений на внимание: суть зада­ния состоит в составлении логической цепочки из подобранных картинок с пос­ледующим рассказом данного сюжета.

Тренинг практического общения (установление контакта)

1. Инструктор по трудотерапии предлагает участникам группы расположиться большим полукругом. Просит каждого из участников по очереди выходить в центр и пы­таться любыми доступными ему средствами, не пользуясь речью, установить контакт с каждым участником занятия. После чего инструктор по трудотерапии акцентирует внимание участников на средствах и признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

2. Группа разделяется на две подгруппы, которые располагаются полукругом (стоя или сидя). Участников упражнения просят по очереди выходить из своего полукруга и поворачиваться к нему спиной. Члены его подгруппы будут зада­вать ему любые вопросы, отвечать на которые необходимо, называя имя спрашивающего. Очередность в подгруппах устанавливается по желанию. В процес­се упражнения участники группы легче запоминают имена.

3. Участники садятся в круг.

Инструктор по трудотерапии просит членов группы представить, что они все вместе отправ­ляются в поход. В центре круга лежит воображаемый рюкзак, который нужно собрать для похода. Сделать это необходимо без слов. Все внимательно сле­дят за тем, что кладет в рюкзак каждый из участников, стараясь не повторяться. В ходе упражнения улучшаются коммуникативные способности, устанавлива­ется контакт между членами группы, улучшается настроение.

Тренинг сенситивности (способность наблюдать, видеть, слышать – тренировка восприятия)

1. Инструктор по трудотерапии просит участников занятия сесть в круг, сам выходит за него и дает задание к упражнению, стоя за кругом: «У вас есть две минуты в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга». По истечении времени инструктор по трудотерапии просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Иван

Иванович, я иду по кругу и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь около четвертого человека (вправо или влево от участника). Кто это?» Если от­вет не верен, то повторить вопрос и дать время подумать. После верного ответа инструктор по трудотерапии просит участника упражнения описать внешность того члена груп­пы, рядом с которым он стоит (одежда, цвет волос, цвет глаз, пр.). Аналогичное задание дается всем членам группы по очереди.

2. Участники группы сидят по кругу. Инструктор по трудотерапии предлагает членам группы проверить, насколько у каждого из них развито чувство времени. Далее, он просит закрыть глаза и постараться после команды «Начали!» уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, по мнению участников занятия, минута пройдет, инструктор по трудотерапии просит открыть глаза и поднять руку, при этом сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. В ходе упражнения инструктор по трудотерапии фиксирует всех участников, которые: поднимают руку раньше того момента, когда минута истечет; своевременно поднимают руку; поднимают руку позже.

После завершения упражнения инструктор по трудотерапии сообщает участникам результа­ты своих наблюдений и предлагает обменяться впечатлениями.

3. Участники группы разбиваются на пары и садятся напротив друг друга. Инструктор по тру­дотерапии дает задание членам группы: каждый из участников пары поочере­ди говорит одну фразу, начиная со слов «Я вижу...», содержание которой касает­cя внешнего облика партнера. Например: «Я вижу, что ваши руки лежат на коленях»; «Я вижу, что вы посмотрели вправо»; «Я вижу, что вы наклонили голо­ву». Во время выполнения упражнения участники должны воздерживаться от ис­пользования оценочных понятий. Это упражнение позволяет осознать разли­чие между тем, что «Я вижу» и тем, что «Я представляю, интерпретирую», « мне кажется».

Тренинг креативности (творческое мышление)

1. Участники труппы сидят по кругу. У инструктора по трудотерапии в руках мяч.

Пациентам предлагается бросать мяч друг другу. Тот, кто бросает мяч, гoвoрит одно из трех слов: «воздух», «земля», или «вода, а тот, кто ловит - говорит, если прозвучало слово «воздух - название птицы; «земли - название животно­го; «вода - название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее.

По ходу работы инструктор по трудотерапии побуждает участников увеличить темп. Упраж­нение направлено на развитие беглости мышления.

2. Пациентам предлагается сесть в круг. Инструктор по трудотерапии держит в руках мяч.

Мяч передается любому участнику группы. Задание дается следующее: «сей­час вы будете бросать этот мяч друг другу, при этом кто бросает мяч – называет какой - либо цвет, а кто ловит - объект такого цвета. Будьте внимательны и по­старайтесь не повторять те цвета и объекты, которые уже называли». Каждому из членов группы дается возможность принять участие в упражнение.

Использование слова «объект», а не предмет дает больше возможностей для порождения ассоциаций.

3. Все члены группы садятся в круг. Мяч находится у одного из участников занятия. Ему предлагается бросить мяч кому-либо из сидящих в кругу и ска­зать, где окажется тот, кому адресован мяч, при этом можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места (в холодильник, в древнюю Грецию, на пальму...).

Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые необходимо взять с собой, туда, куда был направлен участник упражнения. Необходимо быть внимательным, чтобы не повторять те места, где уже побывали «другие», и те пред­меты, которые были названы. Упражнение способствует развитию воображения, гибкости, оригинальности мышления.

Несмотря на вышесказанное, у многих больных при общем положительном отношении к проводившимся мероприятиям все же преобладает установка на лекарственные препараты, что, по-видимому, зависит от пассивной позиции и укоренившегося традиционного представления пожилых людей о лечении.

Учитывая то, что человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, участвует в каких-либо событиях, общаясь с людьми постоянно, что-то узнавая и получая информацию извне, необходимо включить в реабилитационные ме­тодики для людей с неврозами позднего возраста, депрессиями, трудотера­пию занятостью с учетом увлечений больных. Этот вид трудовой деятельности стимулирует и формирует интересы и будущие увлечения пациента, настраи­вая его на сотрудничество с инструктором по трудотерапии, с продолжением некоторых видов деятельности в домашних условиях, в семейном коллективе . Адаптация по средством труда основана на гуманистическом подходе к решению проблем пожилого человека. Внимание психологии фокусируется на трудотерапию занятостью, как основную фундаментальную потребность здорового человека, что имеет огромный терапевтический эффект, т. к. является орудием для разви­тия нормальных адаптационных возможностей человека и тренировки необхо­димых навыков (стимуляция стенными газетами, новостями, чтением).

Чтение рассматривается как фактор, отвлекающий от мыслей о болезни, помогающий переносить физическое страдание и рассматривается как вспомогательная часть лечебного процесса при неврозах и психосоматических забо­леваниях.

Психолог с инструктором по трудотерапии (по возможности с библиографом) подбирают литературу, которая имеет максимальное сходство ситуации в книге и ситуации, в которой находится пациент.

По рекомендации психолога инструктор по трудотерапии помогает (используя все направления работы кабинета трудотерапии) пожилым людям с неврозами поддерживать и продолжать проявлять и развивать их возможности, стремиться актуализировать их личностный потенциал, опираясь на модели мотивации по Маслоу:

Физиологические потребности (пища, вода, сон)

Потребности в безопасности (стабильность, обеспеченность, порядок)

Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

Потребность в уважении (самоуважение, признание)

Потребности способностей (развитие способностей)

В соответствии с этим, задачей инструктора по трудотерапии является помощь человеку в самоактуализации себя даже в пожилом возрасте.

Трудотерапия при нарушениях речи

Основные термины:

Дизартрия - нарушение звукопроизношения, темпа, ритма речи, дискоорди­нация процесса говорения и дыхания.

Афазия - нарушение всех видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, понимание речи, а также другие высшие психические функции: чтение, письмо, ориентировка во времени и пространстве и т. д.).

У пожилого человека часто возникает проблема с целенаправленным движе­нием руки и пальцев рук. Обычно этот феномен является последствием крово­излияния в мозг и нередко сопровождается нарушением речи.

Из анатомии известно, что центр речи расположен поблизости с двигатель­ным центром руки. Многими авторами доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи.

Таким образом, в трудотерапии основной целью должно стать развитие дей­ствий с предметами, что положительно влияет на формирование не только познавательных психических процессов, а также и на активизацию речевой функции.

Для развития ручной умелости можно предложить:

Разминание пальцами пластилина, глины;

Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки и т. д.;

На специальной тренировочной доске застегивать пуговицы, крючки, мол­нии, замочки;

Шить, вязать на спицах.

В дополнение ко всему в форме групповой терапии можно проводить арттерапию, которая способствует созданию положительных эмоций у не говоряще­го пациента (афазия), что способствует коммуникации с окружающими посред­ством рисунка. В процессе этих занятий можно использовать аромотерапию, которая создаст атмосферу комфортности и раскрепощения.

­Желательно проживающих с нарушением речи включать в группу с нормально говорящими, чтобы любыми способами могли достигнуть понимания между ними.

Одним из речевых методов можно предложить метод растормаживания речи, который можно использовать со всеми пациентами гериатрического возраста. Данный метод включает в себя:

Договаривание пословиц, поговорок (сначала говорится первая часть по­словицы, а затем задание усложняется тем, что говорится только вторая часть). Если пациент сказать не может, то на специальных карточках подбирает нужный ответ.

Пение хорошо знакомых песен (можно использовать магнитофонную запись).

У большинства пациентов, перешедших рубеж шестидесятилетнего возрас­та, страдает речевая память. Для тренировки памяти и развернутого высказывания хорошо использовать короткие тексты, соответствующие интересам па­циентов, которые желательно пересказать, а при необходимости к контексту подбираются наводящие вопросы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудотерапия, по праву, достойна более широкого использования в реабилитации пожилых людей. В первую очередь - это трудотерапия занятостью, бытовая реабилитация, восстановительная трудотерапия, тренинговые мето­дики. Эффективность трудотерапии доказана практикой работы.

Привлекательность этого метода заключается в:

1. Простоте применения трудотерапии при невысоких материальных затратах на ее организацию;

2. Доступности использования на всех этапах реабилитации, в том числе и в домашних условиях;

3. Разнообразии, которое обеспечивается большим количеством упражнений в результате сочетания разных трудовых движений и операций;

4. Хорошей сочетаемости практически с любым направлением лечения, в том числе и в комплексных реабилитационных программах (с физиотерапией , ЛФК, психотерапией и пр.).

Кроме того:

Участие в любой трудовой операции, восстановление навыков по самообслуживанию повышает самооценку пациента, устраняет его представление о соб­ственной ущербности, обеспечивает хороший эмоциональный фон и более полное взаимопонимание между персоналом и пациентами;

Коллективный труд восстанавливает нарушенные коммуникативные способности.

Методика не несет дополнительной медикаментозной нагрузки, а в отдель­ных случаях, при использовании трудотерапии, удается уменьшить дозу прини­маемых лекарств.


Используемая литература:

Информационно-методическое издание «Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг» под общей редакцией Москва 2003.

Сборник информационных материалов «Внедрение новых форм социального обслуживания пожилых людей и инвалидов» межрегиональный семинар Санкт-Петербург 2005.

Для записей

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственное учреждение

«Центр социального

обслуживания населения г. Вольска»

Директор ЦСОН г. Вольска

Валерий Александрович Катков

Наш адрес:

412900 г. Вольск, Саратовская обл.

Адрес электронной почты:

*****@***ru

Телефоны:

Административный корпус

(секретарь): 8(845-

Информационный материал составлен специалистом организационно – методического отделения

Тираж 10 экземпляров.

Профессия слесаря, имеющего дело с контрольно-измерительными приборами, становится с каждым днем все более актуальной. В чем причина? Об этом и будет рассказано далее.

Кто такой наладчик КИПиА?

Практически на любом предприятии есть множество различных приборов, датчиков, счетчиков и прочих технических устройств. За всем подобным оборудованием обязательно должен кто-то следить. Наладчик КИПиА - это тот самый специалист, который способен контролировать безопасную и эффективную работу всех имеющихся на производстве устройств. Так, профессионал обязан проводить периодический осмотр оборудования, его качественный ремонт или замену.

Сразу стоит отметить, что рассматриваемая профессия является не такой уж простой. Ведь грамотный специалист должен обладать довольно широким багажом знаний, навыков и умений. Без всего этого не получится качественно осуществлять свои рабочие функции.

Что должен знать наладчик КИПиА?

Профессия имеет целых семь разрядов, а потому и знания у специалистов с разной квалификацией могут значительно отличаться. Однако стоит выделить самые основные моменты, которые закреплены в специальной должностной инструкции работника. Вот некоторые из них:

  • основы технологических методов слесарного производства;
  • устройство рабочего инструмента и его предназначение;
  • приемы, способы и средства работы с пружинами в горячем или холодном состоянии;
  • методы выполнения слесарных работ;
  • основы электромонтажных работ;
  • основы соединения проводов;
  • свойства материалов для лужения;
  • основы техники безопасности, методы и средства защиты при работе.

И многое другое. Стоит также привести основные практические навыки, которыми должен обладать работник. Среди них:

  • выполнение слесарной обработки;
  • грамотное использование инструментария;
  • качественная пайка;
  • устранение дефектов и т. д.

Таким образом, слесарь по и автоматике должен обладать довольно большим запасом знаний и навыков. Более того, свои знания и умения этот работник обязан постоянно развивать. Ведь прогресс не стоит на месте, а рабочее оборудование постоянно совершенствуется.

Права наладчика КИПиА

Рассматриваемый специалист, как и любое другое официально работающее лицо, обладает определенным спектром прав. Что это за права? Как и когда они могут быть реализованы? Наладчик КИПиА, согласно специальной должностной инструкции, имеет право:

  • постоянно совершенствовать свои умения и профессиональные навыки;
  • требовать от руководства необходимые для работы документы или инструменты;
  • оформлять все необходимые льготы или социальные гарантии;
  • своевременно получать заработную плату в полном размере;
  • предлагать начальству различного рода идеи или планы по усовершенствованию организации.

Выше были названы лишь самые основные права, которыми обладает рассматриваемый специалист.

Ответственность наладчика КИПиА

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике обладает не только правами, но и определенной долей ответственности за некоторые свои деяния. Что в данном случае закрепляет специальная должностная инструкция? Вот основные выдержки из этого документа:

  • работник несет дисциплинарную ответственность за пребывание на рабочем месте в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • работник обязан нести ответственность за полное невыполнение или же выполнение недолжным образом своих основных рабочих функций и обязанностей.

Помимо этого, работник несет ответственность:

  • за причинение организации материального ущерба;
  • за совершение на рабочем месте правонарушений или преступлений;
  • за конфликты или разжигание розни в рабочем коллективе.

Таким образом, слесарь КИПиА, как и любой другой работник, обязан нести дисциплинарную, административную или уголовную ответственность за определенного рода деяния, в зависимости от их тяжести и масштаба.

Необходимое для работы образование

Как и где необходимо учиться, чтобы получить профессию "наладчик КИПиА"? Обучение на эту профессию имеется практически повсюду, и получить необходимое для специальности образование не составит почти никакого труда. Так, одноименная специальность присутствует почти в любом техникуме или колледже, поступить в которые можно на базе 9 классов школы. Длительность обучения составляет порядка 3-4 лет. Однако стоит отметить, что существуют и специальные курсы, где можно получить квалификацию гораздо быстрее. Есть, правда, они далеко не везде; но количество дисциплин и учебных планов по сравнению с сильно не отличается.

Среди необходимых для получения образования учебных циклов имеются:

  • учебная практика;
  • физическая культура;
  • профессиональные аттестации.

О 2-м и 3-м разряде в профессии

Единый тарифно-квалификационный справочник характеризует рассматриваемую профессию как работу, имеющую семь разрядов. Для каждого уровня квалификации есть свой спектр обязанностей и функций. 2-й и 3-й разряды в профессии являются, можно сказать, начальными. Здесь сосредоточены, как правило, только завершившие обучение выпускники колледжей, работники с небольшим опытом и др. Вот примеры работ, характерных для специалиста со 2-м или 3-м разрядом:

  • работы с крупными реле, распределителями и регуляторами; их сборка и ремонт;
  • осуществление сборки и тарировки медных или платиновых термометров сопротивления;
  • сборка, ремонт и регулировка компактных термопар;
  • изготовление, ремонт и введение в эксплуатацию различной степени сложности хомутиков;
  • сверление, шлифование, разверстывание, штифтование и осуществление прочих работ с шестеренками, втулками, установочными кольцами, винтами и т. д.

О 4-м и 5-м разряде в профессии

Единый тарифно-квалификационный справочник содержит указания на должностные инструкции специалистов 4-го и 5-го разрядов. Именно в этих документах закреплены основные примеры работ специалистов. Вот примерные виды работ, которые должен осуществлять слесарь с 4-м разрядом:

  • капитальный или шкальных товарных или автомобильных весов с указательным прибором, бункерных или аналитических весов;
  • ремонт или реставрация арифмометров;
  • замена необходимых деталей в авторегуляторах;
  • проверочная, ремонтная или наладочная работа.

Наладчик КИПиА, имеющий 5-й разряд, способен осуществлять работы примерно следующего типа:

  • ремонт и юстировка визиров;
  • замена осей зубчатых колес;
  • балансировка подвижных приборов;
  • ремонт монтажных столов;
  • ревизия поляризованных реле и т. д.

О 6-м и 7-м разряде в профессии

Разряды наладчика КИПиА указывают на очень многое: на уровень образованности, опыт работы, профессиональные навыки и т. д. 6-й и 7-й уровни квалификации считаются довольно важными и престижными.

Какие типы работ характерны для специалистов, имеющих 6-й разряд?

  • Наладка на действующем оборудовании авторегуляторов и теплоизмерительных приборов.
  • Ремонт электронной аппаратуры.
  • Работы с автоматическими порционными весами.
  • Работы с вагонными образцовыми весами.
  • Ремонт осциллографов.
  • Работы с
  • Ремонт, наладка и введение в эксплуатацию различных электронных отборных устройств.

Какие типы работ характерны для специалиста с 7-м разрядом? Вот некоторые примеры:

  • тестирование и проверка микропроцессорных устройств (датчиков давления, дифманометров и т. д.);
  • проверочные и тестирующие работы с газоанализаторами, измерительными приборами (влаги, соли, давления и т. д.).

О 8-м разряде в профессии

Специалист с восьмым разрядом считается самым важным и опытным специалистом на производстве. Естественно, подобного рода работник наделен особенно сложными функциями. Что в данном случае закрепляет профстандарт?

Слесарь-наладчик КИПиА с последним уровнем квалификации, помимо управленческих обязанностей, должен также:

  • составлять и вести программы микропроцессорных контроллеров, регуляторов и прочих устройств;
  • подбирать необходимые характеристики, которые бы отвечали эффективной, но в то же время экономичной и оптимальной работе оборудования;
  • проверять, тестировать и вводить в эксплуатацию уровнемеры, рекодеры, виброметры, приборы с интеллектуальными датчиками давления, безбумажные самописцы, устройства на базе ЭВМ и прочее.

Специалист может обладать и множеством других функций, однако здесь все будет зависеть от приказов начальства и места работы.

Оператор станков с ЧПУ (числовое программное управление) – это довольно востребованная и хорошо оплачиваемая профессия. Люди со специальностью наладчик-оператор нужны на машиностроительных фабриках и заводах, которые пользуются современными станками. Так как все больше оборудования автоматизируют, растет и спрос на эту профессию.

Краткое описание станков

Станки с ЧПУ работают от управляющего компьютера. Он заставляет аппарат выполнять определенные функции, которые прописывают в программном коде. С помощью такой системы в автоматическом режиме производят всевозможные, операции по обработке материалов (в основном – металлов). ЧПУ могут установить на токарном, гибочном, фрезерном, сверлильном и другом оборудовании. До изобретения числового компьютерного управления практически всю работу за станком делали вручную.

Станок с ЧПУ может иметь в арсенале токарные резцы, фрезы, сверла, прессовочные формы и даже лазер. Посредством их можно делать самые точные и сложные детали: от автомобильных двигателей до запчастей для ракет. Управляет такими агрегатами наладчик и оператор станков с программным управлением.

Профессию называют в соответствии с тем, за каким станком работает мастер. Если его специальность – гибочный станок, то должность звучит, как оператор гибочного станка с ЧПУ. проводится человеком с профессией «оператор токарного станка с ЧПУ».

Должностные обязанности операторов

В обязанности оператора ЧПУ, как правило, входит:

  • настройка и обслуживание оборудования (ввод программы, установка и съем инструментов и заготовки);
  • контроль процесса обработки;
  • проверка готовых деталей;
  • устранение мелких неполадок, подналадка и механизмов.

Конкретный род занятий определяется соответственно разряду. Все работники обязаны содержать рабочее место в чистоте и порядке. Кроме того, оператор занимается точением инструментов.

Руководством для оператора является Должностная инструкция оператора станков с программным управлением. Эта инструкция составляется для каждого конкретного предприятия. Также существует стандартная проффесиограмма, описывающая нормы и требования для данной профессии.

Сколько станков способен обслуживать один человек? Опытный оператор ЧПУ обычно обслуживает нескольких машин одновременно, в зависимости от степени сложности работы. Например, два токарных станка, разрезающих относительно простые изделия из мягких материалов, и один фрезерный, с более тяжелой задачей. Главное уметь тщательно планировать свои действия, чтобы машины не простаивали.

Должность наладчика, его обязанности

Считается отдельной должностью, но, как правило, операторы одновременно являются и наладчиками. Конечно же, люди с несколькими специальностями ценятся больше и получают зарплату повыше. В обязанности работы наладчика ЧПУ входит (УП) для изготовления деталей с определенными характеристиками и, собственно, наладка.

Важно! Перед приемом на вакансию, человек должен обязательно изучить должностную инструкцию, чтобы потом не возникало никаких вопросов.

Составление программы

В начале наладчик или оператор станков с ЧПУ просматривает чертежи и устанавливает последовательность инструкций, которые должна будет выполнить машина. По ним наладчик делает УП в числовом коде.

Наладка

Далее оператор-наладчик станков с ЧПУ должен делать наладку, то есть настроить аппарат на определенное действие (через пульт или при помощи перфоленты). Кроме того, наладка подразумевает установку и настройку режущих и вспомогательных инструментов, зажимного устройства и заготовки. Описание и характеристика этих инструментов, а также необходимые инструкции находятся в технологическом задании и карте наладки.

Интересный факт! Многие новые машины с компьютерным управлением достаточно простые в обслуживании, они используют понятные графические пользовательские интерфейсы, в которых, вместо длинных строк числового кода, достаточно нажать на кнопку с соответствующим изображением. Благодаря этому работать с ЧПУ может даже начинающий оператор станков с программным управлением.

Тестирование

Во время тестового запуска новой схемы оператор станков с программным управлением внимательно следит, чтобы не было проблем, таких как: вибрация заготовки, поломка режущих инструментов или отклонения в размерах готовой детали. Если обнаружены ошибки, наладчик станков ЧПУ должен изменить и снова протестировать программу, до устранения неполадок.

Это требует ответственного выполнения должностных обязанностей, так как неправильные действия и программные ошибки могут повредить дорогостоящие машины и приспособления, а также потратить драгоценное время и материалы.

Как только УП будет завершена, выполнение задачи может перейти от этого опытного наладчика к рабочему с квалификацией более низкого уровня. Если он сталкивается с проблемой, требующей модификации программы, то обращается за помощью к специалисту 4 или 5 разряда. Многие начинают работать оператором, имея низкий квалификационный уровень, а со временем обучаются и выполняют задачи более высокой категории.

Рабочая среда и правила безопасности

У данной профессии есть свои плюсы и минусы. Большинство современных станков частично или полностью закрыты, что сводит к минимуму воздействие на рабочих шума, мусора и смазки. У наладчиков, которые обслуживают станки с ЧПУ, регистрируется меньшее количество травм, чем у большинства других рабочих профессий.

Тем не менее, работа на станках бывает шумной и представляет определенные опасности. Всем новичкам нужно понять, как важно соблюдать правила безопасности. Например, необходимо вести себя осторожно возле движущихся машин, а во время работы следует одевать защитные очки и затычки для ушей.

Оператор станков с программным управлением обязан проявлять осторожность при обращении с опасными охлаждающими жидкостями и смазочными материалами. Работа наладчиком станков с ЧПУ требует выносливости, потому что большая часть дня у него проходит на ногах, а иногда требуется поднять относительно тяжелые заготовки до обслуживаемых станков.

Обычно оператор токарного станка с ЧПУ (или других станков) работает посменно, с графиком день-ночь-48. Плюсом этой должности является высокая заработная плата, но в то же время, порой наладчикам приходится работать сверхурочно.

Обучение специальности

Овладеть специальностью для работы на станке с числовым управлением можно, если пройти обучение по «Технологии машиностроения» в техникуме или на курсах. Операторами могут стать как мужчины, так и женщины. Квалификация имеет 5 разрядов. Разряды повышаются по мере накопления опыта.

Например, оператор токарного станка с ЧПУ 2 разряда может делать только простые детали, а после присвоения 3 и 4 разряда ему уже доверяют более сложные задачи, с большим количеством приспособлений и числом переходов. С присвоением 5 разряда оператор станка в состоянии выполнять обработку, во время которой нужно совершать комбинированное крепление и переустанавливать изготавливаемое изделие.

Необходимые знания и умения для получения квалификации

Чтобы качественно выполнять обязанности оператора, человек должен знать и понимать:

  • строение и технические характеристики станков (фрезерных, токарных, карусельных, сверлильных, расточных, гибочных);
  • технологию обработки деталей;
  • свойства обрабатываемых материалов;
  • варианты программирования ЧПУ;
  • принципы работы с техническим заданием и картой наладки;
  • признаки неисправности;
  • правила использования измерительных и режущих инструментов, а также приспособлений.

Специальность «оператор станков с программным управлением» требует знаний по машиностроению, черчению, САПРу, математике, механике, электротехнике. Также профессия наладчик станков с ЧПУ подразумевает наличие таких личных качеств и умений:

  • внимательность к мелочам;
  • аналитическое мышление;
  • аккуратность и четкая координация движений;
  • хорошее зрение и слух;
  • умение быстро реагировать при возникновении ЧП.

Примечание: перечисленные навыки взяты из профессиограммы для операторов ЧПУ.

Оператору ЧПУ нужно быть серьезными и всегда действовать в соответствии с должностной инструкцией. Работник должен знать технику и правила безопасности (в том числе пожарной и санитарной), а также требования, которые предъявляют к готовым изделиям. Конечно же, чтобы освоить профессию понадобиться практика время, ведь сразу никто специалистом не становиться!

Профессия наладчик


Человечество с каждым годом изобретает и ставит на конвейер огромное количество техники. Оборудование в производстве, коммунальной сфере, транспорте, строительстве и даже в быту бывает довольно сложным в эксплуатации. Даже для обычной стиральной машины полагается инструкция по эксплуатации на несколько десятков страниц. Что уж говорить о сложной многофункциональной производственной технике. Целые системы из таких машин ещё и обвязаны сложной автоматикой, которую может настроить только специалист. Наладчик - это человек, осуществляющий наладку, эксплуатацию и иногда ремонт сложного автоматизированного оборудования.

Наладка выполняется для сложного оборудования, в котором много электроники и электротехники. Можно сказать, что это одна из недавно возникших профессий. Первые наладчики появились в XIX веке и занимались они настройкой работы котлов, паровой техники и некоторых военных механизмов. Часто-густо эти функции выполняли сами машинисты или солдаты. Оборудование промышленных предприятий того времени также состояло из многофункциональных станков, но они были намного примитивнее, чем современные и не работали в автоматическом режиме, а значит их наладку выполнял рабочий, который трудился на них. Но наладчиком такой человек не назывался. С широким использованием электротехники в ХХ веке и получила распространение данная специальность.…

Зачастую такие профессионалы обслуживают много систем, работающих в автоматическом режиме, что позволяет задействовать меньше сотрудников для выполнения того же объёма работы. Это экономит деньги и освобождает рабочие руки, которые, при нормальном положении вещей в мире, должны были бы использоваться для увеличения производства. Наладчик не только осуществляет проверку и пуск системы, он еще и настраивает её на оптимальный режим работы, что повышает эффективность и снижает затраты. Если предприятие не считает приемлемым решать свои проблемы за счёт потребителя, повышая цены, то оно обязательно включает в штат толкового наладчика. За последние два десятилетия цены на энергоносители неумолимо ползут вверх, что, естественно, увеличивает спрос на услуги людей, которые знают, как экономить, не сбавляя темпы работы.

Различных типов техники в наши дни существует не одна сотня. Поэтому на больших предприятиях обязательно работает несколько специалистов данной профессии. Бывают профессионалы по настройке и проверке контрольно-измерительных приборов, систем вентиляции, автоматики в обвязке котла, электротехники и цифровых технологий. Чтобы справляться со своими обязанностями наладчик должен иметь технический состав ума, понимать работу всей системы и каждого отдельного аппарата, держать в голове несколько процессов одновременно, иметь представление о характере поломок. При наличии высшего образования такой сотрудник со временем может стать главным инженером предприятия, а значит, есть к чему стремиться.

История знает много громких примеров, когда техника шла против человека, который её создал. Неправильная наладка и эксплуатация может привести даже к атомной катастрофе. Поэтому в работе наладчика на кону не только его жизнь, но и жизнь других людей. Зачастую же люди с такой профессий рискуют в материальном плане, так как их ошибки могут привести к порче продукции или серийному браку.

Не смотря на всю сложность выполняемых функций, наладчик - это человек со средним специальным образованием, окончивший профессионально-техническое училище. Те специалисты, которые хотят работать с большим количеством техники, а не с одним-двумя видами, должны окончить университет по специальности инженер-наладчик. Кроме того, хороший мастер данного ремесла должен следить за выпускаемыми новинками, чтобы не отставать от прогресса.


Установщик; настройщик, регулировщик, подналадчик Словарь русских синонимов. наладчик сущ., кол во синонимов: 8 монтажник (20) … Словарь синонимов

НАЛАДЧИК, а, муж. Специалист по наладке, настройке (см. настроить 2 в 3 знач.) станков, механизмов. Мастерн. | жен. наладчица, ы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

наладчик - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN adjusteradjmaintenance mansetup manstart up man … Справочник технического переводчика

Наладчик - 6. Наладчик специализированная организация (предприятие или объединение), которая осуществляет наладочные работы и участвует совместно с генподрядчиком и разработчиком в проведении приемочных испытаний системы и передаче ее в постоянную… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

А; м. Рабочий, специалист по наладке. Наладчик станков. Слесарь наладчик. ◁ Наладчица, ы; ж … Энциклопедический словарь

наладчик - а; м. см. тж. наладчица Рабочий, специалист по наладке. Наладчик станков. Слесарь наладчик … Словарь многих выражений

наладчик - НАЛАДЧИК, а, м Специалист по наладке, настройке чего л. (станков, механизмов и т.п.), рабочий, регулирующий что л., делающий пригодным для пользования. // ж наладчица, ы. Мастер наладчик … Толковый словарь русских существительных

М. Рабочий по наладке машин, станков, механизмов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Наладчик, наладчики, наладчика, наладчиков, наладчику, наладчикам, наладчика, наладчиков, наладчиком, наладчиками, наладчике, наладчиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

наладчик - нал адчик, а … Русский орфографический словарь

Книги

  • Основы материаловедения. Учебник для СПО , А. А. Черепахин. Учебник написан в соответствии с требованием государственного образовательного стандарта преподавания общепрофессиональной дисциплины `Основы материаловедения`, и предназначен для подготовки…
  • Основы материаловедения Учебник , Черепахин А.. Учебник написан в соответствии с требованием государственного образовательного стандарта преподавания общепрофессиональной дисциплины «Основы материаловедения», и предназначен для подготовки…