Для отопления        05.12.2023   

Начало европейской колонизации. Презентация на тему: Государства Востока. Начало европейской колонизации Краткий пересказ государства востока начало европейской колонизации

В отечественной литературе принято выделять три периода колониальной экспансии:

1) «торговый колониализм» с начала XVI до середины XVIII вв., характеризующийся погоней за колониальными товарами для вывоза их в Европу;

2) «колониализм эпохи промышленного капитала» – вторая половина XVIII – конец XIX вв., когда основным методом эксплуатации колоний и всего неевропейского мира стал ввоз европейских товаров в эти страны;

3) «колониализм эпохи империализма», или «колониализм периода монополистического капитала», – с конца XIX в., когда к прежним методам использования ресурсов зависимых стран добавился еще один – вывоз туда европейского капитала, рост инвестиций, приведший к промышленному развитию неевропейских стран 23 .

Начало первого периода совпадает с эпохой географических открытий. Великие географические открытия были начаты Португалией и Испанией, странами феодальными и далеко не самыми развитыми. Почему же движения крестоносцев на Восток, движения, которые не затихали на протяжении нескольких столетий, не вызвали таких бурных перемен в жизни людей, как испано-португальская, казалось бы такая же феодальная экспансия. Ответ очевиден.

Во-первых, колониальная экспансия времен географических открытий, в отличие от крестовых походов, отвечала потребностям торгового капитализма. Она развивалась вместе с капитализмом, становилась всеохватывающей, привнеся глубокие последствия, как для метрополий, так и для колоний.

Во-вторых, в первых колониальных захватах участвовали дворяне Пиренейского полуострова, а финансировались эти войны нередко купцами Фландрии и Брабанта.

В-третьих, португальцев и испанцев, впрочем, как и голландцев гнала за пределы Европы ненасытная жажда золота. Богатейшими странами европейцам казались государства Азии и Африки. Из Сенегала и Нигера европейские купцы привозили золотой песок. В их рассказах золотые запасы приобретали фантастические размеры, купцы утверждали, что в Африке, в бассейне реки Нигер, «золото родится».

В-четвертых, Китай, Индия и Индокитай привлекали европейцев своими пряностями. Пряности стоили так же дорого, как и золото. В Европе азиатские государства, богатые пряностями, называли «Индиями». Так как африканское золото добывалось на отмелях больших рек, впадающих в Атлантический океан, казалось вполне вероятным, следуя вдоль западного побережья Африки достичь Золотой реки. Пряности тоже можно добыть без столкновений с могущественной Османской империей. Для этого необходимо найти морской путь в Индию.

Португалец Бартоломео Диаш дошел до мыса Доброй Надежды, в 1498 г. Васко да Гама открыл морской путь в Индию. В результате Великих географических открытий Португалия захватила следующие территории: в Азии – город Гоа и некоторые пункты на Западном побережье Индии. Укрепившись в Индии, португальцы двинулись на Восток, захватили Индонезию и Молуккские острова; в Африке – устье реки Конго (Заир) и Мозамбик. Во второй половине XVI в. португальские моряки сумели подчинить себе государство Нданго, его монарх носил титул Нгола. В дальнейшем это португальская колония Ангола.

Испания искала западный путь к богатствам «Индий». Совершив кругосветное путешествие в 1519-1522 гг. Фернандо Магеллан, португалец на службе испанского короля, открыл Филиппины. В колонизации Филиппинских островов главную роль играли католические монашеские ордена. Используя противоречия между племенными вождями, монахи-миссионеры обращали в христиан сначала местную знать, а затем и ее поданных. К середине XVII в. испанцы закрепились на Филиппинах.

В начале XVII в. Восток привлек к себе внимание Голландии, Англии и Франции. Голландия в Азии захватила остров Цейлон, южную часть Малайи и вытеснила португальцев из Индонезии. В Африке Голландия закрепилась на мысе Доброй Надежды.

Англия в Африке создает свой первый форт в Гамбии и на Золотом Берегу (Гана).

Во второй период Англия начинает борьбу за Индию. Борьба идет на два фронта: соперничество с Францией в Европе (Семилетняя война); расчленение собственно Индии и постепенное покорение отдельных индийских княжеств. К 1818 г. почти вся Индия была завоевана английской Ост-Индской компанией, осталось одно независимое княжество Панджаб (Пенджаб). В 1858 г. Индия стала «главной жемчужиной Британской короны».

Франция, потерпев поражение в Индии, начинает борьбу за Индокитай (Вьетнам). На африканском континенте основным французским фортом стал расположенный в устье реки Сенегал Дакар.

Интересно, что в испано-португальской колониальной политике главную роль играла феодально-бюрократическая машина государства, а во втором периоде колонизации инициатива принадлежала торгово-ростовщическим компаниям: английской Ост-Индской, голландской Вест-Индской, французской Ост-Индской и т.д.

Третий период колонизации – это эксплуатация колоний с помощью монополистического капитала: от раздела Китая на «сферы влияния», завоевания Вьетнама, Бирмы и т.д. до территориального раздела Африки в конце XIX – начале XX вв. (О территориальном разделе Африки речь пойдет в последней лекции).

Каковы же результаты образовавшейся колониальной системы?

Создание колониальной системы связало воедино весь мир, но в то же время положило начало глубочайшему разделению этого мира, на одной стороне которого находилась горстка капиталистических наций – метрополий, на другой – великое множество порабощенных народов в колониях и зависимых странах.

Что дала колонизация метрополии?

Колониальная экспансия с ее методами, характерными для торгового (мануфактурного) капитализма, оказала неоднозначное воздействие на экономическое и политическое развитие метрополий. С одной стороны, деятельность торгово-монопольных компаний создавала условия для развития национального капитализма метрополии, с другой – нередко способствовала возникновению реакционной олигархии, тесно связанной с дворянством. Эта олигархия становилась тормозом на пути прогресса. В странах, где негативные тенденции стали превалирующими, темпы капиталистического развития замедлялись. Например, голландская Ост-Индская компания срасталась с правящим домом, с консервативным патрициатом. В результате – процесс формирования промышленной буржуазии стал замедляться, и Голландия отстала от Англии и других стран.

Важнейшим результатом колониальной экспансии стала «революция цен». В XVI – XVII вв. в Европу хлынул поток дешевого золота и серебра, что привело к росту цен на все товары при одновременном относительном понижении заработной платы. Это увеличило прибыль и укрепило молодую европейскую буржуазию, «возвысило класс капиталистов» 24 .

Как повлияла колонизация на развитие стран Востока?

Во-первых, колониальная экспансия означала нарушение естественного процесса исторического развития, насильственное вовлечение колоний в сферу мирового рынка и мирового капитализма.

Во-вторых, колонизация привела к кризису и даже гибели цивилизаций, не говоря уже об уничтожении целых народов. Особенно ощутим приход европейцев в Центральную и Южную Америку, в Африку. Африканский континент был превращен в заповедное поле охоты на чернокожих. В захваченных европейцами районах местное население было истреблено, живых превращали в рабов. Работорговля принесла африканцам колоссальные убытки, по данным негритянского историка Ц. Дюбуа, за время колонизации с XVI по XVIII вв. население континента сократилось примерно на 60-100 млн человек 25 .

В-третьих, колониальная политика европейцев способствовала разжиганию межнациональных конфликтов, например, между индусами и мусульманами в Индии, войны в Африке между отдельными африканскими племенами и народностями. Племенные вожди стремились обратить в рабство соседей и продать их европейцам.

В-четвертых, европейский капитализм «помогал» развитию товарно-денежных отношений в странах Востока. Однако колонии и зависимые страны продолжали служить рычагами первоначального накопления для метрополий. Поэтому государства Азии и Африки становятся: а) источниками сырья и

б) рынками сбыта европейских товаров. Это привело к тому, что капитализм в зависимых странах развивался однобоко, убого и в тех формах, в которых это было выгодно европейским странам. Экономический разрыв между Западом и Востоком не сократился, а увеличился.

В-пятых, уже в XVII в. народы Азии и Африки оказали колонизаторам сопротивление, но оно проходило, как считали историки советской школы, под флагом «феодального национализма». Возглавляли национальные движения князья, верхушка духовенства, реже – представители интеллигенции. Это было сопротивление уходящего прошлого. Понадобится время, новые идеи и их носители, чтобы сопротивление стало национально-освободительным движением.

Литература

1. Алаев А.Б., Ерасов Б.С. Формация или цивилизация? Диалог [Текст] / А.Б. Алаев и др. // Народы Азии и Африки. – 1990. – № 3. – С. 46-56.

    Васильев Л.С. История Востока: учебное пособие [Текст] /

Л.С. Васильев. – М.: Высшая школа, 1993. – Т. 1. – 495 с.; – Т. 2. – 495 с.

    Васильев Л.С. История религий Востока [Текст] / Л.С. Васильев. – М.: Университет, 1998. – 425 с.

    Вебер М. Избранные произведения. Социология религии [Текст] / М. Вебер. [Пер. с нем.]. – М.: Прогресс, 1990. – 804 с.

    Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма [Текст] / М. Вебер. [Пер. с нем.]. – М.: РОССПЭН, 2006. – 656 с.

    Ерасов Б.С. Проблемы теории цивилизаций [Текст] / Б.С. Ерасов // Новая и новейшая история. – 1995. – № 6. – С. 181-186.

    Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизации на Востоке. Очерки общей теории [Текст] / Б.С. Ерасов; АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1990. – 207 с.

8. Ерасов Б.С. Цивилизация: Универсалии и самобытность [Текст] / Б.С. Ерасов. – М.: Наука, 2002. – 524 с.

10. Еремеев Д.Е. Почему Восток отстал от Запада [Текст] / Д.Е. Еремеев // Азия и Африка сегодня. – 1989. – № 7. – С. 16-20; – № 9. – С. 29-33; – № 11. – С. 10-14.

11. Иванов Н.А. Упадок Востока и установление мировой гегемонии Западной Европы [Текст] / Н.А. Иванов // Восток (Oriens). – 1994. – № 4. – С. 5-19.

    История Востока [Текст] : в 6 т. / Гл. редкол.: Р.Б. Рыбаков (пред.) и др. – М.: Вост. лит., 2004-2005. Т. 4: Восток в новое время (конец XVIII – начало XX). Кн. 1. – 608 с.; Кн. 2. – 574 с.

    Маркс К. Капитал [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. – М.: Гос. изд. полит. лит., 1962. – Т. 25. – Ч. 2. – 551 с.

    Маркс К. Экономические рукописи 1861-1863 гг. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. – М. : Гос изд. полит. лит., 1973, – Т. 47. – 659 с.

    Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения [Текст] / Л.И. Рейснер. РАН Инст. востоковедения. – М.: Наука, 1993. – 307 с.

    Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. – М.: Аспект пресс, 1999. – 555 с.

    Субботин В.А. Великие открытия: Колумб. Васко да Гама. Магеллан [Текст] / В.А. Субботин. – М.: УРАО, 1998. – 268 с.

    Сухарчук Г.Д. Восток-Запад: историко-психологический водораздел [Текст] / Г.Д. Сухарчук // Вопросы истории. – 1998. – № 1. – С. 30-40.

    Тойнби А.Д. Цивилизация перед судом истории: Сб. [Текст] / А.Д. Тойнби. [Пер. с анг.]. – М.: Айрис пресс, 2003. – 590 с.

    Яковлев А.И. Очерки модернизации стран Востока и Запада в XIX-XX вв. [Текст] / А.И. Яковлев. – М.: Вост. унив-т, 2006. – 504 с.

    Яковлев А.И. Страны Востока: синтез традиционного и современного [Текст] / А.И. Яковлев. – М.: Вост. унив-т, 2007. – 168 с.

Л Е К Ц И Я II

Япония в период правления сёгунов дома Токугава

(XVII XIX вв.)

Историческая справка. Установление сёгуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка. Политический кризис начала XIX века. Гражданская война 1862-1869 гг. Революционный переворот Мэйдзи исин. Первые буржуазные реформы

Земля принадлежит государству.

По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю. Государство ревностно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений, так как это приводило к ослаблению центральной власти.

В Индии по традиции государство предоставляло земли на 10 лет в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые и составляли костяк армии правителя. Эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей, которые в случае войны шли воевать на стороне правителя во главе ополчения.

В Китае в XVI в. все земли делились на две части: на государственные и «народные», т. е. частные. Большинство казённых земель отдавалось крестьянам - в «вечное держание», за это они были обязаны обрабатывать землю и платить налоги государству. Огромные государственные земли принадлежали императорам, их родственникам и приближённым.

В Японии основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. Перераспределение земель способствовало укреплению центральной власти.

Деревенская община.

В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины.

В Индии , например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на то, чем они занимались. Фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными. Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.

Сословный строй.

В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли.

В Японии все жители страны подразделялись на четыре сословия : воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также парии - неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, - в сословия не входили.

Воины-самураи занимали верхнюю ступень. Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству. Они имели привилегию носить два меча и получать пайки риса. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев - «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину.

Следующую ступень сословной лестницы занимали крестьяне (основная масса населения), от них зависело пропитание сословия воинов. Жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр.

Третье сословия — ремесленники. Большинство ремесленников жило в городах. Как правило, сын наследовал профессию отца.

Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. В период раннего Нового времени в этих странах рядом уживались разные религиозные верования: конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и индуизм в Индии, синтоизм и буддизм в Японии . Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека - встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.

Конфуцизм.

Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551-479 гг. до н. э.), которого прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество - Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей , находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин - знатному). Старший в государстве - сын Неба, государь.

Буддизм.

Религиозное учение, ставшее мировой религией. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса.

Согласно учению Будды, вся жизнь человека - непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека - стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Синтоизм.

«Синто» в переводе означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, с помощью которых японцы пытались умилостивить духов. Главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут своё происхождение японские императоры. Синтоизм учил, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Империя Великих Моголов в Индии.

В 1526 г. правитель Кабула (Афганистан) — Бабур вторгся с 20-тысячным войском в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи. Став императором (в империи Великих Моголов император назывался «падишах»), Бабур положил конец распрям, оказывал покровительство торговле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи. При преемниках Бабура империя Моголов непрерывно расширяла свои владения.

Религией пришедших в Индию завоевателей был ислам, но основная масса населения исповедовала индуизм. Мусульманские правители могли в течение веков править Индией, оставаясь представителями численного меньшинства населения, потому что проводимая ими политика не отличалась от политики индусских князей.

Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление Акбара (1556-1605) — талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего государства.

Акбар провёл реформу управления и налоговую реформу. Он считал, что праздность монарху не к лицу, и, опираясь на министров и чиновников, сам вникал во все дела. Правитель привлёк на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремёсел и торговли. Правитель заботился о хорошем состоянии оросительной системы, запретил обращать в рабство военнопленных. Акбар провозгласил равноправие всех религий. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих Моголов.

Преемникам Акбара не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Казна получала налогов всё меньше и меньше, и моголы вновь развязывали захватнические войны. Но чем больше становилась территория империи Великих Моголов, тем слабее - центральная власть.

С начала XVIII в. власть падишахов становится символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато её приобрели князья. В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.

Борьба за Индию.

В 1600 г. англичане основали Ост-Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Великим Моголом, укреплённый город Калькутту. Компания приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор. Для их охраны строились крепости и создавались войска из сипаев

В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны войсками Ост-Индской компании, её владения превратились в настоящую колониальную империю.

Маньчжурское завоевание Китая.

В начале XVII в. правящая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка. На территории современного Северо-Восточного Китая усилилось племя маньчжуров, создавших там своё государство. Маньчжуры стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племён и Корею.

В Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин. Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим китайские феодалы сговорились с маньчжурскими правителями и открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г.

Маньчжуры не растворились среди местного населения (были даже запрещены браки между маньчжурами и китайцами), а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение. По форме правления цинский Китай в XVII-XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император - богдыхан, наделённый неограниченной властью. Цинская династия вела бесконечные захватнические войны.

В эпоху Великих географических открытий португальцы основали на южном побережье Китая колонию Макао. В XVII-XVIII вв. в китайских портах стали появляться английские и французские купцы. Но вскоре маньчжурские власти взяли курс на ограничение торговли с иностранцами.

Причины проводившейся политики «закрытия» Китая состояли в том, что до маньчжурского двора дошли сведения о колонизаторской политике европейцев в соседних странах.

Правление сёгунов в Японии.

В начале XVII в. Иэясу Токугава принял титул сёгуна. С этого времени сёгуны из рода Токугава стали полновластными правителями Японии в последующие 250 лет. Императорский двор вынужден был склониться перед их могуществом.

Перемещая князей (даймё) на новые земли и конфискуя земли непокорных, сёгуны укрепляли свою власть. Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в собственности землю, а на её содержание выделялся небольшой рисовый паёк. При императорском дворе постоянно находились чиновники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но при этом подчёркивалось, что божественному императору не к лицу «снисходить» до какого-либо общения с подданными.

Сёгуны были очень богаты, так как получали от 13 до 25% доходов государства. Чтобы подчинить себе князей и держать их под контролем, Токугава ввёл систему заложничества. Он построил новую столицу - город Эдо - и потребовал, чтобы каждый князь год жил в столице, а год - в своём княжестве. Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника - кого-нибудь из близких родственников.

В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государственной религией и каждую семью приписали к определенному храму. Учением, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство.

Правительство следило, чтобы в печатные издания не попала критика сёгуна. Боясь распространения свободомыслия, правительство преследовало возникший в XVII в. народный театр кабуки (песни и танца), оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в театре кабуки играют только мужчины. Самураям не разрешалось посещать кабуки. Профессию актёра относили к разряду презренных: им запрещалось выходить за пределы театрального квартала, полагалось носить одежду установленного образца.

«Закрытие» Японии.

С 1542 года в течение почти 100 лет у «южных варваров» (как в Японии называли португальцев) японцы покупали оружие (аркебузы и мушкеты). Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограничивался мир, существуют и другие страны, существует христианское учение.

В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж - смерти.

Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми традиции и порядок жизни.

Конспект урока «Государства Востока в XVI-XVIII вв.». Следующая тема:

4.6 (91.11%) 9 vote[s]

1 слайд

2 слайд

План урока: Империя Великих Моголов в Индии. 2. «Мир для всех». 3. Кризис и распад империи. 4. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. 5. Маньчжурское завоевание Китая. 6. «Закрытие» Китая. 7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. 8. «Закрытие» Японии.

3 слайд

Задание на урок: Подумайте, как повлияло «закрытие» Китая и Японии на экономическое развитие этих стран.

4 слайд

5 слайд

1. Империя Великих Моголов в Индии Бабур В 1526 г. афганский правитель Бабур вторгся с 20-тысячным в Индию, одержал побду в неско-льких сражениях и положил нача-ло Могольской империи. Победа-ми над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной закаленной в боях армии, отлич-ной артиллерии и новым прие-мам ведения боя. Став падишахом, Бабур поло-жил конец феодальным распрям, оказывал покровительство торго-вле, но в 1530 г. он умер, едва заложив основы своей империи.

6 слайд

1. Империя Великих Моголов в Индии При преемниках Бабура империя к концу XVII в. включала почти всю Индию. Религией завоевателей был ислам, он и стал государственной религией империи Великих Моголов. Мусульманские правители были представителями численного меньшинства населения, но проводимая ими политика не отличалась от политики индусских князей. Они позво-ляли «неверным» в обмен на соблюдение ими законов жить по своим обычаям, исповедуя традиционную религию – индуизм. Великие Моголы – Бабур, Акбар, Джахан Знак– власти падишаха

7 слайд

2. «Мир для всех» Акбар Наивысшего расцвета империя Ве-ликих Моголов достигла в правле-ние Акбара (1556-1605). Он вошел в историю как строитель Могольс-кой империи, талантливый рефор-матор, стремившийся создать си-льное централизованное государ-ство. Действуя где силой, а где хитростью, Акбар во много раз увеличил территорию своего госу-дарства. Акбар понимал, что империя будет сильной только в том случае, если центральную власть станут подде-рживать различные слои населе-ния. Что он для этого сделал? Учебник, с.277

8 слайд

2. «Мир для всех» Из индусской книги золотых правил Акбар прославился и как покро-витель искусства. По его приказу ученые и поэты переводили на персидский язык произведения древнего индусского эпоса. В им- ператорской мастерской худож-ники создавали прекрасные об-разцы могольской миниатюры, копировали европейские гравю-ры, привезенные в страну като-ликами-миссионерами.В этой ма-стерской создавались портреты и жанровые сцены иллюстриро-вались книги. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», ук-репили империю Великих Мого-лов.

9 слайд

3. Кризис и распад империи Преемникам Акбара не удалось продолжить политику создания си- льного централизованного госуда-рства. Индийское общество разоб-щалось кастовым строем, разным уровнем жизни многочисленных народов и бесконечными завоева-тельными войнами. Необходимо было жаловать все новые и но-вые земли всегда готовой к мяте-жам знати. А казна получала нало-гов все меньше и меньше, и мого-лы вновь развязывали захватни-ческие войны. Но чем больше ста-новилась территория империи Ве-ликих Моголов, тем слабее - цент-ральная власть. Персидский завоеватель Надир-шах

10 слайд

3. Кризис и распад империи С начала XVIII в. власть падишахов становится символической. Провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато ее приобрели князья. В 1739 г. конница персидского завоевателя Надир-шаха разграбила Дели и уничто-жила большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы. В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоя-нию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию. Конница Надир-шаха

11 слайд

4. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию Проникновение европейских колонизаторов в Индию началось еще с XVI в. Открыв морской путь в Индию, португальцы зах-ватили несколько баз на Малабарском побережье. Но они не рас-полагали достаточными силами для продвижения в глубь стра-ны. На смену португальцам явились голландцы, которые стали в большом количестве вывозить из Индии пряности и занимались исключительно торговлей, совершенно не вмешиваясь в жизнь индийцев. Следующими были французы. И наконец, в Индию прибыли англичане, оттеснившие всех других европейцев. Открытие морского пути в Индию Васко да Гама

12 слайд

4. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию В 1600 г. англичане основали Ост-Индскую компанию, создав-шую торговые пункты в разных местах Индии. В 1690 г. англичане построили на земле, предоставленной им Великим Моголом, ук-репленный город Калькутту. Компания приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор, и для их охраны строила крепости и создавала войска из наемных солдат-индийцев (сипаев), вооруженных и обученных на европе-йский лад. Эти войсками командовали английские офицеры. Современные развалины Ост-индской компании

13 слайд

В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, что положило нача-ло систематическому завоева-нию всей страны войсками Ост-Индской компании, ее вла-дения превратились в настоя-щую колониальную империю. Главным соперником Англии в Индии была Франция, но она лишилась своих крепостей на территории Индии и вела лишь незначительную торговлю. Англичане вывозили из Индии ткани, пряности, фарфор 4. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию

14 слайд

15 слайд

5. Маньчжурское завоевание Китая С конца XVI в. Северо-Востоке Китая усилилось государство маньчжуров. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, подчинили соседние племена и Корею. Затем они начали войну с Китаем. В то же время в Китае из-за введения все новых налогов происходили крестьянские восстания. Создатель империи Цин – Нурхаци

16 слайд

Армия повстанцев разгро-мила правительственные войска династии Мин и всту-пила в Пекин. Напуганные китайские феодалы открыли доступ в столицу маньчжур-ской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Ки-тае утвердилась маньчжурс-кая династия Цин, правившая до 1911 г. 5. Маньчжурское завоевание Китая - государство династии Мин

17 слайд

5. Маньчжурское завоевание Китая Маньчжуры обеспечили себе обособленное и привилегирован-ное положение. По форме правления цинский Китай в XVII-XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император - богдыхан, наделенный неограниченной властью. Цинская династия вела бесконечные захватнические войны. К середине XVIII в. она завоевала всю Монголию, затем присое-динила к Китаю государство уйгуров и восточную часть Тибета. Неоднократно предпринимались завоевательные походы во Вьетнам и Бирму. Дворцовая жизнь времен династии Цин

18 слайд

6. «Закрытие» Китая В XVII-XVIII вв. в китайс-ких портах стали появля-ться английские и фран-цузские купцы. Китайцы со страхом и уважением смотрели на приплыва-ющих чужеземцев, видя их превосходство над собой в военном деле и пред-принимательстве. Но в 1757 г. указом цинс-кого императора все пор-ты, кроме Гуанчжоу, бы-ли закрыты для внешней торговли. Богдыхан цинской династии

19 слайд

Так было положено начало изоляции Китая. Причины проводившейся политики «закрытия» Китая в том, что до мань-чжурского двора дошли сведения о колонизатор-ской политике европей-цев в соседних странах. Контакты с иностранца-ми, как представлялось властям, подрывали тра-диционные устои китайс-кого общества. 6. «Закрытие» Китая Скульптурное изображение Будды

20 слайд

21 слайд

7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава В борьбе за власть между феодальными группиров-ками в Японии в конце XVI - в начале XVII в. по-беду одержал Иэясу Току-гава, подчинивший затем своей власти всех удель-ных князей Японии и при-нявший титул сёгуна. С этого времени сёгуны из рода Токугава стали пол-новластными правителя ми Японии в последую-щие 250 лет. Императорс-кий двор вынужден был склониться перед их мо-гуществом. Основатель системы сёгуната Иэясу Токугава

22 слайд

7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава Императорский дворец Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в соб-ственности землю, а на ее содержание выделялся не-большой рисовый паек. При императорском дворе постоянно находились чино-вники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но по-дчеркивалось, что божеств-енному императору не к ли-цу «снисходить» до общения с подданными.

24 слайд

7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава В начале XVII в. Токугава объ-явили буддизм государственной религией и каждую семью припи-сали к определенному храму. Уче-нием, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство. Успехи книгопечатания в XVII в. способствовали развитию грамо-тности. Среди городского населе-ния популярны были рассказы развлекательного и поучительно-го характера. Но правительство следило, чтобы в печатные изда-ния не попала критика на сегуна. В 1648 г., когда в типографии книж-ного магазина напечатали книгу, содержащую непочтительные вы-сказывания о предках сегуна, вла-дельца магазина казнили. Иэясу Токугава

25 слайд

8. «Закрытие» Японии С 1542 года, в течение почти 100 лет, японцы покупали оружие у португальцев. Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограни-чивался мир, существуют и другие страны. Миссионеры пропове-довали в стране христианское учение. Центральная власть и знать, усмотрели в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций. Нападение на английскую делегацию к императору Мэйдзи.

26 слайд

8. «Закрытие» Японии В 30-х гг. XVII в были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Указ сегуна Иэ-мицу Токугава гласил: «На бу-дущие времена, доколе солн-це освещает мир, никто не смеет приставать к берегам Японии, хотя бы даже был послом, и этот закон никогда не может быть отменен под страхом смерти». Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж - смерти. Указ сегуна Иэмицу Токугава

27 слайд

8. «Закрытие» Японии К каким же последствиям привело «закрытие» Японии? Деспо-тический режим династии Токугавы пытался предотвратить разрушение традиционного общества. Хотя «закрытие» Японии и было неполным, оно нанесло значительный урон торговцам, связанным с внешним рынком. Лишившись традиционного занятия, они взялись за скупку земли у разорявшихся крестьян-собственников, заводили в городах предприятия. Закреплялось техническое отставание Японии от стран Запада Окуша - гробница первого сёгуна эпохи Эдо, Токугавы Иэясу

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила: учитель географии, Якушева А.В. Государства Востока Начало европейской колонизации

1526 году Бабур вторгся с 20-тысячным войском в Индию и положил начало Могольской империи. Империя Великих Моголов

Ислам Император – «падишах» Великих Моголы Мечеть - Кувват уль-Ислам (Мощь ислама), Дели.

Акбар(1556-1605) – император Великих Моголов, строитель империи, талантливый реформатор, стремившийся создать централизованное государство. «Мир для всех»

Реформа управления – сам занимался управлением государства с помощью министров и чиновников. Налоговая реформа – величина налога – 1 /3 урожая – крестьяне отдавали налог прямо государству. Запретил обращать в рабство военнопленных Равноправие всех религий Реформы:

1738 . Конница персидского завоевателя Надиршаха разграбила Дели, уничтожив большую часть жителей Индия вернулась к состоянию раздробленности. Кризис и распад империи

Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. 1600 – основание англичанами Ост-Индской компании. В 1757 г. - англичане захватили Бенгалию и колонизация Индии.

Июнь 1644 – маньчжуры вступили в Пекин династия Цин Маньчжурское завоевание Китая

1537 – колония Макао

1757 г. – закрытие портов Гуанчжоу для внешней торговли закрытие Китая

Сегуны из рода Токугава стали полновластными правителями Японии - 250 лет Правление сегунов в Японии

Высылка европейских эмигрантов и запрещение христианства. Закрытие Японии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка.Бразилия."

Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка. Бразилия."...

Проект - презентация "Традиции и обряды стран Востока"

В данной работе ученица уделила внимание 3 странам: Китаю, Индии и Японии. Рассмотрела традиции и обряды, которые берут своё начало из эпохи Средневековья....

Урок истории в 7 классе Дата проведен ия ______________________

Тема: Государства Востока. Начало европейской колонизации

Цель: узнать:

Как была создана империя Великих Мого́лов и каковы были причины ее исчезновения, познакомиться с правителями, о колонизации Индии англичанами.

Выявить, что политическая раздробленность, слабость центральной власти и отставание от Запада в области техники создают возможность для колониальных захватов со стороны европейских стран

Возможная личностно-значимая проблема:

Основные понятия: Могол, клан, сипаи.Оборудование: рабочие листы с маркировочной таблицей, дополнительный материал
Государства Востока: начало европейской колонизации Индии

1.Империя Великих Моголов в Индии.

2.«Мир для всех».

3.Кризис и распад империи.

4.Борьба Португалии, Франции и Англии за господство в Индии.

Ход урока

1.Организационный этап урока.

2.Актуализация знаний.Проверка домашнего задания

2.1.Фронтальный опрос

Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?

Каков был сословный строй в странах Востока?

Расскажите об одной из восточных религий.

2.2 проверка синквейна по теме «Религии Востока»

3.Работа над новым материалом

3.1.Определение темы и целей урока.

«Эту страну греки называли волшебной. Она знаменита сокровищами и на протяжении многих лет была мечтой завоевателей, стремившихся покорить эти земли. Население страны делилось на касты.» О какой стране идет речь? (Индия)

Проблемный вопрос: Только сильное государство способно защитить народ от разоритель-ных войн и сохранить независимость.

Учитель: В XVI веке наступило время, когда жители Индии лишились привычного уклада жизни. Почему? (предположительные ответы уч-ся). Нам предстоит узнать о колонизации Индии.

Запись темы урока.

3.2.Стадия вызова: прием «Знаю-хочу знать - узнал» Работа с маркировочной таблицей

-работа в парах: Составляется список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения (запись в 1 столбик (З))

-Прочтите проблемный вопрос. Что вы скажите? (предположительные ответы уч-ся)

Нам предстоит узнать, как была создана империя Великих Мого́лов и каковы были причины ее исчезновения, познакомиться с правителями .

-Запишем во 2 столбик (ХЗ)

3.3.Стадия осмысления (реализация) - уч-ся при заполнении 3 столбика (У) маркировочной таблицы вступают в непосредственный контакт с текстом учебника и дополнительным материалом, который у них на партах. По ходу работы делается запись в тетрадь понятий: Могол, падишах, сипаи

1.Местонахождение Индии.

2.сословия в Индии, религия. Изобретения.

1.Как и почему возникла империя великих Моголов в Индии? ( работа с текстом учебника п.1.стр.286-287)

1.политическая раздроблен-ность в этих землях,

Из-за постоянных войн разорялось сельское хозяй-ство, вести торговлю стано-вилось все труднее;

· феодалы-мусульмане стре-мились к объединению, так как боялись усиления фео-далов-индусов.

2. 1526 год- вторжение войск Бабу́ра , правителя Кабула.

3.Создание Бабуром империи Великих Моголов.

Что такое реформы?(изменения)

Кто провел реформы в империи?.Какие были проведены реформы?

(работа в парах: над текстом учебника п.2. и дополнитель-ный материал)

1.правитель Акбар (1556-1605)

2.Административная, налоговая, религиозная, военная реформы

Междоусобные войны приводят к распаду страны

Почему распалась империя Великих Моголов?

(чтение текста учебника п.3 и дополнительного материала)

1.Причины распада:

Разобщение индийского общества;

Бесконечные завоевательные войны;

Ослабление центральной власти; реальная власть у князей

Возврат к состоянию раздробленности.Распад

Только сильное государство способно защитить народ от разорительных войн и сохранить независимость .

1.Кто из европейских колонизаторов проник в Индию?

2.Кому досталась Индия? (работа в парах: чтение п.4 учебника и дополнительного материала)

1.1.Португалия

1.2.Голландия

1.3.Франция и Англия

2.В XVII веке началась борьба за господство в Индии между Британской и Французской Ост-Индскими компаниями, закончившаяся победой Британии.

3.4.Обогащение колонизаторов.Рассказ учителя. Составление схемы. Вывод

Англия и Франция поддерживали феодальную раздробленность в Индии, так как это было им очень выгодно. Они оказывали помощь феодалам, а те становились им обязанными, часто феодалы содержали войска сипаев.

Если в XVII веке обе компании преследовали исключительно торговые интересы, то в XVIII веке противостояние стало военным. На протяжении 20 лет шли битвы между Англией и Францией. Конец этой войне был положен захватом Англией Бенгалии и в 1761 году Пондише́ри. Началось создание Британской Индии. Генерал-губернатор Ост-Индской компании был объявлен генерал-губернатором всех английских владений в Индии.

Английские колонизаторы с захватом Бенгалии приступили к разграблению этих территорий. Обогащение происходило разными путями: ( Составление схемы по рассказу учителя)

    первым делом англичанами была захвачена казна Бенгалии;

    важным источником дохода оставалась торговля. Представители компании запретили местным купцам вести внешнюю торговлю, это приводило к разорению торговцев. Также была установлена монополия на торговлю солью, что было существенным источником доходов индийцев;

    началась эксплуатация ремесленников. Они должны были за бесценок сдавать свою продукцию в фактории. Те, кто уклонялся от этого, подвергались избиениям или тюремному заключению;

    еще одним источником доходов стали крестьяне, для которых установили очень большие налоги;

    ·князья платили колонизаторам дань и обязаны были содержать войска сипаев.

Как результат английские колонизаторы нажили себе огромные состояния после захвата индийских территорий.

4.Итог урока. Делаем вывод. Рефлексия.

Таким образом, вы узнали, что: (обращаемся к 3 колонке маркировочной таблицы(У)

    в начале XVI века в Индии была создана империя Великих Моголов;

    ее основателем стал падишах Бабур;

    наибольшего расцвета империя достигла при Акбаре, который провел ряд реформ, способствовавших централизации государства;

    после смерти внука Акбара Аурангзеба в империи начались междоусобицы, что привело к ее распаду;

    в XVII веке началась борьба за господство в Индии между Британской и Французской Ост-Индскими компаниями, закончившаяся победой Британии.

Как вы оцениваете свою работу на уроке (активен - не активен)

Что было интересным на уроке?

Какие трудности испытали при работе на уроке?

5.Домашнее задание: параграф 29 с.286-290, подготовить синквейн к параграфу

1.Индия

Маркировочная таблица

Дополнительный материал

Бабур создал империю, которая получила название Мого́льская . Моголами называли народы, которые проживали в Северной Индии, Средней Азии и на юге Центральной Азии. Столицей нового государства стал город А́гра . Бабур был просвещенным правителем, в столице он собрал лучших писателей, поэтов и музыкантов. Также он стремился к развитию городов, в которых появлялись новые библиотеки, сады. Сам правитель – падиша́х – писал стихи, большую славу ему принесла автобиография «Записки Бабура», которая стала ценным источником для историков при изучении этого периода. Однако правил он не долго, в 1530 году Бабур умер.

Империя была разделена между сыновьями, но между ними постоянно возникали разногласия из-за того, что большая часть государства принадлежала старшему брату Хумаю́ну. Их борьба ослабляла империю, даже привела к тому, что на несколько лет потомки Бабура вовсе потеряли власть.

Реформы Акбара . В 1556 году новым падишахом стал сын Хумаюна Акба́р , именно при нем империя Моголов достигла своего расцвета.Акбар провел ряд реформ, которые способствовали

централизации государства.

Административная реформа :

· вся империя была разделена на 12 провинций, во главе которых поставлены наместники;

· с целью ограничения власти этих наместников, Акбар назначил в провинции чиновников, которые подчинялись лично ему;

Каждая провинция была разделена на округа.

Таким образом, правителем осуществлялся контроль за каждым уголком империи.

Налоговая реформа . Акбар ввел новую систему сбора налогов. Его чиновниками были обмерены поля в империи, высчитана их средняя урожайность. На основе этих показателей введен налог, который составлял 1/3 часть от урожая с каждого из полей. Однако было предусмотрено снижение налога, если из-за непогоды пропадет часть урожая.

Религиозная реформа . В Могольской империи мусульмане составляли меньшинство населения. Акбар понимал, централизация государства невозможна, если внутри него будет идти война между представителями разных религий. Тогда он провозгласил равенство всех религий в государстве. Сам падишах женился на индусской принцессе. Также он запретил превращать в рабов индусов, которые попали в плен. Индусским паломникам были отменены подати. Его действия вызвали недовольство има́мов – мусульманских священнослужителей. Тогда Акбар присвоил себе верховное право решать любые религиозные споры. А в 1582 году им была предпринята попытка введения новой веры, которая получила название « божественная вера », она сочетала в себе принципы трех основных религий государства.

Военная реформа . Для облегчения контроля над армией, Акбар ввел систему рангов. Также воины моголов во время сражений применяли пушки, мушкеты, за это империю моголов прозвали «Империей огнестрельного оружия», в войска были введены боевые слоны.

Акбар построил новую столицу, на протяжении 15 лет лучшие архитекторы возводили город, который должен был прославлять могущество падишаха. Назывался он Фатехпу́р-Сикри́ , или «Город победы». Расположен он был в 40 километрах от Агры в пустынной местности и являлся столицей с 1571 по 1585 годы. Здесь Акбар собрал всех своих министров и советников, он мог их постоянно контролировать. Построен город был из красного песчаника и мрамора и по своим размерам превосходил любой европейский город того времени. Правитель всегда заботился о собственной безопасности, поэтому спальня во дворце представляла собою комнату, заполненную водой, посреди помещения находилась кровать. Никто не мог подойти к правителю и быть неуслышанным. Однако Фатехпу́р-Сикри́ был столицей всего 14 лет, город сложно было обеспечить водой, поэтому столица была перенесена в Лахо́р .

Могольская империя после Акбара.

С окончанием правления Акбара начало падать могущество империи. С 1605 по 1627 годы правил сын Акбара Джаханги́р , его сменил Шах-Джаха́н . Им удалось присоединить к империи отдельные земли. Однако авторитет правителя уже не был так силен как раньше. Военачальники вышли из-под контроля, военная техника не совершенствовалась. Управлять империей становилось все труднее.

Территория империи практически не увеличивалась, феодалы, которые не получали новых земель усилили давление на крестьян. Налоги росли, сельское хозяйство приносило меньше прибыли.

Начались восстания среди феодалов, которые приводили к ослаблению власти правителя. Однажды Джахангир был взят в плен полководцем.

Все большее количество средств стало тратиться на содержание двора и правителя, особенно это стало заметно при Шах-Джахане. Деньги, которые поступали со сбора налогов шли на строительство различных архитектурных сооружений. Для своей умершей жены Шах-Джахан построил мавзолей Тадж-Маха́л , который сейчас является одним из новых семи чудес света.

Упадок империи наступил после смерти сына Шах-Джахана Аурангзе́ба . Он был ревностным мусульманином. Во время его правления начались религиозные преследования. Такая политика лишила опоры в лице индусского населения, которое когда-то поддерживало его предков. Все чаще и чаще в империи вспыхивали восстания.

При Аурангзебе территория империи Моголов достигла своих максимальных размеров, однако это только усложнило управление ею.

Подорвал власть правителя и массовый голод, разразившийся в империи в начале XVIII века. В одном только Декане от него погибли около двух миллионов человек.

Сыновья и внуки Аурангзеба после его смерти начали междоусобную войну, которая и привела к распаду империи и наступлению феодальной раздробленности. Это облегчило европейскую колонизацию индийских земель.

Колонизация Индии.

С началом Великих географических открытий связано постоянное стремление европейцев проникнуть в Индию и подчинить себе местные территории. Первыми здесь были порту-гальцы . Они владели базами на Малаба́рском побережье, Гоа и городами Ди́у и Дама́н.

Затем территории стали захватывать голландцы . Им принадлежали Чи́нсура, Негапата́м, позже интересы голландцев сосредоточились на островах Индонезии, которые прозвали Голландской Индией.

Однако основная борьба за Индию развернулась между британской и французской Ост-Индскими компаниями.

Британская Ост-Индская компания была основана в 1600 году, на протяжении XVII века она создавала свои факто́рии – торговые поселения – на территории Индии. Англичане покупали право на торговлю у правителей империи Великих Моголов. В 1690 году они выкупили у Аурангзеба три деревни, из которых позже выросла Кальку́тта.

Французская Ост-Индская компания проводила политику захвата индийских территорий. Так как переправлять в Индию войска из Франции было дорого, то они нанимали на службу местных солдат – сипа́ев . Позже так же стали поступать и англичане. Таким образом, завоевание Индии осуществлялось руками ее же жителей.