Полиэтиленовые трубы        16.10.2019   

Мраморный каньон Карелии — рукотворный памятник природы. Природные памятники Карелии: Мраморный каньон и Рускеальские водопады

Продолжаю рассказ о нашей поездке на выходные в Карелию на машине. Главной целью путешествия был Мраморный каньон Рускеала.

Я жаждала посетить Карелию, потому что страшно хотела увидеть северные пейзажи, реки и озера вместо изрядно замусоливших глаз видов тайских пальм и пляжей.

Звучит странно, ведь так? Думаю, многие грезят как раз об обратном — понежиться на теплом песочке вдали от суеты и поплавать в море, но когда в течение пяти месяцев погода и пейзажи за окном почти не меняются, начинает хотеться чего-то другого. Как и большинству людей, мне нравится разнообразие.

Периодически ребята пишут вопросы в соц сетях о том, не жалею ли, что приехала в Россию и не скучаю ли по Азии. Где уж там! В России шикарная природа, скоро наступит лето, поэтому самое время продолжить изучение этой необъятной страны, тем более что мраморный карьер Рускеала, открывшийся моему взору в Карелии — это, пожалуй, одна из самых ярких природных достопримечательностей, которые довелось посетить в этом году. Россия таит в себе еще немало подобных сокровищ.

Гостиницы и квартиры в Сортавале

Про начало путешествия и организационные моменты, цены в Карелии и нашу гостиницу вы можете почитать в посте:

Если вы планируете ночевать в районе каньонов, следует учитывать, что ближайшее место, где можно снять гостиницу, квартиру или отель — это город Сортавала в 30 км от Рускеалы.

Лучше бронировать жилье заранее, особенно в выходные или летом в высокий сезон. Мы ездили на майские праздники, большинство гостиниц в Сортавале были заняты.

Можно изучить цены на нескольких поисковиках или как минимум записать адреса понравившихся гостиниц, чтобы знать, куда именно ехать. Ссылки на гостиницы в Сортавале:

Итак, заселившись в заранее забронированную гостиницу Сеурахуоне в городе Сортавала, мы с Мариной, Костей и Максом отправились к каньону Рускеала, который находится недалеко от одноименной деревни в 30 км от Сортавалы. Приблизительно столько же километров отделяют залежи мрамора от финской границы.

История горного парка Рускеала

Горный парк “Рускеала” стал туристической достопримечательностью лишь в 2005 году. Интересно, что он был создан на частные средства нескольких предпринимателей из Северного Приладожья. На то, чтобы обустроить окрестности каньона и создать туристическую инфраструктуру, потребовалось около двух лет и порядка 600 тысяч рублей.

До второй половины 18 века территории близ Рускеалы принадлежали шведам, которые активно добывали мрамор из недр земли. После Северной войны земли отошли России, и о карьерах забыли.

Русские о месторождении мрамора в тех краях вспомнили при Екатерине II, с легкой руки которой разработки возобновилась, и из карьеров начали добывать мрамор четырех разных видов: белого с серыми прожилками, пепельно-серого, бело-серо-синего и серо-зеленого.

Строительство Санкт-Петербурга требовало значительных объемов материалов. Из мраморных карьеров Рускеала были взяты блоки для облицовки Исаакиевского собора, отделки Михайловского замка и многих других зданий в Петербурге, Гатчине и Лен. области, им же выложены полы Казанского собора и украшен мемореал Брестской крепости в Беларуси.

С началом Советско-финской войны в 1939 году выработка на карьере полностью прекратилась. После ВОВ были предприняты слабые попытки возобновить добычу мрамора, но водоносный слой был уже поврежден, и вода в карьере прибывала так быстро, что добытчики мрамора в спешке бросали тракторы, краны и другую спецтехнику.

В 1973 году добыча мрамора возобновилась в созданных поблизости от Рускеалы новых выработках. В настоящее время работы проводятся в ограниченном количестве из-за опасности обрушения карьера.

Парковка на территории парка бесплатная, а вход в сам парк платный. Билеты продаются в этом деревянном домике:


Справа билетные кассы, слева — вход на территорию Горного парка

На территории продаются сувениры (магниты, кружки и деревянные изделия). Также есть кафе.

Что посмотреть в Горном парке Рускеала:

— Мраморный каньон Рускеала

Пожалуй, одной из самых интересных достопримечательностей Горного парка можно смело назвать рукотворный Мраморный каньон. Это гигантская чаша, выдолбленная руками человека в горном пласте и за годы своего существования наполнившаяся грунтовыми водами.

Вдоль каньона идет живописная тропа, с которой открываются захватывающие виды на гроты, пещеры, а также бесподобную водную гладь. Стены бывшего карьера пронизаны штольнями, штреками и шахтами, в которых ранее велась добыча мрамора. Сейчас большинство выработок затоплены водой. Длина каньона составляет около 450 м, ширина – 60-100 м, глубина – 30-50 м.


Мраморный каньон Рускеала
Тропа вокруг каньона
Живописная пешеходная дорожка
Жабки нежатся на солнце:)

По периметру оборудовано множество смотровых площадок:


@Фото Марины Саморосенко


Главное не заходить за специальные ограждения, потому что в некоторых местах стены каньна разрушаются

На эту площадку заходить запрещено, так как она постепенно разрушается. Относительно недавно 20 тонн земли и горных пород обрушились в воду. По незнанию, мы провели на этой площадке около получаса, пока проходящий мимо гид не сказала о возможной опасности.


Под водой слева можно увидеть обрушившиеся пласты

Помимо облагороженного карьера, на землях близ Рускеалы есть еще несколько заброшенных или разрабатываемых карьеров, но их мы не искали.

— Штольни на карьере Рускеала

На территории горного парка осталась только одна штольня, которую можно посетить без сопровождения гида, и которая не была затоплена финнами перед советско-финской войной. Если честно, то это первая в жизни посещенная мною штольня.

До поездки на карьеры я и слова-то такого не знала. Еще, кстати, в Питере познакомилась с понятием “лахта”. В общем, иногда полезно для обогащения словарного запаса путешествовать и менять место жительства. :)


Вид на штольню сверху

Штольня — горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая выход на земную поверхность. В штольнях в свое время добывали мрамор.


Вход в штольню. Внутри очень холодно, с потолка капает вода Штольня изнутри

На самом дне до сих пор лежит снег

— Рускеальский провал

Рускеальский провал возник в 60-е гг 20-го века в результате взрывов на соседних карьерах. Если спуститься в это отверстие по специальной веревке (спуск обойдется в 1000 рублей) и пройти по туннелю, можно попасть в центр выработки мрамора. Интересно, что лед в коридорах не тает даже летом. Раньше через рускеальский провал можно было добраться до основного карьера, но сейчас все проходы завалены.

Зимой толщина льда составляет порядка 25 см. В рускеальский провал спускаются отважные альпинисты, не боящиеся холода, ночуют там и вытачивают фигурки изо льда, чтобы потом приглашенные в пещеру туристы могли любоваться леданями скульптурами. Также зимой в провале можно покататься на коньках.


Рускеальский провал в середине мая

Разболтались мы с парнишей, который отвечает за спуск туристов в рускеальский провал по веревочке. Поведал он нам историю о том, как в день нашего посещения один экономный гражданин решил залезть в пещеру бесплатно через шахту, не поставив в известность работников парка Рускеала.

На приключение он отправился не один, а с товарищем. Будучи человеком неглупым, гражданин наш предоставил своему другу возможность идти первым. В итоге товарищ его провалился под лед, не ступив и нескольких шагов.

Благо, наш искатель приключений вовремя протянул руку помощи и вытянул своего спутника за шкирку. В общем, если вы не опытный спелеолог и не начинающий самоубийца, то лучше спускайтесь в пещеру под присмотром сотрудников горного парка. Ребята уверяют, что прошли специальную подготовку и в случае опасности могут всех спасти.

Рускеальский провал пока покрыт льдом

— Итальянский карьер

После осмотра рускеальского провала можно отправиться по тропе к Итальянскому карьеру, чтобы увидеть мрамор в разрезе. Относительно недавно эту часть карьера начали разрабатывать итальянцы, но качетво мрамора на выходе получилось настолько низким, что любители пасты отказались от своей затеи и покинули разработку. Дело в том, что качество мрамора зависит от глубины его расположения, а на поверхности мрамор слишком хрупкий.


Итальянский карьер

Чем заняться в Горном парке Рускеала:

— Дайвинг в Мраморном карьере Рускеала

Мраморный карьер пользуется большой известностью и популярностью среди российских дайверов (особенно среди спелеодайверов и технодайверов). В Рускеалу приезжают понырять из клубов Питера и Москвы, потому что это единственный на северо-западе России глубокий водоем с подводными пещерами и отличной прозрачностью. В карьере видимость достигает 12 метров, в штольнях доходит до 17 метров. Осмотр подводных шахт доступен только опытным дайверам.

На дне карьера осталась техника. Кран, автомашины и мотоциклы были затоплены финнами перед началом войны 1939-40 г.г. и теперь мирно покоятся на глубине. Разработано несколько подводных маршрутов разной степени сложности.

Под водой можно увидеть куски обвалившейся горы

Официальный спуск к берегам каньона

Этот пост — продолжение статьи о нашей поездке к Мраморному каньону. Начало с рассказом о дороге до Рускеала, заезде в крепость Корелу и к рускеальским водопадам читайте .

Проехав от водопадов еще пару километров мы увидели сам поселок Рускеала.

Проскочить поворот к поселку трудно, прямо на нем стоит большая зеленая вывеска, которая гласит, что вы добрались до Горного парка.


Ну вот мы и на месте! Вот он — прекрасный Мраморный каньон, который даже на фото производит впечатление своей красотой и величественностью, чего уж говорить о реальной картинке.


Я сейчас говорю не столько величине, потому что в мире существуют гораздо более масштабные каньоны, а о совокупности атмосферы, природы, строгих вертикальных утесов и истории. Я не могла оторваться, когда смотрела на отвесный склон, освещенный лучами солнца.


Когда мы приехали, уже вечерело. На часах было чуть больше четырех часов, и времени на прогулку оставалось не так много, так как нам предстояла еще обратная дорога. Но времени до закрытия было еще достаточно. С сентября парк перешел на осенний режим работы — до 21.00. Летом он работал до полуночи, а зимой будет работать лишь до 19.00.

Мои спутники отвлекли меня от созерцания, и мы пошли покупать билеты. Вход в парк для взрослых без льгот стоит 150 рублей. Касса находится справа от входа и представляет собой небольшое деревянное здание, в том же стиле, как и остальные постройки в зоне перед парком. А там их предостаточно: это и домики с сувенирам, и кафе, и даже туалет — все выглядит как маленькая бревенчатая улочка. Большая часть сувениров, кстати, сделана из добытого здесь же мрамора.




Чем заняться в парке Рускеала.

Вообще, видно, что инфраструктура парка активно развивается, поэтому за дополнительную плату здесь организованы различные экскурсии и развлечения для туристов. Разработаны пешие и водные маршруты прогулок. Их можно пройти как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы.

Пеший маршрут представляет собой прогулку вокруг каньона с осмотром доступных достопримечательностей, среди которых спуск в сухую штольню — горизонтальную выработку, которая имеет выход на поверхность земли.

Остальные штольни давно затоплены и попасть к ним можно только по воде, а внутри они доступны только дайверам.


(Взяла на сайте ruskeala.info)

Для водных прогулок организован прокат лодок. Здесь оборудована небольшая лодочная станция. Водная прогулка стоит 400 рублей и рассчитана на один час. Двигаясь ближе к правому берегу можно приблизиться к мраморной стене, заплыть в мраморный грот.

Раньше, чтобы получить возможность прогуляться на лодочке, нужно было бронировать ее дня за 2-3, сейчас же предварительной брони нет. За время, которое мы провели возле Каньона, не было ни минуты, чтобы водную гладь не потревожили всплески весел. Желающих прогуляться достаточно, но свободные лодки все же были.



Водные экскурсии возможны не только по поверхности озера. Есть развлечение и для любителей дайвинга. У них есть возможность осмотреть подводные лабиринты затопленных штолен и штреков.

По одной из версий затопления (да-да, этих версий несколько), перед началом советско-финской войны 1939-1940 гг. финны, которые вели здесь активные работы по добыче мрамора, покинули карьер. При прекращении работ они уничтожили все документы по расположению подземных штолен, и, бросив здесь горнодобывающую технику, затопили карьер, соединив его с рекой Тохмайоки.

По другой версии, затопление произошло после окончания ВОВ, когда были попытки восстановить работы в карьере. Водоносный слой оказался настолько поврежден, что вода начала проникать в карьер и скапливаться слишком быстро, и уже советские рабочие были вынуждены стремительно покидать место работы, оставляя свою технику.

Словом, прощальная ли вредность финнов тому виной, либо стечение обстоятельств, но затопление сослужило прекрасную службу для формирования здесь чудесного пейзажа. Так что до сих пор туристам-дайверам удается обнаружить те самые брошенные машины на дне затопленных штолен. Тоже в своем роде прикосновение к истории.


Для тех, кого больше влечет не глубинная тьма, а, наоборот, высота и чувство полета, организованы прыжки с тарзанкой и спуски по канату, натянутому над Мраморным каньоном. Спуски нам довелось наблюдать со стороны, и честно говоря, особого впечатления это занятие не производило. Скорость была не очень высокой, да и судя по реакциям «летающих», которые молчаливо скользили по канату, эффекта «вау» это мероприятие не давало. Впрочем, может быть мне так показалось со стороны. В любом случае, если даже не захватило дух, то просто посмотреть на каньон с такого необычного и непривычного ракурса было, наверное, любопытно и занятно.:)



Еще существует такое развлечение, как катание на упряжках с собаками хаски. Но насколько я поняла, оно доступно в зимнее время.

Наша прогулка.

Мы, как и многие самостоятельные туристы, решили обойтись без экскурсий. Обзор каньона начинается с его восточного склона. По всему периметру выложены очень симпатичные пешеходные дорожки, обсыпанные щебнем и окаймленные белым камнем, вероятно, местным мрамором.



Периодически по краям дорожки встречались некие подобия пирамидок из камней, судя по всему выложенные самими же посетителями.



Вдоль дорожек с определенным интервалом расположены смотровые площадки.


В некоторых местах склон разрушается, поэтому подходить к краю обрыва запрещено, о чем уведомляют соответствующие таблички.


А в некоторых местах, за пределами пешеходной дорожки, заметны облюбованные туристами места с отполированными камнями или вытоптанной травой. Разумеется, они находятся у края склона, потому что оттуда открываются самые эффектные и захватывающие виды. Табличек там я не заметила, так что и мы на свой страх и риск внесли свою лепту в полирование камней и вытаптывание травы.



Вид со склона и правда прекрасный. Нашему взору предстали монолитные мраморные стены, внизу которых видны отверстия штреков и штолен. Все штреки и штольни, кроме одной, затоплены. Входы в них можно рассмотреть, с лодки, но внутрь не попасть — они закрыты решетками.


Также на противоположном от входа в парк склоне показался мраморный грот, в который можно заплыть на лодке



Достопримечательности Горного парка «Рускеала».

Основных достопримечательности в парке пять: это сам Мраморный каньон, сухая штольня, Рускеальский провал, руины Мраморного завода и Итальянский каньон. Все эти объекты находятся в общем-то вокруг каньона, на пути пешеходного маршрута, никуда сворачивать не надо. Только для того, чтобы дойти до Рускеальского провала и Итальянского карьера, нужно сделать небольшую петлю. Мраморный завод остался немного в стороне, но мы его не искали.

Спуск в штольни впечатлил. Когда ты стоишь наверху, и только теоретически представляешь, что тут велись такие сложные работы, ты все-равно остаешься под воздействием картинки вокруг — той волшебной природы, которая тебя окружает, чувствуешь теплые лучи солнца на лице, видишь поблескивание чешуек воды, рассекаемой носами лодок, говор туристов, щебетание птиц… Но стоит спуститься в штольню, и тебя окутывают совершенно другие эмоции.





Понятно, кто самый любопытный.

Когда я была маленькой, я каждое лето проводила в деревне у бабушки, в большом деревенском доме. Горницы были очень светлыми, всегда залитыми солнцем, с окнами на высоте больше человеческого роста.

Я обожала этот дом. Но было там одно место, которое всегда меня… смущало, что ли. Это был ледник. Маленькая каморка в задней стене дома, на подвальном уровне. В ней была глубокая яма с глыбой льда внутри, которая не таяла даже летом.

Ледник играл роль некого холодильника, в нем хранились вяленое мясо, огромные бутыли, содержание которых для меня так и осталось загадкой, и другая снедь, за которой меня периодически посылали. Я не боялась этого места, нет. Но оно казалось мне очень таинственным, заставляло затаивать дыхание. Стоило туда войти, как холод тут же продирал до кости, и по телу бежали мурашки, хотя вот тут, буквально за дверью, светило и грело солнце.

Так вот, когда мы спустились вниз, я очень явственно вспомнила это чувство. Огромная темная шахта, пересекаемая штольнями, не впускающая в себя свет и тепло и окутывающая мраком и холодом…


Страшно представить, как тут работалось. Раньше, судя по всему, по вертикальному спуску ходил механизм, наподобие лифта, который перемещал рабочих и технику по горизонтальным штольням. Теперь же одна из штолен оборудована мостиком, с которого можно осмотреть шахту.



Выйдя из шахты, было безумно приятно ощутить теплые лучи солнца.


После непродолжительной прогулки по тропинкам, заходом на все легальные и нелегальные смотровые площадки, мы вышли к развилке с вывеской-указателем нового маршрута «По следам мастеров».

Отсюда можно свернуть налево, и пойти к выходу из парка по западной части каньона, а можно пойти прямо и увидеть еще одно «окно в подземелье». Это Рускеальский провал — овальное отверстие в земле, которое, по сути, является провалившейся кровлей одной из бывших штолен, ныне затопленных водой.


Глубина провала до водной поверхности составляет около 12-ти метров.

Рускеальский провал интересен тем, что, благодаря особому микроклимату в нем, лед в его отдаленных участках не тает даже летом. Попасть внутрь можно только спустившись на веревке в резиновую лодку, а затем высадиться на лед.





Название карьера объясняется просто. Здесь добывали мрамор итальянцы, а в процессе разработок использовалась итальянская техника, которая позволяла вместо взрывного метода, что практиковали шведы, финны и русские, использовать канатное пиление. Это хорошо видно по более ровным, четким контурам отрезанных блоков.


Выйдя из Итальянского карьера мы снова попали на тропинку вокруг Мраморного каньона.

Солнце клонилось к закату, и тень от него уже начала задевать восточный склон. Оттого цвета и краски становились глубже и насыщеннее.


Мы еще немного полюбовались прекрасной изумрудной прозрачностью воды, белеющей отвесной громадой мраморных стен в нежном обрамлении желтеющей поросли на склоне, понаблюдали за дрейфующими лодочками и направились к выходу.



Изначально в мои планы, конечно, входила прогулка на лодках, но по причине нехватки времени, она уже никак не вписывалась. Точнее, кроме этого по плану был еще привал на одном из озер и собственноручно приготовленные шашлыки, но времени оставалось на что-то одно, ведь впереди была еще обратная дорога в Питер.

Я попыталась робко напомнить о лодочной прогулке, но увидев, как переглянулись мои парни, решила, что зачем мне в лодке три злых голодных мужика, тем более с заплывом в темный грот.


Ну что ж, было жаль, конечно, прощаться с этим удивительным местом, но это однозначно не последняя наша поездка в Карелию, и пусть первая, но не единственная встреча с Мраморным каньоном.


Перед тем, как отправиться в обратный пусть, мы разыскали очень живописное местечко на берегу озера для нашего экспресс-пикника. Особого труда это не составило, благо радующих взгляд пейзажей там — хоть отбавляй. Пока ребята колдовали над мангалом, я прошлась по окрестностям.

От ощущений и впечатлений хотелось собраться с мыслями и все обдумать. Ну разве такие пейзажи, тишина и спокойствие вокруг к этому не располагают?




А вот и вся честная компания на прощальном ужине перед обратной дорогой.


Домой, кстати, по традиции, мы добрались быстрее. Уже более-менее знали дорогу и обошлись без пробок.

Наличие собаки и машины на полном приводе заставляет и позволяет выбираться в такие места о которых ты раньше даже не думал. Так мы поехали в Карелию. И поехали смотреть самое туристическое, но вместе с тем, самое красивое место в Карелии — Мраморный каньон в Рускеале.

Мраморный Каньон можно посетить отдельно, а можно сделать его частью большой поездки по Карелии.

Что такое Мраморный каньон

А это чудо чудное и диво дивное для наших краев. Ну пусть не совсем наших, но близко чтоб приехать и посмотреть и за океан лететь не надо. Свое название каньон получил не случайно, здесь действительно добывали мрамор с тех пор как начали облицовывать наши императоры свои дворцы (Екатерина Вторая особенно добавила работки) и до наших дней когда под городам прокладывали метро. Некоторые станции санкт-петербургской подземки как например Автово, Ладожская и Приморская облицованы как раз мрамором из Рускеалы. Сейчас это место представлено в виде большого такого озера по которому плавают туристы на лодках, над которым пролетают люди на тросах и прыгают с тарзанки смельчаки. А вокруг проложена туристическая удобная тропа.

Прогуляемся?

Что хорошо — в Мраморный каньон можно с собакой. А еще тут такие цивильные тропики проложены что хоть это в какой-то мере и зовется треккингом (прогулка по каменно-травяным дорожкам), но идти одно удовольствие.

Прогулка по основной трассе вокруг большого каньона занимает полтора-два часа спокойным прогулочным шагом. За края дорожки заходить нельзя. Но кто следует правилам?!

Если бы все были примерными посетителями парка, то ни у кого не было бы таких вот кадров. А так они есть у всех)

Вода, надо сразу оговориться, действительно такого вот бирюзового цвета, вообще минимум «фотошопа» — чуть резкости добавила. Но чтобы увидеть именно такой цвет воды нужно приезжать в Рускеалу в солнечный денек. В хмурый день она может быть просто синей, серой или зеленоватой.

Вода в Мраморном каньоне взялась не случайно, а намерено. Фины, отступая, просто затопили его запустив в штольни воду реки протекающей поблизости. Поэтому места которые тут называют «Подземное озеро» не совсем точно отражают истину. Но внешне, да — подземное озеро.

Здесь тоже вода голубая-голубая. Это все потому, что тут нет всяких примесей и песка. Как воды в Хорватии на Истрии. Мой папа моряк до сих пор считает, что у берегов Хорватии вода самая бирюзовая, что он видел. Даже бирюзовей чем на Карибах .

Что и говорить, тут действительно ходить немного опасно ибо все таки это живая горная порода и как любой камень она может дать трещину рано или поздно.

Как я уже говорила, можно взять на прокат лодку и прокатиться заехав внутрь в штольни. Я вот не рискнула бы, но желающих больше чем лодок и приходится даже ждать.

Минут 20 из тех двух часов что мы провели было наблюдением за теми, кто прыгает с тарзанки. Тут все по чесноку, не то, что в . Полная аммуниция, привяжут, потом вытащат. Но народ все равно побиться и решается долго на прыжок.

Многие вместо тарзанки выбирают пролет над каньоном на троссе. Это быстро и судя по крикам совсем не страшно, а весело. Конечно, ты все время прицеплен к короткому поводку!

Но если нет желания грести на веслах, а посмотреть штольни все же хочется, то тропа плавно уводит всех желающих под землю.

Глубина вот такая:

На обратной стороне Мраморного каньона «расцвел буйным цветом» сад камней. Честно говоря я сомневаюсь, что к этому приложили руку посетители, хотя не исключаю, что сейчас они продолжают этот флеш моб. Но выглядит забавно и неожиданно. Хочешь подойти к обрыву, а именно в этом месте есть смотровая площадка прям у края, а тут они, стоят.

Я поддержала свою традицию и загадав желание положила сверху одной из пирамидок еще один камушек. Я всегда так делаю. Например в Ангкор Ват , по мнению местных экскурсоводов, туристы-японцы перетаскали все камни в окрестности на эти пирамидки, но все равно кто-то находит завялившийся камушек и делает ее еще выше. Как я, например))

Зачем люди строят пирамиды из камней? Сложно ответить за всех. Я — загадываю желания. Норвеги, говорят, дают жизнь троллям (построил пирамидку — родился новый тролль))). А вы строите пирамидки из камней? А зачем?

Вот уж точно, что люди тут понатворили ради галочки «я тут был» так вот это. Псков, привет!

Архангельск постарался))

Помните, я вначале упомянула, что мрамор на обликовку станций метрополитена в Санкт-Петербурге брали тут, в Мраморном Каньоне? Так вот именно для метро мрамор брали с так называемого Итальянского карьера.

В сети существует версия, что мол назван он так потому что пришли сюда однажды итальянцы (своего им каррерского стало мало)) стали вести разработку, потом выяснили что он плохого качества и все забросили. Экскурсовод, которого мы подслушали, рассказал, что на добычу мрамора из этой части горного парка закупили итальянские машины. Они вырезали целые блоки так, что мрамор сразу получался ровным и словно шлифованным. Потом и эту часть карьера затопили уже силы стихии и разработка тут прекратилась.

Мне очень нравится разглядывать рисунок камня. Пофотографировала в свою копилку вдоволь плюс к тем, что наснимала в заповеднике Бако и все никак не выложу в сеть(((может как раз есть повод?) Вот тут рисунок и цвет мрамора такой, словно елка выросла меж двух колонн.

Кроме белого мрамора в итальянском карьере был еще и розовый. Все туристы правда по кусочкам пытаются вынести себе сувенир и розового почти не найти.

Цвет воды в каньоне когда солнце уже скрыто за елками. Но в период Белых ночей можно гулять и после захода, а вход в каньон открыт до поздна.
Вот такие вот мраморные скалы есть в Карелии.


Когда лучше приехать в Мраморный Каньон

В любое время года! Я была здесь и когда снег лежал, и летом и осенью и он он прекрасен в любую погоду, поверьте.

Как доехать до Мраморного Каньона

Доехать до Горного парка в Рускеале не имея машины довольно не просто. Понятное дело, что пешие туристы еще и не туда доходят. Но электричкой, автобусами и пешком — добраться реально. Мы же поехали на машине. У нас эта поездка заняла 2 ночи и 2,5 дня, но можно обернуться и одним днем, просто за рулем сидеть придется много.

Мой совет ехать в в Мраморный каньон на 2 дня с минимум одной ночевкой потому что дорога от Питера до Сортавалы за которой находится парк, занимает 5-6 часов только в одном направлении, а местами есть довольно большие пробки уже под Питером. Еще дороги Карелии местами отсутствуют.

на машине

По Приозерскому шоссе (шоссе А121) до Приозерска проехать 130 километров. Далее взять дорогу в сторону Сортавалы, все указатели вам подскажут направление. Примерно через 150 км уже за Сортавалой двигайтесь по знакам в сторону деревни Рускеала, а там начнутся указатели на горный парк.

на автобусе

От метро «Девяткино» автобусом №805 до Сортавала. Отправление в 16.10 каждый день.
От метро «Проспект Просвещения» и метро «Озерки» ходят как рейсовые автобусы так и маршрутки которые приезжают в Сортавалу на автовокзал. Далее лучше на частнике, либо пешком.

Купить билеты на автобус до Сортавалы онлайн можно .

на поезде

Поезд Санкт-Петербург – Костомукша от Ладожского вокзала. Ехать до остановки – Кааламо. Поезд ночной. Прибытие очень раннее. Далее как и с автобусами: либо искать частника либо идти пешком.

Купить билет на поезд до Сортавалы можно , он удобней, чем сайт ржд.

Где остановиться в Сортавале

Если вы решили ехать с ночевкой, то можете остановится на ночь в самой Сортавале, в отеле, либо снять номер на одной из тур баз, коттедж или комнату у частников.

И поискать тур базу можете прям в форме ниже

Как быть всегда онлайн в поездках?

Купить евро карту для интернета и звонков. У меня лично карточка Оранж выбрать карту и тариф

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

На северо-западе Ладожского озера расположено необычное туристическое место — мраморный карьер Рускеала . Необычное потому, что из простого карьера сделали туристическую достопримечательность. В итоге получилось интересное место, которое привлекает туристов со всей России.

В наше время каньон Рускеала — это целый туристический комплекс со всей полагающейся инфраструктурой. Основа этого комплекса — мраморный карьер , который разрабатывался с 1766 года. Это заведение называется Горный парк Рускеала . Но гор тут никаких нет, есть штольни, оставшиеся от выработки мрамора.

После прекращения разработки, карьер постепенно заполнился водой.

Парк рассчитан на гостей разных категорий и предпочтений.

Мрамором Рускеалы облицован Исакиевский собор в Санкт-Петербурге, частично Казанский собор, Эрмитаж — внутри, Михайловский замок, а также станции метро Приморская и Ладожская.

Большая семья с маленькими детьми сможет погулять по специальным безопасным туристическим маршрутам со смотровыми площадками и скамейками для отдыха. Маршруты проложены вокруг карьера и включают проход по пещере. После пешей прогулки можно спуститься в карьер, взять в прокат лодку и покататься по бирюзово-синей водной глади. Вода здесь спокойная, ветра нет.

Семьи по-активнее добавят в свою программу катание на троллее — тросу натянутому поперёк карьера. На вас наденут специальную подвесную систему, пристегнут к ролику подвешенному на трос и толкнут вниз. Через несколько секунд вы скатитесь к другому берегу с кучей эмоций.

Для любознательных прямо за горным парком любезно заброшен завод по изготовлению извести. Место интересное, но опасное — старые печи постепенно рушатся. В Рускеале много интересных объектов — почаще сворачивайте с основных маршрутов и всё увидите.

Если вы дайвер , то у вас есть возможность погружаться в прозрачной воде в затопленный грот. На дне карьера можно посмотреть останки горной техники, развалы мрамора и пр. Питерские инструкторы здесь проводят тренировки по техническому дайвингу. Погружаться можно как летом, так и зимой под лёд.

Также, судя по белым следам спортивной магнезии на некоторых скалах, это место посещают скалолазы . Кстати, для скалолазания в Карелии есть места неподалёку отсюда.

Перед входом в парк оборудована парковка и киоски с сувенирами.

Парк Рускеала на карте

Фотографии карьера Рускеала

Как добраться до мраморного карьера Рускеала

На машине от Петрозаводска или Санкт-Петрбурга нужно ехать в сторону города Сортавала. Только от Петрозаводска нужно чуть-чуть до него не доехать, а от Питера наоборот — Сортавалу проезжаем, потом будет посёлок Хелюля, его тоже оставляем позади. Главное не прозевать поворот налево (если ехать от Петрозаводска — направо). Он будет примерно через 7 км после Сортавалы. Там стоит указатель «Вяртсиля». И потом никуда не сворачивая доезжаем до Рускеалы и поворачиваем налево сразу после моста. Общее расстояние от Петербурга 300 километров, от Петрозаводска — 250.

На поезде — автобусе. От Санкт-Петербурга (от Петрозаводска аналогично) садимся на поезд, который останавливается в городе Сортавала. Там выходим и ищем автобусы до Рускеалы. Кроме автобусов, летом есть трансферы, организованные сортавальскими отелями, в частности Пийпун Пиха (отмечен на карте). Добираться туда на общественном транспорте не просто, но вполне реально.

GPS координаты карьера в Рускеала:

61.9448044N 30.5810452E

или в зависимости от того в какой системе работает ваш навигатор:

61°56′41.3″N 30°34′51.8″E

Режим работы парка

Мраморный карьер открыт ежедневно с 10:00 до 21:00

Стоимость посещения

    • Взрослые — 200 р.
    • Студенты — 150 р.
    • Школьники — 100 р.
  • Дети до 7 лет — бесплатно.

– вопрос, которым задаются многие, узнавшие об этих замечательных местах. В этой статье постараемся наиболее понятно объяснить, как это сделать.

Вариант 1. На машине .

Самый простой и в тоже время сложный вариант пути. Из Петербурга Вам надо выехать на новоприозерское шоссе иначе шоссе А121. До Приозерска 130 километров отличной асфальтовой дороги. От Приозерска Вам нужно двигаться в сторону Сортавалы. Это ещё 130 километров, однако 90 из них – это асфальт низкого качества, а остальные 40 – в хлам разбитой грунтовки. После Сортавалы дорога снова становится хорошей.

Выехав из Сортавалы, через 8 километров ищите указатель поворота на Вяртселя. Перекрёсток большой, широкий и пропустить его довольно трудно. Повернув и проехав ещё 18 километров, Вам откроется потрясающий вид на . Обязательно остановитесь здесь и прогуляйтесь, зарядитесь положительными эмоциями и энергией природы.

Погуляв у водопадов, двигайтесь дальше ещё 3 километра. Как только пересечёте реку Тохмайоки второй раз (первый был у водопадов), поворачивайте налево. Прямо на перекрёстке с дорогой на горный парк будет соответствующий указатель. Ещё 700-800 метров по грунтовой дороге и Вы в горном парке, паркуйтесь, покупайте билеты и гуляйте. Приятного отдыха.

Вариант 2. На автобусе.

Из Петербурга в сторону Рускеалы следуют автобусы от северного автовокзала в Мурино и станции метро «Озерки». Купив билет и сев в автобус, Вас ждёт не слишком увлекательная дорога в 5 – 6 часов. Лучшим вариантом будет выехать на самом раннем автобусе, который только возможен. Как правило, это автобус в половину первого ночи, но есть и более поздние (ранние), например, в 9-10 утра.

Прибыв в Сортавалу на автовокзал, Вам предоставляется сразу несколько вариантов дальнейшего пути. Вы можете взять такси, стоимостью порядка 300-400 рублей до Рускеалы или дождаться автобуса, который, как правило, приходит в 19.30 на автовокзал, в этом случае Вы будете в Рускеале около половины девятого, а также придётся идти километр по грунтовой дороге, однако Вы сэкономите на билете, который стоит около 80 рублей.

Известны случаи, когда местные карелы по доброте душевной подвозили туристов до мраморного карьера, но это вопрос лишь удачи и харизмы путешественников.

Вариант 3. На поезде.

Этот способ самый сложный в реализации. Сложность заключается в том, что поезд, на который Вам нужно сесть прибывает в ближайший к Рускеале населённый пункт в 4 утра. Поезд Санкт-Петербург – Костомукша, отходит по понедельникам, средам и пятницам в 21.20-30 от Ладожского вокзала. Остановка, нужная Вам – Кааламо. Прибытие 4.00. Далее начинается самое сложное. В 4 часа утра Вам надо найти кого-нибудь, кто довезёт Вас до Рускеалы или прогуляться 8,5 километров. Но даже в случае неспешной прогулки Вам придётся ждать 9 утра, так как мраморный карьер открывается для посетителей именно в это время.

Выбирая путь, помните, что зимой дорога разительно отличается от той же дороги летом. Будьте внимательны и осторожны, а главное получайте удовольствие от времяпрепровождения в живописных местах Карелии. Удачи в пути!

Горный парк Рускеала на карте с маршрутом: