Ремонт        23.06.2020   

Морские средства связи и сигнализации. Системы пожарной сигнализации Инновации от американского разработчика

К электрическим средствам сигнализации относятся авральная, служебная звонковая, пожарная и аварий-но-предупредительная сигнализации.
Авральная сигнализация. Предусматривается на всех судах и земснарядах, обслуживаемых командами, для оповещения членов экипажа о проведении авральных работ или об аварийной ситуации. К этому виду судовой сигнализации относятся звонки и колокола громкого боя, устанавливаемые в помещениях и на открытых палубах, а также световая сигнализация с прерывистым режимом работы, которая наряду с звуковым сигналом применяется при большом уровне шума.
Включение авральной сигнализации производится из рулевой рубки или рубки управления с помощью замыкателя или кнопки. Возможно также включение авральной сигнализации по сигналам от других систем.
Для обеспечения постоянной готовности к работе питание схемы осуществляется от аккумуляторных батарей.
Служебная звонковая сигнализация. Применяется в качестве резервного средства связи между рубкой и машинным отделением или другими помещениями судна и служит для вызова персонала или подачи команд, а. также для передачи на командный пост ответа об исполнении команды и ограниченной информации.
Сообщение передается в виде условных сигналов с различным числом и различной длительностью звуковых участков и пауз.
Пожарная сигнализация. Система автоматической пожарной сигнализации предназначена для своевременного оповещения вахтенной службы о возникновении пожара на судне. Она позволяет также автоматически включить авральную сигнализацию, отключить искусственную вентиляцию и ввести в действие средства пожаротушения.
В электрическую схему пожарной сигнализации обычно входят автоматические и ручные пожарные извешатели, приемное устройство, звуковые и световые выносные сигналы, линии связи между приемным устройством и пожарными извещателями.
Системы пожарной сигнализации различают по схеме соединений извещателей и подключения их к приемному устройству (лучевые и шлейфные), по виду пожарных извещателей (ручного действия, тепловые, дымовые, огневые и комбинированные) и по режиму работы (непрерывного и периодического контроля).
В лучевых системах извещатели одного луча контролируют состояние помещений определенной пожарной зоны. Каждый луч подключен к лучевому комплекту приемной станции, который контролирует состояние всех извещателей луча и линий связи, принимает информацию о неисправности линии, подает сигналы «Пожар» и «Неисправность». Общее устройство станции включает обобщенную сигнализацию.
В шлейфных системах в одну линию связи включаются извещатели, расположенные в различных помещениях, и поэтому они не сообщают о месте пожара. Как правило, число шлейфов не превышает двух. В остальном работа шлейфных систем не отличается от лучевых.

На земснарядах обычно используют шлейфные системы пожарной сигнализации с тепловыми автоматическими пожарными извещателямн; предусмотрен также непрерывный контроль за целостностью соединений.
В качестве автоматических пожарных извещателей применяют тепловые максимально дифференциальные извещателн. Они реагируют как на температуру, так и на4 скорость ее повышения.
Извещателн устанавливают в машинном отделении, внутри ГРЩ, помещении преобразователей электроэнергии, у отопительных котлов и в других пожароопасных местах. Приемные устройства сигнализации располагаются в рубке.
При размыкании контакта любого пожарного извещателя ВК1—ВК4 (от воздействия температуры) катушка реле К1 обесточивается и его размыкающие контакты замыкаются и включают приборы сигнализации: сигнальную лампу и через реле К2 ревун (см. рис. 133). Обрыв линий связи также приводит к срабатыванию сигнализации, что обеспечивает непрерывный контроль за целостностью лучевых соединений.
Для ручной проверки цепей схемы используется кнопка 5/. Конденсатор С предотвращает ложные срабатывания схемы при кратковременном размыкании контактов извещателей (например, от вибрации), разряжаясь на катушку реле К1. Ревун включается через размыкающий контакт реле К2. Звонок отключается кнопкой 82.
Схема получает питание от аккумуляторных батарей напряжением 24 В по двум фидерам. Диоды Ъ1—У04 обеспечивают гальваническую развязку цепей питания.
Аварийно-предупредительная сигнализация. Для контроля состояния равных и вспомогательных механизмов систем и устройств, а также параметров различных сред на судах применяют системы аварийно-предупредительной сигнализации (ДПС), подающие световые и звуковые сигналы в посты управления энергетической установкой и судном при достижении контролируемыми параметрами недопустимых для -нормальной эксплуатации значений.
К параметрам сигнализации относятся: температура, давление и уровень воды, масла и топлива, уровень в фекальной и сточной цистернах, сопротивление изоляции электрических сетей, частота вращения механизмов, давление сжатого воздуха и др.
Для самоходных судов перечень контролируемых параметров по основным механизмам и системам приведен в Правилах Речного Регистра РСФСР.
Электрические системы АПС различаются по назначению (отдельных механизмов и систем, централизованные), по элементной базе (на контактных и бесконтактных.элементах), по способу приема сигналов (без запоминания, с запоминанием), по информационному признаку (с раздельными, с обобщенными сигналами).
Система аварийно-предупредительной сигнализации и отключаемой защиты (СПАСЗО) главных судовых двигателей обеспечивает выполнение следующих функций:
подачу индивидуальных предупредительных световых сигналов на местном щите и обобщенного сигнала на дистанционном пульте при достижении контролируемыми параметрами предупредительного значения;
подачу индивидуальных аварийных световых сигналов и обобщенного сигнала на дистанционном пульте при достижении контролируемыми параметрами аварийного значения;
подачу обобщенных звуковых сигналов при достижении контролируемыми параметрами предупредительного и аварийного значений;
подготовку звукового сигнала к срабатыванию после его отключения;
защиту (останов) двигателя одновременно с появлением аварийного значения сигналов;
задержку срабатывания датчиков минимального давления масла для предотвращения ложных срабатываний сигнализации при остановленном двигателе, а также в процессе его пуска и реверсирования.
Предупредительная сигнализация предусматривается по следующим параметрам: максимальной температуре охлаждающей воды, минимальному уровню воды
в расширительном баке внутреннего контура системы охлаждения, максимальной температуре смазочного масла, минимальному давлению масла в реверс-редукторе или редукторе, максимальной температуре масла упорного подшипника.
Аварийная сигнализация с одновременным остановом двигателя предусматривается по параметрам: максимальной температуре охлаждающей воды, максимальной температуре смазочного масла, минимальному давлению смазочного масла, максимальной частоте вращения двигателя.
Для подачи сигналов предупредительного и аварийного уровней, как правило, применяются раздельные датчики. Уставки их срабатывания устанавливаются заводом-изготовителем дизелей, число контролируемых параметров зависит от типа двигателей.
На электрической схеме системы СПАСЗО (рис. 134) показаны цепи предупредительной и аварийной сигнализации по давлению смазочного масла.
Для предупредительной и аварийной сигнализации используются одни и те же сигнальные табло, которые при появлении предупредительного сигнала горят непрерывно, а в случае аварийного сигнала — прерывисто.
Цепи АПС по давлению масла включаются через контакт электромагнитного реле К2, входящего в электронное реле времени КТ, показанное в упрощенном виде. Выдержка времени реле КТ определяется временем разряда предварительно заряженного конденсатора С4. При пуске двигателя цепь заряда конденсатора разрывается контактом путевого выключателя 82, механически связанного с пусковым устройством двигателя. Таким образом предотвращаются ложные срабатывания сигнализации при остановленном двигателе и в процессе его пуска, пока давление масла в магистрали еще не достигло номинального значения.
Прерывистый режим световой сигнализации достигается с помощью мультивибратора (генератора прямоугольных импульсов) С/2, собранного на транзисторах и конденсаторах. Контакты выходного реле /С4 мультивибратора периодически включаются и выключаются в цепи сигнальных ламп Н12, Ш4, которые работают с определенной частотой и длительностью.
При замыкании контакта датчика ВР1 предупредительного значения параметра получает питание сигнальная лампа НЬ2 щита СПАСЗО и через диод Уй1 — лампа Ш4 обобщенного светового сигнала на пульте управления двигателем в рулевой рубке или рубке управления. Одновременно через диод У02, резистор К3 и управляющий электрод тиристора У5 протекает ток заряда конденсатора С1, открывающий тиристор. Сила тока управления тиристора определяется сопротивлением резистора КЗ, а время протекания этого тока — емкостью конденсатора С/.
Катушка реле КЗ получает питание, реле срабатывает "И своими контактами включает звонки ИА1, НА2, расположенные в Машинном отделении и в рубке.
Конденсатор СЗ предотвращает прохождение импульсов тока по цепи управления тиристором, вызываемых колебаниями напряжения питания, и таким образом предотвращает ложные включения звонков. Резистор Я1 предназначен для разряда конденсатора С/ после размыкания контактов датчиков. Через резистор Я4 разряжаются конденсаторы С/ и СЗ.
Звонок можно отключить нажатием кнопок 53, 56 на щите СПАСЗО и пульте управления двигателем в рубке. Контакты кнопок размыкаются, прерывая протекание тока через тиристор, что приводит к его запиранию и отключению реле КЗ. После этого схема включения звонка автоматически готова к приему следующего сигнала.
После устранения причины срабатывания датчика ВР1 его контакт размыкается, лампы НЬ2, Н14 гаснут, конденсаторы С1, СЗ разряжаются. При достижении контролируемым параметром аварийного значения срабатывает датчик ВР2, через контакт которого поступает сигнал на включение цепей звуковых и световых сигналов.
Звуковые сигналы НА1, НА2 включаются таким же образом, как при срабатывании датчика ВР1, но в этом случае, кроме конденсатора С/, заряжается конденсатор С2 (через контакт ВР2, диоды Уй6, Уй3 и резисторы КЗ, Я4).
Через контакт датчика ВР2 получает питание катушка реле К1. Реле срабатывает, замыкая контакты в цепях самоблокировки, запуска мультивибратора 1)2, катушки реле Ко и размыкая контакт в цепи лампы Н12.
Реле К4 мультивибратора 1)2 периодически включается и отключается, что приводит к прерывистой работе сигнальных ламп Ш2, Н1-4, включенных через контакты реле К4.
Контакт реле Ко замыкается в цепи питания электромагнита УА стоп-устройства, которое останавливает двигатель. Реле Ко может быть отключено с помощью переключателей 54, 55 на щите СПАСЗО и на пульте управления двигателем в рубке. При этом загораются сигнальные лампы Н13 и Й1д.
После устранения неисправности контакт датчика ВР2 размыкается, «о световая сигнализация продолжает работать, так как параллельно контакту датчика включен контакт реле К1. Для снятия самоблокировки реле К1 необходимо нажать кнопку 57 на пульте управления двигателем или кратковременно обесточить схему с помощью выключателя «51 на щите СПАСЗО. Реле К1 отключается, его замыкающие контакты размыкаются в цепях самоблокировки, запуска мультивибратора С/2, питания реле защиты К5, а размыкающий контакт замыкается в цепи лампы НЬ2. В результате сигнальные лампы гаснут и происходит разряд конденсатора С/ и конденсатора С2 через диод У04, лампу Н12, контакт реле К1, резисторы #4, КЗ и К2.
При срабатывании других датчиков, не показанных на рис. 134, схема работает аналогичным образом.
Проверка исправности цепей сигнализации производится поворотом переключателя 5/ на щите СПАСЗО в положение «Проверка» или нажатием кнопки 58 на пульте управления двигателем в рубке. При этом цепи звуковой и световой сигнализации получают питание через диод У05, а мультивибратор С72 — через диод Уй7.
Сигнальная лампа НЬ1 на щите СПАСЗО сигнализирует о наличии питания, предохраните,!и Р1—Р4 защищают от короткого замыкания катушку электромагнита стоп-устройства и цепи сигнализации. Питание схемы осуществляется от аккумуляторных батарей 24 В.
Контрольные вопросы
1. Какие системы служебной телефонной связи применяют на судах?
2. Назовите сигнально-вызывные приборы телефонных аппаратов и коммутаторов.
3. Чем отличаются режимы работы микрофона и телефона у электромагнитных преобразователей с дифференциальной магнитной системой?
4. Назовите основные части судового без-батарейного телефонного аппарата.
5. Объясните работу функциональной схемы АТС.
6. Какие системы сигнализации применяются на речных судах?
7. Назовите составные части систем пожарной сигнализации и отличие лучевых систем от шлейфных.
8. Объясните работу схемы включения звонка системы аварийно-предупредительной сигнализации СПАСЗО.

Рис. 168. Устройство отличительных бортовых сигналов: а - щит и фонарь левого борта окрашенный в красный цвет; б - щит и фонарь правого борта, окрашенный в зеленый цвет

Каждое самоходное и несамоходное судно обязано нести сигнальные огни от захода до восхода солнца во всякую погоду. По сигнальным огням определяют, стоит или движется судно, направление его движения, назначение судна.

Зрительная сигнализация на самоходных судах подразделяется на сигналы, которые несет судно во время движения (на ходу), и на сигналы, поднимаемые судном на стоянке.

На ходу судно должно иметь следующие сигнальные огни:

1. Топовые огни на мачте с дугой освещения 225°, светящие по 112°,5 на каждый борт от направления прямо по носу, дальность их видимости 8 км , количество и цвет поднимаемых огней - в зависимости от назначения судна. Топовые сигнальные огни должны быть расположены выше бортовых (отличительных) огней. При длине судна менее 30 м топовый сигнальный огонь расположен на мачте на высоте не менее 2 м над палубными надстройками. Мелкие моторные суда, не имеющие мачт, несут топовый огонь на специальных флагштоках на высоте не менее 2 м над возвышениями надстройки судна и, кроме отличительных (бортовых) огней на корме, несут только один гаковый белый огонь и фонари-отмашки на каждом борту. Если на мачте одновременно имеется несколько топовых огней, то расстояние между ними (по вертикали) должно быть на судах длиной менее 30 м не меньше 0,5 м .

2. Отличительные (бортовые) огни с дугой освещения 112°,5 от направления прямо по носу, с освещением назад от траверза на 22°,5; на правом борту - зеленого цвета, на левом борту - красного цвета, видимые на 4 км (рис. 171).

3. Гаковый огонь с углом освещения 135°, по 67°,5 на каждый борт от направления прямо по корме. Дальность видимости 4 км , а при ширине судна более 5 м - дополнительно кормовые гакобортные (торцовые) огни с дугой освещения по 180° каждый. Дальность видимости 4 км .

4. Сигнал-отмашка по дуге горизонта от траверза судна к носу на 112°,5 (с перекрытием диаметральной плоскости на 22°,5) и от траверза судна к корме тоже на 112°,5 (с перекрытием диаметральной плоскости на 22°,5). Видимость не менее 4 км .

Гребные лодки и шлюпки несут на носу один белый огонь, видимый со всех сторон.

На стоянке самоходное судно должно иметь следующие сигнальные огни:

1. Белый огонь на клотике передней мачты с дугой освещения 360°, т. е. с круговым освещением, с дальностью видимости 4 км (клотиковый сигнальный огонь).

2. На капитанском мостике со стороны, обращенной к фарватеру, белый огонь с другой освещения 180°.

3. На корме такие же, как на ходу,- один гаковый и два гакабортных (торцовых) огня при ширине судна более 5 м .

Самоходные суда длиной менее 30 м и шириной менее 5 м несут на стоянке один белый клотиковый огонь, видимый по горизонту на 360°.

В темное время суток движущееся самоходное судно различается по наличию бортовых (красного и зеленого) отличительных сигнальных огней, а назначение судна опознается по количеству, цвету и расположению топовых огней на мачте согласно табл. 7.

В дневное время при перевозке нефтегрузов II , III , IV классов на мачтах паротеплоходов и барж поднимается один красный квадратный флаг, а при перевозке нефтегрузов I класса - два таких же флага. На судне, следующем к месту пожара, поднимается один красный квадратный флаг.

Сигнализация при толкании судов. Топовые сигнальные огни устанавливаются на паротеплоходе или на мачте толкаемой баржи, но располагаются не по вертикали, а треугольником. Дуга освещения топовых сигнальных огней 225° с дальностью видимости 8 км . При толкании одиночной сухогрузной баржи она несет на мачте три белых огня, расположенных треугольником основанием вниз. Бортовые огни: зеленый на правом борту и красный на левом по 112°,5 каждый, видимые на расстоянии 4 км . На носовом флагштоке барж, следуемых в толкаемом составе, поднимается по одному белому огню с сектором освещения 225°.

Продолжение

Таблица 7

ТОПОВЫЕ ОГНИ

Количество топовых огней на мачте Порядок расположения огней сверху вниз и цвет Назначение, тип судна (состава), вид перевозимого на судне груза
Белый Одиночное судно: пассажирское, грузо-пассажирское, буксирное, порожнем, служебно-вспомогательное, разъездное, катера (кроме грузовых теплоходов)
Белый, белый Буксирное судно ведет на буксире одну или несколько сухогрузных барж
Белый, белый, белый Буксирное судно ведет на буксире плот или смешанный состав (баржи с плотом)
Белый, зеленый Грузовой теплоход сухогрузный
Зеленый, белый Буксирное судно (шаландер) ведет на буксире грунтоотводную шаланду при работе у дноуглубительного или дноочистительного снаряда
Белый, красный Грузовой теплоход с нефтегрузом (танкер) II , III , IV классов
Белый, красный, красный Тот же теплоход с нефтегрузом (танкер) I класса
Красный, белый Буксирное судно ведет на буксире одну или несколько барж с нефтегрузом II , III , IV классов
Красный, красный, красный Буксирное судно ведет на буксире одну или несколько барж с нефтегрузом I класса
Красный Самоходное судно следует к месту пожара для его тушения
Белый, зеленый, белый Самоходное судно буксирует под бортом баржу, дебаркадер, паротеплоход и др.
Белый, красный, белый Самоходное судно буксирует под бортом баржу, груженную нефтегрузами II , III , IV классов

При вождении методом толкания нескольких сухогрузных барж топовые огни треугольников поднимаются на одной из мачт барж состава или на мачте теплохода-толкача. В таком случае бортовые отличительные огни устанавливаются: зеленый - на внешнем борту правой баржи, красный - на внешнем борту левой баржи, а на самом буксире-толкаче при вождении сухогрузных барж поднимаются на корме один белый (гаковый) огонь позади трубы и ниже ее и два зеленых гакобортных огня на торцовых (задних) стенках надстроек.

При вождении методом толкания нефтеналивных барж с грузом I класса верхний мачтовый топовый огонь в треугольнике и гаковый на корме толкача белые, а нижние в треугольнике и гакобортные на толкаче красные. При толкании барж с нефтепродуктами II , III и IV классов верхний топовый огонь в треугольнике и гаковый огонь на толкаче красные.

При толкании небольших барж без надстроек маломерными судами допускается несение соответствующих сигнальных огней не на этих баржах, а на толкаче с поднятием ночью белого огня на носовом флагштоке шаланд.

Сигнализация на нес а м сходных судах. Несамоходные сухогрузные суда во время их буксировки несут на ходу и на стоянке ночью следующие сигнальные огни, видимые на 360° каждый, при длине баржи менее 50 м: на мачте один белый огонь, а при длине свыше 50 м по одному белому огню на носовом и кормовом флагштоках. При следовании состава из нескольких барж на носу передней и на корме задней барж, общая длина которого превышает 50 м , поднимается по одному белому огню.

Несамоходные нефтеналивные суда при перевозке огнеопасных грузов несут следующие сигналы:

1. С грузом I класса, с взрывчатыми и отравляющими веществами независимо от длины судов в ночное время несут на мачте два красных огня, расположенных вертикально. На носовом и кормовом флагштоках поднимается по одному белому огню. В дневное время на мачте баржи поднимаются по два красных квадратных флага, расположенных также вертикально.

2. С грузом II , III , IV классов независимо от длины судов в ночное время несут один красный огонь на мачте и по одному белому огню на носовом и кормовом флагштоках, а в дневное время - на мачте один красный квадратный флаг.

На дноуглубительных и дноочистительных снарядах во время их работы по углублению и расширению судового хода в ночное время на клотике мачты зажигается один зеленый огонь, видимый со всех сторон, т. е. на 360°, а на высоте тента надстройки на одном борту (на носу и корме) поднимаются два красных огня при работе у правого берега и два белых при работе у левого берега. Этими же огнями дается отмашка в темное время, указывающая проходящим судам, с какой стороны нужно проходить мимо дноуглубительного снаряда.

На боте-завозне, стоящем на становой цепи (на высоте 1 м ), зажигается красный или белый огонь в зависимости от того, у какого берега стоит земснаряд.

Если дноуглубительный снаряд выбрасывает грунт через трубопроводы, то в ночное время через каждые 50 м по длине трубопровода устанавливаются красные огни при работе рефулерного снаряда у правого берега и белые при работе его у левого берега.

Если дноуглубительный снаряд не работает, стоит на якоре или его буксируют в составе каравана, то на снаряде поднимают такие же огни, как на несамоходных судах.

Дноочистительные снаряды (водолазные боты, подъемные краны, карчеподъемницы) при производстве подводных работ в дневное время вывешивают на мачте два зеленых квадратных флага, а ночью - два зеленых огня, видимых со всех сторон на 360°, расположенных вертикально на расстоянии 1 м один от другого.

Сигнализация на плотах. Плоты до 120 м длиной при движении их на буксире несут три белых огня, расположенных: один в средней части плота на высоте 4 м и два на его конечностях; при длине плота свыше 120 м - пять белых огней, расположенных один на мачте, в средней части плота, и по одному огню на каждом углу плота. Все огни на плотах видимы со всех сторон на 360°.

Сигнализация на причалах, купальнях, садках, лесных гаванях и запанях. На мачте дебаркадера в ночное время поднимается один белый огонь и, кроме того, белый огонь зажигается на стенке надстройки причального пролета.

На купальнях, садках и других подобных им сооружениях в ночное время поднимается на высоту не менее 2 м белый огонь.

В местах сплотки и разгрузки плотов сооружаются лесные гавани и запани, на которых в темное время суток через каждые 100 м зажигаются белые огни с левой стороны фарватера и красные - с правой.

Сигнализация на рыбачьих и парусных судах и лодках. Несамоходные суда и лодки во время стоянок в ночное время на якоре несут на мачте один белый огонь на высоте не менее 2 м . Несамоходные мелкие суда и лодки, стоящие на береговых снастях, завозящие невод или спускающиеся по течению с выпущенной сетью, несут на мачте: при работе у правою берега два вертикально расположенных красных, а у левого два белых огня. Вдоль опущенных сетей и неводов через каждые 100 м на лодках или специальных крестовинах расставляются огни: у правого берега красные, у левого белые.

Проходящим мимо судам с рыбачьих судов и лодок подаются следующие сигналы: при работе невода у правого берега по течению днем отмашка красным флагом, ночью красным огнем; при работе у левого берега соответственно белым флагом и белым огнем.

На водохранилищах и озерах, на рыболовных судах во время лова неводами поднимаются траловый трехцветный (красный, белый, зеленый) и ниже белый огни; днем поднимается черный цилиндр на мачте.

Парусные и парусно-моторные суда при движении только под парусом несут бортовые отличительные огни, которые должны быть расположены ниже паруса, и гаковый белый огонь. Если парусное судно имеет механический двигатель и движется при его помощи, оно несет в ночное время те же сигнальные огни, что и одиночное самоходное судно.

Сигнализация на паромах. В ночное время на мачте парома поднимается белый огонь, а у берегов переправы белые огни с берега освещают положение каната. При прохождении судов мимо наплавных мостов и переправ обязательно выполняются все меры предосторожности. Расхождение со встречными судами и обгон судов в районе расположения переправ не допускаются.

Сигналы на судах или плотах, стоящих на мели. На судне или плоту длиной до 120 м , стоящем на мели, помимо предусмотренных правилами плавания стояночных сигнальных огней, с той стороны, где проходит судовой ход, на высоте бакена устанавливается огонь: если судно или плот стоит на мели у правого берега - красный, у левого - белый. При длине плота более 120 м ставятся два огня, обращенных в сторону судового хода, если проход судов мимо него возможен.

Если судовой ход закрыт ставшим на мель судном, последнее обязано предупреждать все приближающиеся суда и плоты частыми короткими свистками (не менее пяти). Загородившее судовой ход несамоходное судно или плот предупреждают все идущие суда частыми ударами в колокол или в металлическую доску, а ночью кругообразным (по вертикали) вращательным движением белого огня.

При прохождении мимо стоящего на мели судна или плота судоводители должны соблюдать меры предосторожности и, если понадобится, оказать стоящему на мели судну необходимую помощь.

§ 53. Внутренняя и внешняя связь и сигнализация

Внутренняя связь и сигнализация через разветвленные на судне системы обеспечивает быструю и точную передачу приказаний из командных пунктов в исполнительные посты. Кроме того, внутрисудовая связь позволяет передавать сведения о работе судовых механизмов и поддерживать двустороннюю связь между службами, бытовыми и жилыми помещениями судна. К средствам внутрисудовой связи и сигнализации прежде всего относится проводная связь, подразделяющаяся на: 1) электрическую сигнализацию различных назначений с приборами контроля; 2) электрические телеграфы и указатели; 3) телефонную связь.

Электрическая сигнализация широко применяется на судах в качестве дублирующей связи телеграфа и телефона. Судовая сигнализация- основное средство оповещения (все виды тревог, авральная, вахтенная и другие группы звонков).

В тех судовых помещениях, где при работе машин возникает большой шум, применяется, кроме акустической (звуковой), одновременно и оптическая (световая) сигнализация.

К приборам акустической сигнализации относятся звонки, колокола громкого боя, ревуны и трещотки.

Приборами световой или визуальной сигнализации являются номерники и прерыватели световой сигнализации.

К комбинированным приборам относятся звонки-ревуны, колокола-ревуны и звонки с лампами.

Специальная электрическая сигнализация на судах включает световой или звуковой сигнал, который возникает при достижении в контролируемом объекте параметра заданной величины: температуры воздуха, газов или работающих деталей (подшипников), уровня воды в цистернах, трюмах и отсеках, возникновения пожара и т. П.

Электрические телеграфы и указатели являются на судне автономными установками, предназначенными для:

1) безотказной дистанционной передачи приказаний из командного пункта к исполнителям;

2) привлечения внимания исполнителя к передаваемому приказанию;

3) передачи ответа исполнителя, подтверждающего правильное понимание приказания;

4) визуального контроля передаваемого и принимаемого приказания и т. д.

Электрические телеграфы применяются на судах всех типов для передачи приказаний в главные силовые и рулевые установки. Независимо от принципа действия и устройства электрических телеграфов все они состоят из следующих основных элементов: передатчика приказания, приемника приказания, передатчика ответа, приемника ответа, сигнализации.

Рис. 76. Машинный телеграф. 1 – рукоятка дачи приказаний; 2 – стрелка ответа исполнения.

Передатчик-приемник машинного телеграфа (рис. 76) устанавливается на специальных колонках в командном пункте управления судном (в ходовой рубке и на крыльях ходового мостика) и предназначается для передачи приказаний в исполнительные посты и приема от них ответа о принятии приказаний.

Приемник-передатчик машинного телеграфа, установленный в машинном отделении, представляет собой настенный прибор со следящей системой различных команд, предназначаемых для исполнителя, подтверждающего принятие приказания из машинного отделения на ходовой мостик. Нормальное положение прибора – рукояткой вниз. Приказания по машинному телеграфу состоят из условных наименований хода судна: «Стоп», «Товсь», «Самый малый», «Малый», «Средний», «Полный» и «Самый полный».

Для передачи приказания вращают рукоятку датчика. Вместе с ней синхронно вращаются указатели в исполнительном и контрольном постах.

Для передачи ответа об исполнении в машинном отделении поворачивают рукоятку прибора датчика до совмещения исполнительной стрелки-рукоятки с командной стрелкой. Совмещение в командном приборе исполнительной стрелки с указателем рукоятки служит подтверждением, что команда принята правильно. Установки рулевого телеграфа и рулевых указателей предназначаются для передачи приказаний из командных пунктов в исполнительные (румпелыюе или рулевое отделение) и контрольные (штурманская рубка) посты о перекладке пера руля вручную и истинное его положение. Передаваемые команды указывают борт – правый или левый – и градусы перекладки руля.

Телеграфная связь на судах может быть ручного и автоматического действия.

Связью ручного действия называется такая, в которой посылка вызова абонентам, соединение их и разъединение осуществляется вручную.

Связь автоматического действия – телефонная система, в которой посылка вызова, соединение и разъединение абонентов осуществляется автоматически: вызывающий абонент набирает определенную комбинацию цифр.

Разнообразие и сложность требований к судовой телефонной связи послужили причиной создания самостоятельных (автономных) телефонных схем, обслуживающих определенные группы постов. Автономные телефонные схемы надежны в работе, живучи и обеспечивают быструю телефонную связь.

Автоматическая телефонная связь обычно применяется для повседневной связи с жилыми и служебными помещениями судна. В соответствии с количеством абонентов: 10, 20, 50, 100 и т. д. автоматические станции подразделяются на КАТС-10, КАТС-20 и т. д.

Громкоговорящая связь и трансляция с каждым годом находят все более широкое применение на судах, заменяя в некоторых случаях установки телефонной связи.

Громкоговорящая связь, как и телефонная, может быть односторонней и двусторонней.

Односторонняя связь осуществляется между одним передающим звук микрофоном с одним или несколькими параллельно подключенными к микрофону громкоговорителями. Такая связь осуществляется по симплексной схеме (осуществляемой по проводам и радио в одном направлении).

Двусторонняя связь позволяет осуществлять с двух пунктов как передачу, так и прием речи.

К средствам внешней связи судна относятся: 1) радиотехнические; 2) зрительные; 3) световые; 4) пиротехнические и 5) звуковые. Зрительные, световые и звуковые средства связи используются только при видимости передающего и принимающего объектов.

Радиосвязь осуществляет беспроводую передачу электрической энергии на расстояние – электромагнитных волн высокой частоты, называемых в радиотехнике радиоволнами. Основными элементами радиосвязи являются передающие и принимающие устройства.

Излучение энергии электромагнитных волн осуществляется устройством, называемым антеннами. В зависимости от назначения антенны делятся на передающие и приемные,

Средства радиосвязи на судне размещаются в специальных помещениях, называемых радиорубками, расположенных в непосредственной близости от ходовой или штурманской рубки, и по назначению делятся на главные (навигационные), эксплуатационные, общие и аварийные.

Зрительная (визуальная) связь благодаря ее простоте широко применяется для связи на близкие расстояния.

Эта связь заключается в сигнализации флагами, обозначающими отдельные слова или определенный смысл (вызов лоцмана и т. п.) или флажным семафором. Флаги поднимаются на фалах, представляющих собой подвижные тросы, подвешенные на реях или штагах мачт.

Световая связь состоит из приборов направленного и ненаправленного действия. Светосигнальными приборами ненаправленного действия являются: клотиковый фонарь, расположенный на верхней части (ноке) мачты – клотике, стояночные огни и пр. Пиротехнические средства сигнализации применяются для оповещения и опознавания. Передача сигналов пиротехническими средствами (одно-, двух-, и трехцветными сигнальными патронами ночного и дневного действия производится по таблицам условных сигналов).

Звуковая сигнализация (сирены, мегафоны, свистки, гудки, судовые колокола и туманные горны) применяется при плохой видимости (туман, дождь, снег), когда средства зрительной связи не могут быть использованы для предупреждения столкновения судов в море.

Судовые огни относятся к наружным световым сигналам, дающим представление в темное время суток, от захода до восхода солнца, в каком направлении движется судно и в каком состоянии оно находится (аварийное, с буксиром и т. п.). Состав и расположение огней регламентируется «Правилами для предупреждения столкновений судов в море» (ППСС), для судовых огней предусматриваются специальные конструкции и устройства на наружных элементах судна.

Все судовые огни разделяются на ходовые, якорные и аварийные (рис. 77).

К ходовым огням гражданского морского судна с механическим двигателем относятся: два топовых огня белого цвета – передний, размещенный на фок-мачте на высоте не менее 6 м над ватерлинией, и задний – на грот-мачте на 4,6 м выше переднего; бортовые отличительные огни, размещенные на крыльях ходового мостика – по правому борту – зеленого, а по левому борту – красного цвета с дальностью видимости не менее двух миль и сектором освещения вперед 112,5° на каждый борт; кормовой гакабортный огонь белого цвета, расположенный в диаметральной плоскости судна на рубке юта или на планшире леерного ограждения.

Якорные огни (белые) устанавливаются в носовой и кормовой частях судна (носовой выше кормового не менее чем на 4,6 м) с круговой видимостью и зажигаются только во время стоянки судна на якоре.

Аварийные огни «Не могут управляться» красного цвета в количестве двух, один под другим, поднимают под передним топовым фонарем на фок-мачте в случае, когда судно находится в аварийном состоянии.

Кроме названных, зажигаются клотиковые огни, состоящие из трех (двух белых и одного красного) или двух (красного и белого) фонарей. На гафеле грот-мачты поднимаются два гафельных огня – верхний (белый) и нижний (красный), которые представляют в темное время суток кормовой флаг.

Рис. 77. Схема расположения судовых огней. 1 – клотиковый огонь; 2, 3 – буксирные; 4 – топовый передний; 5, 6 – аварийные; 7 – якорный носовой; 8 – бортовой отличительный; 9 – топовый задний; 10 – гафельный верхний; 11 – гафельный нижний; 12 – гакабортный; 13 – якорный кормовой.

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

8.1. Охранно-пожарная сигнализация Технические средства и системы охранно-пожарной сигнализации предназначены для автоматической регистрации возможных изменений состояния объектов и формирования сигнала тревоги в случае, если отмеченное изменение соответствует

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора

Внешняя стеклянная и фарфоровая изоляция электрооборудования и ОРУ Вопрос. Как должны выбираться удельная эффективная длина пути утечки внешней фарфоровой изоляции, а также изоляторы гибких и жестких наружных открытых токопроводов?Ответ. Должны выбираться по данным

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах. Раздел 2. Передача электроэнергии. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний автора Красник Валентин Викторович

Подпитывающие устройства и сигнализация давления масла кабельных маслонаполненных линий Вопрос. Где рекомендуется размещать подпитывающие баки низкого давления?Ответ. Рекомендуется размещать в закрытых помещениях. Небольшое количество подпитывающих баков (5–6) на

Из книги Теплотехника автора Бурханова Наталья

Подпитывающие устройства и сигнализация давления масла кабельных маслонаполненных линий Вопрос 103. В каких местах рекомендуется размещать подпитывающие баки низкого давления?Ответ. Рекомендуется размещать в закрытых помещениях. Небольшое количество подпитывающих

Из книги Техническое обеспечение безопасности бизнеса автора Алешин Александр

31. Внутренняя энергия Внутренняя энергия складывается из внутренних кинетической и потенциальной энергий. Внутренняя кинетическая энергия создается хаотическим движением молекул вещества.Кинетическая энергия всей макросистемы вычисляется: где m– масса системы;w–

Из книги Мир Авиации 1999 03 автора Автор неизвестен

2.1. Охранная и пожарная сигнализация Одним из самых главных элементов безопасности является охранная и пожарная сигнализация. Эти две системы имеют между собой много общего – каналы связи, похожие алгоритмы приема и обработки информации, подача тревожных сигналов и

Из книги Боевые корабли автора Перля Зигмунд Наумович

Ил-22 - «за связь без брака» Сергей ЦВЕТКОВ МоскваС древнейших времен эффективное управление войсками в бою является одним из важнейших компонентов, определяющим успех военных действий. Выход из строя командующего во многих случаях имел столь же плачевные последствия,

Из книги Радиоэлектронная война (От Цусимы до Ливана и Фолклендских островов) автора Арканжелиc Марио де

Связь Чтобы управлять движением и всеми боевыми средствами корабля, чтобы полно и точно использовать тысячи человек команды, линейному кораблю необходим еще и «мозг». Среди «облепивших» фок-мачту командных мостиков, постов управления и помещений, в которых

Из книги Новые космические технологии автора Фролов Александр Владимирович

Связь и РЭБ В течение всей Второй мировой войны страны-противники постоянно подавляли радиосвязь друг друга стараясь воспрепятствовать распространению их пропаганды средствами радио. Настраивая свои радиоприемники, многие люди замечали сильные помехи, а иногда

Из книги Грузовые автомобили. Освещение, сигнализация, контрольно-измерительные приборы автора Мельников Илья

Глава 15 Внутренняя структура электрического потенциального поля Эфир, как и любая физическая среда, существование которой мы можем принять, вместе с Менделеевым, имеет определенные физические свойства. Менделеев писал об упругости данной среды в статье «Попытка

Из книги Электронные фокусы для любознательных детей автора Кашкаров Андрей Петрович

Грузовые автомобили. Освещение, сигнализация, контрольно-измерительные приборы Трудно найти в настоящее время человека, который бы не представлял, что обозначает слово «машина». Слово и понятие настолько прочно вошли в наш лексикон, что многие не задумываются над тем,

Из книги Руководство слесаря по замкам автора Филипс Билл

Освещение, сигнализация, контрольно-измерительные приборы Наибольшая сила тока используется такими потребителями электрической энергии в автомобиле как стартер и звуковое сигнальное устройство.Только тогда возможен надежный пуск двигателя, если его коленчатый вал

Из книги Загородное строительство. Самые современные строительные и отделочные материалы автора Страшнов Виктор Григорьевич

3.5. На что сгодится старая сигнализация При замене блоков сигнализации в промышленных помещениях и частных квартирах часто остаются невостребованными «старые» блоки, которые можно с успехом приспособить для имитации установленной сигнализации – в других квартирах,

Из книги автора

3.8. Сигнализация из подручных средств или любая дверь под контролем Для того, чтобы информировать хозяина о приходе гостей, открывания той или иной двери в многоквартирном (многокомнатном) доме пригодится простая звуковая сигнализация, созданная из подручных деталей.В


VI. ДНЕВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
VII. ОСОБАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
VIII. ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
IX. СИГНАЛИЗАЦИЯ И НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВОДНОГО ПУТИ
X. ДВИЖЕНИЕ СУДОВ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ
XI. ПРАВИЛА СТОЯНКИ
XII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Минимальные запасы
Требования к размещению на судах знаков визуальной сигнализации
Дальность видимости судовых огней
Звуковые сигналы
Знаки

VII. ОСОБАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

95. Суда органов надзора могут, не нарушая требований, предъявляемых к сигнализации другими положениями настоящих Правил, показывать ночью и днем проблесковый синий огонь.

96. Когда терпящее бедствие судно нуждается в помощи, оно может показывать:

  • флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;
  • частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное перемещение огня;
  • ракеты красного цвета;
  • медленное повторяемое поднятие и опускание вытянутыми в сторону руками.

97. Дноуглубительный снаряд любой конструкции и назначения при работе на судовом ходу должен нести один зеленый круговой огонь на мачте; при работе на правой стороне судового хода – два красных круговых огня (тентовых), расположенные на носовой и кормовой частях на высоте тента с ходовой стороны; при работе на левой стороне – два зеленых круговых огня соответственно; при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и т.д.) два вышеуказанные тентовых огня должны быть расположены на носовой или кормовой частях земснарядов соответственно кромке.

98. Рефулерный снаряд при работе на судовом ходу должен нести, кроме сигналов, указанных в пункте 97, на плавучем грунтопроводе рефулерного снаряда круговые огни через каждые 50 м (красные при отвале грунта за правую кромку судового хода, белые – за левую).

99. Дноочистительные снаряды и суда, занятые подводными работами (подъем судов, прокладка труб, кабелей и т.п. без водолазных работ), должны нести один зеленый круговой огонь на мачте, днем – сигнальный флаг "А".

100. Плавучие краны, добывающие грунт на судовом ходу или вне его, а дноуглубительные снаряды при работе только за пределами судового хода должны нести такие же огни, как и несамоходные суда соответствующих размеров при стоянке на якоре.

101. Судно, занятое водолазными работами, ночью должно нести два зеленых круговых огня, расположенные по вертикали, днем – два сигнальных флага "А".

102. Самоходный дноуглубительный снаряд с волочащимся грунтоприемником при заборе грунта на ходу должен нести:

  • днем – три знака, расположенные по вертикали: два черных шара и между ними черный ромб;
  • ночью, помимо сигнализации, предусмотренной настоящими Правилами, – два зеленых круговых огня, расположенные горизонтально на рее кормовой мачты на расстоянии не менее 2,0 м друг от друга.

103. Дноуглубительные и дноочистительные снаряды, водолазные суда и суда, предназначенные для ведения подводных работ, не занятые выполнением своих основных операций, на ходу и стоянке должны нести такие же огни и знаки, как и самоходные и несамоходные суда. При этом на грунтопроводе должны быть выставлены белые круговые огни через каждые 50 м.

104. Судно, занятое тралением судового хода, и при работе у плавучих знаков навигационного оборудования должно нести на мачте днем один сигнальный флаг "А" (щит), а ночью один зеленый круговой огонь.

105. Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:

  • ночью – два круговых огня, расположенные по вертикали (верхний – зеленый, нижний – белый, на расстоянии не менее 1 м впереди и ниже топового огня);
  • днем – два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.

106. Рыболовное судно на ходу или стоянке, не занятое ловом, должно нести те же огни, что и самоходное и несамоходное суда.

107. Суда, занимающиеся устранением девиации, несут двухфлажный сигнал, состоящий из букв "О" и "Q" международного свода сигналов ("О" – двухцветное полотнище красного и желтого цветов, разделенное по диагонали и поднятое выше сигнала "Q", "Q" – желтое полотнище). Суда обязаны уступать им дорогу.

47. Требования, относящиеся к огням , должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью). При этом не должны выставляться другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные настоящими Правилами, ухудшать их видимость или служить помехой наблюдения.

Правила, относящиеся к знакам , должны соблюдаться от восхода до захода солнца (днем).

Комментарий

В этом пункте под помехой для наблюдения подразумевается помеха для опознавания судов и их положения.

48. Днем, когда требуют условия видимости, судоводители должны применять сигнализацию, предписанную для ночи.

Комментарий

Днем, при ограниченной видимости, следует включить навигационные огни . Такие условия видимости могут наступить из-за тумана, дыма от лесных пожаров, интенсивных осадков.

49. Расположение огней должно соответствовать требованиям приложения № 2 , а дальность видимости - не менее указанных в приложении № 3 к настоящим Правилам.

Комментарий

Расположение огней обеспечивает видимость одного или нескольких огней с любого направления, оно предусматривает видимость определенного сочетания огней, или одного огня для определения положения судна. В любом положении судна с любого ракурса (с любой стороны) должны быть видны или группа огней, или один огонь.

По цвету и расположению огней можно определить тип судна: одиночное, толкаемый состав или буксируемый, танкер или земснаряд и т. д. По огням можно определить положение судна и направление его движения.

Дальность видимости огней указана в таблице приложения 3 . В этой таблице для малых судов видимость некоторых огней допускается намного меньше, чем для больших судов. Огни малых судов иногда теряются на фоне береговых огней или отражений их от водной поверхности и становятся трудно различимыми или совсем невидимыми, что может представлять опасность при расхождении с судами.

Огни на толкаемых составах могут иметь свои особенности. На толкаче огни очень яркие, а на составе, на носовой части передней баржи, огонь может быть слабым, питающимся от переносной батареи, которая не обеспечивает полного накала. При обнаружении топовых огней толкача в виде треугольника необходимо сразу же искать огонь на носовой части передней баржи состава, который может оказаться впереди толкача на большом расстоянии (до 200-250 метров).

При обгоне буксируемого состава, особенно в темное время суток, следует иметь в виду, что от форштевня передней баржи и до желтого буксировочного огня буксировщика имеется буксирный трос, длина которого может быть от 25 до 250 метров. Это обстоятельство необходимо учитывать и не пересекать судовой ход под кормой буксировщика, который несет на мачте два топовых огня, а сзади, с кормы, огни - буксировочный желтый и ниже белый кормовой.

50. Суда , находящиеся на ремонте или отстое на акваториях, расположенных за пределами судового хода, и не создающие препятствий для других движущихся судов, предписанные огни и знаки могут не нести.

51. Сигнальные огни :

  • топовый огонь - белый огонь или красный, расположенный в диаметральной плоскости судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 225° и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5° позади траверза каждого борта;
  • бортовые огни - зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту, причем каждый из этих огней излучает непрерывный свет по дуге горизонта в 112,5° и должен быть расположен таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по носу судна до 22,5° позади траверза соответствующего борта;
  • кормовой огонь - белый огонь, расположенный в кормовой части судна, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135° и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по корме до 67,5° с каждого борта;
  • круговой огонь - огонь, излучающий свет непрерывно по дуге горизонта в 360°;
  • буксировочный огонь - желтый огонь, излучающий непрерывный свет по дуге горизонта в 135° и расположенный таким образом, чтобы этот свет был виден с направления прямо по корме до 67,5° с каждого борта;
  • светоимпульсная отмашка цветная или белая - проблесковый огонь, излучающий свет по дуге горизонта в 112,5° от траверза судна к носу или корме с перекрытием диаметральной плоскости судна на 22,5°. Светоимпульсная отмашка является ночной и дневной сигнализацией. При отсутствии светоимпульсной отмашки разрешается применение ночью световой отмашки (мигание белым огнем), а днем - флага-отмашки;

Примечание. Светоимпульсная отмашка может иметь проблеск белого огня или огня по цвету бортового - красного или зеленого.

  • проблесковый огонь - огонь, дающий проблески через регулярные интервалы времени.