Полиэтиленовые трубы        30.09.2019   

Мордовия в послевоенный период. История мордовии в датах

1. История

Этноним мордва — один из древнейших в Восточной Европе. Впервые он упоминается в VI веке, в труде византийского историка Иордана «Гетика» в форме "морденс". В X веке византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. А в следующем столетии русские летописи начинают упоминать о мордве.

Слово мордва - древнерусское. В своей основе оно восходит к скифо-иранскому мард — мужчина). Этот филологический факт свидетельствует о том, что мордва с древнейших времен очень тесно сблизилась с индоевропейскими народами, в частности со скифами и сарматами. А частица -ва носит оттенок собирательности, как и в других древнерусских этнонимах: литва, татарва.
Сами мордвины - угро-финны по происхождению - называют себя мордвой обычно при контактах с другими народами. Общаясь между собой, они применяют самоназвания эрзя и мокша. Это два крупных субэтноса, на которые делится мордовский народ (есть и другие, более мелкие). В количественном отношении эрзя примерно в два раза превосходит мокшу.

Вхождение мордвы в состав русских земель началось еще в XI-XII веках. Незадолго перед монгольским нашествием на эрзянских землях образовалось протогосударство, именуемого в русских летописях «Пургасовой волостью», так как во главе ее стоял князь Пургас. Одно время он с успехом соперничал с нижегородцами, но в конце концов был разгромлен ими.
Присоединение мордовских земель к России завершилось в 1552 году с падением Казанского ханства.

Созданием национальной государственности у мордвы озаботилась Советская власть. В 1930 году была образована Мордовская автономная область, спустя четыре года преобразованная в Мордовскую автономную республику, которая с 1991 года носит именование Республика Мордовия.
Сегодня мордва - крупнейший финноязычный этнос Российской Федерации, даже несмотря на то, что за последние десятилетия его численность сократилась с 1.100.000 до 840.000 человек.
В связи с этим венгерские учёные пришли к выводу, что в течение следующего тысячелетия мордва, как, впрочем, и другие угро-финские этносы, исчезнут вообще. Будем надеяться, однако, что это страшилка не сбудется.

2. Религия, культура, обычаи

Среди мордвы распространено двойственное этническое самосознание. Мордвин считает себя, с одной стороны, принадлежащим к «мордовскому народу», а с другой — к одному из двух крупнейших субэтносов - мокше или эрзе.

Мокша

Они различаются даже внешне: если эрзя выглядят как европеоиды, то у мокшан ярко выражены монголоидные черты.
Русские этнографы конца 19 века отмечали, что по характеру эрзя и мокша резко различаются между собой. Эрзя на землю и хозяйство смотрит как на святыню, дорожит ими. Они очень чистоплотны и опрятны. Стол, скамьи, лавки в эрзянском доме всегда тщательно вымыты, пол старательно выметен, каравай хлеба и солонка покрыты чистою скатертью.

Мокшане же в то время слыли чуть не за диких людей - неряшливых и мало способных к прогрессивным формам земледелия и ремесел.
Традиционная мордовская пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб, выпеченный в горячей печи на капустных листьях, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, пшенные блины, которые выпекаются очень толстыми, пироги с различной начинкой.
На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог — лукш из кислого ржаного теста с начинкой из 10—12 слоев, а также пироги «груди молодушки» с начинкой из творога.
В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств. Божества в мужском образе считались их мужьями.
Ничего доброго от своих идолов мордва не ждала. Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не задобрить их молениями и жертвоприношениями.

Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях остатки язычества, вплоть до того, что имя верховного божества языческого пантеона - Шкай, или Нишке - перенесено на христианского бога.

История мордовского народа многогранны и интересна, как и история любого другого этноса России. Каждая ее страница полна событий, фактов и домыслов, знание которых и рождает понимание – кто есть такие мордва. Из чего складывается история народа? География расселения, природа, развитие взаимоотношений с другими этносами… Все эти факторы по отдельности и вместе взятые формируют хозяйственный уклад жизни, антропологический тип, духовный мир и культуру.

История мордовских племен прослеживается начиная с 1 тысячелетия до н.э. Мордовский народ исторически сложился на территории Окско-Волжского междуречья, в лесостепной зоне, богатой лесами и реками, с умеренно-континентальным климатом. Основной средой обитания для мордовского народа был лес, он поставлял и строительный материал и пищу и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Здоровый климат и образ жизни, плодородная земля и блага леса способствовали формированию здорового, физически крепкого населения.

Мордовская земля во все времена была относительно густо населена. Кроме мордвы здесь жили и другие народы, оказывающие влияние на формирование ее культуры и хозяйства. Это были татары, чуваши, русские, вторгались на землю мордвы и гунны, и болгары, хазары, печенеги, по¬ловцы, монголы.

Мордовский эпос пронизан мотивами общности судеб эрзи и мокши, неразрывности их хозяйственной и духовной жизни.

Являясь носителями высокой земледельческой культуры, мордва связывала с земледелием многие религиозные языческие обряды. Перед началом всех сельскохозяйственных работ проводились моления, мордва верили в добрые и злые духи, поклонялись богам плодородия.

После отделения от финноволжского праязыка единый мордовский язык функционировал не менее полутора тысячи лет.

Язык мордвы за свою историю развития приобрел много заимствований, но сохранил свою основу. Язык принадлежит к волжской ветви финно-угорской группы уральской семьи. После отделения от финноволжского праязыка единый мордовский язык функционировал не менее полутора тысячи лет. Со второй половины 1 тысячелетия н.э. в нем начали образовываться территориальные диалекты, два из которых - эрзянский и мокшанский - стали языками.

К началу 20 века ареал мордовского народа охватывал всю Россию. Мордовские поселения были отмечены в Иране и Турции, но большая часть жила в Нижегородской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской и Самарской губерниях. В это время большинство представителей мордвы от язычества перешли к православию.

И конечно все историки сошлись во мнении, что самыми характерными чертами мордвы, так называемыми национальными качествами, являются упорство, застенчивость, не расчетливость и невысокая коммуникабельность.

Вся Россия отразилась в портрете Мордовии, в которой проживает сегодня около 900 тыс. человек. «Шумбрат!» – именно так приветствуют гостей на мордовской земле уже много столетий подряд. Шумбрат, мы рады гостям!

История мордовских племен прослеживается начиная с 1 тысячелетия до н.э.

В конце 14 века начался процесс вхождения мордовских земель в состав московского княжества.

Со второй половины 1 тысячелетия н.э. в нем начали образовываться территориальные диалекты, два из которых - эрзянский и мокшанский - стали языками.

К началу 20 века ареал мордовского народа охватывал всю Россию.Вся Россия отразилась в портрете Мордовии, в которой проживает сегодня около 900 тыс. человек.

Данная статья посвящена историческим событиям, происходившим на территории современной Республики Мордовия .

Первобытное общество на территории мордовского края [ | ]

Основная статья:

Западная часть Среднего Поволжья была заселена в древнем каменном веке - палеолите. На территории Мордовии памятники этого времени пока не обнаружены.

Наиболее ранние поселения из найденных относятся к мезолиту - среднему каменному веку (9-6-е тыс. до н. э.). После отступления ледника, в бореальный климатический период, растительность и животный мир стали приближаться к современным.

Мордовский край в условиях абсолютной монархии [ | ]

Реформы Петра I. Изменения в административном устройстве. Христианизация мордвы [ | ]

В 18 в. произошли значительные изменения в административном устройстве края, который был разделён между 3 губерниями, 5 провинциями и 6 уездами. Политическое развитие мордовского края в Петровскую эпоху проходило в русле общероссийских тенденций. Среди политических событий начала 18 в., затронувших мордовский край, - , ставший последним набегом кочевников в регион. По материалам 3-й ревизии (1762-1766), население края составляло около 334 тыс. чел. На долю мордвы приходилось менее 25 %, русских - более 70 %, татар и представителей других народностей - около 5 %. Мордовский край был сельскохозяйственным регионом: 96 % всего населения - крестьяне .

Эпоха дворцовых переворотов. Развитие промышленности [ | ]

В эпоху Екатерины II дворяне упрочили своё положение в государственном аппарате. Добившись освобождения от обязательной службы в армии и усилив полицейские порядки в вотчинах, дворянство удовлетворило все свои требования: оно имело право продавать, менять, отдавать в солдаты крестьян, распоряжаться их имуществом, вмешиваться в их личную жизнь. Правительство Екатерины II пыталось снять социальную напряжённость. В этих целях была проведена секуляризация церковно-монастырских земель, созвана Уложенная комиссия. Мордовские крестьяне в своих наказах выдвигали требования о неприкосновенности их земель, равенстве всех перед законом. Но Екатерина II, использовав как предлог начало русско-турецкой войны, распустила Уложенную комиссию. Это придало дополнительный импульс к разгоранию широкомасштабной гражданской войны (см. Гражданская война 1773-1775 годов).

Начало XIX в. Отечественная война 1812 г. Сельское хозяйство и промышленность [ | ]

Основная статья:

Территориальное освоение русским населением Поволжья в конце 18 - 1-й половине 19 в. привело к трансформации традиционного мордовского общества. Для этого периода характерны сравнительно высокие темпы прироста населения - в 2 раза. Эрзяне с мокшанами составляла четвёртую часть всего населения (204 160 чел.), русских было 626 162, татар - 40 688 чел. Этнодемографическая ситуация в регионе обусловила распространение русского крестьянского уклада. Административная и судебная власть в крае полностью подчинялась российской правовой системе.

Вторая половина XIX в. - начало XX в. [ | ]

Основная статья:

Во 2-й половине 19 в. продолжали складываться капиталистические отношения. Их развитие ускорили буржуазные реформы (см.), прежде всего отмена крепостного права . «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г. дали личную свободу более чем 292 тыс. (39,4 %) крепостных, в том числе 9,9 тыс. эрязяских и мокшанских и 4,4 тыс. татарских крестьян. Однако в процессе наделения землёй бывшие крепостные крестьяне потеряли более 13,6 % дореформенных земель, а 13,0 % вышли на свободу с дарственными наделами, составлявшими в среднем 0,8 десятины на душу. Выкупленная земля обошлась в 3,6 раза дороже, чем стоила.

Революции и социальные конфликты 1917 г [ | ]

Основная статья:

Основная статья:

В уездах мордовского края о свержении монархии стало известно 1-2 марта 1917 г. Это событие было отмечено демонстрациями, митингами, общественными беспорядками, произошедшими в Саранске и других уездных городах и сопровождавшимися погромами и арестом представителей власти.

В марте началось формирование местных органов Временного правительства: созданы временные уездные исполнительные комитеты (4-8 марта) и назначены временные уездные комиссары (7-11 марта); упразднена полиция и образована милиция. Были созваны крестьянские и земские уездные съезды, на которых избирали постоянные исполнительные комитеты. Организация всесословных волостных земств затянулась до осени, их роль выполняли возникшие органы крестьянского самоуправления в виде крестьянских комитетов (март) и Советов (май - август), избранных на волостных и сельских сходах. Одновременно в уездах края создавались Советы рабочих, Советы солдатских (март - апрель) и Советы крестьянских (конец апреля - начало мая) депутатов; позднее произошло слияние в Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (апрель - июль). Возникли первые профессиональные союзы, фабрично-заводские комитеты. В формировании новых органов власти Временного правительства и Советов участвовали левые партии: эсеры и социал-демократы.

Сильные позиции эсеров и слабость большевиков привели к отсутствию ярко выраженного характера двоевластия в крае, имевшего ряд специфических черт и существовавшего с марта 1917 г. до марта 1918 г. Апрель - июль 1917 г. (см. Апрельский кризис 1917 г. ,) были отмечены ростом народного недовольства. Главным и объединяющим все восстания 1917 г. оставался вопрос о разделе помещичьих земель. К осени в связи с ухудшением снабжения городов, нерешённостью земельного вопроса в крае выросла социальная напряжённость, выразившаяся в массовых.

«Военный коммунизм» и Гражданская война (1918-1921 гг.) [ | ]

Основная статья:

Весной - летом 1918 г. на территории современной Мордовии, как и в целом по России, складывалась политика «военного коммунизма», включавшая ряд экономических, политических и социальных мероприятий. Была проведена ускоренная национализация промышленных предприятий (1918), включая нецензовое производство, созданы Советы народного хозяйства, введён запрет на частную торговлю, прямой товарооборот города с селом, конфискованы помещичьи имения и владения крупных собственников, на уравнительных началах проходил передел земли между крестьянами и т. д. В результате проведения аграрной политики в первые годы советской власти крестьянство получило около 210 тыс. десятин помещичьих, удельных, государственных земель. Власть создавала различные формы советского и коллективного землепользования - артели сельскохозяйственные, коммуны сельскохозяйственные, товарищества по совместной обработке земли, колхозы, совхозы. Однако опыт первых советских и коллективных хозяйств был неудачным, и обстановка в деревне продолжала ухудшаться; середняки, зажиточные крестьяне и кулаки относились к новым образованиям отрицательно, усиливался голод среди бедных слоёв населения, начавшийся ещё в годы Первой мировой войны .

Всего за период войны из Мордовии на фронт ушло около 240 тыс. человек.

От аграрно-индустриальной к индустриально-аграрной экономике (1945-1965 гг.) [ | ]

Основная статья:

Основная статья:

Ссылки [ | ]

География расселения во многом определяет важные факторы его истории. Природа формирует хозяйственный уклад жизни, а он оказывает влияние на формирование антропологического типа народа. Мордовский народ исторически сложился на территории Окско-Волжского междуречья, в лесостепной зоне, богатой лесами и реками, с умеренно-континентальным климатом. Основной средой обитания для мордовского народа был лес, он поставлял и строительный материал и пищу и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Здоровый климат и образ жизни, плодородная земля и блага леса способствовали формированию здорового, физически крепкого населения. Лес не только формировал антропологический тип, но и уклад жизни мордвы, занимавшихся не только земледелием, но и охотой, бортничеством, заготовкой пушнины, скотоводством. Важным фактором формирования антропологического типа являлись и структура питания и тип жилища. Растительная пища мордвы не отличалась от пищи русских, но животную пищу они употребляли чаще, традиционно потребляли мед. Мордовские жилища отличались от русских - раздельным помещением домов и дворов, и наличие бани (древнего изобре­тения финнов).

Мордва принадлежит к финно-угорской группе уральской расы, их предки подвергались европеизации под воздействием контактов с литовскими, германскими, славянскими и др. племенами. История мордовских племен прослеживается начиная с 1 тыс. до н.э. А в 1 тыс. н.э. из финно-угорской общности выделились мордовские племена. Мокшанская группа селилась на юго-восточных землях Сурско-Окско-Мокшанского междуречья, эрзянская на северо-западе. Мордовская земля во все времена была относительно густо населена. Кроме мордвы здесь жили и другие народы, оказывающие влияние на формирование ее культуры и хозяйства. Это были татары, чуваши, русские, вторгались на землю мордвы и гунны, и болгары, хазары, печенеги, по­ловцы, монголы. Самое крупное нашествие началось в 1237 г. - нашествие Батыевых орд, вслед за которым установилось золотоордынское иго, прервав­шее естественноисторическое развитие.

В 1, начале 2 тыс. н.э. оформился хозяйственно-культурный комплекс и религиозное мировоззрение мордвы. Об этом свидетельствуют раскопки в Дубенском р-не (железные наконечники стрел, сохи, серпы, зерна культурных растений, кости домашних лошадей, коров, свиней, овец, изде­лия из дерева, глины, кожи и тканей, ювелирные украшения). С появлением в 1 тыс. железных орудий труда, появлением излишков продуктов происходит расслоение общества и распад родового общества. На смену родовой общине пришла соседская, зарождаются раннефеодальные отношения. В условиях даль­нейшего развития производительных сил и феодальных отношений, а также под влиянием внешний угрозы в начале 2 тыс. н.э. происходит процесс складывания единой мордовской народности. Мордовский эпос пронизан мотивами общности судеб эрзи и мокши, неразрывности их хозяйственной и духовной жизни, прославляется Тюштя - вождь и правитель мордовского народа.

В начале 2 тыс. н.э. у мордвы стали оформляться государственные образования: у мокши - в бассейне реки мокши и в Верхнем Присурье во главе с князем Пурешом, у эрзи - в Окско-Сурском междуречье во главе с князем Пургасом (это было еще до вторжения орд Батыя). После на­шествия южно-мордовские земли практически обезлюдели, заниматься землепашеством там было опасно. Наиболее плотно были заселены мордвой земли по рекам Мокша, Алатырь и в районе Мурома.

В 14 в. лесостепная полоса, куда входили и мордовские земли, была житницей ордынского государства. Являясь носителями высокой земледельческой культуры, мордва связывала с земледелием многие религиозные языческие обряды. Перед началом всех сельхозработ проводились моления, мордва верили в добрые и злые духи. Поклонялись богам плодородия. Кроме земледелия занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством.

В конце 14 в. начался процесс вхождения мордовских земель в состав московского княжества. После вхождения мордовских земель в Российское государство русские князья уже оговаривали условия владения и наследования (в документах времен Ивана3 от 1505 г. и Ивана4 от 1572 г.). Москов­ское княжество включало в 15 в. и мордовские земли. Становление статуса мордовских князей произошло в период разложения первобытного общества. У мордовских князей были свои владения, и они были относительно самостоятельными еще в 15-16 вв. Экспансия русских и татарских кня­зей вынуждала их формировать военные дружины. В 1392 г. Нижегородское княжество, включавшее земли мордвы-эрзи вошло в состав Московского. В 1393 г. Мещера насе­ленная мордвой - мокшей и эрзей добровольно признали власть Москвы. В договора от 1396 г. между русскими князьями мордва уже не фигурирует как политический противник, потому что мордовские князья несли службу у них, обороняя русскую территорию. К 15 в. право верховного распорядителя мордовскими землями присвоил себе московский великий князь, который вершил судьбами не только населения, но местных князей. Так в 15 в. мордовские и татарские князья стали вассалами московских великих князей. В конце 15 в. сложилось Российское государство, Иван3 с 1485 г. стал носить титул великого князя, а Иван4 с 1547 г. - титул царя. В 16 в. сложились централизованные органы власти - приказы. Мордовским краем управляло несколько приказов. Постепенно владения мордовских князей преобразовывались в уезды. В 16 в. мордва проживала в Муромском, Нижегородском, Арзамасском, Шацком, Темниковском, Алатырском уездах. В 16 в. Российское государство предпринимало решительные меры против Казанского ханства, активную роль в этом играла и мордва. Во взятии Казани отличились многие представители мордвы, а позднее уча­ствовали в охране границ Русского государства. Мордва расселялась и уходила все дальше от своих исконных территорий: в симбирский, саратов­ский, башкирский и другие края.

В 16-17 вв. в Мордовии оформилось четыре категории крестьян: дворцовые, государственные, монастырские и помещичьи. В это время происходит изменение в развитии крестьянских хозяйств всех категорий. Была проведена перепись и за деревнями закреплялись определенные земли. Мордовские крестьяне прикреплялись к записанным за ними землям. Ясак взимался в продуктово-денежной форме, объектом обложения являлась земля. Кроме земледелия и животноводства крестьяне занимались добычей пушнины, пчеловодством, шла торговля продуктами деятельности. Центрами городской торговли и ремесел были Саранск, Темников, Алатырь, Арзамас, Краснослободск, Инсар, Троицк и др. В 17 в. уже крепли торговые связи с Москвой.

Крестьянские войны начала 17 в. были вызваны обострением противоречий крестьянства и помещиком, усилением крепостного права в конце 16 в. Восстание Болотникова в 1606-07 гг. охватили многие регионы России, в том числе и Мордовию. Повстанцы заняли Алатырь, расправились с представите­лями власти, громили дворянские усадьбы. Борьба в мордовских уездах приняла острый характер, активно участвовали и русские и мордва. Со стороны власти последовали карательные меры, которые не сломили восставших. Примерно через год в 1609 г. они опять объединились в отряды и сражались с правительственными отрядами. Крестьянская война была подавлена, но показала силу народных масс.

Причиной крестьянской войны Разина 1670-71 гг. послужили дальнейшее закрепощение, все возраставшие налоги. Мордовские земли в ко­роткий срок перестали быть вольным краем, как и все Поволжье они превращались в территорию, откуда крестьяне бежали от феодального гнета. Еще до восста­ния Поволжье стало местом крестьянских волнений. В 1670 г. войско Разина двинулось вверх по Волге, к ним присоединились многие крестьяне Мордовии, много мордвы сложило голову в боях. Крестьянская война под предводительством Разина потерпела поражение. Карательные меры привели к сокращению мужского населения и запустению многих кресть­янских дворов. Совместная борьба русских, мордвы и татар сыграла роль в укреплении дружественных отношений.

Таким образом, за время пребывания в составе России экономическое и правовое положение мордовских крестьян и русских во многом сблизи­лось. В мордовских землях многие дворяне получили земли, появились все категории крестьян. Несмотря на прогрессивное и благотворное влияние рус­ских на все стороны жизни мордвы и социально-экономическое развитие, политика власти была направлена на ассимиляцию. С укреплением феодальных отношений и усиления гнета возникали крестьянские восстания, где активно участвовала мордва.

Мордва в отличие от других народов Поволжья не образует значительных этнических массивов, а расселяется вперемешку с русскими и татарами. Хотя на территории Мордовии большинство было одно-национальных селений. При создании уездов этническая принадлежность не учитывалась. Были образованы Самарский, Алатырский, Саранский, Темниковский уезды, на территории которых жила мордва и русские и татары. В 18 в. растет численность населения, что способствовало переходу на подушный сбор налогов. Новые поселения в 18 в. появлялись редко, т.к. территория в основном уже была освоена. Одной из причин появления новых сел была христианизация иноверцев, т.к. крещеные и некрещеные жили отдельно.

В 18 в. в мордовском крае были широко представлены такие отрасли промышленности, как винокурение, поташное производство, металлургия и легкая промышленность. В 17-18 вв., несмотря на тяжесть феодально-крепостнических порядков и усиление национально-колониального гнета, в мордовском крае ускоренно растет товарное производство, определилось лицо края в системе всероссийского рынка. Одновременно росла имущественная дифференциация. Росло социальное напряжение. Мордва имела богатый опыт ведения многоотраслевого хозяйства, они отличались трудолюбием и упорством. Мордва при вхождении в Россию получили возможность приобщиться к культуре в духовной и материальной сфере. Этому способствовала массовая христианизация мордвы. Но были и утрачены многие религиозные мировоззрения мордвы и многие культурные ценности, хотя язык и культуру удалось сохранить.

Тема: «История возникновения Мордовии».

Цель:

Воспитывать любовь к своей малой родине, прививать интерес к получению новых знаний о своём родном крае.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья.

Мы, твои дети, славим тебя!

Мы с вами живём в стране, имя которой – Российская Федерация. Но у каждого человека есть ещё и малая родина – это место, где человек родился, вырос. Наша малая родина – Республика Мордовия , мордовский край. Для нас она - самая любимая и родная.

Имя нашей республике дал издавна проживающий здесь народ – мордва . Многие учёные считают, что своё имя мордва получила от древнеиранского слова «мард» - мужчина (мордовское мурде, мирде – мужчина). С давних времён названия, связанные с Мордовией , были известны историкам и путешественникам.

В старину мордва жили в небольших деревнях. Эти деревеньки находились в окружении лесов, рек. В лесах люди прятались от врагов, охотились, расчищали леса от деревьев, выращивали зерно, из выращенного зерна пекли хлеб, в реках ловили рыбу. Со временем мордовскому народу надоело прятаться от врагов и жить в глуши, и объединился с народами России. В то время и определились границы Мордовии. По ней прошла пограничная линия Русского государства и стали мордва защищать Россию. Строились крепости, заграждения из поваленных деревьев и тем самым, создавалось препятствие для врага. Народ вызывал восхищение у князей.

… Жила – была деревянная лучина. По вечерам в низенькой курной избушке старик – мордвин, одетый в грубую холщовую рубаху, выстругивал ее, их сухого елового полена. И когда лучинка разгоралась тусклым смоляным пламенем, она видела перед собой закопченные стены убогого жилища и единственное затянутое бычьем пузырем окошко. И ещё изможденную женщину, склонившуюся над прялкой и голодные глаза выглядывающих с печи ребятишек.

Это не сказка. Такой домик имеется в Мордовском республиканском краеведческом музее. Еще в начале двадцатого века ютились в таких избушках тысячи мордовских семей. При лучине молились богу и плели лапти, рожали детей и умирали.

Воспитанник:

Первые сведения о её народе сообщил историк Иордан, живший в 6 веке. Более подробные сведения о мордве привёл монарх Юлиан, посетивший наш край в 13 веке. Он рассказал про обширную страну – царство Мордвинов. Двести лет спустя итальянский путешественник Иосафат Барбао упомянул о богатом народе мокша и стране Мокшия. Описания мордовских земель оставили и восточные авторы. Первым русским источником, в котором прозвучало слово «мордва», была «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печорского монастыря Нестором. В Никоновской летописи 16 века содержатся данные о первых мордовских князьях.

Воспитанник:

О самых первых жителях края нам помогает узнать наука археология. С её помощью учёные выяснили, что первые люди на территории Мордовии появились примерно 10-7 тысяч лет назад. Вначале нашёй эры стали формироваться основные признаки древнемокшанской и древнеэрзянской культур. В 7-9 веках мордва по частям была подчинена трём государствам: Древнерусскому, Хазарии и Волжской Булгарии.

В тоже время у мордвы начали складываться собственные государства. Русские летописи описывают страну мордвы-« Пургасову волость», упоминают первых князей – Пургаса и Пуреша. В 13 веке Мордовский народ подвергся страшному испытанию – нападению монгола – татар. Всё население было обложено многочисленными поборами – податями и данями. По требованию завоевателей мордва должна была кормить сборщиков дани, давать им лошадей, а также выставлять воинов в армию ханов.

Воспитанник:

В 15 – 16 веках земли, где проживала мордва, вошли в состав Российского государства. С этого времени на территории мордовского государства началось расселение русских, которые до сегодняшнего дня живут бок о бок с мордвой. Два народа на протяжении многих веков вели борьбу против общих врагов, вместе сооружали оборонительные укрепления вдоль южных границ государства. Так были построены крепости Темников, Краснослободск, Саранск и Инсар.

До 20 века понятия « Мордовия » не существовало. Земли мордовского края были распределены по нескольким губерниям: Пензенской, Нижегородской, Тамбовской и Симбирской, а его основное население принимало активное участие во всех основных событиях российской истории крестьянских войнах, борьбе против иностранных захватчиков, (поляков, шведов, французов), первой российской революции, Первой мировой войне.

Воспитанник:

Важные перемены произошли на территории края после 1917 года. Тогда среди лучших представителей мордовской интеллигенции возникла идея объединения мордвы. В 1928 году был создан Мордовский округ. В него вошли земли из бывших Пензенской и Симбирской губерний. Столицей округа стал город Саранск, руководителем - С. С. Шишканов.

10 января 1930 года округ был преобразован в Мордовскую автономную область. Этот день мы считаем днём рождения Мордовии. В 1934 году она была переименована в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР). Вместе с новым статусом республика получила герб и флаг. В 1937 году была принята Конституция МАССР.

В последующие годы в МАССР развернулось промышленное строительство, шёл рост городского населения. Жители Мордовии внесли свой вклад в победу СССР над фашистской Германией. Имена наших земляков – Пуркаева М. А., Девятаева М. П. и многих других – навечно вошли в историю России.

Воспитанник:

198 уроженцев Мордовии были удостоены высшей государственной награды – звания Героя Советского союза (России). Большинство награждённых – участники Великой Отечественной войны. Первым Героем из Мордовии был И. А. Пожарский, погибший во время вооружённого конфликта между СССР и Японией у озера Хасан. После 1945 Героями Советского Союза и России стали маршал С. Ф. Ахромеев, летчик космонавт В. Н. Дежуров и спецназовец А. Ю. Янклович.

Воспитанник:

Мы и наши потомки будет вечно помнить, и гордиться своими земляками, которые внесли большой вклад в современную культуру, искусство. Будем гордиться величайшими и талантливыми писателями, художниками и спортсменами. Степан Дмитриевич Эрьзя – скульптор, уроженец с. Баево Ардатовского района, знаменит не только в Мордовии и России, а даже за рубежом. Известные писатели – Кузьма Абрамов, Иван Никитович Кудашкин, Александр Васильевич Арапов и многие другие, если рассказывать о всех, нужно много времени, каждый из них замечателен и неповторим. А скольким нашим землякам еще предстоит покорять вершины и прославлять Мордовию! А наши спортсмены показали на Олимпиаде в Афинах, что Мордовский народ силен и вынослив – об этом говорят призовые места. Богата земля мордовская на таланты.

Воспитанник:

В1990 году Мордовия была переименована в мордовскую Советскую Социалистическую Республику (МССР). В 1991 году был избран Президент МССР. Им стал В. Д. Гуслянников. Однако через два года этот пост был ликвидирован и власть перешла в руки Верховного совета МССР.

В январе 1994 года на карте Российской Федерации появилась Республика Мордовия (РМ). Была принята Конституция РМ. Главой республики стал Н. И. Меркушкин. Позже Н. И. Меркушкин ещё дважды одерживал победу на всенародных выборах Главы РМ, а в2006 году был утвержлён на этой должности Госсобранием РМ по предложению Президента России В. В. Путина.

14 мая 2012 года новым Главой Мордовии стал Владимир Дмитриевич Волков. Его кандидатуру, предложенную президентом России В.В.Путиным, утвердили депутаты Госсобрания республики.

Воспитатель:

Сегодня Мордовия - процветающая республика, она современна и не уступает по уровню жизни другим передовым республикам и областям. Столица Мордовии - Саранск быстро застраивается и приобретает европейский стиль инфраструктуры. Буквально за десять лет Саранск практически полностью изменился благодаря новым застройкам и устранению старых зданий и предприятий. Такими темпами в ближайшем времени Саранск будет походить на Москву и другие города Европы. В Мордовию стали приезжать разные знаменитости, чтобы посмотреть на красоту и изящность этих мест. Строится футбольный стадион, где в 2018 году пройдет чемпионат мира по футболу. Это еще раз показывает, насколько Мордовия процветает и занимает хорошие позицию в России.