§ 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
Превращение США в ведущую мировую державу . Война привела к резким сдвигам в соотношении сил в мире. США не только мало пострадали в войне, но и получили значительные прибыли. В стране возросла добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали. Основой такого экономического подъема стали большие военные заказы правительства. США заняли лидирующее положение в мировом хозяйстве. Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии было вывезено большое число немецких специалистов и научно-техническая документация. Военная конъюнктура способствовала развитию сельского хозяйства. На продовольствие и сырье в мире существовал большой спрос, что создавало благоприятное положение на аграрном рынке и после 1945 г. Страшной демонстрацией возросшей мощи США стали взрывы атомных бомб в японских городах Хиросима и Нагасаки. В 1945 г. президент Г. Трумэн открыто говорил, что на Америку легло бремя ответственности за дальнейшее руководство миром. В условиях начала «холодной войны» США выступили с концепциями «сдерживания» И «отбрасывания» коммунизма, нацеленных против СССР. Военные базы США покрывают значительную часть мира. Наступление мирного времени не остановило вмешательства государства в экономику. Несмотря на похвалы свободному предпринимательству, развитие экономики после «нового курса» Рузвельта уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Под контролем государства осуществлялся переход промышленности на мирные рельсы. Была реализована программа строительства дорог, электростанций и т.д. Совет экономических консультантов при президенте давал рекомендации органам власти. Были сохранены социальные программы времен «нового курса» Рузвельта. Новая политика называлась «справедливым курсом». Наряду с этим проводились меры по ограничению прав профсоюзов (закон Тафта-Хартли). Одновременно по инициативе сенатора Дж. Маккарти развернулись гонения на людей, обвиняемых в «антиамериканской деятельности» (маккартизм). Жертвами «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие известные, как Ч. Чаплин. В рамках подобной политики продолжалось наращивание вооружении, в том числе ядерных. Завершается складывание военно-промышленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и военной индустрии.
50-60-е гг. ХХ в. были в целом благоприятны для развития экономики происходил ее быстрый рост, связанный прежде всего с внедрением достижений научно-технической революции. В эти годы в стране больших успехов достигла борьба негритянского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил М.Л Кинг, привели к запрету расовой сегрегации. К 1968 г. были приняты законы, обеспечивающие равноправие чернокожих. Однако добиться реального равноправия оказалось гораздо сложнее юридического, влиятельные силы сопротивлялись этому, что нашло выражение в убийстве Куинга.
Проводились и другие преобразования в социальной сфере.
Ставший в 1961 г. президентом Дж. Кеннеди проводил политику «новых рубежей», нацеленную на создание общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступности, предотвращение ядерной войны). Были приняты моще важные социальные законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.
В конце 60 - начале 70-х гг. хх в. положение США ухудшается.
Это было связано с эскалацией войны во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х п. ХХ в. Эти события стали одним из факторов, приведших к политике разрядки: при президенте Р. Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.
В начале 80-х п. ХХ в. начался новый экономический кризис.
В этих условиях президент Р. Рейган провозгласил политику, названную «консервативной революцией». Были сокращены социальные расходы на образование, медицину, пенсии, но снижались и налоги. США взяли курс на развитие свободного предпринимательства, сокращение роли государства в экономике. Этот курс вызвал многие протесты, но способствовал улучшению положения в экономике. Рейган выступал за наращивание гонки вооружений, однако в конце 80-х п. ХХ в. по предложению лидера СССР М. С. Горбачева начался процесс нового сокращения вооружений. Он ускорялся в обстановке односторонних уступок со стороны СССР.
Крушение СССР и всего социалистического лагеря способствовало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. ХХ в. при президенте у Клинтоне. США превратились в единственный центр силы в мире, стали претендовать на мировое лидерство. Правда, в конце ХХ-начале ХХI в. экономическая ситуация в стране ухудшилась. Серьезным испытанием для США стали террористические акты 11 сентября 2001 г. Атаки террористов в Нью-Йорке и Вашингтоне стоили жизни более 3 тыс. человек.
Ведущие страны Западной Европы.
Вторая мировая война подорвала экономику всех стран Европы. Огромные силы пришлось затратить на ее восстановление. Болезненные явления в этих странах были вызваны крушением колониальной системы, потерей колоний. Так, для Великобритании итоги войны, по словам У. Черчилля, стали «триумфом И трагедией». Англия окончательно превратилась в «младшего партнера» США. К началу 60-х п. ХХ в. Англия потеряла почти все свои колонии. Серьезной проблемой с 70-х гг. ХХ в. стала вооруженная борьба в Северной Ирландии. Экономика Великобритании долго не могла возродиться после войны, до начала 50-х гг. ХХ в. сохранялась карточная система. Пришедшие к власти после войны лейбористы провели национализацию ряда отраслей промышленности, расширили социальные программы. Постепенно ситуация в экономике улучшилась. В 5060-е гг. ХХ в. происходил интенсивный экономический рост. Однако кризисы 1974-1975 и 1980-1982 гг. нанесли стране сильный урон. Пришедшее к власти в 1979 г. правительство консерваторов во главе с М. Тэтчер выступило в защиту «истинных ценностей британского общества». На практике это выразилось в приватизации государственного сектора, уменьшении государственного регулирования и поощрении частного предпринимательства, сокращении налогов и социальных расходов. Во Франции после Второй мировой войны под влиянием коммунистов, резко повысивших свой авторитет в годы борьбы с фашизмом, произошла национализация ряда крупных отраслей промышленности, была конфискована собственность пособников немцев. Расширились социальные права и гарантии народа. В 1946 г. была принята новая конституция, установившая режим Четвертой республики. Однако внешнеполитические события (войны во Вьетнаме, Алжире) делали ситуацию в стране крайне неустойчивой.
На волне недовольства в 1958 г. к власти пришел генерал Ш. де Голль. Он провел референдум, принявший новую конституцию, резко расширяющую права президента. Наступил период Пятой республики. Ш. де Голлю удалось решить ряд острых проблем: французы ушли из Индокитая, получили свободу все колонии в Африке. Первоначально де Голль пытался с помощью военной силы сохранить за Францией Алжир, являвшийся родиной для миллиона французов. Однако эскалация военных действий, усиление репрессий против участников национально-освободительной войны вели лишь к росту сопротивления алжирцев. В 1962 г. Алжир получил независимость, а большинство французов оттуда бежало во Францию. В стране была подавлена попытка военного переворота со стороны сил, выступавших против ухода из Алжира. С середины 60-х п. ХХ в. более независимой стала внешняя политика Франции, она вышла из военной организации НАТО, был заключен договор с СССР.
Одновременно улучшилось положение в экономике. Однако противоречия в стране сохранялись, что привело к массовым выступлениям студентов, рабочих в 1968 г. Под влиянием этих выступлений в 1969 г. де Голль ушел в отставку. Его преемник Ж Помпиду сохранил прежний политический курс. В 70-е гг. ХХ в. положение в экономике стало менее стабильным. На выборах 1981 г. президента м был избран лидер социалистической партии Ф. Миттеран. После победы социалистов на парламентских выборах они сформировали свое правительство (с участием коммунистов). Был проведен ряд реформ в интересах широких слоев населения (сокращение рабочего дня, увеличение отпусков), расширены права профсоюзов, национализирован ряд отраслей промышленности. Однако возникшие экономические проблемы заставили правительство пойти по пути жесткой экономии. Усилилась роль правых партий, с правительствами которых должен был сотрудничать Миттеран, реформы были приостановлены. Серьезной проблемой стало усиление националистических настроений во Франции из-за массового наплыва в страну эмигрантов. Настроения СТОРОННИКОВ лозунга «Франция для французов» выражает Национальный фронт во главе с Ж -М.Ле Леном, который временами получает значительное число голосов. Влияние левых сил сократилось. На выборах 1995 г. президентом стал правый политик голлист Ж Ширак.
После возникновения в 1949 г. Федеративной Республики Германии ее правительство возглавил лидер Христианско-демократического союза (ХДС) Аденауэр, который оставался у власти до 1960 г. Он проводил политику создания социально ориентированной рыночной экономики при значительной роли государственного регулирования. После завершения периода восстановления хозяйства развитие немецкой экономики шло очень быстрыми темпами, чему способствовала помощь США. ФРГ превратилась в экономически мощную державу. В политической жизни происходила борьба между ХДС и социал-демократами. В конце 60-х гг. ХХ в. К власти пришло правительство с преобладанием социал-демократов во главе с В.Брандтом. Были проведены многие преобразования в интересах широких слоев населения. Во внешней политике Брандт нормализовал отношения с СССР, Польшей, ГДР. Однако экономические кризисы 70-х гг. хх в. привели к yxyдшению положения страны. В 1982 г. к власти пришел лидер ХДС Г. Коль. Его правительство сократило государственное регулирование экономики, проводило приватизацию. Благоприятная конъюнктура способствовала увеличению темпов развития. Произошло объединение ФРГ и ГДР. к концу 90-х гг. хх в. возникли новые финансово-экономические проблемы. В 1998 Г. на выборах победили социал-демократы во главе с Г. Шредером.
В середине 70-х гг. ХХ в. в Европе исчезли последние авторитарные режимы. В 1974 г. в Португалии военные совершили переворот свергнув диктаторский режим А. Салазара. Были проведены демократические преобразования, национализирован ряд ведущих отраслей промышленности, предоставлена независимость колониям. В Испании после смерти диктатора Ф. Франко в 1975 г. началось восстановление демократии. Демократизацию общества поддержал король Хуан Карлос 1. Со временем были достигнуты значительные успехи в экономике, вырос уровень жизни населения. После окончания Второй мировой войны в Греции разгорелась гражданская война (1946-1949) между прокоммунистическими и прозападными силами, поддержанными Англией и США. Она завершилась поражением коммунистов. В 1967 г. в стране произошел военный переворот и был установлен режим «черных полковников». Ограничивая демократию, «черные полковники» в то же время расширили социальную поддержку населения. Попытка режима присоединить Кипр привела к его падению в 1974 г.
Европейская интеграция. Во второй половине ХХ в. наметились тенденции к интеграции стран во многих регионах, особенно в Европе. Еще в 1949 г. возник Совет Европы. В 1957 г. 6 стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) - Общего рынка, снимающего таможенные барьеры. В 70 - 80-е гг. хх в. количество членов ЕЭС возросло до 12. В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент прямым голосованием. В 1991 г. в результате долгих переговоров и десятилетий сближения стран ЕЭС в голландском городе Маастрихте были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах. В 1995 г. ЕЭС, в которое входило уже 15 государств, было преобразовано в Европейский союз (ЕС). С 2002 г. в 12 странах ЕС была окончательно введена единая валюта - евро, что усилило экономические позиции этих стран в борьбе с США и Японией. Договоры предусматривают расширение наднациональных полномочий ЕС. Основные направления политики будут определяться Европейским советом. Для принятия решений необходимо согласие 8 из 12 стран. В будущем не исключается создание единого европейского правительства.
Япония. Вторая мировая война имела для Японии тяжелейшие последствия - разрушение экономики, потеря колоний, оккупация. Под давлением США японский император согласился на ограничение своей власти. В 1947 г. была принята Конституция, расширявшая демократические права и закреплявшая мирный статус страны (военные расходы по Конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюджета). У власти в Японии почти постоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП). Японии очень быстро удалось восстановить свою экономику. С 50-х гг. ХХ в. начинается ее резкий подъем, получивший название японского «экономического чуда». Это «чудо» было, помимо благоприятной конъюнктуры, основано на особенностях организации экономики и менталитете японцев, а также малой доли военных расходов. Трудолюбие, неприхотливость, корпоративно-общинные традиции населения позволяли японской экономике успешно конкурировать. Был взят курс на развитие наукоемких отраслей, сделавших Японию лидером по производству электроники. Тем не менее на рубеже ХХ и XXI вв. в Японии возникли значительные проблемы. Все чаще вспыхивали скандалы вокруг ЛДП, связанные с коррупцией. Замедлились темпы экономического роста, усилилась конкуренция со стороны «новых индустриальных стран» (Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии), а также Китая. Китай представляет для Японии и военную угрозу.
Основой развития экономики передовых стран мира во второй половине ХХ – начале ХХI в. являлись достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперед совершила радиоэлектроника. Достижения в генетике позволили получать новые сорта растений, повысить эффективность животноводства.
В 70-е гг. ХХ в. Начался новый этап научно-технической революции. Наука сливается с производством, превращаясь в непосредственную производственную силу. Еще одна черта данного этапа – резкое сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство. Своеобразный символ того времени – персональный компьютер, ставший в развитых странах с последних десятилетий ХХ в. Неотъемлемой частью как производства, так и частной жизни. Появление Интернета сделало общедоступным огромное количество информации. Микропроцессоры начали широко применять для автоматизации производства, в бытовых приборах. Огромные перемены произошли в средствах связи (факсы, пейджеры, мобильные телефоны). Ярчайшим достижением науки является освоение космоса. В 1961 г – полет Юрия Гагарина, давший толчок к советско-американской гонке в исследовании космического пространства. Достижения этой гонки: выход человека в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере и Марсе, создание орбитальных космических станций и многоразовых космических кораблей и т.д. Американцы объявили о полетах своих астронавтов на Луну. После распада СССР интенсивность космических исследований заметно снизилась, однако они продолжались. Началось создание международной космической станции; в этом проекте приняли участие США, Россия, страны ЕС и Азии.
Значительных успехов добились биология и медицина, столкнувшиеся с неизвестными ранее заболеваниями (СПИД, Лихорадка Эбола, коровье бешенство) и вплотную подошедшие к решению проблемы клонирования. Этот метод вызвал дискуссии в обществе о морально-этических последствиях результатов его применения. В конце ХХ в. наука позволяет врачам успешно лечить сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, пересаживать жизненно важные органы человека, увеличивать его рост, устранять другие дефекты физического развития.
Новый шаг в исследовании сверхпроводимости и конструировании термоядерных реакторов сделали физики.
Сегодня многие регионы планеты покрыты транспортными путями, широкими автомагистралями и скоростными железными дорогами. Путешествие через континенты и океаны на борту сверхзвуковых лайнеров занимает всего лишь несколько часов.
Подлинными чудесами инженерной мысли стали телевизионные башни, протяженные мосты и подводные туннели, один из которых – под проливом Ла-Манш – соединил в 1995 г. Британские острова с европейским континентом. Все эти достижения легли в фундамент информационного общества ХХI века, переход к которому поставил в центр общественно-философской мысли Человека, стремящегося преодолеть издержки «общества массового потребления» с его культом денег и вещей, забвения гуманистических ценностей и идеалов духовности.
Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в.
Начало строительства социализма.
В годы Второй мировой войны в странах Восточной Европы значительно возрос авторитет левых сил, прежде всего коммунистов. В ряде государств они возглавили антифашистские восстания (Болгария, Румыния), в других руководили партизанской борьбой. В 1945 - 1946 гг. во всех странах приняли новые конституции, ликвидировали монархии, власть перешла к народным правительствам, были национализированы крупные предприятия и проведены аграрные реформы. На выборах коммунисты заняли прочные позиции в парламентах. Они призывали к еще более радикальным переменам, против чего выступали буржуазные демократические партии. Одновременно всюду развернулся процесс слияния коммунистов и социал-демократов при доминировании первых.
Мощную поддержку коммунистам оказывало присутствие в странах Восточной Европы советских войск. В условиях начавшейся «холодной войны» была сделана ставка на ускорение преобразований. Это в значительной мере соответствовало настроениям большинства населения, среди которого был велик авторитет Советского Союза, а в строительстве социализма многие видели способ быстрого преодоления послевоенных трудностей и дальнейшего создания справедливого общества. СССР оказывал этим государствам огромную материальную помощь.
На выборах 1947 г. коммунисты получили большинство мест в сейме Польши. Сейм избрал президентом коммуниста Б. Берута. В Чехословакии в феврале 1948 г. коммунисты в ходе многодневных массовых митингов рабочих добились создания нового правительства, где они играли ведущую роль. Вскоре президент Э. Бенеш подал в отставку, а новым президентом был избран лидер компартии К. Готвальд.
К 1949 г. во всех странах региона власть оказалась в руках коммунистических партий. В октябре 1949 г. образовал ась ГДР. В некоторых странах сохранилась многопартийная система, но она во многом стала формальностью.
СЭВ и ОВД.
С образованием стран «народной демократии» начался процесс формирования мировой социалистической системы. Экономические связи между СССР и странами народной демократии осуществлялись на первом этапе в форме двустороннего внешнеторгового соглашения. Одновременно СССР жестко контролировал деятельность правительств этих стран.
С 1947 г. этот контроль осуществлял наследник Коминтерна Коминформ. Большое значение в расширении и укреплении экономических связей стал играть Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), созданный в 1949 г. Его членами являлись Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия, позже вступила Албания. Создание СЭВ явилось определенным ответом на создание НАТО. Целями СЭВ были объединение и координация усилий в развитии экономики стран - членов Содружества.
В политической области большое значение имело создание в 1955 г. Организauии Варшавского договора (ОВД). Его создание стало ответом на прием ФРГ в НАТО. В соответствии с условиями договора его участники обязались в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Создавалось объединенное военное командование, проводились совместные военные учения, унифицировались вооружение и организация войск.
После окончания Второй мировой войны и до начала XXI века общественно-политические процессы в странах западного мира проходили довольно в противоречивой обстановке. С одной стороны, в 1960-1970-х гг. среди населения Европы (в особенности молодёжи) наблюдались просоциалистические и антикапиталистические настроения. С другой стороны, в 1980-х гг., западное общество резко переметнулось на позиции антисоциализма и горячо приветствовало крушение мировой социалистической системы. Вместе с тем, общество Запада позиционировало себя как развитая демократия, где права человека священны и превыше всего, что было далеко не всегда. Процессам, происходившим в западном обществе во второй половине ХХ века, посвящён данный урок.
Общественно-политические процессы в странах Запада во второй половине ХХ века
Предпосылки
После окончания Второй мировой войны страны Западной Европы, освободившись от нацистской оккупации, вернулись к традициям парламентаризма и политической конкуренции. США и Великобритания, не подвергавшиеся оккупации, от этих традиций и не отступали.
На послевоенное общественно-политическое развитие западных стран решающее влияние имела холодная война, в рамках которой западному капиталистическому миру противостоял социалистический лагерь во главе с СССР. Также имели значение уроки, вынесенные из Второй мировой войны и предшествующих событий: Запад получил определенную «прививку» от диктатуры и фашистской идеологии.
Основные тенденции развития
Коммунистическая угроза
Если в межвоенный период борьба с коммунистической идеологией была прежде всего характерна для фашистских организаций и правительств, то начало холодной войны означало противостояние коммунизму западного мира в целом (в первую очередь США). Первая половина 1950-х годов в США ознаменовалась политикой маккартизма (по фамилии ее вдохновителя, сенатора Маккарти), получившей название «охоты на ведьм». Суть маккартизма заключалась в преследовании коммунистов и сочувствующих им. В частности, Коммунистической партии США было запрещено участвовать в выборах; ограничивались в правах миллионы американцев, так или иначе поддерживавших коммунистов.
Протесты 1968 года
К концу 1960-х годов в Европе и США выросло поколение молодых людей, которые, в отличие от своих родителей, не застали ни мирового экономического кризиса 1930-х годов, ни войны и выросли в условиях экономического благополучия. В то же время для этого поколения было характерно разочарование в обществе потребления (см. Общество потребления), обостренное чувство справедливости, свобода нравов, интерес к идеям коммунизма, троцкизма, анархизма. В 1967-1969 годах именно это поколение стало инициатором волны протестов: в США - против войны во Вьетнаме, во Франции - против авторитарной политики де Голля и за улучшение положение рабочих («Красный май» во Франции) и т.д. Одновременно с этим в США активизировалась борьба за права чернокожих и сексуальных меньшинств, которая дала свои плоды.
Политический спектр
В целом для политической жизни послевоенного Запада характерна определенная узость политического спектра. Если в континентальной Европе в межвоенный период ожесточенная политическая борьба во многом велась между радикалами правого и левого толка, которые были непримиримыми противниками с противоположными взглядами, то в послевоенный период наиболее радикальные элементы оказались маргинализованы. После войны между основными политическими силами, разумеется, по-прежнему существовали противоречия, однако определенные основы взаимодействия (сменяемость власти посредством выборов, принципы парламентаризма, ценность гражданских прав и свобод и пр.) были признаны всеми сторонами. По сравнению с межвоенным периодом послевоенный является временем определенной политической стабильности. Ближе к концу XX века на политической арене активизировались силы крайне правого толка, однако значительной поддержки в странах Запада они не получили. В целом политическая жизнь западных стран заключается в открытой политической конкуренции достаточно умеренных политических сил.
Глобализация
В то же время в западном мире постоянно слышна антиглобалисткая критика; оппоненты процессов консолидации в европейских странах выступают за главенство национального суверенитета, выступая в том числе против чрезмерного влияния США на политику европейских государств. Особенно заметны подобные настроения стали уже в XXI веке.
Экономические перемены привели к политическим и социальным сдвигам, изменились потребительские стандарты, жизненный уклад и мышление итальянцев. При этом цена «экономического чуда» означала неравномерность и цикличность экономического развития, зависимость от иностранных капиталовложений и импортных технологий, отставание сельского хозяйства, миграцию сельского населения в города и, следовательно, увеличение безработицы, обострение жилищной и транспортной проблем, медленный рост зарплаты. Особенно серьезной оставалась проблема Юга.
Региональная отсталость Юга (шести южных областей и островов Сицилии и Сардинии) исторически являлась болевой точкой Италии, была результатом диспропорции в размещении производительных сил. В начале 50-х гг. доля южных районов в сельском хозяйстве страны составляла 33,2%, промышленности – 15,1%. Значительно более низкой, чем на Севере, была производительность труда. Вместе с тем глубина проблемы состояла не только в экономической отсталости, но и в ее значительном влиянии на социальную и политическую области. В районе Юга, занимающего 43% территории страны, проживало свыше 1/3 населения Италии, а доход на душу населения составлял в 50-е гг. около половины от уровня остальной части страны. Уровень безработицы в южных районах был в два раза выше, чем в северных. Представляя собой район огромного аграрного перенаселения, безработицы и нищеты, откуда эмигрировали на заработки в северные области страны и за рубеж сотни тысяч человек (80% от общего числа итальянских эмигрантов), Юг получал из государственного бюджета вдвое больше, чем давал. Исторически сложившаяся слаборазвитость Юга, социальная и культурная отсталость населения, преступное влияние мафии на все стороны жизни препятствовали общему экономическому росту страны.
С созданием в 1950 г. Кассы Юга – государственного фонда специального долговременного финансирования отсталых районов началась широкая и постоянная государственная политика развития Юга. Дополнительным источником стало финансирование хозяйства южных областей через смешанные предприятия.
В правительственной политике сформировалось два основных подхода к решению этой проблемы. Сначала в основу практического курса была положена концепция о формировании предпосылок самостоятельного развития экономики Юга. Поэтому значительные инвестиции направлялись сюда для развития сельского хозяйства, инфраструктуры, а затем и промышленности. Через несколько лет выявились слабые стороны концепции «автономности», она была пересмотрена, и в 1956г. принимается идея, выраженная в «плане Ванони» (один из функционеров ХДП). Смысл ее сводился к ускорению развития экономики Юга посредством ее включения в общую экономическую систему Италии. Практическое воплощение этой идеи в жизнь в 60-70-е гг. осуществил «левый центр».
Финансовый поток, составивший в 70-е гг. около 50% всех государственных инвестиций, позволил создать в южных областях такие отрасли тяжелой индустрии, как металлургия и машиностроение. Юг превратился из аграрного в индустриально-аграрный. Вместе с тем рядом с развитыми областями продолжали соседствовать зоны упадка.
Поскольку развитие Юга осуществлялось за счет средств, поступающих с Севера, то более сильный партнер диктовал свои условия игры, сохранялась модель зависимого развития южных районов. Юг развивался в интересах Севера. Современники констатировали, что итальянцев – южан «не покидает ощущение, что все и всегда решается вне Юга, за спиной его населения и местных государственных институтов».
Огромные финансовые затраты на «южную политику» за 40 лет принесли довольно скромные результаты. Разрыв в уровне жизни населения удалось сократить лишь на 10%, многие семьи продолжают существовать за счет денежных переводов эмигрировавших родственников. Высокие темпы прироста населения не позволяют решить проблему занятости. Трудности преодоления исторически сложившегося территориального дуализма сопряжены еще и с тем, что перераспределение капиталовложений с Севера на Юг не может возрастать бесконечно, Северу самому нужны средства. В силу этого обстоятельства сокращение разрыва между Севером и Югом в обозримые исторические сроки представляется проблематичным.
С Югом была связана еще одна проблема – аграрная. Поэтому важнейшей мерой правительства ХДП стала аграрная реформа, которой предшествовало небывалое по размаху движение крестьян и арендаторов за захват пустующих земель крупных землевладельцев. Под нажимом массового движения правительство христианских демократов в соответствии со статьей 44 конституции в 1950 г. приняло закон об аграрной реформе, в основу которого был положен проект министра сельского и лесного хозяйства А. Сеньи. По закону около 8 тыс. крупных землевладельцев должны были продать государству излишки своей земли. В созданный таким образом фонд поступили также земельные участки некоторых крупных компаний и государственные земли. В дальнейшем земля из этого фонда путем жеребьевки продавалась нуждавшимся крестьянам в рассрочку на 30 лет. И хотя аграрная реформа не смогла удовлетворить всех безземельных и малоземельных крестьян, все же немалая их часть (около 200 тыс.) улучшила свое положение.
Внешнеполитический курс христианских демократов строился на приоритете ценностей западной цивилизации и был ориентирован на США. Италия участвовала в создании НАТО, на ее территории были размещены воинские формирования и штабы НАТО. Итальянское правительство подписало с США соглашение «о взаимной помощи в целях обороны», по которому американская сторона поставляла в Италию вооружение, а итальянская сторона передала в пользование США базы ВМС и ВВС. С критикой проамериканского внешнеполитического курса ХДП выступала левая оппозиция, главным образом социалисты и коммунисты.
ХДП, занимавшая в политическом истеблишменте Италии центристскую позицию, сочетала в своем правительственном курсе как элементы социального консерватизма, так и меры социального маневрирования. Под напором массовых выступлений ХДП иногда шла на уступки трудящимся в вопросах, касавшихся социальной сферы. В то же время в ряде случаев ответом правительства на эти выступления становились расправы с демонстрантами и репрессии, в которых особенно усердствовали отряды моторизованной полиции (челере). Это способствовало накоплению оппозиционного потенциала. На очередных парламентских выборах в 1953г. ХДП не смогла преодолеть 50%-ный рубеж. Де Гаспери ушел в отставку и через год умер. Уход Де Гаспери не мог не сказаться на политической линии этой партии. К власти рвались другие люди. В ХДП ослабло влияние правого крыла (гасперистов) и усилилось левое течение, предложившее коалицию с социалистами. Однако в целом возобладала центристская фракция во главе с политическим секретарем ХДП Аминторе Фанфани, неоднократно формировавшем правительства в 50-е, 60-е и 80-е гг.
Глава 2. 1963-1976 годы.
2 .1. «Левый центр».
Весомые успехи в развитии народного хозяйства в период «экономического чуда» 50-х – начала 60-х гг., а также преобладающее влияние ХДП в политической жизни обусловили пересмотр политического курса других партий Италии, в первую очередь ее левых партий – ИСП и ИКР. Руководство ИСП во главе с Пьетро Ненни эволюционировало вправо: отказавшись от статуса оппозиционной партии, оно взяло курс на приход к власти и прекратило сотрудничество с коммунистами. Компартия приняла стратегию «итальянского пути к социализму», означавшего активную массовую борьбу против монополий, привлечение на свою сторону всех антимонополистических сил и постепенный, мирный переход к социализму. ХДП учитывала большой вес левых партий в обществе и рост их электората. Намереваясь «приручить» стремившуюся к власти ИСП и использовать поддержку со стороны социал-демократов (ИСДП), ХДП наметила сближение с ними – стратегию «левого центра» с целью укрепить свои позиции в обществе. Левоцентризм предполагал не только сотрудничество ХДП с левыми партиями в парламенте и правительстве, но и принятие христианскими демократами некоторых требований левых партий (кроме компартии). Стратегия левого центра как союз со «светскими» партиями была рассчитана христианскими демократами на длительную перспективу. Тем более что папа римский Иоанн XXIII, сменивший умершего реакционера Пия XII (1958), фактически не препятствовал утверждению новой стратегии христианских демократов. В энциклике Иоанна XXIII «Пацем ин террис» («Мир на земле») содержались призывы к миру и сотрудничеству различных политических течений. В обострившейся между обновленцами и консерваторами борьбе по проблеме приспособления церкви к настроениям масс обновленцы одержали верх. Это продемонстрировали решения Вселенского собора («детища» Иоанна XXIII), первая сессия состоялась осенью 1962 г., вторая – через год.
В свою очередь, частые правительственные кризисы означали, что «эра» монопольного правления ХДП подходила к концу. В1962 г. съезд ХДР утвердил стратегию левого центра, и христианский демократ А. Фанфани сделал первую попытку ее реализации, сформировав правительство из представителей ХДП, социал-демократов и республиканцев. С 1963 г. в левоцентристских правительствах стала участвовать Итальянская социалистическая партия. Во главе этих правительств в 1963-1968 и 1974-1976 гг. стоял известный итальянский политический деятель Альдо Моро, христианский демократ, сторонник сотрудничества с левыми партиями, человек твердых моральных принципов, не замешанный ни в одном грязном скандале. А. Моро (1916-1978) закончил университет по специальности 2юриспруденция»,стал доктором по философии права, участвовал в войне. Глубоко верующий человек Моро работал в молодежной федерации университетских католиков, затем в ХДП. Рано начав политическую карьеру, во многом благодаря своему высокому интеллектуальному потенциалу и таким качествам, как настойчивость, терпение, гибкость и корректность, он стал политиком крупного масштаба, партийным лидером уровня Де Гаспери. Заслугой Моро следует признать смену стратегии ХДП: от центризма при Де Гаспери к левоцентризму при Моро. Понимая, что в силу значительного авторитета у итальянцев левых партий, в том числе коммунистов, без их участия невозможно решить никаких более или менее крупных общенациональных задач, Альдо Моро, несмотря на открытое сопротивление консервативной части ХДП, стал сторонником сотрудничества не только с социалистами, но и с коммунистами. Оставаясь при этом патриотом христианской демократии, он был убежден, что ХДП ни при каких условиях не должна терять своей политической гегемонии.