Русские
народные
игры
Итак, друзья, внимание –
Собрались ребята здесь,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я передаю улыбку Милене, Милена передаёт …..
Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img1.jpg)
Сегодняшнее занятие мы начнем с красивых картинок на экране. Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img2.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img3.jpg)
Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
А что означает русская народная игра?
А какие русские народные игры вы знаете?
А в какие игры играли вы уже?
Оказывается, вы еще не все игры знаете.
Попробуйте определить про какую игру мы сегодня будем говорить.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img4.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img5.jpg)
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ГОРОДОК
Словарь Ушакова
Городок
ГОРОДОК, городка, м. (спорт.).
1. Название игры, в которой цилиндрические обрубки дерева, рюхи, выбиваются палками из городов.
2. Обрубок дерева, предназначенный для этой игры; то же, что рюха.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img6.jpg)
ИСТОРИЯ ИГРЫ
Городки – старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти в документах, относящихся к истории Древней Руси. О популярности игры свидетельствует то, что в неё играли: Пётр I и генералиссимус А. Суворов. Любил игру в городки царь Николай II, о чём свидетельствуют дневниковые записи последнего Российского Императора.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img7.jpg)
В городки играли многие выдающиеся деятели культуры и науки. Среди них -
академик И.П. Павлов, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор
В.В. Стасов, художник И.Е. Репин,
писатели Л.Н. Толстой и А.М. Горький. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img8.jpg)
Академик
И.П. Павлов
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img9.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img10.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img11.jpg)
Какие качества воспитывает
и развивает игра «Городки»?
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img12.jpg)
Великий русский полководец
А.В. Суворов так объяснял своё страстное увлечение городками: "Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь - это глазомер, битою бью - это быстрота, битою выбиваю - это натиск". Полководец, несомненно, был прав. Специалисты говорят, что игра в городки развивает координацию движений и меткость. Вот почему эта игра особенно полезна детям.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img13.jpg)
В наши дни
В наши дни не раз пробовали проверить свою меткость в метании битой по городкам космонавт Георгий Гречко, президент России
В.В. Путин.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img14.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img15.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img16.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img17.jpg)
Что же это за игра?
Главной целью игры в городки является выбивание фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой "городом", битами с определенного расстояния.
При этом нужно затратить на выбивание 15-ти фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трех туров использовал меньше попыток, тот и победил.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img18.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img19.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img20.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img21.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img22.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img23.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img24.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img25.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img26.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img27.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img28.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img29.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img30.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img31.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img32.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img33.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img34.jpg)
ГОРОДКИ ВСЕМ ВОЗРАСТАМ ПОКОРНЫ
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img35.jpg)
городки всем возрастам
покорны
Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/3/3/533441da9573445c94865a73e441d8298537272e/img36.jpg)
"Народные виды спорта - важная составляющая часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими исконно народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью. Национальные виды спорта могли бы способствовать сплочению российского многонационального общества, поэтому их развитие необходимо поднять на уровень государственной политики".
Президент РФ Владимир Путин
ГОРОДКИ - русская народная спортивная игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры.
Городошный спорт в России возглавляет Общероссийская общественная организация «Федерация городошного спорта России», которая была создана 15 января 1993 года, зарегистрирована 6 августа 1999 года в Министерстве юстиции Российской Федерации. Основные цели деятельности Федерации городошного спорта России – содействие развитию городошного спорта, придание массовости, более широкое его использование во всестороннем и гармоничном развитии личности, формирование здорового образа жизни.
Для МБДОУ детского сада №28 «Колосок» приобщение дошкольников к городошному спорту является инновационная деятельность в рамках кружковой работы. Инновационность заключается в определении содержания, структурной организации спортивно-игрового комплекса - игры городки для детей старшего дошкольного возраста. Федерацией городошного спорта г. Москвы предоставлено детскому саду спортивно-игровой комплекс. Спортивно-игровой комплекс, включает в себя технологию обучения игре городки, раскрывает содержание, структуру, алгоритм деятельности субъектов образовательного процесса. На основе программы "Городки для дошкольников", разработанной детским садам №722 г. Москвы при участии Федерации городошного спорта г. Москвы, наши педагоги составили свою программу дополнительного образования. Дополнительное образование для дошкольников является важным составляющим разностороннего и гармоничного развития личности ребенка. Это задача не только родителей, но и педагогов, специалистов.
Городки – это демократичная уличная игра, известная многим родителям с детства. Она является прекрасным видом досуга, который включает в себя и спорт, и закаливание организма, и общение детей с взрослыми, играть в городки можно в любом возрасте, в любое время года и почти в любом месте.
Игра в "Городки" для дошкольников способствует развитию патриотизма, силы духа, любви к Родине и истории своего государства, через занятие исконно русской игрой «Городки» среди детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир,
учится любить его и целенаправленно
действовать в нем.
Движения – первые истоки смелости,
выносливости, решительности маленького
ребенка.
В. Шишкина.
Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она детям? Ведь научно-технический прогресс, являющийся основной причиной снижения двигательной активности современного человека, уже коснулся условного быта самого ребенка, его основной деятельности -игры.
Однако, ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к дошкольному возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни детей в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать "рядом" и "вместе" с другими. Этот ключ – движение.
Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности.
Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные симптомы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство. По мнению психологов (Мухина B.C., Выгодский Л.С.): ребенок – деятель! И деятельность его выражается прежде в движениях. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности ребенка, а так – форма проявления важных человеческих качеств.
А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений? Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.
Я, инструктор по физической культуре МДОУ №8 «Аленушка», расположенного в г. Тихорецке, решила внести свой вклад в разработку этой проблемы, обучая детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки».
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, силы, выносливости, глазомера, координационных особенностей, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции, воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту и здоровому образу жизни.
Мной были выдвинуты следующие задачи:
- Повысить двигательную активность детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, способностей, наклонностей и природных задатков.
- Развивать инициативность, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива).
- Формировать положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям, к здоровому образу жизни.
Объектом являются дети старшей и подготовительной групп.
Наиболее оптимальными методами и формами являются:
- Закаливание;
- Двигательная активность детей;
- Физические упражнения.
При условии активности детей и самого педагога.
Для этого я использовала следующие методы:
- Обобщение педагогического опыта
- Анкетирование родителей
- Диагностика детей.
Основные принципы обучения детей старшего дошкольного возраста могут быть представлены следующими положениями:
- Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологической зрелости и здоровью.
- Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами:
- общеразвивающие упражнения в совокупности с воздушными ваннами,
- проведение занятий по обучению игре в «Городки» в облегченной одежде.
- Обязательное включение в комплекс физкультурного занятия элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости (медленный бег, ходьба, приседания, подъем на ступеньку).
- Повышение двигательной активности ребенка.
- Методическое обеспечение проведения физкультурного занятия, оценка двигательной активности путем вычисления общей и моторной плотности.
Современный человек все больше страдает от гиподинамии – недостатка движений, – и эта болезнь уже распространилась на детей. Детская натура, правда, активно сопротивляется такому положению вещей, недаром у детей любимое занятие – физкультурное. В дошкольных учреждениях много внимания уделяется умственной нагрузке, поскольку детей нужно готовить к школе. А ведь важная особенность детского воспитания - это формирование двигательных функций. Поэтому я поставила перед собой двойную задачу: не только создать ребенку возможность достаточно двигаться, но и научить его правильно двигаться, заложить основы физической культуры. Вторая задача подразумевает приобщение детей к спорту и здоровому образу жизни.
Поэтому, поднимаемый вопрос «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки», считаю актуальным, так как обучение детей спортивной игре способствует развитию уровня основных движений, физических качеств: ловкость, быстрота, глазомер; способствует выносливости и силы; совершенствуется равновесие, координация движений и ориентировка в пространстве. Все это в совокупности способствует активному развитию, улучшению осанки, оздоровлению и приобщению к занятию спортом и здоровому образу жизни.
Это можно проследить на диаграмме прироста результатов метания на дальность воспитанников МДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецк с 2008 по 2011 учебные годы.
Диаграммы прироста результатов метания на дальность воспитанников МДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецк.
2008–2009 учебный год.
2009–2010 учебный год.
2010–2011 учебный год.
Исходя из этого, обучение детей игре в «Городки» строится поэтапно и включает в себя следующие виды работы:
Для детей старшей группы:
– подготовительный период:
- диагностика, отбор детей по показанию врача.
- воспитание сознательного отношения к занятиям.
- познакомить с сущностью и правилами игры в «Городки».
- воспитание уважительного отношения к культуре родной страны и стран ближнего зарубежья.;
– основной период:
- обучить навыкам принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты.
- познакомить с 10 городошными фигурами.
- познакомить и разучить бросок биты локтевым, плечевым и комбинированным способом броска биты;
– заключительный:
- закрепить знания городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.
- тестирование каждого ребенка.
Для детей подготовительной группы:
– подготовительный период:
- тестирование каждого ребенка.
- закрепить правила игры в «Городки».
- закрепить знание городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.
- закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным);
– основной период:
- познакомить с видами соревнований в «Городки» (личные; командные; лично-командные); со способами проведения соревнований (из определённого количества партий; на выбивание; установленного количества фигур; по круговому способу; по способу с выбыванием; по смешанному способу).
- познакомить с правилами расположения рюх (городков) при выбивании битой (если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснётся бита; если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска; если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму).
- познакомить с понятием «выбитый и не выбитый городок»
- познакомить с понятием «Потерянный бросок»
- закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным)
- познакомить с городошными фигурами («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо»);
– заключительный:
- закрепление умений бросать биту тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным).
- закреплять знание городошных фигур («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо») и их построение.
- познакомить с самой сложной фигурой «письмо».
- тестирование каждого ребенка.
Но данная работа была бы неполной, если бы не активное взаимодействие между инструктором по физической культуре, воспитателями и родителями.
Воспитателями ведется постоянная работа над совершенствованием навыков игры в «Городки». Совершенствование данных навыков происходит не только на специальных занятиях, но и во время прогулок. Именно в этом и состоит особая значимость этой работы, она предоставляет возможность закрепления навыков игры в «Городки», приобщения детей к спорту и здоровому образу жизни.
Важным в своей работе я считаю не только обучение детей, но и взаимодействие с родителями. Мы пришли к выводу, что родители должны стать не столько «зрителями», сколько непосредственными участниками в жизни группы и своих детей. Поэтому для нас важным стало:
- Первое – повысить уровень знаний родителей о проблемах физического развития ребенка. Ведь познавая ребенка, чувствуя его проблему, легче помочь ему, стимулируя на осознанное занятие спортом и приобщению к здоровому образу жизни на собственном примере.
- Второе – я делала акцент на то, что занятие спортом детей не должно быть насильственным, так как такой подход не дает положительных результатов
- Третье – мы учили родителей играть совместно с детьми, обучая их.
Проведенная работа на практике доказала, что обучение детей игре в «Городки» приобщает их к занятию спортом и ведению здорового образа жизни.
К работе прилагаются:
- Конспекты занятий в подготовительной группе (Приложение 1)
- Конспекты занятий в старшей группе (Приложение 2)
- Перспективный план обучения игре в старшей группе (Приложение 3)
- Перспективный план обучения игре в подготовительной группе (Приложение 4)
- Беседа-практикум (Приложение 5)
- Зарядка позитивного мышления (Приложение 6)
- Советы родителям (средняя группа) (
Светлана Данилкова
Правила игры в «Городки »
Как вы уже знаете «Городки » - старинная народная спортивная игра . Для игры нужны палки - биты и городки - «рюхи» .
На земле чертится квадрат, стороны которого равны 1м, - это «город » . На расстоянии 2м. от него проводится линия - полукон, от этой линии проводим ещё оду, на расстоянии 1м., - кон, с которого играющие начинают бросать биты. Городки в виде различных фигур расставляют на лицевой линии города .
Игру начинает команда (участники) правого «города » , далее броски выполняются поочередно, с использованием в каждом выходе двух бит. Игроки обязаны выходить на «кон» или «полукон» и возвращаться через боковые линии.
Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих «городов » .
Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой.
Если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснется бита (или пролетит мимо них, то их устанавливают в прежнее положение, биту возвращают и бросок выполняют повторно.
Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков , то их восстанавливают в прежнее положение, но биту не возвращают.
способствуют двигательному развитию детей. В игре совершенствуются многие умения, двигательные навыки, а также быстрота и ловкость, сила и выносливость. Очевидно, что народные игры и физические упражнения не только необходимы, но и представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности. Они способствуют передачи жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям и обычаям, в них заключены большие воспитательные возможности. По определению А. В. Запорожца подвижные игры представляют собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.
В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает выявление новых источников пополнения и обогащения средств
* двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно быть использование народных традиций физического воспитания, поэтому весьма актуально обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на основе применения русской народной игры «городки » .
В качестве основных задач двигательного развития дошкольников при обучении в «Городки » определяют следующие :
Способствовать повышению уровня произвольности двигательных действий; освоению техники движений и их координации; направленности на результат при выполнении физических упражнений; развивать двигательные качества и способности детей;
Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех движений; учить детей контролировать и оценивать свои движения; формировать первоначальные представления в играх и упражнениях ; побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности, целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость;
Формировать у дошкольников культуру движений, двигательное обогащение опыта детей всеми доступными движениями.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Обучая дошкольников игре в «Городки » , ставится цель :
– вызвать устойчивый интерес к игре и на этой основе создать предпосылки для физического совершенствования ребенка;
–обогащать двигательный опыт детей двигательными действиям
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-226579-1436911162.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-226579-1436911259.jpg)
Публикации по теме:
А. М. горький писал: "ребёнок до десятилетнего возраста требует забав. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде.
Игра состоит из парных карточек выполненных в форме пазлов. На одних карточках изображены схематично различные виды эмоций:радость. грусть,испуг.
Дидактическая игра «Поможем Красной шапочке» Цель: Закрепить знания детей о фруктах, овощах, .животных и растениях, познакомить с временами.
Дидактическая игра «Приготовь зайку и белочку к зиме». (игра для детей 4–5 лет) Приготовь зайку и белочку к зиме. Цель. Познакомить детей с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы, выяснить причины.
Дидактическая игра для детей старшей группы. Проводится индивидуально и по подгруппам. Цель: закрепить представления о цвете и его разновидностях.
В нашем д/с проходил конкурс дидактических игр, на котором я представила игру "Волшебный коврик". Процесс его изготовления был очень увлекательным.
Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния.
Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке:
![]() |
![]() |
![]() |
1. Пушка | 2. Вилка | 3. Звезда |
![]() |
![]() |
![]() |
4. Стрела | 5. Колодец | 6. Коленчатый вал |
![]() |
![]() |
![]() |
7. Артиллерия | 8. Ракетка | 9. Пулемётное гнездо |
![]() |
![]() |
![]() |
10. Рак | 11. Часовые | 12. Серп |
![]() |
![]() |
![]() |
13. Тир | 14. Самолёт | 15. Письмо |
Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала — городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города. Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.
Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном участке размером 30(22) х 15(12) метров.
Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии — 13 м или 6,5 м.
Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры «Письмо»), называется полуконом. Расстояние от передней планки полйкона до лицевой линии — 6,5 м.
Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твердой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительным покрытием является асфальт.
«Город» — зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в пределах которой устанавливаются фигуры.
«Пригород» — зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей «города». По центру «пригорода» на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков.
Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называются штрафной зоной. Ее засыпают песком или покрывают водной суспензией мела.
Листы, на которых размечаются два «города» с «пригородами», должны иметь размер не меньше 8,0 х 3,5 м и располагаться строго горизонтально (городок, спокойно положенный в любом месте «города» или «пригорода», не должен самопроизвольно катиться в каком-либо направлении при условии отсутствия каких-либо воздействий на него - ветра, сотрясения площадки.
Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий «города» с учетом того, что ширина ограничительных линий «города» и боковых линий «пригорода» входит в размеры «города», «пригорода», а ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входит.
Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.