Обслуживание        23.06.2020   

«Мемфис. Икона эпохи: дизайн-группа Memphis Группа мемфис и новый дизайн

Искусство и дизайн

Как арт-группа «Мемфис» повлияла на современный дизайн

Вся история итальянского дизайна - это борьба за цвет во всем мире, за свободу от правил и высокомерия, за художественную ценность обыкновенных предметов, которые не принято замечать. Одной из самых ярких страниц этой борьбы стало движение «Мемфис», которое просуществовало меньше десятилетия, но оставило глубокий след на долгие годы, и по сей день вдохновляет самых отчаянных дизайнеров на подвиги.

Начиная с 30-х годов XX века мир захватила немецкая архитектурная школа. Стиль Баухаус был символом хорошего вкуса, и дизайнеры повсеместно отказались от всего, что могло выглядеть недостаточно строгим и серьезным. Предметы были функциональны, просты, девизом стал призыв архитектора Миса Ван дер Рое «меньше - значит больше». Уже в середине 60-х годов зародился протест против скучной утилитарности промдизайна и первыми взбунтовались, конечно, итальянцы. Серьезный отпор «хорошему вкусу» дизайнеры дали только в 80-х. Этторе Соттсасс, 60-летний основатель революционного движения «Мемфис», был человеком уходящего поколения.

Он родился в 1917 году, прошел Вторую Мировую войну, побывал в концентрационном лагере, откуда сумел выбраться только благодаря знанию немецкого языка, вернулся в Милан и основал собственную студию в 1948-м. Соттсасс проектировал мебель и канцтовары для офисов. В 1960-е он путешествовал, пробовал себя в журналистике, продолжая проектировать потребительские товары для различных итальянских фабрик, а в начале 80-х заскучал и задумал переворот. Война против «хорошего вкуса» началась в декабре 1980-го года с дружеской попойки в Милане, где Этторе Соттсасс собрал молодых, талантливых и бесстрашных коллег - без репутации и прошлого - на долгий ночной разговор. Там Соттсасс и поднял волнующую его тему: «дизайн стал скучным, в окружающем нас мире нет цвета, кроме серого, меньше - значит еще меньше! Нет смысла продолжать делать то, что мы делаем». Дизайнера поддержали все пришедшие на вечеринку.

Началось бурное обсуждение новых возможностей, незыблемые законы Баухауса были подвергнуты сомнению. «Форма подчиняется функции? Нет, больше не подчиняется! Минимализм - признак хорошего вкуса? Хороший вкус - это скучно и банально!» Дизайнеры вспоминали искусство поп-арта и китч 1950-х. Не нужно много смелости, чтобы придумать очередной черный стул классических пропорций, другое дело - выбрать яркие цвета и смешать их в спорную конструкцию, которая никого не оставит равнодушным. «Пусть ругают, пусть спорят», - говорили дизайнеры. «Мы устали от равнодушия и функциональности, мы хотим играть и дурачиться, хотим, чтобы наши проекты были не просто полезны и эргономичны, но и поднимали людям настроение».

От теории немедленно перешли к практике. Постановили создать коллекцию, которая будет отличаться от всего, что нравится сегодняшней публике. На создание первой коллекции Соттсасс дал дизайнерам один год. Так появилась итальянская группа «Мемфис» - одно из самых влиятельных промдизайнерских объединений в мире. Дизайнеры получили свободу не меньшую чем та, что была у художников. Во время той судьбоносной встречи, звучала песня Боба Дилана “Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again”, поставленная на повтор. Она и стала своеобразным гимном группе. Спустя год, сразу же после показа новой коллекции на Миланской выставке Salone del Mobile, направление, как ураган, унесло все, что ранее считалось модным промдизайном. Другие материалы, поверхности, цвета и формы взорвали представления о стиле. Дизайнеры легко смешивали дорогой мрамор с дешевым пластиком и листовым металлом. Предметы мебели напоминали яркие детские конструкторы со множеством лишних деталей, а офисные и кухонные аксессуары - пластиковые игрушки. Всего в коллекцию вошло сорок предметов. Новое направление было таким ярким и странным, что игнорировать его было невозможно. В 1986-м «Мемфис» захватил весь мир. На американской выставке «High Point» молодые дизайнеры произвели фурор. «При всей своей яркости «Мемфис» не был агрессивен, как не были агрессивны в свое время хиппи. И также как они, мы не столько боролись, сколько искали иной способ жить», - отмечал Этторе Соттсасс в интервью для книги «Мастера дизайна» в 2005 году.

Несмотря на то, что большая часть предметов, созданных дизайнерами в рамках движения «Мемфис», продавалась плохо, а некоторые объекты и вовсе производились в единственном экземпляре, практически всех участников группы впереди ждал огромный успех. Имена Алессандро Мендини, Микеле де Лукки, Маттео Туна до сих пор не сходят со страниц журналов о дизайне. Группа просуществовала всего шесть лет, с 1981 по 1988 год, но оказала мощное влияние не только на все дальнейшее развитие итальянского дизайна, но и на историю моды. Философией «Мемфиса» вдохновлялись дизайнеры таких брендов как Christian Dior, Missoni и Karl Lagerfeld. Этторе Соттсасс решил, что существование «Мемфиса» не имеет смысла, так как все вокруг стало таким же ярким и безумным, как то, что делали дизайнеры «Мемфиса». Протест закончился удачей и перестал быть протестом. Интересная игра была закончена для Этторе Соттсасса. «Мемфис - уже история. Мы больше не движение, мы просто друзья, которые несколько лет мечтали вместе», - говорил Соттсас в конце 1980-х.

Предметы мебели в стиле дизайна Мемфис

Стиль дизайна Мемфис – запоминающееся направление в декоре интерьеров. Оно было создано группой молодых дизайнеров из Милана под руководством итальянского архитектора Этторе Сотцасса. Дебют состоялся в 1981 году. Мемфис оказал значимое влияние на дизайн интерьеров 80-х годов.

Стиль дизайна Мемфис в начале своего развития

Зарождение стиля

Происхождение названия «Мемфис» такое же странное, как и суть самого проекта. Этторе Сотцасс слушал пластинку Боба Дилана с песней «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again». Неоднократное повторение фразы «Memphis Blues Again» имело решающее значение в выборе названия группы.

Необычный стеллаж в стиле Мемфис

Экспозиция

Концепция Мемфис заключалась в отрицании четких установок относительно дизайна. Стиль пропагандировал свободу творчества. Мемфис нашел выражение в нетрадиционных формах, цветах и материалах. Кроме того, это направление не претендовало на долгую жизнь в мире дизайна.

Предметы декора передают концепцию стиля Мемфис

Выставка, посвященная стилю Мемфис, состоялась в музее Диксона, Теннесси, 2014 год. Дом Карла Лагерфельда в Монте-Карло Знаменитый дизайнер Карл Лагерфельд обставил свои апартаменты мебелью, спроектированной группой «Мемфис». Следующие изображения взяты из каталога Lagerfeld’s Memphis 1991 года.

Апартаменты Карла Лагерфельда в Монте-Карло

Необычные предметы мебели, спроектированные в стиле Мемфис 1980-х годов

Стиль Мемфис в дизайне современных интерьеров

На контрасте с функционализмом

По словам Этторе Сотцасса, одного функционализма в дизайне не достаточно. Дизайн должен быть чувственным и увлекательным. В отличие от других стилей эпохи постмодернизма, стиль Мемфис казался наименее озадаченным по поводу интеллектуальной составляющей своих работ. Стол спроектирован Этторе Сотцассом для испанской компании BD Barcelona Design.

Дизайн мебели в стиле Мемфис

Стеллажи под цвет панды

Дизайн стеллажа разработан одним из дизайнеров группы «Мемфис» Паолой Навоне. Серия открытых стеллажей стала появляться на выставке Salone del Mobile в Милане 2015 году.

Оригинальный стеллаж для гостиной в расцветке панды

Последователи стиля Мемфис

Группа дизайнеров «Мемфис» распалась в 1988 году. Сегодня можно найти много последователей этого эксцентричного стиля. Молодые дизайнеры очарованы его неординарностью.

Подставка под украшения

Необычные светильники

Кресло в стиле Мемфис

Диван, разработанный дизайнером группы «Мемфис»

Дизайн мебели, которую невозможно вписать ни в одни рамки

Kartell и Этторэ Сотцасс

Итальянский дом дизайна Kartell отдал дань Этторэ Сотцассу, организовав выставку работ стиля Мемфис в рамках Salone del Mobile. На мероприятии были представлены работы 10-летней давности, разработанные Сотцассом для Kartell – шесть ваз и два табурета. Кроме того, были выставлены уникальные кресла Мадемуазели Филиппа Старка.

Работы Этторэ Сотцасса, представленные на выставке Salone del Mobile в Милане в 2015 году

Безусловно, стиль Мемфис перевернул мир дизайна. Благодаря пропаганде смелых и ярких идей, этот стиль получил признание во многих странах.

Дизайн интерьеров

Дизайнерский стиль мемфис сейчас снова очень популярен. Ему, как и прежде, свойственны революционная смелость и стремление к творчеству. Хотя сегодня его трудно назвать инновационным, всё же дизайн в стиле мемфис сохраняет свою узнаваемость и атмосферность.

Этот стиль впервые возник в 1980-х гг., создателем стал Этторе Соттсасс из Милана, которому такому образом удалось перевернуть всё искусство вверх ногами. Этторе хотел создать что-либо для сохранения памяти о композиции "Memphis Blues Agai" Дилана. Результатом оказалось возникновение принципиально нового стиля, который лишён опасений перед экспериментами и отвергает стандарты.

Достаточно посмотреть только на один из образцов помещения, оформленного в данном стиле, чтобы быстро понять, что главные источники этого направления - китч, поп-арт, а также арт-деко. С поп-артом китч во многом сходится: общими чертами являются отсутствие условностей, яркий и эффектный дизайн.

Для активных людей, которые склонны к нестандартным решениям и лишены опасений перед экспериментами, стиль new Memphis подойдёт оптимально, поскольку он не выносит безликости и помогает раскрыться, создавая своё пространство - для данной цели он располагает достаточным количеством средств.

Так чем же отличается стиль мемфис?

Прежде всего - задействованием геометрических закономерностей. Это проявляется в формах мебельных изделий, комбинации цветов "color block", разнообразных принтах.

Разумеется, вышеуказанное не означает, что интерьер может состоять лишь из объёмов геометрической формы - стиль мемфис стремится к разнообразию и сложности. Применяется мебель, имеющая плавные формы. При этом необходимо сочетание геометрии с материалами любого элемента интерьера.

Максимальное пространство для фантазии даёт цветовая палитра. Все цвета должны быть яркими. Требуется применение разнообразных цветов, которые дополняет строгая геометрия чёрного цвета, придающего контрастность и графичность. Тут актуально единственное правило - смело сочетать яркие цвета. Приветствуется обилие тонов.

Значительную роль в дизайне играет декор, который имеет нередко сложные либо даже невероятные формы, отличаясь яркими оттенками. Также важной чертой мемфиса можно назвать многообразие узоров. Нередко применяется картины из поп-арта, кинокадры из легендарных фильмов, а также проявления субкультуры "панк".

Чтобы заказать интерьер в стиле мемфис, нужно иметь чувство юмора, поскольку применяемые "кричащие" тона с ассиметричными формами и многочисленными сильно различающимися между собой элементами представляют собой очень эффектные приёмы, их трудно представить рядом в привычном помещении. Хотя некоторая "порция" хаоса не помешает.

Однако могут быть помещения в этом стиле, в которых интерьер более сдержан и имеет более традиционный вид. Главный принцип создания такого интерьера: применение спокойного фона со светлыми цветами для стен и потолка, а также типичных для стиля мемфис составляющих (мебели, декоративных и текстильных элементов). Основным правилом является игра с цветами, фактурами и материалами.

Отличительной чертой данного стиля, которая позволила ему прилечь много сторонников, является формирование такого помещения, где находиться попросту интересно. Тут отсутствуют какие-либо твёрдые правила, всё постоянно изменяется и может удивлять.

Сегодня для тех, кому хочется нестандартного и яркого - немного о стиле мемфис .

Сразу оговорюсь: эти интерьеры - точно не для жизни (хотя уверена, найдутся и те, кто сможет в них комфортно существовать). Скорее, они для того, чтобы полюбоваться (или удивиться и даже ужаснуться) и взять на заметку отдельные идеи и приемы.

Лично мне нравятся в нем две черты: чистые цвета (пастельные или яркие) и такие же чистые, четкие формы и линии. Оторваться от этих картинок сложно. Но вообще-то мемфис - не столько об эстетике, сколько о философии (как и все направления в искусстве). Об этом - ниже.


Почему философия и откуда вообще такое название? Это что, что-то из Древнего Египта? А вот и нет. "Мемфис" (Memphis) - это группа дизайнеров-постмодернистов, объединившихся 11 декабря 1980 года , чтобы взглянуть на дизайн как на смелый эксперимент.

В нее вошли Этторе Сотсасс, Андреа Бранци и Микеле Де Лукки . А название группе дала песня Боба Дилана "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again" - ее друзья слушали в тот вечер, сидя дома у Этторе. Как и все постмодернисты, члены группы "Мемфис" стремились уйти от общепринятых стандартов и противопоставляли себя "хорошему вкусу" в его традиционном понимании.

С помощью чего они это делали? Эксперименты! Эксперименты с чем угодно: формой, цветом, материалом, фактурой. Но кое-что все-таки объединяло все эти предметы и интерьеры (конечно, ведь иначе и стиля бы не существовало): формы - геометрические, цвета - яркие, материалы - высокотехнологичные, орнаменты - контрастные и пестрые . А еще использование так называемых "тотемов" - вот таких конструкций:


"Мемфис" просуществовал до 1988 года. За эти 8 лет дизайнеры успели создать несколько предметов, ставших культовыми: кресло Bel Air ...

Кровать в виде боксерского ринга Tawaraya Ring ...


И стул First .


И еще несколько примеров: