Для водопровода        26.09.2019   

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Звук и буква ч»

Конспект открытого подгруппового занятия в

подготовительной группе

для детей с ФФНР

Провела:

Денисова О.А.

учитель-логопед

Цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч.

Задачи:

1.Образовательные:

Познакомить со звуком [Ч], его артикуляцией и характеристикой; с буквой Ч;

Совершенствовать навык ЗБА;

Учить образовывать уменьшительную форму существительных;

Закреплять умение составлять предложение с опорой на картинку.

2. Коррекционно-развивающие:

Развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику;

Развивать фонематические процессы;

3. Воспитательные:

Воспитывать умение слушать своих товарищей, отвечать полным ответом.

Оборудование: игрушка Чебурашка, индивидуальные зеркала, замки звуков, мячики из бумаги и флажки, рисунок Чебурашки, буква Ч, разрезная буква Ч, цветные карандаши, значки для ЗБА, мяч, предметные картинки со звуком Ч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?

Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать. Он пришел сегодня к вам, чтобы и вас многому научить и, конечно же, поиграть с вами.

Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?

Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с помощью звука [ч], как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
2. Подготовительная работа

Сегодня нам будут помогать наши глазки. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё видят.

Гимнастика для глаз (на слайде).

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

Поможем язычку стать сильным и послушным.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»:

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же.

  1. Повторение пройденного материала .

Расскажите Чебурашке, на какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Гласные это те звуки, которые мы можем петь и тянуть, и они не встречают препятствий.

Согласные – это те звуки, которые мы не можем петь и тянуть.

Какие бывают согласные? (твердые и мягкие). А еще? (звонкие и глухие).

  1. Изучение нового материала. Артикуляция и характеристика звука Ч.

А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем Чебурашке,

Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

Зубы не смыкаются.

Где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)

Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)

В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?

Звук Ч звонкий или глухой? Почему?

Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца)

5. Развитие фонематических процессов.

Чебурашка на принес много мячиков. Сейчас он вам их покажет. Когда услышите звук Ч хлопайте в ладоши, а Чебурашка будет их доставать, затем их подсчитаем.

Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч, З

Сколько мячиков нашли? (пять)

Теперь я буду вам говорить слоги и слова, если услышите в них Ч – поднимайте флажок.

6. Физминутка.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть

7. Знакомство с буквой Ч.

У Чебурашки есть фотография и он ее принес с собой. Вот какой чебурашка. Но у нашего звука Ч тоже есть фотография. (Буква Ч).

Это буква Ч. На что она похожа?

Ребята, у меня было много фотографий буквы ч, но их кто-то порвал, давайте их соберем. (Дети собирают из частей букву Ч).

Чебурашка вам принес листочки, на которых написана буква Ч, ее надо заштриховать. Давайте возьмем карандаш зеленого цвета. (зеленый, потому что буква Ч, обозначает звук Ч, а он всегда мягкий, а мягкие согласные мы обозначаем зеленым цветом).

Давайте сначала разомнем пальчики, и потом вы примитесь за работу. (Пальчиковая гимнастика).

8. Звуко-буквенный анализ.

А сейчас Чебурашка хочет поиграть с вами в другую игру. Он вам говорит слог «ЧА». Давайте расскажем ему, какой в этом слоге первый звук? (звук Ч) Какой это звук – гласный или согласный? (согласный, потому что он не тянется и не поется). А что еще мы сегодня узнали про звук Ч? Он всегда какой? (всегда мягкий).

Следующий звук в слоге какой? (звук А). А это какой звук – гласный или согласный? (гласный, потому что мы можем его петь и тянуть).

Аналогично со слогом «ОЧ»

9. Игра «Большой-маленький» (игра с мячом)

Чебурашка вам хочет рассказать, что у нас звук Ч – волшебный. Он превращает все большое в маленькое. Была большая река, но пришел звук Ч и получилась маленькая - речка.

Давайте сейчас поиграем, я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое. (слова: яблоко, чашка, рука, книга, стул, коробка, цветок)

10. Составление предложений

Сейчас вас Чебурашка раздаст картинки. Вас нужно со своей картинкой составить предложение.

Картинки: чайник, ручка, чеснок.

11. Итог

Чебурашке очень понравилось играть с вами, он говорит, что вы сегодня многому научились.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам сегодня понравилось делать на занятии?

Что для вас было сложным?

А сейчас мы с вами попрощаемся с Чебурашкой.


Анастасия Григорьева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Цель : знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч .

Задачи : - закрепить четкое произношение звука (ч) ;

Закрепление умения давать акустическую характеристику звукам ;

Закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных

суффиксов –чик-, -чек-, чок-;

Закрепить навык чтения и печатания;

Закрепление графического образа буквы Ч ; профилактика оптической дисграфии;

Развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;

Развитие мелкой и общей моторики;

Развитие слухового внимания.

Оборудование : мяч, предметные картинки (точка, тучка, ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка, мягкие модули, кегли, скакалка, счетные палочки, цветные пробки (зеленые, синие, красные, тетради.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед : Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой . Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Дети : Чаще всего слышится звук (ч) .

Логопед : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч .

Давайте дадим характеристику звуку (ч) . Произнесите этот звук .

Дети : Ч-ч-ч.

Логопед : Звук (ч) можно пропеть?

Дети : Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед : Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч) . Наше горлышко спит или работает?

Дети : Горлышко спит.

Логопед : Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?

Дети : Звук (ч) глухой.

Логопед : Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.

Илья, дай полную характеристику звука (ч) .

Илья : Звук (ч) согласный, глухой, всегда мягкий.

Основная часть

1. Логопед : Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч) . Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки , слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч] , слог со звуком [ч] , слово со звуком [ч] .

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Логопед : Молодцы, все были очень внимательными.

2. Логопед : дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч) . Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч) . Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч) .

(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).

Как только дети найдут все картинки со звуком (ч) логопед предлагает назвать предмет и определить место звука (ч) в слове :

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком (ч) назови

И место звука в слове укажи .

Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч)

Логопед :. Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч) .

Дети называют слова.

3. Логопед : Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.

Логопед кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково :

(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)

Игра заканчивается на слове птица (птичка)

4. Логопед – а давайте мы превратимся в птичек

Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Рот открыл.

Смотрю я в небо.

Вправо-влево,

Здесь я не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Крылья вверх!

Крылья вниз!

Только слышен ветра свист!

Я подпрыгнул чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

5. Логопед : Дети вы помните с каким звуком мы сегодня знакомимся?

Дети : Мы знакомимся со звуком (ч)

Логопед : А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме

Дети : да/нет

Логопед : ребята, кто уже знакомы с буквой Ч , помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули) ; кеглей, скакалки.

Дети знакомые с буквой Ч выкладывают ее из предложенных предметов, остальные дети помогают им.

Логопед : как хорошо вы справились с заданием. Какие буквы вы выложили .

Дети : буквы Ч .

Логопед : предлагаю вам пройти и сесть за стол.

Перед каждым ребенком на столе из счетных палочек выложена фигура

Логопед : ребята, уберите три лишних палочки так,

чтобы у вас получилась буква Ч .

Артем : какая буква у тебя получилась .

Артем : буква Ч .

Слава, а у тебя какая буква получилась .

Слава : тоже буква Ч .

Логопед : дети, у всех получились буквы Ч ?

Дети : Да.

Логопед : перед вами лежат счетные палочки. Выложите справа от буквы Ч букву А .

Дети выкладывают и читают получившийся слог ЧА.

Логопед : Алена, какой первый звук в слоге ?

Алена : первый звук (ч) .

Логопед : а второй звук :

Алена : второй звук (а) .

Логопед : ребята, а если звук (а) заменить на звук (у) какой слог получится?

Илья : получится слог ЧУ.

Логопед : замените букву А , на букву У .

Логопед : Дима, прочитай, какой слог получился.

Дима : читает. Получился слог ЧУ.

Логопед : а теперь поменяйте буквы местами . Выложите букву У слева от буквы Ч .

Логопед : Артем, какой слог теперь получился?

Артем : получился слог УЧ.

Логопед : Алена, а кокой слог у тебя получился.

Алена читает УЧ.

Логопед : Давай все вместе прочитаем. Все дети хором читают УЧ.

Логопед : Дети, выложите слева от буквы У букву Л .

Дима, какое слово у тебя получилось.

Дима : ЛУЧ.

Логопед : Слава : а у тебя какое слово получилось?

Слава : ЛУЧ.

Логопед : Алена, Илья, Артем, прочтите какие у вас получились слова.

Читают хором ЛУЧ.

Логопед : сколько слогов в слове ЛУЧ.

Дети : один слог.

Логопед : А сколько звуков в слове луч ?

Дети : три звука .

Логопед : возьмите пробки и выложите схему слова ЛУЧ.

Дети выкладывают схему слова.

Логопед : Алена, какой первый звук ?

Алена : первый звук (л) . Он согласный и твердый, обозначается синим цветом.

Логопед : Слава, какой второй звук ?

Слава : второй звук (у) . Он гласный, обозначается красным цветом.

Логопед : Дима, какой третий звук в слове ЛУЧ .

Дима : третий звук (ч) , он согласный и мягкий, обозначается зеленым цветом.

6. Логопед : ребята, предлагаю побыть немного волшебниками и из маленькой точки сделать большую тучку.

Дети : да, мы согласны

На доске две картинки точка и тучка.

Логопед просит детей написать в тетрадях слово точка.

Логопед : а как же нам теперь точку превратить в тучку?

Дети : предлагают свои варианты.

Логопед : (если никто из детей не догадывается, логопед дает подсказку) я вам дам подсказку – какой звук надо изменить в «точке» , чтобы получилась «тучка»

Артем : звук (о) надо заменить на звук (у) .

Логопед : да, дети, Артем прав.

Один ребенок выходит к доске и записывает слова, остальные дети пишут эти слова в тетрадях.

Подведение итогов :

Логопед : Молодцы, ребята, хорошо мы с вами поработали.

Вы запомнили с каким звуком и буквой мы познакомились ?

Дети : Да, со звуком и буквой Ч .

Логопед : На этом мы с вами заканчиваем, но прежде чем вы уйдете в группу , проверим, как хорошо вы запоминаете.

Уйдет тот, кто назовет слова со звуком (ч) .

Каждый ребенок называет по одному слову и уходит.

(подготовительная группа)

Цели:

Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву; научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам; закреплять правильный графический образ буквы.

Развивающие: развивать связную речь; развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; развивать внимание, память; развивать интерес к чтению через игру.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, учить выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование:

Волшебный мешочек;

Клубочек;

Предметы отгадки на загадки;

Буквы Ч, ч, У, Ю, Ы, И, А, Я, О, Ё;

3 мешочка со схемой слова;

Карточки с правилами написания сочетаний ча – чу;

Игровое поле для игры «Почитай-ка» - 4 шт.;

Кубики игральные – 4 шт.;

Карточки с текстом для индивидуальной работы;

Простые карандаши;

Музыкальный центр, музыка.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Звучит приятная музыка, дети садятся в кружок.

1. Орг. Момент.

Ритуал начала занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла для вас волшебный мешочек, а в нем лежит волшебный клубочек, который поможет поднять нам настроение на целый день. Мы будем передавать клубочек по кругу, говоря при этом добрые пожелания друг другу.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

2. Основная часть.

Воспитатель: В начале занятия я сказала, что мешочек волшебный. В нем спрятались загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Верные отгадки на загадки будут появляться на столе.

Загадки:

1. Сам верхом, а ноги за ушами? ОЧКИ.

2. В портфеле я её ношу, ей в тетради я пишу. Замечательная штучка – самопишущая … РУЧКА.

3. Хвост во дворе, нос в конуре, кто его повернет – тот и в дом войдет. КЛЮЧ.

4. Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить. ЧАШКА.

5. Ног нет, а хожу, рта нет, а время скажу. ЧАСЫ.

6. Если что болит – не плачь, тебе поможет мудрый … ВРАЧ.

7. Висит груша, нельзя скушать. ЛАМПОЧКА.

8. Горячий, с лимонным ароматом, с вареньем и медом, а можно и с мятой! ЧАЙ.

9. Ударишь – не плачет, подбросишь – поскачет. МЯЧ

Воспитатель: Ребята, посмотрите отгадки. Что общего во всех этих предметах? (В названии этих предметов есть звук Ч.)

Воспитатель: Давайте произнесем этот звук. Его можно пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?

Воспитатель показывает как правильно произносить звук Ч. (Когда мы произносим звук Ч, губки немного вытягиваются в трубочку, зубки почти сомкнуты язычок упирается в верхнее небо.)

Воспитатель вместе с детьми дает характеристику звуку Ч: согласный, мягкий, глухой.

Воспитатель: Ребята, в моем волшебном мешочке оказалось еще 3 мешочка, а на них схема слова, указывающая местоположение звука Ч в слове. Давайте, предметы отгадки разложим по мешочкам. (1 - звук Ч стоит в начале слова, 2 - в середине, 3 - в конце.)

Д/игра «Раздели на группы»

Физ.минутка «Как мячики»

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головой кивают,

Все вместе отдыхают.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой буквой на письме обозначается звук Ч.

Воспитатель знакомит детей с заглавной и строчной буквой Ч.

Воспитатель: На что похожа буква Ч?

Воспитатель: Буква Ч дружит с гласными буквами. А с какими, вы узнаете послушав сказку.

Жила – была на свете буква Ч а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я, О, Ё.
Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить букве Ч, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Буква Ч везде заглянула – многих нашла. Вот только не смогла найти гласные Ы, Ю, Я. Искала, с ног сбилась, усталая и голодная поздно вечером возвращалась она домой. Вдруг видит: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделась буква Ч – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоит она больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружит только с И, А, У, О, Ё. Так в русском языке появились сочетания ЧА, ЧУ. Их надо запомнить.

На мольберте появляются правила ЧА – пиши с буквой А, ЧУ – пиши с буквой У.

Дети с воспитателем хором повторяют правила.

Чтение слогов. Знакомство с правилом написания сочетаний ча – чу.

Д/игра «Почитай-ка» (чтение слогов, слов в группах)

Дети делятся на команды с помощью воспитателя.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам самостоятельное задание. Вам необходимо найти в тексте все буквы Ч и зачеркнуть (задание выполняется на время).

Работа с текстом: «Найди букву Ч и зачеркни»

Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили ваквариумс чистой водичкой.
Девочка кормила егочервячкамии чистила твердый панцирь.
Ночью чудо
прячется под листочками.
А днем греет
бочок на солнце.
Танечка
очень любит своё чудо.

Воспитатель: Ребята, прочитайте подчеркнутые слова в этом тексте.

Придумайте предложение с любым подчеркнутым словом.

3. Итог.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым интересным?

Ритуал окончания занятия: «Солнечные лучики»

Дети встают в круг и берутся за руки, произносят следующие слова:

Мы дружные ребята,

Мы ребята дошколята.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Литература:

1. Бондарева Л.Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Ярославль: Академия развития, 2008.

2. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.

Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.

Коррекционно-образовательные задачи:

1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) совершенствовать звуковой анализ;

6) познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ;

7) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Оборудование:

предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); сюжетные картинки; мяч; листы с изображением черепахи; предметная картинка (черепаха); пособие для звукового анализа; пособие «Часы»; тетради, ручки; коробка; карточки с изображением букв (Ч, А, Т, У, С, Ы).

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

«Дорогие ребята!

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваша новая буква»

Логопед : Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

Дети: Да.

Показываю детям картинку с изображением банана.

Логопед: Ребята, что изображено на этой картинке?

Дети: На этой картинке изображен банан.

Логопед: Какой первый звук в слове банан?

Дети: В слове банан первый звук б.

Логопед: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

Аналогичная работа с картинками: утка, коса, валенки, буква Ы .

Логопед: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

Дети: Буквы.

Логопед: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Дети: Звук [ч].

Логопед: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.

Дети : Ч-ч-ч.

Логопед: Звук ч можно пропеть?

Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Логопед: Если горлышко спит, значит звук ч какой?

Дети: Звук [ч] глухой.

Логопед: Молодцы, все правильно. А еще звук [ч] всегда мягкий.

Вика, дай полную характеристику звука [ч].

Вика: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

2. Основная часть

Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Логопед: Молодцы, все были очень внимательными.

3. Работа с раздаточным материалом

Логопед: Ребята, посмотрите на эту картинку. У каждого из вас есть такая же. Возьмите ее, пожалуйста.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ч] назови

И место звука в слове укажи.

Дети: На этой картинке изображен ключ. В слове ключ звук [ч] находится в конце слова.

(аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, Чипполино, чеснок, печка).

Логопед: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом)

Выходите в круг.

Логопед: Стул.

Дети: Стульчик.

(Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).

4. Беседа

Логопед: Ребята, что такое слог?

Дети : Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Логопед:

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

Логопед: СЫ, ЧА

Дети: ЧАСЫ.

(ЧА, ДА КА, ЧАЙ КА, ТОЧ ЧА,ТУ ЧА, СВЕ НИК,ЧАЙ

ЧОК, СУ КА, ЧАШ ЧО, ПЛЕ КА, ТОЧ)

Логопед: Молодцы! А сейчас встаньте, отдохнем:

Кто, скажите, сможет, дети

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Д: Это тоже я могу.

Вправо-влево разведу.

Д: Это тоже я могу.

И как птица полечу.

Д: Это тоже я могу.

Головою поверчу.

Д: Это тоже я могу.

А потом присяду, встану.

Д: Это тоже я могу.

И нисколько не устану.

Д: Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного.

Д: Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу.

Д: Это тоже я могу.

Если надо, побегу.

Д: Это тоже я могу.

Все на свете я могу.

Сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:

Ча-ча-ча-дай мне калача.

Чу-чу-чу-я гулять хочу.

Чи-чи-чи-красные кирпичи.

Чо-чо-чо-ох, как горячо.

Ач-ач-ач-пришел врач.

Оч-оч-оч-скоро ночь.

Уч-уч-уч-у меня ключ.

Ча-ча-ча-увидели грача.

Чу-чу-чу-молоточком стучу.

Чи-чи-чи-пироги в печи.

5. Знакомство с буквой Ч

Логопед: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это буква Ч.

Логопед: На что похожа буква Ч ?

Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.

Логопед:

Да, мы правильно решили,

Ч мы пишем как 4

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Напишите букву Ч в воздухе.

А сейчас отгадайте загадку:

Что за чудо?

Вот так чудо.

Сверху блюдо,

Снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

Дети: Это черепаха.

Логопед: Правильно. Возьмите листочки, на которых нарисована черепаха. На панцире у черепахи написаны буквы Ч . Но написаны они правильно и неправильно. Обведите те буквы Ч , которые написаны правильно.

(дети выполняют задание)


Логопед: А сейчас откройте тетради и напишите букву Ч.

(дети работают в тетрадях)

6. Составление слогов с буквой Ч

Показываю плакат с изображением часов.

Логопед:

Посмотрите на часы:

С одной стрелочкой они.

Буква Ч на стрелку встала

И по кругу побежала.

Она к гласным подошла,

С ними слоги назвала.

(дети называют слоги: ЧИ, ЧА, ЧУ, ЧЕ)

Логопед: Ребята, на часах нет гласных букв Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.

Запомните: ЧА – пишется с А.

ЧУ – пишется с У.

Логопед: Ребята, возьмите «светофорчики». Выкладываем схему слова ЧАСЫ.

(дети выполняют задание).

Логопед: Саша, выйди к доске и составь схему слова часы. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

Логопед: Саша, почему ты поставил первым зеленый кружок?

Саша: Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.

Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.

Логопед: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием. Ребята, так как мы находимся в волшебной стране Букварии, то нас ожидает сюрприз. Это — волшебная коробка, но открыть мы ее сможем только тогда, когда выполним еще одно задание.

Составьте слово из букв.

А С Ч Ы

Ч А Т У

(дети выполняют задание у доски).


7. Подведение итогов занятия

Логопед: Молодцы, ребята.

(открываю коробку, достаю буквы Ч).

Ребята, а почему буквы зеленого цвета?

Дети: Букву Ч обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.

Логопед: Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику

Звука [ч].

Дети: Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.

Логопед: Правильно, ребята, молодцы! Эти буквы — вам. Может быть, вы еще придумаете слова со звуком [ч], о которых мы не говорили сегодня на занятии. И если придумаете, то обязательно расскажите мне.

Все очень хорошо занимались. Можете идти поиграть.

Литература:

С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.

Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – М., 1999. – 216 с.

Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» — М.: Баласс, 2002. – 128 с.

Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

логопед МДОБУ детский сад №9 КВ

г. Богородицк, Тульская область, Россия

Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме

ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

  1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
  2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
  3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
  4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
  5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
  6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.
  7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно– ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
  2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

“Письмо” от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком “Ч”), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, кукла “Чучелка”, сундучок с буквой Ч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. Момент.

– Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу. А чтобы настроение стало ещё замечательнее, мы позовём солнечного зайчика. Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”:

2. Сообщение темы.

– Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

– Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Назови ласково” (с мячом).

Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.

– Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Ч].

3. Артикуляция звука [Ч]

(Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

4. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

– Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч]хлопните в ладоши.

– А теперь речевая зарядка “Не зевай, лови мяч и повторяй” (проговаривание слоговых рядов). Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти и т.п.

– А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком “Ч” назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

– Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это Дюймовочка (иллюстрация).

– Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука “Ч” в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – Чебурашка (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

– И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: “Простучи слово” (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

– Молодцы и с этим заданием справились! Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это – Чипполино (иллюстрация).

8. Составление предложений.

– Но у Чипполино тоже есть своё задание, он предлагает вам придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

– Чипполино очень понравились ваши предложения, поэтому он даёт подсказку: “Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч.

(Дети разгадывают слово “сундучок”).

– Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшуюся Чучелку).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чучелка здесь.


Ты зачем букву похитила?

Чучелка: Я хотела, чтобы у меня была своя буква Ч, ведь в моём имени их целых две, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Ч. Ребята, скажите, как без буквы Ч вы напишите имя Чучелка (дети: “Уелка”).

Чучелка: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чучелка: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке (произносит слова) “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок” (не может открыть) Ребята, помогите мне, давайте вместе скажем эти слова, чётко выделяя звук “Ч” (дети произносят, сундучок открывается, Чучелка достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).

9. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

– Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

– Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч – вы правильно решили, пишут так же, как “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

– Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах,

преобразование слов.

– А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Чай, а как сделать так, чтобы из слова чай получилось слово Чайка, а из слова Чайка – Чашка. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

– И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах – слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочить их.

12. Итог занятия.

– Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ч].

– Чучелка, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Ч, чтобы у тебя была своя буква.

Чучелка: Вот спасибо, а у меня тоже есть для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в моём сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: “Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок”.

Чучелка угощает детей и уходит.

– Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!