Для канализации        20.06.2020   

Котлы для отопления на отработанном масле: устройство и советы по установке. Отопительный котел на отработанном масле Котел масляный

Одним из наиболее дешевых видов топлива из тех, что используются для работы отопительных котлов, является отработанное масло. Оно может быть любым: синтетическим или натуральным. Подойдет масло, слитое с кулинарных агрегатов, автомобилей или тепловозов.

В любом случае при сгорании оно даст большое количество тепла. Поэтому собрать котел на отработанном масле своими руками очень выгодно. Особенно, если нужно обогреть подсобное помещение или гараж.

Мы расскажем, как устроен и работает отопительный прибор, каковы конструктивные нюансы самодельного агрегата, а также опишем пошаговый процесс сборки котла и особенности его эксплуатации.

Котел на отработке может быть пиролизным. Его основная особенность – возможность длительной работы на одной закладке топлива. Конструктивно такая модель будет отличаться наличием камеры дожига.

Здесь проходит окончательное сгорание всех химических элементов, входящих в состав отработанного масла. За счет наличия камеры дожига время работы на одной порции масла значительно увеличивается.

Как самостоятельно изготовить котел

Для изготовления отопительного прибора нам понадобятся следующие материалы и инструменты. Готовим сталь листовую толщиной минимум 4 мм, арматуру сечением 10 или 8 мм, трубу для воздуховода, тройники, сгоны и полудюймовые углы для горелки, переходники из стали, компрессор, расширительный бачок и насос.

Кроме того, понадобится сварочное оборудование, термостойкий герметик, асбестовое полотно и болгарка.

Одна из самых простых конструкций котла на отработке. Такое устройство очень просто изготовить самостоятельно, при этом оно будет эффективно работать

Рассмотрим процесс изготовления самого простого самодельного котла на отработке. Собственно устройство может иметь разные формы. В связи с этим для облегчения работы можно взять не листовую сталь, а отрезок трубы большого сечения с толстыми стенками.

Например, работоспособный прибор, легко обогревающий стандартный по размерам гараж, получается из двух фрагментов трубы. Один сечением 0,5 м, второй – 0,2 м.

Кроме них понадобятся еще две металлических пластины толщиной минимум 3 мм, вырезанные в форме круга. Если нужен более мощный отопительный прибор, то подбирают или изготавливают из листовой стали детали нужных размеров.

Теперь можно переходить к сборке. Начинаем с подготовки корпуса. Он будет выполнен из трубы большего сечения. Обрезаем ее болгаркой так, чтобы получился фрагмент высотой порядка метра.

Трубу меньшего сечения тоже обрезаем. Так, чтобы получился фрагмент высотой 20 см. Теперь готовим пластины, которые будут функционировать как дно и крышка корпуса.

В одной из них выполняем отверстие, соответствующее по размерам дымоходу. Это будет крышка корпуса. В другой вырезаем отверстие под соединение с фрагментом малой трубы. Это будет дно конструкции.

Привариваем к нему цилиндр, вырезанный из трубы меньшего диаметра. Его дно закрываем еще одной круглой пластиной. Собираем корпус, накрывая его пластинами с двух сторон. Соединяем детали, обвариваем их по кругу.

К дну корпуса крепим ножки, сделанные из арматурных прутков. Сверлим в трубе вентиляционные отверстия. Мы получили котел цилиндрической формы, в нижней части корпуса которого располагается небольшой резервуар.

Теперь нужно обустроить дверцу. Вырезаем ее в нижней части цилиндра с помощью болгарки. На верхнюю часть корпуса ставим и закрепляем дымоход. Простейший вариант котла готов.

Чтобы его разжечь, нужно будет налить немного отработки в нижнюю емкость и поджечь ее фитильком из горящей бумаги. Это самый простой из всех известных вариантов. Можно собрать более сложную, а значит и более эффективную конструкцию.

Собственно принципиальная схема любого топливного прибора на отработке представляет собой два короба из прочного металла, соединенных между собой воздуховодом в виде перфорированной трубы.

Нижний короб оборудуется отверстием, через которое масло заливается в испарительную камеру, напротив него обычно располагается заслонка. Верхний короб оборудуется отверстием, в которое вставляется дымоотводная труба.

Такую схему очень просто дополнить самыми разными узлами: подающим масло насосом, капельной подачей отработки, воздушным компрессором или подключить к котлу расходный резервуар с топливом.

Можно так же подключить водяной контур. Но в этом случае потребуется обустройство эффективной горелки, которая сможет осуществить максимально равномерный подогрев теплоносителя.

Вариант горелки для котла на отработке, которая работает от калильной свечи дизельного двигателя. Такая горелка может использоваться для приборов, обогревающих водяной контур

Рассмотрим процесс изготовления такой горелки. Собственно ее форма может быть произвольной, однако нужно помнить, что зона смешивания всегда должна находиться только выше зоны горения.

Только в этом случае неиспользованная отработка сможет возвращаться в резервуар. Для изготовления корпуса горелки берем полудюймовые уголки и соединяем их при помощи тройников и сгонов.

Для маслопровода, подающего отработку, дополнительно понадобятся переходники для штуцера. Все резьбовые соединения перед закручиванием хорошо промазываем термостойким герметиком. Для крышки горелки используем листовую сталь. Толщина листа минимум 3 мм.

Вырезаем из нее деталь, соответствующую размерам гнезда на котле. После того, как мы собрали горелку осталось правильно ее установить. Для этого подготовим две стальных пластины, одна должна быть немного меньше другой, гайки, болты и асбестовое полотно. Полудюймовые трубочки и внутреннюю поверхность переходника нужно закрыть асбестом. Полотно обязательно закрепляем.

Наклеиваем его силикатным герметиком в два слоя, на трубках фиксируем асбест стальной проволокой. Теперь берем горелку и вставляем ее в корпус, при необходимости подгоняем к установочном у гнезду.

После того, как горелка «встала» на место, меньшую по размеру пластину устанавливаем в гнездо и накрываем несколькими слоями асбестового полотна. Оптимально, если их будет четыре или пять.

Большую пластину используем как закрепляющую накладку. Сверлим в ней несколько отверстий под крепежи, после чего укладываем поверх асбеста и скручиваем болтами обе пластины.

Надо понимать, что получившееся соединение должно быть максимально плотным, если это не так, элементы горелки могут сдвинуться с места в процессе эксплуатации. Для поджига такой горелки используется стандартная свеча накаливания, которая применяется в дизельных двигателях.

В упрощенном варианте котел на отработке представляет собой печку, к которой подключается теплообменник или бак для нагрева теплоносителя. С процессом изготовления самодельной печки ознакомит следующая подборка фото:

Галерея изображений

Для того чтобы собрать основу котла - печку на отработке, заготавливаем детали. Их раскрой лучше выполнить на гидрорезном станке, для чего стоит обратиться в слесарную мастерскую

Перед сваркой деталей подгоняем их друг к дружке, используя струбцину. Стремимся придать обечайке максимально округлую форму. При необходимости выравниваем полосу металла с помощью молотка

После подгонки свариваем обечайку и верхнюю плоскость крышки. Сначала привариваем точками через 2-3- см, затем сплошным непрерывным швом

Подгоняем обечайку нижней части нижнего бака аналогичным образом. Свариваем детали, проверяем на герметичность, налив в полученную емкость воды

Собираем крышку нижнего бака точно так же: подгоняем по форме донышка и округляем обечайку

Соединяем подогнанные детали сваркой. Первым делом варим точками через небольшие промежутки, потом сплошным швом

Внутри верхнего бака монтируем отбойник, который будет направлять дымовые газы в дымоотвод

В вырезанное станком в верхней панели бака отверстие устанавливаем трубу и привариваем ее

Шаг 1: Подготовка деталей для сборки

Шаг 2: Подгонка составляющих нижнего бака

Шаг 3: Сборка верхней крышки нижнего бака

Шаг 4: Фиксация днища нижнего бака

Шаг 5: Соединение крышки нижнего бака

Шаг 6: Крепление деталей крышки сваркой

Шаг 7: Установка внутреннего отбойника

Шаг 8: Приваривание дымоотводной трубы

Верхняя часть нашей самодельной печки готова. Теперь надо собрать нижнюю часть и соединить составляющие:

Галерея изображений

Устанавливаем инжекторную трубу, в которой заранее просверлено 56 отверстий. Заводим ее в нижнюю часть верхнего бака. Размечаем ее расположение, привариваем

Собираем верхний бак из двух частей, к верхней из которых приварена дымоотводная труба, к нижней - инжекторная

Верхнюю часть нижнего бака привариваем к инжекторной трубе. Все работы по присоединению баков к трубам производим, контролируя сборку строительным уровнем

Подгоняем обечайки баков так, чтобы добиться максимально плотного прилегания, фактически без зазоров

Свариваем подогнанные друг к дружке части нижнего бака. Сначала варим точками, потом сплошным швом

Чтобы не доливать постоянно переработанное в печке масло, сооружаем дополнительный бак. Крепиться он будет к нижнему баку печки

Ставим снизу печки переливную трубку, которая будет обеспечивать дозированную подачу масла в нижний бак. Для того чтобы обеспечить трубке пространство, а печке устойчивость с днищу привариваем два отрезка уголка

К собранной конструкции привариваем ножки. Для устойчивости их лучше сделать три. Если будет наблюдаться некоторый крен, то нужно будет подкорректировать низ опоры напильником

3556 0 0

Котел на отработанном масле – что лучше: заводские или самодельные модели

У вас есть доступ к недорогой отработке и вы думаете поставить котел на отработанном масле? Решение, безусловно, разумное, но давайте взвесим что выгоднее, купить заводской агрегат или сделать котел на отработке своими руками, а чтобы вам было легче принять правильное решение, я расскажу, как работает система и где «подводные камни».

Купить или сделать самому

Как показала практика, если вы собираетесь ставить котел на отработавшем масле в гараж, теплицу или любое другое техническое помещение, то выгоднее будет сварить его самому, а вот для дома или нормальной дачи лучше купить надежный агрегат с многоступенчатой системой защиты, но есть масса нюансов.

Принцип работы

Схемы, мощность оборудования и компоновка рабочих узлов могут меняться, но все масляные котлы отопления работают по одному и тому же принципу:

  • При помощи осевого маслонасоса топливо из бака дозировано поступает в испарительную камеру. На этом отрезке масло должно разогреваться минимум до 40ºС, иначе система не будет работать;
  • Испарительная камера служит для того чтобы довести топливо до той температуры, когда масло начнет активно испаряться;
  • Насыщенный масляный пар, поднимается вверх и попадает в камеру сгорания. В некоторых заводских моделях этот пар может подаваться принудительно, под давлением, в самоделках такого зачастую нет;
  • В камеру сгорания вместе с концентрированным масляным паром подается воздух, в результате чего топливо практически полностью выгорает, КПД некоторых агрегатов доходит до 95 %;
  • Полученное таким образом тепло может сразу обогревать помещение или подаваться на водяной контур. Воздушные агрегаты могут обогревать помещение до 50 м², в то время как котлы с водяным контуром ограничений по площади практически не имеют, здесь все зависит от мощности оборудования.

Насколько целесообразно устанавливать такое оборудование

Первый и едва ли не главный вопрос это доступ к дешевому топливу. Небольшой «гаражный» самодельный агрегат будет потреблять около 0,5 л в час. В то время как на дом от 150 м² ставятся более мощные двухоборотные котлы, которые «кушают» 22 – 25 л в сутки, а за сезон это будет 2,5 – 3 тонны.

В открытой бочке отработку хранить опасно, поэтому вам понадобится герметичный топливный бак емкостью около полутоны, плюс несколько закрывающихся бочек для хранения топлива, причем запас топлива хранить рядом с котлом нельзя, да и сам бак желательно вынести в соседнее помещение.

В такой котельной положено иметь не менее 2 – 3 углекислотных или порошковых огнетушителей, ведь заливать водой горящее масло бесполезно и опасно, а тушить песком слишком долго.

Для таких котлов нужен серьезный приток воздуха, поэтому придется монтировать принудительную вентиляцию с мощностью от 180 м³/ч на 1 м³ объема помещения.

И это только сопутствующие требования и расходы, не забывайте о покупке самого агрегата. Даже если вы дипломированный инженер, ставить самодельный котел в доме вам никто не разрешит, соответственно придется покупать заводской.

Ведущие производители

По опыту цена на аппараты российского производства значительно ниже, в то время как качество оборудования у нормальных производителей ничем не хуже.

Иллюстрации Рекомендации

Оборудование Clean Burn .

Одна из ведущих американских компаний Clean Burn уже довольно давно работает на нашем рынке.
Оборудование этого производителя надежное, но оно рассчитано на мини котельные, ведь мощность котлов начинается от 200 кВт, что позволяет обогреть 2 – 3 многоэтажных дома.
Стоимость наиболее популярной модели CB-2000 начинается от 580 000 руб.

Оборудование Kroll .

Немецкая компания Kroll поставляет на наш рынок, как сами масляные котлы, так и отдельно горелки для них.
Горелка котла Kroll считается очень надежной, поэтому половина наших производителей комплектуют свою продукцию этими горелками.
Цена модели Kroll KG/UB с мощностью 75 кВт составляет порядка 270 000 руб.

Оборудование Жар .

Котёл на отработке «Жар-20» заслужено считается жемчужиной отечественного оборудования в нише обогрева частных домов.
Производители утверждают, что Жар-20 это полностью отечественная разработка и судя по многочисленным отзывам, работает агрегат отлично.
Мощность его составляет 30 кВт, что вполне хватает для любого частного дома.
Обойдется такое чудо отечественных конструкторов в 170 000 руб. Зато ни один пожарный инспектор по поводу котла к вам не придерется.

Самодельные котлы

Так уж сложилось, что заводских котлов на отработке для небольших гаражей и теплиц просто не выпускают, естественно эту нишу быстро заняли кустарные производители. Здесь отсутствие гарантийных обязательств и сертификатов с лихвой компенсирует доступная цена, за 10 – 15 тыс. можно купить небольшой гаражный обогреватель.

Самую распространенную модель из тех, которые вполне реально сделать своими руками в народе называют буржуйкой, по аналогии с легендарной дровяной печкой. Качество у нее вполне приличное, плюс ломаться там особенно нечему, поэтому работать она будет хорошо.

Если вы собираетесь делать котел на отработке своими руками, запомните, металл на все рабочие узлы нужно брать не тоньше 4 мм, иначе он быстро прогорит.

Но буржуйка это не единственный вариант для самостоятельного изготовления, таких моделей десятки, самые интересные и проверенные на практике, показаны на фото и видео в этой статье.

Вывод

Обогрев хозяйственных помещений для многих является очень актуальной проблемой. Не всегда есть возможность подключить гараж или сарай к стационарной системе, а использовать электрические приборы для отопления таких помещений не слишком оправдано с финансовой стороны. Самым практичным решением в этой ситуации будет установка автономного котла. Изготовить котел на отработке своими руками не трудно, если имеются навыки работы со сварочным аппаратом.

Котел представляет собой две металлические емкости, соединенные трубой. В верхней части установлен дымоход, длина которого должна быть не меньше метра. Нижняя емкость предназначена для заливки отработки, там верхний слой масла нагревается и превращается в масляной пар. Поднимаясь, пар выходит в перфорированную трубу, смешивается с воздухом, достигает верхней емкости и сгорает. Продукты горения выходят через дымоход; таким образом, котел нагревает помещение, но не выделяет токсичных отходов.

Котел без водяного контура может свободно обогревать гараж площадью около 40 кв. м. Что же касается изделий с водяным контуром, то они позволяют поддерживать комфортную температуру в достаточно больших помещениях даже в сильные морозы. Причем расход топлива составляет от 0,5 до 1 л в час, что дает возможность значительно сэкономить на энергоресурсах.

Котел на отработке можно сделать одноконтурным или двух контурным, в зависимости от потребностей владельца. Если использовать теплоноситель только для обогрева, нужен одноконтурный котел. Второй вариант позволяет обогревать помещение и получать горячую воду для бытовых целей, для этого в верхней емкости имеется встроенный теплообменник.

Видео — Вариант печи на отработке до подключения водяной рубашки

Принцип работы такого котла тоже довольно прост: из расходной емкости насос подает отработку в испарительную камеру, где она нагревается и превращается в пар. Пар поднимается в камеру сгорания, смешивается с воздухом и нагревает воду в контуре. Горячая вода поступает в трубы и батареи, обогревает помещение и возвращается обратно в котел.

Инструменты и материалы

Чтобы самостоятельно изготовить котел, потребуется:

  • листовая сталь толщиной от 4 мм;
  • металлическая труба для воздуховода;
  • 4отрезка арматуры сечением 8 или 10 мм;
  • компрессор;
  • насос;
  • сварочное оборудование;
  • расширительный бачок;
  • болгарка;
  • асбестовое полотно;
  • полудюймовые углы, сгоны и тройники для горелки;
  • стальные переходники;
  • термостойкий герметик.

Котел может иметь любую форму, поэтому. Если нет листового материала нужной толщины, можно взять толстостенную трубу большого диаметра или баллон подходящего размера. Самая простая печь на отработке выполняется из трубы диаметром 50 см, трубы диаметром 20 см, двух круглых стальных пластин толщиной от 3 мм. Несмотря на простоту конструкции, такая печь отлично справляется с обогревом гаража стандартных размеров.

Изготовление котла на отработке

Сборка корпуса печи

Итак, работу начинают с подготовки материалов:

  • трубу большого диаметра обрезают болгаркой так, чтобы получился цилиндр высотой около метра;
  • из трубы меньшего диаметра вырезают цилиндр высотой 20 см;
  • в одной из пластин делают отверстие диаметром 20 см, в другой пластине отверстие должно соответствовать диаметру дымохода;
  • большой цилиндр закрывают с обеих сторон пластинами, обваривая их по кругу;
  • снизу должна оказаться пластина с большим отверстием;
  • приваривают по краям отверстия маленький цилиндр и закрывают его дно еще одной пластиной;
  • снизу к корпусу крепят ножки из арматуры;
  • просверливают вентиляционные отверстия в трубе.

Должен получиться цилиндрический корпус котла с небольшим резервуаром снизу. В нижней части корпуса вырезают болгаркой дверцу, а сверху устанавливают трубу дымохода. Чтобы зажечь котел, следует открыть дверцу, налить в резервуар отработанное масло и поднести горящую бумагу. Но это самый примитивный вариант печи, более часто встречаются изделия чуть более сложной конфигурации.

Стандартная печь на отработке имеет вид двух металлических коробов, расположенных друг над другом и соединенных перфорированной трубой. В нижнем корпусе вырезано отверстие для заливки масла с одной стороны, и установлена горизонтальная металлическая заслонка с другой. В верхней части второго корпуса вмонтирована труба дымохода. Оба варианта печи можно легко усовершенствоват ь: подключить расходную емкость с топливом и насос для подачи масла, воздушный компрессор, установить водяной контур.

Монтаж горелки

В котле с водяным контуром должна быть установлена надежная горелка, которая обеспечит равномерное прогревание теплоносителя. Ее конструкция состоит из нескольких элементов, собрать которые можно самостоятельно. Форма горелки выбирается произвольно, главное условие – зона смешивания должна располагаться выше зоны горения, чтобы масло могло беспрепятственно стекать в резервуар.

Крышку горелки делают по размеру гнезда в котле, используя листовую сталь толщиной от 3 мм. Корпус горелки варят из полудюймовых углов, соединяя их специальными сгонами и тройниками. Дополнительно потребуются переходники на ½ штуцера с двух дюймов для подсоединения подачи отработанного масла. Резьбу предварительно промазывают термостойким герметиком и только потом закручивают.

Собранную горелку необходимо правильно установить. Для этого берут 2 стальные пластины большего и меньшего размера, асбестовое полотно, болты и гайки. Внутреннюю поверхность переходника, а также полудюймовые трубки закрывают асбестом. На трубках асбест можно закрепить стальной проволокой, а в переходнике его фиксируют с помощью силикатного герметика и укладывают в два слоя. Далее горелка вставляется в котел и подгоняется к установочному гнезду.

Стальную пластину меньшего размера вставляют в гнездо корпуса, а сверху закрывают ее 4-5 слоями асбеста. В другой пластине сверлят крепежные отверстия, укладывают ее на асбест и скручивают обе пластины болтами. Соединение должно быть максимально плотным, иначе в процессе эксплуатации элементы горелки могут деформироваться и сдвинуться в сторону. Поджиг котла производится с помощью свечи накаливания, которая используется в дизельных двигателях.

Установка корпуса и дымохода

Смонтированный котел с горелкой следует правильно установить. Поскольку корпус нагревается слишком сильно, рядом не должно быть воспламеняющихся поверхностей. Участок под котел выбирают в свободном углу помещения, вдали от рабочих столов и стеллажей. На полу лучше всего сделать бетонную стяжку или облицевать его плиткой. Нельзя ставить такую печь на доски, ламинат, фанеру и другие подобные покрытия. Прилегающие стены также должны быть из негорючих материалов.

Чтобы случайно не обжечься о раскаленный металл, после установки котла вокруг него можно поставить сваренный из уголка каркас. С одной стороны в каркасе оставляют проем, через который удобно производить доливку топлива. Обязательным условием для работы данного отопительного оборудования является хороший воздухообмен в помещении. Постоянный приток свежего воздуха обеспечивает бесперебойную работу открытой горелки и не дает скапливаться в помещении угарному газу.

После того, как корпус котла надежно установлен, приступают к монтажу дымохода. Рекомендуемая длина дымохода равняется 4 м, при этом желательно, чтобы отсутствовали горизонтальные участки. Чем ровнее и выше дымовая труба, тем лучше выходят продукты сгорания отработанного масла. В месте выхода трубы через потолочные перекрытия крепят специальный жаростойкий кожух. Чаще всего для этих целей используют несколько слоев асбестового полотна. Дымоотводящую трубу оснащают металлической заслонкой, которая обеспечивает регулировку тяги.

Подключение водяного контура

Сначала монтируют в помещении трубопровод и ставят батареи. Для трубопровода используется стальная труба диаметром 43 мм; трубы подсоединяют к радиаторам отопления и закрепляют вдоль стен по периметру. Теперь потребуется небольшая емкость с толстыми стенками для воды. Емкость устанавливают на котел, надежно фиксируют болтами или сваркой к корпусу. В верхней части емкости вырезают отверстие и вваривают трубу для подачи горячей воды в систему. В нижней части контура располагается еще одна труба, по которой остывшая вода возвращается в котел.

Можно смонтировать котел немного иначе. Корпус котла изготавливают из отрезка большой трубы с толстыми стенками. Внутри располагают расширительный бачок и надежно его укрепляют. Далее берут стальную трубу диаметром 10 см и толщиной стенок 4 мм и просверливают в ее нижней части отверстия для воздуха. В бачке вырезают отверстие под трубу, вставляют ее и крепят так, чтобы перфорированный участок выходил из корпуса котла и присоединялся к емкости для отработки. Дно бачка герметично заваривают.

В нижней части корпуса вырезают заслонку, подключают с помощью шланга подачу масла из расходной емкости. Сбоку делают врезку под компрессор, подключают насос подачи топлива и циркуляционный насос. В завершение приваривают трубу, соединяющую расширительный бачок и трубы отопления.

Печи на жидком топливе стали широко использоваться в начале прошлого века. Сначала они появились в промышленности, но в 60-х годах их начали применять в быту. Яркий представитель такого оборудования - котел на отработанном масле с водяным контуром.

Стремительный рост его популярности в те годы объясняется доступностью нефтепродуктов. Люди могли покупать их очень дешево или же получать бесплатно.

Котел на отработанном масле – хороший и дешевый способ отопления гаража

Принцип действия

Отработкой называются отслужившие свой срок моторные масла. Они являются источником загрязнения окружающей среды и плохо горят. Объясняется это неспособностью кислорода окислить весь набор химических элементов, входящих в состав. Но если удается расщепить отработку на простые составляющие, то она превращается в энергоэффективное топливо.

Метод разделения отработанного масла в науке используется давно - это пиролиз . С помощью этого процесса можно выделить горючие вещества из любого типа топлива: древесины, угля и нефти. Этот процесс прост и не требует дополнительных финансовых затрат.

Основное преимущество пиролиза заключается в том, что при горении топлива он сам себя поддерживает и даже регулирует . Человеку даже не нужно вмешиваться в этот процесс.

Способы очищения масла

Чтобы запустить разложение энергоносителя на простые составляющие, его всего лишь нужно нагреть до температуры в 400°C. Необходимые температурные показатели достигаются 2 способами. Первый способ подразумевает поджигания горючего в специальной емкости.

В процессе горения топливо начинает испаряться. Образующаяся кориолисова сила позволяет создать легковоспламеняющуюся газовоздушную смесь. Но это возможно только в том случае, если все параметры печи будут тщательно рассчитаны.

Особое внимание следует уделить характеристикам камеры сгорания . Она должна иметь определенный диаметр и высоту. В ее стенках делают многочисленные отверстия. Через них происходит насыщение поднимающихся паров топлива кислородом. В верхней части камеры стоит ловушка, замедляющая скорость перемещения газа и отделяющая зону дожигания, в которой сложные химические соединения распадаются на безвредные компоненты.

Этот метод очень прост и надежен, но безопасным его назвать невозможно. Для обеспечения безопасности приходится значительно усложнять конструкцию печи.

При втором способе зона пиролиза и дожига формируется непосредственно в пламени горелки.

Последняя должна иметь определенную конфигурацию и обеспечивать ступенчатое образование горючей смеси.

Такое устройство более сложное, так как для его функционирования требуется компрессор. Он обеспечивает топливу начальное движение.

А пары образуются за счет работы горелки. Такой же процесс можно увидеть в паяльной лампе.

Самодельные конструкции

Самодельные котлы на отработке с водяным контуром имеют похожий принцип действия, но функционируют несколько иначе. В них как таковой горелки нет. Ее роль выполняет разогретая до высоких температур емкость. Капли масла, попадая на нее, моментально испаряются, а пары воспламеняются. Это не чистый пиролиз, так как во время микровзрывов при столкновении топлива с раскаленной поверхностью дополнительно выделяется энергия от распада молекул.

Простейшая печь на отработке работает следующим образом:

  1. Нижняя емкость в виде чаши.
  2. Верхняя камера дожига обогащенной смеси.
  3. Перфорированная металлическая труба с перфорацией для обогащения паров кислородом.

Для розжига топлива в нижней камере используется бензин. После начала горения масло интенсивно испаряется. Пары поднимаются вверх по трубе, обогащаются и сгорают в верхней камере. При этом температура внизу редко превышает 350° C, а вверху 900° C. Если масло в нижнюю чашу будет добавляться вручную, то в ее крышке делают отверстие, позволяющую заливать горючее. Для автоматической подачи подключают патрубок, ведущий к топливному баку.

Печь на отработке имеет следующие преимущества:

  1. Универсальность. Ее можно использовать в любых закрытых помещениях.
  2. Возможность изготовить своими руками.
  3. Недорогое топливо.
  4. Высокая скорость разогрева.
  5. Компактные размеры.

У такой системы всего 2 недостатка.

Первый заключается в быстром загрязнении дымохода. Его придется регулярно чистить. Второй недостаток выражается в шуме. При горении воздушно-масляной смести слышен гул.

Типы печей

Котлы на отработке используются в самых разных областях. Учитывая это можно выделить бытовые печи, водонагревательные и отопительные. Они отличаются не только конструкцией, но и размерами.

Бытовые котлы обычно устанавливают в помещениях, которые невозможно обогревать с помощью водяного отопления . У этих агрегатов минимальный расход горючего. Их конструкция такова, что масло в них сгорает до конца.

Бытовые устройства практически не дымят . Но несмотря на это их комплектуют дополнительными фильтрами, что позволяет повысить уровень безопасности.

Такие агрегаты любят прежде всего за их превосходную мобильность. Взрослый мужчина без труда перенесет небольшую печь в нужное место. При этом она не будет занимать много места в помещении.

Бытовые печи на отработке легко модифицируются. При необходимости к ней можно подключить небольшой водяной контур, и она сможет лучше отапливать помещение или обеспечит жилище горячей водой. Если установить на нее специальную металлическую площадку, то можно будет готовить пищу.

Для нагрева воды

Водонагревательные котлы в верхней части имеют платформу для фиксации металлической емкости с водой. Последняя обычно имеет тороидальную форму, что обеспечивает более равномерный прогрев теплоносителя. Чтобы такое устройство эффективно работало, к бойлеру подключается водяная помпа.

Высокая температура сгорания воздушно-масляной смеси в верхней камере обеспечивает более высокую скорость нагрева, чем в котлах заводского производства. Водяной котел на отработанном масле нагревает воду до 60°C в 2 раза быстрее. А стоимость нагрева уменьшается в 20 раз по сравнению с электрическими бойлерами.

Отопительные приборы

Отопительные котлы изначально создаются для включения в систему водяного обогрева. Здесь особое внимание уделяется системам безопасности. Печи оборудуются дополнительными устройствами дожига и фильтрации.

Несмотря на высокий уровень безопасности, отопительные котлы на масле следует размещать в специально оборудованных помещениях.

Нагрев теплоносителя обеспечивает теплообменник, установленный в верхней камере сгорания. Он может иметь вид трубчатого контура или стальной рубашки, охватывающей зону горения. Движение жидкости в системе обеспечивает электрический насос.

Температуру нагрева можно регулировать с помощью уменьшения пламени в камере сгорания. Достигается такая регулировка установкой небольшой турбины, нагнетающей воздух в топку.

Этот процесс может быть автоматизирован - для этого лишь нужно установить термостат.

Изготовление котла своими руками

Под жидкое горючее можно переделать любую твердотопливную или газовую печь. Но для самостоятельного изготовления лучше выбрать чертеж котла на отработке с водяным контуром с пламенной чашей.

Самодельный котел имеет небольшие размеры, но при этом обеспечивает 15 кВт тепловой мощности. В час он расходует не более 1,5 л отработки в час. Воздух в камеру сгорания нагнетается с помощью небольшой турбины, поэтому нужно будет озаботиться подведением электричества к агрегату. Горючее поступает в зону сгорания порциями из отдельного бака, оснащенного вентилем. Последний может служить регулятором нагрева.

Для улучшения дожига в центральной трубе имеется большое количество отверстий и горизонтальных прорезей. Дым от сгорания топлива уходит через дымоход, закрепленный на выходе из камеры сгорания.

Необходимые инструменты и материалы

Нужно заранее приготовить емкость, из которой будет изготовлен корпус. Лучше всего для этого подходит газовый баллон. Нужно выбирать экземпляр объемом от 50 л.

Также понадобятся следующие материалы:

  1. Стальная труба Ø 100 мм с толщиной стенок не меньше 2 мм. Она нужна для дымохода.
  2. Металлический лист в половину сантиметра. С его помощью камера сгорания будет отделена от зоны испарения.
  3. Железная труба Ø 100 мм с толщиной стенок 6 мм. Она пойдет на изготовление горелки.
  4. Тормозной диск от машины. Его диаметр должен быть не меньше 20 см.
  5. Муфта для соединения труб.
  6. Шаровый кран на полдюйма
  7. Топливный шланг.
  8. Бак для хранения топлива.
  9. Заготовки для ножек.
  10. Патрубки.

После сборки устройства его нужно будет защитить от коррозии. Для этого дополнительно следует приобрести необходимую химию и эмаль.

Что касается инструментов, то в первую очередь понадобится аппарат для сварки. Лучше всего использовать инвертор, так как он позволяет делать качественные сварные швы. Также пригодятся: дрель, УШМ с набором дисков, сверла, плашки для резьбы, ключи, электрический наждак.

Работать с металлом придется много. Для ускорения работы нужно приготовить емкость с водой для быстрого охлаждения инструментов.

Порядок сборки

Прежде чем приступать к работе с баллоном, его нужно полностью освободить от остатков газа. Делается это простым сворачиванием вентиля и переворачиванием емкости для удаления конденсата. После промывки баллона можно приступать к сборке котла:

  1. В баллоне прорезаются 2 проема один над другим. Между ними оставляется перемычка шириной в 50 мм. Верхнее окно больше нижнего в 2 раза.
  2. К краям кусков, оставшихся после выпиливания проемов, привариваются петли и защелки. Это будут дверцы проемов.
  3. Из листа металла толщиной в 5 мм вырезается диск по диаметру баллона. В центре полученной детали делается отверстие под трубу Ø 100 мм. Диск подгоняется по месту в баллоне.
  4. Отрезается кусок трубы с толстыми стенками длиной в 200 мм. В нем насверливаются отверстия Ø12 мм с шагом не более 40 мм. Причем перфорация должна занимать лишь половину заготовки.
  5. По центру полученной горелки приваривается ранее заготовленный диск. Он должен размещаться над отверстиями.

Создайте котел своими руками
  1. Перегородка с горелкой вставляется в баллон и приваривается к перегородке между проемами.
  2. Чаша испарителя собирается из тормозного диска. Имеющиеся в нем отверстия заваривается с использованием металлического диска.
  3. Делается крышка для чаши с отверстием под горелку. К его краям приваривается муфта из стальной трубы.
  4. Из двух листов металла вокруг баллона наваривается корпус водяной рубашки. В верхней и нижней части кожуха вырезаются отверстия для последующего крепления патрубков подачи и отвода воды.
  5. Сверху почти готовый котел закрывается крышкой с врезанной трубой для дымохода.
  6. В боковую стенку баллона на уровне нижней камеры врезается трубка для горючего. Ее кончик должен располагаться точно над окном подачи топлива в чашу.
  7. Бачок с горючим прикрепляется через шаровой кран.

После завершения сборочных работ нужно проверить работоспособность агрегата. Делать это лучше до постановки в отопительную систему. Для проверки через шаровой кран в нижнюю топку заливается отработанное масло. Сверху добавляется немного керосина и поджигается. Если все нормально, то можно врезать котел в систему отопления.

Печи, сжигающие жидкое топливо, известны ещё с начала прошлого века. Правда, тогда они служили в основном для нужд промышленности. В быту же агрегаты, работающие на дизеле или мазуте, получили широкое распространение в 60–80 годы. Именно в то время продукты нефтепереработки можно было покупать за копейки или же вообще доставать бесплатно. Несмотря на значительное подорожание энергоносителей, так же дёшево отапливать свой дом можно и сейчас. Можно сказать, что горючее для этого лежит просто под ногами, а точнее, на каждом автосервисе. Слитое отработанное масло горит не хуже дизтоплива, к тому же владельцы мастерских отдают его практически даром. Кстати, котёл для его сжигания необязательно покупать. Простой и надёжный агрегат с водяным контуром можно построить своими руками, используя материалы, которые найдутся у каждого хозяина.

Устройство и принцип действия котла, использующего отработанное масло

Самодельный котёл отопления, работающий на отработанном автомобильном масле

Слитые автомобильные масла являются многокомпонентными, сильнозагрязнёнными веществами, которые к тому же ещё и плохо горят. Можно сказать, что как горючее отработка сама по себе «не очень», поскольку кислород просто не в состоянии окислить всё то химическое разнообразие, которое в ней находится. Если же расщепить масло на более простые составляющие, то сжечь их будет намного проще.

Метод разложения известен современной науке давно. Пламенное разделение, или, если говорить по-научному, пиролиз, применяется для получения простых легковоспламеняющихся веществ из любого топлива - нефти, угля, дров и т. д. Этот процесс удобен тем, что для химических преобразований никаких дополнительных затрат не требуется - для этого достаточно тепла, которое образуется при сгорании топлива. Преимущество пиролизного горения заключается ещё и в том, что этот процесс сам себя поддерживает и регулирует, а поэтому практически не требует постороннего вмешательства . Всё, что понадобится для запуска процесса разложения - испарить топливо и разогреть пары до температуры 300–400 °C. Для этого можно воспользоваться двумя методами.

Процессы, протекающие внутри печи на отработке, обеспечивают высокую температуру и полноту сгорания топлива

В первом случае горючее поджигают в резервуаре, после чего оно начинает активно испаряться. Эффективное перемешивание и получение однородной газовоздушной смеси обеспечивается за счёт Кориолисовой силы, поэтому важен точный расчёт диаметра и высоты камеры сгорания. Пары топлива поднимаются по вертикальной трубе с многочисленными отверстиями, через которые насыщаются кислородом воздуха. В верхней части камеры сгорания находится перегородка, которая нужна, чтобы снизить скорость газа и отделить зону окисно-азотного дожигания. Именно в ней опасные химические соединения вступают в реакцию с оксидами азота и распадаются на безвредные вещества.

Так называемый метод саможога, бесспорно, обладает привлекательной простотой и надёжностью, однако, резервуар с горящим маслом не позволяет говорить о безопасности. Для того чтобы устранить этот недостаток потребуется усложнять конструкцию отопительного агрегата.

Эффективность сжигания отработки значительно повышается при использовании горелки специальной конструкции

Второй способ предусматривает образование зон пиролиза, сгорания и дожигания прямо в факеле пламени, а для этого нужна горелка специальной конфигурации. Чтобы топливо окислялось полностью, форсунка должна обеспечивать многоступенчатое образование газовоздушной смеси. В таком устройстве первичное движение потока топлива обеспечивается компрессором. Благодаря инжекции, нагнетаемый воздух увлекает за собой атмосферный, а образование паров происходит за счёт разогрева горелки факелом пламени. Практически те же процессы можно наблюдать при работе паяльной лампы. Похожий метод реализован в промышленных жидкотопливных агрегатах. Самодельные конструкции используют такой же принцип, но работают немного по-другому. В них отработка капает в разогретую докрасна ёмкость, где мгновенно испаряется и сгорает при высокой температуре. В этом случае нельзя говорить о чистом пиролизе, поскольку имеет место ещё и энергия распада молекул в процессе микровзрывов.

Читайте также нашу статью об изготовлении печки-буржуйки на отработанном масле: .

Типы конструкций на отработке

В зависимости от области применения, котлы, использующие в качестве топлива отработанное масло, можно разделить на три группы:

  • бытовые печи;
  • водонагревательные агрегаты;
  • отопительные котлы.

Бытовые печи устанавливают в помещениях, которые по ряду причин нельзя оборудовать водяным отоплением. Эти агрегаты характеризуются пониженным расходом топлива, а их конструкция обеспечивает наиболее полное сгорание масла. Бытовое оборудование является практически бездымным. Кроме того, печи нередко оборудуют системами очистки выбросов, что повышает безопасность их эксплуатации. Главное преимущество агрегатов этого типа - в их мобильности. Небольшие размеры позволяют легко транспортировать печь и установить её в небольшом помещении. Немаловажно и то, что устройство при необходимости можно легко дооснастить водяным контуром или площадкой для приготовления пищи.

Бытовая масляная печь

Водонагревательные агрегаты на уровне модуля для дожигания газов имеют специальную платформу, на которую опирается ёмкость с водой. Её тороидальная форма даёт дополнительное преимущество, поскольку нагрев осуществляется как снизу, так и со стороны дымового канала, который проходит внутри бака. Для автономной подачи воды на входе в бойлер монтируют небольшой водяной насос. Благодаря высокой температуре, нагреть воду можно гораздо быстрее, чем в заводских водонагревателях. Например, 100 литровый бак набирает температуру от 20 °C до 65 °C примерно за два часа, в то время как электрическому или газовому прибору потребуется в два раза больше времени. Если же говорить о стоимости условного литра горячей воды, то при использовании отработки затраты уменьшаются в 20–25 раз.

Ёмкость, установленная на уровне зоны дожигания, превращает печь на отработке в мощный водонагреватель

Отопительные котлы используются для подключения к водяным системам обогрева, поэтому оборудуются устройствами дожигания отработанных газов, фильтрами и устройствами безопасности. Несмотря на все меры предосторожности, оборудование для отопления отработанным маслом рекомендуется устанавливать в отдельных помещениях или пристройках.

Нагрев воды в отопительных агрегатах обеспечивает теплообменник, установленный в зоне горения топлива. Он может быть выполнен как сплошной водяной рубашкой, так и в виде спирального трубчатого контура. Движение теплового агента в системе возможно благодаря циркуляционному насосу, работающему от электричества. Регулировка температуры теплоносителя осуществляется снижением температуры пламени. Для этого котёл оборудуют системой принудительной подачи воздуха. Снижая или повышая обороты турбины, регулируют подачу воздуха в зону горения. Установка термостата позволяет автоматизировать этот процесс.

Котёл с водяным контуром спирального типа обеспечит работу отопительной системы загородного дома

Нередко агрегаты, работающие на слитом масле, дублируют устройствами, использующими электричество, газ или твёрдое топливо. Это обеспечивает функциональность инженерных систем в случае перебоев с доставкой отработки.

Обратите внимание на материал, в котором рассматриваются варианты обогревателей для гаража: .

Изготовление котла, работающего на отработанном топливе

По описанным выше схемам разработаны и успешно эксплуатируются несколько типов котлов. Кроме того, для работы на жидком топливе можно приспособить любой твердотопливный или газовый отопительный агрегат. Расскажем о двух наиболее распространённых конструкциях, которые можно изготовить самостоятельно.

Чертежи отопительных агрегатов

Чертежи, которые мы предоставляем вашему вниманию, проверены на реально работающих печах, поэтому их уверенно можно использовать для собственных проектов.

Двухобъёмный

Эта конструкция состоит из двух цилиндрических камер, соединённых между собой отрезком толстостенной железной трубы с отверстиями для проникновения воздуха.

Чертёж двухобъёмного котла с прямоугольными рабочими камерами

Чертёж цилиндрического двухобъёмного котла

Нижний отсек одновременно является ёмкостью для горючего, испарителем и зоной первичного горения. Для заливки топлива, розжига и регулирования притока воздуха на его верхней плоскости вырезано отверстие, которое можно полностью или частично перекрывать при помощи лючка поворотного типа. Снизу оборудована ножками, которые обеспечивают устойчивость конструкции и создают зазор между её днищем и полом.

Схема котла с открытой камерой сгорания

В верхнюю плоскость топочного отсека вварена труба с отверстиями. Этот полый цилиндр представляет собой дожигающую камеру. В ней происходит пиролизное разложение и сгорание испаряющегося топлива (вторичное дожигание). На верхнем срезе перфорированной трубы смонтирована практически такая же ёмкость, как и снизу. Перегородка, которая разделяет её внутреннее пространство на две зоны, снижает скорость продуктов горения и обеспечивает полноту их окисления соединениями азота. Кроме того, верхняя камера является ещё и теплообменником, который работает как инфракрасный и конвекционный нагреватель.

Смонтированная на верхнем модуле дымовая труба создаёт необходимую тягу и отводит остаточные продукты сгорания наружу. Чтобы обезопасить процесс доливки отработки в нижний бачок, к нему приваривают трубку, соединённую с отдельной ёмкостью. Залитое в печку масло поджигают при помощи ветоши, смоченной в бензине или керосине. После этого лючком регулируют приток воздуха в зону первичного горения.

Установив на вертикальной трубе водяную рубашку или контур, получают котёл, который можно с успехом использовать в системах отопления или горячего водоснабжения. При этом важно оставить зазор до перфорированного цилиндра не менее 50–70 мм, чтобы обеспечить свободный приток воздуха в зону вторичного горения.

С пламенной чашей

Чертёж простого котла с пламенной чашей приведён ниже. Его размеры обеспечивают тепловую мощность около 15 кВт. При этом требуется не более 1.5 литра использованного автомобильного масла в час. Воздух в зону горения поступает с помощью небольшого вентилятора или турбины. Подача отработанного топлива происходит порционно, для чего бак с маслом оснащается вентилем, которым можно регулировать количество горючего или полностью прекратить его подачу.

Чертёж котла с пламенной чашей

Для дожигания паров отработки центральная труба оснащается системой отверстий и прорезей. Благодаря такой конструкции, вокруг пламенной чаши происходят такие же процессы, как и в двухобъёмной печи. Горючие газы удаляются через дымоход, установленный в верхней части камеры сгорания. При его обустройстве следует избегать резких поворотов и углов, а высота дымовой трубы должна составлять не менее 4 м. Это обеспечит тягу, достаточную для удаления продуктов горения и обеспечит безопасную эксплуатацию отопительного агрегата.

Схема котла, изготовленного из газового баллона

Печь с пламенной чашей представляет собой закрытое устройство с принудительной подачей воздуха. Это способствует безопасности эксплуатации, а также даёт возможность легко и просто обустроить водяную рубашку. На схеме показан рабочий проект описанного выше котла, в качестве корпуса которого можно использовать бытовой газовый баллон.

Необходимые материалы

Для изготовления водяного отопительного котла с пламенной чашей понадобится не только ёмкость для изготовления корпуса, но и другие материалы (позиции на представленной выше схеме и в списке соответствуют друг другу).

  1. Пропановый баллон объёмом 50 литров.
  2. Металлическая труба Ø100 мм толщиной 2–3 мм для изготовления дымовой трубы.
  3. Железная труба Ø100 мм толщиной 5–6 мм, которая понадобится, чтобы сделать горелку.
  4. Стальной лист толщиной не менее 5 мм для разделения камеры сгорания и испарительной зоны.
  5. Металлический лист толщиной 3–4 мм для изготовления козырька, предназначенного для снижения скорости газов.
  6. Тормозной диск диаметром не менее 20 см от любого автомобиля.
  7. Соединительная муфта (та же 100-мм труба, только разрезанная по всей длине) длиной 100 мм.
  8. Стальная труба Ø15 мм для подачи масла к чаше.
  9. Шаровой кран размером ½ дюйма.
  10. Топливный шланг из маслостойкого огнеупорного материала.
  11. Бак для отработки любого типа.
  12. Уголок или стальной профиль для изготовления ножек.
  13. Крышка из стали толщиной 4–5 мм.
  14. Стальной лист толщиной не менее 3 мм для изготовления водяной рубашки.
  15. Патрубки с резьбой Ø2˝ для присоединения котла к системе отопления.

Не забудьте и о том, что для защиты от коррозии и улучшения внешнего вида котёл необходимо будет покрасить, поэтому купите преобразователь ржавчины, грунтовку, растворитель и эмаль для работы по металлу. Кроме того, для герметизации соединений понадобятся уплотнительные материалы - сантехнический лён и специальная паста.

Форма, толщина и размеры газового баллона делают его отличной заготовкой для изготовления котла на отработке

Инструменты для работы

В процессе работы над котлом понадобится разнообразный электрический и ручной слесарный инструмент. Вот список того, что потребуется достать из закромов, приобрести, или занять у друзей:

  • сварочный аппарат - лучше всего использовать трансформаторный агрегат постоянного тока или инвертор, поскольку предъявляются высокие требования к качеству сварных швов;
  • электрическая дрель и набор свёрл для работы по металлу;
  • угловая шлифовальная машина и два диска - отрезной и зачистной. Разумеется, эти расходники должны предназначаться для резки стали;
  • плашки для нарезания резьбы на трубах;
  • электрический наждак;
  • ключ газовый;
  • рулетка;
  • металлическая линейка;
  • чертилка из высокоуглеродистой стали для разметки деталей перед их порезкой.

Поскольку придётся сверлить большое количество отверстий, обязательно надо подготовить ёмкость с водой для охлаждения инструмента. Кроме того, надо обеспечить безопасность сварочных работ, поэтому нелишне будет запастись огнетушителем.

Вам также может быть интересен материал, в котором описан процесс изготовления печи на отработке из газового баллона:

Инструкция по изготовлению котла на отработке своими руками

  1. Поскольку даже в пустом газовом баллоне может оставаться взрывоопасная смесь из паров пропана и воздуха, резать его болгаркой или сверлить можно только после полного опорожнения. Для этого необходимо газовым ключом отвернуть и снять вентиль. Затем ёмкость переворачивают вверх тормашками и сливают конденсат. Учтите, что эта жидкость отлично горит и обладает чрезвычайно едким запахом, поэтому работайте очень аккуратно. После вытекания жидкости заготовку возвращают в исходное положение и через верхнее отверстие наполняют водой - она полностью вытеснит остатки газа. После этого жидкость можно слить и проводить любые работы, не опасаясь возгорания или взрыва.
  2. При помощи угловой шлифмашины в баллоне вырезают проёмы шириной в треть диаметра. Если мерить по окружности, то их длина равняется 315 мм. Высота нижнего окна - 200 мм, а верхнего - 400 мм. Между проёмами необходимо оставить перемычку шириной 50 мм. Работу надо выполнять аккуратно, не допуская смещения диска, поскольку вырезанные металлические сектора пойдут на изготовления люков.

    Подготовленные проёмы

    Обратите внимание! Увеличенный размер верхнего окна нужен для того, чтобы в случае необходимости перевести котёл на твёрдое топливо. Если же такой необходимости нет, то будет достаточно нижнего проёма. К слову, в этом случае облегчается монтаж кожуха водяной рубашки.

  3. К люку, который получился при формировании проёма теплообменника, приваривают петли и задвижку, после чего деталь возвращают на место.
  4. Из 4 мм стального листа по внутреннему диаметру баллона, который равняется 295 мм, вырезают кольцо. Отверстие, которое в нём надо сделать, должно соответствовать внешнему диаметру трубы для изготовления горелки (в нашем случае - 100 мм). Этот элемент послужит перегородкой между зоной горения и теплообменником.

    Изготовление перегородки и её подгонка по месту

  5. От стальной толстостенной трубы Ø 100 мм отрезают заготовку длиной 200 мм.
  6. В нижней части детали делают сверления Ø12 мм на высоту 95 мм. Расстояния между отверстиями не должны превышать 40 мм - это позволит равномернее распределить поток газа на выходе из горелки.

    Отверстия в горелке должны обеспечивать равномерный поток горящих газов во всех направлениях

    Если кромки отверстий тщательно обработать напильником, то это даст возможность длительное время обходиться без их чистки. Эта особенность связана с уменьшением шероховатости - частичкам сажи и грязи попросту не будет за что зацепиться.

  7. На горелку устанавливают вырезанное ранее кольцо и приваривают его непосредственно над отверстиями.

    Установка перегородки на горелку

  8. Перегородку устанавливают между проёмами, на уровне верхнего среза камеры сгорания. Таким образом, в нижней части теплообменника будет сформирована ступенька, необходимая для удержания золы в случае работы котла на дровах.

    Монтаж узла, разделяющего камеру сгорания и теплообменик

  9. Для изготовления чаши-испарителя можно использовать любую толстостенную ёмкость, желательно из жаропрочных сплавов. Как нельзя лучше для этих целей подходят чугунные тормозные диски от легковых автомобилей. Технологические отверстия в заготовке надо заварить. Для этого из стального листа вырезают две круглых детали, одна из которых будет дном, а вторая - колпаком. В крышке прорезают отверстие под соединительную муфту и окно для подачи отработки.

    Отверстия в тормозном диске необходимо заглушить

  10. 150 мм отрезок стальной трубы разрезают «болгаркой» вдоль, после чего немного раздвигают стенки, увеличивая щель до 4–5 мм. Это позволит снимать чашу для очистки от остатков сгоревшего топлива.

    Чаша с приваренным днищем

  11. К автомобильному диску приваривают днище, крышку и муфту, после чего узел устанавливают на горелку.

    Муфта обеспечивает плотное присоединение чаши к горелке

  12. Из стального листа вырезают полосу размерами 400х640 мм, два полукольца с наружным диаметром 305 мм и внутренним - 299 мм и две полоски шириной 30 мм. С их помощью вокруг баллона формируют кожух водяной рубашки, обваривая всё сплошным швом.

    Монтаж водяной рубашки

  13. В верхней и нижней части кожуха прорезают круглые отверстия диаметром не менее 40 мм и при помощи сварки монтируют патрубки подачи и отвода теплоносителя.
  14. Изготавливают крышку котла, в которую врезают дымовую трубу. Устанавливают крышку на котёл.
  15. В боковой стенке баллона делают отверстие, в которое под углом вводят трубу для горючего. Её нижний край срезают под углом, после чего получившийся излив устанавливают над окном подачи масла. После регулировки длины вылета, топливную магистраль необходимо приварить к котлу.

    Установка топливной магистрали

  16. Нарезав на трубе для отработки резьбу, монтируют шаровой кран и присоединяют бачок для горючего.

    Чтобы подсоединить к трубе шаровой кран, на ней нарезают резьбу

Выполнять проверку работоспособности котла можно не дожидаясь врезки в отопительную систему. Для этого в топливную ёмкость наливают отработку и открывают шаровой кран, пока масло не распределится тонким слоем по днищу диска. Сверху наливают небольшое количество керосина и поджигают. Подачу горючего регулируют, ориентируясь по скорости его вытекания и уровню в топочной чаше.

Видео: Изготовление отопительного котла из газового баллона

Обвязка. Дублирование печи на отработке электрическим агрегатом

Перед подключением котла следует продумать не только способ монтажа и точки размещения дополнительных устройств и запорно-регулировочной арматуры, но и способ вывода дымовой трубы наружу. Если она будет проходить через потолок, построенный с использованием легковоспламеняющихся материалов, то в нём устанавливают металлический пенал вдвое большего диаметра. Свободное пространство между трубами заполняют асбестом или другим негорючим материалом с хорошими теплоизоляционными свойствами.

Учитывая высокую опасность отопления жидким горючим, монтаж котла лучше всего выполнять в отдельном помещении с хорошей вентиляцией. Подиум под агрегат бетонируют или укрывают металлическим листом, который будет выступать за его контуры не менее чем на 1 метр. После установки котёл выравнивают по отвесу и только после этого приступают к подключению.

Простейшим способом обвязки котла является интеграция в гравитационную систему отопления. Несмотря на простоту, его надёжность очень высока, поскольку в этом случае отпадает потребность в циркуляционном насосе и устройствах автоматики. Тем не менее использование дополнительного оборудования позволяет ускорить доставку теплоносителя к потребителям и выровнять температуру во всех точках системы, что даёт экономию топлива и повышает комфорт. В этих целях на обратной магистрали перед самым входом в котёл устанавливают центробежный насос и расширительный бак мембранного типа. Он необходим для того, чтобы система не разгерметизировалась при повышении температуры и давления. К верхнему патрубку подсоединяют напорную магистраль, а для регулировки температуры потребителей перед каждым радиатором устанавливают термостатическую головку или другое регулирующее устройство (трёхходовой клапан, вентиль для уменьшения сечения подающей трубы и т. д.). Для удаления воздушных пробок в верхней точки системы монтируют воздухоотводчик.

Схема обвязки котла, работающего на отработанном масле

Обвязка агрегата, работающего на отработке, требует учитывать инерционность этого вида оборудования. Другими словами, изменение температуры теплоносителя происходит постепенно, поэтому агрегат обязательно оснащают предохранительным клапаном . Он позволит сбросить давление при его повышении до критического уровня. Неплохим способом обезопасить и выровнять температуру является последовательное подключение водонагревателя косвенного нагрева. Он послужит тем самым буфером, который возьмёт на себя лишнее тепло в случае избыточного роста температуры.

Выполняя подключение котла, на обратной и подающей магистрали устанавливают запорные вентили. Это даст возможность снять агрегат для ремонта без необходимости удаления теплоносителя из системы.

Когда хотят подстраховаться на случай нехватки отработанного масла, рядом с самодельным котлом устанавливается электрический. Подключить дополнительный агрегат можно двумя способами - последовательно или в параллель. Достоинство первого способа заключается в том, что нагретый с помощью пламенной чаши теплоноситель будет поступать в электрический котёл, который можно настроить на определённую температуру срабатывания. При уменьшении пламени горелки он будет включаться и повышать температуру воды до нужного значения. Недостатком подобного способа является увеличение длины магистрали, а также полная неработоспособность системы в случае демонтажа одного из котлов для ремонта.

Параллельное включение подразумевает независимую работу двух отопительных агрегатов и характеризуется отсутствием указанных недостатков. К сожалению, и этот способ не лишён минусов, один из которых - необходимость монтажа гидрострелки и точного согласования режима работы и подачи обратной магистрали. К тому же фитингов, труб и арматуры при параллельном включении пойдёт намного больше, что непременно приведёт к увеличению стоимости и усложнению монтажа.

Несмотря на все минусы, в любом случае включение котлов в каскад способствует повышению надёжности системы. Если же учитывать, что один из агрегатов будет периодически или регулярно работать на отработанном автомобильном масле, то это позволит ещё и неплохо сэкономить.

Видео: Автоматизированная работа агрегата с водяным контуром

Сегодня сжигание отработанного автомобильного масла является наиболее дешёвым и доступным способом утилизации. К сожалению, этот метод является не самым безопасным для окружающей среды, особенно при неполном сгорании топлива. Дело в том, что присадки и добавки, которые производители используют для повышения ресурса силовых агрегатов, являются вредными канцерогенными веществами. Котёл, который мы предлагаем к изготовлению, спроектирован с учётом сжигания отработки при максимальной температуре. Это способствует полному распаду химических составляющих на безопасные вещества. Поэтому, приступая к работе, будьте внимательны в расчётах и прислушивайтесь к советам и рекомендациям специалистов.