Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Теоретические основы
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Процедура проведения
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Обработка результатов
1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:
- никогда – 0 баллов;
- редко – 1 балл;
- иногда – 2 балла;
- часто – 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы – 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
- 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
- 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
- 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Ключ
- Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Интерпретация результатов
Описание субшкал
- Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
- Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;
- Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
- Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;
- Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
- Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
- Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
- Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Бланк для ответов копинг-теста
Оказавшись в трудной ситуации, я … | никогда | редко | иногда | часто | |
1 | … сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | … начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
3 | … пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | 0 | 1 | 2 | 3 |
4 | … говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
5 | … критиковал и укорял себя | 0 | 1 | 2 | 3 |
6 | … пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | … надеялся на чудо | 0 | 1 | 2 | 3 |
8 | … смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | 0 | 1 | 2 | 3 |
9 | … вел себя, как будто ничего не произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
10 | … старался не показывать своих чувств | 0 | 1 | 2 | 3 |
11 | … пытался увидеть в ситуации что-то положительное | 0 | 1 | 2 | 3 |
12 | … спал больше обычного | 0 | 1 | 2 | 3 |
13 | … срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
14 | … искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
15 | … во мне возникла потребность выразить себя творчески | 0 | 1 | 2 | 3 |
16 | … пытался забыть все это | 0 | 1 | 2 | 3 |
17 | … обращался за помощью к специалистам | 0 | 1 | 2 | 3 |
18 | … менялся или рос как личность в положительную сторону | 0 | 1 | 2 | 3 |
19 | … извинялся или старался все загладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
20 | … составлял план действии | 0 | 1 | 2 | 3 |
21 | … старался дать какой-то выход своим чувствам | 0 | 1 | 2 | 3 |
22 | … понимал, что сам вызвал эту проблему | 0 | 1 | 2 | 3 |
23 | … набирался опыта в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
24 | … говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
25 | … пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | 0 | 1 | 2 | 3 |
26 | … рисковал напропалую | 0 | 1 | 2 | 3 |
27 | … старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | 0 | 1 | 2 | 3 |
28 | … находил новую веру во что-то | 0 | 1 | 2 | 3 |
29 | … вновь открывал для себя что-то важное | 0 | 1 | 2 | 3 |
30 | … что-то менял так, что все улаживалось | 0 | 1 | 2 | 3 |
31 | … в целом избегал общения с людьми | 0 | 1 | 2 | 3 |
32 | … не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | 0 | 1 | 2 | 3 |
33 | … спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | 0 | 1 | 2 | 3 |
34 | … старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | 0 | 1 | 2 | 3 |
35 | … отказывался воспринимать это слишком серьезно | 0 | 1 | 2 | 3 |
36 | … говорил о том, что я чувствую | 0 | 1 | 2 | 3 |
37 | … стоял на своем и боролся за то, чего хотел | 0 | 1 | 2 | 3 |
38 | … вымещал это на других людях | 0 | 1 | 2 | 3 |
39 | … пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
40 | … знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
41 | … отказывался верить, что это действительно произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
42 | … я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | 0 | 1 | 2 | 3 |
43 | … находил пару других способов решения проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
44 | … старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | 0 | 1 | 2 | 3 |
45 | … что-то менял в себе | 0 | 1 | 2 | 3 |
46 | … хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | 0 | 1 | 2 | 3 |
47 | … представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | 0 | 1 | 2 | 3 |
48 | … молился | 0 | 1 | 2 | 3 |
49 | .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | 0 | 1 | 2 | 3 |
50 | … думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему | 0 | 1 | 2 | 3 |
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.
Когда понадобится: для изучения копинг-стратегии, личностного стиля сотрудника и кандидата d преодолении трудностей в жизненных ситуациях.
Копинг-тест Лазаруса
Инструкция
Вам предлагается 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Обведите в строке с утверждением тот вариант, который наиболее часто проявляются у Вас в поведении.
Тестовое задание
№ | Оказавшись в трудной ситуации, я... | Никогда | Редко | Иногда | Часто |
1 | ...сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше, – на следующем шаге | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | ...начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
3 | ...пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | 0 | 1 | 2 | 3 |
4 | ...говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
5 | ...критиковал и укорял себя | 0 | 1 | 2 | 3 |
6 | ...пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все как есть | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | ...надеялся на чудо | 0 | 1 | 2 | 3 |
8 | ...смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | 0 | 1 | 2 | 3 |
9 | ...вел себя, как будто ничего не произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
10 | ...старался не показывать своих чувств | 0 | 1 | 2 | 3 |
11 | ...пытался увидеть в ситуации что-то положительное | 0 | 1 | 2 | 3 |
12 | ...спал больше обычного | 0 | 1 | 2 | 3 |
13 | ...срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
14 | ...искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
15 | ...испытывал потребность выразить себя творчески | 0 | 1 | 2 | 3 |
16 | ...пытался забыть все это | 0 | 1 | 2 | 3 |
17 | ...обращался за помощью к специалистам | 0 | 1 | 2 | 3 |
18 | ...менялся или рос как личность в положительную сторону | 0 | 1 | 2 | 3 |
19 | ...извинялся или старался все загладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
20 | ...составлял план действий | 0 | 1 | 2 | 3 |
21 | ...старался дать какой-то выход своим чувствам | 0 | 1 | 2 | 3 |
22 | ...понимал, что сам вызвал эту проблему | 0 | 1 | 2 | 3 |
23 | ...набирался опыта в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
24 | ...говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
25 | ...пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | 0 | 1 | 2 | 3 |
26 | ...рисковал напропалую | 0 | 1 | 2 | 3 |
27 | ...старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | 0 | 1 | 2 | 3 |
28 | ...находил новую веру во что-то | 0 | 1 | 2 | 3 |
29 | ...вновь открывал для себя что-то важное | 0 | 1 | 2 | 3 |
30 | ...что-то менял так, что все улаживалось | 0 | 1 | 2 | 3 |
31 | ...в целом избегал общения с людьми | 0 | 1 | 2 | 3 |
32 | ...не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | 0 | 1 | 2 | 3 |
33 | ...спрашивал совета у родственника или друга, которого уважал | 0 | 1 | 2 | 3 |
34 | ...старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | 0 | 1 | 2 | 3 |
35 | ...отказывался воспринимать это слишком серьезно | 0 | 1 | 2 | 3 |
36 | ...говорил о том, что я чувствую | 0 | 1 | 2 | 3 |
37 | ...стоял на своем и боролся за то, чего хотел | 0 | 1 | 2 | 3 |
38 | ...вымещал это на других людях | 0 | 1 | 2 | 3 |
39 | ...пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
40 | ...знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
41 | ...отказывался верить, что это действительно произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
42 | ...давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | 0 | 1 | 2 | 3 |
43 | ...находил пару других способов решения проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
44 | ...старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | 0 | 1 | 2 | 3 |
45 | ...что-то менял в себе | 0 | 1 | 2 | 3 |
46 | ...хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | 0 | 1 | 2 | 3 |
47 | ...представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | 0 | 1 | 2 | 3 |
48 | ...молился | 0 | 1 | 2 | 3 |
49 | ..прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | 0 | 1 | 2 | 3 |
50 | ...думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему |
0 | 1 | 2 | 3 |
Спасибо за ответы!
Ключ к копинг-тесту оценки поведения в трудной жизненной ситуации Лазаруса
Описание
Тест Лазуруса предназначен для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный тест считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Совладание с жизненными трудностями есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их.
Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Испытуемому предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Ключ к тесту
- Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Обработка результатов
1. Подсчитайте баллы, суммируя по каждой субшкале:
- никогда – 0 баллов;
- редко – 1 балл;
- иногда – 2 балла;
- часто – 3 балла.
2. Вычислите по формуле: X = сумма баллов / max балл × 100.
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы – 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т. д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый, – 3, а по всем вопросам субшкалы – максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по суммарному баллу:
- 0–6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
- 7–12 – средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии;
- 13–18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Интерпретация результата
Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.
Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса
(Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112).
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.
Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто - 3 балла
2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100
Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:
Это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
3. Можно определить проще, по сумарному баллу:
0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Ключ
- Конфронтационный копинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.
- Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.
- Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
- Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.
- Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.
- Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
- Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.
- Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.
Описание субшкал
- Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
- Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
- Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
- Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
- Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
- Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
- Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
- Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
Опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса
Данная методика направлена на выявление предпочитаемых Вами способов поведения в трудных жизненных ситуациях. Отметьте, пожалуйста, рядом с каждым из следующих утверждений, насколько часто Вы так действуете в трудных ситуациях. Для этого обведите цифру в соответствующем столбце.
Ф.И.О.___________________________________возраст_______________________
ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я… | никогда | редко | иногда | часто |
1. Сосредотачивался на том, что мне нужно было делать | ||||
2. Начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет Работать: главное – делать хоть что-нибудь. | ||||
3. Пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они Изменили свое мнение. | ||||
4. Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации. | ||||
5. Критиковал и укорял себя. | ||||
6. Пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно Есть. | ||||
7. Надеялся на чудо. | ||||
8. Смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет. | ||||
9. Вел себя, как будто ничего не произошло. | ||||
10. Старался не показывать своих чувств. | ||||
11. Пытался увидеть в ситуации и что-то положительное. | ||||
12. Спал больше обычного. | ||||
13. Срывал свою досаду на тех, кто повлек на меня проблемы. | ||||
14. Искал сочувствия и понимания у кого-нибудь. | ||||
15. Во мне возникла потребность выразить себя творчески. | ||||
16. Пытался забыть все это. | ||||
17. Обращался за помощью к специалистам. | ||||
18. Менялся или рос как личность в положительную сторону. | ||||
19. Извинялся или старался все загладить. | ||||
20. Составлял план действий. | ||||
21. Старался дать какой-то выход своим чувствам. | ||||
22. Понимал, что я сам вызвал эту проблему. | ||||
23. Набирался опыта в этой ситуации. | ||||
24. Говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой Ситуации. | ||||
25. Пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, Курением или лекарствами. | ||||
26. Рисковал напропалую. | ||||
27. Старался действовать не слишком поспешно, - доверяясь Первому порыву. | ||||
28. Находил новую веру во что-то. | ||||
29. Вновь открывал для себя что-то важное. | ||||
30. Что-то менял так, что все улаживалось. | ||||
31. В целом избегал общения с людьми. | ||||
32. Не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не Задумываться. | ||||
33. Спрашивал совета у родственника или у друга, которого Уважал. | ||||
34. Старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела. | ||||
35. Отказывался воспринимать это слишком серьезно. | ||||
36. Говорил с кем-то о том, что я чувствую. | ||||
37. Стоял на своем и боролся за то, что хотел. | ||||
38. Вымещал это на других людях. | ||||
39. Пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже Попадать в такие ситуации. | ||||
40. Знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить. | ||||
41. Отказывался верить, что это действительно произошло. | ||||
42. Я давал себе обещание, что в следующий раз все будет по- Другому. | ||||
43. Находил пару других способов решения проблемы. | ||||
44. Старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в Других делах. | ||||
45. Что-то менял в себе. | ||||
46. Хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось. | ||||
47. Представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться. | ||||
48. Молился. | ||||
49. Прокручивал в уме, что мне сказать или сделать. | ||||
50. Думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему. |
Значение слова «досада» - какое оно? Вряд ли вы когда-нибудь задумывались над этим определением. Хотя чувство досады каждый испытывал за свою жизнь много раз, начиная с детских лет.
Досада - это…
Например, ребенок решил порадовать родителей: помыл посуду или пытался сделать уборку в квартире, но в итоге мама накричала на него, так как у неё было а малыш сделал работу не так, как бы ей этого хотелось. Конечно, ребенок испытывает чувство обиды или досады. Или же, например, школьник весь вечер готовился к уроку, но, когда пришлось отвечать на следующий день, растерялся, забыл выученный материал и получил «трояк». Досада… Это чувство испытывают и взрослые, когда они прилагают всевозможные усилия для достижения чего-то важного, а в итоге ничего не получается. Не поступил в университет, не взяли на престижную должность… Чувство досады может скапливаться на протяжении долгого времени и в итоге перерастать в различные комплексы и разочарование в жизни в целом.
Народные изречения о досаде
Существуют различные фразеологизмы, которые объясняют состояние человека, пережившего досаду. Например, «рвать на себе волосы», «кусать локти», «лезть на стену от досады» и т. д. Не самое приятное состояние согласитесь.
Досада - это также сожаление, что все произошло не желаемым для человека образом. Однако очень часто он не хочет признавать свою вину в случившемся: не приложил максимум усилий, не доработал, не учел все детали. В большинстве случаев человек старается переложить вину на кого-то другого, мол, не я виноват, а коллеги, друзья, государство, и даже погодные условия. Конечно, все эти факторы играют роль, но в основном все зависит от самого человека.
Борьба с досадой
Досада - это негативное ощущение, с которым необходимо бороться. Иначе оно может перерасти в страхи и комплексы. Не стоит лежать на диване и досадовать на все и всех после очередной неудачи. Как говорится, слезами делу не поможешь. Стоит внимательно проанализировать ситуацию и попытаться улучшить положение дел. Если уж ничего исправить нельзя, то и досадовать не стоит. Что было, то было. Все это жизненный опыт. Необходимо сделать выводы и постараться не совершать больше подобных ошибок. Также не нужно множество раз «прокручивать» в голове ситуацию, чтобы ещё больше. Подумайте о том, что жизнь подарит вам ещё множество прекрасных шансов. Не упустите их, воспользуйтесь ними по полной!
Удачи вам! Пусть чувство досады и сожаления никогда не омрачает ваши мысли!