Утепление и обогрев        24.09.2019   

Копинг тест Лазаруса — поведение в стрессовых ситуациях. Как преодолеть трудности? Опросник Способы совладающего поведения Р. Лазаруса. (Копинг тест Лазаруса)

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Теоретические основы

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Процедура проведения

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Обработка результатов

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:

  • никогда – 0 баллов;
  • редко – 1 балл;
  • иногда – 2 балла;
  • часто – 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы – 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

  • 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
  • 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
  • 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Ключ

  • Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
  • Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
  • Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
  • Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
  • Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
  • Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
  • Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
  • Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

Интерпретация результатов

Описание субшкал

  1. Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
  2. Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;
  3. Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
  4. Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;
  5. Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
  6. Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
  7. Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
  8. Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

Бланк для ответов копинг-теста

Оказавшись в трудной ситуации, я … никогда редко иногда часто
1 … сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге 0 1 2 3
2 … начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь 0 1 2 3
3 … пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение 0 1 2 3
4 … говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации 0 1 2 3
5 … критиковал и укорял себя 0 1 2 3
6 … пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть 0 1 2 3
7 … надеялся на чудо 0 1 2 3
8 … смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет 0 1 2 3
9 … вел себя, как будто ничего не произошло 0 1 2 3
10 … старался не показывать своих чувств 0 1 2 3
11 … пытался увидеть в ситуации что-то положительное 0 1 2 3
12 … спал больше обычного 0 1 2 3
13 … срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы 0 1 2 3
14 … искал сочувствия и понимания у кого-нибудь 0 1 2 3
15 … во мне возникла потребность выразить себя творчески 0 1 2 3
16 … пытался забыть все это 0 1 2 3
17 … обращался за помощью к специалистам 0 1 2 3
18 … менялся или рос как личность в положительную сторону 0 1 2 3
19 … извинялся или старался все загладить 0 1 2 3
20 … составлял план действии 0 1 2 3
21 … старался дать какой-то выход своим чувствам 0 1 2 3
22 … понимал, что сам вызвал эту проблему 0 1 2 3
23 … набирался опыта в этой ситуации 0 1 2 3
24 … говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации 0 1 2 3
25 … пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами 0 1 2 3
26 … рисковал напропалую 0 1 2 3
27 … старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву 0 1 2 3
28 … находил новую веру во что-то 0 1 2 3
29 … вновь открывал для себя что-то важное 0 1 2 3
30 … что-то менял так, что все улаживалось 0 1 2 3
31 … в целом избегал общения с людьми 0 1 2 3
32 … не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться 0 1 2 3
33 … спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал 0 1 2 3
34 … старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела 0 1 2 3
35 … отказывался воспринимать это слишком серьезно 0 1 2 3
36 … говорил о том, что я чувствую 0 1 2 3
37 … стоял на своем и боролся за то, чего хотел 0 1 2 3
38 … вымещал это на других людях 0 1 2 3
39 … пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации 0 1 2 3
40 … знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить 0 1 2 3
41 … отказывался верить, что это действительно произошло 0 1 2 3
42 … я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому 0 1 2 3
43 … находил пару других способов решения проблемы 0 1 2 3
44 … старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах 0 1 2 3
45 … что-то менял в себе 0 1 2 3
46 … хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось 0 1 2 3
47 … представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться 0 1 2 3
48 … молился 0 1 2 3
49 .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать 0 1 2 3
50 … думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему 0 1 2 3

Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.

Когда понадобится: для изучения копинг-стратегии, личностного стиля сотрудника и кандидата d преодолении трудностей в жизненных ситуациях.

Копинг-тест Лазаруса

Инструкция

Вам предлагается 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Обведите в строке с утверждением тот вариант, который наиболее часто проявляются у Вас в поведении.

Тестовое задание

Оказавшись в трудной ситуации, я... Никогда Редко Иногда Часто
1 ...сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше, – на следующем шаге 0 1 2 3
2 ...начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь 0 1 2 3
3 ...пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение 0 1 2 3
4 ...говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации 0 1 2 3
5 ...критиковал и укорял себя 0 1 2 3
6 ...пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все как есть 0 1 2 3
7 ...надеялся на чудо 0 1 2 3
8 ...смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет 0 1 2 3
9 ...вел себя, как будто ничего не произошло 0 1 2 3
10 ...старался не показывать своих чувств 0 1 2 3
11 ...пытался увидеть в ситуации что-то положительное 0 1 2 3
12 ...спал больше обычного 0 1 2 3
13 ...срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы 0 1 2 3
14 ...искал сочувствия и понимания у кого-нибудь 0 1 2 3
15 ...испытывал потребность выразить себя творчески 0 1 2 3
16 ...пытался забыть все это 0 1 2 3
17 ...обращался за помощью к специалистам 0 1 2 3
18 ...менялся или рос как личность в положительную сторону 0 1 2 3
19 ...извинялся или старался все загладить 0 1 2 3
20 ...составлял план действий 0 1 2 3
21 ...старался дать какой-то выход своим чувствам 0 1 2 3
22 ...понимал, что сам вызвал эту проблему 0 1 2 3
23 ...набирался опыта в этой ситуации 0 1 2 3
24 ...говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации 0 1 2 3
25 ...пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами 0 1 2 3
26 ...рисковал напропалую 0 1 2 3
27 ...старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву 0 1 2 3
28 ...находил новую веру во что-то 0 1 2 3
29 ...вновь открывал для себя что-то важное 0 1 2 3
30 ...что-то менял так, что все улаживалось 0 1 2 3
31 ...в целом избегал общения с людьми 0 1 2 3
32 ...не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться 0 1 2 3
33 ...спрашивал совета у родственника или друга, которого уважал 0 1 2 3
34 ...старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела 0 1 2 3
35 ...отказывался воспринимать это слишком серьезно 0 1 2 3
36 ...говорил о том, что я чувствую 0 1 2 3
37 ...стоял на своем и боролся за то, чего хотел 0 1 2 3
38 ...вымещал это на других людях 0 1 2 3
39 ...пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации 0 1 2 3
40 ...знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить 0 1 2 3
41 ...отказывался верить, что это действительно произошло 0 1 2 3
42 ...давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому 0 1 2 3
43 ...находил пару других способов решения проблемы 0 1 2 3
44 ...старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах 0 1 2 3
45 ...что-то менял в себе 0 1 2 3
46 ...хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось 0 1 2 3
47 ...представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться 0 1 2 3
48 ...молился 0 1 2 3
49 ..прокручивал в уме, что мне сказать или сделать 0 1 2 3
50 ...думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался
подражать ему
0 1 2 3

Спасибо за ответы!

Ключ к копинг-тесту оценки поведения в трудной жизненной ситуации Лазаруса

Описание

Тест Лазуруса предназначен для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный тест считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Совладание с жизненными трудностями есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их.

Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Ключ к тесту

  • Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
  • Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
  • Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
  • Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
  • Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
  • Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
  • Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
  • Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

Обработка результатов

1. Подсчитайте баллы, суммируя по каждой субшкале:

  • никогда – 0 баллов;
  • редко – 1 балл;
  • иногда – 2 балла;
  • часто – 3 балла.

2. Вычислите по формуле: X = сумма баллов / max балл × 100.

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы – 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т. д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый, – 3, а по всем вопросам субшкалы – максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

– это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по суммарному баллу:

  • 0–6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
  • 7–12 – средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии;
  • 13–18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Интерпретация результата

Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.

Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса

(Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112).

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто - 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

Это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;

13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Ключ

  • Конфронтационный копинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.
  • Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.
  • Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
  • Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.
  • Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.
  • Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
  • Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.
  • Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.

Описание субшкал

  • Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
  • Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
  • Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
  • Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
  • Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  • Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
  • Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
  • Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса

Данная методика направлена на выявление предпочитаемых Вами способов поведения в трудных жизненных ситуациях. Отметьте, пожалуйста, рядом с каждым из следующих утверждений, насколько часто Вы так действуете в трудных ситуациях. Для этого обведите цифру в соответствующем столбце.

Ф.И.О.___________________________________возраст_______________________

ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я…

никогда

редко

иногда

часто

1. Сосредотачивался на том, что мне нужно было делать

2. Начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет

Работать: главное – делать хоть что-нибудь.

3. Пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они

Изменили свое мнение.

4. Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации.

5. Критиковал и укорял себя.

6. Пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно

Есть.

7. Надеялся на чудо.

8. Смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет.

9. Вел себя, как будто ничего не произошло.

10. Старался не показывать своих чувств.

11. Пытался увидеть в ситуации и что-то положительное.

12. Спал больше обычного.

13. Срывал свою досаду на тех, кто повлек на меня проблемы.

14. Искал сочувствия и понимания у кого-нибудь.

15. Во мне возникла потребность выразить себя творчески.

16. Пытался забыть все это.

17. Обращался за помощью к специалистам.

18. Менялся или рос как личность в положительную сторону.

19. Извинялся или старался все загладить.

20. Составлял план действий.

21. Старался дать какой-то выход своим чувствам.

22. Понимал, что я сам вызвал эту проблему.

23. Набирался опыта в этой ситуации.

24. Говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой

Ситуации.

25. Пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой,

Курением или лекарствами.

26. Рисковал напропалую.

27. Старался действовать не слишком поспешно, - доверяясь

Первому порыву.

28. Находил новую веру во что-то.

29. Вновь открывал для себя что-то важное.

30. Что-то менял так, что все улаживалось.

31. В целом избегал общения с людьми.

32. Не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не

Задумываться.

33. Спрашивал совета у родственника или у друга, которого

Уважал.

34. Старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела.

35. Отказывался воспринимать это слишком серьезно.

36. Говорил с кем-то о том, что я чувствую.

37. Стоял на своем и боролся за то, что хотел.

38. Вымещал это на других людях.

39. Пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже

Попадать в такие ситуации.

40. Знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить.

41. Отказывался верить, что это действительно произошло.

42. Я давал себе обещание, что в следующий раз все будет по-

Другому.

43. Находил пару других способов решения проблемы.

44. Старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в

Других делах.

45. Что-то менял в себе.

46. Хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось.

47. Представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться.

48. Молился.

49. Прокручивал в уме, что мне сказать или сделать.

50. Думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему.

Значение слова «досада» - какое оно? Вряд ли вы когда-нибудь задумывались над этим определением. Хотя чувство досады каждый испытывал за свою жизнь много раз, начиная с детских лет.

Досада - это…

Например, ребенок решил порадовать родителей: помыл посуду или пытался сделать уборку в квартире, но в итоге мама накричала на него, так как у неё было а малыш сделал работу не так, как бы ей этого хотелось. Конечно, ребенок испытывает чувство обиды или досады. Или же, например, школьник весь вечер готовился к уроку, но, когда пришлось отвечать на следующий день, растерялся, забыл выученный материал и получил «трояк». Досада… Это чувство испытывают и взрослые, когда они прилагают всевозможные усилия для достижения чего-то важного, а в итоге ничего не получается. Не поступил в университет, не взяли на престижную должность… Чувство досады может скапливаться на протяжении долгого времени и в итоге перерастать в различные комплексы и разочарование в жизни в целом.

Народные изречения о досаде

Существуют различные фразеологизмы, которые объясняют состояние человека, пережившего досаду. Например, «рвать на себе волосы», «кусать локти», «лезть на стену от досады» и т. д. Не самое приятное состояние согласитесь.

Досада - это также сожаление, что все произошло не желаемым для человека образом. Однако очень часто он не хочет признавать свою вину в случившемся: не приложил максимум усилий, не доработал, не учел все детали. В большинстве случаев человек старается переложить вину на кого-то другого, мол, не я виноват, а коллеги, друзья, государство, и даже погодные условия. Конечно, все эти факторы играют роль, но в основном все зависит от самого человека.

Борьба с досадой

Досада - это негативное ощущение, с которым необходимо бороться. Иначе оно может перерасти в страхи и комплексы. Не стоит лежать на диване и досадовать на все и всех после очередной неудачи. Как говорится, слезами делу не поможешь. Стоит внимательно проанализировать ситуацию и попытаться улучшить положение дел. Если уж ничего исправить нельзя, то и досадовать не стоит. Что было, то было. Все это жизненный опыт. Необходимо сделать выводы и постараться не совершать больше подобных ошибок. Также не нужно множество раз «прокручивать» в голове ситуацию, чтобы ещё больше. Подумайте о том, что жизнь подарит вам ещё множество прекрасных шансов. Не упустите их, воспользуйтесь ними по полной!

Удачи вам! Пусть чувство досады и сожаления никогда не омрачает ваши мысли!