Для дымохода        30.09.2019   

Князь кий. Древняя русь

Памятник основателям Киева – Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди был открыт в мае 2017 года на Почтовой площади. Он находится в верхней части пешеходной зоны, которая выходит на Владимирский спуск.

До этого в столице уже было два монумента легендарному основателю города Кию и его братьям с сестрой – в Наводницком парке и на Майдане Незалежности. Новый объект на Почтовой площади интересен тем, что основатели столицы Киевской Руси изображены в виде маленьких детей.

Композиция состоит из четырех бронзовых фигурок малышей. Трое мальчиков – прообразы Кия, Щека и Хорива голышом играют с бумажными корабликами на карте Киева. Основанием композиции служит стилизованная карта столицы. Фигурка Кия выглядит самой высокой – его руки подняты вверх. Щек стоит глядя на кораблик в своих руках. Хорив, сидя на корточках, пускает свой кораблик по Днепру.

Фигурку маленькой девочки – сестры Лыбедь можно сразу и не заметить. Она сидит чуть в стороне на бронзовой лавочке, наблюдая за братьями. Малышка Лыбедь с цветочком в волосах машет братьям рукой. Рядом с ней на скамейке тоже стоит кораблик.

Автор необычной скульптурной композиции – художник Владимир Журавель. Идея памятника возникла у него восемь лет назад, когда он лепил скульптуру своего маленького братика Миши. Тогда ему и пришла идея создать групповую композицию, персонажами которой были бы малыши.

Скульптор за свой счет отлил фигурку князя Кия из бронзы. Над его образом он работал дольше всего – восемь месяцев, изучая анатомическое строение тела ребенка. Хорив и Щек были созданы быстрее – за четыре и два с половиной месяца. На Лыбедь ушло полтора месяца. Лицо Кия скульптор лепил с младшего брата Миши.

В бумажных корабликах, которые три брата пускают по Днепру, скрыт символизм. По словам автора: «Кораблик – это символ души. У каждого есть свой кораблик. Кто-то держит, кто-то пускает, а кто-то уже отпустил – есть определенное соотношение».

Карта Киева, на которой стоят малыши Кий, Щек и Хорив, представляет собой отдельное произведение искусства. На бронзовой плоскости в деталях изображены самые известные столичные достопримечательности. На карте отмечены улицы, парки, горы, озера, мосты. А также пронумерованы и вынесены в отдельный список 180 достопримечательностей – памятники архитектуры, храмы, музеи, парки, театры, фонтаны.

По периметру карты можно прочесть отрывок из «Повести временных лет» Нестора Летописца об основании Киева.

Как гласит древняя легенда, у полян, «живущих особь и владеющих родами своими на своих местах», были три брата – Кий, Щек и Хорив, а сестра их звалась Лыбедь. Поначалу Кий сидел на горе, где впоследствии возник Боричев взвоз, Щек на горе, получившей название Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по его имени Хоривицей. Затем возвели они град во имя брата своего старейшего и нарекли град Киевом.

В 4-5 километрах от Почтовой площади вниз по течению Днепра находится , в народе – Ладья. К нему по традиции приезжают в день свадьбы молодожены, чтоб, стоя к памятнику спиной, забросить букет цветов прямо в ладью. Тогда, согласно примете, семейная жизнь будет долгой и счастливой.

Владимир Журавель надеется, что и к его творению будут приходить загадывать желания. Тем более, что у нового памятника уже родилась своя легенда: если пара хочет, чтоб у них родилась дочь, нужно погладить по голове Лыбедь, а если сын – положить руку на голову одного из маленьких князей. Ну, а если дотронуться сразу до двоих – будет двойня.

Название: Детский памятник основателям Киева
Дата: май 2017
Адрес: Киев, Почтовая площадь

Детский памятник основателям Киева на карте Киева

КИЙ, ЩЕК, ХОРИВ, ЛЫБЕДЬ - три легендарных брата и сестра, которые, по летописному свидетельству, в стародавние времена основали город и назвали его в честь старшего брата Киевом.
В Киевской Руси о Кие, Щеке, Хориве и Лыбеди сохранились лишь смутные воспоминания. Некоторые древнерусские книжники утверждали, что Кий был простым перевозчиком через Днепр. Другие летописцы считали Кия князем полян, ссылаясь на то, что тот якобы посетил Константинополь, где удостоился почестей со стороны византийского императора. Возвращаясь в Киев, он основал на Дунае небольшой городок Киевец и хотел в нем поселиться, но, встретив противодействие местного населения, вынужден был возвратиться в Киев, где и умер. В XVII в. возникла легенда, что Аскольд и Дир были прямыми потомками Кия.
Среди историков также нет единого мнения по поводу летописных сообщений о Кие и его родственниках. Одни исследователи склонны с определенными оговорками доверять им. Другие предполагают, что личные имена братьев и сестры произведены от названий гор и реки в окрестностях Киева: Лыбедь - от р. Лыбедь, Щек и Хорив - от гор Щековица и Хоривица (Хоревица), а Кий - от названия самого города. Возможно, в преданиях о Кие сохранились воспоминания о дунайской прародине племени полян-руси.

Легенда о Кие.
Начало истории Руси как государственного объединения южной части восточнославянских племен связывается с легендарной фигурой Кия. В "Повести временных лет" помещено предание об основании Киева тремя братьями - Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбедью, очень популярное в литературе. Оно имеет все признаки фольклорного оформления и внеисторический характер. Здесь присутствуют такие популярные сюжеты, как идея "основателей", классическая триада (три брата), подчеркнуто внимание к топонимике и пр. Поэтому в историографии второй половины XIX - начала XX в. получила распространение теория "эпонимного", "этимологического" мифа - согласно которому летописный рассказ представлял собой вымысел хрониста, пытавшегося объяснить возникновение названий киевских урочищ. Некоторое время эта концепция была господствующей; ее поддерживали С.М. Соловьев, А.А. Шахматов, Н.И. Петров, Д.И. Багалей, В. Базилевич и др.
Однако эта теория была опровергнута археологическими исследованиями. Раскопками Д.В. Милеева в 1908-1909 гг. найдены остатки городища, о котором говорится в летописном предании ("Город Кия"). В довоенные и послевоенные годы укрепление древнейшего Киевского замка были прослежены детально (раскопки Т.М. Мовчановского в 1936-1937 гг., М.К. Каргера в 1939 и П.П. Толочко в 1969-1980 гг.). Установлено, что "Город Кия" сооружен не позднее VIII в., скорее всего, значительно раньше. Таким образом, произошел решительный поворот в сторону признания реальной исторической основы летописного предания, которое, по мнению современных исследователей, представляет собой фольклорное воспоминание о сооружении первого киевского городища.
"Повесть временных лет" сообщает некоторые важные подробности политической биографии Кия, который княжил "в роде своем ". Пребывая в Константинополе, он принял "великую честь от царя "; предпринял попытку закрепиться в Нижнем Подунавье и даже построил там опорный пункт - "градок Киевец ", но неудачно - "не приняли его " местные племена. Он вынужден был отойти в Среднее Поднепровье и, основав там новую резиденцию - Киев, умер.
В различных по характеру и происхождению источниках существует широкий круг параллелей. Речь идет о древнерусском эпосе, западнославянских преданиях, памятниках византийской, армянской, скандинавской, старогерманской литературы, произведении готского писателя VI в. Иордана и др.
По содержанию эти источники подразделяются на две группы. В некоторых находим сведения о Лыбеди и ее братьях (в числе которых, однако, Кий не назван). Корни сюжета уходят во вторую половину IV в. Другие сообщают о совершенно реальной деятельности исторического Кия (первая половина VII в.). К последним принадлежат произведения византийской литературы, представляющие для нас наиболее значительную информативную ценность, а также армянский вариант киевской легенды. Это "История Тарона", произведение VIII в., приписываемое двум авторам: Зенобу Глаку и Иоанну Мамиконяну. Впервые на совпадение содержания двух памятников обратил внимание Н.Я. Марр; позднее эта тема разрабатывалась другими учеными.
В литературе признано, что контакт Кия с греческим императором приходится на конец VI - первую половину VII в., в период активного продвижения славянских племен на Балканы. Это движение, по свидетельству византийских источников, начинается в первые годы правления Юстиниана I. Б.А. Рыбаков высказал предположение, что именно этот император "с великою честью " принимал Кия. Правда, в последнее время исследователь считает возможным датировать это событие правлением Анастасия. Такая точка зрения, однако, вызывает серьезные сомнения. Об Анастасии вообще не может быть и речи, так как в его время (491-518) Балканские войны еще не начались и о наших предках византийцы практически ничего не знали. В период Юстиниана I и его ближайших преемников славяне соприкасались с греками в основном на поле брани. Для серьезных дипломатических контактов еще не было условий. Скорее всего, пребывание Кия при императорском дворе следует относить к периоду аварских войн, когда анты выступали союзниками византийцев (последнее подчеркнуто в источниках), то есть ко второй половине VI или к началу VII в. Именно к этому времени относятся известия византийских источников о летописном Кие: во второй редакции "Чудес Дмитрия Солунского", у Феофана Исповедника, у патриарха Никифора и у Иоанна из Никиу.
В византийских текстах Кий выступает под именем Кувер. По убедительно аргументированному мнению языковедов, славянское имя Кий в архетипе звучало как "Кув": долгое индоевропейское "u”" на славянской языковой основе дало твердое "ы". Этимологически это имя связано с термином "кувать" - "ковать" (слово "кий" в древнерусском языке означало "молот"). Армянский вариант легенды также сохранил древнюю форму имени героя с корневым "у" (Ку-ар). Частица "-ар" ("-ер") - словообразующий элемент для конструкции имен существительных в субъектном значении (как в словах "пахарь"- от пахать, "токарь" - от "точить" и т.д.). Закономерность его в нашем случае подтверждается совпадением армянской и византийской форм.
В литературе относительно Кувера возникла путаница, вызванная досадным недоразумением. В некоторых текстах герой назван не Кувером, а Кувратом. Поскольку в VII в. жил и действовал болгарский хан с таким именем, то комментаторы провозгласили и Кувера болгарином, не учитывая того, что данные, приведенные в источниках, решительно исключают подобное сопоставление. Между тем "Чудеса Дмитрия Солунского" прямо свидетельствуют о славянском происхождении персонажа.
На основании перечисленных источников можно реконструировать реальную биографию исторического Кия. Он родом из тех славян, которые под давлением аварского нашествия вынуждены были отступить в область Срем (античный Сирмий), то есть в современную Хорватию. Константин Багрянородный, в частности, пишет о переселении восточнославянского племени хорватов из Прикарпатья в тот же Сирмий. До вынужденного переселения они входили в состав Полянской конфедерации. Таким образом, по происхождению Кий действительно был полянином, хотя и не среднеднепровским. Около 634 г. он восстал против аваров и, оставив Сирмий, искал поддержки у византийского императора Ираклия (610-641).
Кий получил от императора бенефиций в районе Верхнего Дуная, к тому времени заселенному главным образом славянами, и построил там укрепленный замок (град), который "Чудеса..." называют Керамисиевым лагерем, а летописи - Киевием. Со временем у Кия возникает конфликт с византийской администрацией, в частности, по поводу Солуни. В результате он вынужден покинуть Подунавье и исчезает с горизонта активной византийской политики.
Дальнейшая судьба Кия мало интересовала греков. Очевидно, он переселился в Среднее Поднепровье, где и основал новую резиденцию - Киев, которому суждено было стать столицей крупного восточнославянского государства.
Византийские источники приводят некоторые чрезвычайно важные сведения, касающиеся пребывания славянского правителя в Константинополе в молодые годы, его обучения там, личной дружбы с Ираклием, а также принятия им христианства. Так, автор VII в. (современник описываемых событий) Иоанн из Никиу пишет: "Куврат, князь гуннов и племянник Орхана, в юности был крещен и воспитывался в Константинополе в недрах христианства. Он вырос при царском дворе. Он был тесно связан дружбой с Ираклием, после его смерти, как осыпанный царскими милостями, проявлял преданную благодарность к его детям и жене Мартине. Силой святого и животворного крещения, им принятого, он побеждал всех варваров и язычников ". Безусловно, приведенные сведения заслуживают внимания.
Ираклий родился в 575 г. Если Кий был его одногодком, то в момент восстания, дунайской эпопеи и основания Киева ему было около 60 лет, то есть он был уже пожилым человеком. Обучение в Константинополе приходится на последнее десятилетие VI в. - время правления императора Маврикия (582-602), который уделял большое внимание культурным делам (при его правлении Константинопольский университет переживал кратковременный подъем).
Нас интересует сообщение Иоанна (дважды повторенное) о крещении Кия - Кувера. Оно не кажется невозможным. Длительное пребывание в христианской стране, при дворе властителя, который привык считать себя лидером христианского мира, обучение в учебном заведении, находившемся под опекой церковной курии, не могли не оказать влияния на сознание молодого Кия. Поэтому его приобщение к христианству представляется не только возможным, но и закономерным.
Полное молчание остальных источников по этому поводу, однако, вызывает настороженность. Отсутствие какого бы то ни было намека о принадлежности Кия к христианской церкви в летописных текстах, более того - подчеркивание (правда, в явно предубежденных произведениях) язычества трех братьев-основателей, можно объяснить сравнительно поздней тенденцией приписывать всю честь просвещения Руси Аскольду или Владимиру Святому. Так же и молчание остальных византийских источников и "Истории Тарона": слишком лаконичный характер греческих хроник и специфика армянской (скомпонованной из разнообразных фрагментов и оторванной от конкретных исторических реалий) призывает к осторожности в выводах. Наиболее подробным является сообщение в "Чудесах Дмитрия Солунского", произведении не столько историческом, как житийном. Его авторы вряд ли стали бы рекламировать принадлежность варваров к христианству, особенно если они вступали в вооруженный конфликт с христианами-греками и угрожали Солуни, которой покровительствовал Дмитрий.
Проблема остается открытой и требует дальнейшей источниковедческой разработки, но при всех условиях свидетельство Иоанна Никиуского заслуживает внимания.

Урок № 13.

Тема. «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

Цель :

    выявить символическое значение легенды о Кие, историческую основу событий, нашедших отражение в «Повести временных лет»; выявить значение имён Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, особенности языка памятника древней письменности;

    формировать навыки художественного пересказа, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении;

    воспитывать интерес к отечественной истории и литературе Древней Руси.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2.Слово учителя.

Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад. Самая древняя стоянка получила название Кирилловской. Известны также древние стоянки в бассейне Лыбеди. Легенда гласит, что в конце V – начале VI в. три брата – Кий, Щек и Хорив – и сестра их Лыбедь основали на крутом правом берегу Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом

3. Пересказ учащимися отрывка из «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив».

4. Происхождение имён и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве.

Сообщение подготовленного ученика.

Имя Кий имеет истоки во многих языках. По одной из версий, это имя произошло от славянского слова, обозначающего «палица», «дубина», «боевой молот».

Имя Щек сопоставляется с именем Чеха, легендарного предка чехов. Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица. Этимология названия и имени возводится к славянскому слову, обозначающему «змей».

Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название это содержит корень «хор», заимствованный из иранских языков и обозначающий «солнце». Оно сопоставимо с названием племени хорватов.

Имя Лыбедь возводят обычно к словам «лебедь», «любовь» и «лыбь» («сырое место»). Лыбедь – это небольшая речка, впадающая в Днепр.

5. Сообщение о Константинополе.

Константино́поль - название современного Стамбула (столицы Турции) до 1930 года, неофициальное название столицы Римской империи (330-395 гг.).

Константинополь, находящийся на стратегическом мосту между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы. Стамбул является престолом Константинопольского патриархата, которому оказывается «первенство чести» среди православных церквей.

Среди имён города - Византий, Новый Рим, Константинополь, Царьград и Стамбул. Название «Константинополь» сохраняется в современном греческом языке, «Царьград» - в южнославянских.

Город был официально переименован в Стамбул в 1930 году.

6. Слово учителя.

Символизм легенды о Кие указывает на объединительный характер деятельности этого князя – три брата создают единый племенной центр. В тексте «Повести временных лет» эта идея выражена следующими словами: «И жили между собой в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная». Здесь говорится о существовании во времена Кия мощного союза племён. Дальнейшая судьба союза описана летописцем так: «По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих и лесах и сказали: «Платите нам дань».

7. Пересказ учащимися отрывка из «Повести временных лет» «Дань хазарам».

8. Сообщение о хазарах.

Хаза́ры - тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Хазарский язык является вымершим.

Имя «хазары» является самоназванием. По одной из версий, происходит от тюркской основы, обозначающей «кочевание».

Хазарским назывались Чёрное и, реже, Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море. На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за Крымом.

По мнению некоторых исследователей, хазары объединяли два главных племени - белых и чёрных хазар. Причем белые хазары были высокорослыми, светлоглазыми и светловолосыми, тогда как черные хазары были низкорослыми и темноволосыми.

До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е гг. оказались в составе Тюркского каганата, после распада последнего в середине VII века создали собственное государство - Хазарский каганат (650-969), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе.

Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана, хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму, на Дону и особенно в Нижнем Поволжье, куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате длительных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье.

9. Особенности языка «Повести временных лет».

Древнерусский язык – это язык древнерусской народности, сформировавшийся в Древнерусском государстве (Киевской Руси) в основном на базе диалектов близкородственных восточнославянских племён. Датируется обычно VIII-IX вв. Относится к восточнославянской группе славянских языков. Предшественник русского, украинского и белорусского языков.

Язык «Повести временных лет» широко отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к вымышленным речам, - он всегда точен в передаче высказываний своих героев.

В летописи широко используется специальная терминология: военная, охотничья, юридическая, церковная.

Часто летописец использует народные пословицы, поговорки: «Погибоша аки обре» («И не осталось от них ни племени, ни роду..»). Язык «Повести временных лет» свидетельствует о необычайно высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI-XII вв.

III. Закрепление изученного.

1. Беседа.

Когда возникли первые поселения на территории современного Киева?

Каково значение имён Кий, Щек, Хорив, Лыбедь?

Каково символическое значение легенды о Кие?

Когда славяне совершили набег на Хазарию?

Каковы особенности «Повести временных лет»?

Обратимся к вопросу 5, с.59.

С детства Ярослав тянулся к книжной мудрости. Он любил беседовать с монахами и постоянно читал священные книги. Его сын Владимир Мономах вспоминал, что знал Ярослав, сидя дома, много иностранных языков. Отовсюду собирал он лучших писцов и грамотеев и заставлял их переписывать рукописи и переводить книги с греческого языка на славянский. Ярослав и сам перевёл несколько книг. Он хотел, чтобы на Руси было больше грамотных русских священников, и потому стал заводить специальные училища.

Под фразой пожинаем ученье книжное подразумевается первый свод законов, который назывался «Русская Правда». За его составление князя называли ещё и Правосудом. До него подвластные русским князьям народы жили каждый по своим племенным обычаям. Теперь же, объединившись, они должны были подчиняться законам, общим для всех. В основу «Русской Правды» были положены древние обычаи, которые существовали на Руси с языческих времён.

Ярослав Мудрый, завещал сыновьям: «Вот я покидаю этот мир, сыны мои, живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери…» Разделил он между ними города, а чтобы не было больше братоубийственных войн, установил «лествицу», то есть лестницу, очередь князей на киевский престол. «Лета Ярослава» были последними временами сильной Древней Руси.

IV. Подведение итогов урока.

Мультимедийная презентация.

V. Домашнее задание.

2.Инд.задание: подготовить сообщение об Эзопе.

2.Инд.задание: выразительное чтение басни Эзопа «Два горшка».

Лыбедь - легендарная сестра основателей Киева Кия, Щека и Хорива.

В отличие от своих братьев, Лыбедь предстаёт отрицательным персонажем. Несмотря на это, именно ей посвящено большинство топонимов в Киеве, связанных с четырьмя легендарными основателями Киева. Есть река с таким названием, недалеко расположена станция метро «Лыбедская». Существуют улицы Лыбедская и Владимирско-Лыбедская. В старом Киеве существовали также улицы Набережно-Лыбедская (теперь часть улицы Горького), Новолыбедская (ныне Волгоградская на Соломенке) и переулок Лыбедской (ныне улица Панаса Любченко).

Легенда про основателей Киева называет Лыбедь не сестрой, а дочерью князя. Согласно сюжету, девушка была прекрасной как майское солнце. Со всех стран света съехались молодые рыцари, князья и королевичи просить её руки. Но княжна и слышать не хотела про свадьбу. Мол, не пойду, - и всё тут! Рыцари и королевичи хотели прельстить княжну своим богатством, храбростью, силой. Не один склонил голову, чтобы ей понравиться, но всё напрасно. Тогда претенденты посоветовались друг с другом, пожали плечами, сели на своих коней и разъехались. Больше к ней суженые не приезжали. А через несколько лет князь помер. Роскошный дворец перешёл к следующему правителю, и Лыбедь должна была освободить замок. Она построила себе избушку за Киевом на горе, и жила там отдельно. Но трудной казалась ей эта монашеская жизнь. Дни и ночи она плакала, из её слёз постепенно образовался ручей, который со временем стал рекой Лыбедь. А гора, где обитала княжна, называется Девич-горой.

Лыбедь < др.греч. leibo "лить, проливать, струить, литься, разливаться, быть в слезах, горько плакать".

Libas, libados "влага, вода, источник", libos "капля, слеза".

Лыбедь - libados (влага, вода, источник, капля, слеза). Лыбедь также могла произойти от греческого «либадион» – луг (низовье). С древнеславянского – «топкое место», «верховья реки».

Хорив (др.-рус. Хоривъ) - согласно Максу Фасмеру и А. И. Соболевскому древнерусское имя собственное Хоривъ производно от названия местности Хоривица (Хоревица, Хорива) - гора под Киевом. Даное название тождественно древне-персидскому Haraiva- - название горной местности. Название Хоривица, судя по всему, происходит из какого-то иранского языка - скифского или сарматского. Имеется также версия, связывающая Хорива с Хорватией.

Хорив < др.-греч horeio "учреждать священные пляски; устраивать хороводные пляски, водить хороводы; плясать, танцевать; славить хороводными плясками; справлять или праздновать с хороводными плясками; побуждать к пляске, кружить в хороводе".

Веселились на Хоревице.

В районе Киева издревле находился перевоз через Днепр.

Кий, Киев < лат. cieo (двигать).

От латинского "cieo" произошло слово КИЙ "шест". Посредством этих шестов и осуществлялось движение на перевозе.

Согласно легенде, приведённой автором «Повести временных лет», Кий, живший на днепровских горах вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедь, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. Также Кий назван основателем городка Киевец на Дунае. От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя: «И пришел он на Дунай и облюбовал место, и срубил городок невеликий...» Городок этот назвали Киевец. На Дунае и сегодня расположено болгарское село Киово, именно в его окрестностях в начале ІІ века переправлялись через реку римские легионы под командованием императора Траяна.

Совершенно верно, как мы видим. Потому столько много КИЕВОВ (перевозов) в Европе.

У Киева имеется множество городов-тезок (Киев, Киево, Киевица, Кия-ны, Кии и т.п.). М.Ю. Брайчевский насчитал их полтора-два десятка в западнославянских землях, особенно в Польше. Село Киево имеется в земле Хелмской, в Средском уезде их – два. В Иновроцлавском уезде, кроме Киево, имеется также населенный пункт Киевица и село Киевская Воля. На территории Пенчковского уезда имеются села Кияны и Кии. Села с названием Киев есть в Ново-Радомском уезде и в Силезии. В Мазовше есть село Киевицы. Села Кияны имеются в Западной Волыни и в южных районах Литвы. Села с названием Киевец – в уездах Слуцком и Бяльском. Город Киев есть в Моравии, село Киев – в Венгрии. Село Кий есть в сербской Лужице, поселок Киево – в крае Косово.

Щекавица (Скавика, Олеговка, Олегова гора) - гора в Киеве над Подолом. Сразу за Подолом, огибая его с южной стороны, находятся три вытянутых в одну линию горы: южная, ближайшая к летописной «Горе» (позднее она получила название Андреевской или Старокиевской) - Замковая гора (Киселёвка, Фроловская гора); далее, на северо-запад - Щекавица, а за ней, наиболее удалена от Днепра, - Юрковица (Иорданские высоты).

Происхождение топонима Щекавица связывают с именем одного из основателей Киева - Щека.

Возле подножия горы размещены славянские захоронения предхристианского периода VIII-IX столетий. На самой горе, как говорят легенды, был похоронен Вещий Олег:

«И погребли его на горе, что зовется Щекавицей. Есть же могила его и до сегодня. Называется та могила Олеговою» (Повесть временных лет, 912 год).

Скавика-Щекавица (яр, провалье) – издревле использовалась под некрополи – приравнивается к Нижнему Миру. Ак. Н. Марр указывает на явно хтоническую природу этого имени, подчеркивая, что «два имени, Щек и Мелтей (аналог имени Щек в армянской версии основания Киева), означают одно и то же – «Змей».

Щек < греч. skafeus "землекопатель",
skafeo "подвергать корытной пытке (пытка у персов, состоявшая в том, что казнимого клали в корыто и закрывали другим корытом, оставляя открытыми голову, руки и ноги и обрекая его на медленную смерть от укусов насекомых)",
skafe "корыто, бассейн, ванна, челн, лодка".

Рецензии

Хорив (др.-рус. Хоривъ) - согласно Максу Фасмеру и А. И. Соболевскому древнерусское имя собственное Хоривъ производно от названия местности Хоривица (Хоревица, Хорива) - гора под Киевом. Даное название тождественно древне-персидскому Haraiva- - название горной местности. Название Хоривица, судя по всему, происходит из какого-то иранского языка - скифского или сарматского. Имеется также версия, связывающая Хорива с Хорватией.

Да брось ты... Грива - это и сегодня цепь холмов. взгорье, возможно, заросшее. При чем тут персы и скифы?
И это не подражание вроде Yes - Есть!
Ведь грива действительно - ВЕРХНЯЯ часть коня (и заросшая:о) Обычная метафора...

Киев не от кия - шеста, а от воды КУЙА (или лат. A"QWA c учетом атлантского артикля А), потому и у Идриси Куйава, или Ку(Чу)- Куйава (Чугуев, былинный Киев на Донце). И значит водную КУЙА дорогу -ВА (протяженность: тети-ва, бече-ва, кана-ва, Дра-ва, Мора-ва, Влта-ва, Не-ва - НЕ-длинная:о)

Гора Сина́й (ивр. הַר סִינַי‎, Хар-Синай; также гора Моисея, гора Хорив) - гора на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей.

Гора помнишь? Хоры - это высокое место в церкви.

κορυφή
1) верхняя часть головы, макушка
2) вершина, верхушка
3) высшая точка
ex. τὸ κατὰ κορυφέν σημεῖον Plut. - зенит
4) мат. вершина

Лы́бедь — легендарная сестра основателей Киева Кия, Щека и Хорива.

В отличие от своих братьев, Лыбедь предстаёт отрицательным персонажем. Несмотря на это, именно ей посвящено большинство топонимов в Киеве, связанных с четырьмя легендарными основателями Киева. Есть река с таким названием, недалеко расположена станция метро «Лыбедская». Существуют улицы Лыбедская и Владимирско-Лыбедская. В старом Киеве существовали также улицы Набережно-Лыбедская (теперь часть улицы Горького), Новолыбедская (ныне Волгоградская на Соломенке) и переулок Лыбедской (ныне улица Панаса Любченко).

Легенда про основателей Киева называет Лыбедь не сестрой, а дочерью князя. Согласно сюжету, девушка была прекрасной как майское солнце. Со всех стран света съехались молодые рыцари, князья и королевичи просить её руки. Но княжна и слышать не хотела про свадьбу. Мол, не пойду, — и всё тут! Рыцари и королевичи хотели прельстить княжну своим богатством, храбростью, силой. Не один склонил голову, чтобы ей понравиться, но всё напрасно. Тогда претенденты посоветовались друг с другом, пожали плечами, сели на своих коней и разъехались. Больше к ней суженые не приезжали. А через несколько лет князь помер. Роскошный дворец перешёл к следующему правителю, и Лыбедь должна была освободить замок. Она построила себе избушку за Киевом на горе, и жила там отдельно. Но трудной казалась ей эта монашеская жизнь. Дни и ночи она плакала, из её слёз постепенно образовался ручей, который со временем стал рекой Лыбедь. А гора, где обитала княжна, называется Девич-горой.

Лыбедь < др.греч. λείβω "лить, проливать, струить, литься, разливаться, быть в слезах, горько плакать".

λιβάς -άδος "влага, вода, источник" (ex. δακρύων λιβάδες Eur. — потоки слез).
λίβος "капля, слеза".

Лыбедь - λιβάδος (влага, вода, источник, капля, слеза). Лыбедь также могла произойти от греческого «либадион» - луг (низовье). С древнеславянского - «топкое место», «верховья реки».

Хорив (др.-рус. Хоривъ) — согласно Максу Фасмеру и А. И. Соболевскому древнерусское имя собственное Хоривъ производно от названия местности Хоривица (Хоревица, Хорива) — гора под Киевом. Даное название тождественно древне-персидскому Haraiva- — название горной местности. Название Хоривица, судя по всему, происходит из какого-то иранского языка — скифского или сарматского. Имеется также версия, связывающая Хорива с Хорватией.

Хорив < др.-греч χορεύω "учреждать священные пляски; устраивать хороводные пляски, водить хороводы; плясать, танцевать; славить хороводными плясками; справлять или праздновать с хороводными плясками; побуждать к пляске, кружить в хороводе".

Веселились на Хоревице.

В районе Киева издревле находился перевоз через Днепр.

Кий, Киев < лат. cieo (двигать).

От латинского "cieo" произошло слово КИЙ "шест". Посредством этих шестов и осуществлялось движение на перевозе.

Согласно легенде, приведённой автором «Повести временных лет», Кий, живший на днепровских горах вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедь, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. Также Кий назван основателем городка Киевец на Дунае. От Кия и его братьев летописцы выводили полянское племя: «И пришел он на Дунай и облюбовал место, и срубил городок невеликий...» Городок этот назвали Киевец. На Дунае и сегодня расположено болгарское село Киово, именно в его окрестностях в начале ІІ века переправлялись через реку римские легионы под командованием императора Траяна.

Совершенно верно, как мы видим. Потому столько много КИЕВОВ (перевозов) в Европе.

У Киева имеется множество городов-тезок (Киев, Киево, Киевица, Кия-ны, Кии и т.п.). М.Ю. Брайчевский насчитал их полтора-два десятка в западнославянских землях, особенно в Польше. Село Киево имеется в земле Хелмской, в Средском уезде их - два. В Иновроцлавском уезде, кроме Киево, имеется также населенный пункт Киевица и село Киевская Воля. На территории Пенчковского уезда имеются села Кияны и Кии. Села с названием Киев есть в Ново-Радомском уезде и в Силезии. В Мазовше есть село Киевицы. Села Кияны имеются в Западной Волыни и в южных районах Литвы. Села с названием Киевец - в уездах Слуцком и Бяльском. Город Киев есть в Моравии, село Киев - в Венгрии. Село Кий есть в сербской Лужице, поселок Киево - в крае Косово.

Щекавица (Скавика, Олеговка, Олегова гора) — гора в Киеве над Подолом. Сразу за Подолом, огибая его с южной стороны, находятся три вытянутых в одну линию горы: южная, ближайшая к летописной «Горе» (позднее она получила название Андреевской или Старокиевской) — Замковая гора (Киселёвка, Фроловская гора); далее, на северо-запад — Щекавица, а за ней, наиболее удалена от Днепра, — Юрковица (Иорданские высоты).

Происхождение топонима Щекавица связывают с именем одного из основателей Киева — Щека.

Возле подножия горы размещены славянские захоронения предхристианского периода VIII—IX столетий. На самой горе, как говорят легенды, был похоронен Вещий Олег:

«И погребли его на горе, что зовется Щекавицей. Есть же могила его и до сегодня. Называется та могила Олеговою» (Повесть временных лет, 912 год).

Скавика-Щекавица (яр, провалье) - издревле использовалась под некрополи - приравнивается к Нижнему Миру. Ак. Н. Марр указывает на явно хтоническую природу этого имени, подчеркивая, что «два имени, Щек и Мелтей (аналог имени Щек в армянской версии основания Киева), означают одно и то же - «Змей».

Щек < σκαφεύς "землекопатель",
σκαφεύω "подвергать корытной пытке (пытка у персов, состоявшая в том, что казнимого клали в корыто и закрывали другим корытом, оставляя открытыми голову, руки и ноги и обрекая его на медленную смерть от укусов насекомых)",
σκάφη "корыто, бассейн, ванна, челн, лодка".