Обслуживание        30.09.2019   

Киев. Легенда о Кие

Памятник основателям Киева – Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди был открыт в мае 2017 года на Почтовой площади. Он находится в верхней части пешеходной зоны, которая выходит на Владимирский спуск.

До этого в столице уже было два монумента легендарному основателю города Кию и его братьям с сестрой – в Наводницком парке и на Майдане Незалежности. Новый объект на Почтовой площади интересен тем, что основатели столицы Киевской Руси изображены в виде маленьких детей.

Композиция состоит из четырех бронзовых фигурок малышей. Трое мальчиков – прообразы Кия, Щека и Хорива голышом играют с бумажными корабликами на карте Киева. Основанием композиции служит стилизованная карта столицы. Фигурка Кия выглядит самой высокой – его руки подняты вверх. Щек стоит глядя на кораблик в своих руках. Хорив, сидя на корточках, пускает свой кораблик по Днепру.

Фигурку маленькой девочки – сестры Лыбедь можно сразу и не заметить. Она сидит чуть в стороне на бронзовой лавочке, наблюдая за братьями. Малышка Лыбедь с цветочком в волосах машет братьям рукой. Рядом с ней на скамейке тоже стоит кораблик.

Автор необычной скульптурной композиции – художник Владимир Журавель. Идея памятника возникла у него восемь лет назад, когда он лепил скульптуру своего маленького братика Миши. Тогда ему и пришла идея создать групповую композицию, персонажами которой были бы малыши.

Скульптор за свой счет отлил фигурку князя Кия из бронзы. Над его образом он работал дольше всего – восемь месяцев, изучая анатомическое строение тела ребенка. Хорив и Щек были созданы быстрее – за четыре и два с половиной месяца. На Лыбедь ушло полтора месяца. Лицо Кия скульптор лепил с младшего брата Миши.

В бумажных корабликах, которые три брата пускают по Днепру, скрыт символизм. По словам автора: «Кораблик – это символ души. У каждого есть свой кораблик. Кто-то держит, кто-то пускает, а кто-то уже отпустил – есть определенное соотношение».

Карта Киева, на которой стоят малыши Кий, Щек и Хорив, представляет собой отдельное произведение искусства. На бронзовой плоскости в деталях изображены самые известные столичные достопримечательности. На карте отмечены улицы, парки, горы, озера, мосты. А также пронумерованы и вынесены в отдельный список 180 достопримечательностей – памятники архитектуры, храмы, музеи, парки, театры, фонтаны.

По периметру карты можно прочесть отрывок из «Повести временных лет» Нестора Летописца об основании Киева.

Как гласит древняя легенда, у полян, «живущих особь и владеющих родами своими на своих местах», были три брата – Кий, Щек и Хорив, а сестра их звалась Лыбедь. Поначалу Кий сидел на горе, где впоследствии возник Боричев взвоз, Щек на горе, получившей название Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по его имени Хоривицей. Затем возвели они град во имя брата своего старейшего и нарекли град Киевом.

В 4-5 километрах от Почтовой площади вниз по течению Днепра находится , в народе – Ладья. К нему по традиции приезжают в день свадьбы молодожены, чтоб, стоя к памятнику спиной, забросить букет цветов прямо в ладью. Тогда, согласно примете, семейная жизнь будет долгой и счастливой.

Владимир Журавель надеется, что и к его творению будут приходить загадывать желания. Тем более, что у нового памятника уже родилась своя легенда: если пара хочет, чтоб у них родилась дочь, нужно погладить по голове Лыбедь, а если сын – положить руку на голову одного из маленьких князей. Ну, а если дотронуться сразу до двоих – будет двойня.

Название: Детский памятник основателям Киева
Дата: май 2017
Адрес: Киев, Почтовая площадь

Детский памятник основателям Киева на карте Киева

Карпов А. Ю.

КИЙ, легендарный основатель Киева, князь полян - славянского племени, занимавшего земли в среднем течении Днепра.

Сведения о Кие приводятся в «Повести временных лет», причем рассказ этот давно стал хрестоматийным. «…Было трое братьев, - сообщает летописец в начальной, недатированной части летописи, - одному имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра их Лыбедь. Кий сидел на горе, где ныне увоз Боричев (то есть на так называемой Старокиевской горе. - А. К.), а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щекавица, а Хорив - на третьей горе, которая прозвалась от него Хоревицей. И построили город во имя брата своего старшего, и нарекли имя ему - Киев. Был около города лес и бор великий, и ловили зверя; были мужи те мудры и разумны, назывались полянами, от них же поляне в Киеве и до сего дня». Во времена летописца, т. е. в XI веке, не все считали Кия князем. «Иные же, несведущие, говорят, что Кий перевозчик был, - продолжает летописец свой рассказ, - был-де у Киева тогда перевоз с той стороны Днепра, потому и говорили: “На перевоз на Киев”». Но сам летописец такую версию с негодованием отвергал, приводя дополнительные, весьма важные сведения об основателе стольного города Русского государства: «Если бы был перевозчик Кий, то не ходил бы к Царьграду. Но этот Кий княжил в роде своем, и когда приходил к царю (византийскому императору. - А. К.), то, говорят, великую честь принял от царя… Когда же возвращался обратно, пришел к Дунаю, и полюбил место то, и срубил городок небольшой, и хотел поселиться там с родом своим, но не дали ему этого живущие там; так и доныне называют дунайцы городище - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, здесь и жизнь свою закончил; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь здесь скончались. И после этих братьев стал род их держать княжение у полян…» Еще раз автор летописи возвращается к именам трех братьев ниже, рассказывая о начале княжения в Киеве Аскольда и Дира (середина IX века). На вопрос о том, «чей это городок», жители Киева отвечали: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их род…» В «Польской истории» Яна Длугоша, автора XV века, использовавшего в том числе и русские летописи, род Кия доведен до Аскольда и Дира, которые названы их прямыми потомками, но это, по всей вероятности, не что иное, как домысел польского хрониста.

Более поздние русские книжники расцвечивали летописный рассказ совсем уж фантастическими подробностями. Так, в легендарном повествовании о начале Руси из московского летописца XVII века («Начало русских князей, отчего зачалось русское княжение») Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь представлены «лютыми разбойниками», изначально жившими в Великом Новгороде во время княжения там Олега Вещего (середина - вторая половина IX века) и разбойничавшими «во граде и по селам». Схваченные и посаженные в «поруб» (тюрьму) вместе с женами, детьми и всем своим «родом», «всех их числом до тридесят душ», они упросили выпустить их, пообещав навсегда уйти «из града сего». Братья добрались до Днепра и поселились на месте будущего Киева, основав здесь первый, малый град - Киевец. «И по сем Кий и весь род его нача делати землю руками своими, и нача славно житии; и прихожаху к ним многие люди со всех стран и веселяхуся ту с Кием…» Так продолжалось до тех пор, пока посланные из Новгорода в Царьград бояре Олега Вещего Аскольд и Дир не убили Кия и его братию, позавидовав «красоте места того» и построив здесь новый град Киев - «больше первого».

Это последнее повествование представляет исключительно литературный интерес. А вот рассказ «Повести временных лет» по-прежнему вызывает повышенный интерес историков, заставляя их спорить о личности легендарного Кия.

Нет сомнений, что имена братьев и сестры Кия - Щека. Хорива и Лыбеди - представляют собой так называемые эпонимы, то есть искусственно образованные имена, объясняющие то или иное географическое название. (Имя Лыбедь образовано от названия одноименной киевской речки; остальные имена - от названий киевских возвышенностей.) Однако сам Кий скорее всего является реальной исторической фигурой; во всяком случае, приводимые летописцем сведения однозначно свидетельствуют об этом. Но вот относительно даже примерного времени его жизни единого мнения у историков нет, причем разброс датировок чрезвычайно велик. «Повесть временных лет» в начальной своей части никаких дат не приводит. Новгородский же летописец датировал основание Киева 854 годом, в соответствии с этим часть историков относит деятельность Кия к IX веку. С другой стороны, в поздней советской историографии возобладало мнение, согласно которому Кий жил в VI веке нашей эры или даже на рубеже V-VI веков и был современником византийского императора Юстиниана I (527-565) или кого-то из его предшественников, с которыми поддерживал самые тесные дипломатические отношения. Б. А. Рыбаков, который и обосновывал эту точку зрения в своих многочисленных работах, считал Кия крупным политическим деятелем европейского масштаба. Им же была предпринята попытка с максимальной точностью определить время возникновения Киева; результатом его разысканий, поддержанных властью, стало широко отмечавшееся в 1982 году 1500-летие (!) Киева. Ныне, однако, гипотеза Б. А. Рыбакова отвергается большинством историков как несостоятельная. Никакими конкретными данными она не подтверждается; сведений о существования к V-VI векам н. э. Киева или о каких-либо киевских (полянских) князьях этого времени в источниках нет. К сожалению, не проясняют вопрос и археологические материалы, поскольку они также противоречиво истолковываются исследователями. С наибольшей уверенностью возникновение Киева как города можно датировать временем не ранее VIII-IX веков.

Недостаток сведений в русских источниках способствовал возникновению и других гипотез относительно личности основателя Киева. Так, еще в 1928 году выдающийся отечественный языковед академик Н. Я. Марр указал на параллель к тексту «Повести временных лет» в древнем армянском источнике - так называемой «Истории Тарона», которая была составлена в VIII веке епископом Иоанном Мамиконяном. Здесь также приводится предание о трех братьях с похожими именами - Куаре, Мелтее и Хореане, и о построении ими города в области Палуни (стране полян?). Гипотеза Марра получила распространение в отечественной литературе; в частности, она послужила одним из подтверждений гипотезы Б. А. Рыбакова. Однако приходится констатировать, что армянское предание о трех братьях - основателях армянского рода Мамиконянов, покровительствовавшего армянскому монастырю Святого Иоанна Предтечи (собственно, «История Тарона» и представляет собой историю этого рода и этого монастыря), не имеет к киевскому преданию ни малейшего отношения. Оба предания представляют собой лишь внешне схожие местные топографические легенды, в которых имена легендарных основателей тех или иных географических объектов привязаны к их существующим названиям. Тем более что легенды о братьях - основателях городов - принадлежат к числу наиболее распространенных в мировом фольклоре и встречаются у самых разных народов. Сходство имен здесь совершенно случайное.

Другая гипотеза относительно происхождения Кия была выдвинута в 80-е годы прошлого века американским востоковедом О. Прицаком, который обосновывал хазарское происхождение основателя Киева. По мнению исследователя, Кий (Куйа) был хазарским вазиром (военачальником) хорезмийского происхождения; в последнее десятилетие IX - первое десятилетие X века он занимал должность главы вооруженных сил Хазарской державы; именно он основал крепость в Берестове, получившую его имя, и разместил там хазарский (оногурский) гарнизон. (В отличие от других исследователей, Прицак возводит название урочища Угорское близ Киева не к уграм (венграм), которые, по летописи, «идоша… мимо Киева горою, еже ся зовет ныне Угорьское», а к кочевникам-оногурам, воевавшим в составе хазарского войска.) Имя и должность этого Куйа (Кия) Прицак устанавливает исходя из имени хазарского вазира Ахмада бен Куйа (то есть сына Куйа), упомянутого арабским историком X века ал-Масуди: должность вазира была наследственной, и, соответственно, можно считать, что Ахмад унаследовал ее от отца.

Однако и эта гипотеза не выглядит сколько-нибудь убедительной. Утверждение о хазарском происхождении Кия и его династии О. Прицак основывает на явно ошибочном чтении одного из списков «Повести временных лет» (а именно Лаврентьевского) относительно полян: «…и мы седим, платяче дань родом их (Кия, Щека и Хорива. - А. К.) козаром». (В Хлебниковском списке: «…а мы седим род их и платим дань козаром»; в Ипатьевском: «…а мы седим в городе их и платимы дань козаром»; в Радзивиловском: «…а мы седим, платяче дань козаром».) Но такое чтение явно противоречит всему тексту «Повести временных лет», в которую включены рассказы об «обидах», чинимых полянам другими племенами, в том числе и хазарами, уже после смерти всех трех братьев, и о «хазарской дани», наложенной на потомков Кия. Едва ли можно согласиться и с хорезмийским (хазарским) происхождением имени Кий, равно как и с иранским или алтайским (также предлагавшимися в историографии), особенно учитывая распространение схожих названий в собственно славянском мире (ср. польскую Куявию, Киевец на Дунае и др.). Славянский корень в этом имени увидеть, пожалуй, гораздо проще.

Источники и литература

«Повесть временных лет».

Новгородская Первая летопись младшего извода.

Ромодановская Е. К. Русская литература на пороге Нового времени: Пути формирования русской беллетристики переходного периода. Новосибирск, 1994 («Начало русских князей…»).

Рыбаков Б. А. Город Кия // Вопросы истории. 1980. № 5

Сахаров А. Н. Кий: легенда и реальность // Вопросы истории. 1975. № 10.

Марр Н. Я. Книжные легенды об основании Куара в Армении и Киева на Руси // Известия Государственной академии истории материальной культуры. Т. 3. Л., 1928. С. 257-287 (то же: Марр Н. Я. Избранные работы. Т. 5. М.; Л., 1935. С. 44-66).

Еремян С. Т. О некоторых историко-географических параллелях в «Повести временных лет» и «Истории Тарона» Иоанна Мамиконяна // Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. [Вып. 2.] Киев, 1965.

Мюле Э. К вопросу о начале Киева // Вопросы истории. 1989. № 4.

Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. М.; Иерусалим, 1997.

Петрухин В. Я. Русь и Хазария: к оценке исторических взаимосвязей // Хазары (Евреи и славяне. Т. 16). М., 2005.

Кий, Щек и Хорив, по преданиям, отразившимся в русских летописях 11-12 вв., князья в племенном объединении полян, основатели трёх поселений, позже составивших город Киев. Существование на территории Киева нескольких поселений, к 9-10 вв. слившихся в один город, подтверждается археологическими данными. Сохранились предания о полянском князе Кии, который был с почётом принят в Константинополе императором и основал город на Дунае.

Князь Кий

История древних славян весьма запутана. Здесь существуют десятки разных предположений – одно другого смелее. Множество загадок окружает легендарного князя Кия, основавшего город на Днепре, который был назван «матерью городов русских».

Проблема Кия решается в прочной связи с решением проблемы основания Киева. Определить точную дату основания этого древнейшего города довольно сложно. Археологическая наука предпочитает говорить о конце VI века. Однако, данные археологии весьма условны и фрагментарны. Археолог ведь копает не везде, а там, где ему позволят. Поэтому многие участки площади старых городов остаются не потревоженными энтузиастами от археологии. Как же можно тогда делать однозначные выводы о возрасте самих городов?

На полянский земле - Киевщине - в VI-VII в. сходились границы трех культурных групп - пражской (в ее корчакском варианте), пеньковской и колочинской, а в VIII-X в. - луки-райковецкой и волынцевской. Считается, что славянское поселение на месте Киева возникло в конце V века, что фиксируется находками византийских монет того времени, однако, городская жизнь и наличие укреплений («града») уверенно фиксируются археологами лишь с VIII века.

Есть в распоряжении науки еще и письменные источники – старинные хроники и летописи. Они позволяют уточнить хронологию. Хотя и не всегда.

Так, древнейший письменный памятник восточных славян Повесть временных лет дает весьма скудную информацию об основании Киева. Она вкратце рассказывает о князе Кие, который вместе с братьями Щеком и Хоривом, а также с сестрой Лыбедью, основали в Приднепровье город и назвали его Киевом. Когда это было – «Повесть» не говорит. Она лишь упоминает о том, что Кий был с почестями принят в Царьграде и основал на Дунае город Киевец. Все, больше никакой информации нет.

Поэтому приходится работать с письменными источниками, в которых нет прямого упоминания Кия, его братьев и сестры. В данном плане весьма любопытным было бы разобрать одно сообщение, приведенное готским (древнегерманским) историком Иорданом (VI век). В нем рассказывается о печальной судьбе короля готов Германариха, который получил смертельное ранение от неких росомонов (переводится как «люди росов» т. е. русов). Этими самыми людьми были некие братья Сар и Амий, которые отомстили за свою сестру Сванехильду. Германарих казнил ее за уход от мужа, приказав привязать к паре резвых лошадей, поскакавших в разные стороны. Братья нанесли ему удар мечом, после чего он тяжело заболел. Этим воспользовались гунны свирепые завоеватели – гунны, которые разгромили готов. (Рассказ датируется 375 годом).

Некоторые историки (например, украинец Михаил Брайчевский) считают это сообщение одним из вариантов сказания о Кие. Основания для таких выводов дает имя «Сванехильда», которое является одним из германских названий лебедя: достаточно вспомнить сестру Кия Лыбедь.

Причем связь рассказа Иордана со славянской исторической действительностью подтверждается данными славянского же эпоса. Образ Лыбеди-Лебеди присутствует в русских былинах о Михаиле Потоке и Иване Годиновиче. Данные былины представляют собой древнейшую часть восточнославянского эпоса. В них, также, как и в рассказе Иордана, фигурирует неверная жена Лебедь и три брата. Правда, логика повествования тут несколько перевернута. Лебедь не является сестрой трем братьям, а действует в качестве жены одного из них, которому она, собственно, и изменяет. За это изменница подвергается суровой каре.

Весьма возможно, что историк Иордан привел искаженную версию сказания. Очевидно, он пользовался очень древней легендой, которая походила на сказание о братьях и Лебеде. Вообще, Сар и Аммий не могли жить IV веке. Почему? Да потому, что еще античный географ Страбон (II в. н. э.) сообщил о городах Сар и Амадок, расположенных на реке Борисфен (так греки называли Днепр). Явно, что эти города названы по имени Сара и Аммия, которые жили никак не позже времен Страбона.

А в 375 году историческую трагедию «разыгрывали» другие лица. И этими лицами был Кий с его братьями. И отражала эта трагедия не любовные перипетии, но реалии политической борьбы. Здесь имел место быть политический союз росомонов (т. е. росов, русов) и гуннов против готов. Кий и его братья напали на Германариха для того, чтобы облегчить натиск готов. И они преуспели – тяжело раненный готский король не смог противостоять натиску гуннских войск. Славяне были избавлены от готской угрозы благодаря заговорщической деятельности князя Кия. И они оценили его заслуги весьма высоко, сделав своим князем.

Сам Кий пришел в Приднепровье (где жило славянское племя полян) вместе с гуннами. Старинная «Степенная книга» утверждает, что «русы Кия пришли из Дикого Поля» (района волго-донских степей). Очевидно, что речь идет о каких-то руссах, которые жили в степях (далеко не все древние славяне были земледельцами). Может быть, речь идет о народе роксолан (россалан), которые, по утверждению ряда историков, возникли в результате смешанных браков между славянами-русами и иранцами-аланами (росы «плюс» алане). В любом случае, Кий был пришельцем в Приднепровье. Он пришел вместе с гуннами, использовав их для отражения готской угрозы.

Потом гунны ушли завоевывать Европу и Рим, а русы Кия остались, дав свое имя земле полян, о которых «Повесть временных лет» говорила: «поляне, ноне зовомые Русь». Так возник Киев и Киевская Русь, на территории которой и располагается современная Украина. История Руси гораздо более древняя, чем обычно принято предполагать, она уходит своими корнями в глубь веков. (Происхождение русского народа)

Роль гуннов в основании Киевского государства была забыта многими хронистами. Но кое-кто продолжал помнить об этом, порой не делая разницы между гуннами и славянами. К примеру, польский хронист Стрыйковский писал, что Киев был основан гуннами. Средневековый автор Саксон Грамматик принимал гуннов и русов за один народ. Хронист Беда Достопочтенный отождествлял гуннов с балтийскими славянами, а его коллеги Едингард и Самбургский Аноним – со славянами дунайскими. Античный автор Филосторгий утверждал, что некогда гунны назывались неврами, которых многие исследователи считают (и не без основания) славянским племенем. Византиец Прокопий Кесарийский находил определенное сходство славян и гуннов. А немецкий хронист Гельмольд приводил такое название Руси – Хунигард (страна хуннов или гуннов). Не исключено, что гунны представляли собой не этнос, а некоторый союз разных этно-племенных союзов, в которых немалую, но, может быть даже и лидирующую роль, играли славяне.

Какова же была дальнейшая судьба Кия, его братьев и сестры, а также потомков князя? Об этом также мало что известно. «Повесть временных лет» утверждает, что он ходил к Царьграду и царь воздал ему великие почести. Что здесь имеется ввиду? Может быть победоносный военный поход?

Не исключено. Упомянутая уже «Степенная книга» рассказывает о неких «русских воях», которые сражались с императором Восточного Рима Феодосием (379-395 гг.). Это сообщение относится ко временам правления Кия. Очевидно, что именно доблесть его воинов заставила могущественного восточноримского императора принять Кия с великими почестями, как о том рассказывала «Повесть».

В дальнейшем киевские русы неоднократно ходили походами на Царьград (Константинополь). Любопытно, что по данным византийского императора Проколоса, один из таких походов, датированный 424 годом, состоялся в союзе с гуннским правителем по имени Ругила.

Если верить данным польского хрониста Яна Длугоша, то династия Кия просуществовала до второй половины IX века, когда в Приднепровье пришли варяги – выходцы с севера. Сначала киевский престол захватили бояре Аскольд и Дир, а затем и родственник Рюрика князь Олег Вещий. Именно благодаря ему киевский княжий стол со временем перешел к сыну Рюрика Игорю. В жизни Киевской Руси начинается иная эпоха. Именно эту эпоху и запечатлела «Повесть временных лет».

Армянская легенда о Куаре говорит об основании братьями в лесу у своих поселений храма, в котором были поставлены два идола. Новгородская летопись, говоря о лесе на горах, также напоминает о языческих верованиях Кия и его соплеменников.
Раскопки киевского археолога В. В. Хвойко в 1908 году обнаружили на Старокиевской горе, каменный языческий жертвенник округлой формы с четырьмя выступами по сторонам света, рядом, к югу, горел костер для жертвоприношений. Сооружение сложено насухо из неотесанных камней. Размеры площадки 4,2х3,5 м, высота 0,4 м. Расположено оно на Андреевской горе, в средней части довладимирова города, в самой сердцевине княжеского двора. Хвойко объявил свою находку алтарем храма князя Кия.

Вторичные раскопки в 1937 году не подтвердили «геометричность» алтаря, в результате поставив выводы Хвойко о характере сооружения под сомнение. Датируется алтарь VIII-X вв.

Попытка отождествления двух идолов храма принадлежит Б. А. Рыбакову. По говорящему имени второй идол, Деметр, был отождествлен им как мужское божество плодородия. Имя первого идола, Гесаний, ни о чем не говорит, но поляне поклонялись Перуну, поэтому храм, вероятно, был посвящен и ему.

Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 - 20 тыс. лет назад. Период энеолита (медный век) и неолита представлен трипольской культурой , памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4500 - 3500), средний (3500-2750) и поздний (2750-2000 гг. до н. э.). Для юго-запада области в период бронзового века характерна белогрудовская культура. Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины I тыс. до н. э. - первой половины I тыс. н. э. Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой , которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II-III вв. - рубеже IV-V вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке .

Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что уже в VI-VII веках на правом берегу Днепра существовали поселения, которые некоторыми исследователями интерпретируются как городские. Были обнаружены остатки укреплений, жилищ, керамика VI-VII столетия, византийские монеты императоров Анастасия I (491-518) и Юстиниана I (527-565), амфоры, многочисленные ювелирные изделия .

Топоним «Киев» не получил в науке однозначного объяснения. Согласно летописи, название города происходит от имени его основателя. В «Повести временных лет» начала XII века сказано, что Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. Вариант той же легенды приведён в сочинении армянского автора Зеноба Глака («История Тарона»), где говорится об основании Куара (Киева) в стране полуни (полян) Куаром, Ментеем и Хереаном.

Фрагмент «Повести временных лет» (Перевод Д. С. Лихачёва):

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане…


В армянской «Истории Тарона» (возможно VI, но не позднее VIII века), автором которой является Зеноб Глак, упоминается о том, как два брата «инда» (возможно, производное от «венеды», «винден» - название славян у разных народов в древности), Деметр и Гисаней, изгнанные из родных мест, нашли убежище у царя Валаршака, пожаловавшего им землю Тарой. Через пятнадцать лет Валаршак убил братьев.

«…и дал власть трем их сыновьям - Куару, Мельтею и Хореану. Куар построил город Куары, …а Мельтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мельтей, и Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его по имени Хореан. И по прошествии времени… Куар, Мельтей и Хореан поднялись на гору Куркея и нашли там прекрасное место… так как были там просторы для охоты и прохлада… и построили там селение и поставили они двух идолов, одного по имени Гисанея, другого по имени Деметра».


Легенда своими именами и деталями очень напоминает свидетельство русского летописца. Объяснение этому можно найти как в общем источнике (вероятно, скифском) для древнерусской и армянской легенд, так и в общем мифологическом сюжете, использованном для объяснения основания города. Имя «Мелтей» по-армянски означает «змей», что повторяет славянское имя Щек.

Новгородская летопись, сохранившая следы летописного свода, предшествующего «Повести временных лет», дополняет текст легенды о Кие, датируя её 6352 (854) годом:

И бѧше ѡколо града лѣсъ и боръ великъ · и бѧху ловѧща звѣрь бѧху мужи мудри и смислени и нарицахусѧ Полѧне · ѿ нихже єсть Полѧне в Києвѣ и до сего д͠не · бѧху же поганѣ · жруще озеромъ и кладяземъ и рощениемъ · якоже прочии погани


Новгородская летопись в отличие от «Повести временных лет» утвердительно называет Кия перевозчиком, упоминая и вторую версию о том, что он был «ловцом» .

М. Н. Тихомиров проанализировал сообщения Новгородской Первой и Устюжской летописей о «временах Кия» в 853/854 годах и пришёл к выводу, что изначально княжение Кия привязывали к периоду правления византийской царицы Ирины (797-802), и лишь позднее все сведения были приурочены к периоду правления Михаила III (842-867). На основании этого М. Н. Тихомиров сделал вывод, что Кий, возможно, основал город Киев в конце VIII века . Археологически это соответствует времени создания крепости на Старокиевской горе славянами носителями волынцевской культуры. Этот городок был на некоторое время разрушен в 840-е годы.

Польский историк Длугош (XV век), который широко использовал древнерусские летописи, не сохранившиеся до наших дней, показывает, что киевская династия до Аскольда и Дира представляется прямым потомством Кия и его братьев.

«Absumptis deinde Kyg, Szczyek et Korew, filii eorum et nepotes linea directa succedentes principabantur apud Ruthenos annis multis, donec successio huiusmodi ad duos fratres germanos Oszkald videlicet et Dyr pervenit»

Перевод:

«После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру.»


Русский историк-«евразиец» Г. В. Вернадский выдвинул маловероятную гипотезу об основании Киева хазарами не ранее 830-х годов, когда в результате большой войны хазары завоевали вятичей, северян и радимичей. (Конечно не исключено, что на месте Киева было и более древнее поселение.) Согласно этой гипотезе, три брата были хазарами, либо, что вероятнее, их вассалами - мадьярами.

«Имя „Кий“, возможно, происходит от тюркского слова kiy („берег реки“). Поскольку правящий клан Хазарского государства был тюркского происхождения, мы можем связать название города Киева с приходом хазар. Хазарские войска, должно быть, подошли к Киеву с востока, и их привлекли крутые холмы (kiy) по ту сторону Днепра. Отсюда, видимо, и название города. Представляется, что имя третьего брата, Хорива, имеет библейское происхождение. Хорив - это русская транскрипция имени Хореб. Имя это связано с названием холма Хоривицы, - по видимому, места поселения хазарских евреев в Киеве. Что касается второго брата, Щека, то он, судя по всему, может быть отождествлен с Чоком, булгарским бойлом, который воевал в Днепровском регионе в начале девятого века. Следует отметить, однако, что подобное же имя, Шок (Saac) упоминается в старых мадьярских хрониках. Имя сестры мифических братьев, Лыбедь, ясно указывает на мадьярское происхождение, поскольку оно, вероятнее всего, связано с именем мадьярского воеводы Лебедя. Примечательно то, что царевна Лебедь стала популярным персонажем русских былин и народных сказок» .

Народная этимология объясняет название Киева тем, что его первыми жителями были рабочие (кияне, кияны), которые обслуживали переправу через Днепр. Переправа представляла собой деревянный настил на столбах (киях) вбитых в дно. Сходные топонимы известны и в других славянских землях (например, Кийево в Хорватии, Куявия в Польше). Гарвардский учёный Омельян Прицак считал происхождение топонима тюркским или еврейским .

«Повесть временных лет» сообщает, что у варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, было два мужа – Аскольд и Дир, не родственники его, но бояре. И отправились они в Царьград со своим родом. Когда они плыли по Днепру, то увидели на горе небольшой город и спросили: «Чей это город?» Тамошние жители ответили: «Было три брата – Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя многих варягов и стали владеть землей полян.

Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир якобы были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика отпустившего их в поход на Царьград. В то же время в этой же летописи говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян «И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».

По Новгородской первой летописи варяги Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и пришли в Киев до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград. В Киеве они назвались князьями и стали воевать с древлянами и угличами. Поход на Константинополь в этом варианте совершили русы во «времена Кия», а начало правления Кия датировано 854 годом, и привязано к правлению императора Михаила III и «матери его Ирины» .

В Псковской 2-ой летописи (XV век) сказано: «А князи в та лета бяху на Роускои земли; От Варяговъ 5 князеи, первому имя Скалдъ [то есть Аскольд], а дроугому Дир, а третьему Рюрик…».

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибели в 872 году сына Аскольда в борьбе с болгарами, походах Аскольда на полочан, кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов (875). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминается в сочинении вышеупомянутого польского историка XV века Яна Длугоша. В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева .

Далее в «Повести временных лет» сообщается, что в 866 году под предводительством киевских князей Дира и Аскольда был совершён первый поход Руси на Царьград (византийские и европейские источники указывают 860 год, сообщая только об одном предводителе русов, не называя его имени):

«В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.»


В византийских источниках (свидетельство патриарха Фотия, бывшего современником и очевидцем тех событий, а также позднейшая хроника продолжателя Георгия Амартола) указывается, что после похода Фотий направил к русам епископа, крестившего русов (включая и их правителя, имя которого всё так же не уточняется). В церковной традиции считается, что крещены были киевские князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа.


Позднее «Повесть временных лет» сообщает о походе в 882 году преемника Рюрика, новгородского князя Олега, который, захватив Смоленск и ряд других земель, подошёл к Киеву и узнал, что здесь правят Аскольд и Дир. Тогда Олег спрятал воинов в ладьях и послал за Аскольдом и Диром, назвавшись купцом, плывущим в греческие земли «от Олега и Игоря княжича». Когда же те пришли, воины вышли из ладей и Олег сказал Аскольду и Диру, что они не князья, не княжеского рода, а он, Олег, княжеского, а вместе с ним малолетний сына Рюрика Игорь. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег стал киевским князем.
Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь» - и тут же убил их .
Ссылки
  1. М. Ю. Видейко Трипільська цивілізація. - Киев, 2003.
  2. У. Брей, Д. Трамп (перевод Г. А. Николаев) Археологический словарь. - Москва: Прогресс, 1990. - 368 с.
  3. В. В. Седов Славяне в раннем средневековье. - Москва, 1995. - 416 с.
  4. Б. В. Магомедов Черняховская культура Северо-Западного Причерноморья. - Киев, 1987.
  5. Енциклопедія історії України. Інститут історії України Національної академії наук України;
  6. П. П. Толочко Новые археологические исследования Киева (1963-1978) // Новое в археологии Киева. - Киев, 1981. .
  7. Новгородская первая летопись младшего извода
  8. Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 52-53.
  9. Вернадский Г. В. Древняя Русь
  10. П. Б. Голден The World of the Khazars.
  11. Новгородская Первая летопись. - Л., 1950.
  12. Псковские летописи. – М. 2000. с. 10.
  13. Ioannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni Poloniae. Liber 1-2. - Warszawa, 1964. - P. 121.
  14. Я. С. Лурье, История России в летописании.

Летописец Нестор в «Повести временных лет» под 854 годом пишет:

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.

И по смерти этих братьев потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане».

То есть уже в то время было две версии о Кие: был он князем полян или простым перевозчиком. Перевозчиком (или охотником) его впервые назвали новгородские историки XI–XII веков, вписав эту версию в летопись под 854 годом, поскольку соперничество между Киевом и Новгородом было всегда. Конечно, киевляне с этим не согласились, и в 1093 году в летописный свод было записано: «Как в древности был царь Рим (Ромул) и в его честь назван город Рим. Также Антиох и был (город) Антиохия. был также Александр (Македонский) и во имя его - Александрия. И во многих местах города были наречены во имя царей и князей. Так же и в нашей стране назван был великий город Киев во имя Кия».

Как полноценный, большой город Киев начинает функционировать в IX веке. До того, на киевских холмах были строения и даже небольшие крепости. Археологи еще в 1908 году обнаружили на Старокиевской горе внутри так называемого «города Владимира» самостоятельную небольшую крепость, то есть как бы маленький город, обнесенный валом и рвом. Он относится к V–VI векам н. э.

Что касается легенды о Кие и братьях, то она есть еще у армян, как бы это ни показалось удивительным. В армянской «Истории Тарона», написанной Зенобом Глаком в VIII веке, есть легенда, не имеющая никакого отношения к истории Армении, искусственно вставленная в канву древних армянских событий. Три брата: Куар (Кий), Мелтей и Хореван (Хорив) основывают три города в стране Палуни (Поляне), а через некоторое время братья создают еще город на горе Керкей, где был простор для охоты и обилие трав и деревьев, и ставят там двух языческих идолов.

Если «История Тарона» написана в VIII веке, то значит, что Кий основал свой город раньше этого срока. Еще один вопрос: откуда армянский автор мог узнать о делах на далеком севере? Академик Б. А. Рыбаков считает, что таких возможностей было две. Первый раз славяне соприкоснулись с армянами в эпоху византийского императора Маврикия (582–602), когда славяне отвоевали у империи Фракию и низовья Дуная, а Византия направила сюда армянский корпус во главе со Смбатом Багратуни. Второй раз - в 737 году, когда арабский полководец из династии Омейядов Марван воевал с Хазарией и достиг «Славянской реки» (очевидно, Дона), где пленил 20 тысяч оседлых славянских семейств (на счет того, что это были именно славяне, есть разные мнения, но явно это были люди, жившие на славянских землях) и переселил их в Кахетию, расположенную в непосредственном соседстве с Арменией.

Проверить армянское сообщение можно было еще одним способом. В записи говорится, что в новом городе были поставлены два языческих идола. Киевский археолог В.В. Хвойко в 1908 году обнаружил на Старокиевской горе, почти в центре «градка» Кия, два языческих жертвенника: один с четырьмя выступами строго по странам света (богу Вселенной Роду или Сварогу) и другой - круглый (может быть, богу солнца Даждьбогу).

Б.А. Рыбаков предполагает, что именно в это время происходит слияние в один большой союз нескольких лесостепных славянских племен: руси (по рекам Роси и Днепру - наличие такого племени среди славян является предметом многолетних дискуссий, варианты происхождения русов были представлены выше), северян (по Десне и Сейму) и полян, живших севернее Руси, вокруг Киева. Первенство в новом союзе, возможно, первоначально принадлежало русам, поэтому и союз племен назвался «Русской землей», Русью. Однако сам Киев находился на земле полян, поэтому Нестор в летописи и уточнил: «Поляне, которые теперь называются Русью».

Что касается имени легендарного основателя города, то следует заметить, что, в отличие от имен других русских князей, имя Кий не зафиксировано больше нигде. Нет его в святцах христианских, нет его и среди имен языческих. На этот счет есть очередная гипотеза. В словаре В.И. Даля XIX века написано, что «кий - палка, трость, посох, жезл; костыль, комлястая палка, дубина, палица; кием глушат рыбу подо льдом, бьют глиняную печь и пр.». И слово это древнейшее. Такое же древнее, как способ переправы через реку на лодках и плотах, когда используют жердь, которой отталкиваются от дна. Жердь эту в древности называли кием, а саму переправу и гораздо позже на Украине называли киюванием. Именно от названия способа переправы могли получить наименования многочисленные тёзки Киева. Другое дело, что на Днепре большая глубина и слишком сильное течение для этого. Однако перевоз там был, и его могли назвать, например, по аналогии с другими перевозами.

А вот еще один вариант происхождения названия города и имени его первого правителя.

Французский языковед Э. Бенвенист изучал происхождение и значение индоевропейского термина «царь» и пришел к выводу, что первоначальными символами власти были корона и, прежде всего, скипетр. Он пишет: «. трибуты царской власти - это не украшения; скипетр и корона сами обладают царской властью. Не царь царит, но корона, потому что именно она делает человека царем, царь получает власть от короны, которой он располагает лишь временно. Та же сакральная значимость связана с гомеровским скипетром: царствуют, судят и обращаются с увещеваниями лишь со скипетром в руках».

Греческий скипетр первоначально был просто палкой, дорожным посохом. А кий - первоначально такая же палка. Если же кий считался посохом, символизирующим власть, то вот еще одно объяснение названия поселения: это место, где находятся символы власти в племени. Киев - место нахождения княжеской резиденции и хранения атрибутов власти, место, где эту власть получают.

Но разночтения есть не только в происхождении названия, но и во времени жизни Кия. Выше дана гипотеза академика Б. А. Рыбакова про V–VI века.

Приведем две цитаты, поддерживающие эту версию.

Академик Б.А. Рыбаков в своей работе «Город Кия» пишет: «Предположение о «таможенных сборах» в окрестностях будущего Киева подкрепляется большим количеством находок красивых бронзовых предметов, украшенных многоцветной выемчатой эмалью. Фибулы, декоративные цепи, детали питьевых рогов компактной массой встречаются на пространстве от устья Десны до Роси. Изобилие этих драгоценностей в ближайшем окружении Киева одно время наталкивало на мысль о местном их изготовлении, но Х.О. Моора убедительно показал их прибалтийское происхождение и широкий ареал распространения от Немана до Оки и от Финского залива до Киева».

П.П. Толочко считает, что уже в VI–VII вв. поселения на правом берегу Днепра достигли стадии «эмбриона города», который в течение VIII–IX вв. превратился в «раннефеодальный город, а в IX–X вв. стал вполне развитым средневековым городом».

Однако не все ученые с этим согласны, и многие «поддерживают» летописца Нестора и его 854 год. Например, В.В. Мавродин и И.Я. Фроянов считают, что образование Киева как города проходило в VIII–X веках. Только в конце этого периода отдельные поселения слились в единое поселение городского характера. Дискуссии продолжаются.