Поделки        30.09.2019   

Как появились кубанские казаки и куда делись запорожские. Краснодарский край.История Краснодарского края

Вопрос истории казачества последние десятилетия привлекает широкое внимание ученых, историографов, политологов, органов государственной власти, а также общественности. Некогда закрытая тема у нас в стране в последнее время получила огромный всплеск. Проводятся научные конференции, издаются монографические исследования, выходит бесчисленное множество статей и публикаций. Стали доступными и труды дореволюционных историков, а также работы, изданные за рубежом представителями казачьей эмиграции. И если период расцвета казачества, его роль в истории и судьбе России в XVII - XIX веках нашли наиболее полное отражение, хотя еще и здесь предстоит много поработать в плане устранения сложившегося в советский период отрицательного стереотипа казака, то древнейший период истории казачества, его формирования, изучен в наименьшей степени.

И в русской, и в советской, и в зарубежной историографии можно выделить три подхода к определению истоков формирования казачества.
1). Часть дореволюционных исследователей, а также казаков в зарубежье возводят процесс формирования казачества к дохристианскому периоду и даже говорят, что казаки древнее этрусков, основавших Рим. В своих предположениях исследователи, отстаивающие такую точку зрения, ссылаются на данные этимологии, порой делая выводы о генетической связи казаков с тюркскими народами, населявшими Кавказ и южные степи.
2). Дворянская и советская историография связывает истоки формирования казачества с утверждением в стране крепостничества и что беглые крестьяне явились той благодатной силой, на которой и выросло казачество. При этом совершенно не принимается во внимание тот факт, что в русских летописях казачество упоминается гораздо раньше, чем в стране возникли феодальные и крепостнические отношения.
3). Сегодня, несомненно одно, что казачество сформировалось на славянской, православной основе в IV - V веках нашей эры во время так называемого переселения народов - процесс в который были вовлечены германские, тюркские и славянские племена. Наиболее активной зоной, через которую осуществлялось движение народов, было северное Причерноморье и Южнорусские степи. К IV веку относится появление славян в Южнорусских степях. Несомненно, что под воздействием пребывающего здесь славянского населения князю Святославу удалось совершить поход в Хазарский каганат и на Тамань. Где-то к VII веку относится принятие христианства казаками, задолго до официального крещения Руси. В последствии присутствие славянского населения на этих территориях обусловило создание Тмутараканского княжества, входившего в состав славянской Руси. В дальнейший период Южнорусское славянство оторванное от митрополии, являясь коренным народом этой территории, переживало набеги кочевников, как половцев, так и татар. Выполняя военные функции в Золотой орде, казачество никогда не порывало с православием, что определило необходимость создания славянской епархии для удовлетворения духовных нужд славянского населения. Борьба за выживание во враждебном окружении разобщенного славянского населения определила необходимость формирования войсковой структуры как формы существования народа, с выборным лидером.

Несомненным является тот факт, что казачье население и войско, как форма его бытия включали в себя и неславянские народы и элементы, и это определило формирование термина - казак. Однако, в силу того, что жизнь казачьих общин, а затем и войска строилась по заповедям Господним, требовалась готовность каждого прийти на выручку ближнего, а иногда и пожертвовать своей жизнью, а это требовало от всех, в том числе и от вновь прибывших к какой бы этнической группе они не относились, принятия православия. Это было не только залогом единства, сплоченности, взаимовыручки и героизма, но и душевного спасения всех членов сообщества.

Изначально формировалось две ветви казачества, которые впоследствии оформились в Донскую и Запорожскую в зависимости от того, в сферу интересов каких государств они попадали, хотя и сами казаки находились иногда вне государственных территорий.

Возникновение Крымского ханства после распада Золотой орды, усиление Османской империи, захват Константинополя в середине XV века создало реальную угрозу христианским славянским государствам. Но завоевательские походы и набеги турок и Крымских татар встречали на своем пути казаков, которые, по сути являлись живой изгородью и для России и для Польши. Казаки прикрывали собой русское и украинское население. Именно с этого времени в Европейских государствах и России стало широко известно о казаках.

Московские князья и цари, как и правители Польши, в состав которой входила Украина в своей борьбе с исламскими завоевателями стремились опереться на казаков, выплачивая им жалование порохом и провиантом. И запорожское и донское казачество, создавая собой угрозу османской цивилизации, ведя непрестанную борьбу за свои исконные земли (а казаки здесь старожильческое население) находились вне государственной территории. Поэтому деловые связи Московское царство и Речь Посполитая с казаками вели через посольский приказ. На фоне начавшегося процесса закабаления крестьян наличие такого свободолюбивого центра, каким являлись Запорожская сечь и земли Донского казачества было притягательным для тех крепостных, кто стремился вырваться из неволи. Именно поэтому начался процесс пополнения казачества беглыми элементами. Но к этому времени казачество сформировалось и структурно и духовно, со своими жизненными принципами, войсковым бытом, элементами культуры и психологии. В связи с чем, сколько бы беглых не приходило в войско, они растворялись в нем, утрачивая все, что было и приобретая качества казака. Так сформировался тип казака, генетический тип, поглощающий в себе пришельцев, какого бы вероисповедания они не были.


С середины XVII века можно говорить о постоянных контактах казачества с государством и перехода казачества на службу. Но это не исключало того, что казачество, запорожское или донское, не проводило своей политики в отношении соседних народов. Зачастую действия казаков шли в разрез с политикой Российского государства.

В наибольшей степени процесс включения казачьих войск в состав государственной территории России и переход их на государственную службу связан с деятельностью Петра Великого. С 1722 года казачьими вопросами ведала не коллегия иностранных дел, как это было прежде, а военная коллегия. Петр I стремился подчинить государственной власти все и вся, в том числе и Русскую православную церковь. Он не мог допустить существования своевольного и необузданного казачества. Тем более что казачьи земли были уже включены в состав Российской империи.

Ликвидация казачьих вольностей, передача казачьих земель на протяжении XVIII века вызывали постоянное движение крестьянства, застрельщиком которого было казачество.

Государство было заинтересовано в использовании военного опыта казаков, накопленного столетиями и так недостающего России. Казачьи войска всегда выставляли воинский контингент, отличающийся особой выносливостью, храбростью и напористостью в достижении победы над противником, нередко превосходящим казаков по численности. Казачьи полки формировались по территориальному признаку, а это играло очень важную роль в достижении сплоченности и храбрости воинов.


Свои отношения с казаками государство строило по принципу военно-ленной системы. Государство, владея землей наделяло землями казачьи войска при условии несения ими воинской службы. Земля для казака и казачьей семьи была решающим фактором. Причем неважно на каком историческом этапе находилось хозяйство казака (естественные промыслы, такие как охота и рыболовство или же сельскохозяйственное производство). Войсковые земли представляли для казаков среду обитания.

Российская империя, как и другие государства, расширяла свои владения. Начиная с XVIII века государство, понимая роль и значимость казачества в обеспечении безопасности границ России, активно привлекает казачество к хозяйственному освоению новых территорий. Начинается процесс формирования новых казачьих войск за счет расселения существующих. Этот процесс длился более 100 лет. Постоянные переселения казаков, осуществляемые государством, привели к тому, что ни одно поколение не проживало на своей территории более 25 лет. Так возникло Волжское войско, впоследствии переселившееся на Кавказ. Терское семейное войско, Астраханское войско, Черноморское, Оренбургское, Сибирское, Амурское войска также были следствием государственной политики расселения казаков по рубежам. Параллельно этому шел процесс вольнонародной колонизации земель, переданных казакам.


Начиная с XVII века, т.е. с создания централизованного Русского государства, в России проводилась политика, направленная на создание обособленности каждой социальной группы, по отношению друг к другу. Наиболее ярко это выразилось в XVIII веке. Все русское общество делилось на сословия. Казачество в этом случае не стало исключением, хотя если говорить о культурно-этнических процессах, то с самого начала и до разгрома в нем проходили одновременно два процесса, определивших казачество как единственный и уникальный феномен в истории. С одной стороны, государство всячески насаждало казачеству сословность, определяло его как служивое сословие, все более и более выпячивая этот фактор. Это давало государству возможность вмешиваться в жизнь казачьих войск, переселять и упразднять их. С другой стороны, столь же сильными были этнические процессы и обособление культурной сферы, которая формировалась под влиянием соседних народов. Так формировались обычаи, право, костюмы, культура и самосознание казаков. Поэтому, пройдя через горнило испытаний в начале ХХ века, казачество сохранилось именно как этнос.

В наибольшей степени этнические процессы происходили в Донском, Кубанском и Терском казачьих войсках, каждое из которых отличалось своей неповторимой культурой и самобытностью. Особенно выделялись Кубанское и Терское войска (так называемые кавказские). Их культура развивалась под влиянием донского и запорожского казачества, а также под большим влиянием культуры соседних горских народов. К началу ХХ века эти войска представляли собой действительные этнические группы, причем замкнутые, поскольку притока в войска посторонних людей извне уже не было, и представляли собой неотъемлемую часть Северо-Кавказской цивилизации.

Формирование и развитие Кубанского казачьего войска

Кубанское казачество, как самостоятельная этносоциальная единица (субэтнос), сформировалась во второй половине XIX в. Формальной датой возникновения этого субэтноса можно считать 19 ноября 1860 г., время образования Кубанского казачьего войска. Следует отметить, что первоначально название «кубанские казаки» применялось к различным группам казаков (к примеру, некрасовцев), оседавших на Кубани в конце XVII – начале XVIII вв., но самоназванием еще не являлось.


Кубанское казачество – полиэтнично в своей основе. На Кубани в качестве исходных этноопределяющих начал выступили два компонента – русский и украинский, причем в своеобразной организационной форме казачьих войск. Поэтому целесообразно проанализировать их историю раздельно.

В начальный период русско-турецкой войны 1787–1791 гг. под покровительством князя Г.А. Потемкина было сформировано Черноморское казачье войско. Первоначально оно комплектовалось в форме волонтерных команд из казаков, служивших ранее в Запорожской Сечи. Но, в связи с малочисленностью бывших запорожцев, доступ в войско уже с октября 1787 г. получили представители разных социальных слоев российского общества.

В 1792–1794 гг. Черноморское казачье войско было переселено на Правобережную Кубань. И именно с этого момента принято считать время начала освоения казаками кубанских земель. Однако численность войска оказалась недостаточной для охраны границы и экономического освоения данного региона. Поэтому российское правительство организовало трехэтапное переселение на Кубань украинских крестьян (более 100 тысяч человек) из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний.

Вторая ветвь – это складывание русской этнографической группы в форме Кавказского линейного казачьего войска. В 1794 году, переселённые на Кубань донские казаки основали несколько станиц вверх по реке Кубани от Усть-Лабинской крепости и составили собой Кубанский казачий полк. В 1801–1804 гг. ряд казачьих станиц на Кубани основали казаки Екатеринославского казачьего войска, образовав, таким образом, Кавказский казачий полк. А в 1825 г. на Кубанскую линию были переселены казаки Хоперского казачьего полка. Далее, Высочайшим приказом от 25 июня 1832 г. шесть линейных полков и три казачьих войска были объединены в Кавказское линейное казачье войско.

Указом Императора Александра II 8 февраля 1860 г. правое крыло Кавказской линии было преобразовано в Кубанскую область, а левое 19 ноября 1860 г. – в Терскую область.

Черноморскому казачьему войску было повелено называться Кубанским казачьим войском. В его состав, помимо черноморцев, вошли первые шесть бригад Кавказского линейного казачьего войска. Остальные бригады составили Терское казачье войско.


С этого момента начинается отсчет времени существования Кубанского казачьего войска именно с даты его основания.

Однако, старшинство Кубанского казачьего войска принято считать по старшинству самого старейшего из полков, входивших в Кавказское линейное казачье войско – Хоперского, а именно с 1696 года.


Таким образом существует три даты старшинства формирования Кубанского казачьего войска: 1696 год – по старшинству Хоперского казачьего полка Кавказского линейного казачьего войска, вошедшего позже в Кубанское казачье войско; 1792 год – с момента переселения на Кубань черноморских казаков; 1860 год – с момента объединения Черноморского казачьего войска и некоторых частей Кавказского линейного казачьего войска и образования Кубанского казачьего войска.

Перед объединением численность Черноморского казачьего войска составляла около 180 тысяч человек. От Кавказского линейного казачьего войска в Кубанское казачье войско вошло почти 100 тысяч человек. Согласно годовому отчету за 1862 г. в Кубанском казачьем войске числилось 195636 мужчин и 189814 женщин.


К 1 июля 1914 г. население войска составило уже 1298088 человек (644787 мужчин и 635351 женщин).

Казачество активно участвовало во всех войнах России XVIII - XIX веков. Особую популярность ему снискали войны, направленные на защиту христианства и православия, которые вела Россия в Европе и на Кавказе. Память о доблести казаков до сих пор жива у народов, защищенных казаками. В этих войнах казачество проявило себя как защитник христианства и православия, только теперь уже не самостоятельно, а от имени Российской Империи.


Порядок прохождения воинской службы первоначально не регламентировался какими-либо законодательными актами. Служба не ограничивалась определенным числом лет. Срок действительной кордонной службы был установлен в один год, затем полагались два года льготы. В 1818 г. установлен определенный срок службы – 25 лет. В 1856 г. приказом военного министра установлены новые сроки службы: офицеры – 22 года, казаки – 25 лет (22 года полевой службы и 3 – внутренней). С 1864 г. срок полевой службы равнялся 15 годам, внутренней – 7 годам.

В 1882 г. принято Положение о военной службе. Служилый состав войска разделен на три разряда: приготовительный, строевой, запасный. В приготовительном казаки числились 3 года (с 18 по 21 год). В строевом – 12 лет (с 21 до 33 лет). В запасном разряде казаки находились 5 лет (с 33 до 38 лет). После этого казаки выходили в отставку и освобождались от отбытия воинской повинности.


В результате объединения двух войск, в войсковом составе Кубанского казачьего войска за 1861 г. значилось: частей – 42, генералов – 47, штаб-офицеров – 84, обер-офицеров – 652, унтер-офицеров и урядников – 2460, рядовых казаков – 32071.

По положению о воинской повинности Кубанского казачьего войска 1870 г. его состав в мирное время выглядел так: 2 лейб-гвардейских кубанских казачьих эскадрона Собственного Его Императорского Величества конвоя, 10 конных полков, 2 пеших пластунских батальона, 5 конно-артиллерийских батарей, конный дивизион в Варшаве и учебный дивизион. Полки получили названия: Таманский, Полтавский, Екатеринодарский, Уманский, Урупский, Лабинский, Хоперский, Кубанский, Кавказский, Ейский.

Общий военный состав нижних чинов был определен в 36000 человек.

В мае 1889 г. в войске сформировали 1-й Черноморский полк.

В 1860–1864 гг. действия кубанских казаков в составе отдельных отрядов войск Кубанской области сыграли важную роль в завершении многолетней Кавказской войны. Во время волнений в Польше в 1863–1864 гг. кубанцы участвовали в боевых действиях против повстанцев. Нелегкую службу несли казаки и на границах с Турцией и Ираном. Значительные силы Кубанское казачье войско выставило в годы русско-турецкой войны 1877–1878 гг.: 25 конных полков, 12 пеших пластунских батальонов, 5 конно-артиллерийских батарей и 2 сотни императорского конвоя. Один конный полк и две сотни пластунов были отправлены на Балканы, 14 полков, один пластунский батальон и четыре батареи – на Кавказско-Малоазиатский театр военных действий, остальные находились в пределах Кубанской области и Черноморской губернии.


В 70-80-е гг. XIX в. кубанцы приняли участие в ряде среднеазиатских походов. В 1879 г. отдельные сотни 1-го Таманского, 1-го Полтавского и Лабинского конных полков в составе Закаспийского отряда участвовали в походе в Ахал-Текинский оазис.

Три сотни Кавказского полка в составе Мургабского отряда участвовали в боях с афганцами на берегах р. Кушки.

Для участия в русско-японской войне 1904–1905 гг. в Кубанском казачьем войске мобилизовали 1-й Екатеринодарский, 1-й Уманский полки, шесть второочередных пластунских батальонов и 1-ю Кубанскую казачью батарею. Несмотря на то, что казаки прибыли на театр военных действий в заключительный период войны, они участвовали в ряде операций и их безвозвратные потери за три с небольшим месяца составили 116 человек.

В начале Первой мировой войны Кубанское казачье войско выставило 33 конных полка, 18 пластунских батальонов,5 конных батарей, 32 особых конных сотни и две сотни Варшавского дивизиона (примерно 48,5 тысяч человек). Всего за годы Великой войны было мобилизовано чуть более 106 тысяч кубанских казаков.


Во второй половине XIX и начале XX веков Кубанское казачье войско пребывало в зените своей славы, в своем расцвете. Жизнь войска вошла в стабильное русло. Войско владело огромными земельными наделами, имело управление отличное от управления других губерний России, имело и самобытное местное самоуправление.

Кубанское казачье войско управлялось наказным атаманом, назначаемым императором, который являлся одновременно и начальником Кубанской области.

С 1888 года Кубанская область была разделена на 7 отделов, во главе которых стояли атаманы, назначаемые наказным атаманом. Во главе станиц и хуторов стояли выборные атаманы, утверждавшиеся атаманами отделов. До 1870 года исполнительную власть в кубанских станицах осуществляло станичное правление, состоявшее из атамана и двух избранных судей. С 1870 года суд стал независимым и отделен от правления, в которое входили атаман, его помощник, писарь и казначей. Важнейшей функцией казачьей общины была земельно-распределительная. Земельная площадь Кубанского казачьего войска составляла свыше 6 миллионов десятин, из которых 5,2 миллионов принадлежало станицам. Остальные земли находились в войсковом запасе и в собственности казачьих офицеров и чиновников.


Общины наделяли казаков землей с 17 лет из расчета 16 – 30 десятин на 1 мужскую душу. Для равноправного пользования землей станичные земли периодически подвергались переделу. С естественным ростом казачьего населения паевой надел кубанского казака постепенно сокращался. В 1860-е годы он составлял в среднем 23 десятины, а в 1917 г. – всего 7,6 десятин.

В 1917 году Кубанское казачье войско насчитывало 262 станицы и 246 хуторов, в которых проживало 215311 казачьих семей, что составляло 52,3% всех хозяйств в сельской местности. Занимаясь земледелием, казачьи хозяйства лучше других категорий населения были оснащены сельскохозяйственной техникой.


Включенное в систему общероссийской юрисдикции, кубанское казачество сохранило присущие ему демократичность и самобытную традиционную культуру, отличную от других.

Довольно высоким для начала XX века у кубанских казаков был и уровень грамотности - более 50 %. Первые школы появились на Кубани уже в конце XVIII века. В 1860-х гг. в Кубанском казачьем войске была всего одна войсковая мужская гимназия и 30 начальных училищ. Через 10 лет в станицах было уже 170 школ. В начале XX в. до 30 войсковых стипендиатов ежегодно обучались в лучших ВУЗах страны.


С 1863 г. стала выходить газета «Кубанские войсковые ведомости» - первое на Кубани периодическое издание, с 1865 г. появились общественные войсковые библиотеки, в 1879 г. был создан Кубанский войсковой краеведческий музей, с 1811 по 1917 гг. работали войсковые певческие и музыкантские хоры, исполнявшие классические, духовные и народные произведения.

Кубанские казаки были глубоко верующими людьми. Первая на Кубани Покровская церковь была построена на Тамани еще в конце XVIII в. В 1801 г. в Екатеринодаре был воздвигнут пятиглавый Войсковой Собор. В начале XX в. на территории войска было уже 363 церкви, 5 мужских и 3 женских монастыря, а также один скит.

Кубанское казачество в годы советской власти (Гражданская война, годы репрессий, эмиграция)

К началу XX века в России существовало 11 казачьих войск общей численностью 4,5 млн. человек. Наиболее крупными из них были Донское, Кубанское и Терское войска.

Но политические события, последовавшие после революции 1917 года, почти перечеркнули все, что делало казачество для страны в предыдущие столетия. 24 января 1919 года была принята директива о беспощадной борьбе с казаками. И долгие годы из истории искоренялись даже напоминания о казаках-защитниках, их воинских подвигах и славе.

После Февральской революции 1917 г. на Кубани сложилась политическая ситуация, отличная от общероссийской. Вслед за назначенным из Петрограда комиссаром Временного правительства К. Л. Бардижем и возникшим 16 апреля Кубанским областным Советом, Кубанская войсковая Рада на своем I съезде провозгласила себя и войсковое правительство высшими органами управления войска. Сложившееся таким образом "троевластие" просуществовало до 4 июля, когда Рада объявила Совет распущенным, после чего К. Л. Бардиж всю полноту власти в области передал войсковому правительству.

Опережая развитие событий в Петрограде, заседавшая в конце сентября-начале октября II-я краевая Рада провозгласила себя верховным органом не только войска, но и всего Кубанского края, приняв свою конституцию - "Временные положения о высших органах власти в Кубанском крае". После того, как одновременно начавшиеся 1 ноября 1-я сессия Законодательной Рады и часть 1-го областного съезда иногородних объединились, они заявили о непризнании власти Совнаркома и на паритетных началах сформировали Законодательную Раду и краевое правительство. Председателем Рады стал Н.С. Рябовол, председателем правительства вместо избранного атаманом Кубанского казачьего войска А. П. Филимонова стал Л. Л. Быч.

8 января 1918 г. Кубань была провозглашена самостоятельной республикой, входящей в состав России на федеративных началах.

Выдвинув лозунг "борьбы с диктатурой слева и справа" (то есть с большевизмом и угрозой реставрации монархии), кубанское правительство пыталось найти свой, третий путь в революции и гражданской междоусобице. За 3 года на Кубани у власти сменилось четыре атамана (А. П. Филимонов, Н. М. Успенский, Н. А. Букретов, В. Н. Иванис), 5 председателей правительства (А. П. Филимонов, Л. Л. Быч, Ф. С. Сушков, П. И. Курганский, В. Н. Иванис). Еще чаще менялись составы правительства - в общей сложности 9 раз. Столь частая смена правительства во многом была следствием внутренних противоречий между черноморским и линейным казачеством Кубани. Первое, экономически и политически более сильное, стояло на федералистских (так называемых "самостийных") позициях, тяготея к Украине. Его наиболее видными представителями были К. Л. Бардиж, Н. С. Рябовол, Л. Л. Быч. Второе политическое направление, представленное атаманом А. П. Филимоновым, традиционно для русскоязычных линейцев ориентировалось на единую и неделимую Россию.

Тем временем состоявшийся 14-18 февраля 1918 г. в Армавире I съезд Советов Кубанской области провозгласил Советскую власть на всей территории области и избрал исполком во главе с Я. В. Полуяном. 14 марта Екатеринодар был взят красными войсками под командованием И. Л. Сорокина. Покинувшая столицу края Рада и ее вооруженные силы под командованием В. Л. Покровского объединились с Добровольческой армией генерала Л. Г. Корнилова, выступившей в свой первый Кубанский ("Ледяной") поход. Основная часть кубанских казаков не поддержала Корнилова, погибшего 13 апреля под Екатеринодаром. Однако полугодовой период пребывания на Кубани советской власти (с марта по август) изменил отношение к ней со стороны казаков. В результате, 17 августа в ходе второго Кубанского похода Добровольческая армия под командованием генерала А. И. Деникина заняла Екатеринодар. В конце 1918 г. она на 2/3 состояла из кубанских казаков. Однако часть из них продолжала сражаться в рядах Таманской и Северо-Кавказской красных армий, отступивших с Кубани.

После возвращения в Екатеринодар, Рада приступила к решению вопросов государственного устройства края. 23 февраля 1919 г. на заседании Законодательной Рады был утвержден 3-х полосный сине-малиново-зеленый флаг Кубани, исполнен краевой гимн "Ты, Кубань, ты - наша Родина". Накануне в Париж на Версальскую мирную конференцию была послана делегация Рады во главе с Л. Л. Бычем. Идея кубанской государственности вступила в конфликт с лозунгом генерала Деникина о великой, единой, неделимой России. Председателю Рады Н. С. Рябоволу это противостояние стоило жизни. В июне 1919 года он был застрелен в Ростове-на-Дону деникинским офицером.

В ответ на это убийство с фронта началось повальное дезертирство кубанских казаков, в результате которого в Вооруженных силах юга России их осталось не более 15%. На парижский дипломатический демарш Рады Деникин ответил ее разгоном и повешением полкового священника А. И. Кулабухова. События ноября 1919 г., названные современниками "Кубанским действом", отразили трагедию судьбы кубанского казачества, выраженную фразой "свой среди чужих, чужой среди своих". Это выражение может быть отнесено и на счет кубанских казаков, воевавших на стороне красных.

Взятие Екатеринодара частями Красной армии 17 марта 1920 года, эвакуация остатков деникинской армии из Новороссийска в Крым и капитуляция 2-4 мая под Адлером 60-тысячной Кубанской армии не привели к восстановлению гражданского мира на Кубани. Летом 1920 года развернулось повстанческое движение казачества против советской власти в Закубанье и приазовских плавнях. 14 августа в районе станицы Приморско-Ахтарской высадился десант врангелевских войск под командованием генерала С. Г. Улагая, закончившийся провалом.


Тем не менее, вооруженная борьба кубанского казачества в рядах бело-зеленого движения продолжалась вплоть до середины 20-х годов. Из 20 тысяч эмигрировавших кубанских казаков более 10 тысяч осталось за границей навсегда.

Кубань дорогой ценой заплатила за установление советской власти. Из меморандума Краевой Рады известно, что только за весну-осень 1918 года здесь погибло 24 тысячи человек. Советские источники дают не менее устрашающую картину белого террора.

Тем не менее, в 1918 г. - начале 1920 г. краю удалось избежать негативного воздействия политики военного коммунизма и расказачивания, так как с осени 1918 года и до весны 1920 года Кубань находилась в тылу деникинской армии. В совокупности с мощным сельскохозяйственным потенциалом, наличием портов, это создало, сравнительно с другими регионами России, более благоприятные условия для экономического развития. То же можно сказать и о положении дел в сфере культуры и просвещения. В годы гражданской войны Екатеринодар стал одной из малых литературных столиц России.

Основная масса кубанских казаков оказалась в эмиграции в результате крымской эвакуации в ноябре 1920 г. Большинство из них разместились первоначально на о. Лемнос в Эгейском море. Здесь после ожесточенных споров в декабре 1920 года на пост атамана Кубанского казачьего войска (вместо сложившего с себя полномочия генерала Н.А. Букретова) был избран генерал-майор В.Г. Науменко, находившийся в это время в Югославии. В выборах принимали участие члены Кубанской краевой рады и выборные от войсковых частей.

К весне 1921 года усилия генерала Врангеля и казачьих атаманов по вывозу казаков эмигрантов в страны Балканского полуострова увенчались успехом. С мая по сентябрь 1921 года они были перевезены в Сербию и Болгарию. Около 25 % казаков вернулись в Россию. Небольшая часть кубанцев осели в Греции и Турции.


Некоторое количество выходцев с Кубани оказались в эмиграции другими путями. Более 2 тысяч кубанцев во время подавления кронштадского мятежа ушли вместе с восставшими в Финляндию. Другие - оказались за границей в результате эвакуации с черноморского побережья Кавказа, переходе советско-польской и советско-грузинской границ.

Многие казаки-эмигранты первоначально находились в военных лагерях или лагерях для интернированных лиц. Но уходя на «собственные хлеба», казаки старались не терять связи друг с другом. Та часть казачества, которая осталась в рядах своих воинских подразделений, даже после перехода их на беженское положение, старалась найти такую работу, где могли бы работать все воинские чины данной части. В составе своих частей казаки работали в Югославии на прокладке шоссейных и железных дорог, строительстве мостов, в Болгарии - на угольных шахтах. Отдельные казачьи подразделения в полном своем составе устраивались на заводы и фабрики во Франции. Жить пытались компактно. Питание во многих частях было «котловое» (общее, с одного котла). На довольствии стояли не только воинские чины, но и их жены и дети. При частях создавались кассы взаимопомощи. Кроме того, более 300 кубанцев, разместившихся в Югославии, несли пограничную службу на границе с Албанией. За годы гражданской войны и эмиграции многие казаки настолько сблизились со своей частью и сослуживцами, что даже покинув по каким-либо причинам подразделение, старались по мере возможности поддерживать с ними хоть какую-нибудь связь.

Укрепляли связи между собой и казаки, порвавшие с армией. Бывшие станичники и однополчане вели переписку. В местах компактного проживания казаки создавали станицы и хутора, которые способствовали их общению, взаимопомощи и сохранению казачьих обычаев, обрядов и культуры вдалеке от Родины. Чаще это были общеказачьи объединения, включавшие представителей разных казачьих войск. В местах своего наибольшего сосредоточения кубанцы образовывали свои отдельные станицы и хутора.


Кроме того, кубанские станицы, согласно постановлению Кубанской рады, могли включать в себя всех жителей Кубани - как казаков, так и не казаков. Иногда станицы и хутора образовывались по профессиональному признаку. Таковы различные объединения казаков-студентов. Например, общеказачья студенческая станица в Праге или казачий студенческий хутор при Софийской станице.

Привычка к сельскому и вообще тяжелому физическому труду способствовали относительно безболезненной адаптации казаков за рубежом. Они охотно брались за любую работу и выполняли ее так, что в некоторых отраслях сельского хозяйства казаки высоко ценились во многих странах. В частности, безработных среди Кубанцев в 1923 году было всего 23 %.

За границей были и представители казачьей интеллигенции. Многие казаки в эмиграции стремились получить или завершить свое образование. Центрами казачьей интеллигенции были Белград, Варшава, Париж, Прага и София. Особое место в этом отношении занимала Прага, где были созданы: Общество изучения казачества, Общество кубанских журналистов и писателей, Общество кубанцев и многие др. В частности, Общество кубанцев при содействии чехословацкого правительства оказывало поддержку, в том числе и материальную, многим казакам, желавшим закончить высшие и средние учебные заведения. Благодаря его поддержке около 300 казаков получили дипломы инженеров, врачей, экономистов и др. Среди казаков-эмигрантов было немало писателей, поэтов, художников, скульпторов, актеров, ученых и многих других деятелей культуры и науки, внесших свой вклад в культуру зарубежных стран и российской эмиграции.

Часть казаков-эмигрантов в надежде на возрождение Российской империи приняла участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии, что является одной из самых печальных и «черных» страниц в истории кубанского казачества. В составе фашистских войск создавались даже отдельные части, целиком состоявшие из казаков. Во главе этих частей стояли как немецкие, так и казачьи генералы (П.Н. Краснов, А.Г. Шкуро и др.), которые впоследствии были казнены и даже после распада СССР признаны не подлежащими реабилитации.

После окончания войны часть казаков была выдана союзниками советскому правительству.

В послевоенный период времени новым и основным центром расселения казаков-эмигрантов стали США, где до сих пор во главе со своим атаманом существует так называемое «Кубанское казачье войско за рубежом», состоящее из потомков кубанских казаков.

В тоже время, немалая часть казаков, приняла советскую власть и осталась на Родине.


Кубанские казаки приняли активное участие в Великой Отечественной войне, отважно сражаясь в рядах Красной армии, в составе которой также были регулярные казачьи соединения.


Одним из ярчайших примеров тому служит подвиг казаков 17-го казачьего кавалерийского корпуса под станицей Кущевской Краснодарского края, которые верхом на лошадях отразили крупнейшую танковую атаку противника. Этот подвиг вошел в историю как знаменитая «Кущевская атака», за которую 17-й казачий кавалерийский корпус, сформированный из кубанских и донских казаков-добровольцев, был переименован в 4-й Гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус.


По окончанию войны кубанские казаки в числе отдельных казачьих воинских подразделений приняли участие в Параде Победы на Красной площади в июне 1945 года.


Но даже несмотря на то, что особыми указами руководства страны кубанским и терским казакам во времена Великой отечественной войны даже разрешалось носить традиционную казачью форму одежды (черкеску), все подобные казачьи воинские соединения входили в состав Красной армии и подчинялись командованию армии, а соответственно и руководству Советского союза.


Само же Кубанское казачье войско с 1920 года на территории Кубани прекратило свое существование. Также с этого времени утратило свое значение понятие «атаман». Атаманов на Кубани вплоть до 1990 года больше не было, как не было и самого войска.

Жизнь и быт казаков растворились в общесоветской среде. Казачьи традиции, обычаи, традиционная казачья культура, фольклор, казачий уклад жизни, традиции казачьего самоуправления и неразрывная связь с православием в основном утаивались «казачьими сторожилами» и не передавались подрастающему поколению из-за опасений за свое собственное будущее, в связи с чем в настоящее время в большей части безвозвратно утрачены.

Образ кубанского казака, известный советскому человеку в частности из кинофильма «Кубанские казаки», был сильно стилизован и подстроен под идеологию советского времени, в связи с чем, во многом не соответствовал исконному кубанскому казачеству, смыслом жизни которого испокон веков было служение Отечеству и Святой Православной вере.

ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ и основания Кубами уходит далеко в седую древность. Десятки тысяч лет назад отважный первобытный охотник в лесостепной части предгорий Кавказа собирал дикие плоды и охотился на зубров, мамонтов м оленей. Изменялись общественные отношения, ареал расселения людей, их этнический состав. Кто только не топтал ковыльный ковер Кубани, кому только не давали приют тенистые кроны ее лесов.

Войны и эпидемии, межплеменные распри и набеги кочевников пригоняли на Кубань все новые и новые волны разноязыких племен и народов. Киммерийцы и скифы, готы и гунны, аланы и печенеги, хазары, половцы... По восточному берегу Азовского моря (греки называли его Меотидой) задолго до нашей эры жили многочисленные племена меотов - коренных жителей Северо-Западного Кавказа. Они занимались земледелием м скотоводством, рыбным промыслом и ремеслом.

В VI веке до нашей эры на Тамани появляются греки, основавшие здесь ряд торговых факторий и поселений. Крупнейшее из них- Фанагория, по словам знаменитого древнегреческого историка и географа Страбона, была по сути дела столицей азиатской части могущественного Боспорского царства, просуществовавшего о IV в. нашей эры.

Но не только сынов древней Эллады, видели кубанские степи. Уже в Х веке нашей эры здесь появляются славяне-руссы. Очевидно, это связано было с походом киевского князя Игоря на Византию в 944 г. В 60-х годах Х века под лучами знойного ку6анского солнца заблистали доспехи воинственной дружины князя Святослава. На Тамани появляется Тмутараканское княжество, ставшее на десятки лет окраинной вотчиной русских князей.

В первой половине ХIII в. Кубань, и в первую очередь местные адыгейские племена, подверглась опустошительному разорению со стороны многочисленных орд хана Батыя. Несколько позже в северо-восточной части Причерноморья возникают генуэзские колонии Матрега (Тамань), Копа (Славянск-на-Кубани). Мапа (Анапа) м другие. Предприимчивые итальянцы в течение двух ведут оживленную торговлю с адыгами, далеко проникая на их территорию.

В 1395 г. черным смерчем пронеслись по Кубани полчища среднеазиатского завоевателя Тимура, громившего Золото Орду и подчиненные ей народы.

В конце ХV в. на Черноморском побережье Кавказа появились турки, постепенно подчинившие своей политике Крымское ханство. Строятся крепости Темрюк, Тамань, Анапа. Алчные турецкие купцы в прибрежных крепостях Суджук-кале (в районе Новороссийска), Геленджике, Сухум-кале открывают торговлю невольниками. Особый спрос был на молодых людей и горских женщин. Наиболее оживленная торговля рабами шла в районе нынешнего Геленджика.

Борясь с турецко-крымской агрессией горцы обращают свои взоры к Московскому царству, которое в 1557 г. взяло их под свое покровительство. В это время основная масса горцев проживает в предгорьях, в Закубанье. Это прежде всего разнородные племена адыгейской этнической группы: шапсуги, абадзехи, натухаевцы, темиргоевцы, бесленеевцы и другие. Отдельную группу составили абазины и карачаевцы, жившие в предгорьях северной покатости Кавказского хребта. А в степях Кубани, на ее правобережье степную тишину нарушают многочисленные кибитки кочующих ногайцев - потомков тюркско-монгольских племен, некогда входивших в улус золотоордынского темника Ногая. Почти два с половиной столетия, начиная с XVI в., находятся они на Кубани, подчиняясь всесильной власти турецкого халифа, являясь подданными крымского хана.

В конце ХУII века на Кубани появляются русские поселенцы. Ими были раскольники. бежавшие от феодального гнета под религиозным знаменем старой веры. Кубань привлекает к себе не только старообрядцев, но и обездоленных людей, в том числе и донских казаков. Поселились они в устье реки Лабы. В начале ХVIII в. их, видимо, было уже достаточно много, если сам К. Булавин обращался к ним за помощью при осаде повстанцами Азова. В 1708 г. на Кубань поле подавления восстания Булавина пробирается несколько тысяч повстанцев во главе с булавинским полковником Игнатом Некрасовым. Вскоре в низовья реки Кубани прибыли еще два мятежных атамана Иван Драный и Гаврила Чернец. Тайными путями идут на Кубань те, кто бежал от царской расправы и крепостной неволи. Здесь в прикубанских плавнях - между Копылом (Славянск-на-Кубани) и Темрюком пытались они обрести вольную жизнь, построив три укрепленных годка.

В последней четверти ХУIII в. наступает заключительный этап в длительной борьбе России с Оттоманской Портой за обладание Крымом и Кубанью. На Кубани строятся русские укрепления: Всесвятское (в районе нынешнего Армавира), Царицынское (на месте нынешней станицы Кавказской) и другие. Некрасовцы, чьи селения были разгромлены войсками царского генерала Бринка, покинули Кубань и ушли Турцию. В январе 1778 г. русскими войсками на Кубани стал командовать А. В. Суворов, начавший строительство Кубанской оборонительной линии по правому берегу р. Кубани.

В конце ХУIII-начале ХIХ вв. начинается военно-казачье освоение опустевшего края. 30 июля 1792 г. последовал царский указ о переселении на Кубань Черноморского войска, костяк которого составили бывшие казаки Запорожской Сечи, разгромленной войсками Екатерины II в 1775 г. Черноморскому войску вменялось в обязанность осваивать и охранять присоединенные земли Тамани и правобережья Кубани В конце лета на Тамань из- за Буга прибыла морем первая партия казаков во главе с полковником Саввой Бельм, а в октябре к Ейскому укреплению подошла вторая группа во главе с кошевым атаманом Захарием Чепигой.

Черноморское казачье войско разместилось в сорока поселениях, называвшихся по-запорожски куренями, на правобережье Кубани от Тамани до устья реки Лабы. Восточнее их поселяется Кавказское линейное казачество. В отличие от черноморцев-выходцев преимущественно из юго-восточных земель Украины, среди линейных казаков 6ольшинство было русских с Дона и центральных черноземных губерний.

По Адрианопольскому мирному договору с Турцией в1829 г. к России отошли земли Черноморского побережья Кавказа. На побережье от Анапы до Сухуми сооружается семнадцать русских военных укреплений под общим названием «Черноморская береговая линия»

Военно-казачье освоение края завершилось созданием в 1860 г. Кубанского казачьего войска. В него вошли черноморцы и шесть бригад правого фланга Кавказской линии. С присоединением к ним территории Закубанъя была образована Кубанская область.

Тезисы лекций для студентов дневной и заочной формы обучения

для направления подготовки бакалавров 131000 – «Нефтегазовое дело. Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти»,

140400 – «Электроэнергетика и электротехника. Электроснабжение»,

151900 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств. Технология машиностроения»,

190600 – «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Автомобильный сервис», 230100 - «Информатика и вычислительная техника»

для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения

5

................................................................................................................ 8

.............. 11

16

Лекция 5. Черкессия в XIII - XY вв. Генуэзские колонии на Северном Кавказе. 18

Лекция 6. Русско-адыгейские отношения в XY - XYII вв. ..................... 22

Лекция 7. Социально - экономическое развитие, культура, быт, религия народов Кубани в XYI - XYIII вв. ............................................................................ 24

Лекция 8. Переселение Черноморских казаков на Кубань. .................. 27

Лекция 9. Заселение Казаками Старой и Новой Линии. Кавказская война 1817 - 64 гг. ................................................................................................................... 31

Лекция 10. Декабристы на Кубани. .......................................................... 35

Лекция 11. Развитие капитализма на Кубани. Культура народов Кубани в XIXв. ........................................................................................................................ 38

Лекция 12. Кубань и Северный Кавказ в начале XX века. ................... 44

Лекция 13. Гражданская война 1918-20 гг. на Кубани. ........................ 49

Лекция 14. Трагедия коллективизации на Кубани. ............................... 52

Лекция 15. Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского Края в 1920 - 30 гг. ................................................................................................................... 55

Лекция 16. Кубань в годы Великой Отечественной войны. .................. 61

Лекция17. Культура Кубани в XX в . ........................................................ 66

Лекция 1. Первобытнообщинный строй на Северо-Западном Кавказе.



Природа и географическое положение Кубанского края. Энеолит и бронзовый век. Племена Майкопской культуры. Прикубанская культура. Киммерийцы. Скифы и сарматы на Кубани. Меотские племена в рассказах античных авторов. Алланы и гунны на Северном Кавказе в II-V вв н.э. Народные верования Кубанских племен, проникновение мировых религий в I тыс. н.э.

Установлено, что Кубань является одним из древнейших очагов появле­ния человека в Европе. Предполагается, что первые группы людей пришли сюда из более южных районов (Закавказье, Ближний Восток). На Таманском полуострове открыта стоянка Богатырка, возраст которой оценивается при­мерно в 1 млн. лет. Почти столь же древними (750-500 тыс. лет) являются находки в Треугольной пещере в верховьях р. Уруп. Эта эпоха получила на­звание древнего или нижнего палеолита. Жившие тогда питекантропы пользо­вались орудиями из грубо оббитых галек (т.н. чопперами и чоппингами), но изготавливали и более совершенные ручные рубила и кливеры. Основными занятиями людей были охота и собирательство.

Начало самого сурового оледенения - вюрмского (150-100 тыс. лет на­зад) - совпало с появлением человека более совершенного вида - неандер­тальца. Пещерные стоянки этого времени найдены в ущелье р. Губе (Мона­шеская и Баракаевская пещеры, Губский навес № 1) и в районе Хосты (Ахштырская, Воронцовская, Навалишенская, Ацинская, Хостинские I и II пеще­ры). Останки искусственного жилища исследованы при раскопках древнего лагеря охотников на бизонов у пос. Ильского.

Конец ледникового периода или верхний палеолит (40-13 тыс. лет на­зад) знаменуется появлением человека современного вида. Памятники этого времени известны в Губском ущелье и районе со­временного г. Сочи. Основным занятием и источником питания оставалась охота. Жители Губского ущелья охотились на диких лошадей, а в Сочи-Адлеровском районе главной дичью были пещерные медведи.

Памятником неолита древ­нейших скотоводов Кубани можно считать стоянку в Ацинской пещере VI тыс. до н.э., где найдены кости одомашненных собак, свиньи, быка, козы или овцы. Там же обнаружены кремневые орудия труда и фрагменты грубых гли­няных горшков с круглым и плоским дном. Стоянки земледельцев, обрабатывавших поля мотыгами из расколотых галек открыты в районе Сочи.

В IV тыс. до н.э. население Кубани начало осваивать металл. Совершенно новым явлением стали курганы - погребальные памятники степных скотоводов, которые вели полуподвижный образ жизни. Именно из погребений под курганами происходят древнейшие медные изделия в реги­оне - небольшой кинжал и бляшки-подвески от ожерелья.

К концу IV-III тыс. до н.э. относятся памятники т.н. майкопско-новосво-бодненской культуры. Она сложилась на основе местных неолитических пле­мен и выходцев из Закавказья. Мировую известность получили находки из курганов знати в г. Майкопе и у станицы Новосвободной. В них обнаружены золотые, серебряные и бронзовые сосуды, золотые украшения, балдахин на серебряном каркасе с покрывалом, расшитым золотыми бляшками, бронзо­вые и каменные орудия труда и глиняные горшки, которые уже изготавлива­лись на гончарном круге, древнейший в Восточной Европе меч.

Черноморское побережье между 2700 и 1300 гг. до н.э. занимала т.н. дольменная культура. Известность ей принесли своеобразные погребальные сооружения - дольмены. Это четырехугольные каменные гробницы с плос­кой крышей. Считается, что их предки прибыли на Кавказ с побережья Средиземного моря и Атлантики. Осев на Черномор­ском побережье, они занимались мотыжным земледелием, домашним ското­водством, значительную роль в их хозяйстве сохраняли охота и рыболовство.

Степи правобережья Кубани в III тыс. до н.э. занимали полукочевые пле­мена ямной и новотитаровской культур. От них сохранились только погребе­ния под курганами, в которых обнаружены примитивные сосуды, немного­численные орудия труда из камня, кости и реже - из бронзы, украшения. Интересны остатки повозок, которые служили древним скотоводам не только транспортом, но и жилищем. Кузов повозки собирался из деревянных плах или из брусьев, а четыре колеса были массивными, небольшими и не имели спиц. Считается, что носители ямной культуры переселились на территорию нашего края с Украины, а «новотитаровцы» пришли с юга.

Начало железного века на Кубани относится к кон. IX - нач. VIII вв. до н.э. К этому времени в регионе обитали племена, которые в античных источниках называются местами (по древнему названию Азовского моря - Меотида). Считается, что их происхождение связано с носителями кобяковской культу­ры бронзового века.

Меотскими древние греки считали племена Таманского п-ова и побере­жья Азовского моря: синдов, дандариев, тарпетов, ситтакенов, досхов, фатеев, псессов, торетов и керкетов. Упоминаются племена Черноморского по­бережья, в число меотов не включавшиеся: ахеи, зихи и гениохи.

Псессы, досхи, зихи и гениохи, вероятно, говорили на языках адыго-абхазского происхождения. Название «синды» имеет индоевропейское про­исхождение, а «дандарии» - иранское.

Меоты занимались земледелием и скотоводством. Они обрабатывали поймы Кубани и ее прито­ков, получая высокие урожаи. Меоты разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались свиноводством и коневодством. Развито было рыболов­ство. Значительные изменения произошли на рубеже II – III вв. н.э. В это время на Кубани исчезают памятники меотской и сарматской культур.


Лекция 2. Греческая колонизация Северного и Восточного побережья Черного моря.

Причины колонизации YII - YI вв. до н.э. Ольвия, Херсонес, Пантикапей. История Боспорского Царства (Y в. до н.э. - IY в. Н.э.). Транзитная торговля - причина возвышения Пантикапея и Фанагории. Греческие колонии на Тамани. Археология Черноморского побережья Северного Кавказа о быте и религии греческих колонистов; терракоты Кубани. Начало Великого переселения народов и упадок Боспорского царства.

Не позднее VII в. до н.э. были установлены регулярные контакты племен Прикубанья с античным миром. Отметим, что освоение эллинами северо-восточных берегов Черного моря стало лишь этапом т.н. Великой греческой колонизации, начавшейся в VIII в. до н.э. и охватившей бассейны Черного и Средиземного морей.

В ХI-X в. до н.э. появляются первые античные колонии на Тамани и в Крыму. К их числу относятся Фанагория (совр. пос. Сенной), Гермонасса (совр. Та­мань), Кепы, Патрэй, Тирамба (совр. Пересыпь), Бата (р-н Новороссийска) и Торик (р-н Геленджика). В IV в. до н.э. на месте Анапы появилась колония Горгиппия. Колонисты, вероятно, заключили соглашения с синдами и керке-тами, на землях которых обосновались. О мирных отношениях греков с пле­менами Кубани свидетельствуют находки расписной античной посуды VI в. до н.э. на меотских поселениях. Впрочем, отношения эллинов с варварами нельзя назвать идиллическими. Об этом, например, свидетельствует появле­ние крепостных сооружений у колонистов, начиная с VI в. до н.э.

В 480 г. до н.э. (по сообщению греческого историка Диодора Сицилийс­кого) ряд греческих колоний Восточного Крыма и Тамани сплотился вокруг правителя Пантикапея (совр. Керчь), создав единое Боспорское царство. Пантикапей являлся к тому времени богатейшей греческой колони­ей региона. Именно он стал первым чеканить здесь свою собственную моне­ту. Боспором греки называли Керченский пролив, по обоим берегам кото­рого раскинулась территория первого в истории всего Кавказа государственного образования. Правящей династией на Боспоре стали Археанактиды, представители которой сменяли друг друга на престоле до 438 г. до н.э. Однако не все колонии согласились лишиться политической и экономичес­кой самостоятельности. Поэтому в дальнейшем территория царства расши­рялась не только за счет земель варваров, но и колоний, непокорных Пантикапею.

Греки и племена Прикубанья одинаково страдали от сезонных переме­щений скифов. Поэтому уже в 479 г. до н.э. синды помогли грекам в строи­тельстве вала, перегородившего Керченский п-ов и положившего конец скиф­ским набегам. Колонии укрепляли свое положение в рамках единого госу­дарства. Этому способствовала, например, торговля с Грецией. Долгие годы главным торговым партнером Боспорского царства являлись Афины. Стать­ями вывоза являлись зерно (поставки которого носили стратегический ха­рактер), рыба, кожи, мед, строевой лес и пр. Позорную страницу в истории освоения греками Причерноморья является работорговля, всемерно поощря­емая ими в среде местного населения. На Боспор ввозились предметы рос­коши, вина, ткани, оружие и т.д.

Греки стремились к развитию мирных отношений и выгодного обмена с племенами Прикубанья. По греческому образцу была укреплена столица одного из местных племен - Лабрита. Под влиянием греков меоты уже к кон. V в. до н.э. освоили гончарный круг. В свою очередь, греки переняли у местных племен костюм, приемы боя, элементы вооружения. Под влиянием «варваров» частично изменился греческий похоронный обряд.

В 438 г. до н.э. власть на Боспоре перешла к новой династии - Спартокидов, возможно, уже «варварского», а не греческого, происхождения. В конце V до н.э. цари Боспора закрепились на Кубани и начали постепенное подчинение меотских племен. Подчинение меотских племен только способствовало их дальнейшему развитию.

К кон. IV в. до н.э. Боспорское царство ослабело. Походы Филиппа II и Александра Македонского препятствовали нормальной внешней торговле Боспора. В 310 г. до н.э. разгорелась междоусобная война сыновей царя Перисада за боспорский престол. В войне, согласно письменным свиде­тельствам, участвовали греки, фракийцы и скифы.

Очень скоро боспорские колонии и союзные Боспору племена Кубани оказались втянутыми в войны, которые Митридат вел против Рима в 89-63 гг. до н.э. В источниках упоминается меотский вождь Олфак, пытав­шийся хитростью убить римского полководца Лукулла. Митридатовы войны, неизменно заканчившиеся победами Рима, истощили ресурсы греческих го­родов, вызвав недовольство и дворцовый переворот. Правителем Боспора стал сын Митридата Фарнак II. Фанагория, возглавившая восстание против Митридата, получила из рук Рима автономию.

В III в. н.э. на Боспоре начался затяжной кризис. Он был связан как с общим кризисом античного рабовладения, так и с уходом значительной части местных варваров, обеспечивавших ранее греков продуктами сельского хозяйства и рабами. Кроме того, в III в. на Причерноморье обрушились набе­ги германцев-готов и их союзников. Власть в Пантикапее захватили узурпа­торы. В это время погибли многие сельские поселения, в 230-е гг. разгрому подверглась Горгиппия. Наконец, в 370-е гг. боспорские города подверглись вторжению гуннов, вышедших из глубин Азии.


Лекция3. Тмутараканское княжество на Тамани в X - XI вв.

Походы Святослава против хазар, ясов и касогов. Тмутаракань - убежище князей - изгоев. Победа Мстислава Владимировича над касогами, включение Кубанской дружины в войско князя. Вражда тмутараканского князя с Византией. Находка черноморскими казаками “тмутараканского камня”. Потеря русскими князьями Тамани из-за половецкого нашествия. Сходство военных обычаев скифов и печенегов. Следы половецких кочевий на Северном Кавказе; “половецкие бабы” - памятники кочевников Прикубанья XI - XII вв.

Закубанье и Тамань в хазарское время населяли предки адыгов, объеди­ненных в два племенных союза: зихский и касожский. Зихи расселялись на побережье Северо-Восточного Причерноморья вплоть до Тамани. Касоги за­нимали внутренние территории Закубанья.

Судьба касогов была иной. Самым известным вождем касогов стал князь Инал, сумевший на непродолжительный период подчинить зихов. Память о нем сохранилась в адыго-кабардинских родословных. По преданию он стал родоначальником большинства адыгских княжеских родов. Касоги верно слу­жили хазарам, принимая участие на их стороне во всех войнах, сдерживая алан и зихов от набегов на земли каганата. Зихи отличались воинственнос­тью и упоминаются среди наемных воинов византийской армии. К X в. терри­тория черноморского побережья от Абхазии до Тамани называлась Зихией. Южным соседом их была Абхазия.

Предки адыгов оставались основным оседлым населением Кубани и в Х-Х1Н вв. Объединения зихов и касогов распадаются на отдельные племена, расселившиеся в Северо-Восточном Причерноморье, в Закубанье и в Юго-Восточном Приазовье.

В Прикубанье таким раннегосударственным образованием стала Вели­кая Болгария. Еще в начале VII в., после крушения первого Тюркского кагана­та, на Северном Кавказе, возникли новые племенные объединения. На вос­токе региона набирал силу племенной союз во главе с хазарами. В цент­ральной и западной части Предкавказья и в горах усиливались аланы, а в Восточном Приазовье складывалось объединение кочевников во главе с бол­гарами. В византийских исторических сочинениях приазовские кочевники выступают под разными именами: гунны, гунногундуры, утигуры, оногуры и т.д. Страну их часто называют Оногурией, а с VII в. еще и Черной Болгарией

Этим воспользовались их восточные соседи хазары, которые к этому времени стояли во главе сильного молодого государственного образова­ния, занимавшего степи Восточного Предкавказья и Северного Прикаспия. В течение второй половины VII в. хазары сломили сопротивление болгар и подчинили себе степи западной части Северного Кавказа и Се­верного Причерноморья.

В такой ситуации христианство стало для многих народов Северо-Вос­точного Причерноморья символом духовной независимости. Здесь христи­анство уже имело длительную историю. Согласно христианскому преданию, жителей Северо-Восточного Причерноморья крестил апостол Андрей Пер­возванный. Тайные общины первых христиан существовали в боспорских городах. Уже в начале IV в. н. э. на территории Боспорского царства возника­ет христианская епархия, которую возглавляет епископ Домн.

В X в. епархиальный центр переносится в Таматарху (ныне станица Тамань), которая стала одним из основных христианских цен­тров на Северо-Западном Кавказе. Византийские священники проповедовали среди зихов и касогов и содействовали храмовому строительству в регионе Этот важный статус Таматархская или Зихская епархия сохраняет и по­зднее, в XI в., когда Таматарха под именем Тмутаракани вошла в число уделов Киевской Руси. Впервые город Тмутаракань упомянут в «Повести временных лет» под 988 г., когда князь Владимир Святославич выделил это княжество в удел своему сыну Мстиславу, бывшему тогда еще ребенком. Тмутаракань, как считают многие ученые, располагалась на месте современ­ной станицы Тамань. Впрочем, пути для массовой славянской колонизации Подонья, Приазовья и Причерноморья открыл не «креститель Руси», а его великий отец - Святослав Игоревич, разгромивший в сер. 960-х гг. Хазарс­кий каганат.

Время правления Мстислава Владимировича - расцвет Тмутараканского княжества и одновременно - рост территории Киевской Руси. В этой связи необходимо подчеркнуть, что несмотря на отсутствие общих границ с Древ­нерусским государством, Тмутараканское княжество являлось русским кня­жеством и, соответственно, частью Киевской Руси. Считается, что границы Тмутараканского княжества доходили до низовьев Дона, где в состав княжества входил город Белая Вежа. В состав Тмутара­канского княжества (первоначально небольшого по размеру - примерно 25-30 кв. км) входил также Керченский п-ов с городом Корчевом (ныне г. Керчь).

В правление Мстислава княжество определяло политику, пожалуй, на всем Северном Кавказе. Ведется оживленная торговля с Византией, осталь­ной Русью, народами Северного Кавказа. Город был обнесен крепостными стенами из сырца (необожженного кирпича). В нем чеканится собственная монета.

Население города Тмутаракани, как и княжества, было многонациональным. Здесь жили греки, славяне, евреи и хазары. Следует отме­тить, что в правление Мстислава Владимировича значительную часть насе­ления княжества составляли адыги, в т.ч. христиане, выходцы из причерно­морских и прикубанских адыгских общин.

Между 1016 и 1017 гг., Мстислав совершил первый поход против касогов (предков адыгов). Предводитель касогов Редедя предложил решить исход войны едино­борством. Мстислав, согласившись, одолел касожского князя, приказав воз­вести и ознаменование победы в Тмутаракани каменный храм в честь Прес­вятой Богородицы. Это был один из первых каменных храмов на Руси. Касоги, покорившись, были включены в состав дружины Мстислава. Примеча­тельно, что Мстислав, действуя как талантливый политик, не расправился с семьей убитого им врага. Сыновья Редеди, согласно некоторым русским ро­дословным преданиям, были воспитаны князем, который выдал позже за од­ного из них свою дочь. Так, используя распространенный среди касогов со­циальный институт аталычества (воспитания) и брачные узы, Мстислав су­мел на деле упрочить свое влияние не только в роду Редеди, но и во всей адыгской общности.

Вскоре после победы Мстислав вступил в борьбу за великокняжеский престол со своим братом Ярославом Мудрым. В сражении у Листвена близ Чернигова дружина Мстислава одержала победу. Русские земли были раз­делены на две части: Ярослав остался княжить в Киеве, а Мстислав стал князем в Чернигове. В 1036 г. Мстислав, поехав на охоту, заболел и вскоре умер, не оставив наследника. Единство Руси было восстановлено. Летопис­цы с похвалой отзывались о Мстиславе, подчеркивая его храбрость и щед­рость к дружине. Другой тмутараканский князь - Ростислав Владимирович -хотел совершить поход против Византии. Однако византийский котопан (чи­новник) отравил князя во время пира. Другой тмутараканский князь - Глеб Святославич - прославился тем, что «мерил море по льду от Тмуторокани до Корчева». Сведения об этом дошли до нас благодаря находке знаменитого Тмутараканского камня - мраморной плиты с соответствующей надписью. Плита была найдена в станице Тамань при строительстве крепости в 1792 г.

После этого Тмутаракань надолго становится прибежищем князей-изго­ев. Так называли князей, которые потеряли право на престол. Одним из са­мых ярких таких князей был Олег Святославич.

Княжество стано­вится для Руси «землей незнаемой». Предпосылки и причины исчезновения княжества складывались десятилетиями: 1) отсутствие общих границ с цент­ром; 2) слабые пути коммуникации (главным образом по церковным кана­лам) и сама, что называется «инфраструктура» княжества, включая аппарат управления; 3) общерусская смута времен феодальной раздробленности, 4) завоевание южнорусских степей половцами; 5) разрушительное земле­трясение конца XI в. в Приазовье, мощные волны которого, добивая город, перекинулись даже через Керченский пролив.

Память о Тмутаракани сохранилась лишь в преданиях. Не раз упоминал­ся этот город в «Слове о полку Игореве». Князь Игорь Святославич, отправ­ляясь в поход против половцев, хотел «поискати града Тмуторокани». Упоми­нается в «Слове» и загадочный «тмутороканский идол». Князь-чародей Всеслав «за ночь доскакивал от Тмутороканя до Полоцка». Вскоре княжество становится византийским владением.


Лекция 4. Кубанские земли в период татаро-монгольского нашествия

Близость к Черному морю и Кавказу определила историю края. Несмотря на благоприятные природные условия, он был мало освоен до присоединения к России, так как земледельцы все время подвергались набегам воинственных горцев. Первые поселения здесь появились не позднее, чем 10 тысяч лет назад. От эпохи каменного века остались многочисленные .



    Железо дало человеку орудия такой твёрдости и остроты, которым не мог противостоять ни один из известных до этого материалов. Применение изделий из железа резко повысило производительность труда человека. Особенно это было заметно в земледелии и ремесленном производстве.




    Соседями скифов на востоке в VI-V веках до нашей эры были родственные им племена сарматов. Геродот писал, что сарматы говорят на «издревле искажённом скифском языке». В степи Правобережной Кубани они впервые проникли в IV в. до нашей эры.


    В эпоху раннего железного века в Прикубанье и в Восточном Причерноморье проживали меоты. Меотская культура начала складываться в VIII- VII вв. до н. э. Своё наименование меоты получили от древнего названия Азовского моря - Меотида, в переводе с греческого - «солёное болото».



    Первые представления греков о Причерноморье и о народах, его населявших, сложились задолго до колонизации благодаря путешественникам и торговцам. Многочисленные сведения о Причерноморье, зачастую окрашенные вымыслом, сохранились в мифах, сказаниях и поэмах.


    Около 480 г. до н. э. города-полисы, расположенные по обоим берегам Боспора Киммерийского, образовали единое государство. Оно вошло в историю под названием Боспорское царство. Столицей его стал Пантикапей (современная Керчь), единственный крупный город на западном побережье пролива.


    Знакомства с ремеслами Краснодарского края способствует углубленному изучению его исторического прошлого. Их возрождение в современности необходимо для воспитания полноценного поколения.


    Одежда кубанских казаков всегда выделялась яркими красками женского костюма и широкими мужскими шароварами. Знакомство со старинной одеждой кубанцев – отличная возможность понять колорит их культуры.



Кубань с античных времен

В античное время здесь основывали колонии древние греки. Адыгейские племена расселились здесь в середине второго тысячелетия до нашей эры. В Средние века были основаны колонии генуэзских купцов, поддерживавших связи с адыгейскими племенами. Позже турки смогли распространить на Кубань свое влияние.
Впервые славяне появились здесь в 10 веке. Русский город Тмутаракань на Северном Кавказе просуществовал до монголо-татарского нашествия. В начале 18 века на Кубани оседают старообрядцы-некрасовцы — сторонники казацкого вождя Игната Некрасова. Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после побед России в войнах с Турцией во второй половине 18 века. Екатерина II переселила на Кубань Запарожское казачье войско. В 19 веке между Турцией и Россией был произведен обмен населением — из Турции были выселены православные (греки и болгары), из Северного Кавказа — черкесы, исповедующие ислам.
Территория края сложилась из части территорий, занимаемых до революции Кубанской областью и Черноморской губернией. Две административные единицы были объединены в Кубанско-Черноморскую область, которая в 1920 году занимала территорию 105 тысяч кв. км. В 1924 году был образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону, а в 1934 году он разделился на Азово-Черноморский (центр — Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказский (центр — Ставрополь) края. 13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край разделен на Ростовскую область и . В 1991 году Адыгейская автономная область выделена из состава края и была преобразована в Республику Адыгея в составе Российской Федерации.

Назад - в прошлое

Вы не поверите: первые обитатели в давним-давние времена на территории современной Кубани появились еще полтора миллиона лет назад! И были ими неандертальцы эпохи палеолита, чьи стоянки ученые, в том числе и российские обнаружили в разное время в результате последовательных и кропотливых раскопок. На смену первобытным пришли уже близкие к современным люди. И случилось это, как его еще называют, в каменном веке. Помните - острые наконечники для стрел из кремня, кости, раковин, рогов, твердых пород дерева?! А наскальные рисунки сценок охоты, отдельных животных, выполненных охрой или выбитых прямо по камню, и дошедших до наших дней?!
На смену каменному пришел век бронзовый (неолит), связанный, с так называемой, майкопской культурой. В 1897 году близ Майкопа и Тамани нашли захоронение, как полагают, знатного вождя с ювелирными украшениями на одеждах из золота и серебра, бронзы, бирюзы, сердоликовые бусы. Захоронение явствует о том, что жители Тамани хорошо были знакомы со многими ремеслами. А предыдущие исследования показали, что на территории были развиты скотоводство, охота, производились керамические и гончарные изделия.
Эпоха железа относится к первому тысячелетию новой эры. Ученые считают, что прародители ее у нас выходцы из Малой Азии и Закавказья. Вполне вероятно, что добрались до Кубани морским путем. Это - греки, малазийцы, киммерийцы, скифы, другие племена. Но факт остается фактом - в ту эпоху на Кубани уже было развито земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесленники из железа ковали доспехи, орудия труда, обрабатывали металл. Ну, а за железным веком пришли времена, уже предшествующие нам. Когда человек стал высокоразвитым цивилизованным существом.

От царства к царству, от империи к империи

Да, действительно, на территории Краснодарского края некогда существовали могущественные царства. В частности, в пятом веке - Боспорское. Протянулось оно от нынешних Феодосии (Крым) до Ростова-на-Дону и Новороссийску. В его состав входила и Горгиппия, наша сегодняшняя Анапа, которой по разным первоисточникам два с половиной тысячелетия! В городе-курорте есть раскоп - с подвалами, фрагментам и улиц, склеп Геракла с хорошо сохранившимися фресками в честь его подвигов, с домашней утварью и прочими прочими артефактами. В Горгиппии существовала работорговля, чеканились монеты, которые можно увидеть в местном краеведческом музее. И кто только Горгиппию не населял - скифы, меоты, псессы, дандарии, ну, и разумется, ее основатели греки. И надо особо отметить, что в ту далекую пору Тамань была богатейшей житницей.
А в 632 и 665 годах на территории Кубани была великая Булгария. Хан Кубрат сделал ее столицей Фанагорию, которую до него тоже основали греки. Через северный Кавказ пролегли пути-дороги миграции переселенцев из Восточной Европы. В восьмом - девятом веках Кубань находилась во владении Хазарского ханства. Интересные эти люди - хазары: появились ниоткуда и исчезли в никуда. А разгромил Хазарский каганат никто иной, как киевский князь Святослав Умный (965 год), основавший Тмутараканское княжество. Были и другие потрясения и передел земель, но известно точно - с 1243 по 1438 годы Кубань входила в состав Золотой Орды.

Потом были времена Крымского ханства, Черкесской и Османской империей, ожесточенные русско-турецкие войны. Наконец по воле Екатерины Великой в 1783 году Правобережная Кубань и вошли в состав России. А в 1829-1830 годах наша держава окончательно и бесповоротно закрепилась на Черноморском побережье.

До 1917 года большую часть края занимала Кубанская область. Надо отметить, что уже в 1900 году здесь проживало более двух миллионов человек. И что интересно - в 1913 году по производству зерновых Кубань занимала почетное второе место в России.

В январе 1918 года была создана Кубанская народная республика, месяц спустя она стала называться почти также, но с приставкой "самостоятельная". В 1920 и 1930 была попытка украинизации края. Активно внедрялась обучение только на мове. В 1937 году постановлением ВЦИК Азово-Черкасский край был разделен на Краснодарский с центром в Краснодаре, и Ростовскую область с центром Ростов-на-Дону. Потом годы передышки, Великая Отечественная война, в которой кубанцы потеряли более полумиллиона убитыми. 356 доблестных воинов края были удостоены высокого звания Героев Советского Союза. Об ожесточенности сражений говорит хотя бы такой эпизод войны - весной 1943 года в воздушной битве над Кубанью участвовало более 2 тысяч самолетов. Немцы потеряли их 1100. Отличился наш А.И Покрышкин, сбивший 52 самолета противника, а непосредственно в небе Кубани - два десятка. Результативнее его оказался лишь Иван Кожедуб, впоследствии маршал авиации, сбивший немецкий самолетов на десяток больше и тоже удостоенный трижды Героя Советского Союза.

После Великой Отечественной войны Кубань быстро залечила свои раны. В бытность СССР и сегодня она остается одним из крупно развитых из 85 субъектов Российской Федерации. К примеру, объем ее валового продукта в сельском хозяйстве прочно занимает первое место в стране. Есть высокие результаты и в других отраслях народного хозяйства. Население ее увеличилось почти до пяти миллионов человек и продолжает неуклонно расти в силу разумной демографической политики.

Современная Кубань даст фору многим странам

И это действительно непреложный факт: территория кубанских земель составляет ни много ни мало -75, 6 тысячи квадратных километра. На ней свободно могут разместиться каждая в отдельности такие европейские страны, как Дания, Бельгия, Швейцария, Израиль и другие. Она омывается двумя теплыми морями - Черным и Азовским. Край наш входит в состав Южного федерального округа Российской Федерации, являясь ее одним из субъектов, и образован в 1937 году со столицей город Краснодар. Его границы протянулись на 1540 километров, 740 из которых проходят вдоль Черного и Азовского морей. С севера на юг он в 327, с запада на восток - в 360 километров. Кубань - сильно развитая в экономическом плане территория: в ней производится десятая часть всех зерновых, выращиваемых в стране, половина подсолнечника и 90 процентов риса, не говоря уже о самом северном на планете чае, винограде, из которого производят превосходное российское шампанское "Абрау-Дюрсо" и другие шипучие искристые напитки. Здесь сосредоточены шесть десятков видов полезных ископаемых, включая золото и серебро. Хорошо развита металлургическая, легкая и пищевая промышленность. Только в 2015 году здесь было построено 1 миллион 158 квадратных метра жилья, что равно 45 тысячам благоустроенных современных квартир. На Кубани пять аэропортов, из них два международных (в Краснодаре и Анапе), надежный высокоэффективный железнодорожный, автомобильный и морской транспорт. В год сюда приезжают на отдых и лечение более 11 миллионов туристов со всех уголков России, десять процентов из них - иностранцы. В их распоряжении только одних