Для теплого пола        26.09.2019   

Как научиться выговаривать звук Р? Постановка звука Р у детей. Мурлыкайте на здоровье! Простые логопедические упражнения на постановку звука Р

Исправление картавости требует высокой мотивации и упорства. Но если есть огромное желание научиться правильно выговаривать все звуки, то остается систематично и регулярно выполнять довольно несложные упражнения.

Как перестать картавить вашему ребенку?

Любые занятия с детьми желательно проводить в игровой форме, а исправление картавости тем более. При этом ребенок сам должен осознать, что он желает добиться результата правильного произношения.

Упражнение «Пчелка»

Попросите ребенка сделать широкий язык и поднять кверху, при этом его кончик разместить за верхними зубами. Пусть малыш произнесет звук «зж», который должен напоминать ему о жужжании. Вы должны услышать [ж] с призвуком [з] или [з] с призвуком [ж].

Упражнение «Ветерок»

Попросите чадо расположить голову у вас на коленях и присосать к нёбу язык. Указательным и большим, обязательно чистыми, пальцами приложите его края к небу, при этом кончик языка должен остаться свободным. Когда ребенок сделает это, пусть подует на язык с силой. В это время должна возникнуть вибрация.

Упражнение «Моторчик»

Будет у вашего ребенка исправлена картавость или нет, зависит от регулярного и правильного выполнения этого упражнения. Попросите малыша напрячь язык и сделать его широким. Теперь своим указательным пальцем или пальцем ребенка попробуйте «завести» его язык. Аккуратно вставьте палец под кончик языка и проделайте довольно быстрые движения с одной стороны в другую. Поясните ребенку, что во время этого упражнения его язык не должен сдвигаться с места, а наоборот, быть подобно струне от гитары, напряженным.

Можете объяснить малышу, что это своего рода маленький моторчик, который необходимо завести. Пусть он потренируется вызвать вибрацию языка. Через некоторое время после выполнения этого упражнения ребенок может попробовать убирать палец, пытаясь продолжать тянуть звук [р]. Если это занятие будет происходить регулярно, малыш сможет без помощи пальца произносить этот звук. Как перестать картавить, если на протяжении долгого времени не появляется вибрация языка без участия пальца? Попробуйте перейти к произношению слов, которые имеют звук [р].

Как перестать картавить взрослому человеку?

Речевой аппарат у взрослого уже сформировался и по привычке звуки произносятся с ошибками, поэтому нужно будет проявить огромную силу воли. Но не забывайте о том, что картавость у взрослых - это поправимое дело.

Некоторые упражнения для взрослых людей

1. Без остановок, медленно, на протяжении двух минут повторяйте «тэ-лэ-дэ». Потом произносите их в течение пяти минут, но темп сделайте еще быстрее. Когда вы произносите звук «лэ», кончик языка должен быть за верхними зубами у бугорков. Именно благодаря этому звуку у вас через время начнет получаться выговаривать [р].

2. Теперь другое сочетание: «дэ-тэ-дэ». Первый звук «дэ» скажите так, как вы всегда его произносите. А второй выговорите таким образом, чтобы ваш кончик языка был над передними верхними зубами, на бугорках. Сочетание звуков следует произносить медленно, но без пауз, в течение семи минут. Позже старайтесь делать это в ускоренном темпе. Со временем у вас получится четкий [р].

3. Постоянно отрабатывайте произношение всех слов, которые имеют звук [р]. Следующие повторите десять раз: борт, вражда, сорт, смрад, привет, радость, трешка, страх, трамвай, радуга, стрижка, стружка, стройка, метро, хитро, мудро, ведро, тромб, бедро, трос, троллейбус, дрова, тролль, дрофа, дрожь, дрот, дроссель, дротик, дробь.

Регулярность - залог успеха

Делайте эти упражнения регулярно несколько раз в день - и тогда вы обязательно достигнете желаемого результата и забудете, как вы постоянно изводили себя вопросом о том, как перестать картавить.

Бывают разные ситуации, в которых приходится самостоятельно узнавать как учить ребенка выговаривать букву Р. В городской структуре, это не проблема, можно легко найти логопеда и отдать ребенка на обучение.

Но что делать жителям, у которых нет таких возможностей в силу определенных обстоятельств, возможно вы живете в поселке или ПГТ, где имеется один логопед, и очередь к которому расписана на год вперед. Выходит без вариантов, приходиться самим лично обучать своих детей этой неподдающейся на первый взгляд букве Р.

Ниже рассмотри какие упражнения нужно выполнять с ребенком самостоятельно, чтобы он научился выговаривать буковку Р. Чтобы добиться успеха, будьте готовы к тому, что упражнения придется выполнять ежедневно!

Упражнение «Моторчик»

Возьмите чистый карандашик и попросите ребенка зажать его зубами с незаточенной стороны. Затем скажите малышу, что машинка не заводится и ей надо помочь: громко произносить звук «тдж-тдж-тдж» и при этом языком как бы выталкивать карандашик.

Упражнение «Дятел»

Положите голову малыша к себе на колени. Ротик у него открыт. Ребенок произносит быстро-быстро «дддддд», а вы в это время резиновой соской у него под языком совершаете быстрые движения из стороны в сторону, тем самым создавая нужную вибрацию.

Упражнение «Лошадка»

Ребенок прижимает кончик языка к небу и цокает, изображая бегущую лошадку.

Упражнение «Комарик»

Ребенок должен широко улыбнуться с открытым ртом. Затем, прижав язык к небу, пытаться произнести звук «дззз». Он будет похож на «джжж» — это нормально. В процессе упражнения говорите ребенку, что и он невероятно приставучий, поэтому нужно сильнее прижимать язык к небу.

Упражнение «Пылесос»

Кончик языка ходит по небу вперед-назад, как бы пылесосит. Ребенок «включает» : «уууууу». При правильном выполнении упражнения вы услышите звук «р».

Упражнение «Забавные рожицы»

Для развития подвижности артикуляционного аппарата очень полезно скручивать язычок в трубочку, пытаться дотянуться им до носа, а также просто гримасничать перед зеркалом. Почаще повторяйте с малышом поговорку: «Кто не рработает, тот не ррычит!» Такие веселые упражнения заставляют язычок трудиться, что очень важно для воспроизведения звука»р».

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Р"]

Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков че-ловеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом . Замена нормального, зазубного [Р] любым другим звуком называется параротацизмом , например замена [Р] на [Л], [Д], [Т], [И] (лыба — рыба, Юла — Юра).

Различают следующие виды ротацизма:

  1. Горловое [Р] (картавость) — наиболее распространённый дефект артикуляции звука [Р] имеет два варианта, но в обоих случаях язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким нёбом.
  2. Если в первом варианте выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в коле-бание маленький язычок, то такой звук называется увулярное [Р] («грасси-рующее» ).
  3. Если [Р] образовано вибрацией мягкого нёба — перед нами велярное [Р] .
  4. Увулярное [Р] акустически наиболее близко к нормальному [Р], особенно у детей с хо-рошим музыкальным слухом. При велярном [Р] слышится грубый рокот.
  5. Доральное [Р] . Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.
  6. Боковое [Р] (боковой ротацизм) . Переднеязычная вибрация заменяется отры-вом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В обра-зовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжёлых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Сроки постановки вибранта [Р] колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Постановка звука [Р] ведется в двух направлениях:

а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;

б) выработка вибрации.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.

    Сначала познакомьте ребёнка с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.​

    Перед зеркалом научите ребёнка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и приса-сывать спинку языка к нёбу.

Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.

    Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.

    Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок язы-ком — «шпок».

    Просунув язык между губами, сделать «болтушку».

Выработка фрикативного [Р].

Если ребёнок хорошо владеет своим языком, используйте методику профессора Ф.Ф. Рау, суть которой состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нор-мальным звуком [Р] и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или 3-3-3 и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским г.

Фрикативный [Р] использовать в слогах РА (ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать: ЗА, ЗЫ, ЗЫба, Зыбак, ЗАбота, ЗАкета.

Если фрикативный [Р] хорошо закреплён, можно временно пользоваться им в речи.

Если ребёнок не нашел нужное «местечко» для языка, предложите следующие упраж-нения:

    Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам.

    Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами.

    Попеременное повторение с придыханием на «бугорках» ТДА-ТДА-ТДА-ТДА... ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ.

Как правило, подъязычная связка постепенно растягивается. В крайнем случае обратитесь к врачу-сто-матологу.

    «Барабан»: быстро «стучим» по нёбу ДДДД, начинаем с нёба «верха» и спускаемся «вниз» к верхним резцам.

    «Ветерок на бугорках»: ДЗА-ДЗЫ (Р фрикативное).

    «Балалайка на бугорках»: ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ.

    «Балалайка с ветерком»: ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное).

Выработка вибрации языка.

    В момент произнесения учеником фрикативного [Р] его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребёнка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ученику дли-тельно произнести фрикативное [Р] и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.

    Ученик быстро говорит слоги на «бугорках»: ды-ды-ды-ды — и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта [Р] идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком [Р], помогая себе пальчиком.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р’]

После постановки звука Р твёрдого и его проработки в словах и фразах [Р’] мягкий может появиться спонтанно.

В случае необходимости [Р’] мягкое ставить от фрикативного мягкого (ЗИ, ЗЯ), исключая вибрацию и приучая делать один удар кончиком языка там, откуда растут верхние резцы или по ним.

Овладение правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’] иногда требует тщательной работы над вибрацией, как длительной для [Р] твердого, так и одноударной — для [Р’] мягкого.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Р».

  • Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам);
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;
  • Губы открыты;
  • Зубы разомкнуты;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха;
  • Голосовой моторчик работает.

Подготовительные упражнения для звука «Р»:

Упражнение для выработки напора воздуха.

Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка.

1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.

Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.

Примечание. Могут быть следующие неточности.

Речевое развитие детей имеет определенные нормы и подчинено физиологическому созреванию мозговых структур и артикуляционного аппарата. Так, собственно, первые слова появляются к первому году жизни, но еще долгое время они могут быть понятны только родителям и близким людям, которые хорошо знают особенности речи ребенка.

До 4-5 лет искажения в произнесении слов - это нормальное явление. Одним из звуков, который осваивается детьми позже других, выступает «р». Он является самым сложным звуком русского языка, для его произнесения необходимы зрелый артикуляционный аппарат и хорошо развитое дыхание. Вот почему даже физиологически нормативное становление «р» «сдвинуто» на старший дошкольный возраст. Тем не менее, нередки проблемы с этим звуком, и с ними лучше справиться до поступления ребенка в школу.

В норме «чистое» произнесение «р» наблюдается к 5-5,5 годам. Иногда можно встретить более раннее его становление - как правило, у детей, с которыми много и активно занимаются родители. Но чаще наблюдаются различные проблемы, как то: гортанное произнесение, замена «р» на «л» или «в», вибрирующий «р», изолированное произнесение (то есть отдельно ребенок рычит, но в словах «р» не выговаривает) и т. п. Причин тому несколько:

  1. Сниженный или, наоборот, чрезмерный тонус языка.
  2. Несформированность правильной дыхательной нагрузки во время говорения (слишком слабая воздушная струя при произнесении).
  3. Артикуляционная незрелость всех речевых мышц (щек, губ, языка, гортани).
  4. Короткая подъязычная уздечка.
  5. Нарушения произнесения других звуков (чаще всего шипящих и свистящих).

Упражнения для постановки звука «р» у детей необходимо подбирать, исходя из того, какие мышцы ротовой полости и движения языка участвуют в произнесении этого звука. Если проанализировать, как мы проговариваем «р», то можно заметить, что основной упор делается на правильное касание языком нёба: кончик языка упирается в основания верхних передних зубов и вибрирует в выдыхаемой с силой воздушной струе.

Если у ребенка недостаточно выражен тонус ротовых мышц или, напротив, наблюдается чрезмерное напряжение щёк, губ, языка, необходимо подбирать упражнения, либо расслабляющие, либо . Важно поставить ребенку правильное дыхание, т. к. звук «р» очень сильный и требует активного выдоха.

Конкретный коррекционный маршрут зависит от причин, лежащих в основе трудностей произношения. Тем не менее, есть несколько общих логопедических упражнений на звук «р»:

  • «Грибок». Улыбнуться, обнажив зубы. Язык прижать плашмя к верхнему нёбу и широко открыть рот, не отрывая язык. Упражнение хорошо способствует растяжению подъязычной связки. Главное – стараться, чтобы язык оставался максимально прижатым к нёбу, должен наблюдаться эффект «присоски». В таком положении уздечка напоминает ножку гриба, а язык - шляпку. Выполнять упражнение не менее 10 секунд.
  • Упражнение «Моторчик». Звук «р» важно завести, т. е. ввести в речь ребенка. Для этого нужно обучить малыша правильной постановке языка в момент произнесения «р». При выполнении упражнения рот открыт, язык прижат к верхнему нёбу. Пальчиком или ватной палочкой нужно прижать язык в таком зафиксированном положении. Ребенок должен произнести звук «ж» или «д» (кому как легче), с силой выталкивая воздушную струю. Пальчиком при этом быстро водим под языком из стороны в сторону. Важно, чтобы язык при этом был напряжен, а кончик расслаблен и вибрировал. Такое положение ближе всего к естественному процессу произнесения звука «р». Артикуляционный аппарат привыкает к такой ситуации, появляется возможность сначала спровоцировать искусственно, а затем закрепить звук «р» в речи ребенка.

Далее коррекционная работа строится на введении звука «р» в различные слоги (с постановкой звука в начале, в конце и в середине) и слова. Постепенно вводятся чистоговорки, скороговорки, т. е. происходит автоматизация звука «р» в упражнениях и играх.


Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «р» для занятий дома

При не сильно выраженных нарушениях звукопроизношения можно попробовать поставить звук «р» дома, без помощи логопеда. Для этого применяется артикуляционная гимнастика для звука «р», которая также используется, как разминка перед основными упражнениями.

  1. «Лошадка». Необходимо поцокать языком, как будто мы лошадка и идем по булыжной мостовой. При этом важно сосредоточиться на работе именно языка, не двигать нижней челюстью и не раскрывать рот широко. Упражнение выполняется сначала медленно, затем в ускоренном темпе.
  2. «Маляр». При выполнении открыть рот, улыбнуться и погладить кончиком языка верхнее нёбо взад-вперед, как бы крася его поверхность. Нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Гармошка». Приоткрыть рот, улыбнуться, язык всей поверхностью прижать к верхнему нёбу. Открывать и закрывать рот, не меняя положение языка.
  4. «Качели». При открытом рте тянемся языком то к носу, то к подбородку.
  5. «Болтушка». Высунуть язык и прижать его плашмя к верхней губе, стараясь обхватить ее всю. Водить языком взад-вперед, поглаживая губу, стараясь не выбрасывать язык резко вперед, а скользить им по губе плавно. Постепенно увеличивать темп движения и добавить звук «бл-бл» (как индюк). Следить, чтобы язык двигался взад-вперед, а не в стороны.

Внимание! Все упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения заданий, или имитируя взрослого. В таком случае родитель должен следить, чтобы ребенок выполнял все движения корректно.

Заниматься гимнастикой нужно ежедневно, недолго, но систематически, не принуждая, а завлекая ребенка. Важно в этом отношении облечь занятия в форму игры. Ниже приведено несколько советов, как это сделать.


Постановка звука «р» с помощью игр, картинок и других развлекательных средств

Поскольку с дефектами произношения сталкиваются дети-дошкольники, возникает необходимость построить коррекционные и развивающие занятия таким образом, чтобы ребенку было интересно и несложно выполнять . Надеяться на произвольную работу в таком возрасте еще не приходится, поэтому занятия советуют проводить в виде игр.

Как это лучше сделать, зависит от возраста, пола и предпочтений ребенка. На нашем сайте есть описание множества конкретных методик, в частности, упражнения артикуляционной гимнастики для звука «р» в картинках. Здесь мы лишь приведем общие рекомендации по работе с детьми.

  • Дыхательные упражнения для звука «р» можно организовать в соревновательном ключе (кто быстрее/дальше/больше надует мыльных пузырей, загонит ватных мячиков в «ворота» и т. п.).
  • Для развития дыхания можно и нужно использовать свистки, дудочки, трещотки: так ребенку проще оценить эффективность выполнения упражнения, да и со звуковым сопровождением играть всегда веселее.
  • Имитацию звуков животных лучше сопровождать взаимодействием с игрушкой (та же лошадка, тигренок и пр.) или рассматриванием картинки с изображением зверя.
  • Каждое упражнение имеет свое, понятное ребенку название. Важно объяснить, почему упражнение так называется, таким образом, мы стимулируем воображение ребенка, ему становится интересно, как это «грибок» может вырасти во рту, как можно пальчиком «завести мотор» и т. п.

Важно понимать, что при освоении речи ребенок идет по пути наименьшего сопротивления и выбирает те способы произнесения, которые не требуют напряжения.

Именно поэтому часто ребенок произносит звуки, но неправильно, потому что неправильное произнесение ему дается легче с точки зрения артикуляционного аппарата. Иногда это является вариантом индивидуального речевого развития, и вмешательства логопеда не требуется.

Однако если родители замечают, что у ребенка появились устойчивые искажения звуков, которые со временем не проходят, лучше не медлить с походом к специалисту. Рекомендуется это делать уже в возрасте 3-4 лет, но в любом случае не позднее 5 лет.

Важно! Индивидуальные логопедические занятия всегда эффективнее, чем групповые, т. к. причины речевых дефектов у всех деток свои.

Также необходимо помнить, что для устранения легких искажений звукопроизношения потребуется от 2 до 3 месяцев, а в сложных случаях понадобится от полугода и более. Это важно держать в голове, т. к. ко времени похода ребенка в школу крайне желательно, чтобы логопедических дефектов у него уже не было.