Обслуживание        11.10.2019   

"КАК" и "ЧТО" мы говорим

Речь – неотъемлемая часть человеческой природы. С помощью вербального общения друг с другом происходит обмен информацией, эмоциями, состояниями, мыслями, оно помогает нам лучше понимать друг друга. Хорошая статья о том, что такое слово , о его природе, находится .

Говорением мы выражаем наши бессознательные нехватки, желания. Они у каждого человека свои в зависимости от его векторального набора, поэтому и говорим мы по-разному. Здесь я хочу привести несколько ярких примеров (из жизни) о том, как, когда, почему и что именно говорят люди с разными векторами. Пишу только о том, что наблюдала сама, и что сейчас могу проанализировать системно.

Болтуны

К болтунам можно отнести несколько типов людей в зависимости от того, ЧТО заставляет их болтать.

Есть такие люди, которые практически не замолкают, постоянно шутят, смешат, часто имеют какие-то дефекты речи, иногда еле улавливаемые. Это представители орального вектора . Человек, который мыслит говорением, он получает огромное удовольствие во время болтовни: рот – это его эрогенная зона, и она постоянно требует наслаждения. Такой человек может реализовать себя как потрясающий оратор (именно такие ораторы могут индуцировать людей, их слова проникают прямо к нам в бессознательное и становятся нашими мыслями – можно проверять это на себе после общения с развитым оральником, или достаточно послушать песни Высоцкого), лектор на большие аудитории. Если же он не реализован, то мы получаем вот таких болтунов – им очень нужны наши уши, если мы не будем их слушать, то они придумают что-то поинтереснее – какие-нибудь сплетни или несуществующие события, будут смешить нас без конца, рассказывать анекдоты, часто с пошлятинкой, и сами подхихикивать (внутри при этом – абсолютно ровное состояние). С одной стороны, оральников мы очень любим и допускаем их в свое личное пространство, ведь с ними всегда весело. Но, с другой – смех, который они в нас вызывают – вводит нас в состояние животного, это может быть опасно для зрительников и звуковиков (остальным смеяться очень даже полезно) – он сбивает звук со сосредоточения, а зрения лишает эмоциональных переживаний, то есть уводит нас от выполнения своей видовой роли. Ну и конечно, лучше не рассказывать такому человеку свои секреты.

Второй тип болтунов – это болтуны со зрительным вектором . Цель его болтовни – насладиться не говорением, а вниманием. Ему нужны не уши, а глаза, которые бы на него смотрели. Человек с недоразвитым или не реализованным зрением, не выходя наружу, имеет большую долю страха внутри себя (первобытный страх у зрительных мужчин – быть съеденным каннибалом, а у женщин — хищником), которые заставляют его быть на виду (чтоб про него не дай бог не забыли). Чаще всего внимание привлекается именно болтовней – это могут быть какие-то эмоциональные рассказы в деталях, обсуждение своих чувств, впечатлений, любовных отношений, или просто какие-то интересные рассказы о жизни и событиях, фильмах и т.д. Часто происходит так называемая «эмоциональная раскачка», когда зрительника несет из стороны в сторону, то в страх, грусть, слезы, истерики, то в бесконечную любовь к людям, восхищение всеми вокруг – это чаще всего бывает у кожно-зрительных женщин . Этими раскачками они наполняют свой огромный эмоциональный объем. Если мы поддерживаем эти раскачки, зрение находит себе наполнение и вместо того, чтоб реализовать себя в сострадании, сопереживании, любви, будет и дальше раскачивать себя через нас, каждую секунду меняя состояние. Кормя нереализованных зрительников вниманием, мы способствуем наполнению их нехватки по такому пути, и они перестают искать другие.

И еще одни болтуны – люди с анальным вектором . Эти говорят всегда по делу, основательно и долго, четко проговаривая слова. Их лучше не перебивать – иначе потом начнут с самого начала. У них ригидная психика, им трудно перестроиться и вспомнить, на чем они остановились – легче начать заново. Могут рассказывать одно и то же, слово в слово много раз. У меня есть знакомый, который может рассказывать некоторые истории из прошлого, не меняя слов, снова и снова, хотя все уже тысячу раз это слышали. Такие они, анальные люди – люди прошлого времени. Они постоянно делятся своим опытом, ссылаются на прошлое, на авторитеты, на книги. И еще у них всегда по любому вопросу есть свое экспертное мнение: имея системное, аналитическое мышление и раскладывая всю информацию по полочкам еще на входе, они, услышав какую-то тему, достают все, что есть на соответствующей полочке в их голове и настойчиво высказывают свое бесспорное мнение. Да, с ними лучше не спорить – вы его не переубедите, а только разозлите, он может и обидеться. Один анальный коллега обиделся и не общается со мной только потому, что я голосовала за Путина. Он очень хорошо знает, как НАДО делать политикам, как ПРАВИЛЬНО, что именно нужно менять в стране и так далее. Таких экспертов в России много. При этом люди с анальным вектором – профессионалы, золотые руки и головы, только они могут по-настоящему качественно сделать любую работу. Если с ними правильно себя вести, внимательно слушать, хвалить и благодарить за советы – вполне можно ожидать, что такой человек будет к вам благосклонен. Но уж если хоть раз подведете и не извинитесь – то поставят вас в игнор на долгое время, или вы заслужите перманентный упрек.

Сочетание анальности со зрением часто дает комплекс хорошего мальчика . Такой человек будет говорить о себе очень много и ждать от вас похвалы. Для него похвала – стимул, основная цель любого действия. Даже если напрямую разговор идет не о нем, они подведут-таки к тому, какие они хорошие (помогли кому-то, сделали что-то полезное). Это очень добрые люди, всегда готовые придти на помощь, и это может быть настоящее желание помочь – когда думаешь о другом , или желание быть хорошим за счет помощи другому, то есть в этот момент он думает о себе и о будущей похвале – это и есть комплекс.

Молчуны

Не так-то легко разговорить человека со звуковым вектором . Его напрягают громкие разговоры, лишние слова. Он постоянно сосредоточен на самом себе и лишь изредка снисходит до общения с нами. Это самый большой эгоцентрик, в хорошем смысле, мы можем считать его странноватым, чудаковатым. Он постоянно рассеян, может потерять очки на лбу, ключи в кармане и оставить голову дома. Для него внешний мир иллюзорен, а настоящий мир – внутри него, он присутствует с нами только за счет других векторов и своего тела. Но уж если его завлечь разговором о смысле жизни, судьбе мироздания, корнях всего сущего – то здесь он разойдется не по-детски и вы долго будете говорить с ним о форме и материи… У звуковика мощный абстрактный интеллект, он видит и понимает вещи, не ощущаемые другими, его объем огромен и разговор ваш будет довольно глубоким и полным смысла, а после вы окажетесь в особенном состоянии, неописуемом словами. Если у звукового человека есть еще зрительный или оральный вектора, то он вполне способен экстравертироваться и не ведет себя совсем как аскет, хотя частенько может «отключаться» и смотреть сквозь вас, даже не слыша, что вы говорите. В эти моменты бесполезно его о чем-то просить или напоминать.

Есть еще очень похожие в этом на звуковиков люди с мышечным вектором . Их самое комфортное состояние – монотония, полное отсутствие эмоций. Если они что-то делают, то не отрываясь и не отвлекаясь, монотонно, молча. Это люди, которые любят все простое, им непонятны ваши дурацкие умные разговоры, зачем? Главное, чтобы покушать было. Это люди физического труда, получающие удовольствие от работы мышц, сильные, крепкие. Разговоры у них простые, без лишнего трепа, свое мнение они вам не скажут, у них его нет. Все должно быть как у людей, как все, так и я. У мышечника нет своего Я, у него есть общее «Мы», и если вы живете рядом, то он включает вас в свое «Мы». Эти люди – наш фундамент, основа, строительный материал всего живого, и мы их часто недооцениваем. А вот звуковики, кстати, часто завидуют мышечникам в том, что те так близки к бессознательному, к природе, они гармонично взаимодействуют с ней, не имеют лишних мыслей, мешающих жить, от которых звуковики с таким трудом пытаются избавиться.

Самый же большой молчун -человек с обонятельным вектором , но такого, к сожалению, я воочию не наблюдала. А может и наблюдала, но не замечала. Это люди, не имеющие запаха, а потому незаметные для нас. Они прячут свой запах, чтобы не проявляться никоим образом наружу. Это особый вектор – у него невербальный интеллект, он не говорящий. Если и говорит, то очень неотчетливо и неохотно, не произнося слова четко, вообще не говоря ничего четкого, его слова всегда двусмысленны, таковы, что не придерешься ни к чему – всегда есть алиби. Они так устроены, и у них особая роль – выживание. Все желания направлены на то, чтобы выжить во что бы то ни стало самому, но чтоб выжить самому, надо, чтобы выжил и весь коллектив. Сам же коллектив ему вовсе неинтересен, только как обеспечение выживания – поэтому и презирает всех, воспринимает как глупых бесполезных вонючек. Такой и сам с вами не заговорит, и вы вряд ли захотите с ним общаться.

Так что когда заметите в своем окружении болтуна – присмотритесь, что именно им говорит , какое желание движет им на самом деле, стоит ли поддерживать разговор и к чему это приведет, можно ли расслабиться с этим человеком, поговорить с ним по душам, доверить секреты. Все это легко определить по ключевым словам и смыслам: часто совсем не важна конкретная информация, исходящая из уст человека, а важны его желания при этом, его намерения. Понимая глубинные желания человека, которые он и сам зачастую не видит, начинаешь получать огромное удовольствие от общения, общение становится осознанным, глубоким, радостным, и все собеседники получают то, что им нужно, в лучшем виде. Когда начинаешь понимать людей, видеть, что они представляют собой в потенциале, видишь клад внутри них, о котором они и не подозревают – тогда появляется настоящая радость, общение перестает быть пустым, и рождается истинный интерес к собеседнику.

Сравните с таким вариантом:

На днях я не мог говорить, потому что ничего не приходило в голову.

На прошлой неделе во время разговора с потенциальным клиентом я не мог сказать и слова, потому что в голове было пусто.

Какой пример, по-вашему, более удачный и с большей вероятностью может привлечь внимание людей? Конечно, последний.

Если бы в 1987 году президент США Рональд Рейган в своей речиРечь Р. Рейгана перед Бранденбургскими воротами в Берлине о Берлинской стене сказал что-то вроде:

Эта стена - это что-то ммм… что не должно быть там, так что, в общем, давайте её поскорее уберём.

Такое сообщение попросту затерялось бы в информационном потоке. Вместо этого был брошен лаконичный и ёмкий вызов:

Снесите эту стену!

Наверняка вы замечали (если не за собой, то за кем-то из окружающих) дефекты речи ритмического характера. Когда слова произносятся отрывисто, со слишком большими паузами, или наоборот, человек тараторит так, что слушатель не успевает понять его мысли.

Чтобы ощутить разницу в восприятии, попробуйте произнести представленную ниже фразу. Чётко проговаривайте каждый слог и делайте короткие паузы между словами. Слушайте звучание вашей речи:

Сегодня я пойду в спортзал. Возможно, с подругой.

У вас получится так называемая «ступенчатая» речь, в которой слишком много акцента делается на отдельные слоги, и это - ошибка.

А теперь попробуйте смешать каждое слово со следующим, чтобы получился как бы один цельный пассаж. Прочтите без заминок, но и не слишком торопясь:

Сегодняя-пойдув-спортзал-возможнос-подругой.

Может показаться, что этот вариант звучит несколько небрежно. На самом деле речь с такими плавными переходами-связками становится более лёгкой для восприятия на слух.

Что касается слишком быстрого темпа, есть риск не только остаться недопонятым, но и сболтнуть чего-то лишнего (например, в порыве эмоций). Отследить скорость речи поможет, опять же, запись на диктофон.

Попробуйте глубже вдыхать перед каждым предложением и думать о том, что вас слушают с большим интересом и спешить вам некуда.

3. Неумение использовать язык тела

Многие люди знают разницу между закрытым и открытым вариантами , но продолжают использовать закрытые жесты, когда надо бы, наоборот, открыться.

Движения и мимика характеризуются как открытые, если они выражают дружественный настрой и готовность к взаимодействию: когда не прячутся ладони, взгляд направлен в глаза собеседника, стопы обращены в его сторону и тому подобное. Закрытые жесты включают в себя скрещенные руки или ноги, поглядывания в сторону или на телефон, сжатые кулаки - всё, что показывает напряжение или даже агрессию.

У всех нас есть естественные склонности вести себя тем или иным образом в зависимости от ситуации. Если вы не согласны с кем-то, тело автоматически реагирует: вы сужаете зрачки, отворачиваете голову, скрещиваете руки. И наоборот, когда вас понимают, слушают и поддерживают, вы неосознанно открываетесь.

Однако не всегда стоит подавать собеседнику невербальные сигналы, зачастую ситуация требует обратного. Попробуйте контролировать движения своего тела и выражение лица при разговоре. Обращайте внимание на положение рук, на то, какие мышцы лица напрягаются. Потренировавшись, вы сможете этим управлять.

4. Привычка спорить

Само по себе выражение несогласия - это не плохо. Как говорят, в споре рождается истина. Так появляются творческие идеи, стимул учиться и что-то улучшать. Всё это бывает полезно и необходимо для социального взаимодействия, даже если вы выступаете против многих людей.

Несогласие можно считать ошибкой только тогда, когда от согласия или несогласия собеседников ничего не зависит и не меняется. То есть если это пустой спор, который не приносит никаких результатов, кроме раздражения оппонентов. Суть подобных дискуссий не в том, чтобы узнать что-то новое. Когда вы утверждаете, что кто-то неправ, вы вступаете с ним в словесную битву за статус. И именно поэтому большинство спорщиков остаётся при своём мнении - чтобы сохранить достоинство.

В следующий раз, когда вы услышите нелепую или неверную, на ваш взгляд, точку зрения, сначала выясните, почему человек так считает, а не спешите опровергнуть его.

Если, даже выслушав аргументы, вы не согласны с чьим-то мнением, не вступайте в бесполезный . Вместо этого переведите разговор на другую тему, где вы сможете прийти к взаимопониманию. Такой области нет? Тогда просто избегайте общения с этим человеком.

5. Отсутствие тем для разговора

В малознакомой компании или в беседе с новыми для вас людьми слова могут очень быстро иссякнуть из-за сложностей в выборе общей темы. Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось вытягивать из себя какие-то фразы, пытаясь заполнить неловкие паузы. Чтобы не попадать в некомфортные ситуации, можно заранее придумать список дежурных тем и пользоваться ими при случае.

Представьте обстоятельства, когда вы хотите начать разговор с незнакомым или малознакомым собеседником: около кулера на работе, при встрече в кафе, на остановке.

Подготовьте 10 тем, которые подойдут для разговора с любым человеком в любой ситуации.

Это проще, чем кажется. К примеру, всегда можно расспросить о жизни или работе (конечно, ненавязчиво и деликатно), обсудить последние новости (но желательно избегать политики), спросить совета по какому-нибудь вопросу. Беспроигрышный, хоть и не слишком интересный вариант - беседы о погоде.

6. Безграмотная речь

Не стоит забывать и о том, что разговор с грамотным, образованным человеком воспринимается лучше, чем с тем, кто путается в падежах и словарных . Повышайте культуру своей речи, больше читайте, пользуйтесь словарями. Но при этом важно помнить о чувстве меры: не превращайтесь в занудного умника и не грузите собеседника слишком сложными для него фразами и терминами.

Таковы самые распространённые ошибки в разговорной речи. Есть ли у вас какие-то из них? Может, вы знаете хороший способ от них избавиться? Поделитесь опытом в комментариях.

В буддийской психологии говорится, что основным источником потери энергии является речь. В Ведах пустые разговоры называют «праджалпой». И именно она является одним из главных препятствий на пути духовного и материального прогресса. Первую оценку человеку мы даем по тому, как он говорит. Речь определяет человека.

Существует тесная связь между умом и речью, умом и телом, умом и душой. Здоровое тело, здоровый ум и здоровая речь творят гармоничную личность. Современные исследования показали, что ошибки в речи не случайны. Они имеют глубокую связь с ментальным развитием. Заикание и запинания в речи появляются тогда, когда есть серьезное эмоциональное нарушение. Практически все болезни являются психосоматическими по своей природе.

Каждый человек, стремящийся к совершенству, должен стать, во-первых, - врачом, лечащим свое тело; во-вторых, - специалистом по грамматике, следящим за своей речью; в-третьих, - философом, очищающим свое сознание и постигающим Абсолютную истину.

В жизни такого человека не может быть места для физических недомоганий, безразличия к самопознанию и для беспорядочной речи. Именно такого человека мудрец Патанджали называл йогом. И каким бы видом йоги, каким бы видом духовной практики человек не занимался, все вышесказанное применимо к нему в полной мере.

От речи зависит здоровье и материальное благополучие. И это относится не только к духовным людям, но и к тем, кто хочет преуспеть материально. Умение говорить и слушать очень серьезно изучают во всех бизнес-школах. Даже в криминальном мире, чтобы подняться в бандитской иерархии, нужно уметь контролировать язык. Там очень реализовано цитируют высказывание Будды о том, что словом можно убить человека. Три минуты гнева могут уничтожить десятилетнюю дружбу. Слова сильно определяют нашу карму. Можно десять лет заниматься духовным развитием, благотворительной деятельностью, но, оскорбив великую личность, можно все потерять на всех уровнях и деградировать в низшие формы жизни. Откуда это берется? От оскорблений. Ведическая астрология говорит, что теневая планета Кету отвечает за оскорбления. Кету - это такая планета, которая быстро дает реакции, часто мгновенно. Кету также дает освобождение. Но в отрицательном аспекте Она наказывает за оскорбления и непочтительную речь, быстро лишая человека всего, чего он достиг в духовном и материальном плане. В Ведической цивилизации каждого человека учили очень внимательно следить за своей речью. Пока человек не заговорил, его тяжело узнать.

Дурака от мудреца можно отличить, когда он заговорит. Речь обладает очень сильной энергией. Специалисты, обладающие тонким видением, говорят, что люди, которые общаются матом, грубо и оскорбительно говорят, в определенном месте тонкого тела тут же получают черное пятно, которое через год-два может перерасти в раковую опухоль.

Речь - это проявление жизненной силы. Самое главное, для чего нам предназначен язык - это чтение молитв, мантр и обсуждение тем, приближающих к Божественному. Можно также по мере необходимости обсуждать практические дела, общаться с близкими. Но, главное, не переусердствовать. В Аюрведе говорится, что речь - это проявление праны. Прана - это жизненная сила, Вселенская энергия. Чем больше праны, тем более здоров, успешен, харизматичен и гармоничен человек. Так вот, в первую очередь, прана расходуется, когда человек говорит. Особенно, когда кого-то критикует, осуждает, предъявляет претензии, матерится. По статистике, 90% всех ссор происходит из-за того, что мы говорим о ком-то плохо. Наиболее успешны те люди, которые приятно говорят и умеют контролировать свою речь. В Бхагават-Гите говорится, что аскеза речи заключается в умении говорить правду приятными словами.

Карма определяется нашей речью. Важно помнить, что если мы кого-то критикуем, то берем на себя негативную карму и плохие качества характера этого человека. Так действует закон кармы. И также мы берем качества той личности, которую восхваляем. Поэтому Веды призывают всегда говорить о Боге и о святых и восхвалять их. Это самый легкий путь для того, чтобы обрести божественные качества. То есть если вы хотите обрести какие-то качества, вам достаточно почитать о каком-нибудь святом, который ими обладает либо с кем-то обсудить его качества.

Давно замечено, что мы приобретаем качества того человека, о котором думаем и, следовательно, говорим. Поэтому даже западные психологи советуют думать и говорить об успешных и гармоничных людях.

Но чем больше в нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо. Мы должны учиться никого не критиковать. У меня был один пациент, у которого по гороскопу с определенного года должна была быть серьезная болезнь, но у него все было нормально. Я спросил его, что он начал делать в этот год. Он ответил мне, что дал обет, что никого не будет критиковать. И сказал, что реально заметил, что его жизнь улучшилась, его духовная практика вышла на новый уровень.

Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую. Поэтому в Ведах всегда считалось, что это хорошо, когда нас критикуют. Как работает речь с нашей кармой? В «Махабхарате» говорится, что если вы что-то наметили, что-то хотите сделать, никому об этом не говорите. Как только вы об этом сказали, на 80% уменьшается вероятность, что это произойдет, особенно если вы поделились с завистливым, жадным человеком. Почему люди, говорящие мало и продуманно, достигают больше? Они не теряют энергию. Другое простое правило, связанное с речью, - если мы сделали кому-то что-то хорошее и похвастались этим перед другими, то в этот момент мы теряем положительную карму и все свои плоды благочестия, которые заработали этим поступком. Хвастуны мало чего достигают. Поэтому мы не должны никогда хвастаться своими достижениями, так как в этот момент мы теряем все плоды, которые до этого заработали.

Мысли определяют речь, поэтому важно не думать плохо ни о ком. Чем больше у нас хаотичных мыслей в голове, тем больше они проявляются на языке и тем более будет беспорядочная речь. Тот, кто ясно мыслит, тот ясно говорит.

Есть еще один уровень - научиться принимать критику. Одно из качеств ума - то, что он способен оправдать себя в любом положении. Чем ниже уровень человека, тем больше оправданий вы от него слышите. Даже совершив самое гнусное преступление, такой человек не краснея оправдывает себя. Я проводил семинары в тюрьмах, в том числе для особо опасных преступников, меня очень удивляло, что практически никто себя не считал виноватым. Один из главных показателей, человека, который находиться на высоком уровне развития, определяется тем, что он спокойно выслушивает критику в свой адрес.

Первое правило разумной речи - перед тем как что-то сказать резкое, досчитайте до 10. Это может показаться глупым. Первое время мы вряд ли сможем досчитать до 3-х. Но с другой стороны, если вы ответите после небольшой паузы, то ваш ответ будет намного разумней, потому что первое, что приходит в голову, когда нас критикуют, ругают - это желание оправдаться и ответить резко в ответ. Поэтому, научитесь 5-10 секунд думать перед тем, как отвечать. Помимо всего прочего - это собьет ненужный накал эмоций. Человек, который занимается самореализацией, очень мало и продуманно говорит. Я читал в жизнеописании некоторых великих людей, что они никогда не отвечали сразу на обвинения и вообще старались ничего не говорить в гневе. Они откладывали разговор на другой день или вообще до того момента пока не успокоятся страсти. Ибо они знали- пока гнев и раздражение влияют на их речь, последствия будут печальные, а порой просто разрушительными..

Второе правило разумной речи - не нужно впадать в крайности. Бог проявляется в мелочах, а Сатана - в крайностях. Не следует давать обет - «Буду нем как рыба». Особенно, если по вашей природе вы яркий экстраверт, то вам это может только навредить. Если ваша психофизическая природа в том, что вы должны много говорить, так говорите так, чтобы вы и окружающие получали от этого благо. Поэтому будьте открыты и доброжелательны, и главное - живите осознанно. Важно помнить, что наш уровень определяется по мелким, незначительным поступкам - как мы отреагировали на грубость в магазине, какие эмоции начинают нас переполнять, когда нас «незаслуженно» критикуют и т. д.

Около дороги стоял слепой мужчина. Один он не мог отправиться в свою деревню, и поэтому ждал своего сына, который задержался на рынке. Присев на старое бревно, он слушал мир вокруг и был счастлив немного побыть в одиночестве.

— Эй, старикашка! – окликнули его. – Все равно ты просиживаешь тут штаны. А ну-ка скажи мне, не проходила ли тут рота солдат?

— Да, проходила, — ответил слепой мужчина безразлично. Ему было глубоко неприятно такое к себе обращение, но он решил не грубить в ответ.

Прошло несколько минут, и старик снова услышал обращение к себе.

— Старик! Проходили ли тут солдаты? – спросили его.

— Да, — ответил тот, и спросивший тут же удалился.

Еще четвертью часа позже слепца окликнули снова.

— Здравствуй, отец! Не слышал ли ты случайно роту солдат? Они должны были проходить тут недавно?

— Да, они ушли на юг, — сказал старец.

Чуть позже еще один человек подошел к слепому. Он положил руку ему на плечо и подождал, пока старик дотронется до нее и почувствует, что опасности нет.

— Дорогой мой, — сказал человек. – Скажи мне, пожалуйста, не слышал ли ты, как рядом с тобой шла рота солдат?

— Слышал, господин, — ответил слепой. – Они отправились на юг.

— Спасибо тебе и прощай, — сказал напоследок человек и удалился.

Наконец, слепой дождался сына.

— Ты знаешь, — сказал он молодому человеку. – Только что меня спросили про ушедшую час назад роту солдат четыре человека. Один из них был рядовым, второй – офицером, третий – полководцем, а четвертый – царем.

— Как же ты узнал, ведь ты не видел их? – удивился сын.

— Да, но мне достаточно было их слышать.

То, каким языком мы говорим с окружающими, определяет нас, наш характер и воспитание. По речи можно многое сказать о человеке. Язык – это средство, при помощи которого говорит наша душа, а грубость, несдержанность в речи только ее ожесточает. Отношение людей вокруг во многом определяется тем, как и что мы им говорим.