Для вентиляции        23.09.2019   

Как читать мысли людей: понять мысли и чувства по выражению лица. Определить лжеца по выражению лица

Научиться читать мысли людей легче, чем может показаться сначала. О том как читать мысли по направлению взгляда и по жестам, позе, поведению уже говорилось в статье “Найти подход и убедить”.

В каких случаях полезно и интересно понимать мысли, чувства, эмоции по выражению лица :

1) В повседневной жизни для понимания мыслей и чувств малознакомых или совсем незнакомых людей. В ситуации, которая требует быстрой и правильной реакции, а, как вы уже знаете, эмоциональный интеллект , т.е. понимание и правильное реагирование на чувства и эмоции другого человека, за счет понимания своих мыслей и чувств, имеет даже большее значение в достижении успеха, чем классический IQ.

2) Молодых людей на этапе знакомств и свиданий очень волнуют чувства и мысли любимого человека, для них важно понимание другого и чего он хочет. Умение расшифровывать выражение лица избавит их от лишних переживаний и головной боли. Эти же знания необходимы и супругам, особенно в первые годы совместной жизни.

3) При общении с ребенком-подростком. Подростковый кризис – время тревог и недопонимания, подросшие дети отдаляются от родителей и последние теряются в догадках, не представляя, что творится у них в голове.

А теперь немного систематизируем информацию о чувствах и их выражении.

На следующей картинке слева направо и сверху вниз изображены эмоции: страх, злость, отвращение, радость, нейтральное состояние, грусть, удивление.

В следующую таблицу собраны мимические коды эмоциональных состояний, помогающие понять мысли и чувства человека.


На первый взгляд ничего сложного, мы пользуется своим умением "читать" мысли и чувства каждый день, даже не осознавая того.

Особенно легко удается понимать эмоции другого человека женщинам, в следствие особенности строения и функционирования их мозга и необходимости понимать состояние новорожденного и детей без слов.

Культура

Мимику человека и различные выражения лиц начали горячо обсуждать еще во времена Дарвина. Некоторые из особенностей движения мышц лица распространены повсеместно , однако есть и такие, которые присуще только определенным культурам.

Сегодня хотелось бы рассказать о самых распространенных особенностях мимики человека и найти этим выражениям простые объяснения.

Замешательство

Во время замешательства человек обычно морщит лоб и нос , иногда поднимает одну бровь вверх. Губы обычно крепко сомкнуты, хотя больший акцент все-таки ложится на глаза и нос.

Происхождение этого выражения лица имеет много общего с подобным выражением у наших ближайших родственников шимпанзе. Замешательство представляет собой отсутствие понимания , а само выражение лица при этом говорит о том, что человек хочет в чем-то разобраться.


Когда шимпанзе, в особенности молодые особи, впервые испытывают какие-либо новые ощущения, у них на лицах появляется выражение замешательства или удивления, которое необычайно похоже на то же выражение лица у человека . Как человек, так и обезьяны испытывают желание понять мир вокруг, пусть и на разных уровнях.

Когда мы потрясены новыми идеями, проблемами или новым опытом, наше выражение лица меняется так же, как и у наших далеких предков , а также наших современных родственников обезьян.

Стыд

Выражение лица, когда человек стыдиться чего-то, узнаваемо во всем мире. Оно предполагает опущенные глаза с выражением печали или беспокойства . Голова и уголки губ обычно также опущены вниз. Иногда человек закрывает лицо руками. Выражение стыда сильно напоминает выражение покорности.


В группе приматов после того, как кто-то занимает доминантное положение, остальные члены группы становятся подчиненными, их глаза и головы опускаются вниз, что означает конец конфликта.

В нашем сложном обществе поражение обычно делится на личное и соревновательное. Например, мы можем получить поражение (и испытать чувство стыда) в игре, либо если не оправдываются наши надежды, либо если мы не соответствуем тому, чего ждут от нас другие люди.


Все это может выражаться совершенно по-разному, но чувство стыда присутствует всегда, когда мы признаем поражение .

Удивление

Выражение удивления легко распознать по широко открытым глазам и рту. Чувство удивления или шока близко чувству страха. Удивление - одна из самых инстинктивных наших эмоций , которая отражена в мимике. Большую часть времени наше выражение лица меняется неосознанно, однако при удивлении реакция на лице может появится мгновенно.


Все приматы, а также многие другие животные, округляют глаза , когда испытывают страх или беспокойство.

Если происходит что-то неожиданное для нас, наши глаза широко открываются, а зрачки увеличиваются, чтобы мы могли лучше сориентироваться в пространстве , а также быстрее отреагировать.

Сосредоточенность

Выражение лица, когда человек на чем-то фокусирует внимание, обычно зависит от ситуации. Если он концентрируется на какой-то определенной задаче – его глаза смотрят прямо и неподвижно . С другой стороны, если человек сосредоточен на какой-то мысли, его глаза могут быть подняты вверх или взгляд направляется в сторону. Часто бывает при этом, что человек перестает моргать.


Интересно, что при достаточно неподвижном взгляде язык человека может мотаться из стороны в сторону или как-то еще нервно двигаться. Большинство из нас при этом делают это совершенно неосознанно. При таком феномене энергия мозга сосредотачивается на задаче и не контролирует движения остальных частей тела.

Усталость

Очевидным признаком того, что человек чувствует утомление и усталость - полуоткрытые веки . Брови чаще подняты вверх в попытке не закрыть глаза. Усталость вызвана напряжением без достаточного отдыха.


У приматов, в особенности у более разумных человекоподобных обезьян, выражение усталости на лице проявляется так же, как и у человека. Когда приматы готовятся вступить в конфликт или уже замешаны в конфликте, они оценивают свои шансы на успех по тому, как противник держится, а также внимательно изучают уровень его энергии . Выражение усталости на его лице означает, что противоположная сторона будет меньше бояться.

Человек также показывает уровень своей физической энергии по выражению лица. Таким же образом другие люди будут оценивать наши способности в данный момент.

Обольщение

Искусство обольщения или соблазна часто расценивается так, что один человек пытается вынудить другого на какое-либо поведение , обычно с сексуальным подтекстом. Выражение лица при соблазнении может быть абсолютно разным, однако есть несколько особенностей, которые легко распознать.


Обычно соблазняющий пристально смотрит на другого человека, его глаза могут при этом быть немного сужены. Губы обычно плотно сжаты или слегка разомкнуты. Голова может быть наклонена в сторону, демонстрируя открытую шею.


Пристальный взгляд обычно привлекает внимание другой стороны. Определенное положение губ и открытая шея выглядят привлекательно и чувственно. Если подобное выражение лица сопровождается частым морганием и легкой улыбкой , то эффект соблазнения достигнут.

Гнев

Выражение гнева более, чем любые другие эмоции, свойственно людям всех культур и народов. Вид человека в гневе и его поведение угадывается безошибочно : брови хмурятся, веки напрягаются, голова обычно немного опущена вниз, взгляд исподлобья.


Гнев связан с неприятными, раздражающими и разочаровывающими ситуациями. Это очень примитивное чувство, которое свойственно многим видам животных . Наше выражение гнева подобно этому же выражению у других приматов, причем особенности мимики невероятно схожи.

Напряжение лица обычно совмещается с языком тела, который позволяет другим людям лучше понять наши эмоции . Как существа социальные, мы имеем способность влиять на настроение других людей.


Если какой-то человек испытывает гнев в компании, он безошибочно выделяется из толпы, а остальные при этом начинают чувствовать напряжение . Выражение лица, на котором читаются напряжение и раздраженность, совпадает с тем, что человек испытывает внутри себя.

Страх

Когда человек испытывает чувство страха, его глаза широко открываются, а брови поднимаются высоко на лоб. Рот обычно также широко открывается. Страх, как и удивление, тесно связан с инстинктами и указывает на желание что-либо избежать.


Одно научное исследование, которое имело место в 2008 году , было посвящено мимике человека, который испытывает страх. В результате выяснилось, что люди, которые испытывают страх, вдыхают больше воздуха и могут справляться с какими-то задачами намного быстрее благодаря тому, что их глаза широко открыты. Таким образом, выражение лица усиливает сенсорное восприятие .

Демонстрировать на лице чувство страха оказывается достаточно практичным поведением, которое помогает человеку избежать опасных ситуаций , усиливая его чувства.

Печаль

Выражение печали на лице обычно легко узнается по опущенным уголкам губ и бровям . Печаль обычно связана с чувством потери и беспомощности. Выражение печали на лице часто появляется у людей, которые уходят в себя.


Происхождение такого выражения лица достаточно просто: эмоции человека как бы ослабевают, он поникает, таким образом, его черты лица тоже опускаются вниз. Печаль также может быть указанием на поражение , чувство нежелания общаться с другими.

Радость

Выражение радости является самым универсальным выражением лица . Мимика человека, испытывающего чувство счастья, одинакова у людей всех культур. Это выражение сопровождается улыбкой и глазами серповидной формы, даже младенцы демонстрируют подобную мимику, когда испытывают радость.


Ученые и эксперты в области эволюции предлагают различные объяснения происхождения выражения радости, которые связаны с улыбкой. В отличие от различных других выражений, улыбка человека имеет другое значение, нежели "улыбка" или обнажение зубов человекообразных обезьян , которые используют ее для запугивания.

Многие исследователи согласны, что улыбка человека в некотором роде берет начало из этого выражения приматов. Демонстрируя свои зубы, мы демонстрируем состояние нашего здоровья . Сегодня улыбка используется человеком уже не для устрашения, а для того, чтобы показать другим, что у нас все хорошо.


В сложных социальных ситуациях улыбка обычно помогает расположить к себе других людей . Если человек улыбается искренне, к нему больше тянутся другие.

Узнай лжеца по выражению лица

Предисловие к русскому изданию

Книга «Узнай лжеца по выражению лица» написана известным американским психологом Полом Экманом в соавторстве с Уоллесом Фризеном. Пол Экман - один из крупнейших исследователей человеческой мимики. Во всех современных учебниках психологии его имя упоминается в разделах, посвященных проблемам выражения эмоций. В этом издании отражены результаты работы многочисленных экспериментальных исследований П. Экмана и его сотрудников, проводившихся на сотнях людей в разных странах мира.

Лицо человека является изумительно организованным экраном, где через движения мимических мышц отражаются тончайшие движения души. Самое интересное, что, несмотря на индивидуальные и культурные различия между людьми, у всех нас существуют общие, генетически обусловленные программы того, как именно наши эмоции (радость, гнев, страх, удивление и т. д.) выражаются в виде сокращений совершенно определенных ансамблей мышц лица: лба, бровей, век, щек, губ, подбородка. Если вы принадлежите к виду Homo Sapiens, то по большому счету не важно, кто вы: австралийский абориген, африканский пигмей, белый европеец или американский индеец - общие схемы мимических движений лица при переживании той или иной эмоции будут принципиально схожими. И уже поверх этого сходства накладываются в процессе социализации культурные различия, которые тоже изучал Пол Экман. Так, например, радость у всех людей выражается улыбкой, но она будет разной у русского, американца и японца.

Общаясь с человеком, мы смотрим ему в лицо, поскольку чувствуем, что переменчивость лица отражает изменения в состоянии собеседника и его отношении к нам. Но одно дело - смотреть, а другое - видеть. Исследования Экмана показали, что люди кардинально различаются по своей способности читать и понимать человеческие физиономии. Оказывается, изощренный профессионал способен заметить движения лица партнера, пробегающие в сотые доли секунды (это предел для нашего зрения). Обычно же наблюдательные люди могут распознать мины лица, длящиеся десятые доли секунды. Это как в романах: герой «увидел, как по лицу гостя пробежала тень легкого неудовольствия». Но встречаются и такие люди, которые замечают, что партнер расстроен, только когда он заплачет.

Умение читать человеческие лица необходимо каждому, но особенно психологам, педагогам, дипломатам, юристам, врачам, актерам, милиционерам, продавцам, то есть тем, кто работает с людьми. Именно для этих групп профессионалов Пол Экман создавал программы тренингов, обучающих быстро и точно различать эмоции человека по его мимике. Эти тренинги и практическая работа Экмана и его коллег позже легли в основу известного американского телесериала «Обмани меня, если сможешь», который теперь знаком и российским зрителям.

Книга, которую вы держите в руках, является практическим руководством для желающих научиться читать лица людей как открытую книгу. Собственно исследования Экмана и показали, что лицо самой природой предназначено для того, чтобы оповещать окружающих о настроении человека, и поэтому дает нам возможность правильно ориентироваться в отношениях с ним.

Искусству понимания мимики мы учимся с младенчества, но не у всех это хорошо получается. Книга Пола Экмана и Уоллеса Фризена предоставляет читателю уникальную возможность постепенно, шаг за шагом, освоить все тонкости этого нужного для жизни мастерства. У этой книги нет аналогов в мировой психологической литературе.

Издание снабжено прекрасным иллюстративным материалом и очень четкими доступными пояснениями. Возможно, кому–то будут особо интересны отдельные темы. Но тем, кто захочет достичь высокопрофессионального уровня чтения человеческой мимики, по мнению Пола Экмана, потребуется около 120 часов для детальной проработки всех заданий. Однако дело того стоит - ведь умение читать лица людей является основой искусства общения.

М. В. Осорина, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт–Петербургского государственного университета

Благодарности

Мы выражаем признательность Национальному институту психического здоровья (NIMH) за предоставленную возможность проводить исследования выражений лица и движений тела в течение восемнадцати лет. Пол Экман смог начать их после того, как получил от NIMH стипендию и право на проведение исследований в 1955–1957 гг. в рамках программы работы над докторской диссертацией. Во время службы в армии, продолжавшейся с 1958 по 1960 г., Пол Экман и Уоллес Фризен стали ассистентами–исследователями в NIMH , и Фризен официально присоединился к работе над исследовательским проектом института в 1965 г. Получение гранта после защиты докторской диссертации позволило Экману заниматься исследованиями с 1960 по 1963 г. Позднее, когда его преподавательская деятельность стала ограничивать возможности проведения исследований, премия NIMH «За профессиональный рост» позволила команде Пола Экмана продолжить начатую ранее работу в период с 1966 по 1972 г. Все эти годы при возникновении любых критических ситуаций покойный Берт Бооте, директор отдела по работе со стипендиатами–исследователями, оказывал действенную помощь в работе и давал бесценные советы. С 1963 г. и по настоящий момент Отделение клинических исследований NIMH неизменно поддерживало и поддерживает исследования движений тела и выражений эмоций на лице. Эта поддержка позволила изучить пациентов психиатрической клиники и сделала возможной совместную работу, начиная с 1965 г.

На самом деле я назвала бы книгу как-то иначе. И не потому, что ее название звучит как какая-то скороговорка. А потому что это уникальная книга об отражении настоящих эмоций на лице. Врет человек или нет – это уже уровень профессионала (хотя и достигаемый уровень, что обещают после многочисленных тренировок по книге. Но об этом ниже).

Вообще, конечно, удивительно, что о том, как та или иная эмоция проявляется на лице нужно писать (читать?) книги.

«Люди кардинально различаются по своей способности читать и понимать человеческие физиономии. Оказывается, изощренный профессионал способен заметить движения лица партнера, пробегающие в сотые доли секунды. Обычно же наблюдательные люди могу распознать мины лица, длящиеся доли секунды. Но встречаются и такие люди, которые замечают, что партнер расстроен, только когда он заплачет (помните, у Макса в новом мультфильме была даже своя книжечка выражений лица? - прим. beaty_world)» - пишется в предисловии к книге.

Уверен ли ты, дорогой мой читатель, что верно определяешь эмоции на лицах людей тебя окружающих? Тогда небольшой тест – какую эмоцию испытывает человек на этих иллюстрациях?



Варианты ответов: удивление, страх, гнев, радость, печаль, презрение.

Правильные ответы – в комментарии к статье;)


После обширного описания для кого предназначена эта книга (а в отличие от предыдущего русского издания профессора Пола Экмана , который предназначался скорее для психологов, студентов псих.факультетов и всех, кто достаточно увлекается данной темой с научной точки зрения, эта новая книга – для ВСЕХ) и невнятной Главы 1, в которой авторы вкрадце пытаются рассказать о том, с помощью чего мы выражаем свои эмоции (статичные, медленные и быстрые сигналы, эмблемы, микровыражения и т.д.) переходим к Главе 2 – описанию методов изучения выражений (привет племенам в Новой Гвинее!) и доказательства теории универсальности выражения эмоций на лице.

Главы 3-8 подробно описывают каждую эмоцию и их сочетание: Удивление, Страх, Отвращение, Гнев, Радость и Печаль по схеме - «Опыт, «Как выглядит» (как ведут себя брови, глаза и нижняя часть лица), «Варианты интенсивности» (от легкого до крайнего испуга, например), «Краткий обзор» (основные тезисы) и практическое задание для усвоения. Особенно мне нравится часть «Опыт», которая описывает пути возникновения той или иной эмоции. Например, для Радости, авторы описывают 4 основных направления ее источников: возбуждение, удовольствие, облегчение-радость и Я-концепция (дружба, уважение, похвала и т.д.):

«Если вы задумаетесь о ситуациях и событиях, которые позволили вам испытать радость, то вы, вероятно, обнаружите, что они возникли на каком-то (не обязательно одном) из описанных нами четырех путей… Мы не собираемся утверждать, что перечислили все пути к радости – их гораздо больше, но мы уверены в том, что эти четыре являются наиболее распространенными и важными, а их описание должно сделать ясным то, что мы понимаем под опытом радости».

Последние три главы книги – Глава 9 «Практикум для распознавания выражений лица», Глава 10 «Обманчивые выражения лица» и Глава 11 «Как проверить собственное выражение лица» мне кажутся самыми «вкусными» в этой книге. Посудите сами:

Глава 9 – берем ножницы, клей, картонку и начинаем вырезать картинки (наподобие теста выше) из книги. Подразумевается научиться с помощью тех же иллюстраций (а их предостаточно) определять истинные эмоции быстро, не тратя время на обдумывание каждого этапа оценки эмоций.

Глава 10 – вообщем-то вся суть названия книги сконцентрирована вот в этой главе «Обманчивые выражение лица». Для того, чтобы понять, каким именно признакам следует доверять для установления лжет человек или нет (а не простонародное – «по глазам видно»), надо четко понимать причины, по которым люди контролируют выражения своего лица и методы, которые они для этого используют. И то и другое подробно раскрывается в данной главе.

Глава 11 – как проверить собственное выражение лица предлагает не менее увлекательное занятее с применением фотоаппарата:) Здесь читателю предлагается определить себя к одному (или к сочетанию) из 8ми характерных стилей выражения эмоций на лице. И сделать это можно пройдя три этапа – изготовление фото ваших выражений лица, экспертная оценка фотографий посторонними (хотела бы я на это посмотреть) и наконец, работа с зеркалом:)

Вообщем, от себя еще отмечу парочку особенностей:

  • В общественном транспорте на книжку нужна обложка – уж слишком много подозрительных взглядов в мою сторону я успела нахватать в метро, пока ее читала.
  • Непроизвольно во время чтения пытаешься эмоции отобразить на своем лице (вот как не удержаться после слов «Уголки рта оттянуты назад и вверх, щеки приподняты, нижние веки подтянуты»?) Может еще по этому на меня так странно все смотрели в метро??...

Фрагмент книги П. Экман, У. Фризен. Узнай лжеца по выражению лица. С-Пб.: Питер, 2010.

Новую книгу Пола Экмана можно назвать вторым томом нашумевшего бестселлера «Психология лжи». Она насыщена огромным количеством тщательно отобранных фотографий и специальных упражнений.

Науке известны сотни экспериментов, посвященных изучению выражения эмоций на лице. В своих предыдущих книгах мы анализировали эти исследования подробно, здесь же мы кратко опишем только те, которые имеют непосредственное отношение к теме этого издания. Информация, приведенная в настоящей главе, должна помочь разрешить сомнения скептиков относительно научной основы того, о чем говорится и что показывается в последующих главах. Эта глава также предназначена тем, кто проявляет интерес к способам изучения выражения эмоций на лице.

Какие эмоции действительно отражаются на лице?

Только ли говорит лицо о том, что человек чувствует что-то приятное или неприятное, или же оно предоставляет более точную информацию - например, какую неприятную эмоцию человек испытывает? Если справедливо второе, то сколько таких конкретных эмоций показывает лицо - шесть, восемь, двенадцать или больше? Типичный метод, используемый для определения того, какие эмоции могут читаться на лице, заключается в показе фотографий с разными выражениями лица наблюдателям, которых просят сказать, какую эмоцию они видят на каждой фотографии. Наблюдателям могут давать заранее составленный список словесных обозначений эмоций, из которого они делают свой выбор, или же для обозначения эмоций они могут выбирать любые слова, которые придут им на ум. Исследователь анализирует ответы разных наблюдателей для определения эмоций на тех или иных лицах, по поводу которых наблюдатели приходят к согласию. Исследователь может, к примеру, установить, что 80% наблюдателей использовали для описания конкретного лица слово «испуганное». По поводу выбора слова для описания другого лица может быть проявлено меньше единодушия; например, лицо, описанное половиной наблюдателей как «безразличное», может быть описано остальными наблюдателями, как выражающее другие эмоции. На основе таких результатов исследователь делает заключение о том, какие эмоции может передавать лицо.

Шесть эмоций, рассматриваемых в этой книге, - радость, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение - обнаруживались в последние тридцать лет каждым исследователем, пытавшимся составить словарь обозначений эмоций, ассоциируемых с разными выражениями лица. Существуют и другие эмоции, отображаемые на лице, например стыд и возбуждение, но они пока исследованы недостаточно основательно. Поскольку мы покажем, как проявляются на лице не только эти шесть эмоций, но также и тридцать три их различных сочетания, то в нашей книге будет представлена достаточно большая часть спектра выражения эмоций на человеческом лице.

Насколько точны суждения об эмоциях?

Определения того, какие эмоции выражаются на данном лице, недостаточно. Важно также выяснить, являются интерпретации наблюдателей правильными или нет. Когда люди смотрят на чье-то лицо и решают, что этот человек испуган, то правы они или нет? Являются ли выражения лица точными отражениями эмоционального опыта? Являются ли впечатления, получаемые при рассмотрении выражений лица, обычными стереотипами - единодушно выбираемыми, но не всегда правильными? Для изучения этих вопросов исследователю нужно найти нескольких людей, которые, как ему известно, имеют конкретный эмоциональный опыт. Он должен взять фотографии или видеозаписи изображений этих людей и показать их наблюдателям. Если суждения наблюдателей по поводу выражений лица будут соответствовать знаниям исследователя об эмоциональном опыте оцениваемого индивида, то тогда точность оценки не вызывает сомнения.

Большинство исследований точности оценки выражений лица так или иначе не смогли предоставить неопровержимых доказательств достоверности полученных результатов, обычно из-за того, что знания исследователя об эмоциональном опыте оцениваемых людей были несовершенными. В ходе нашего анализа экспериментов, проведенных за последние пятьдесят лет, мы действительно нашли логичные и неопровержимые доказательства возможности получения точных оценок выражения лица. Некоторые из этих исследований были выполнены непосредственно в нашей лаборатории. В одном эксперименте были сделаны фотографии людей с психическими заболеваниями в то время, когда их помещали в психиатрическую лечебницу, а затем еще раз, когда они приходили в спокойное состояние и готовились к выписке. Эти фотографии показывали наблюдателям, не проходившим специальной подготовки, и спрашивали их, когда были сделаны снимки каждого выражения лица - при приеме в лечебницу или при выписке. Оценки оказались точными. Затем эти же фотографии показывались другой группе наблюдателей, не предупрежденных, что они видят снимки пациентов психиатрической лечебницы, и просили этих людей оценить, какими были эмоции пациентов - приятными или неприятными. И вновь нам удалось получить точные оценки, потому что выражения лиц пациентов при приеме в лечебницу были признаны более неприятными, чем выражения тех же лиц при выписке. В следующем исследовании других наблюдателей просили оценить, насколько приятными или неприятными были выражения лиц, но показывавшиеся им лица принадлежали психиатрам-практикантам, проходившим интервью в условиях эмоционального стресса. Не зная, кто есть кто, наблюдатели оценивали выражения лиц в период стресса как более неприятные, чем выражения лиц, сфотографированных в не стрессовой фазе интервью. В совершенно другом эксперименте наблюдателям показывали два фильма о студентах колледжа. Один фильм был снят в то время, когда студенты смотрели малоприятный фильм о хирургических операциях, а другой - когда они смотрели приятный фильм о путешествиях. Наблюдатели смогли точно определить по выражениям лиц студентов, какой фильм они смотрели.

Все эти исследования были посвящены изучению спонтанных выражений лица, которые возникают естественным образом, когда человек не пытается умышленно показать на своем лице какую-то эмоцию. Но что можно сказать о тех ситуациях, в которых человек намеренно пытается изобразить на лице какую-то эмоцию, чтобы выглядеть радостным, разгневанным и т. п.? Во многих исследованиях отмечается, что наблюдатели могут точно определить, какая эмоция имелась в виду, когда человек намеренно пытался передать эмоцию с помощью выражения своего лица.

Есть ли универсальные выражения эмоций на лице?

Являются ли выражения эмоций на лице одинаковыми у всех людей независимо от их происхождения? Когда человек испытывает гнев, то будем ли мы видеть это выражение на лице независимо от расы, культуры или языка человека? Или выражения лица являются особым языком, который мы должны учить заново в каждой культуре, как нам приходится учить разговорный язык? Чуть более ста лет тому назад Чарльз Дарвин писал, что выражения эмоций на лице являются универсальными, а не усваиваемыми по-разному в разных культурах; что они биологически детерминированы и являются результатом эволюции человека. Со времен Дарвина многие авторы настойчиво выражали несогласие с этим утверждением. Однако совсем недавно результаты научных исследований позволили окончательно разрешить этот вопрос, показав, что выражения на лице по крайней мере нескольких эмоций (именно тех, которые рассматриваются в этой книге) являются безусловно универсальными, хотя при их рассмотрении можно заметить определенные культурные различия.

Исследования, выполненные в нашей лаборатории, сыграли решающую роль в разрешении спора о том, являются выражения лица универсальными или же специфическими для каждой культуры. В одном эксперименте американским и японским студентам был показан фильм, вызывающий стресс. Часть времени каждый студент смотрел фильм в одиночестве, а часть - рассказывая о своих переживаниях помощнику исследователя, принадлежавшему к той же культуре, что и студент. Измерения фактических движений мышц лица, заснятых на видео, показали, что когда студенты смотрели фильм в одиночестве, у американцев и японцев были практически идентичное выражение лица (рис. 1). Однако в присутствии другого человека, когда начинали действовать принятые в данной культуре правила управления лицом (правила отображения), между выражениями лица у японцев и американцев наблюдалось мало соответствия. Японцы маскировали выражения неприятных чувств на лице в большей степени, чем американцы. Это исследование было особенно важным для демонстрации того, что в выражении лица является универсальным, а что оказывается специфическим для каждой культуры. Универсальной характеристикой является особый внешний вид лица для каждой из основных эмоций. Но в разных культурах существуют различные представления о том, как управлять выражениями эмоций на лице и контролировать их.

Рис. 1. Пример спонтанных выражений лица японца (слева) и американца (справа) при просмотре фильма, вызывающего стресс

В другом эксперименте мы показывали фотографии лиц с разными выражениями эмоций наблюдателям из США, Японии, Чили, Аргентины и Бразилии. Наблюдатели, принадлежавшие этим разным культурам, должны были выбрать по одному слову, описывающему одну из шести основных эмоций, для каждой из фотографий, которые им показывали. Если бы выражения лица были особым языком, разным в разных культурах, то тогда выражение лица, названное американцами разгневанным , могло бы быть названо бразильцами удивленным или испуганным или могло бы вообще ничего не значить для них. Однако полученные результаты оказались абсолютно противоположными. Одни и те же выражения лица квалифицировались как отображающие одни и те же эмоции представителями всех этих стран независимо от их языка и культуры (рис. 2). По сути тот же эксперимент был проведен в то же самое время независимо от нас Кэролом Изардом с привлечением наблюдателей из восьми разных культур и принес результаты, также подтверждающие предположение об универсальности выражений эмоций на лице.

Несмотря на то что мы хотели интерпретировать наши результаты как доказательство того, что некоторые выражения лица являются универсальными, в нашем эксперименте было одно слабое место. Все обследованные нами люди имели какой-то общий визуальный контакт, обычно не напрямую, а через масс-медиа. Не исключено, что типичные выражения эмоций на лицах могли в действительности отличаться во всех обследованных культурах, но благодаря фильмам, телевидению и иллюстрированным журналам люди могли узнать, как выглядят выражения эмоций на лицах других людей. Или же выражения эмоций на лицах могли быть одинаковыми во всех обследованных нами культурах именно потому, что все люди научились, как выражать эмоции на лице, благодаря тому, что они видели одних и тех же актеров в фильмах или телепередачах и имитировали их выражения лиц. Мы не устранили вероятность того, что среди людей, не имевших возможности видеть, как выражаются эмоции на лицах звезд кино- и телеэкрана, эмоции стали бы проявляться с помощью совершенно других движений мышц лица. Единственный способ справиться с этой проблемой заключался в том, чтобы обследовать визуально изолированных людей, не имевших контактов с масс-медиа и минимально контактировавших с внешним миром.

Процент одинаковых оценок фотографий в каждой из культур

Рис. 2 . Примеры фотографий, использовавшихся в исследовании того, как оцениваются эмоции образованными представителями разных культур

США (J=99) Бразилия (J=40) Чили (J=119) Аргентина (J=168) Япония (J=29)
Страх 85% 67% 60% 54% 65%
Отвращение 92% 97% 92% 92% 90%
Радость 97% 95% 95% 98% 100%
Гнев 67% 90% 94% 90% 90%

Нами была проведена серия экспериментов в гористой местности на юго-востоке Новой Гвинеи, где мы могли найти людей, соответствовавших нашим критериям. Поскольку эти люди никогда не проходили психологических тестов и не участвовали в экспериментах, а также потому, что мы не знали их языка и работали через переводчиков, мы были вынуждены видоизменить процедуру проведения эксперимента. В других странах мы просто показывали фотографию того или другого выражения эмоции и давали наблюдателю возможность выбрать название эмоции из готового списка. В Новой Гвинее мы показывали наблюдателю три фотографии сразу, а переводчик читал вымышленную историю, ассоциируемую с этой эмоцией (например: «Мать этого человека умерла»), и просил наблюдателя показать фотографию, соответствующую этой истории. Мы обнаружили, что все эти люди выбирали одно и то же лицо для одной и той же эмоции, как это делали люди во всех других обследованных нами культурах. Имелось единственное исключение: жители Новой Гвинеи не делали различия между выражениями страха и удивления на лице.

В сходном эксперименте другим гвинейцам рассказывали историю, ассоциируемую с эмоцией, и просили каждого из них показать, как выражается эта эмоция на лице. Нами были сделаны видеозаписи этих преднамеренных выражений эмоций, четыре примера которых показаны на рис. 3. Анализ вновь показал, что одни и те же выражения лица использовались для отображения одних и тех же эмоций, что соответствовало результатам, полученным в других культурах, за исключением страха и удивления - эмоций, которые гвинейцы постоянно путали. Дальнейшие подтверждения универсальности выражений лица были получены в ходе исследования, проведенного в другой культуре западной части острова Новая Гвинея. Карл и Элеонора Хайдер, скептически относившиеся к нашим доказательствам универсальности выражения эмоций, провели те же самые эксперименты с людьми, которые были еще более визуально изолированными от мира, чем те, которых обследовали мы, и также получили подтверждения универсальности.

В итоге наши исследования, исследования Айзарда, исследования супругов Хайдер и результаты, полученные Эйбл-Эйбесфельдт (этнолог, использовавший совершенно другие методы), убедительно показали правоту Дарвина в вопросе о существовании универсальных выражений эмоций на лице.

Рисунок 3. Видеокадры, сделанные во время наших попыток зафиксировать эмоции жителей Новой Гвинеи. Каждой фотографии соответствовала своя «легенда»: верхней левой - «К вам пришел ваш друг и вы ему рады»; верхней правой - «Ваш ребенок умер»; нижней левой - «Вы разгневаны и готовы драться»; нижней правой - «Вы видите дохлую свинью, которая лежит здесь уже много дней»

Хотя внешний вид лица для каждой основной эмоции является общим для всех людей, непосредственные выражения лица могут варьироваться в разных культурах минимум в двух аспектах. То, что само по себе вызывает эмоции, обычно оказывается разным; в разных культурах люди могут испытывать отвращение или страх в ответ на разные раздражители. Кроме того, культуры различаются по тем условностям, которые люди стараются соблюдать, пытаясь контролировать или управлять внешним видом своего лица в конкретных социальных ситуациях. Люди в двух разных культурах могут испытывать печаль в случае смерти любимого человека, но одна культура может предписывать, чтобы главные участники похорон маскировали свою печаль выражением умеренной радости на своих лицах.

Как проявляется на лице каждая эмоция?

Мы начали искать доказательства существования универсальных выражений эмоций на лице, и прежде чем были завершены все исследования, мы стали выяснять, как выглядят эти универсальные выражения. Мы попробовали составить «Атлас» лица, который с помощью фотографий отображал бы каждое из универсальных выражений эмоций. Именно этот «Атлас» обеспечивает научную базу для объяснения фотографий, показанных в последующих главах этой книги. Наш первый шаг при составлении «Атласа выражений лица» состоял в изучении того, что говорили другие о внешнем виде лица для каждой из основных эмоций. Одни авторы описывали, какие мышцы сокращались при отображении тех или иных эмоций, а другие концентрировали внимание только на внешнем виде лица. Но никто не занимался систематическим изучением всех мышц или всех последующих изменений во внешнем виде лица при отображении шести основных эмоций.

Суммируя все, что было описано Дарвином, Дюшенном, Хубером, Плучиком, мы увидели часть вырисовывающейся картины. Мы составили таблицу, в которой перечислялись все мускулы лица и шесть эмоций, и внесли в нее все, что эти авторы писали о каждой из мышц, участвующем в отображении каждой из эмоций. Однако в таблице оставалось много пробелов, связанных с полным отсутствием информации о работе конкретных мышц, обеспечивающих отображение конкретных эмоций на нашем лице. Работая вместе с Сильваном Томкинсом, мы сумели заполнить эти пробелы информацией, которую обеспечили нам наши межкультурные исследования и наши общие впечатления.

На следующем этапе мы сфотографировали модели, которых проинструктировали, как им следует двигать мышцами лица. Мы раздельно сфотографировали три области лица, способные двигаться независимо от остальных: брови - лоб; глаза - веки и переносица; и нижнюю часть лица, включая щеки, рот, большую часть носа и подбородок. Законченный «Атлас» содержит фотографии этих трех разных областей лица, причем каждая фотография отображает одну из шести эмоций. Нетрудно понять, что для каждой эмоции в «Атласе» имеется более одной фотографии минимум одной части лица. Например, для удивления имеется одна фотография бровей - лба, одна фотография глаз - век - переносицы и четыре фотографии нижней части лица.

Следующий очевидный вопрос касался корректности самого «Атласа». Действительно ли шесть эмоций - радость, печаль, гнев, страх, отвращение и удивление - можно составить из внешних проявлений лица, перечисленных в «Атласе»? Действительно ли показанное в «Атласе» внешнее выражение отвращения всегда возникает вместе с выражением страха и т. д.? Мы провели четыре эксперимента для проверки. В двух экспериментах мы пытались доказать достоверность, демонстрируя, что измерения лица с помощью «Атласа» согласовывались с другими свидетельствами субъективного эмоционального опыта индивидов, лица которых нами измерялись. Эти эксперименты исследовали эмпирическую достоверность «Атласа».

Два других эксперимента были посвящены исследованию социальной достоверности «Атласа». Не пытаясь доказать, что измерения, выполненные с помощью «Атласа», соответствуют опыту индивида, мы выясняли, действительно ли измерения с помощью «Атласа» могут предсказать, что наблюдатели думают о чувствах человека, когда они смотрят на его лицо. Хотя эмпирическая и социальная достоверности должны коррелировать, наличие связи между ними не является обязательным. Мы можем не показывать другим людям (по крайней мере, постоянно), что мы чувствуем на самом деле. Таким образом, нам было необходимо изучить и эмпирическую, и социальную достоверности.

Исследования эмпирической достоверности основывались на материалах, собранных в ходе одного из описанных ранее межкультурных исследований выражений лица. Студенты из США и Японии в одиночку смотрели приятные и неприятные фильмы, в то время как выражения их лиц фиксировались на видео. Из их ответов на вопросы анкеты, полученных после эксперимента, стало ясно, что при просмотре этих двух фильмов они испытывали очень разные эмоции. При описании своих реакций на фильм о путешествиях они говорили, что он был интересным, приятным и заставил их почувствовать умеренную радость. При описании реакций на фильм о хирургических операциях они сообщали, что они испытывали такие чувства, как отвращение, боль, страх, уныние и удивление. Если «Атлас лиц» является достоверным, то измерения, проведенные с его помощью, должны были бы показать различие между выражениями лиц, появлявшимися у студентов, переживавших эти два разных набора эмоций.

Все движения мышц лица на видеопленке были выделены особым образом, их длительности были измерены, а сами они классифицированы в терминах, используемых в «Атласе». Эта процедура измерения выполнялась в режиме замедленного просмотра, при этом измерения проводились отдельно для трех областей лица тремя техническими работниками. Проведение такого точного измерения требовало около пяти часов времени в расчете на одну минуту записанных на видео изменений лица. Результаты были предельно ясными. Измерения с помощью «Атласа лица» четко показывали различия двух эмоциональных состояний: возникавшего при просмотре фильма о путешествиях и возникавшего при просмотре фильма, вызывавшего стресс. Кроме того, использование «Атласа» оказалось в равной степени успешным при работе с выражениями лиц и японских, и американских студентов - как это и должно было быть, потому что «Атлас» создавался с целью показать универсальные выражения эмоций на лице. Однако недостаток эксперимента состоял в том, что он не позволил определить, правильно ли «Атлас» отображает состояние лица для каждой из шести эмоций. Эксперимент лишь показал, что «Атлас» позволяет различать неприятный и приятный эмоциональный опыт.

Второе наше исследование эмпирической достоверности позволило частично справиться с этим недостатком. Мы воспользовались результатами одного исследования психологии эмоций, указывавшими на то, что существуют совершенно разные модели ускорения и замедления сердцебиений для эмоций удивления и отвращения. Измерения сердечного ритма и проводимости кожи были сделаны нами у американских и японских студентов во время просмотра ими двух разных фильмов: приятного и вызывающего стресс. Если «Атлас» правильно описывает лица людей, испытывающих удивление и отвращение, то когда «Атлас» указывает, что такие выражения действительно возникают, в каждом случае должны наблюдаться разные модели изменения ритма сердцебиений. При исследовании моделей изменения ритма сердцебиений, соответствовавших выражениям лица, которые «Атлас» представлял как вызванные либо удивлением, либо отвращением, результаты полностью отразили предсказанные различия.

Хотя второе исследование действительно указывает на доказательство достоверности «Атласа» для эмоций удивления и отвращения, оно не показывает, что «Атлас» обязательно сохраняет свою достоверность применительно к другим эмоциям: гнева, радости, печали и страха. Логично было бы полагать, что если «Атлас» демонстрирует свою достоверность применительно к удивлению и отвращению, то он должен быть в такой же степени достоверен для других эмоций, потому что составлялся с применением одного и того же метода для всех шести эмоций. Но нам были нужны реальные доказательства и поэтому мы провели третье исследование «Атласа» - на этот раз для оценки его социальной достоверности. Можно ли с помощью «Атласа» предсказать, как наблюдатели станут интерпретировать выражения лица?

Нами были собраны фотографии, сделанные разными исследователями выражений лица. Затем эти фотографии были показаны наблюдателям, которых просили определить, какая из шести эмоций представлена на каждой из них. Для дальнейших исследований оставлялись только те фотографии, в оценке которых наблюдатели проявляли полное единодушие. Но если «Атлас» правильно описывает внешние проявления каждой из шести эмоций, то тогда измерения, проведенные с его помощью, должны были предсказывать те эмоции, которые наблюдатели видели на каждой из этих фотографий. Измерения с помощью «Атласа» проводились раздельно для каждой из трех частей лица тремя независимыми специалистами, и на их основании были сделаны интересовавшие нас предсказания. Оказалось, что «Атлас» успешно предсказал эмоции, которые видели наблюдатели на фотографиях различных выражений человеческого лица.

Четвертое исследование было очень похоже на одно из исследований, описанных нами выше, с той лишь особенностью, что в нем анализировались выражения лиц студентов-медиков, которых просили отобразить на лице проявление шести основных эмоций. Для каждой фотографии «Атлас» должен был определить, какую эмоцию собирался выразить на лице студент. Измерения, сделанные с помощью «Атласа», позволили успешно решить эту задачу.

В то время как мы проводили эти эксперименты, независимо от нас шведский анатом Карл-Герман Хьортсо, используя совершенно другие методы, работал над той же самой проблемой. Он фотографировал свое лицо в моменты сокращения каждой из мышц лица. Затем Хьортсо анализировал каждую из этих фотографий и определял, какая эмоция на ней отображена. После чего на основе своих оценок он описал в собственном атласе выражения лица для каждой из эмоций. Когда мы недавно встретились с Хьортсо, мы к нашему общему удовольствию обнаружили, что наши атласы почти полностью совпадали.

Как контролируется выражение эмоций на лице?

Как мы можем отличить реальное выражение эмоции на лице от симулируемого? Когда человек не чувствует того, что он изображает, и пытается ввести нас в заблуждение относительно своих переживаний? Есть ли способ выявить его реальные чувства по выражению его лица? Другими словами, возможна ли «утечка информации» с лица?

Этой проблемой мы занимались в течение многих лет. Мы начинали с видеозаписей выражений лица пациентов психиатрических лечебниц, сделанных во время их интервьюирования. Иногда последующие события свидетельствовали о том, что пациенты вводили интервьюера в заблуждение относительно своих чувств. Изучение таких видеофильмов заложило основу для теории невербальной утечки информации, позволяющей судить по выражению лица или движениям тела человека о тех чувствах, которые он пытается скрыть. Мы проверяли эту теорию в течение последних лет, изучая интервью, в ходе которых один человек преднамеренно скрывал от другого негативные эмоции, которые он испытывал при просмотре крайне неприятных, вызывающих стресс фильмов. В ходе такого эксперимента испытуемые пытаются убедить интервьюера в том, что фильм, который они посмотрели, был очень приятным и что они наслаждались им.

Исследование этих интервью, конечно, не может считаться завершенным; еще предстоит проверить многие наши гипотезы. Однако имеющиеся на сегодняшний день результаты согласуются с более ранними результатами исследований интервью с пациентами психиатрических лечебниц.

В основе материалов главы «Обманчивые выражения лица» лежат исследования нашей теории и анализ выражений лиц людей, пытающихся лгать.

Как переживаются эмоции?

Непосредственно мы сами этот вопрос не изучали, но, планируя составление этой книги, полагали, что сможем воспользоваться результатами, представленными в научной литературе. К нашему разочарованию, обнаружилось, что, несмотря на наличие большого числа теорий эмоций и исследований эмоций, некоторым фундаментальным вопросам не уделяется достаточного внимания. Например, какие события вызывают каждую из эмоций? Каковы возможные вариации интенсивности каждой эмоции? Как различаются ощущения каждой эмоции? Каковы вероятные действия людей, испытывающих гнев, отвращение, страх и т. п.?

В литературе имелись какие-то ответы или идеи, относящиеся по крайней мере к некоторым эмоциям. Наиболее полезными оказались работы Дарвина и Томкинса. Многое из того, что мы написали, неминуемо должно было стать экстраполяцией результатов наших собственных экспериментов и многолетних размышлений о шести эмоциях, выражения которых мы изучали. В каждой из последующих глав мы рассказываем об опыте переживания каждой эмоции, о том, что известно науке и что еще предстоит изучить. Многие наши друзья и коллеги, прочитав эти главы, обнаруживали, что изложенные в них факты хорошо согласуются с тем, что они наблюдали в своей жизни и в жизни известных им людей. Вы сможете определить ценность этих рассуждений, сравнив их с вашим личным опытом и опытом ваших друзей. Если что-то из сказанного здесь (к примеру, о гневе) противоречит вашему опыту или опыту ваших друзей, то, возможно, мы не правы. Если же это противоречит вашему опыту, но имеет смысл для ваших друзей, то вы узнаете, в чем проявляется специфичность переживания данной эмоции лично вами (или вашими друзьями).

© П. Экман. У. Фризен. Узнай лжеца по выражению лица. С-Пб.: Питер, 2010.
© Публикуется с разрешения издательства