Для вентиляции        24.09.2019   

К работе З. Фрейд "Вытеснение". Защитные механизмы по Фрейду с примерами. Книги по психологии, которые стоит прочитать

Сегодня мы начнем разговор о Психологических защитах высшего порядка .

Первой защитой о которой пойдет речь будет

ВЫТЕСНЕНИЕ.

О таком защитном механизме, как «ВЫТЕСНЕНИЕ» слышали, наверное, все. «О, да ты это вытеснил, говорим мы своим знакомым, когда те не могут вспомнить что-нибудь простое, например чей-то телефон или имя, или куда они положили какую-либо вещь.
Если попытаться дать короткое определение этой защите, то получится примерно это:
Вытеснение – одна из психологических защит высшего порядка. Она характеризуется тем, что при ее реализации происходит устранение (вытеснение) неприемлемых (пугающих) драйвов, влечений и переживаний из сознания человека и удерживается на расстоянии от него (сознания).

Вытеснение – это основная защита высшего порядка. Исследования и описания этой защиты имеет долгую историю. Она одной из первых привлекла внимание Фрейда, когда он изучал причины возникновения симптомов у пациентов, страдающих неврозами.
Одной из первых гипотез была такая, что если сделать бессознательное сознательным, выяснить нечто вытесненное (желания, влечения мысли, информацию), стоящее за симптомом, то симптом исчезает. Эта идея многократно прославлена в художественных фильмах, когда герой, при помощи аналитика вспоминал-узнавал давно забытые факты жизни (обычно связанные с ужасами, насилием или катастрофами) и, как по мановению волшебной палочки, оказывался здоров. К сожалению в реальности так не бывает.

Если бы все было так просто и вытесненные желания, влечения, мысли и фантазии навсегда исчезали за дверями нашего сознания и затем никогда не давали о себе знать, то психических и психологических страданий было значительно меньше. Но история с буйным студентом имеет продолжение.

Подумайте о том, что с удалением нарушителя и с установлением стражи перед дверью дело еще может не кончилось. Может случиться, что выставленный, огорченный и решивший ни с чем не считаться, еще займет наше внимание. Правда, его уже нет среди нас, мы отделались от его иронического смеха, от его замечаний вполголоса, но в известном отношении вытеснение осталось без результата, так как он производит за дверьми невыносимый шум, и его крики и стук кулаками в дверь еще более мешают моей лекции, чем его прежнее неприличное поведение. При таких обстоятельствах мы с радостью будем приветствовать, если наш уважаемый президент д-р Стэнли Холл возьмет на себя роль посредника и восстановителя мира. Он поговорит с необузданным парнем и обратиться к нам с предложением вновь впустить его, причем он дает слово, что последний будет вести себя лучше. Полагаясь на авторитет д-ра Холла, мы решаемся прекратить вытеснение, и вот снова наступает тишина. Это и на самом деле вполне подходящее представление той задачи, которая выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов.
Говоря прямо, исследования истериков и других невротиков приводит нас к убеждению, что им не удалось вытеснение идеи, с которой связано несовместимое желание. Они, правда, устранили ее из сознания и из памяти
[естественно, из той части памяти, которая доступна сознанию – Dr_Grig] и тем, казалось бы, избавили себя от большого количество неудовольствия, но в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать и ждет только первой возможности сделаться активным и послать от себя в сознание искаженного, ставшим неузнаваемым заместителя. К этому-то замещающему представлению вскоре присоединяются те неприятные чувствования, от которых можно было считать себя избавленным благодаря вытеснению. Это замещающие вытесненную мысль представление - симптом - избавлено от дальнейших нападений со стороны обороняющегося "Я", и вместо кратковременного конфликта наступает бесконечное страдание.

Если продолжать аналогию Фрейда, возмутитель спокойствия может оказаться куда хитрее. Если вдруг не нашлось доброго и мудрого доктора Холла, который смог с ним договориться, то «вытесненный» из аудитории студент может биться в дверь аудитории, делая таким образом дальнейшую лекцию невозможной. Он может попытаться обмануть строгих стражей у дверей, например, проникнув в аудитории во время обеда. Тогда история повторится – он опять начнет шуметь, топать ногами, отпускать шуточки, а стражам снова придется прилагать усилия, чтобы выдворить его из аудитории. Обиженный возмутитель спокойствия может изменить внешность, надеть парик или женское платье и обманом проникнуть в аудиторию и, оставаясь незамеченным, движимый обидой за свое выдворение может совершать в аудитории какие-нибудь гадости. Если изгнанных студентов несколько, то они могут объединяться и уже вместе шуметь за дверью и делать всякие пакости.

С позиций психоанализа, вытесненное из сознания переживание вытесняется из сознания - забывается, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (психоаналитики называют эту направленную энергию - катексис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, - так формируются психические комплексы. Я (Эго) вынужденно постоянно поддерживать процесс вытеснения и тратит на это процесс много сил и энергии. (При прояснении вытесненного материала человеку становится легче в том числе и в следствие того, что освобождается много энергии, которую можно тратить на жизнь, а не удержание чего-либо вне сознания).

Все вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает там насовсем и не разбирается на составные кирпичики, а сохраняется и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени может происходить "возвращение вытесненного" на уровень сознания. Это могут быть отдельные симптомы, сновидений, ошибочных действий и др. В том числе при ослаблении защитных механизмов вытесненная информация может возвращаться в сознание. Например, во время болезни, при интоксикации (например, алкогольной), или во время сна.

Итак. Если внутренняя ситуация или внешние обстоятельства сильно огорчительны или приводят пациента в замешательство, то возможно, что они будут намеренно отправлены в бессознательное. Вытеснение может быть применено как ко всему опыту целиком, так и к его отдельным частям. Например, к чувствам, связанным с опытом, или к желаниям и фантазиям, ассоциированным с опытом.
Хорошо известны примеры глобального действия вытеснения, например, человек переживший насилия совершенно не помнит, что с ним произошло. Это и случаи посттравматического стресса, когда вытеснение действует таким образом, что человек не может вспомнить конкретные шокирующие события, произошедшие с ним, но они причиняют ему боль, депрессию и могут прорываться в виде вспышек воспоминаний.

Сейчас, в терапии, термин вытеснении, в большей степени применяют к внутренним «идеям», чем к травме. (Хотя травму никто не отменял). С помощью вытеснения ребенок (да и взрослый тоже) справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями и фантазиями. Например, таковым может оказаться желание уничтожить своего недавно родившегося брата, чтобы прекратить его посягательства и самому безраздельно обладать мамой.
Еще один пример. У витрины с дорогими шикарными часами стоят два человека. Один восхищается ими и спокойно фантазирует, как бы их можно было украсть, другой же стремглав бежит от витрины, в страхе, что будет не в состоянии проконтролировать свое желание.

Вытеснение – это важное средство, при помощи которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное. И если следовать нашему примеру, то от витрины бежит человек, который так и не научился это как следует делать.
Современные аналитики считают, что для нормального функционирования «вытеснения» «Я» (область психики) человека должно достигнуть определенного уровня развития и силы, человек должен достигнуть чувства целостности и непрерывности собственного “Я”, прежде чем сможет отсылать в бессознательное и удерживать от сознания беспокоящие его импульсы.
У людей, ранний опыт которых не позволил им приобрести эту силу, идентичность и непрерывность, неприятные чувства имеют тенденцию сдерживаться при помощи более примитивных защит – отрицание, проекция, расщепление.
Во всех вариантах вытеснения: 1) В случаях тотального забывания тяжелой непереносимой травмы; 2) В нормальном процессах развития, позволяющих ребенку отказаться от инфантильных стремлений и искать объекты любви вне семьи; а также 3) В обыкновенных, а часто и забавных примерах действия репрессии, можно разглядеть основную адаптационную природу этого процесса.

Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.
Проблемы возникают только тогда, когда защита перестает быть адаптивной, а начинает мешать и создавать проблемы.
Это бывает, когда она:
1) Не справляется со своей функцией (например, надежно удерживать беспокоящие мысли вне сознательного так, чтобы человек мог заниматься делом, приспосабливаясь к реальности);
2) Стоит на пути определенных позитивных аспектов жизни;
3) Действует, так, что исключает другие, более удачные способы преодоления трудностей. Свойство чрезмерно полагаться на репрессию, а также на другие защитные процессы, нередко сосуществующие с ней, в целом считается отличительной чертой истерической личности и, по всей видимости, требует профессиональной помощи психотерапевта.

Мнение о том, что в психике человека подвергается вытеснению и как работает эта защита менялось вслед за изменением представлений об устройстве психики. Вначале Фрейд, как психотерапевт и психоаналитик, пытался способствовать тому, чтобы истерические пациенты осознали травматические события своей жизни во всех подробностях. Вспоминали потребности и чувства, которые они вытесняют. Добытая таким образом «неприемлемая» информация затем обсуждалась. Занимаясь психотерапией с такими пациентами, Фрейд первоначально пришел к выводу, что вытеснение является причиной тревоги. Согласно его исходной механистической модели, тревога, часто сопутствующая истерии, обусловлена подавлением сдерживаемых драйвов и аффектов. Эти чувства не подвергаются разрядке и, следовательно, поддерживают постоянное состояние напряжения.

Позже, когда Фрейд пересмотрел свою теорию в свете накопленных клинических наблюдений, он изменил собственную версию понимания причины и следствия, полагая, что вытеснение и другие механизмы защиты являются скорее результатом, чем причиной тревоги. Иными словами, предсуществующий страх порождает необходимость забыть, вытеснить. Эта более поздняя формулировка понимания репрессии как элементарной защиты Эго, средства автоматического подавления бесчисленных страхов, просто неизбежных в нашей жизни, стала общепринятой психоаналитической предпосылкой. Тем не менее, исходный постулат Фрейда о репрессии как причине тревоги не лишен некоторой интуитивно ощущаемой истины: чрезмерное вытеснение создает не меньше проблем, чем решает.

Борьба с вытеснением, прояснение забытого материала – некоторым кажется это и есть психоанализ. Разочарую – это совсем не так. Конечно, дров в огонь подбрасывают фильмы о психоаналитиках. Это не так. Прояснение вытесненного материала небольшая, наверное, не главная, хотя и важная, но лишь часть психотерапии

Психика человека – тонкая структура, которая находится под постоянным влиянием самого человека и его окружающей среды, при этом функционирует самостоятельно. Многое человеком не осознается и не понимается, особенно если виден только результат без осознанности процесса его формирования. Вытеснение является психологической формой защиты психики человека от внешних стрессовых факторов, на примерах чего можно ознакомиться с ее результатами.

У психики есть несколько способов самозащиты. Что это такое? Интернет-журнал сайт обращает внимание читателей на то, что происходит помимо их воли. Психика с самого детства защищает человека от различных психических травм. Поскольку ребенок является самым уязвимым существом, его психические защиты работают намного быстрее и свободнее, нежели у взрослого человека.

Под психологическими механизмами защиты понимаются программы избегания стрессовых и травмирующих факторов. И здесь у психики есть несколько способов, как это сделать:

  1. Игнорирование.
  2. Проекция.
  3. Фиксация.
  4. Регресс.
  5. Вытеснение, или подавление.

Вытеснение является одним из распространенных форм защиты, к которой индивид может сам прибегать осознанно. Только в таком случае, скорее всего, подавление будет происходить некачественно, каждый раз напоминая о себе в критических ситуациях. Если же речь идет об естественном механизме вытеснения, когда информация уходит в подсознание и не может быть воспроизведена человеком по его воле, тогда психика ненадолго защитится от стрессовых внешних раздражителей, только не сможет избавить человека от переживаний, которые будут возникать при каждом столкновении с подобными раздражителями.

Ярким примером вытеснения может быть раздражительность человека на малозначительный фактор. К примеру, взрослый мужчина каждый раз раздражается, когда ему звонит мать. Со стороны многим людям может показаться его раздражительность беспочвенной. Мать только звонит, а ее сын уже взбешен. Однако если обратиться к подсознательным программам, то может выясниться, что психика затолкнула туда все ситуации, когда мать различными своими действиями портила жизнь, настроение своему сыну. И теперь у сына просто выработался условный рефлекс при виде всего лишь одного упоминания об его маме.

Смежность раздражителей – обязательное условие формирования условных рефлексов. Как вы полагаете, выработался бы рефлекс у павловских собак, если бы пищу (безусловный раздражитель) приносили спустя 15 минут после звонка (условный раздражитель) или если бы звонок давали уже после кормления? Для установления ассоциативных связей условный стимул должен действовать непосредственно перед или одновременно с безусловно-рефлекторной реакцией.

Каждое из предположений можно рассматривать как особую методику выработки рефлексов, причем не самую эффективную. Действие безусловного раздражителя перед условным называется обратным обусловливанием, в результате образуются очень слабые ассоциации (если вообще образуются). Звонок задолго до кормления называется следовым обусловливанием. Этот метод также неэффективен.

Для формирования устойчивых ассоциаций необходимо следующее:

  • Следить за тем, чтобы условный раздражитель действовал непосредственно перед безусловным и между ними не было «разрывов». Тогда оба раздражителя будут восприниматься как смежные.
  • Многократно и часто применять воздействие смежными раздражителями. Устойчивость ассоциативных связей прямо пропорциональна частоте и количеству повторений.
  • Использовать сильный условный раздражитель.

Стоит предостеречь от кажущейся легкости метода условных рефлексов. На первый взгляд все просто: вы действуете сильным условным раздражителем непосредственно перед безусловным, многократно повторяете всю процедуру – и условный рефлекс сформирован. Согласно смежности раздражителей, при соблюдении упомянутых выше условий должны образоваться ассоциативные связи. Все было бы очень просто, если бы не некий студент-старшекурсник по имени Роберт Рескорла, который усомнился в том, что смежности раздражителей достаточно для формирования рефлекса. Он предложил добавить к перечисленным выше правилам еще одно – правило предсказуемости.

Рескорла предположил, что условный стимул должен не только совмещаться с безусловным, но и точно предсказывать его. Если в одной серии опытов временные промежутки между условным и безусловным раздражителями неравномерны (1 минута, 7 минут, 2 минуты, 12 минут и т. д.), безусловный стимул будет предсказуем. Условный раздражитель должен применяться таким образом, чтобы организм ожидал появления безусловного раздражителя с определенной долей уверенности.

Рескорла не остановился на достигнутом. Некоторое время спустя, совместно с другим психологом Аланом Вагнером, он внес еще один вклад в теорию обучения. Согласно концепции Рескорлы-Вагнера, эффективность условного стимула прямо пропорциональна его неожиданности. Если условный раздражитель предсказывает безусловный, между ними устанавливаются ассоциативные связи. На первом этапе ассоциации быстро крепнут. Затем, по мере привыкания субъекта к условному стимулу, прочность ассоциаций перестает возрастать. Условный раздражитель становится более ожидаемым и соответственно менее эффективным.

Что такое вытеснение?

Понятие «вытеснение» было введено Зигмундом Фрейдом. Под данным термином понимается психологическая защита с целью активного забывания. Из человеческой памяти словно стирается некоторое событие или фактор, который вызывает резко отрицательные неприятные переживания у человека.

Другими понятиями вытеснение определяется как:

  • Репрессия.
  • Подавление.

Суть вытеснения заключается в том, что психика направляет силы на забывание той информации, которая причиняет боль и сильные переживания, переводя ее в подсознательную часть. Поскольку мозг не может полностью забыть поступившую в него информацию, он может лишь перевести ее из сознательной сферы в подсознательную.

Делается это для того, чтобы психика человека пришла к своему равновесию, поскольку при наличии определенных мыслей или воспоминаний у индивида возникают глубокие и сильные переживания, эмоции, страдания. Следует напомнить о том, что вытеснение является всего лишь одним из способов устранения негативной информации из памяти. У одного человека произойдет вытеснение, а у другого сработает другая форма защиты, например, фиксация.

Вытеснение в психоанализе

Механизм вытеснения, который был предложен Фрейдом, является одним из факторов изучения в психоанализе. При проведении бесед с клиентом психоаналитик обращает внимание на то, что было вытеснено его сознание. Вытеснением в психоанализе называется защитный механизм психики, которая не желает переживать тревогу и страхи в реальном мире, поэтому вытесняет воспоминания в область подсознания.

Вытеснением считается акт регрессии, при котором в противоречие вступают реальные события и внутренние желания, инстинкты, интересы. Когда человек не может справиться с внутренним конфликтом, тогда возникает вытеснение – психика переносит воспоминания в неосознанное пространство, чтобы не вызывать острых ощущений.

Чтобы представить себе механизм вытеснения, следует привести метафору. Проходит лекция, на которой один из слушателей громко разговаривает и шумит, пока лектор излагает материал. Когда лектору надоедает слушатель, он останавливается излагать материал и ставит ультиматум: пока слушатель не успокоится, он не будет дальше читать лекцию. В аудитории находятся другие слушатели, которые становятся посредниками и выдворяют за дверь громкого слушателя. Лекция продолжается, все довольны.

  1. Лектор в данной ситуации является сознанием.
  2. Слушатель, который шумел, — неприятным воспоминанием.
  3. Слушатели, которые выпроводили нарушителя, — психикой.
  4. Территория за дверью – подсознанием.

Слушатель, которого выгнали, хочет вернуться обратно. Но на его пути становятся стражники (другие слушатели). Однако это не становится преградой, ведь шумный слушатель продолжает искать способы, как снова попасть в аудиторию: он ждет, когда «стражники» уснут, пойдут переодеваться, отлучатся на обед и т. д.

Все это является иллюстрацией того, как сначала информация загоняется в область подсознания, когда она становится мешающей и неугодной сознанию, а затем снова всплывает в памяти в различных образах, когда ей это удается. Вытесненная информация никуда не исчезает и не пропадает. Она просто ждет момента, когда психика ослабит свою защиту, и тогда она сможет вырваться наружу. Причем как именно информация всплывет в сознании, уже будет другим вопросом.

Однако есть такой вариант решения проблемы: когда лектор договаривается с шумным слушателем, чтобы устранить проблему на взаимовыгодных условиях. Тогда информация возвращается в сознательную память и становится просто воспоминанием, к которому человек спокойно относится. Именно данной трансформацией и занимается психоаналитик.

Неврозы являются результатом вытеснения. Если человек не принимает какую-то информацию, не может ее пережить, спокойно относиться, тогда она вытесняется (то есть забывается). Зачастую такое вытеснение происходит в детском возрасте, однако в последующие годы человек продолжает решать эту же проблему, когда снова и снова сталкивается с ситуациями, которые вызывают у него тревогу, которую он вытеснил. Нужно понять ту информацию, которая была вытеснена, чтобы устранить невротическое состояние и отправить ее в прошлое.

Вытеснение как психологическая защита

Вытеснение считается главным механизмом защиты психики, когда выполняются две функции:

  1. Предотвращаются негативные переживания за счет удаления из сознания в область бессознательного травмирующей информации.
  2. Контроль и удерживание травмирующей информации в области подсознания.

Примерами вытеснения могут быть ситуации после физического или сексуального насилия, ПТСР, военные действия и пр. Однако информация никуда не девается. Периодически она всплывает в памяти, человек может испытывать беспричинную тревогу, видеть кошмары или подолгу не засыпать.

С одной стороны вытеснение является способом адаптации психики к окружающим условиям. С другой стороны подавление мешает человеку развиваться, становиться сильнее и совершеннее, использовать свой прошлый опыт в теперешней жизни, а также устранять конфликты как внутри себя, так и во внешнем мире.

Итог

Психика все делает ради блага своего хозяина. Однако и человеку нужно постараться сделать все для гармонизации своей психики. Здесь нужно изъять информацию из подсознания, чтобы направить ее на решение проблемы, которая больше не будет волновать.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Защитные механизмы человеческой психики направлены на уменьшение отрицательных и травматичных переживаний и проявляются на бессознательном уровне. Этот термин был введен Зигмундом Фрейдом , а затем более глубоко разработан его учениками и последователями, в первую очередь Анной Фрейд . Попробуем разобраться, когда эти механизмы полезны, а в каких случаях они тормозят наше развитие и лучше реагировать и действовать осознанно.

сайт расскажет о 9 основных видах психологической защиты, которые важно вовремя осознать. Именно этим и занимается большую часть времени в своем кабинете психотерапевт - помогает клиенту осмыслить защитные механизмы, которые ограничивают его свободу, спонтанность реагирования, искажают взаимодействие с окружающими людьми.

1. Вытеснение

Вытеснение - это устранение из сознания неприятных переживаний. Оно проявляется в забывании того, что причиняет психологический дискомфорт. Вытеснение можно сравнить с плотиной, которую может прорвать - всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу. И психика затрачивает огромное количество энергии на их подавление.

2. Проекция

Проекция проявляется в том, что человек неосознанно приписывает свои чувства, мысли, желания и потребности окружающим людям. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.

Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера.

3. Интроекция

Это склонность неразборчиво присваивать чужие нормы, установки, правила поведения, мнения и ценности без попытки разобраться в них и критически переосмыслить. Интроекция похожа на заглатывание огромных кусков пищи без попытки ее разжевать.

Все образование и воспитание построено на механизме интроекции. Родители говорят: «Не суй пальцы в розетку, не выходи на мороз без шапки», - и эти правила способствуют выживанию детей. Если же человек во взрослом возрасте «заглатывает» чужие правила и нормы без попытки понять, насколько они подходят лично ему, он становится не способен различить, что действительно чувствует и чего хочет сам и чего хотят другие.

4. Слияние

В слиянии отсутствует граница между «я и «не-я». Есть только одно тотальное «мы». Наиболее четко механизм слияния выражен в первый год жизни ребенка. Мать и дитя находятся в слиянии, что способствует выживанию маленького человека, потому что мама очень тонко чувствует потребности своего ребенка и реагирует на них. В данном случае речь идет о здоровом проявлении этого защитного механизма.

А вот в отношениях мужчины и женщины слияние тормозит развитие пары и развитие партнеров. В них сложно проявлять свою индивидуальность. Партнеры растворяются друг в друге, и из отношений рано или поздно уходит страсть.

5. Рационализация

Рационализация - это попытка подобрать разумные и приемлемые причины возникновения неприятной ситуации, ситуации провала. Целью этого защитного механизма являются сохранение высокого уровня самооценки и убеждение себя в том, что мы не виноваты, что проблема не в нас. Понятно, что более полезным для личностного роста и развития будет взять ответственность за произошедшее на себя и извлечь уроки из жизненного опыта.

Рационализация может проявляться как обесценивание. Классический пример рационализации - басня Эзопа «Лиса и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, объясняя это тем, что виноград «зеленый».

Гораздо полезнее и для себя, и для общества написать стихи, нарисовать картину или просто нарубить дров, нежели напиться или отлупить более удачливого соперника.

9. Реактивное образование

В случае с реактивным образованием наше сознание защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: сначала неприемлемый импульс подавляется, а затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный, при этом достаточно гипертрофированно и негибко.

Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения; б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.

Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви).

Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Механизм психологической защиты ПОДАВЛЕНИЕ развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. В кластер подавления входят близкие к нему механизмы: ИЗОЛЯЦИЯ и ИНТРОЕКЦИЯ. Изоляция подразделяется некоторыми авторами на ДИСТАНЦИРОВАНИЕ, ДЕРЕАЛИЗАЦИЮ и ДЕПЕРСАНОЛИЗАЦИЮ, которые можно выразить формулами: "это было где-то далеко и давно, как бы не наяву, как будто не со мной". В других источниках эти же термины применяются для обозначения патологических расстройств восприятия.

Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность - сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п.

Нем.: Verdr?ngung. - Франц.: refoulement. -Англ.: repression. 6n. - Итал.: rimozione. - Португ.: recalque или recalcamento. Исп.: represion.

o А) В узком смысле слова - действие, посредством которого субъект старается устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Вытеснение возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечения само по себе приятно, но может стать неприятным при учете других требований.

Вытеснение особенно наглядно выступает при истерии, но играет важную роль и при других душевных расстройствах, равно как и в нормальной психике. Можно считать, что это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики.

Б) В более широком смысле слова "вытеснение" у Фрейда иногда близко "защите"*: во-первых, потому что вытеснение в значении А присутствует, хотя бы временно, во многих сложных защитных процессах ("часть вместо целого"), а во-вторых, потому что теоретическая модель вытеснения была для Фрейда прообразом других защитных механизмов.

o Разграничение между этими двумя значениями термина "вытеснение" предстает как нечто неизбежное, если вспомнить, как сам Фрейд в 1926 г. оценивал свое собственное использование понятий "вытеснение" и "защита": "Я полагаю, что у нас есть основания вновь обратиться к старому термину "защита" для обозначения любых приемов, используемых Я при конфликтах, которые могут приводить к неврозам, тогда как "вытеснением" мы называем тот особый способ защиты, с которым нам удалось лучше всего ознакомиться в начале избранного нами исследовательского пути" (1). Все это, однако, не учитывает развития взглядов Фрейда на проблему отношения между вытеснением и защитой. По поводу этой эволюции уместно сделать следующие замечания:

1) в текстах, написанных ранее "Толкования сновидений" (Die Traumdeutung, 1920), частота употребления слов "вытеснение" и "защита" примерно одинакова. Однако лишь изредка они используются Фрейдом как вполне равнозначные, так что ошибочно было бы считать, полагаясь на это более позднее свидетельство Фрейда, что в тот период ему было известно лишь вытеснение как особый способ зашиты при истерии и что тем самым частное принималось им за общее. Прежде всего Фрейд уточнил тогда различные виды психоневроза - в зависимости от четко различных способов защит, среди которых вытеснение не упоминается. Так, в двух текстах, посвященных "Психоневрозам защиты" (1894, 1896), именно конверсия* аффекта представлена как защитный механизм при истерии, смещение аффекта - как механизм невроза навязчивых состояний, тогда как при психозе Фрейд обращает внимание на такие механизмы, как отвержение (verwerfen) (одновременно и представления, и аффекта) или же проекция. Помимо того, слово "вытеснение" иногда обозначает оторванные от сознания представления, образующие ядро отдельной группы психических явлений, - этот процесс наблюдается как при неврозах навязчивых состояний, так и при истерии (2).

Понятия защиты и вытеснения оба выходят за рамки какого-либо отдельного психопатологического расстройства, но происходит это по-разному. Защита с самого начала выступала как родовое понятие, обозначающее тенденцию, "... связанную с наиболее общими условиями работы психического механизма (с законом постоянства)" (За). Она может иметь как нормальные, так и патологические формы, причем в последнем случае защита предстает в виде сложных "механизмов", судьба которых в аффекте и представлении различна. Вытеснение тоже присутствует во всех видах расстройств и вовсе не является лишь защитным механизмом, присущим истерии; оно возникает потому, что каждый невроз предполагает свое бессознательное (см. этот термин), основанное как раз на вытеснении.

2) После 1900 г. термин "защита" реже используется Фрейдом, хотя и не исчезает полностью вопреки утверждению самого Фрейда ("вместо защиты я стал говорить о вытеснении") (4), и сохраняет тот же самый родовой смысл. Фрейд говорит о "механизмах защиты", о "борьбе с целью защиты" и пр.

Что же касается термина "вытеснение", то он не теряет своего своеобразия и не становится понятием, обозначающим все механизмы, используемые при защитном конфликте. Фрейд, например, никогда не называл "вторичные защиты" (защиты, направленные против симптома) "вторичными вытеснениями" (5). По сути, в работе 1915 г. о вытеснении это понятие сохраняет указанное выше значение: "Его сущность - отстранение и удержание вне сознания" [определенных психических содержаний](6а). В этом смысле вытеснение иногда рассматривается Фрейдом как особый "защитный механизм" или скорее как"особая "судьба влечения", используемая в целях защиты. При истерии вытеснение играет главную роль, а при неврозе навязчивых состояний оно включается в более сложный процесс защиты (6). Следовательно, не стоит полагать, вслед за составителями Standard Edition (7), что, поскольку вытеснение присутствует в различных типах невроза, понятия вытеснения и защиты полностью равнозначны. Вытеснение возникает как один из моментов защиты при каждом расстройстве и представляет собой - в точном смысле слова - вытеснение в бессознательное.

Однако механизм вытеснения, исследованный Фрейдом на различных его этапах, - это для него прообраз других защитных операций. Так, описывая случай Шребера и выявляя особые механизмы защиты при психозе, Фрейд одновременно говорит о трех стадиях вытеснения и стремится построить его теорию. Конечно, в этом тексте путаница между вытеснением и защитой достигает наивысшего уровня, причем за этой терминологической путаницей стоят фундаментальные проблемы (см.: Проекция).

3) Отметим, наконец, что, включив вытеснение в более общую категорию защитных механизмов, Фрейд в комментариях к книге Анны Фрейд писал следующее: "Я никогда не сомневался в том, что вытеснение - это не единственный прием, посредством которого Я может осуществлять свои намерения. Однако вытеснение отличается своеобразием, поскольку оно четче отграничено от других механизмов, нежели другие механизмы друг от друга" (8).

"Теория вытеснения - это краеугольный камень, на котором зиждется все здание психоанализа" (9). Термин "вытеснение" встречается у Гербарта (10), и некоторые авторы выдвинули предположение, что Фрейд мог быть знаком с психологией Гербарта через Мейнерта (11). Однако вытеснение как клинический факт заявляет о себе уже в самых первых случаях лечения истерии. Фрейд отмечал, что пациенты не властны над теми воспоминаниями, которые, всплывая в памяти, сохраняют для них всю свою живость: "Речь шла о вещах, которые больной хотел бы забыть, непреднамеренно вытесняя их за пределы своего сознания" (12).

Как мы видим, понятие вытеснения изначально соотнесено с понятием бессознательного (само понятие вытесненного долгое время - вплоть до открытия бессознательных защит Я - было для Фрейда синонимом бессознательного). Что же касается слова "непреднамеренно", то уже в этот период (1895) Фрейд употреблял его с рядом оговорок: расщепление сознания начинается преднамеренным, интенциональным актом. По сути, вытесненные содержания ускользают от субъекта и в качестве "отдельной группы психических явлений" подчиняются своим собственным законам (первичный процесс*). Вытесненное представление -это первое "ядро кристаллизации", способное непреднамеренно притягивать к себе мучительные представления (13). В этой связи вытеснение отмечено печатью первичного процесса. В самом деле, именно это отличает его как патологическую форму защиты от такой обычной защиты, как, например, избегание (ЗЬ), отстранение. Наконец, вытеснение сразу же характеризуется как действие, предполагающее сохранение противонагрузки, и всегда остается беззащитным перед силой бессознательного желания, стремящегося вернуться в сознание и в действие (см.: Возврат вытесненного, Образование компромисса). Между 1911 и 1915 гг. Фрейд стремился построить строгую теорию процесса вытеснения, разграничивая различные его этапы. Однако это был не первый теоретический подход к проблеме. Фрейдовская теория соблазнения* - вот первая систематическая попытка понять вытеснение, причем попытка тем более интересная, что в ней описание механизма неразрывно связано с описанием объекта, а именно сексуальности.

В статье "Вытеснение" (Die Verdr?ngung, 1915) Фрейд разграничивает вытеснение в широком смысле (включающем три этапа) и вытеснение в узком смысле (только второй этап). Первый этап - это "первовытеснение*": оно относится не к влечению как таковому, но лишь к представляющим его знакам, которые недоступны сознанию и служат опорой влечений. Так создается первое бессознательное ядро как полюс притяжения вытесненных элементов.

Вытеснение в собственном смысле слова (eigentliche Verdr?ngung), или, иначе говоря, "вытеснение в последействии" (Nachdr?ngen),- это, таким образом, двусторонний процесс, в котором тяготение связано с отталкиванием (Abstossung), осуществляемым вышестоящей инстанцией.

Наконец, третья стадия - это "возврат вытесненного" в форме симптомов, снов, ошибочных действий и т.д. На что воздействует акт вытеснения? Не на влечение (14а), которое относится к области органического, выходя за рамки альтернативы "сознание - бессознательное", не на аффект. Аффект может претерпевать различные превращения в зависимости от вытеснения, но не может стать в строгом смысле слова бессознательным (14Ъ) (см.: Подавление). Вытеснению подвергаются только "представления как репрезента-торы влечения" (идеи, образы и т.д.). Они связаны с первичным вытесненным материалом - либо рождаясь на его основе, либо случайно соотносясь с ним. Судьба всех этих элементов при вытеснении различна и "вполне индивидуальна": она зависит от степени их искажения, от их удаленности от бессознательного ядра или от связанного с ними аффекта.

Вытеснение может рассматриваться с трех метапсихологических точек зрения:

а) с точки зрения топики, хотя в первой теории психического аппарата вытеснение описывается как преграждение доступа в сознание, Фрейд тем не менее не отождествляет вытесняющую инстанцию с сознанием. Моделью его служит цензура*. Во второй топике вытеснение выступает как защитное действие Я (отчасти бессознательное);

б) с точки зрения экономики, вытеснение предполагает сложную игру разгрузок*, перенагрузок и противонагрузок*, относящихся к репрезентаторам влечения;

в) с точки зрения динамики, самое главное - это проблема побуждений к вытеснению: почему влечение, удовлетворение которого по определению должно приносить удовольствие, порождает неудовольствие, а вследствие этого - вытеснение? (см. об этом: Зашита).

ВЫТЕСНЕНИЕ

repression) Процесс (ЗАЩИТНЫЙ механизм), посредством которого неприемлемый ИМПУЛЬС или идея становятся БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ. Фрейд различал ПЕРВИЧНОЕ ВЫТЕСНЕНИЕ, с помощью которого предотвращается первоначальное появление инстинктного импульса, и ВТОРИЧНОЕ ВЫТЕСНЕНИЕ, с помощью которого производные и скрытые проявления импульса удерживаются в подсознании. "ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЫТЕСНЕННОГО" заключается в непроизвольном проникновении в сознание неприемлемых производных первичного импульса, а вовсе не в исчезновении первичного вытеснения. Согласно Фрейду, РАЗВИТИЕ ЭГО и АДАПТАЦИЯ к ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ зависят от первичного вытеснение, при отсутствии которого импульсы немедленно разряжаются посредством галлюцинаторного ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ (см. также ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ). С другой стороны, чрезмерное вторичное вытеснение приводит к нарушениям развития ЭГО и появлению СИМПТОМОВ, а не СУБЛИМАЦИЙ. Вытеснение предполагает наличие репрессивного органа - либо ЭГО, либо СУПЕР-ЭГО и СТИМУЛА, которым является ТРЕВОГА, и все это приводит к разделению личности на две части. В ранних работах Фрейда БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ иногда называлось "вытесненным". Вытеснение отличается от ТОРМОЖЕНИЯ тем, что предполагает противостояние двух энергетических потенциалов (см. КВАНТ; ЭНЕРГИЯ): того, который заключен в вытесненном импульсе и стремится к высвобождению, и того, который заключен в репрессирующем органе (КОНТРКАТЕКСИС) и стремится продолжать вытеснение; другими словами, вытеснение напоминает дамбу, сдерживающую поток реки, тогда как торможение напоминает выключение электрической лампочки.

ВЫТЕСНЕНИЕ

REPRESSION PROPER)

Защитный процесс, посредством которого идеи устраняются из сознания. Вытесненное идеационное содержание несет потенциально мучительные дериваты влечений и соответствующие побуждения. Они несут угрозу аффективно болезненного чрезмерного возбуждения, тревоги или конфликта. Изначальный постулат Фрейда гласил, что вытеснение представляет собой только патологическое последствие того, что забытые детские сексуальные переживания пробуждаются в связи со стрессогенными событиями взрослой сексуальной жизни. Вскоре, однако, Фрейд расширил свое представление, рассмотрев вытеснение как вездесущий психологический феномен. В раннем психоанализе понятие "вытеснение" использовалось в качестве родового обозначения, эквивалентного защите. Несмотря на то, что вытеснение до настоящего времени занимает особое место среди механизмов защиты, раннее его понимание следует отличать от более позднего, ограниченного, которое было предложено Фрейдом в 1926 году.

Первичное вытеснение является стадией развития феномена вытеснения, коренящейся в детстве. (Сюда можно отнести и вытеснение, возникающее при взрослых травматических неврозах.) Такие первичные вытеснения приписываются незрелости психического аппарата ребенка. Предполагается, что первичное вытеснение в значительной степени ответственно за "нормальную" детскую амнезию.

Хотя первичное вытеснение связано с ранними вспышками тревоги, в первые дни и недели жизни оно не выступает как защита. Фрейд ясно указывал, что до достижения психическим аппаратом стадии организованности, необходимой для первичного вытеснения, инстинктивные побуждения парируются иными способами, например преобразованием в их противоположность или обращением на самого субъекта. Поначалу Фрейд полагал,что первичное вытеснение заканчивается с овладением речью, но в 1926 году он утверждал, что это происходит с образованием Сверх-Я, что более соответствует теории в целом, клиническому опыту и множеству наблюдаемых феноменов, включая обычную детскую амнезию.

В топографической модели барьер вытеснения был размещен на стыке систем бессознательного и предсознательного, а в структурной модели - на стыке Оно и Я.

Объясняя первичную регрессию, Фрейд рассматривает два процесса. Некоторые ранние впечатления и порождаемые ими желания "первично вытесняются", поскольку становление вторичных процессов еще весьма далеко от своего завершения. Он назвал это "пассивно отставленным" объектом "фиксации". Вовлеченные в это силы продолжают оказывать непрямое, временами очень глубокое, воздействие на психическую жизнь, но их идеационные репрезентанты из-за недостаточности предсознательных репрезентаций, не доступны сознанию. Более позднее исполнение этих желаний вызывает неудовольствие из-за несоответствия первичного и вторичного процессов и, следовательно, в связи с нормами и запретами последнего. В дальнейшем ассоциативно связанные импульсы становятся объектами тех же сил вытеснения; таким образом, первичное вытеснение является необходимым условием защиты, известной как собственно вытеснение (называемой также вторичным вытеснением или последующим вытеснением), возникающей в позднем детстве, подростковом возрасте или у взрослых.

В своей новой формулировке теории тревоги и защиты Фрейд (1926) эксплицитно определил мотив первичного вытеснения - избегание специфических стимулов, продуцирующих неудовольствие. Он добавил также предположение о том, что оно представляет собой реакцию на болезненную чрезмерную стимуляцию незрелого психического аппарата. Очевидно, что Фрейд считал верными как ранние, так и более поздние формулировки, и его допущения подтверждаются клиническим опытом. В обоих случаях первичное вытеснение рассматривается как возникающее в результате контркотексиса. Считается, однако, что собственно вытеснение предполагает также устранение энергии (то есть декатексис) имеющей место бессознательной идеации и функционально заменяет собой идеацию.

Первичное вытеснение делает доступными собственно вытеснению эмоционально заряженные идеи позднего детства, подросткового и взрослого возраста. Этот феномен возникает в результате либо последующей интрапсихической стимуляции, либо стимуляции со стороны внешней среды. Первоначально предполагалось, что ранние первичные вытеснения привлекают последующие ассоциированные идеи, которые становятся затем объектом сил вытеснения. Они привлекают также идеи, возникающие вследствие дисгармонии взрослой психической жизни, вызванной конфликтом влечений и нормами либо запретами ("двухтактная" теория). Согласно первой теории тревоги, Фрейд полагал, что влечения, ассоциированные с вытесненными идеационными представлениями, могут затем проявляться в виде тревоги. В последующих теоретических разработках собственно вытеснение рассматривалось как одна из возможных защитных реакций от инстинктивных влечений, которые порождают сигналы тревоги, вызванной рядом угроз в ходе развития.

Устанавливаемый вытеснением динамический баланс может разрушаться в связи с изменением силы влечения (например, в пубертатный период или в период старения), внешней стимуляции, соответствующей ранее вытесненным идеям, или изменениями вытесняющей структуры (Я), вызванными, например,заболеванием,сном,созреванием. Если вытесняющие силы открывают путь, то возвращение вытесненного может вызвать невротические симптомы, ошибочные действия и сновидения соответствующего содержания.

Успешное вытеснение означает, что катектированная идея существует вне сознания. Для удержания ее том требуется постоянный расход энергии контркатексиса. Или же энергия идеи может быть обращено в другое русло. Наконец, вытеснение может вынудить психическую организацию сместиться в сторону более примитивных уровней потребностей или структуры (регрессия).

Вытеснение явилось первой описанной Фрейдом в 1890-х годах защитой, связанной с неврозами (Freud, 1895, 1896). До сих пор считается, что это представление о вытеснении применимо к случаям истерии. "Вытеснение" является также важным психоаналитическим понятием, выходящим за рамки теории защиты, поскольку оно тесно связано с представлениями о бессознательном, теорией развития, большой и малой психопатологией и со все более совершенными моделями лечения, в которых считается.важным устранение вытеснения.

ВЫТЕСНЕНИЕ (ПОДАВЛЕНИЕ, РЕПРЕССИЯ)

один из видов защиты психологической - процесс, в результате коего неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, влечения, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида и переживаясь им как тревоги, страхи и пр. Согласно З. Фрейду - процесс и механизм, сущность коих - удаление и отстранение от сознания некоего содержания, а также - недопущение влечения до Осознания.

Учение о вытеснении - существеннейшая часть психоанализа, его фундамент. Вытеснение может пониматься как душевный процесс, в ходе коего происходит удаление из памяти и забвение переживаний патогенных. Представляет собой универсальное средство избегания конфликта внутреннего. Цель его - устранение из сознания социально неприемлемых влечений. Но при этом не происходит уничтожения "следов воспоминаний": вытесненное не может непосредственно вспомниться, однако продолжает воздействовать и влиять на душевную жизнь под действием некоего внешнего раздражения; оно ведет к психическим следствиям, кои можно считать преобразованием или продуктами забытых воспоминаний и кои остаются непонятыми при иных рассмотрениях. Вытеснение в действительности нарушает связь вытесненного с сознанием и так удаляет в бессознательное неприятные или неприемлемые воспоминания и переживания, кои становятся неспособными проникнуть в сознание в первоначальной форме. Однако вытесненные и подавленные влечения появляются в невротических и психосоматических симптомах, например, в фобиях и конверсиях, а также в "психопатологии обыденной жизни" - в обмолвках, описках, неловких движениях и юморе. Вытеснение считается самым примитивным и неэффективным средством защиты, ибо вытесненное содержание психики все же прорывается в сознание, и к тому же неразрешенный конфликт проявляется как высокий уровень тревожности и чувство дискомфорта. Вытеснение характеризует инфантильность и незрелость личности и чаще всего встречается у детей и невротиков истероидных. Различаются две ступени вытеснения: вытеснение первичное и вытеснение вторичное. Вытеснение исходит от Я - точнее, из самоуважения Я, или же от Сверх-Я. При вытеснении влечения, стремления, желания, представления и их либидинозные элементы превращаются в симптомы, а их агрессивные компоненты - в чувство вины (=> механизм защитный).

ВЫТЕСНЕНИЕ

Один из механизмов психологической защиты, характеризующийся недопущением, исключением из сознания неосознанного импульса, возбуждающего напряжение и тревогу. Вытесняемые импульсы, как правило, неприемлемы для сознания по своим морально-этическими особенностями. Вытеснение, по З. Фрейду, осуществляется такой субструктурой человеческой личности, как цензура. К В. можно отнести и аффективную амнезию.

Син.: репрессия (позднелат. repressio - подавление).

ВЫТЕСНЕНИЕ

displacement) - (в психологии) замещение одного типа поведения другим; чаще всего относительно безвредное поведение заменяется таким, которое может причинить вред окружающим (например, вместо того, чтобы ударить ногой по камню, человек начинает пинать ногами кошку).

ВЫТЕСНЕНИЕ

Основное значение здесь происходит от корня глагола вытеснять, который в различных контекстах означает опускать, подавлять, управлять, подвергать цензуре, исключать и т.п. Следовательно: 1. Во всех глубинных направлениях психологии развивается дальше классическая фрейдистская модель: гипотетический психический процесс или операция, выполняющие функции защитить индивида от идей, импульсов и воспоминаний, которые вызвали бы тревогу, чувство страха или вины, если бы они стали осознанными. Считается, что вытеснение действует на бессознательном уровне; то есть не только этот механизм удерживает некоторое психическое содержание от достижения сознания, но и само его действие лежит за пределами осознаваемого. В классической психоаналитической теории оно рассматривается как функция эго, и в него включается несколько процессов: (а) примитивное вытеснение, при котором блокируются примитивные, запретные импульсы ид и удерживаются от достижения сознания; (б) первичное вытеснение, при котором вызывающее тревогу содержание психики насильно удаляется из сознания и удерживается от повторного появления; и (в) вторичное вытеснение, при котором элементы, которые могли бы служить напоминанием человеку о том, что было вытеснено ранее, тоже вытесняются. Важный вывод из этого анализа – то, что было вытеснено, не является дезактивированным, но продолжает активно существовать на бессознательном уровне, давая о себе знать через проекции в скрытой символической форме: в сновидениях, парапраксиях и психоневрозах. В рамках этих аналитических направлений психологии этот термин имеет довольно четкую сферу употребления и противопоставляется другим, на первый взгляд синонимичным терминам, таким как подавление и торможение. 2. В социологии и социальной психологии – ограничения групповой или индивидуалу ной свободы выражения мнений и действий доминирующей группой или индивидом.

Вытеснение

repression). Согласно Фрейду, механизмы, посредством которых эго удаляет неприемлемые и не подлежащие внешнему выражению импульсы, мнимую вину за совершенные «проступки» и другие травмирующие личность мысли в бессознательное. Они скрыты там от сознания человека, но продолжают точно так же беспокоить его.

ВЫТЕСНЕНИЕ

REPRESSION)

В ранних работах Фрейда этот термин первоначально обозначал любую защитную деятельность, но затем его употребление стало ограничиваться специфическим видом защиты, когда деятельность психики или содержание желаний, фантазий, событий раннего детства устраняется от сознания путем процесса, который человек не осознает.

Вытеснение

психоаналитические термины «вытеснение» и «подавление» используются в книгах Перлза, Гудмена, Хефферлина «Практикум по гештальт-терапии» и «Теория гештальт-терапии» [Перлз, Хефферлин, Гудмэн (16), Перлз (19)]. Позже Перлз выступал против теории вытеснения: "Вся теория вытеснения ошибочна. Мы не можем вытеснить потребности. Мы можем вытеснить лишь восприятие этих потребностей. Мы блокируем одну сторону, а потом самовосприятия выражаются где-нибудь еще: в наших движениях, в нашей позе, ...в голосе" [Перлз (18), с. 57]. Термин эквивалнтный вытеснению в гештальт-терапии - избегание (см.). Литература:

ВЫТЕСНЕНИЕ

процесс отстранения от сознания и удержания вне его психических содержаний, один из механизмов защиты человека от конфликтов, разыгрывающихся в глубинах его психики.

Основу психоанализа составляло несколько идей и концепций о природе и функционировании психики человека, в числе которых важное место занимало представление о вытеснении. По этому поводу З. Фрейд писал, что «теория вытеснения является как краеугольным камнем, на котором зиждется здание психоанализа, так и важнейшей частью последнего».

В работе «К истории психоаналитического движения» (1914) З. Фрейд подчеркивал, что к теории вытеснения пришел самостоятельно и долгие годы считал ее оригинальной, пока венский психоаналитик О. Ранк не обратил его внимание на труд немецкого философа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819), в котором содержалась идея о сопротивлении восприятию болезненного состояния, что совпадало с психоаналитическим пониманием вытеснения. Не исключено, что знакомство З. Фрейда с трудом А. Шопенгауэра, на который он ссылался в своей работе «Толкование сновидений» (1900), послужило толчком к выдвижению им концепции вытеснения. Не исключено и то, что представление о вытеснении он мог почерпнуть также из учебника по эмпирической психологии Г. Линдера, представлявшего собой обобщенное изложение основных идей И. Гербарта, который сформулировал положение, согласно которому многое из того, что находится в сознании, «вытесняется из него» (известно, что во время последнего года обучения в гимназии он пользовался учебником Г. Линдера).

Представления З. Фрейда о вытеснении действительно легли в основу психоанализа. Так, в опубликованной совместно с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он высказал мысль о том, что нерасположенная со стороны Я какая-то психическая сила первоначально «вытесняет патогенное представление из ассоциации», а впоследствии «препятствует его возвращению в воспоминание». В «Толковании сновидений» он развил эту мысль: основным условием вытеснения («оттеснения») является наличие детского комплекса; процесс вытеснения касается сексуальных желаний человека из периода детства; вытеснению легче подвергается воспоминание, а не восприятие; вначале вытеснение целесообразно, но в конце концов оно превращается «в пагубный отказ от психического господства».

У З. Фрейда не было однозначного определения вытеснения. Во всяком случае в различных своих работах под вытеснением он понимал: процесс, благодаря которому психический акт, способный быть осознанным, делается бессознательным; возвращение на более раннюю и глубинную ступень развития психического акта; патогенный процесс, проявляющийся в виде сопротивления; разновидность забывания, при котором память «просыпается» с большим трудом; одно из защитных приспособлений личности. Таким образом, в классическом психоанализе вытеснение обнаруживало сходство с такими явлениями, как регрессия, сопротивление, защитный механизм. Другое дело, что наряду с признанием сходства З. Фрейд в то же время отмечал и различия между ними.

В частности, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он подчеркивал, что хотя вытеснение подпадает под понятие «регрессия» (возвращение от более высокой ступени развития к более низкой), тем не менее вытеснение является топически-динамическим понятием, а регрессия – чисто описательным. В отличие от регрессии вытеснение имеет дело с пространственными отношениями, включающими в себя динамику психических процессов. Вытеснение – это тот процесс, который «прежде всего свойственен неврозу и лучше всего его характеризует». Без вытеснения регрессия либидо (сексуальной энергии) не приводит к неврозу, а выливается в перверсию (извращение).

При рассмотрении вытеснения З. Фрейд поставил вопрос о его силах, мотивах и условиях осуществления. Ответ на этот вопрос сводился к следующему: под воздействием внешних обстоятельств и внутренних побуждений у человека возникает желание, несовместимое с его этическими и эстетическими взглядами; столкновение желания с противостоящими ему нормами поведения приводит к внутрипсихическому конфликту; разрешение конфликта, прекращение борьбы осуществляются благодаря тому, что представление, которое возникло в сознании человека как носитель несовместимого желания, подвергается вытеснению в бессознательное; представление и относящееся к нему воспоминание устраняются из сознания и забываются.

Согласно З. Фрейду, вытесняющие силы служат этическим и эстетическим требованиям человека, возникающим у него в процессе воспитания. То неудовольствие, которое он испытывает при невозможности реализации несовместимого желания, устраняется путем вытеснения. Мотивом вытеснения является несовместимость соответствующего представления человека с его Я. Вытеснение выступает в качестве психического механизма защиты. В то же время оно порождает невротический симптом, который является заместителем того, чему помешало вытеснение. В конечном счете вытеснение оказывается предпосылкой образования невроза.

Для иллюстрации процесса вытеснения можно воспользоваться сравнением, использованным З. Фрейдом при чтении им лекций по психоанализу в университете Кларка (США) в 1909 году. В аудитории, где читается лекция, находится человек, который нарушает тишину и отвлекает внимание лектора своим смехом, болтовней, топотом ног. Лектор объявляет, что в таких условиях он не может продолжать чтение лекции. Несколько сильных мужчин из числа слушателей берут на себя функцию наведения порядка и после кратковременной борьбы выставляют нарушителя тишины за дверь. После того как нарушитель порядка оказался «вытеснен», лектор может продолжить свою работу. Для того, чтобы нарушение порядка не повторилось, если выставленный из аудитории попытается вновь проникнуть на лекцию, совершившие вытеснение мужчины садятся около двери и берут на себя роль охранников (сопротивление). Если использовать язык психологии и назвать место в аудитории сознанием, а за дверью – бессознательным, то это и будет изображением процесса вытеснения.

Исследование и лечение невротических расстройств привело З. Фрейда к убеждению, что невротикам не удается полное вытеснение представления, связанного с несовместимым желанием. Это представление устраняется из сознания и из памяти, но оно продолжает жить в бессознательном, при первой возможности активизируется и посылает от себя в сознание искаженного заместителя. К замещающему представлению присоединяются неприятные чувства, от которых, казалось бы, человек избавился благодаря вытеснению. Таким замещающим представлением оказывается невротический симптом, в результате чего вместо предшествующего кратковременного конфликта наступает длительное страдание. Как замечал З. Фрейд в работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938), пробуждаемое под действием нового повода ранее вытесненное представление способствует интенсификации подавленного влечения человека, а поскольку «путь к нормальному удовлетворению для него закрыт тем, что можно назвать вытеснительным шрамом, то оно прокладывает себе где-то в слабом месте другой путь к так называемому эрзац-удовлетворению, дающему о себе знать теперь в качестве симптома, без согласия, но также и без понимания со стороны Я».

Для выздоровления невротика необходимо, чтобы симптом был переведен в вытесненное представление по тем же самым путям, каким совершалось вытеснение из сознания в бессознательное. Если благодаря преодолению сопротивлений удается перевести вытесненное опять в сознание, тогда внутрипсихический конфликт, который больной хотел избежать, под руководством аналитика может получить лучший выход, чем он получил ранее с помощью вытеснения. В этом отношении вытеснение рассматривалось З. Фрейдом в качестве попытки человека «к бегству в болезнь», а психоаналитическая терапия – как «хороший заместитель безуспешного вытеснения».

Иллюстрацией аналитической работы может служить то же самое сравнение, которое было использовано З. Фрейдом при чтении лекций в университете Кларка. Так, несмотря на вытеснение, изгнание нарушителя тишины из аудитории и установление стража перед дверью не дает полной гарантии того, что все будет в порядке. Насильственно выставленный из аудитории и обиженный человек своими криками и стуками кулаками в дверь может производить в коридоре такой шум, что это будет в еще большей степени мешать чтению лекции, чем его предшествующее неприличное поведение. Оказалось, что вытеснение не привело к ожидаемому результату. Тогда организатор лекции берет на себя роль посредника и восстанавливает порядок. Он ведет переговоры с нарушителем тишины и обращается к аудитории с предложением вновь допустить его на лекцию, причем дает слово, что последний будет вести себя подобающим образом. Полагаясь на авторитет организатора лекции, слушатели соглашаются прекратить вытеснение, нарушитель порядка возвращается в аудиторию, снова наступает мир и тишина, в результате чего создаются необходимые условия для нормальной лекторской работы. Подобное сравнение служит подходящим для той задачи, которая, по мнению З. Фрейда, «выпадает на долю врача при психоаналитической терапии неврозов».

По мере становления и развития психоанализа З. Фрейд вносил различные уточнения в понимание вытеснения. На подступах к психоанализу он предпочитал говорить скорее о защите, нежели о вытеснении, что нашло свое отражение, в частности, в его статье «Защитные невропсихозы» (1894). В дальнейшем он сместил акцент исследования в плоскость выдвижения теории вытеснения, в соответствии с которой: вытесненное остается дееспособным; можно ожидать возвращение вытесненного, особенно в том случае, если к вытесненному впечатлению присоединяются эротические чувства человека; за первым актом вытеснения следует длительный процесс, когда борьба против влечения находит свое продолжение в борьбе с симптомом; при терапевтическом вмешательстве появляется сопротивление, действующее в защиту вытеснения. Так, в статье «Вытеснение» (1915) З. Фрейд выдвинул идею о «первичном вытеснении», «вытеснении в последействии» («проталкивание вслед», «послевытеснение») и «возвращении вытесненного» в форме невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий.

Позднее основатель психоанализа вновь возвратился к понятию «защита» с целью установления соотношений между защитными механизмами и вытеснением. В частности, в работе «Торможение, симптом и страх» (1926) он подчеркнул, что имеются все основания для того, чтобы снова воспользоваться старым понятием «защита» (в русскоязычных изданиях этой работы, переведенной под названием «Страх», вместо понятия «защита» использован термин «отражение») и включить в него вытеснение как «один специальный случай». Наряду с этим уточнением он выделил пять видов сопротивления (три, исходящих из Я, одно – из Оно, и одно – из Сверх-Я), среди которых «сопротивление вытеснения» относилось к одному из видов сопротивлений Я.

В последних своих работах, например в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), З. Фрейд еще раз обратил внимание на проблему вытеснения и отметил, что «все вытеснения происходят в раннем детстве», являя собой «примитивные защитные меры незрелого, слабого Я». В последующие периоды развития человека новые вытеснения не возникают, а сохраняются старые, к услугам которых и прибегает Я, стремящееся совладать со своими влечениями. Новые конфликты разрешаются посредством «послевытеснения». Подлинным же достижением аналитической терапии служит «последующая корректировка первоначального процесса вытеснения». Другое дело, что, как замечал З. Фрейд, терапевтическое намерение заменить предшествующие, приведшие к возникновению невроза вытеснения пациента, надежными силами Я «осуществляются не всегда в полном объеме».

Высказанное З. Фрейдом в работе «Торможение, симптом и страх» соображение о том, что вытеснение представляет собой один из видов защиты, послужило толчком к раскрытию механизмов защиты Я со стороны других психоаналитиков. Дочь основателя психоанализа А. Фрейд (1895–1982) опубликовала книгу «Психология Я и защитные механизмы» (1936), в которой наряду с вытеснением выделила еще девять механизмов защиты, включая регрессию, проекцию, интроекцию и другие. Последующие психоаналитики стали уделять особое внимание механизмам защиты. Что касается З. Фрейда, то в работе «Конечный и бесконечный анализ» он подчеркнул: у него никогда не было сомнений в том, что «вытеснение – не единственный метод, которым располагает Я в своих целях», но оно является чем-то «совершенно особенным, более резко отличающимся от остальных механизмов, чем те различаются между собой». Суть же аналитической терапии остается неизменной, так как терапевтический эффект, по словам З. Фрейда, связан с осознанием вытесненного в Оно (бессознательном), причем вытесненное понимается в самом широком смысле.

При рассмотрении психоаналитического понимания вытеснения необходимо иметь в виду, что трактовка его З. Фрейдом уточнялась по мере того, как происходило развитие психоанализа. Это касалось не только соотношения между защитой и вытеснением, но и движущих сил, приводящих в движение процесс вытеснения. После того, как основатель психоанализа осуществил структурное деление психики на Оно, Я и Сверх-Я, перед ним встал вопрос о том, с какой психической инстанцией следует соотносить вытеснение. Отвечая на этот вопрос, он пришел к выводу, что вытеснение является делом Сверх-Я, которое «проводит вытеснение или само, или по его заданию это делает послушное ему Я». Данный вывод был сделан им в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), в котором содержались различные дополнения к предшествующим его взглядам, включая понимание сновидений, страха, составных частей психики.