Комплектующие        02.07.2020   

Изначально гейшами были мужчины. Тайны японских гейш. Кимоно требует внимательной намотки. И вот гейши почти готовы к выезду

Загадочные и притягательные, неизменно ухоженные и красиво одетые, в шелковых кимоно и с удивительными прическами — японскими гейшами не перестает восхищаться западный мир. С кем только их профессию не сравнивают: с тамадой, с девушками из эскорт-услуг, а иногда и попросту с женщинами легкого поведения.

Сегодня Diletant . media разберется в истории этой удивительной традиции и попробует выяснить, кто же такие гейши на самом деле.

Когда появились гейши?

История гейш уходит корнями в XVII век, когда первые представители этой профессии появились в городах Киото, Осака и Токио. Нет-нет, здесь нет опечатки, именно представители: первоначально в роли гейш выступали, как ни удивительно, мужчины. Чаще всего это были артисты традиционного японского театра Кабуки, которые переодевались в шутов и веселили на пиршествах клиентов проституток.

Первоначально в роли гейш выступали мужчины


Наверное, поэтому слово «гейша», состоящее в японском из двух иероглифов, дословно переводится как «человек искусства». Очевидно, что у гейш с представительницами древнейшей профессии существует тесная связь, но изначально это все-таки не одно и то же.



Театр Кабуки. Традиционно все роли исполняют мужчины

Первой гейшей-женщиной считается Касэн из Ёсиваре. В 1761 году она порвала с работой проститутки, расплатившись со своими долгами, и официально перешла в гейши. Тогда же появилось деление гейш на тех, кто только развлекал гостей своими талантами, так называемых «белых гейш», и тех, кто спал с клиентами, их называли «опрокидывающимися гейшами». Чуть позже закон запретил гейшам заниматься проституцией, но многие все равно продолжали зарабатывать таким образом.

Первой гейшей-женщиной считается Касэн из Ёсиваре


Гейши VS куртизанки

Ошибки в восприятии образа гейш возникают в западном сознании из-за популярных, но в целом фактически неточных книг, как, например, «Мемуары гейши». Вообще, «взаимоотношения» гейш и проституток довольно сложные. Считается, что гейша должна только развлекать гостей — проводить банкеты и праздники, встречать гостей в чайных домах, занимая их разговором, игрой на музыкальных инструментах и танцами, проводить чайные церемонии.

Современную гейшу можно заказать для сопровождения на банкет


Современную гейшу можно заказать для сопровождения на банкет или в театр, но обычные гейши при этом не оказывают дополнительных услуг. Этим иногда занимаются «онсэн-гэйся» — девушки, у которых не хватает мастерства. В знаменитом романе Ясунари Кавабаты «Снежная страна» описана именно такая гейша. Кроме того, у официальной гейши может появиться «данна». Это своеобразный покровитель женщины, часто любовник, от которого у гейши появляются дети. Данна оплачивает наряды гейши, помогает ей подыскивать влиятельных клиентов. Иногда данна может быть просто меценатом, то есть любовных отношений между ним и гейшей нет.



Танцы гейш

Различия в узлах и шпильках

Настоящую гейшу от юдзё (торгующей телом женщины) можно отличить и внешне. У гейши кимоно завязано сзади сложным красивым узлом, который невозможно ни развязать, ни завязать без посторонней помощи. Накладывают макияж и надевают кимоно гейши также с помощью специально обученных людей или учениц в своем доме. Куртизанки же одеваются проще, их кимоно перевязано простым узлом спереди, который легко завязывать и развязывать по несколько раз в день. К тому же, в зависимости от статуса, разнились и украшения в прическах проституток: разное количество шпилек с разнообразными подвесками и гребнями, в то время как гейшам позволялось носить лишь один простой гребень и шпильку.

Кимоно гейши завязывают сзади большим сложным узлом



Кимоно гейши завязывают сзади большим сложным узлом

Обучение гейши

Раньше девочка попадала в окия, дом гейш, в самом детстве, куда ее зачастую продавали бедные родители. Сейчас по закону девочки должны получить аттестат о среднем образовании и только после 15 лет могут поступить на работу к гейшам. В доме у гейш девочки становятся по сути служанками, занимаясь уборкой. Чуть позже они поступают в ассистентки к старшим гейшам.

Обучаться гейши продолжают на протяжении всей жизни


Параллельно с этим идет обучение девочек: они посещают занятия гейш, которые посвящены музыке, танцами, икебане, живописи и прочим вещам, которые помогут гейше развлечь клиента. К тому же все гейши обязаны разбираться в политике и актуальных событиях, ведь поддерживать беседу иногда приходится и с высокопоставленными чиновниками. Обучаться гейши продолжают на протяжении всей жизни.



Гейши на обучении

После полугода девочки сдают экзамен и проходят своеобразную церемонию инициации, которая называется «мисэдаси». С этих пор девочки официально получают звание «майко», то есть учениц гейш. К тому же каждая майко получает старшую сестру, своеобразную наставницу, которая помогает ей в обучении, а когда младшая сестра начинает карьеру — помогает найти клиентов. От влиятельности старшей сестры зависит успех будущей гейши. Часто старшей сестрой становится старшая гейша дома. Для создания условных уз родства проводится особая церемония, которая имеет тесную связь со свадебными традициями. Нередко младшую сестру при этом сравнивают с невестой, а старшую — с женихом.

Уход из профессии

Конечно, женщина может перестать быть гейшей, ведь это, по сути, точно такая же профессия, как и любые другие, и при поступлении в окия девушки заключают контракт. Традиция праздника ухода заимствована гейшами из кварталов проституток, где уход женщины из проституции совершался, когда та расплачивалась с долгами и становилась свободной женщиной.

Работа гейш — это точно такая же профессия, как любые другие


Когда гейша покидает свой дом из-за старости или из-за замужества, она посылает всем своим учителям, друзьям и клиентам подарок в виде коробочки вареного риса.


Сейчас профессия гейши уже не так популярна, ведь традиции, хранительницами которых они считаются, уже устарели. Но тем не менее из года в год все равно появляются девочки, желающие связать свою жизнь с этим необычным занятием.

Екатерина Астафьева


Гейши - девушки, развлекающие клиентов танцами, пением и искусной беседой, - настоящий феномен японской культуры, который уже много столетий не дает покоя европейцам. Кто-то восхищается их пикантной красотой, кто-то - ошибочно путает с девушками легкого поведения. Однако мало кто знает, что первыми гейшами были отнюдь не женщины, а… мужчины, актёры и музыканты театра Кабуки. Кстати, сегодня в Японии все еще можно отыскать мужчин-гейш. Один из них - 26-летний юноша Эйтаро (Eitaro) , он избрал столь неординарную профессию, чтобы продолжить дело матери.


Мать Эйтаро умерла три года назад от рака, с тех пор он и его сестра продолжили "семейный бизнес", ведь у них работают еще шесть гейш. Парень с детства проявлял интерес к искусству: с 8 лет он занимался танцами, а однажды, когда ему было 10 лет, на одной из вечеринок он попробовал себя в роли исполнителя женских танцев. В 11 лет он уже выступал я Японском национальном театре.

Эйтаро было очень талантливым танцором, его мать не препятствовала увлечениям сына. Кстати, она приложила множество усилий, чтобы возродить традицию "домов гейш". Последнее подобное заведение было закрыто в 1980-х годах. После смерти матери Эйтаро и его сестра Маика даже не сомневались в том, что продолжат дело матери: "дом гейш", руководство которым они взяли на себя, расположен в токийском портовом районе Омори.


В Японии есть и другие мужчины, которые участвуют в выступлениях гейш: они подыгрывают девушкам на барабанах или подпевают. Эйтаро - единственный среди представителей сильного пола, кто надевает женское кимоно и выполняет все церемонии, которые полагается провести гейше. Возможно, это и обусловило его популярность, сегодня он частый гость не только на приватных вечеринках, но и на общественных собраниях.

К сожалению, культура гейш сегодня является практически "вымирающей", еще столетие назад их насчитывалось около 80 000, сегодня же мужчин развлекают лишь 1000 представительниц этой профессии.

Кстати, гейши - излюбленный образ у художников, увлеченных культурой Японии. На нашем сайте Культурология.ру мы уже писали о творчестве молодой итальянской художницы Zoe Lacchei. Ее неординарный

Ещё давно, когда я впервые узнала, что слово "гейша" переводится с японского как "человек искусства", я удивилась - почему не "женщина искусства", а именно человек? Неужели существовали и гейши-мужчины?! Оказывается, да: гейши-мужчины существовали, более того, изначально профессия гейши была именно мужской.

В настоящее время гейш-мужчин обычно называют тайкомочи (太鼓持, яп. тайкомоти ) или - более формально - хокан (幇間, яп. хо:кан ).

1. История тайкомоти

Как же возникла эта профессия?

К началу 12 в. политическая система Японии изменилась: старая родовая аристократия утратила влияние, и её место в управлении страной заняло усилившееся военное сословие - самураи. Это привело к возникновению новых буддистских течений, которые были тесно связаны с самурайским обществом. Одной из них была и основанная монахом Иппэном Сёнином (1239-1289) школа Дзи буддийского учения о Чистой земл е, оказавшая сильное влияние на последующее развитие культуры и искусства Японии. Одним из известных японских популяризаторов учения Чистой земли был монах Куя, который изобрёл "танцевальную молитву" к Будде. В 13 в. многие советники даймё (крупных феодалов) были выходцами из этой школы. Их называли добосю - "товарищи", т.к. они и давали советы, и развлекали своего господина, были знатоками чайной церемонии, исполняли танцы и играли на музыкальных инструментах.

К концу 15 в. в Японии начался период Сэнгоку (1500 - 1575) - "Сражающихся царств": военные лидеры провинций боролись друг с другом за власть. Добосю адаптировались к изменившимся реалиям жизни и превратились в стратегов и специалистов по военным хитростям. Они по-прежнему оставались чем-то средним между мудрым советником и интересным компаньоном, с которым было не скучно проводить время. К 16 в. их стали называть отогисю или ханасисю - "рассказчики", так как в их обязанности входило рассказывание историй, забавных баек, поддержание беседы. Они по-прежнему оставались сведущими в военной стратегии и в битвах сражались бок о бок со своим господином.

Период Сэнгоку завершился победой генерала Токугавы Иэясу (1542-1616) в 1603 г. и основанием сёгуната Токугава со столицей в городе Эдо (нынешний Токио). Установление мира и стабильности в стране (во многом явившееся следствием истребления или ослабления бывших региональных лидеров) привело к тому, что большинство советников-отогисю остались без господина и без работы. Многие из них нашли новое пристанище в курува - высококлассных кварталах публичных домов, где артистичные куртизанки обслуживали купцов и прочих богатых клиентов. Бывшие отогисю теперь развлекали гостей куртизанок на банкетах забавными или эротическими историями, а также при случае давали советы по заключению сделок и ведению торговли. Теперь их называли гейша (芸者, яп. гэйся )- т.е. "человек искусства", "артист", хокан - "посредник", или тайкомоти.

Слово "хокан" (幇間, яп. хо:кан ) состоит из иероглифов 幇 хо: - "помогать", и 間 кан - "между, среди людей". Т.е это слово можно перевести как "помощник в отношениях между людьми", посредник". Соответственно, задача хокана\тайкомочи - вместе с гейшами развлекать гостей на банкетах, выполняя роль связующего звена между гостями и посредника между гостями и гейшами, и поддерживать атмосферу непринуждённого веселья.

Куртизанка и гости (иллюстрация к пьесе кабуки)

Слева- гейша и хокан, в центре - смеющаяся над ними куртизанка, справа - молодой самурай.

Кунисада (1786 - 1864)

"Тайкомочи" (太鼓持, яп. тайкомоти ) - более неформальное название этой профессии, и в буквальном переводе означает "тот, кто несёт\держит барабан". Это не означает, что тайкомоти - барабанщики: когда-то выражение "нести барабан" означало "льстить". (Подробнее о происхождении этого слова см. ниже.)

Все эти три названия стали использоваться с 17 в.

В 1751 г. первая онна-тайкомоти (женщина-тайкомочи) появилась на вечеринке в одном из борделей Симабара (квартал удовольствий в Киото) и тем самым наделала много шума. Её прозвали "гейко" (芸子, яп. гэйко , т.е. "девушка-артистка"). В Киото слово "гейко" используется для обозначения профессии гейши по сей день.

Первоначально женщин, выполнявших функции тайкомочи, называли называли онна-гэйся - женщина-гейша. Они быстро обрели популярность и к 1780 году обогнали по численности гейш-мужчин, поэтому к 1800 г. название "гейша" окончательно закрепилось только за женщинами: в книге "Geisha: The Secret History of a Vanishing World" Лесли Даунер (Lesley Downer) приводит следующую статистику для токийского квартала удовольствий Ёсивара: в 1770 г. там было зарегистрировано 16 гейш-женщин и 31 гейша-мужчина, в 1775 - 33 женщины и 31 мужчина, в 1800 - 142 женщины и 45 мужчин. Если прежде под "гейшей" всегда подразумевался мужчина, а женщин этой профессии называли онна-гэйся (гейша-женщина), то теперь уточнять приходилось уже в том случае, если имелся в виду мужчина: появился термин "отоко-гэйся " (гейша-мужчина).

Тайкомоти и гейша, 1861 (иллюстрация к пьесе кабуки)

В обязанности гейш - как мужчин, так и женщин, - входило посещать вечеринки, составлять гостям компанию в выпивке и разговорах, развлекать их танцами, пением и музыкой. Гейши-женщины стали даже популярнее, чем куртизанки, благодаря своим артистическим талантам, современному облику и утончённости.

В то время, как гейши-женщины обычно развлекают гостей изящными представлениями - танцем, пением, музыкой, задача гейш-мужчин - это рассказывание историй и анекдотов, зачастую эротического содержания, а также разыгрывание небольших забавных сценок, организация игр, словом, всё то, что помогает сделать атмосферу весёлой и непринуждённой. (Стоит напомнить, что оказание сексуальных услуг никогда не являлось частью профессии гейш - ни женщин, ни мужчин.)

И ещё уточнение: отоко-гейша / хокан / тайкомоти - это ни в коем разе не японские трансвеститы. Не путайте их с юношами-проститутками кагэма , часто одевавшимися в женскую одежду: тайкомочи делали обычную мужскую причёску и носили вполне стандартный мужской костюм того времени.

Три пляшущих хокана и гейша (иллюстрация к пьесе кабуки)

Утагава Ёсиики, 1864

В середине 19 в. на пике популярности тайкомоти их существовало около 500 - 600 человек. В 1920х гг. гейши стали терять популярность, проигрывая более современным и европеизированным дзёкю : ("девушкам из кафе") - предшественницам современных хостэсс. Это, в свою очередь, привело к уменьшению числа тайкомочи. После поражения Японии во Второй мировой войне и из-за последовавших за этим социальных и политических перемен количество тайкомочи продолжало неуклонно сокращаться. Хотя в Киото и Токио всё ещё существуют общины гейш, на 2003 год в Японии оставалось только пять тайкомочи: четверо в Токио и один - Тайкомоти Араи - в Киото. К сожалению, очень мало девушек выбирают для себя профессию гейши, и совсем ничтожное количество молодых людей проявляет интерес к профессии тайкомочи.

Тайкомочи не следует путать с другой связанной с гейшами профессией - "одевальщиками кимоно", отокоши (男氏, яп. отокоси ). Отокоши помогают гейшам надевать кимоно и завязывать оби, а также сопровождают гейш и майко в некоторых случаях, например, во время мисэдаши (первого выхода майко на публику), или в день эрикаэ (букв. "смена воротничка") - дебюта в качестве гейши. Отокоши никогда не принимают участия в банкетах и не развлекают гостей.

2. Происхождение слова "тайкомоти"

Почему же гейш-мужчин называют "тайкомочи" - т.е. буквально "тот, кто держит барабан", хотя они не играют на барабанах? Существует четыре версии ответа на этот вопрос.

Первая версия связана с военачальником Тоётоми Хидэёcи (1536 -1598). В 1585 он был назначен канпаку - регентом при императоре или главным императорским советником. Это звание он передал своему приёмному сыну Хидэцуги в 1591, а сам получил почётный титул тайко (это слово произносится так же, как слово "барабан"). Приближённые Хидэёcи, пытавшиеся подольститься к нему ("льстить" по-японски - моти агэру , т.е. буквально "поднимать"), постоянно обращались к нему "тайко". В результате тайко и моти агэру объединились в одно слово - тайкомоти , т.е. льстец.

Тоётоми Хидэёcи

Вторая версия восходит к истории об искусном музыканте-барабанщике по имени Дзигэ Ядзаэмон, который доверял держать свой барабан-тайко во время игры только любимому и самому талантливому ученику. Завистники прозвали этого ученика "держателем барабана" (тайко-моти ), намекая на то, что он годится лишь для того, чтобы таскать барабан за своим учителем.

Барабан-тайко

Третью версию можно найти в "Сикидо Окагами" (1697) - путеводителю по кварталам публичных домов эпохи Эдо. В этой книге слово тайкомочи упоминаются впервые, причём в контексте каламбура. Автор называет беззаботные гулянки в кварталах удовольствий дон-тян-саваги , где саваги - веселье, дон - звук барабана-тайко, а тян - звон колокольчика (произносится так же, как слово "деньги"). Смысл шутки в том, что в веселье участвуют две стороны: одна - богатая, сорящая деньгами без меры, и вторая - без денег, но с барабаном, в который бьёт для развлечения богачей и выманивания у них денег.

Самурай с дамами и тайкомочи

Тории Киёнага

Четвёртая версия связана с традиционной музыкой дэнгаку (букв. "музыка рисовых полей"), зародившейся в эпоху Хэйан (794 - 1185). Высаживание рисовых ростков в поле было для крестьян важнейшим событием и сопровождалось ритуалом, во время которого мужчины пели, танцевали и били в барабаны. Поэтому людей, связанных с танцами, пением и весельем стали называть тайкомочи.

Дэнгаку-мацури

Возможно, все эти версии одинаково верны, и все они в равной мере привели к тому, что профессию хокан стали называть тайкомочи.

Сейчас слово "тайкомочи" редко используется в японской речи и практически утратило оригинальное значение. Люди, не знакомые с историей этой профессии (а таких немало в современной Японии), обычно понимают под ним музыканта-барабанщика.

3. Выступления и репертуар тайкомоти

Тайкомочи - предшественники гейш, - развлекают гостей так, чтобы каждый из них смог отрешиться от повседневных заботах и отдаться веселью. В основе традиционного репертуара тайкомочи лежит ряд культурных особенностей Японии, прошедших долгий путь развития и превратившихся в искусство развлечения.

Лесли Даунер характеризует тайкомочи как распорядителей вечеринок, обязанность которых - развлечь каждого гостя: рассказывать шутки и эротические анекдоты, разыгрывать сценки и скетчи, устраивать игры и угощать сакэ. Такие вечеринки, также как и вечеринки с гейшами, могут стоить очень дорого. В книге Geisha: The Secret History of a Vanishing World приводится интервью с Тайкомоти Ситико из Токио. В нём он шутит, что "тайкомоти агэтэ суйдэно тайкомоти ": мужчин, которые тратят всё свое время и деньги на тайкомочи, в конечном итоге жёны выгоняют из дому, и тем не остаётся ничего другого, кроме как самим пойти работать тайкомочи. По-видимому, именно так многие и становились тайкомочи в прошлом.

На этом рисунке изображена классическая озашики-асоби (お座敷遊び, яп. одзасики-асоби ), вечеринка с гейшами в очая (お茶屋, яп. отяя ) - чайном домике Киото. Согласно правилам озашики-асоби, одного гостя развлекают семеро гейш: гейко-танцовщица (тачиката), три гейко, являющиеся дзиката (т.е. сопровождающие танцы гейко игрой на традиционных японских инструментах и пением), две майко и один тайкомочи.

Эти фото изображают одно из выступлений Тайкомоти Араи: здесь он поочерёдно изображает трёх старух, встретившихся в храме и обсуждающих боль, которую они испытали давным-давно при потере девственности. Самая молодая, которой 77 лет, описывает боль как невыносимую, 88-летняя говорит, что боль напоминала зуд, а самая старая, 99-летняя, вообще не может не вспомнить никакой боли.

Хокан из Ёсивары, исполняющий аси-одори (букв. "танец ног")

Лесли Даунер рассказывает, как её удивил пародийный скетч из репертуара Тайкомоти Ситико - один из классических эротических скетчей. Тайкомочи беседует с подставным данной (гостем), который якобы хочет заняться с ним любовью. Тайкомочи пускается в объяснения, что он не гомосексуал и что его профессия - гейша, но подставной данна проявляет настойчивость и нетерпение. Тогда тайкомочи сдаётся и соглашается удовлетворить клиента. Они удаляются за ширму, и, частично скрытые ею от зрителей, разыгрывают сексуальный акт - с охами, стонами и закатыванием глаз. Затем тайкомочи якобы "протирается" салфеткой. Во время этого представления аудитория покатывается со смеху: все присутствующие знают, что это шутка, и понимают, что в ней высмеивается всегдашняя готовность гейш и тайкомочи ублажить клиентов. Разумеется, гейши и тайкомочи не заходят при этом настолько далеко, но именно поэтому так веселит японцев эта классическая эротическая сценка.

Тайкомоти Югэнтэй развлекает гостей на банкете

Почему же тайкомочи в своих выступлениях фокусируются на юморе, связанном с эротикой?

Япония, за исключением недавних лет, всегда оставалась аграрной страной, где рис являлся эквивалентом денег, а урожай был главной заботой - ведь если не удастся сделать запасы на зиму, люди будут обречены на голод. Урожай возникает благодаря орошению земли дождём, цветению и опылению растений, что в более общем плане представляет собой акт любви мужского и женского начал. В результате совокупления природных сил земля приносит плоды, возникает пища, а значит - возможность сделать запасы, получить источник питания для будущих лет и передать его новым поколениям, тем самым обеспечив их достаток и процветание. Поэтому в старину японцы считали сексуальную активность прекрасным и важным делом. В отличие от западной культуры, эта сфера человеческий жизни не имела негативных коннотаций, обусловленных религией или моралью. Эротика, секс обладали почти сакральным статусом и ассоциировались с благополучием и счастьем.

Рисунок кимоно, в котором иногда выступает тайкомочи Югэнтэй

В древней Японии труд крестьянской общины был суровым и нелёгким, поэтому время от времени крестьяне устраивали праздники, чтобы "выпустить пар" и отметить прекращение тех или иных сезонных работ. В такие дни люди оставляли обычную серьёзность и веселились от души: выпивали, ели вкусную пищу, набирались сил для новых трудовых дней. Зародившееся во время таких празднеств искусство рассказывания эротических историй и разыгрывания небольших представлений передавалось из поколения в поколение и со временем стало частью профессии тайкомочи.

Очаровательная девушка с раскосыми глазами и выбеленным лицом, разливающая чай и занимающая гостя утонченной беседой. Таков стереотипный образ гейши в сознании европейца. В целом все верно, кроме одного. Изначально роль приветливой особы с набеленным лбом и щеками играл… мужчина. Гейши женского пола появились куда позднее, но постепенно вытеснили мужчин из профессии. Сама история гейш как профессии, или, даже, точнее - вида искусства, берет начало примерно в конце 16 века. Есть две основных версии появления гейш. По одной из них, самураи, уставшие от служебных дел, желали не просто выпить чаю или хорошего сакэ, а отдохнуть, так сказать, душой - поговорить с умным человеком. Но поскольку женщина в Японии тех времен считалась существом куда менее интеллектуальным, чем мужчина, самураи предпочитали общение с равными. Поэтому на месте прелестниц с выбеленными лицами изначально красовались мужчины в кимоно. Обладали они всеми качествами, присущими стереотипной гейше из фильмов и книг о Японии: были образованными, играли на нескольких музыкальных инструментах, владели искусством стихосложения и каллиграфии и мастерски умели поддержать беседу.


Есть также версия, что у «первогейш»-мужчин был прообраз. Им стал Сорори Шинзаэмон, советник тогдашнего японского императора. В конце 16 века Страной Восходящего солнца правил Тойотоми Хидэйоши. Он был существенной фигурой в истории страны, сумев объединить ее после феодальной раздробленности. Несмотря на это, Тойотоми не умел писать и с трудом читал переписанные от руки древние книги. Для пересказа книг монарх и завел себе специальную должность «отогишю» - собеседник и советник. Самым приближенным из них стал как раз Сорори Шинзаэмон. Происхождение этого достойного мужа история не сохранила - по-видимому, Сорори родился в довольно бедной семье, но в детстве был отдан на воспитание в монастырь и получил достойное образование.

Шинзаэмон читал императору вслух, был его советником по разным вопросам и просто развлекал, когда у правителя было плохое настроение. А Хидэйоши славился крутым нравом. При европейском королевском дворе Шинзаэмона, наверное, назвали бы шутом. Благодаря Сорори Шинзаэмону и его правителю шуты, развлекающие хозяев беседой и анекдотами, вошли в моду не только у самураев, но и у обеспеченных горожан. В этих кругах шут сделался уже не собственностью вельможи, а кем-то вроде свободного артиста. Называлась такая профессия «тайкомочи» - артисты нередко носили с собой барабаны тайко, при помощи которых аккомпанировали своим речам и привлекали внимание.

Чаще всего тайкомочи входили в свиту богатых куртизанок высокого ранга - таю - и должны были развлекать их клиентов. Если сама куртизнака-таю обычно подчеркивала свою изысканность и хорошие манеры, то задачей тайкомочи было контрастировать с ней, одновременно разжигая страсть клиента. Шут изображал смешные сценки из жизни, пел песенки скабрезного содержания и рассказывал непристойные анекдоты. При этом образование тайкомочи оставалось на уровне: он должен был, хоть и вышучивая, поддержать беседу на любую тему, развеселить гостя игрой на музыкальных инструментах и быть в курсе всех последних новостей. Они по-прежнему были мастерами чайной церемонии, каллиграфии и рисунка. Потому тайкомочи называли также «гэйнин» или «гейша» - и то и другое переводится как «человек искусства».

По разным данным, во время периода Эдо в Японии было около 500-800 гейш-мужчин. Но постепенно в профессии стали появляться женщины - танцовщицы и певицы, которые перетягивали на себя внимание зрителей - доблестных самураев и богатых горожан. Все-таки природу не обманешь. Гейши женского пола довольно быстро вытеснили с арены мужчин-тайкомочи.

Несмотря на бытующие на Западе убеждения, гейши прекрасного пола не были ни проститутками, ни даже куртизанками. Хотя некоторые гейши действительно отдавались клиентам за деньги, это не входило в их основные обязанности и не считалось достойным настоящей гейши высокого ранга. Искусством гейши было развлечь гостя изысканной беседой, приятным обществом, дать ему почувствовать себя особенным, уделить внимание. Такие девушки, с одной стороны, обучались древним искусствам - каллиграфии, стихосложению, игре на музыкальных инструментах, с другой - должны были быть в курсе всех последних новостей, включая политические, чтобы мужчине было о чем поговорить с ними. Поэтому услуги гейши стоили недешево.

Гейшами зачастую становились девочки из бедных семей, которых родителей попросту продавали в дом гейш - окия. Все свое детство они работали сначала служанками, а затем помощницами главных гейш в доме. Старшие наставницы обучали девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. Младшую гейшу (майко) можно было отличить по макияжу: в отличие от своих более опытных коллег, они оставляли не выбеленной полоску кожи у самых волос, а на щеках рисовали нежный румянец, подчеркивающий их молодость.

Когда в ремесло пришли женщины, гейши-мужчины оставили свою актерскую профессию, а их роль стала все больше сводиться к организации вечеринок. Сейчас мы назвали бы их организаторами или ивент-менеджерами. Кстати, кодексом профессии тайкомочи запрещалось иметь любые отношения с девушками-гейшами женского пола. Так оно и остается по сей день. В настоящее время в Японии осталось совсем немного гейш, около тысячи. Но традиции древности сохраняются. Многие гейши продолжают жить в традиционных домах гейш, другие стали значительно более самостоятельными и независимыми. Традиции профессии сохранились главным образом в Киото, в престижных районах Гион и Понто-тё.

Гейши - ритуальная профессия хранителей «настоящего японского духа» зародилась очень давно и стала одной из составляющих японской культуры. К сожалению, сейчас людей, выбравших эту стезю, становится все меньше, эту профессию по праву можно считать вымирающей. Так, если раньше число гейш достигало 80 000, то в современной стране их наберется не более тысячи.

Любопытный факт, который немногие, наверное, знают, это то, что изначально роль гейш принадлежала только мужчинам - они работали шутами на банкетах в кварталах развлечений. А первая женщина гейша появилась относительно недавно. Ей была представительница древнейшей профессии, «жрица любви», Касэн во второй половине восемнадцатого века.

Герой нашей статьи - единственный представитель гейш-мужчин на сегодняшний день. Эта профессия «перешла» к нему по наследству. После смерти матери, работавшей гейшей, Эйтаро последовал ее примеру. И теперь он является руководителем «окия», дома гейш.

Среди посетителей этот дом на «хорошем счету».


Профессиональный уход за париком.


Примерка.


Грим.


Выбор подходящей музыки.

Кимоно требует внимательной намотки. И вот гейши почти готовы к выезду.