ПВХ трубы        26.09.2019   

Иоанн павел ii. Иоанн Павел II

«Целиком твой» — этим девизом руководствовался человек, посвятивший жизнь служению католической церкви. При рождении его звали Кароль Войтыла, но весь мир знает его под именем
Иоанна Павла II.

Детство

В маленьком городке Владовице, расположенном в южной части Польши, 18 мая 1920 года родился мальчик, которого назвали Кароль Юзеф. Он был младшим сыном в семействе Кароля Войтылы и Эмилии Качоровской, их старшему сыну Эдмунду исполнилось в то время 14 лет. Отец Кароля, бывший офицер австро-венгерской армии, был простым служащим на железной дороге, а мать была учительницей. Никто в семье не мог предполагать, какая судьба ждет их младшего сына, хотя мать всегда считала, что её Лолусь (так в семье ласково называли Кароля) станет великим человеком. Семья Кароля была очень набожной: ежедневно читалась Библия, звучали молитвы, отмечались все церковные праздники и соблюдались обряды.
С самого раннего детства Каролю пришлось пережить тяжелые утраты: в 8 лет он остался без матери, через 3 года потерял брата, когда Каролю исполнилось 20 лет, то не стало и отца. Эти утраты и последующее одиночество оказали огромное влияние на формирование его характера: утешение и силы он всегда черпал в вере, смирении и молитве.

Юношеские годы

С 6 лет началась учеба Кароля в начальной школе. Учился одаренный ребенок на «отлично», особенно ему нравились гуманитарные дисциплины: польский и иностранные языки, рисование, религия, пение. После 4 лет учебы в младшей школе, Кароль продолжил обучение в мужской гимназии, где показал себя одним из самых лучших учеников. Здесь он активно принимал участие в драматической группе, мечтая о карьере актера, возглавлял Марианское общество, деятельность которого основывалась на преклонении и почитании Девы Марии. В 1938 году Кароль Войтыла блестяще окончил учебу в гимназии и стал первокурсником Ягеллонского университета, выбрав для учебы философский факультет. Успешную учебу он совмещал с участием в театральной студии, где выступал не только как актер, но и как драматург. Осенью 1939 года территорию Польши оккупировали немецкие войска, поэтому культурная, образовательная и религиозная деятельность в стране замерла. Чтобы его принудительно не вывезли на работу в Германию, Кароль устраивается трудиться в каменоломни в окрестностях Кракова, а затем переходит на химический завод «Солвей», где в тяжелейших условиях проработал 4 года. Во время немецкой оккупации Кракова, в городе подпольно начала работать духовная семинария, организованная архиепископом Адамом Сапегой, занятия в которой стал посещать будущий глава Римско-Католической церкви. Именно в эти непростые времена молодой Кароль Войтыла убедился, что свою жизнь он хочет посвятить служению церкви. В 1944 году, чтобы обезопасить семинаристов-нелегалов, в том числе и Кароля, кардинал Сапега перевел их на работу в свою резиденцию. После того, как Краков был освобожден, Войтыла продолжил учебу в Высшей Духовной семинарии, которую совмещал с обучением в Ягеллонском университете на теологическом факультете.

Служение церкви

В 1946 году 26-летний Кароль Войтыла принял сан священника, таинство рукоположения в священники совершил кардинал Сапега. После этого молодой пресвитер был направлен в Рим для обучения богословию в Международном папском университете «Ангеликум», где в 1948 году он защитил докторскую диссертацию. После завершения обучения священник возвращается на родину, где начинает служить на благо церкви: сначала в деревне Негович помощником приходского настоятеля, а затем помощником священника в краковском приходе Св. Флориана.

В 1953 году состоялась защита диссертации, и Кароль Войтыла получил звание доктора богословия в Ягеллонском университете. Он преподает на богословском факультете, но коммунистическая власть Польши закрывает такие факультеты, поэтому молодой преподаватель переходит на работу в краковскую духовную семинарию. В 1956 году его приглашают преподавать богослужение и этику в Люблинском Католическом университете, где через два года профессор Войтыла стает руководителем кафедры. Совмещая работу в этих учебных заведениях, он все свое свободное время посвящает тем, кому необходим его совет, помощь или исповедь.

Ступени церковной карьеры

В 1958 году в жизни польского священника происходят важные изменения: в июле его назначают викарным (вспомогательным) епископом в краковском архиепископстве, а в сентябре 38-летний Кароль Войтыла становится самым молодым среди польских епископов. Все 12 лет священнической деятельности он посвятил научной работе, написав около 300 статей на христианские темы, но для духовного воспитания молодежи священник Войтыла всегда находил время: общался с ними, читал лекции, проводил дискуссии, разъяснял Библию.
Осенью 1962 года молодого польского епископа приглашают для работы во Втором Ватиканском Соборе. Он трудится над декларацией о свободе вероисповедания, над Конституцией о церкви в современном мире. Папа Павел VI в канун нового 1964 года назначил епископа Войтылу Митрополитом Краковским. 3 марта 1964 года новый 43-летний архиепископ торжественно занял свою новую резиденцию – Вавельский кафедральный собор. В карьере польского священника произошло еще одно важное событие — в мае 1967 года он был возведен в кардинальский сан. В начале лета в Сикстинской капелле состоялась торжественная церемония – 26 кардиналам, в том числе и Каролю Войтыле, была возложена на голову красная кардинальская шапка.

Папа Римский Иоанн Павел II

В 1978 году на католический мир обрушилось сразу два потрясения: в августе умер Папа Павел VI, а в сентябре (всего через 33 дня пребывания на посту) скоропостижно скончался Папа Иоанн Павел I. Чтобы избрать нового настоятеля католической церкви состоялся конклав кардиналов. На Святейший престол претендовало два священника-итальянца: Джованни Бенелли и Джузеппе Сири. 16 октября 1978 года над Сикстинской капеллой показался белый дым, свидетельствующий об избрании 264 Папы Римского. Им стал 58-летний кардинал Кароль Войтыла – первый иностранец на этом посту за последние 455 лет, да еще и выходец из социалистической Польши. Новый Папа Римский выбрал себе имя Иоанн Павел II.
Избранный понтифик разительно отличался от своих предшественников: он избавил свою должность от многих атрибутов королевской власти, был близок и доступен для верующих, много занимался спортом, его правление сочетало незыблемость канонов католицизма и способность развиваться и мыслить в духе современности. Иоанн Павел II – первый Папа Римский, который посетил лютеранскую церковь, еврейскую синагогу и мусульманскую мечеть, посетил с официальным визитом православную страну, послушал концерт рок-звезд и посетил на стадионе футбольный матч.

За 26 лет своего понтификата Иоанн Павел II побывал в 130 странах, совершив около 250 поездок и посетив 1022 города в различных частях земного шара. Это были пастырские поездки в Мексику, на родину в Польшу, на коммунистическую Кубу, в охваченный гражданской войной Сараево, в православную Румынию, в Израиль, а также постсоветские республики – Украину, Грузию, Армению, Казахстан и Азербайджан. Этим он способствовал упрочению позиций католицизма во всем мире, укреплял связь католической веры с другими религиями. Он выступал против войн, тоталитаризма и очень часто подвергал критике коммунистическую систему.
Никогда в мире ни одна из религий не просила прощения за свои ошибки. Понтифик от лица католической церкви принес публичные покаяния за ошибки, совершенные ею в ходе истории: преследование еврейского народа, крестовые походы, насильственную евангелизацию и преступления инквизиции. Им были реабилитированы Галилео Галилей и Николай Коперник.

В 90-е годы здоровье 70-летнего понтифика стало ухудшаться. Опухоль на кишечнике, перелом шейки бедра, артрит, болезнь Паркинсона – всё это сильно отразилось на его состоянии, но Папа, как обычно, совершал поездки, встречи, проводил богослужения.

В 2005 году понтифик настолько обессилел, что не смог после Пасхальной мессы обратиться к верующим, и 2 апреля 2005 года Иоанна Павла II не стало. Этот великий человек умер на 85 году жизни.

С кончиной папы Иоанна Павла II (2.04.2005) закончился самый длинный понтификат в истории прошедшего века. Покойный папа был первым славянином во главе римского католицизма, посетившим с пастырскими визитами множество стран мира (знаковое исключение составляет Россия). Он канонизировал наибольшее количество святых за историю Католической церкви, в том числе священников и верующих, подвергшихся гонениям со стороны тоталитарных и авторитарных режимов (среди них, в частности, экзарх русских католиков Леонид Федоров). О папе еще при его жизни были написаны сотни книг, а государственный секретарь Ватикана Анджело Содано сразу после объявления о кончине Иоанна Павла II назвал его «великим папой» - обычно этот эпитет употребляется в отношении понтификов, признанных святыми или блаженными.

Однако все эти положительные стороны понтификата Иоанна Павла II сочетаются с наличием целого ряда проблем в современном католицизме. Новое тысячелетие поставило церковь перед нелегким выбором: или адаптироваться к новым общественным настроениям, или выступать в качестве хранителя традиции. Этот выбор можно сравнить с эпохой Реформации, когда одна часть западных богословов настаивала на том, чтобы пойти навстречу протестантизму, а другая, напротив, на «ассиметричном» ответе на их вызов, предусматривающем ставку на все позитивное и жизнеспособное, что было в истории Католической церкви. В результате победили последние, ставшие идеологами контрреформации.

Итак, для того, чтобы попытаться определить значение понтификата Иоанна Павла II, нужно, в первую очередь, проследить за социальными, политическими, внутренними и внешними церковными событиями, произошедшими в Ватикане за прошедшие четверть века.

В наши дни ситуация выглядит следующим образом. II Ватиканский собор (1962-1965) начал реформы, направленные на модернизацию церкви: процедура богослужения была упрощена, а сама месса переведена на национальные языки; были расширены права епископов (и при этом несколько сокращены прерогативы Ватикана); санкционирован диалог с некатолическими церквами, а также между верующими и неверующими. Церковь дистанцировалась от апологетики капитализма, демонстрируя свою свободу от какой-либо политической, социальной или экономической системы. Определенным продолжением этой тенденции можно считать критику католиками многих проявлений глобализации, а также негативное отношение к односторонним силовым акциям, например к войне в Ираке.

Однако целое множество проблем не были решены и до сих пор продолжают оставаться дискуссионными. Многие клирики и прихожане настаивают на дальнейших реформах, однако даже среди модернизаторов нет консенсуса по вопросу о том, насколько глубокими они должны быть.

Считается, что в период понтификата Иоанна Павла II реформаторские тенденции в католицизме не получили поддержки в Ватикане. Но все же некоторые действия почившего папы, например такие, как демонстративное посещение синагоги и лютеранской церкви, а также покаяние за грехи католичества (12.03.2000), совершенные на протяжении многих столетий, в том числе и против евреев, нельзя не назвать новаторскими. В молитве, оставленной в Стене Плача в Иерусалиме, Иоанн Павел II испрашивал у Бога прощения за неправды против иудейского народа и выразил желание установить с ним братские отношения. Желание «примириться» с богоотверженным народом весьма неординарно для «главы» христианской церкви и со стороны верующих может быть рассмотрено по-разному, например на площади Святого Петра, где зачитывался текст «публичного покаяния», оно было встречено бурными овациями и рукоплесканиями. Но если отбросить шелуху повсеместных в последнее время обвинений в антисемитизме и глобализации, «примирение с иудеями» иначе как богоотступничеством католиков назвать нельзя.

Следует отметить, что за долгий 25-летний понтификат Иоанн Павел II всячески стремился поднять авторитет Ватикана как государства, а вместе с тем и Католической церкви как влиятельной структуры. По этой причине он налаживал контакты со многими государственными лидерами.

Например, 24 января 1979 года папа Иоанн Павел II принял Андрея Громыко по его просьбе. Визит советского министра иностранных дел в Ватикан был событием беспрецедентным. Дипломатических отношений между СССР и Ватиканом в то время не было, антикоммунизм папы был хорошо известен, как известно было и очевидное недружелюбие, с которым советская власть относилась к католицизму.

В 1980 году в Ватикан с государственным визитом прибыла королева Елизавета II. Визит был историческим, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. С течением времени стороны более или менее успокоились, между Соединенным Королевством и Ватиканом были даже установлены дипломатические отношения. Но о визите правящего британского монарха, а по совместительству и главы Англиканской церкви в Ватикан не могло быть и речи. Елизавета II стала первым британским монархом, посетившим Ватикан с государственным визитом. Она же стала первым монархом, пригласившим папу в Великобританию, правда, оговорившись, что поездка должна считаться не визитом в страну, а пастырским визитом к четырем миллионам британских католиков.

В 1982 году в Риме произошла встреча папы Иоанна Павла II с Ясиром Арафатом. Аудиенция в папской библиотеке была немедленно раскритикована Израилем как признак того, что Католическая церковь не имеет ничего против деятельности палестинских террористов и как косвенное доказательство антисемитских настроений, царящих в церкви.

В 1996 году во время поездки по Европе лидер кубинской революции Фидель Кастро неожиданно заехал в Ватикан, где состоялась его частная встреча с Иоанном Павлом II. Долгое время церковь и коммунистические власти Кубы враждовали. Ватикан неоднократно обвинял Гавану в нарушениях прав верующих. Встреча, по мнению наблюдателей, могла означать, что старые противники нашли компромисс. Так и произошло. Через два года Иоанн Павел II прибыл в Гавану с пастырским визитом и снова встретился с Фиделем Кастро. Уже официально и публично. На встрече во Дворце революции в Гаване папа осудил экономические санкции против Кубы.

11 марта 1999 года в Риме состоялась первая встреча главы Римско-Католической церкви с президентом Исламской Республики Иран Мохаммадом Хатами. Было это в то самое время, когда Иран пытался выйти из международной изоляции.

В общей сложности, почивший понтифик встретился с 426 главами государств, 187 премьер-министрами и 190 министрами иностранных дел, а также принял верительные грамоты 642 послов.

В правление папы Иоанна Павла II, как уже отмечалось выше, было прославлено много новых святых, кроме того, решением понтифика была совершена «реабилитация» средневекового ученого Галилео Галилея и беатификация Пия IX, которая кардиналом Поль Пупаром в интервью российской католической газете «Свет Евангелия» (№ 38. 22.10.2000), была обоснована следующем образом: «Человека канонизируют за христианские добродетели, а не за стиль управления».

Создается впечатление, что Ватикан при Иоанне Павле II стремился стать как можно ближе миру и современности, желая при этом идти на минимальный компромисс. До Иоанна Павла II ни один папа Римский не присутствовал на рок-концерте (27.09.1997), на стадионе, где проходил футбольный матч (29.10.2000). До него не издавались компакт-диски с песнями, которые он сам написал и спел. Покойный понтифик, таким образом, становится как бы символом или скорее «рекламой» нарочитой открытости Католической церкви миру. Но такая открытость, в конце концов, влечет за собой появление значительного числа требований, направленных к Ватикану со стороны общественности и мира, а Ватикан, принимая правила игры, обязан с этими требованиями считаться. И потому при более глубоком рассмотрении современного состояния Святого престола, становится ясно, что за яркой оберткой всеобщего благополучия, в католичестве скрывается множество внутрицерковных проблем, навязанных церкви неофитами, не желающими отказываться ради «высоких материй» от привычного комфортного образа жизни.

Так, например, либералы поднимают ряд вопросов, которые они хотели бы сделать, как минимум, дискуссионными. Среди них существенную роль играет возможная отмена целибата. Догматических запретов здесь нет, но целибат соответствует многовековой традиции католического канонического права. Дискуссия о целибате получила новый импульс из-за усиливающихся в последнее время обвинений европейских католических священников, а особенно североамериканских иерархов в преступлениях, связанных с совращением малолетних.

Еще одна проблема - разводы. Каноническое право делает эту процедуру крайне затруднительной, что вызывает недовольство многих верующих. Во многих странах со значительным католическим населением прошли референдумы о легализации гражданских разводов, которые привели к тому, что многие католики прибегают к такому способу прекращения семейных отношений, игнорируя позицию духовенства. Кроме того, после гражданского развода они часто вступают во второй брак, который не признается церковью, что создает немалые сложности в общении с духовниками (это является одной из причин снижения активности прихожан).

Следующая проблема - контрацепция. Если отрицание абортов является практически консенсусным для римо-католицизма, то с противозачаточными средствами не все так просто. Многие католики из развивающихся государств настаивают на смягчении подхода к этому вопросу, утверждая, что без контрацепции значительная часть многодетных семей обречена на проживание в бедности.

Еще одна «тема нового века» - сексуальные меньшинства. Ватикан сохраняет традицию резко негативного отношения к ним, их представителей запрещено допускать к причастию. В то же время мировые тенденции носят прямо противоположный характер - некоторые политики, для которых раньше подобная информация означала конец карьеры, уже не скрывают своей сексуальной ориентации. В еще большей степени это относится к лидерам общественного мнения из культурно-медийной элиты.

.
Сторонники реформ обращают внимание на снижение авторитета церкви как среди паствы, так и в международных правящих кругах. Так, во время обсуждения проекта европейской конституции Ватикану не удалось пролоббировать включение в него положения о христианских корнях европейской цивилизации.

Что касается внутреннего вероучительного состояния католичества, то политика Иоанна Павла II может расцениваться более как консервативная, нежели либеральная, доказательством чего могут служить события, произошедшие еще в начале его понтификата, связанные с леворадикальной «теологией освобождения», получившей распространение в странах Латинской Америки. Тогда был сменен генерал ордена иезуитов, так как внутри ордена получили широкое распространение реформаторские тенденции. Труды отдельных либеральных теологов были подвергнуты критике, а наиболее известный из них, Ганс Кюнг, был уволен из католического университета.

Вместе с критикой латиноамериканских реформаторских тенденций резко выросло влияние «Опус Деи» - консервативной католической организации, основанной в 1928 году испанским священником Хосе-Марией Эскрива де Балагером, который был причислен к лику святых Иоанном Павлом II. «Опус Деи» обвиняли и в связях с франкизмом (впрочем, «опусдеисты» способствовали модернизации Испании и ее постепенному отходу от жесткой диктатуры и самоизоляции), и в слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Однако внимание Ватикана эта организация привлекла в связи с попыткой синтеза духовной и светской жизни и связанным с этим «освящением» любого труда (исключая, конечно, криминальную деятельность). Такой подход привлек в организацию многих успешных мирян из числа «столпов общества» - бизнесменов, политиков, интеллектуалов. Такой подход сочетается с подчеркиванием необходимости широкого участия членов организации в благотворительных проектах.

«Опусдеистская» составляющая церковной политики является признаком того, что Ватикан был намерен действовать в рамках традиционалистской парадигмы. Повышение авторитета церкви должно осуществляться без радикализма, который, с точки зрения покойного папы и его ближайшего окружения, мог привести к серьезному обострению внутрицерковных конфликтов (литургическая реформа II Ватиканского собора привела к выходу из подчинения папе группы верующих во главе с двумя епископами).

Отношения римо-католичества и Русской Православной Церкви во второй половине XX века заслуживают особого внимания, объем данной работы не позволяет отметить все стадии их развития, но вкратце можно сказать следующее.

На II Ватиканском соборе в ознаменование намечающихся братских отношений между Ватиканом и Московской Патриархией был принят термин «Церковь-сестра». Но совсем недавно нынешний Римский папа Бенедикт XVI, еще в бытность свою префектом ватиканской конгрегации по вероучению, подчеркнул, что термин Церковь-сестра некорректен, и вопрос не только в терминологии, но и в сути дела. По его словам, «когда речь заходит о «Церкви», то имеется в виду единственная, святая, универсальная, апостольская Католическая церковь». Ее «сестрами» могут именоваться лишь другие Католические церкви, заявил кардинал, добавив, что он выступает против «примитивного экуменизма». «Выражение “Церковь-сестра” неприменимо к взаимоотношениям между католиками, православными и протестантами. Можно лишь говорить о Католической церкви как таковой и некоторых доктринах на Востоке».

В церковно-политическом плане следует отметить, что за время понтификата Иоанна Павла II неоднократно осуществлялись попытки приезда папы на каноническую территорию РПЦ - Россию и Украину. До сих пор остается открытым вопрос о поддержке Ватиканом захватнических действий униатов в западных областях Украины.

Кроме того, наталкивает на размышления поведение албанских католиков во время агрессии НАТО на Балканах. Когда притесняемые мусульманами сербские православные не ощутили от своих «собратьев-христиан» никакой помощи, хотя православные храмы были постоянно окружены припаркованными вокруг них натовскими танками, рядами колючей проволоки, блокпостами из мешков с песком и вооруженными до зубов солдатами, которые требовали документы от приходящих в храм. А 60 тысяч католиков чувствовали себя, как и прежде, вполне свободно и даже посещали мероприятия местных мусульман.

Каждая крупная историческая личность берет своих потомков в своеобразные заложники. И в этом смысле Иоанн Павел II был великой личностью, удобной для потомков. В какую бы сторону ни пошло дальнейшее развитие Католической церкви, всегда можно будет сказать, что это продолжение курса «великого папы».

Пойдут ли католики на большую либерализацию - можно будет сказать, что они продолжили линию Иоанна Павла II на открытость миру. Консервативный курс на защиту традиционных христианских ценностей от несущих порой разложение ветров времени также найдет в почившем папе свое оправдание. Будет Ватикан стараться расширять свое влияние на восток, на Россию - именно Иоанна Павла II можно будет назвать зачинателем этой политики. Но и обратная позиция на поиск точек соприкосновения с Русской Православной Церковью, в некотором смысле, тоже может быть оправдана именем папы.

Пока же ясно лишь то, что Иоанн Павел II оставил своим преемникам свободу во всем, кроме одного. Им отныне придется действовать под прицелом телекамер и в присутствии огромных толп народа. Чтобы не утратить авторитет Католической церкви, почивший папа вынужден был внести в свою деятельность элементы, если так можно выразиться, представления или, как сейчас принято говорить, «элементы шоу». И в этом смысле нынешней церкви для свершения каких-либо радикальных изменений в курсе своего дальнейшего развития придется выбирать между всегда обманчивой «любовью толпы» и осознанным следованием Христовым заветам.

Иоанн Павел II вернул Ватикану политическое могущество, активно сотрудничал с Рейганом, восстановил Украинскую Грекокатолическую церковь, болел за «Барселону» и модернизировал богослужение.

Славянский Папа

Иоанн Павел II стал первым папой неитальянского происхождения за последние 455 лет (до него иностранным папой стал Адриан VI, родом из Голландии). Он был младшим сыном в семье польского поручика. Судьба не подарила ему счастливое детство: когда ему было 8 лет, в 1928 году умерла мать, за ней практически сразу последовал старший брат, а в 1941 погиб отец. «В 20 лет я уже потерял всех, кого любил», - вспоминал об этом впоследствии сам Иоанн Павел II. «Тяжелое детство» сыграло впоследствии свою роль в будущем политическом курсе Папы.

После принятия сана в 1978 году вся деятельность Папы будет направлена на борьбу с «коммунистами», возвращение Польши под лоно католической церкви, и распространения влияния Святого Престола на Украину и Беларусь. Ватикан в лице Иоанна-Павла II поставил перед собой задачу добиться восстановления своего международного политического веса за счет укрепления позиций в странах Восточной Европы. В 1985 году в своей статье в журнале «Трайелог», Збигнев Бжезинский в связи с этим укажет: «Я считаю, что все, что делает папа Иоанн Павел II, имеет первостепенное историческое значение. Необходимо покончить с расколом Европы и вернуть великую и бессмертную Россию в лоно христианского сообщества и рыночной экономики».

Покушение «Серых волков»

Жизнь Иоанна Павла II не раз была под угрозой. Спустя всего несколько лет после восшествия на престол, 13 мая 1981 он был тяжело ранен в результате покушения на площади Святого Петра. Член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа, попавший в Италию после побега из турецкой тюрьмы, ранил понтифика в живот и был арестован на месте.

Тайна покушения на Папу до сих пор не раскрыта, поскольку виновник каждый раз дает новые, невероятные показания. Согласно первой официальной версии, за покушением стояли только «Серые волки», а причина – третье пророчество Фатимы, обнародованное лишь в 2000 году. Итальянский журнал IL Folgio приводит отрывки очередной «исповеди» Али: «Ваше Святейшество, я знаю третью тайну Фатимы... Мне о ней рассказали в Иране...». По мнению Агджи, иранцы интерпретировали третий секрет Фатимы, в том смысле, что смерть Папы приведет к падению Ватикана, после чего ислам восторжествует во всем мире.
Это была не единственная версия покушения, со слов Али. В 1984 году он дал показания, согласно которым итальянская прокуратура предъявила обвинения трем гражданам Болгарии и трем гражданам Турции. Пошли слухи о причастности к покушению КГБ СССР, которым была не выгодна антикоммунистическая политика Папы. Сегодня эта версия особенно распространилась в Польше.

Местные историки, ссылаясь на дневники главы резидентуры КГБ в Варшаве генерала Виталия Павлова, называют виновником Юрия Андропова. Исследователь Джордж Вейгел в своей биографии Иоанна Павла II приводит диалог этих двух генералов: «Андропов задал Павлову прямой вопрос: «Как вы могли допустить, чтобы Папой был избран гражданин социалистической страны»? А тот ответил: «Товарищ председатель должен спрашивать об этом, скорее в Риме, чем в Варшаве»». Сам Виталий писал, что он знал и передал в центральное управление КГБ все оперативные материалы польского МВД и Службы безопасности на Папу Римского. Итальянский прокурор Фердинандо Импозимато, ведший дело о покушении, прокомментировал данные расследования следующим образом: «Покушение стало результатом деятельности советских спецслужб при участии функционеров из Болгарии, группировки «Серые волки, а также, к сожалению, при сотрудничестве с кем-то из Польши».
Тем не менее, виновник преступления не вычислен до сих пор. Али Агджи, тем временем, выдает все новые удивительные версии событий. После освобождения, он заявил, что покушение заказал глава правительства Ватикана кардинал Аугустино Казероли».

Геополитик

Иоанн Павел II остался в истории как человек, которой политизировал Ватикан. Ему предписывают союз с Вашингтоном, в особенности с Рональдом Рейганом против стран социалистического блока. По словам исследователя Э. Лебека: «в первые годы правления Рейгана можно было наблюдать появление убежденных католиков на самых высоких постах, чего прежде в истории Соединенных Штатов никогда не было». Другой исследователь, Ольга Четверикова утверждает – Папа использовал обострение «холодной войны» в своих собственных целях – восстановление политического влияния за счет Восточной Европы. Геополитические интересы Ватикана и Вашингтона совпадали. Обе силы представляли сплоченный противовес коммунизму: Ватикан - идейный, а Вашингтон - военно-политический.

7 июня 1982 года на встрече между Иоанном Павлом и Рейганом было заключено соглашение о проведении тайной совместной кампании в Польше в целях разрушения «Коммунистической империи», получившее название «Священный союз». Оно было обнародовано журналистом Карлом Бурнштайном в журнале «Таймс». Вскоре после этого, Рейган объявил «крестовый поход» против «империи зла». В отношении Польши славянский папа и американский президент тоже достигли согласия. В ход пошел независимый профсоюз «Солидарности», отличавшийся своей антикоммунистической деятельностью и пропагандой. Битва за Польшу велась 8 лет. В апреле 1989 года активист Лех Валенса и представители польского правительства подписали, наконец, Соглашение о политических и экономических реформах, а Польская католическая церковь получила статус, не имеющих аналога в других восточноевропейских странах: ей была возвращена конфискованная собственность, дано разрешение создавать собственные учебные заведения.

В июне того же года представители «Солидарности» одержали победу на парламентских выборах, а через год Лех Валенса стал президентам, взяв курс на уничтожение всех признаков социалистической системы даже на уровне символов. Выборе в Польше 1989 году, выигранные «Солидарностью» запустили цепную реакцию, которая привела к падению коммунистических режимов в других социалистических странах и в конечном счете к падению Берлинской стены.

Прозетилизм

Участие Ватикана в революции «Солидарности» призвано было «духовно» узаконить происходящую в восточноевропейских странах смену власти. При этом у Папы были свои мотивы. По мнению сербского историка Драгоша Калаича, Папу сподвигло на это состояние всеобщего упадка католичества на Западе. Он полагал, что: «последние очаги, хранящие пламень католической веры, достойно горят лишь в странах Восточной Европы, прежде всего в Польше и Хорватии». От союза с Вашингтоном Иоанн-Павел ожидал «обогащения новыми стадами с Востока». При нем начинается активное усиление католических обществ в Украине, которые, в конце концов, вышли «из подполья» и возродили свою легальную структуру – Украинскую Грекокатолическую церковь.

Синод 1980 года, когда украинские католики опубликовали декларацию, объявляющую страдание Церкви «при атеистическом коммунистическом режиме», по времени совпал с началом оппозиционных преступлений «Солидарности». Неоднозначность ситуации придавало и польское происхождения Папы. В тот раз Иоанн-Павел пошел на уступки московскому патриархату и не дал зеленый свет начавшимся выступлениям, но в условиях «Перестройки» все изменилось. Видя потенциал возрождения Грекокатолической церкви, понтифик резко изменил свою политику в отношении украинских униатов, предпочтя ренессанс униатства в Галиции конструктивному развитию православно-католических отношений.
В 1993 году якобы в уступку православным Ватикан выступает с предложением нового соглашения: «Униатизм как метод объединения в прошлом и поиск полного единства в настоящем». В документе, который получил название Бламандская уния отразилась двойственная политика Папы, с одной стороны – это союз с православием и распространение «христианской Европы от Атлантики до Уральских гор», с другой, по мнению исследователей, узаконивание униатских общин как католическое сообщество, что придало им большие права на свою деятельность, сделав их новым плацдармом для продвижения Ватикана на Восток.

Революционер

Иоанн Павел II стал революционером Ватикана. «Иоанн Павел II был большим проповедником обновленческой церкви и разрушителем Католической Церкви», - заявлял в своем интервью епископ Ричард Уильямсон. Откуда такое мнение о человеке, которого объявляют святым. Все дело во II Ватиканском соборе 1962-1965 года, который создал «новый порядок» католичества, так называемый «католический модернизм», иными словами, обмирщение церкви. Одной из самых известных последствий Собора, по словам католиков, стала богослужебная реформа 1969 года. Отныне традиционная «намоленная» католическая месса полностью преображалась.

Латынь запрещалась, богослужение переводилось на местные языки. Священник теперь стоял лицом к слушателям, а не к алтарю, как было принято ранее, когда священник как-бы становился во главе своей паствы. Объявлялся минимализм в церковном облачении. В храмах убирались иконы. Одним словом, католичество стало напоминать протестантизм. Но особенно ударили по престижу католических служб «новые веяния», например, мессы под гитару в ритмах рок-н-рола. В итоге, большинство священнослужителей стали жаловаться на утрату сакрального молитвенного характера богослужения. Вместо привлечения новых людей, храмы по всей Европе стали пустеть.

Помимо изменения порядка богослужения, Иоанн Павел прославился и своими извинениями «за все грехи католической церкви», в том числе за жестокость инквизиции, суд над Галилеем и многое другое. При нем церковь приняла теорию Дарвина, и даже назначила покровителя интернета – Исидора Севильского.
При всех своих новациях, Иоанн Павел II слыл большим консерватором. Он решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения», выступал против абортов, и контрацепции, а главное против сексуальных меньшинств и гомосексуальных браков. Несмотря на это, во время его главенства Ватикан начали сотрясать постоянные скандалы, связанные с содомией.

Футбольный фанат

Мода на футбол проникла даже в Ватикан. Так, Иоанн Павел II прославился как Папа-фанат. До принятия сана, он сам нередко играл, после предпочитал не публично болеть за любимую «Барселону» и «Лацио», что не помешало ему благословить мадридский «Реал» на победу в Лиге чемпионов. Тем не менее, самих матчей он предпочитал избегать, и лишь раз засветился на стадионе во время игры между национальной командой Италии и сборной легионеров, выступавших за итальянские клубы.

Папа Opus Dei

«Папа Opus Dei» - еще одно из «имен» Иоанна Павла II в католической истории. Некоторые исследователи, в том числе и Ольга Четверикова считают, что именно этот орден помог Каролю прийти к власти, который, в свою очередь, вывел его из-под юрисдикции епархиального руководства и позволил ему играть доминирующую роль в Ватикане. Сегодня Opus Dei, подобно иезуитам, называют «церковью внутри церкви». Официально, Opus Dei («Дело Божие»), который в нашумевшем «Коде да Винчи» предстает широкой аудитории в лучших традициях религиозной секты, – это христианская организация, которая занимается миссионерской деятельностью.

Тем не менее, за ними прочно закрепилась репутация «новой ересью», из-за сетевого устройства организации, сочетающей жесткую структуру управления, централизованное иерархическое устройство и железную внутреннюю дисциплину. Нередко их обвиняют в франкизме и слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Влиянием Opus Dei объясняют курс Иоанна Павла II на синтез духовной и мирской жизни, который провозгласил II Второй Ватиканский собор. В том числе, Opus Dei обвиняют в агрессивной политике Иоанна Павла II по отношению к Восточной Европе, ведь после орден стал активно распространяться в Польше, Украине и даже России.

10 интересных фактов о жизни Иоанна Павла II

Ответ редакции

16 октября 1978 года Иоанн Павел II стал первым Папой Римским неитальянского происхождения за последние 455 лет (Адриан VI , ставший папой в 1523 году, был голландцем по рождению), одним из самых молодых понтификов в истории церкви и первым папой славянского происхождения. Его понтификат стал третьим по продолжительности после Святого Петра и блаженного Пия IX .

Папа Римский, не носивший тиару

Сразу после избрания главой Римско-католической церкви Иоанн Павел II продемонстрировал, что не собирается быть похожим на своих предшественников: он отказался от церемонии коронации, не стал носить папскую тиару и всегда подчёркивал роль, обозначенную в титуле папы как Servus Servorum Dei («раб рабов Божьих»). Говоря о себе, Иоанн Павел II использовал местоимение «я» вместо «мы», как это принято у царствующих особ, в т. ч. предыдущих глав Ватикана.

Первый поляк в истории, который стал Папой Римским

Кароль Юзеф Войтыла родился 18 мая 1920 года в польском городе Вадовице около Кракова. Он был младшим из троих детей в семье поручика Кароля Войтылы и учительницы Эмилии Качоровской. Когда Каролю исполнилось 8 лет, умерла его мать, четыре года спустя умер его старший брат. В 1938 году Войтыла вместе с отцом переехал в Краков, поступил в Ягеллонский университет, где изучал философию и различные языки. Он выступал в театральных группах, посещал занятия по риторике и писал стихи. В это время расцвёл его талант к языкам: он бегло разговаривал на 12 языках.

Во время немецкой оккупации он оставил учёбу и работал в каменоломне, а потом на химическом заводе, чтобы избежать депортации на работы в Германию. В 1941 г. умирает его отец; «В 20 лет я уже потерял всех, кого любил», — впоследствии скажет об этом сам Иоанн Павел II. После смерти отца он начал серьёзно задумываться о жизни служителя церкви. В октябре 1942 года он постучал в дверь Епископского дворца в Кракове и попросил взять его учиться на священника. В подпольной семинарии Кароль оставался до конца войны, а 1 ноября 1946 года Войтыла был рукоположён в священники и был переведён в Рим для продолжения богословского образования. В 1948 г. он вернулся в Польшу, а в 1953 году защитил на богословском факультете Ягеллонского университета диссертацию, после чего приступил к преподавательской работе.

Визит в кармелитскую церковь Посещения Пресвятой Девы Марии в Кракове — начало июня 1967 года, незадолго до своего назначения кардиналом. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1958 году отец Войтыла был рукоположён в сан епископа и в 1962-1964 гг. принимал участие во всех четырёх сессиях Второго Ватиканского Собора, проявив себя одним из активных его участников. Благодаря этой работе, в январе 1964 года был возведён в сан архиепископа, митрополита Краковского. В 1967 году папа Павел VI возвёл его в кардиналы-священники. В августе 1978 года Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I, но избранный папа скончался всего через 33 дня. В октябре состоялся ещё один конклав, на котором Войтыла был избран папой и при восшествии на престол принял имя своего предшественника, став Иоанном Павлом II.

Консерватор, антикоммунист, миротворец

Иоанн Павел II считается одним из самых влиятельных лидеров XX века. Он проявил себя непримиримым борцом против коммунистических идей. Когда в 1989 году в Ватикане папа впервые провёл встречу с руководителем СССР Михаилом Горбачёвым, биограф Иоанна Павла II Джордж Ваагель так охарактеризовал её: «Визит Горбачёва в Ватикан стал актом капитуляции атеистического гуманизма как альтернативы развития человечества». Будучи убеждённым консерватором, Иоанн Павел II решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения» и, в частности, отлучил от церкви священника Эрнесто Карденаля, вошедшего в состав социалистического сандинистского правительства Никарагуа.

Иоанн Павел II был ярым противником абортов и средств контрацепции. В 1994 году Ватикан сорвал принятие ООН резолюции по поддержке планирования семьи. Понтифик также решительно выступал против гомосексуальных браков и эвтаназии, против рукоположения женщин в священники и поддерживал целибат. Одновременно с этим он доказал способность католической церкви развиваться вместе с научно-техническим прогрессом, признал с оговорками теорию эволюции и даже назначил покровителем Интернета святого Исидора Севильского.

Понтифика не раз обвиняли в излишней политизации Ватикана, указывая на его чрезмерную миротворческую деятельность. В 1982 году, во время войны за Фолклендские острова, он посетил и Великобританию, и Аргентину, призвав страны к миру. В 1991 году папа осудил войну в Персидском заливе, а в 2003 году — вторжение в Ирак.

Папа, протянувший руку другим церквям

Иоанн Павел II стал первым папой, который начал искать примирения с другими религиями. Символом этого стал Всемирный день молитв о мире, состоявшийся в Ассизи (Италия) 27 октября 1986 года, где 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 иных религий провели общую молитву.

Впервые с момента отделения англиканской церкви Иоанн Павел II встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение. В 2001 году он впервые начиная с раскола христианской церкви на католическую и православную в 1054 году посетил православную Грецию.

В августе 1985 года папа выступил в Марокко перед пятидесятитысячной аудиторией молодых мусульман с призывом к миру и единству между людьми и народами. В апреле 1986 года папа впервые в истории посетил синагогу, где произнёс фразу, ставшую одним из его наиболее цитируемых высказываний: «Вы — наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья». В 2000 году Иоанн Павел II посетил Иерусалим и коснулся Стены плача, а также побывал в мемориале Яд ва-Шем. 6 мая 2001 года Иоанн Павел II совершил молитву о мире в Дамаске и вошёл в мечеть Омейядов.

Покаяния за преступления времён крестовых походов и инквизиции

Будучи наместником Святого Престола, Иоанн Павел II принёс покаяние многим пострадавшим от рук Римско-католической церкви, в том числе за преступления времён крестовых походов и инквизиции. Никогда в истории человечества ни одна религия или конфессия не приносила подобного покаяния. Папа обнародовал извинения за более чем 100 преступлений, в том числе:

Иоанн Павел II также публично извинился за церковные расколы и религиозные войны, презрение по отношению к евреям, насильственную евангелизацию Америки, дискриминацию по половому и национальному признаку, проявления социальной и экономической несправедливости.

20 ноября 2001 года понтифик принёс извинения за случаи сексуального насилия в католической церкви, за «украденные поколения» детей аборигенов в Австралии и за поведение католических миссионеров в колониальные времена в Китае.

Апостольские визиты

Понтифик запомнился многим и как самый активно путешествующий папа. Он совершил свыше 200 пастырских поездок, в том числе 104 зарубежных путешествия, преодолев путь в 1 167 000 км — это более чем в три раза превышает расстояние от Земли до Луны. В ходе этих визитов он посетил 1022 города в 130 странах на всех континентах и провёл за пределами Ватикана в общей сложности более 822 суток.

Чаще всего он посещал Польшу, США и Францию, а также Испанию и Мексику. Эти поездки были призваны укрепить позиции католицизма и установить связи католиков с другими религиями, в первую очередь, с исламом и иудаизмом. Посещение России так и осталось несбывшейся мечтой Иоанна Павла II.

Покушение на площади Святого Петра

Жизнь Иоанна Павла II не раз была под угрозой. 13 мая 1981 он был тяжело ранен в результате покушения на площади Святого Петра. Член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа, попавший в Италию после побега из турецкой тюрьмы, ранил понтифика в живот и был арестован на месте. Два года спустя папа навестил находящегося в тюрьме Али Агджу, сказав, что «говорил с ним, как с братом, которого я простил и который имеет моё полное доверие».

Самой скандальной версией этого покушения была причастность к нему КГБ СССР через спецслужбы Болгарии. В 1984 году Агджа дал показания, согласно которым итальянская прокуратура предъявила обвинения трём гражданам Болгарии и трём гражданам Турции. Впоследствии все, кроме Агджи, были оправданы за отсутствием улик, а члены комиссии по расследованию спустя время заявили, что руководители СССР были инициаторами устранения Иоанна Павла II. Это мнение было основано на информации бывшего начальника архивного отдела КГБ СССР Василия Митрохина, бежавшего в Великобританию в 1992 году. Однако вскоре специальная комиссия была распущена. Её обвинили в клевете, а доклад в подтасовках, призванных очернить социалиста Романо Проди — соперника Берлускони на предстоящих выборах. В 2005 году Али Агджа дал новые показания и заявил, что к покушению были причастны некие ватиканские кардиналы.

До самой смерти Иоанн Павел II поддерживал контакты с семьёй Агджи. Встречался с его матерью и братом. Сам Агджа покаялся в преступлении и неоднократно просил прощения у понтифика, а после кончины папы называл его своим духовным учителем. Срок тюремного заключения Али Агджи истёк в январе 2010 года. После выхода из тюрьмы он выразил желание переселиться в Польшу, на родину папы, в том числе, по причине своего перехода в католичество.

Тело Иоанна Павела II в соборе Святого Петра. Фото: Commons.wikimedia.org

Причисление к лику блаженных и святых

После смерти Иоанна Павла II многие говорили о том, что папа достоин быть причисленным к лику блаженных и святых. В латинской традиции установлены для этого необходимые требования: сочинения должны соответствовать учению Церкви, проявленные добродетели должны быть исключительными, а факты чуда должны быть подтверждены документально или свидетельскими показаниями. 1 мая 2011 года папа Бенедикт XVI причислил Иоанна Павла II к лику блаженных. Утверждается, что Иоанн Павел II исцелил от болезни Паркинсона французскую монахиню Мари Симон-Пьер. А в этом году конгрегация по канонизации святых Святого Престола сделала заявление, что необходимое для канонизации второе чудо при содействии понтифика произошло 1 мая 2011 года. Комментариев о характере чудесного явления Ватикан пока не сделал, но предполагается, что чудо произошло в Коста-Рике с больной женщиной, которая исцелилась от тяжёлой болезни головного мозга благодаря молитвам покойному Иоанну Павлу II.

Процедура канонизации Папы Римского произойдёт 27 апреля 2014 года. Действующий глава Римско-католической церкви папа Франциск подписал об этом соответствующий документ. В истории католицизма — это самое быстрое причисление к лику святых: с момента смерти прошло всего 8 лет.

Вслед за папой-поэтом-гуманистом папский престол занял племянник Евгения IV кардинал Пьетро Барбо, взявший имя Павла II (1464-1471); это был снова папа-антигуманист. Новый папа был подлинным венецианцем: он любил помпу, был ловким дипломатом, но подозрительным по натуре, суровым, расчетливым человеком. При принятии окончательного решения на конклаве в одинаковой мере сыграли роль два момента: обещание Пьетро Барбо начать крестовый поход против турок и обещание созвать вселенский собор.


При Павле II, который был, можно сказать, недосягаемым (очень редко проводил слушания советников и высших священнослужителей), папское достоинство обрело внешнюю помпезность Ренессанса. Павел II любил красоту, но не признавал в ней человеческого начала, однако сам был в восторге от собственной красоты. Вообще говоря, внешняя помпа стала в этот период органической частью католического культа. На место духовной, религиозной жизни, на место веры, идущей из самой глубины души, пришла внешняя помпезность церковных обрядов. У этой помпы сложились и популистские разновидности.



Для широких народных масс отнюдь не гуманисты, а по-прежнему церковь означала культуру, праздничность, развлечения. Возможности для этого предоставляли становившиеся все более красочными и щедрыми праздники церковного года. Кстати, именно в соответствии с распоряжением Павла II, изданным в 1470 году, Святой год полагалось отмечать раз в 25 лет.


Для правления Павла II характерны произвол и оттеснение на задний план кардинальской коллегии, влияние которой все возрастало. Усиливающаяся власть кардинальской консистории, разумеется, противоречила папскому абсолютизму. Папа урезал сказочные доходы кардиналов, расходы курии, преследовал симонию. Эти реформаторские распоряжения ограничивали меценатскую деятельность папы и кардиналов, что, в свою очередь, сделало римских гуманистов, художников и мастеров искусства обедневшими скитальцами. Нападки гуманистов на сурового и деспотичного папу поощрялись кардиналами. Вождь гуманистов Бартоломео Платина уже угрожал созывом вселенского собора. Папа ответил на это тем, что приказал арестовать Платину и содержать в Замке Святого Ангела. Тут надо иметь в виду, что Платина в своем труде по истории папства, над которым он в то время работал, представил Павла II варваром, врагом культуры и искусств. Позднее Павел II приказал освободить его, а Сикст IV назначил Платину префектом Ватиканской библиотеки.


Павел II стремился к внутреннему укреплению Церковного государства, сознавая, что, только опираясь на единое государство, папы смогут воспрепятствовать аннексии его со стороны французов или австрийских и испанских Габсбургов. Папа Павел сознавал также, что совместный поход против турок уже невозможен. Поэтому он видел свою задачу в помощи христианским государствам, которые вели с турками борьбу не на жизнь, а на смерть, причем не только в моральной, но и материальной - деньгами. Исходя из этого, он действительно поддержал значительными суммами Венгрию, Венецию и Албанию. При Павле II возник новый конфликт: между Чехией и папством. Чешский национальный король Иржи Подебрад (1458-1471) благоприятно относился к умеренному гусизму; за это папа в 1466 году отлучил его от церкви. В династической войне между венгерским королем Матьяшом и чешским королем папа стал на сторону Венгрии.


В 1464 г. в бенедиктинском монастыре в Субиако была создана первая на территории Италии типография. В 1467 г. Павел II приказал перевезти ее в Ватикан. Папа был коллекционером-нумизматом, он собирал также драгоценные камни. Его коллекции обогатили собрания Ватиканского музея.


Действуя в духе папского абсолютизма, Павел II последовательно уклонялся от созыва вселенского собора (собора реформ). На изменение этой его позиции не смог повлиять даже личный визит императора Фридриха III в 1468 году в Рим. Папа Павел ясно видел, что в это время собор реформ мог бы окончиться лишь поражением папского примата.


Старания папских легатов на международной арене не принесли решения конфликтов с Францией, Венецианской республикой и Флоренцией. Перспектива организации совместного крестового похода против турок отдалялась с каждым годом.

Источники:

Папы: каталог Ковальского