Поделки        21.09.2019   

Храм бога Амона в Карнаке: описание, история и интересные факты. История возведения и современный облик карнакского храма

Храм Амона в Карнаке

Небольшой египетский городок Луксор, расположенный в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, приобрел свою всемирную известность благодаря тому, что в самом его центре сохраняются развалины Фив – великого города древности, слава о котором гремела по всему античному миру. Некогда Фивы были столицей Древнего Египта. Египтяне называли этот город Уасет, в Библии он упоминается под именем Но, а Гомер в «Илиаде» именует его «стовратными Фивами».

Храм Амона в Карнаке. Аллея сфинксов

«Золотой век» Фив наступил в XV веке до н. э., в эпоху Нового царства. В этот период фараоны XVIII династии превратили Фивы в город, чья слава «покорила весь мир». Именно тогда были созданы прославленные ансамбли Карнакского и Луксорского храмов.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками – значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону – во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.

Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами из кедра, драгоценной утварью – вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Крупное строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился – он был разрушен в результате последующих переделок.

При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы Хатшепсут», высеченные из асуанского гранита. Их украшали навершия из электра – сплава золота и серебра. Работами руководил придворный зодчий царицы Хатшепсут – Сенмут, который построил один из пилонов храма. Однако преемник царицы, Тутмос III, уничтожил все, построенное предшественницей, и выстроил новое здание храма, в котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов». На его стенах Тутмос III, желая увековечить свои победоносные военные походы, приказал высечь многочисленные рельефы и тексты, рассказывавшие о подвигах фараона.

Сегодня храм Амона в Карнаке находится в руинах, которые, тем не менее, продолжают производить колоссальное впечатление. Недаром Карнак – один из самых популярных туристических маршрутов.

Храм Амона представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две дороги, одна со стороны Нила, другая – из Луксора. Обе дороги обрамляют два ряда сфинксов с головами баранов (баран – символ бога Амона). Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя монументальными, суживающимися кверху башнями по сторонам. Эти пилоны – своеобразные вехи строительства храма: каждый их них возведен в правление одного из фараонов. В свое время на пилонах стояли мачты из кедра с развевающимися на них флагами.

Центральный пилон имеет высоту 44 м, ширину – 113 м, а толщина его стен составляет 15 м. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный колоннадой. У входа в храм сохранились руины вестибюля, перед которым некогда стояла колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу тянется колоннада из двух рядов колонн высотой в 20 м с капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн двенадцать, а первоначально было на две больше – на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен очередной пилон.

Через следующий пилон с гигантскими статуями фараонов перед ним посетитель храма через все более и более сумрачные помещения и залы попадал в Большой гипостильный зал – святилище Амона. Сооружение Большого гипостильного зала началось во времена фараона Хоремхеба, но свои окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только при фараонах XIX династии – Сети I и Рамсесе II Великом. Гипостильный зал отличается гигантскими масштабами построек и необыкновенной пышностью декоративного убранства. Площадь зала составляет 5000 кв. м, а высота достигала 24 м. Крышу поддерживали шестнадцать рядов колоссальных колонн. Всего здесь было установлено 134 колонны, и наибольшие из них имеют высоту 20,4 м, а высоту – 3,57 м. Колонны центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали высоты 19,2 м, а колонны боковых проходов, изготовленные в виде нераспустившихся папирусов, – 14,7 м.

«Все виденные вами досель здания, хотя бы вы обтекли весь земной шар – игрушки перед этим столпотворением! – писал побывавший в Карнаке в 1830-х годах русский путешественник А.С. Норов. – Этот лес колонн, величины невообразимой, и где же?внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих».

Зодчими, оставившими самый заметный след в истории Карнакского храма, и в частности, строившими Большой гипостильный зал, были Иуп и его сын Хатиаи. Последнего хроники называют «воздвигающим великие колонны в храме Амона» .

Колонны «Зала Анналов», расположенного по главной оси храма, увенчаны либо цветком лотоса, либо цветком папируса. Это геральдические эмблемы Древнего Египта: папирус считался символом Нижнего Египта, а лотос – Верхнего. Гладкие стволы колон сплошь покрыты рельефами ритуального и исторического содержания, иероглифическими надписями. Именно из храма в Карнаке берет свое начало древнеегипетская традиция увековечивать воинские доблести фараонов в монументальных рельефных композициях.

Росписи потолка и перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. Сегодня от кровли не осталось и следа, и остатки зала находятся под открытым небом. Стены и колонны гипостильного зала покрывали многочисленные цветные рельефы, общая площадь которых составляла 24,3 тысячи квадратных м. На стенах и колоннах сверкало золото, тонкими листочками которого были покрыты детали колонн и рельефов. Никогда еще древнеегипетские храмы не украшались с такой пышностью.

В Большом гипостильном зале были установлены колоссальные монолитные статуи царей, среди них – статуи фараона Рамсеса II Великого и его жены Нефертари (не путать с Нефертити!). С именем Рамсеса II связан третий большой период строительства в Карнакском храме. Сцены, запечатленные на стенах храма, рассказывают о деяниях этого фараона, покровительствуемого богами. На одной из стен Карнакского храма бог Амон вручает фараону Рамсесу II символы его власти. Далее следуют сцены жертвоприношений, совершаемые Рамсесом II. И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида. Часто встречаются изображения скарабея – священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный процесс смерти и возрождения.

Храм Амона в Карнаке иногда называют «каменным архивом Египта». На стенах, пилонах, колоннах и карнизах храма, среди гимнов богам и ритуальных текстов находятся многочисленные надписи, повествующие об исторических событиях эпохи Нового царства: истории военных походов и сражений, обстоятельства восхождения на престол фараонов, списки царей Египта и т. п.

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов – бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников. Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма в сумрачный гипостильный зал, а далее – в погруженное в темноту главное святилище, освещавшееся лишь светом неугасимых светильников. От света к тьме – таков был путь, по которому веками шли древнеегипетские жрецы и вели за собой во тьму безропотные толпы своих приверженцев, подавленных циклопическим величием жилища древнего бога, где все производило впечатление величественности, сверхчеловеческой мощи и таинственности…

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта – храму Амона-Ра в Луксоре.

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Храм Амона в Луксоре В трех километра к югу от храма Амона в Карнаке расположен Луксорский храм. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта являлся

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова) О его уникальности и удивительной красоте можно говорить много. Здесь всё уникальное. Достаточно сказать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Мифы древности - Ближний Восток автора Немировский Александр Иосифович

Явление Амона Первым из богов появился Амон, великий владыка Фив, первой земли, выступившей из начальных вод. Никем не сотворенный, Амон создал сам себя. Он явился в облике прекрасного нильского гуся. И прозвучал его голос, голос великого гоготуна, голос, нарушивший

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги 50 знаменитых загадок древнего мира автора Ермановская Анна Эдуардовна

Дочь Амона До сих пор археологам не удалось отыскать каких-либо документов, описывающих обряд погребения царских жен. Но, судя по всему, церемония мало отличалась от обряда погребения фараонов. Тело торжественно препровождали в гробницу и совершали обряд «отверзания уст

Из книги Великий Александр Македонский. Бремя власти автора Елисеев Михаил Борисович

Сын бога Амона Египет сдался македонской армии без боя. Коренное население относилось к персам враждебно, сатрап Египта Мазак, не имея достаточно сил для организации обороны и понимая, что на Дария рассчитывать нечего, решил склониться перед завоевателями. Армия

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм монастыря Тодайдзи (Великий храм Востока) в Наре Архитектура древней Японии тесно связана с буддизмом, который, придя из Китая и Кореи в VI веке, уже через сто лет стал главной религией страны. С этого времени начинается создание самых монументальных буддийских

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона - это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э 12а. БИБЛИЯ. Великий царь САУЛ в начале Израильско-Иудейского царства (кн. 1 Царств). 12b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Великий римский император СУЛЛА в начале

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Карнакский храм, расположенный близ Луксора, – это самый крупный и самый древний храмовый комплекс на планете. Он растянулся более чем на 200 га, а его площадь – 105 км на 0,8 км. Одна только площадь Священного зала бога Амона Ра составляет около 61 акра, что в несколько раз больше площади любого из европейских соборов.

Карнак – это целых храмовый город, возраст которого исчисляется тысячелетиями. Пилоны, святилища, храмы, статуи и обелиски возводились правителями Страны пирамид на протяжении двух тысяч лет. В сети Интернет можно найти фото Карнакского храма, сделанное с высоты птичьего полета – размеры комплекса поистине огромны.

В течение многих веков храм Амона Ра в Карнаке был главным святилищем Древнего Египта. Был он также и резиденцией правителей, и сокровищницей, и административным центром, и сердцем Фив – тогдашней столицы Египта. На сегодняшний день это место занесено в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Помещения Карнакского храма

Карнакский храм в Луксоре включает в себя несколько строений, окруженных со всех сторон 20-метровой стеной. Это Храмы Великого Амон Ра, Птаха, Хонсу, Ипт, Монто, Осириса и разрушенный храм Аменхотепа IV. Второе название Карнакского комплекса – Дом Амона, так как изначально он был возведен в честь культа верховного древнеегипетского божества – бога Солнца Ра. Введение культа этого мифологического персонажа в культуру и историю Древнего Египта началось во времена правления 12-й династии фараонов, когда столицей государства стал город Фивы. Первоначально Амон Ра изображался в виде гуся, затем барана, а на пике поклонения – в виде человека с перьями на голове. Сегодня фото изображений этого божества легко найти в интернет-источниках.

Египтяне дали Карнакскому храму название «Эль-Карнак», что в переводе означает «укрепленная деревня». При завоевании Египта на входе в комплекс обнаружили множество строений, которые не затронуло время. При входе в Карнакский храм расположена Аллея Сфинксов, которые охраняли культовое сооружение. Аллея с 20 животными, имеющими тело льва и голову барана, была построена во время царствования фараона Нектанеба из 30 династии.


Карнакский храм возведен таким образом, что самые древние помещения расположены в центре, а по мере удаления от него встречаются постройки все более поздних эпох. Это объясняется тем, что каждая новая секция храма пристраивалась все более поздним правителем Египта.

Первый зал Карнакского комплекса занимает площадь 100 на 80 м, его строительство завершилось в эпоху правления 22 династии фараонов. Всем туристам, вошедшим в зал, предлагают обратить внимание на величественные колонны, украшенные бутонами папируса – символом царской власти.

Слева расположены 3 часовни, возведенные фараоном Сети II в честь завоевания города Фивы. Справа – храм Рамзеса III. Он состоит из небольших помещений и гипостильного зала, по которому можно выйти к святилищу Карнакского храма. К сожалению, эти помещения не пощадило время – сейчас они сильно повреждены.

Гипостильный зал Карнакского храма ведет в еще одно помещение комплекса, выстроенное Аменхотепом III. Отсюда же открывается вид в зал Тутмоса I, где расположены два обелиска, из которых уцелел лишь один. Обелиски и колоннада зала Тутмоса I были возведены несколько позже – после того, как на престол взошла единственная женщина-фараон Египта Хатшепсут. Из двух колоннад этого зала хорошо сохранилась лишь одна – она выполнена из красного гранита, ее величина – 29 с половиной метров в высоту, 322 тонны в весе.


После смерти царицы Хатшепсут фараон Тутмос III возвел вокруг двух обелисков высокую стену, видимо, для того, чтобы скрыть и сохранить их. Им же был построен пятый пилон Карнакского храма. В нем находится гранитное святилище, посвященное лодке Амон Ра. За святилищем – широкий внутренний двор.

Слева от шестого зала Карнакского комплекса находится двор седьмого пилона. Здесь расположены статуи Рамзеса II и Тутмоса III. Следующий – восьмой – пилон был возведен царицей Хатшепсут, а украшен уже Тутмосом III, а затем восстановлен Сети I.

Между 9 и 10 пилонами взору туристов открываются остатки святилища Хет-Себ, которое был возведено Аменхотепом II и украшено Сети I. Девятый пилон на сегодняшний день сильно поврежден. Он относился к храму бога Атона (так называли Амон Ра при фараоне Эхнатоне) и был разрушен более поздними правителями, которые пытались стереть из истории Египта все упоминания о фараоне-еретике, построившем его. Карнакский храм завершается десятым пилоном, построенным во времена правления фараона Хоремхеба. В него входят ворота Птолемея II, расположенные в лицевой части храма Мут.

Священное Карнакское озеро

Покидая Храм Амона в Карнаке, не забудьте посетить Священное озеро, восходящее ко временам Тутмоса III, и обязательно сделайте его фото. Священные озера были во многих египетских храмах, но озеро в Карнаке – крупнейшее из них. Оно использовалось для проведения праздников – по нему божества должны были плыть на своей золотой барже.


Изначально подача воды в озеро Карнак осуществлялась из Нила, но на данный момент оно подпитывается исключительно из грунтовых вод. Его размер – 80 на 40 метров. Рядом с озером расположен Священный Скарабей, крупнейший в Египте со времен царствования Аменхотепа III. Для египтян это насекомое было олицетворения Солнца. Есть легенда, что если обойти вокруг жука 7 раз и загадать желание, то оно обязательно сбудется. По крайней мере, египтяне свято в это верят.

Ипет-Исут, Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Расположен в современном Карнаке, небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ипет-Реc, Луксорский храм - развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

Карнакский храм

Карнакский храм - это храмовый комплекс размером 1,5 км. на 700 метров, состоящего из 33 храмов и залов, который дополнялся и изменялся в течении двух тысячелетий. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя, и свои заслуги.

Храм в Карнаке - храмовый комплекс, состоит из трех частей:

Центральная часть посвящена богу Амону, ее занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм, который начали строить в период правления Аменхотепа III. 134 шестнадцатиметровые колонны (фото реконструкции справа) с многочисленными барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. На вершине каждой колонны могли разместиться около 50-ти человек, а каждый барельеф содержит цветные, позолоченные изображения, описывающие восхождение фараона к Богам.

  • Южнее расположился храм Мут, царице Мут и жене Амону-Ра.
  • Севернее находятся руины храма Монту.

Значимые изменения в строительстве, Карнакский храм получил во времена царствования Аменхотепа III, Рамсеса I, Рамсеса II, Рамсеса III, царицы Хатшепсут, Тутмоса I, Тутмоса III, ливийских царей ХХII династии и Птолемея.

При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских, тридцатиметровых обелиска в ее честь и восемь пилонов в храме Амона.

храмовый комплекс в Карнаке При Тутмосе III, Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефах были сделаны изображения с победами египетского народа.

Южнее Карнакского храма находится Священное озеро - пруд омовения, возле которого установлена колонна, ее венчает масштабный жук-скоробей . Для древних египтян, жук-скоробей был священным символом благоденствия.

Луксорский храм - Храм Амон-Ра

Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра. Его начали строить еще при фараоне Аменофисе в XIV веке до н.э., и в годы расцвета древнего Египта, он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонам. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длинну и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

На протяжении тысячелетий храм достраивался и видоизменялся, он становился красивее и величественнее, ведь каждый фараон считал своим долгом увековечить бога Амон-Ра - божественного отца всех фараонов, и оставить о себе память.

Мало, что сохранилось от первоначального величия, и сегодня храм в Луксоре, это в большей степени развалины. Возле входа главного пилона остались всего три из шести огромных, 20-ти метровых статуи Рамзесу II и его супруге Нефертари. А из двух украшавших вход обелисков, остался лишь один. Второй обелиск, в 1830 году был подарен Франции за разгадку и расшифровку египетских иероглифов.

Началом упадка и забвения египетской культуры стало поражение войску Александра Македонского. Армии завоевателей сменялись, но Египет уже не мог им противостоять.

Со временем, Луксорский храм пришел в упадок и был занесен слоем песка, мусора и грунта , из под земли торчать лишь верхушки колонн. Многие ученые утверждают, что благодаря именно этому храм в Луксоре не был полностью разрушен.

На территории храма размещался военный лагерь римского войска, были построены христианская церковь и мечеть Абу-эль-Хаггаг, которая так и осталась стоять на своем месте после раскопок.

Сюрпризы раскопок не прекращаются и в наше время, тайны Луксора и его сокровища открываются людям. Так, в 1989 году, во время реконструкции храма, был найден тайник, в котором находились уникальные статуи ранее украшавшие храм. Жрецы укрыли древнейшие ценности от разграбления и уничтожения, и сейчас благодаря их заботе, мы можем увидеть эти статуи во многих музеях Египта и в музее Луксора.

Карнакский храм и Луксорский храм - это два величественных храмовых комплекса, которые напоминают нам о расцвете древнего Египта и временах царствования фараонов.

Музейный комплекс и туристический центр Луксора, это достопримечательности "Города живых" и "Города мертвых" . Город мертвых разместился на противоположном, левом берегу реки Нила, это знаменитый некрополь - Долины Фараонов и Долины Цариц, о котором будет рассказано в статье "Луксор Город мертвых - Долина Царей и храм царицы Хатшепсут".

Факты о Луксорском храме Амон-Ра

  1. Декоративное убранство . Колонные и стены гипостиля были украшены многоцветными рельефами со сценами подвигов царей, битв и религиозных обрядов. Портреты фараонов дошли до нас искаженными или стесанными, а иероглифы, обозначавшие их имена, были переписаны фараонами последующих династий. Таким способом каждый новый правитель стремился увековечить память о своем роде и возвеличить себя самого.
  2. Пилоны . Для возведения массивных башен (пилонов) каменные блоки втаскивали наверх по насыпи из земли и кирпича, покрытой илом. Такая насыпь сохранилась у центральной части наружного пилона, оставшегося незаконченным.
  3. Аллея сфинксов . Вдоль дороги, ведущей от причала к пилонам входа, сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов с телом льва и головой барана (священного животного Амона). В дни праздников по аллее проносили статую Амона, царя всех богов. Торжественная процессия сопровождала божество до пристани – там начиналось ритуальное плавание по Нилу до храма в Луксоре и обратно.
  4. Центральная ось . Главные залы и дворцы располагались симметрично вдоль дороги, ведущей к святилищу. После завершения работ вокруг храма возводили ограду. К ней пристраивали ворота, устанавливали памятные знаки.
  5. Строительство . Каждую новую часть сооружения засыпали землей, создавая площадку, куда поднимали каменные плиты и балки. После завершения работ постройку откапывали, и ее архитектурные формы представали взору зрителей.
  6. Волшебный зал . Огромный колонный зал перекрывала каменная крыша. Синие потолки были расписаны желтыми звездами и парящими коршунами. Свет проникал через решетки центрального нефа. Диаметр каждой из 12 колонн, поддерживавших свод – 3,6 метров. За ними располагались еще 7 рядов по 9 колонн. Уходя в полумрак, этот каменный лес создавал впечатление бесконечного пространства.
  7. Наружный пилон . К наружному пилону (высота 42,6 м) прикреплялись мачты из корабельного леса. На них развевались огромные флаги, и вход в храм был виден издалека.
  8. Наружный двор . Возле павильона фараона Тахарки (не сохранился) останавливалась основная часть торжественной процессии: пройти внутрь могли только посвященные.
  9. Внутренний двор . Входом во внутренние дворы служили пилоны, перед ними устанавливали обелиски.
  10. Священное озеро . Искусственное озеро на территории храмового комплекса играло важную роль в ежедневных обрядах купаний и омовений. В нем также разводили водоплавающих птиц для церемонии жертвоприношения.
  11. Святилище . В глубине храма находилось маленькое темное святилище со статуей бога. Амона, стоявшей на ладье.
  12. Садовый павильон . В старейшей части комплекса находился Садовый павильон фараона Тутмоса III. Его стены были расписаны изображениями животных, птиц и растений.
  13. Обелиск царицы Хатшепсут . Обелиск из асуанского гранита с верхушкой, облицованной электром (сплав золота с серебром), доставили в Карнак на барже. С помощью насыпей и рычагов его опустили в вырытую в песке яму. Высота мемориального сооружения – около 30 метров.

Храм Амон Ра (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Амон Ра - главное религиозное сооружение Древнего Египта, находится он близ города Луксор, в деревне Карнак (от Хургады примерно 270 км). На этой территории когда-то были великие Фивы - столица античного Египта. Несмотря на то, что прошли тысячелетия, священный комплекс более-менее сохранился и гостеприимно принимает туристов со всего мира.

Каждый из правителей, вступавших на царство, считал непременным долгом внести свою лепту в историю храма Амон Ра.

Это сейчас он открыт для всех посетителей, а во времена Древнего Египта, если верить историкам, храм Амон Ра могли посещать лишь избранные - фараоны и великие жрецы. А все потому, что это место было святилищем египтян. Храм, как понятно из названия, построен в честь «царя всех богов» - бога Солнца Амон Ра.

Храм Амон Ра

Впрочем, со строительством храма в античном Египте особо не торопились и возводили его не один год и даже не одно столетие. Каждый из правителей, вступавших на царство, считал непременным долгом внести свою лепту в историю храма Амон Ра. И что скрывать: некоторые из фараонов были настолько тщеславны, что приказывали на корню уничтожать труды предшественников и заново отстраивать храм. Так, известный по учебникам истории фараон Тутмос III разрушил обелиски предыдущей царицы Хатшепсут и велел возвести новое здание храма с высеченными на стенах текстами и сценами из своих победоносных военных походов.

Сегодня храм Амон Ра в Карнаке представляет собой огромный четырехугольный комплекс общей площадью около 30 га. Дорогу к храму «охраняют» расположенные в два ряда сфинксы.

Чтобы попасть внутрь храма Амон Ра, нужно пройти через гигантские ворота-пилоны. Их всего 10, зато самый крупный имеет - внимание - длину 113 м, а в высоту достигает почти два (!) девятиэтажных дома. После пилонов посетителей святыни ждет не менее величественный колонный зал.

«Сердце» храма Амон Ра в Карнаке - гипостильный (проще говоря, поддерживаемый колоннами) зал площадью более 5 тыс. кв. м и высотой 24 м.

Еще одна поражающая воображение цифра: колонн в зале изначально было 134, а чтобы обхватить хотя бы одну, нужно прибегнуть к помощи не менее шести человек! Вот уж где были талантливые зодчие, прекрасно обходившиеся без компьютерных и инженерных технологий, не правда ли?!

Когда-то на колоннах и стенах гипостильного зала сплошь и рядом сверкало золото, сейчас туристы тоже могут любоваться античными рельефами, но уже без драгоценного покрытия.

Еще одна особенность храма Амон Ра в Карнаке - Священное озеро, примыкающее к нему. Древние египтяне, согласно традиции, каждый год пускали по озеру ладью с тремя статуями: Амон Ра, его жены - богини неба Мут и их сына - бога Луны Хонсу.

Цена вопроса

Автобусная экскурсия в Луксор стоит где-то 760 EGP. В эту цену входит посещение достопримечательностей, в том числе храма Амон Ра, услуги гида и обед (напитки не включены).

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Храмы Карнака и Луксора
Кармак - современное название одного из крупнейших храмовых комплексов и религиозных центров Древнего Египта. На протяжении примерно двухтысячелетий (вплоть до рубежа новой эры, когда начался римский период в древнеегипетской истории) Карнак являлся по сути средоточием государственного религиозного культа, определявшего идеологию и направленность духовных исканий богословов страны на Ниле.

В восприятии египтян Карнак был особым местом в ряду других святынь Египта. Об этом говорит уже само его название: по-древнеегипетски храмовый комплекс именовался Ипет- Сут, что, по мнению известного российского египтолога О. И. Павловой, можно перевести как «избранный местами (пребывания)». Причина его избранности понятна: хотя в Кармаке почитались многие египетские боги, начиная с эпохи Среднего царства (точнее, с XII династии) он - главное святилище бога Амона,которого позднее, в греко-римской античности, не случайно отождествляли с верховным богом Зевсом (Юпитером). Имя Амон переводится как «сокрытый», «невидимый». Такое определение в принципе приложимо к любому божеству Древнего Египта, однако Амон в египетском пантеоне обладал редкими функциями: это был бог воздуха, или ветра (греческое слово «пневма», обозначающее эту стихию, стало в христианстве обозначением Святого Духа, и в то же время бог-творец. Предположительно Амона особенно почитали в Гермополе, в среднем течении Нила. Когда же при фараонах XI династии развернулась борьба за объединение Египта под властью Фив - будущего стольного города в Верхнем Египте, начал складываться культ Амона Фиванского, освящавший царскую власть п единство государства.

Влияние религии Амона заметно усилилось в период XII династии (XX-XVIII вв. до н. э.). Тогда-то фараон Сенусерт I и возвёл в Карнаке небольшой изящный храм «из камня белого прекрасного», куда в празднества помещали священную барку Амона, изготовленную из знаменитого ливанского кедра (использовавшегося, кстати, и при постройке иерусалимского Храма). В Белом храме, как его называют египтологи, проводился праздник хеб-сед, во время которого совершалось таинство возрождения физических сил стареющего фараона, после чего он как бы вновь венчался на царство, символизируя тем самым и неиссякающее благоденствие для всего Египта. Белый храм ещё в глубокой древности разобрали в ходе одной из реконструкций Карнака, но значительная часть блоков, из которых он был построен, сохранилась в составе других сооружений, благодаря чему в XX в. храм удалось воссоздать.

Разбирать старые постройки и использовать их камень для возведения новых было обычным делом в Древнем Египте. Поэтому история Карнака не известна в деталях. Однако ясно, что расцвет его относится к эпохе Нового царства, когда главной святыней Карнака стал колоссальный (размером 600 х 550 м) храмовый комплекс, посвящённый Амону.
В древности храмовый ансамбль был обнесён стеной и включал в себя множество обширных помещений, дворов, залов, аллей-переходов, обелисков, пилонов, статуй. Сейчас от грандиозного архитектурного шедевра уцелело далеко не всё, но даже то, что сохранилось, потрясает своим величием. Остальные храмовые постройки, по словам некоторых путешественников, меркнут перед впечатляющими останками Карнакского храма. Это действительно ярчайший образец храмового зодчества Древнего Египта последних двух тысячелетий его существования.

До наших дней сооружение дошло примерно в том виде, какой оно имело в XIV-XI вв. до и. э. С запада к нему ведёт частично уцелевшая доныне аллея сфинксов. Египетские сфинксы, как правило, имеют тело льва и голову фараона, но утех, что находятся перед храмом Амона, голова овна (барана) - священного животного этого бога. Сфинксы символизируют царственную силу, покровительствующую добру и безжалостную к злу, поэтому мифические существа, расположенные в два ряда перед входом в храм, были призваны многократно увеличить его защиту от злых сил.

Аллея завершается перед гигантскими пилонами, их композиционное решение восходит к архитектуре более ранних погребальных сооружений эпохи Древнего царства. За пилонами - обширный двор, а за ним - знаменитый гипостиль (закрытое помещение с несколькими рядами колонн) Карнакского храма. Все его 134 колонны (до 20 м в высоту и около 3,5 м в диаметре), расположенные в 16 рядов, некогда были увенчаны капителями в форме цветков лотоса и связок папируса, характерными для Египта эпохи Нового царства. Да и сами колонны воспроизводили форму связок из стеблей этих священных для египтян растений: лотос издревле ассоциировался с колыбелью Солнца на заре творения - с тем «великим лотосом», что «поднялся из первичных вод». Папирус, символика которого столь же многозначна, как и лотоса, в конструкции храмов, видимо, развивал его тему и означал произрастание, процветание. Ведь сам египетский храм (во всяком случае, со времён Нового царства) воспринимался как место ежедневного мистического обновления Вселенной.
За гипостилем располагаются пилоны всё новых и новых врат, некогда покрытых золотом, серебром, медью и бронзой. Они выстроены анфиладой по оси комплекса и ведут в другие помещения храма, более затемнённые. Святая святых Карнака - сравнительно небольшая комната, погружённая во мрак, символизирующий покров тайны, окружающий божество, или изначальный сумрачный хаос, в котором восходит лучезарная заря творения.

Таким образом, композиция храма Амона разворачивалась по горизонтали, а не по вертикали; в соответствии с данным архитектурным решением по горизонтальной оси возрастала и «степень сакральности» храмовых помещений. Почти готическая устремлённость к небу в египетском храме была свойственна лишь обелискам у входа.

Они соотносились только с «вратами таинства», а не с самим местом его совершения - в этом отличие египетского (и вообще древнейшего восточносредиземноморского) храма от тех форм, что развились позднее в христианстве и исламе, индуизме и буддизме. Разумеется, глубоко сакральная горизонтальная ось есть и в церквах, и в мечетях (она указывает соответственно на алтарь и на михраб), однако вертикальная устремлённость здесь постоянно подчёркивается богословским осмыслением элементов конструкции здания. Можно сказать, что египетский храм выражал в своих зримых формах прежде всего не идею «горения к небу», а идею мистериальности - последовательного прохождения через врата различных ступеней посвящения в мистерии.

Храмовый комплекс в Карнаке не раз перестраивался при XXII и XXV династиях, при Птолемеях. Почти каждый фараон считал | ^ своим долгом что-то привнести в главное культовое сооружение страны. Постепенно были возведены меньшие по размерам храмы других божеств, создано священное озеро Амона размером 110 х 70 м (священные озёра во времена Нового царства стали обязательной частью храмовых комплексов), вырыты несколько каналов. Здания окружили священные сады с чёткой, регулярной планировкой. При храме Амона появился «Дом жизни» - библиотека, где хранили и переписывали священные папирусные свитки, изучали математику и медицину. Перестройки, к счастью, не затронули основы планировки и архитектурного решения Карнака, как и его великолепные интерьеры. В храме Амона на внешней стороне стен гипостиля до сих пор видны некоторые рельефы, иллюстрирующие военные подвиги Рамсеса II, на внутренней - рельефы на религиозные сюжеты. Ранее все они были раскрашены, чаще голубой и жёлтой красками, и инкрустированы золотом, а потолок храма был небесносиним, усеянным золотыми звёздами.

Примерно в 3 км от Карнака в эпоху Нового царства воздвигли ещё один великолепный храмовый комплекс, посвящённый Амону, - Луксор. Аллея сфинксов соединяла оба религиозных центра, и каждый год по ней из Карнака в Луксор отправлялась праздничная процессия. Так что в сущности они представляли собой единственный комплекс, входящий и состав грандиозного культового центра, каковым являлись тогда Фивы.

Архитектурное решение Лекторейкого комплекса во многом сходно с Карнакским. Его главная часть, созданная преимущественно в XV-XIII вв. до н. э., также включает в себя могучие пилоны врат, внутренние дворы и гипостиль. Стены Луксорского храма покрыты многочисленными рельефами, в том числе повествующими о жизни фараонов и об исторических событиях далекого прошлого.

Долгое время Карнак и Луксор оставались оплотом древнеегипетских традиций. Но в период религиозной реформы Эхнатона (1368-1351 гг. до н. э.) фиванские храмы Амона сильно пострадали: утверждая единый культ бога Атона, по приказу фараона уничтожали в первую очередь изображения повсеместно чтимого Амона, сбивали его имя в надписях. Однако после смерти Эхнатона почитание Амона в Карнаке, Луксоре, да и во всём Египте очень быстро восстановилось: древняя фиванская религия Амона была, по-видимому, не менее возвышенной, чем почитание Атона (солнечного диска, дарующего жизнь), и глубже проникла в миросозерцание египтян.

В I тысячелетии до н. э. культ Амона распространился и за пределами Египта, прежде всего в царстве Куш (Древняя Нубия). Оракул Амона в ливийском оазисе Сива (к западу от Египта), по преданию, посещали
даже такие царственные особы, как.Александр Македонский и Клеопатра. На рубеже новой эры Карнак, средоточие культа Амона, был предан забвению почти на два тысячелетия. И систематически его начали изучать только с середины XIX столетия.

Образы Карнакского храма
Запечетленные в Карнааском храме образы становятся вполне понятными лишь через знакомство с богословскими осмыслениями древних египтян. В эпоху Нового царства Амон, древний бог почитается не только как бог-творец общеегипетского уровня, но также отождествляется с богом Солнца Ра. Остальные боги воспринимаются отныне как различные проявления приобретшего черты вселенского божества, — в этом нетрудно увидеть сходство с библейским пониманием Бога. О том же свидетельствуют и фиванские богословские тексты (помимо широко известной реформы Эхнатона, монотеизм которой неоднократно сопоставлялся с библейским богословием).
Отдельные фрагменты из гимнов Амону, вероятно звучавшие и в Карнакском храме, говорят о его «безначальности» и невозможности полного постижения. Подобные образы встречаются и в Библии, и в святоотеческой христианской литературе.

Нет ли здесь противоречия? Даже боги не знают «настоящего вида» Амона, однако изображения его в Древнем Египте (и, разумеется, в Карнакском храме) существовали — преимущественно в виде человека с головой овна (барана). Вот как объясняется это несоответствие в одном древнеегипетском тексте об Амоне, приведённом в книге И.Г. Франк-Каменецкого «Памятники египетской религии в фиванский период»: «Лик его подобен овну, таинственными образами он скрывает себя, дабы никто не познал его тайны».