Для канализации        30.09.2019   

Государственная деятельность Ивана III. Почему Иван III называют «Великим»

Когда Иван III начинал княжить, его княжество было окружено русскими владениями: земли Великого Новгорода, князей тверских, рязанских, ростовских, ярославских. Великий князь подчинил себе все эти земли или силой, или мирными соглашениями. Он уничтожил республиканский вечевой строи в Новгороде, в Пскове посадил своего наместника. В конце своего княжения он имел лишь иноплеменных и иноверных соседей: шведов, немцев, литву, татар. Ранее Иван III был лишь самым сильным среди удельных князей. Теперь он превратился в единого государя великорусской народности, должен был думать о защите целого народа от внешней опасности. Раньше его политика была удельной, теперь она стала национальной.

Превратившись в «государя всея Руси», Иван III открыл новое направление и во внешних сношениях Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от ордынского хана. Для этого не понадобилось второй Куликовской битвы: татарское иго закончилось знаменитым «стоянием на Уфе» в 1480 г. Но борьба с татарами продолжалась. На территории ослабевшей и распавшейся Золотой Орды в XV в. появились новые самостоятельные государства, самыми важными из которых были Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства. Иван III заявил притязания на южные и западные земли, вошедшие в состав Великого княжества Литовского, и начал военные действия против Литвы. Русско-литовские войны продолжались более трех с половиной веков. Твердую наступательную политику проводил Иван Васильевич и в отношении Ливонского ордена. Воюя со своими западными соседями, он искал дружбы и союзов в Европе. При нем Москва вступила в дипломатические отношения с Данией, с императором Священной Римской империи германской нации, с Венгрией, Венецией, Турцией.

Иван III гордо отверг королевский титул, предложенный ему германским императором. По европейским образцам был составлен и длинный пышный титул «государя всея Руси». По примеру того же германского императора Иван III приказал вырезать на своей печати символ власти - герб: увенчанного коронами двуглавого орла. С конца XV в. формировалась и государственная идеология, основанная на идеях богоизбранности и независимости Московского государства.

Большие изменения происходили в составе и положении господствующего класса. Наблюдался прилив новых слуг ко двору московского государя. Ряды старомосковского боярства пополнились бывшими удельными князьями и находившимися под их началом князьями и боярами. Были здесь и перешедшие под власть московского государя литовские князья, татарские царевичи и др. Все они превращались в московских бояр - подданных великого князя. Крупные феодалы пользовались в своих вотчинах всеми прежними прерогативами власти, но правом свободного отъезда к другому господину уже воспользоваться не могли. С объединением русских земель у бояр оставалась одна возможность - отъезд в соседние государства, прежде всего в Великое княжество Литовское, а это считалось государственной изменой. Пережитки политической раздробленности сохранялись и в XVI в. в виде уделов московских князей - братьев и племянников великого князя.

I . "Иван II I – правитель, которого по размаху его деятельности можно сравнить только с Петром I " ().

Однажды знаменитый историк произнёс: "История есть наше magistra vitae (учительница жизни) "В своё время того же мнения придерживался и, не отвергавший традиционного для ХVIII в. понимания значения истории как набора характерных "примеров". А всё это, в свою очередь, достигалось историческим процессом за счёт его важного свойства – цикличности. Также стоит заметить, что уподоблял историю государства реке с её притоками. Но тогда стоит задаться вопросом: "Каким образом это стихийное явление не выходит за рамки спокойной жизни и служит во благо страны?" У мы найдем ответ и на этот вопрос – успехи государства заключаются в активной деятельности "бодрых государей", не отделявших себя от нации, ибо только государственная власть в единстве с народом способна была ввести "бурную реку" истории в определённое русло. Именно к этом нас и обращает исследователь истории Московской Руси конца ХIII – начала ХVI вв. Николай Сергеевич Борисов.

В своём высказывании поднял проблему оценки деятельности одного из главных деятелей отечественной истории, создателя Московского государства, "Государя всея Руси", Ивана III в контексте понимания дальнейшего исторического пути России. При этом автор даёт нам сразу две равносильных фигуры "бодрых государей", олицетворявших собой мощь России, – это, собственно, Иван III и Пётр I. И это вполне понятно, ведь, с одной стороны, именно при этих правителях такие понятия как "процесс" и "прогресс" стали синонимами: Россия пережила невиданный рост после долгих лет консервации .

Однако, стоит учитывать и то, что до сих пор существуют неоднозначные оценки их деятельности.. Одни (например, Феофан Прокопович) восхваляли и боготворили Петра, для других же (старообрядцев) Пётр был царём – "Антихристом". В свою очередь, за Иваном III закрепилось сразу два прозвища – "Великий" и "Грозный". Таинственно связаны и временные периоды их правления – 43 года (соответственно 1462 – 1505 и 1682– 1725 гг.). Следовательно, для того, чтобы найти определённые закономерности развития этих исторических эпох, необходимо:

1. проанализировать основные вехи внутренней и внешней политики Ивана III, акцентировав внимание на особенности политического курса второй половины ХV в.;

2. дать характеристику внутреннего и внешнеполитического курса Петра I, обратив внимание на особенности периода конца ХVII – первой четверти ХVIII вв.;

3. найти общие характеристики данных исторических периодов и выявить свойственные им закономерности.

Прежде всего, отметим, что преобразовательная деятельности и Иван, и Петра шла в русле опыта российского политического процесса, когда почти все кардинальные перестройки в государстве начинались сверху. Это объясняется тем, что в условиях самодержавного режима именно монарх мог быть зачинателем и единственным гарантом необратимости предпринимаемых реформ. Из этого вытекает, во-первых, то, что для кристаллизации своих неограниченных полномочий наши герои вынуждены были принять соответствующие титулы для подтверждения самодержавного характера своей власти: Иван III – "Государь всея Руси", (с 1479 – 87 гг.), Пётр I – император (с 1721 г.). Во-вторых, преобразовательная политика Ивана III и Петра I в равной степени затронула практически все сферы жизни государства и общества: социально-экономическую структуру, систему управления, социальные отношения, культуру.

Однако, стоит рассмотреть данные нововведения по сферам общественной жизни (касательно внутриполитической ситуации).

Целями реформы системы управления были переход к абсолютистскому государству с определёнными элементами теократии, создание жестко централизованного аппарата власти в центре и на местах, формирование армии чиновников, служащих государству. Для этого были сделаны такие нововведения, как:

· создание высшего органа власти, обладающего законосовещательными и (совместно с монархом) законодательными функциями, что отразилось в создании Иваном III Боярской думы, переродившейся при Петре I в Правительствующий Сенат;

· формирование слоя государственных чиновников – дьяков Казны и Дворца при Иване III и чиновничьего аппарата коллегий при Петре I, действовавшего на основе генерального регламента 1720 г. и регламентов коллегий 17гг.;

· формирование исполнительных органов власти – появление при Иване III Посольского и Разрядного приказов, проведение Петром I административной реформы 1717 – 21 гг. , заменившей систему приказы на 12 коллегий;

· укрепление власти государя на местах – наместники и волостели при Иване III, создание губерний, провинций, уездов и магистратур в ходе административно-территориальной реформы 1гг. Петра I.

Однако, если при Иване III только формировалась связь "власть – общество" на основе Судебника 1497 г., то при Петре I эта система уже существовала: её заложило Соборное 1649 г. Она была законсервирована, даже несмотря на преобразования начала ХVIII в.

Социальная сфера характеризовалась:

· укреплением позиций дворянства вследствие формирования поместной системы землепользования :

· возрастанием крепостной зависимости крестьян;

· усилением противоречий между привилегированными и непривилегированными (составлявшими большинство населения) сословиями.

Следует признать, что социальные структуры в эти периоды сильно разнились. Во второй половине ХV в. еще не ощущалась сильная дифференциация между сословиями, границы между которыми были размыты (что видно по Судебнику 1497 г.), то в Петровское время разница сословий усилилась (в соответствии с Соборном Уложением 1649 г.). Тоже можно сказать и о высших сословиях: если в эпоху Ивана III боярство как сословие обладало немалым социально-экономическим и политическим влиянием (что отразилось в таких явления, как местничество и кормление ), то при Петре I оно потеряло своё влияние в обществе и слилось с дворянством, создав единый класс-сословие (в соответствии с Указом о единонаследии 1714 г.) Табель о рангах укрепил позиции поместного и служилого дворянства. Немаловажно и то, что Иван III был вынужден бороться с анахронизмом феодализма – удельной системой.

Конечно же, формирование поместной системы поощрения служилых сословий требовало свободных земель, что вело к росту темпов освоения новых земель, и в этом –ещё одно сходство периодов.

Проблема "земельного голода" дворянства была сопряжена с отношениями власти и церкви, поскольку церковь обладала крупными земельными владениями. Вот почему Иван III вплоть до начала ХVI в. поддерживал ересь жидовствующих и нестяжателей Нила Сорского, отстаивавших идею о "чистой церкви", лишенной земли и любой другой "мирской" собственности, полностью отделённых от государства, в их борьбе с иосифлянами, стремясь провести секуляризацию церковных земель. И Пётр I провёл частичную секуляризацию монастырских земель. Однако в итоге Иван III нашел свою духовно-идеологическую опору именно в кругах Иосифа Волоцкого, поддерживавшего идею симфонии двух властей (светской и духовной), но при этом признавших верховенство государственной власти, подобно Ветхозаветской власти Господа. В свою очередь, церковь приобрела национальный характер и сформулировала идеологическую платформу власти "Государя всея Руси": доктрину "Москва – Третий Рим". Напротив, Пётр I поставил церковь (и так ослабленную реформой патриарха Никона, вылившейся в раскол) под контроль государства , создав в 1722 г. Святейший Синод.

Идентичность позиций можно отметить и во внешнеполитических курсах этих правителей.

Во-первых, Россия сумела достичь максимальных результатов на мировой арене: при Иване III территория Российского централизованного государства увеличилась вдвое; при Петре I Россия достигла современных границ, сумела прорваться к основным торговым путям на Балтийском, Азовском и Каспийском морях, и стала империей.

Во-вторых, Россия установила активные дипломатические связи с государствами Европы.

В-третьих, наступление России на внешнеполитическом поле шло по тем же направлениям: это и натиск на Балтику – от основания Ивангорода в 1492 г., когда Россия встретила отпор со стороны Ливонии, Литвы и Швеции, до полной победы России в Северной войне 17гг.; это и освоение восточных территорий (однако, если Ивану III приходилось не только осваивать северные территории (Пермь, Вятка, Югра), но противостоять Казанскому ханству, то для Петровского времени эта проблема уже не стояла; для него было характерно заселение пустынных территорий Сибири); это и наступление на юг, к Черному морю, начавшееся с противостояния Волжской Орде, знаковыми событиями которого были "стояние на Оке" 1472 г. и "стояние на Угре" 1480 г.; и русско-литовские войны конца ХV – начала ХVI вв., кода Россия отвоевала Верховые княжеств и Слободскую Украину; и начало наступления вдоль Днепра, завершившееся Азовскими походами 1695 и 1696 гг. Если сказать словами Д. Мильтона, "Иван и Пётр первыми прославили русское имя, до того не известное в мире", неожиданно для всех создав колоссальную империю на восточных рубежах Европы.

К этим периодам всегда привлечено внимание историков. Дискуссионность оценок деятельности Ивана III привела к формированию трёх точек основных зрения. считал Ивана III великим правителем России, и ставил его выше Петра I. По мнению, именно Иван III является истинным создателем Российской империи, и достойным примером осторожного и мудрого государя. Полярного мнения придерживался, который отказывал Ивану III в нравственном величии и благородстве. Центристскую позицию занимал. Для него Иван III – "счастливый наследник плодов деятельности своих умных, трудолюбивых, бережливых предков".

Подобное триединство можно встретить и в историографии Петровских преобразований. , признавали, что благодаря стараниям Петра I Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации. , считали, что Пётр I насильственными методами разрушил национальные русские устои и привёл к закрепощению всех слоёв населения. Центристских устоев в оценке деятельности Петра I придерживались и. признавал: "После Петра государство стало сильнее, а народ беднее". С ним согласился и: "Ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы".

Надо учесть и различие этих периодов. Они заключались, прежде всего, в условиях проведения политических преобразований. Иван III был вынужден борьбу с анахронизмами феодального строя и ордынских владычеством в условиях мощных формационных изменений (ломки родовых начал и утверждения государственных), но незавершившегося процесса объединения централизации русских земель. Пётр находился в более выигрышных условиях мощного централизованного государства.

Нужно отметить различия и в личности правителей. Иван III – осторожный, хитрый и мудрый правитель, подчас медлительный и жестокий. Пётр есть ничто иное, как симбиоз решительного, энергичного реформатора и кровавого тирана.

Как бы то ни было, Иван III и Пётр I, чьи скульптуры (как бы нарочно) стоят бок о бок на памятнике "Тысячелетие России" в Новгороде, в очередной раз напоминая нам о масштабе их свершений, остались в нашей истории именно такими – Великими.

Преемником Василия Темного был его старший сын Иван III Васильевич . Слепой отец сделал его своим соправителем и еще при своей жизни дал ему титул великого князя. Выросши в тяжелое время междоусобий и смут, Иван рано приобрел житейский опыт и привычку к делам. Одаренный большим умом и сильной волей, он блестяще повел свои дела и, можно сказать, закончил собирание великорусских земель под властью Москвы , образовав из своих владений Великорусское государство. Когда он начал княжить, его княжество было окружено почти отовсюду русскими владениями: господина Великого Новгорода, князей тверских, ростовских, ярославских, рязанских. Иван Васильевич подчинил себе все эти земли или силою, или мирными соглашениями. В конце своего княжения он имел лишь иноверных и соплеменных соседей: шведов, немцев, литву, татар. Одно это обстоятельство должно было изменить его политику. Ранее, окруженный такими же, как он сам, владетелями, Иван был одним из многих удельных князей, хотя бы и самым сильным, теперь, уничтожив этих князей, он превратился в единого государя целой народности. В начале своего княжения он мечтал о «примыслах», как мечтали о них его удельные предки (§36); в конце же он должен был думать о защите целого народа от иноверных и иноземных его врагов. Коротко говоря, сначала его политика была удельною, а затем стала национальною .

Иван III на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Приобретя такое значение, Иван III не мог, разумеется, делиться своей властью с другими князьями Московского дома. Уничтожая чужие уделы (в Твери, Ярославле, Ростове), он не мог оставлять удельных порядков в своей собственной родне. При первой возможности он отнимал уделы у своих братьев и ограничивал их старые права. Он требовал от них повиновения себе как государю от подданных. Составляя свое завещание, он обделил своих младших сыновей в пользу старшего их брата, великого князя Василия, и лишил их всяких державных прав, подчинив великому князю как простых служебных князей. Словом, везде во всем Иван проводил взгляд на великого князя как на единодержавного и самодержавного монарха, которому одинаково подчинены как его служилые князья, так и простые слуги. Новая мысль о народном единодержавном государе вела к переменам в дворцовой жизни, к установлению придворного этикета («чина»), к большей пышности и торжественности обычаев, к усвоению разных эмблем и знаков, выражавших понятие о высоком достоинстве великокняжеской власти. Так вместе с объединением северной Руси совершалось превращение Московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси.

Наконец, став национальным государем, Иван III усвоил себе новое направление во внешних отношениях Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от Золотоордынского хана . Он начал наступательные действия против Литвы, от которой Москва до сих пор только оборонялась. Он даже заявил притязания на все те русские области, которыми со времен Гедимина владели литовские князья: называя себя государем «всея Руси», он под этими словами разумел не только северную, но и южную и западную Русь. Твердую наступательную политику вел Иван и относительно Ливонского ордена . Он умело и решительно пользовался теми силами и средствами, которые накопили его предки и которые он сам создал в своем государстве.

В этом и заключается важное историческое значение княжения Ивана III. Объединение северной Руси вокруг Москвы началось давно: при Дмитрии Донском обнаружились первые его признаки; совершилось же оно при Иване III. Поэтому Ивана III можно с полным правом назвать создателем Московского государства.

Когда Иван III начинал княжить, его княжество было окружено русскими владениями: земли Великого Новгорода, князей тверских, рязанских, ростовских, ярославских. Великий князь подчинил себе все эти земли или силой, или мирными соглашениями. Он уничтожил республиканский вечевой строи в Новгороде, в Пскове посадил своего наместника. В конце своего княжения он имел лишь иноплеменных и иноверных соседей: шведов, немцев, литву, татар. Ранее Иван III был лишь самым сильным среди удельных князей. Теперь он превратился в единого государя великорусской народности, должен был думать о защите целого народа от внешней опасности. Раньше его политика была удельной, теперь она стала национальной.

Превратившись в«государя всея Руси», Иван III открыл новое направление и во внешних сношениях Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от ордынского хана. Для этого не понадобилось второй Куликовской битвы: татарское иго закончилось знаменитым «стоянием на Уфе» в 1480 г. Но борьба с татарами продолжалась. На территории ослабевшей и распавшейся Золотой Орды в XV в. появились новые самостоятельные государства, самыми важными из которых были Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства. Иван III заявил притязания на южные и западные земли, вошедшие в состав Великого княжества Литовского, и начал военные действия против Литвы. Русско-литовские войны продолжались более трех с половиной веков. Твердую наступательную политику проводил Иван Васильевич и в отношении Ливонского ордена. Воюя со своими западными соседями, он искал дружбы и союзов в Европе. При нем Москва вступила в дипломатические отношения с Данией, с императором Священной Римской империи германской нации, с Венгрией, Венецией, Турцией.

Иван III гордо отверг королевский титул, предложенный ему германским императором. По европейским образцам был составлен и длинный пышный титул «государя всея Руси». По примеру того же германского императора Иван III приказал вырезать на своей печати символ власти - герб: увенчанного коронами двуглавого орла. С конца XV в. формировалась и государственная идеология, основанная на идеях богоизбранности и независимости Московского государства.

Большие изменения происходили в составе и положении господствующего класса. Наблюдался прилив новых слуг ко двору московского государя. Ряды старомосковского боярства пополнились бывшими удельными князьями и находившимися под их началом князьями и боярами. Были здесь и перешедшие под власть московского государя литовские князья, татарские царевичи и др. Все они превращались в московских бояр - подданных великого князя. Крупные феодалы пользовались в своих вотчинах всеми прежними прерогативами власти, но правом свободного отъезда к другому господину уже воспользоваться не могли. С объединением русских земель у бояр оставалась одна возможность - отъезд в соседние государства, прежде всего в Великое княжество Литовское, а это считалось государственной изменой. Пережитки политической раздробленности сохранялись и в XVI в. в виде уделов московских князей - братьев и племянников великого князя.

Иван III первым из русских князей принял титул «Государь всея Руси», и ввел в обиход термин «Россия». Именно ему удалось собрать вокруг Москвы разрозненные княжества северо-восточной Руси. При его жизни в состав единого государства вошли Ярославское и Ростовское княжества, Вятка, Пермь Великая, Тверь, Новгород и другие земли.

Неслучайно за Иваном III закрепилось прозвище «Великий». Своему сыну Великий князь передал территорию в несколько раз большую, чем получил в наследство сам. Иван III сделал решительный шаг к преодолению феодальной раздробленности и ликвидации удельной системы, заложил экономические, политические, юридические и административные основы единого государства.

Князь-освободитель

Еще сто лет после русские князья продолжали платить дань . Роль освободителя от татаро-монгольского ига выпала Ивану III. Стояния на реке Угре, случившееся в 1480 году, ознаменовало окончательную победу Руси в борьбе за свою независимость. Ордынцы не решились переправиться через реку и вступить в сражение с русскими войсками. Выплаты дани прекратились, Орда погрязла в междоусобицах и к началу XVI века прекратила свое существование. Москва же в очередной раз утвердила себя в качестве центра образующегося русского государства.

"Московское право"

Принятый в 1497 году Судебник Ивана III заложил правовые основы для преодоления феодальной раздробленности. Судебник устанавливал единые юридические нормы для всех русских земель, тем самым закрепляя ведущую роль центральной власти в регулировании жизни государства. Свод законов охватывал широкий круг жизненных вопросов и затрагивал все слои населения. Статья 57-ая ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому неделей до и неделей после . Тем самым было положено начало закрепощению крестьян.

Судебник имел прогрессивный характер для своего времени: в конце XV века далеко не каждая европейская страна могла похвастаться единым законодательством.

Посол Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн перевел на латинский язык значительную часть Судебника. Эти записи изучались и немецкими юристами, которые составили общегерманский свод законов («Каролина») только в 1532 году.

Имперская миссия

Объединение страны требовало новой государственной идеологии, и ее основы появились: Иван III утвердил символом страны , использовавшегося в государственной символике Византии и Священной Римской империи. Взятие в жены – племянницы последнего византийского императора, дало дополнительные основания для появления идеи о преемственности великокняжеской власти от византийской императорской династии. Происхождение русских князей велось также и от римского императора Августа. Уже после смерти Ивана III из этих идей выросла теория . Но дело не только в идеологии. При Иване III началось активное утверждение России на европейской арене. Серия войн, которые он вел с Ливонией и Швецией за господство на Балтике, знаменует первый этап на пути России к империи, провозглашенной Петром I спустя два с половиной столетия.

Архитектурный бум

Объединение земель под властью Московского княжества дало почву для расцвета русской культуры. По всей стране велось интенсивное строительство крепостей, церквей и монастырей. Именно тогда была возведена красная стена Московского Кремля, и он превратился в сильнейшую крепость своего времени. При жизни Ивана III была создана основная часть того , который мы можем наблюдать сегодня. В Россию были приглашены . Под руководством был возведен пятиглавый Успенский собор. Итальянские же зодчие возвели , ставшую одним из символов царского величия. Псковские мастера построили Благовещенский собор. При Иване III только в Москве было построено около 25 церквей. Расцвет русской архитектуры убедительно отразил процесс создания нового, единого государства.

Поместная система

Формирование единого государства не могло происходить без создания лояльной государю элиты. Поместная система стала эффективным решением этой проблемы. При Иване III велся усиленный набор людей, как для военной, так и для гражданской службы. Именно поэтому, были созданы точные правила раздачи казенных земель (они передавались во временное личное владение как награда за службу). Таким образом, формировалось сословие служилых людей, которые были зависимы лично от государя и обязаны своим благополучием государственной службе.

Приказы

Крупнейшее государство, складывающееся вокруг Московского княжества, требовало единой системы управления. Ею стали приказы. Основные государственные функции были сосредоточены в двух учреждениях: Дворце и Казне. Дворец ведал личными землями великого князя (то есть государственными),

Казна была сразу и министерством финансов, и канцелярией, и архивом. Назначение на должности происходило по принципу местничества, то есть в зависимости от знатности рода.

Однако само создание централизованного аппарата государственного управления носило чрезвычайно прогрессивный характер. Основанная Иваном III приказная система, окончательно оформилась в правление Ивана Грозного, и просуществовала до начала XVIII века, когда и была заменена петровскими коллегиями.