Для отопления        20.02.2019   

Голосеменные растения отличаются от папоротникообразных наличием. У хвойных растений отсутствуют. Томаты, баклажаны относят к семейству

Особенности:

  • Есть стебель, корни, листья.
  • Семена открытого типа.
  • Размножение семенами.
  • Преимущество перед споровыми.

В «Эволюции и филогении растений» А. Иванова узнаем, что голосеменные растения имеют предпочтения перед двумя другими озвученными видами, так как могут быстро наращивать семена, не нуждаются в длительном периоде созревания и выхода из спорангия (как с папоротниками), что повышает адаптацию. По всей видимости, этим и обусловлен огромное разнообразие голосеменных.

  1. Наличием семяпочек – зачатков семян.
  2. Есть стебель.
  3. Размножаются семенами, а не спорами.
  4. Семена разносятся ветром.
  5. Не нуждаются в воде для оплодотворения.

В книге «Основы палеонтологии» можно детальнее ознакомиться с отличием голосеменных растений от папоротников, а также проследить эволюцию последних. Ранее имелись переходные варианты папоротниковых с рассеченными листьями, напоминающими кустарниковые растения.

Переходной вид семенных папоротников был крупным, имел ствол, кустарниковый тип развития, шипы на листьях. В разделе №15 «Голосеменные и покрытосеменные» описывается превращение папоротников в растения с тонкими листовыми пластинами или вайями.

К какому отделу относятся хвойные растения?

Еще одна интересная мутация хвойные растения – типичные представители голосеменных растений. Именно о них шла речь, когда упоминался обширный перечень растений со множеством вариантов деревьев. Хвойные распространены на большинстве континентов: от Тайги (север Евразии) до юго-востока Северной Америки, Европы. Встречаются в тропиках (Южная Америка, Австралия. В зависимости от климата, можно встретить разные виды.

Популярные хвойные:

  • Кипарис.
  • Сосна.
  • Лиственница.
  • Можжевельник.
  • Пихта.

К какому отделу принадлежат : голосеменные.

В отличии от лиственных растений, у хвойных из отдела голосеменные вместе листьев – хвоинки. Крону называют хвоей. Таким образом, у хвойных растений, что мы узнаем из «Биологии» В. Пасечника, листья – узкие, игольчатые, имеют плотные кожицу, часто покрытую веществом, похожим на воск.

Особенности : приспособлены к неблагоприятному климату.

Эволюционные способности голосеменных поражают! Помимо адаптации материала для размножения, листва деревьев также подстроилась под изменения климата планеты, буквально «скрутившись» в защитные иголки, что сохранило способность подпитки и выработке хлорофилла.

Однако, есть исключение из правил : листья кипариса чешуйчатые.

↓ Пишите в комментариях, чем по-вашему отличаются голосеменные растения от папоротников? Делитесь своими находками.

Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:
27

Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленными к условиям существования.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

Ответ: А Б В Г
28

Рассмотрите фотографию листа лещины (орешника). Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы используйте линейку.

ОГЭ биология


1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он

характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

А) в цикле развития имеется заросток

Б) спорангий на растении имеет вид коробочки

В) из споры вырастает зелёная нить предросток

Г) корни отсутствуют

Д) спорангии расположены на нижней стороне листа

Е) имеют корневища

2. Представитель какого отдела царства Растения

2) Моховидные

3) Покрытосеменные

4) Плауновидные

3. К высшим споровым растениям относят

1) сосну обыкновенную

2) ламинарию

3) белый гриб

4) папоротник орляк


4. Представитель какого отдела царства Растения изображён

на рисунке?

3) Хвощевидные

4) Моховидные

5. Растение, изображённое на рисунке,

размножается бесполым путём

при помощи

  • Семян 2) гамет

3) спор 4) гифов

6. На рисунке изображён

представитель отдела

1) Моховидные

4) Плауновидные


7. Папоротники, в отличие от зелёных мхов, имеют

  • ризоиды 2) корни 3) листья 4) стебли

8. К высшим споровым растениям относят

1) папоротники

2) зелёные водоросли

3) красные водоросли

4) цветковые растения

9. Представитель какого отдела царства

2) Моховидные

3) Плауновидные

  • ель и берёза

2) орешник и верба

3) кипарис и сосна

4) лютик и клевер


11. Вставьте в текст «Папоротники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ПАПОРОТНИКИ

Папоротники это __________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах сорусах. Из споры развивается __________ (Б) особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования __________ (В) в ходе полового размножения папоротникам необходима __________ (Г), поэтому в наших лесах они встречаются в тенистых местах.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) Вода 2) заросток 3) минеральная соль

4) Проросток 5) семязачаток 6) зигота

7) Споровые 8) цветковые

12. Разделение тела на корневую и побеговую системы характерно для

1) нитчатых зелёных водорослей

2) слоевищных мхов

3) папоротникообразных

4) листостебельных мхов


13. Вставьте в текст «Хвощи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Хвощи это __________ (А) растения, размножающиеся при участии __________ (Б). В

наших лесах встречается два вида побегов хвоща: __________ (В), на котором развиваются споры, и __________ (Г), похожий на маленькую зелёную ёлочку. Появление хвощей на полях признак избыточного содержания кислот в почве.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) Весенний 2) семенные 3) луковица

4) Насекомое 5) летний 6) осенний

7) Вода 8) споровые

1) размножение зависит от воды

2) имеют проводящие ткани

3) имеют побеги с листьями

4) имеют корни

5) образуют семена

6) образуют шишки


15. Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести

1) в размножении зависят от воды

2) имеют развитые проводящие ткани

3) имеют корни и побеги с листьями

4) имеют вегетативные органы

5) образуют семена

1) размножение семенами

2) автотрофное питание

3) наличие вегетативных органов

4) отсутствие цветка

17. На растении папоротника, имеющем листья, стебель, корневище и корни, образуются

1) заростки

2) половые клетки

3) предростки


  • листья 2) плоды 3) семена 4) шишки

19. Появление хвощей на полях означает, что почва требует внесения

1) азотных удобрений

2) извести

3) фосфорных удобрений

4) соединений калия

20. К какой группе относят растение, спорофит которого развивается на тонкой пластинке заростке после оплодотворения?

1) водоросли

2) покрытосеменные

21. Какой цифрой на рисунке обозначен

заросток папоротника?


22. На рисунке изображён цикл развития папоротника.

Какой цифрой на нём обозначен заросток?

не происходит

1) оплодотворение

2) образование семян

3) размножение спорами

4) развитие зародыша из зиготы

24. У папоротников из зиготы развивается

1) коробочка со спорами

2) заросток

3) листостебельное растение

25. Представитель какого отдела царства

2) Покрытосеменные

3) Папоротниковидные

4) Моховидные


26. К какой группе относят зелёное растение, имеющее корни или корневище, спорофит которого развивается на заростке после оплодотворения?

1) водоросли

2) покрытосеменные

27. Чем папоротники отличаются от водорослей?

1) имеют в клетках пластиды

2) состоят из тканей и органов

3) размножаются с помощью гамет

4) обладают раздражимостью

28. Хвойные более высокоорганизованные растения, чем современные папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

3) придаточные корни

4) листья в форме иголок


29. Какая из перечисленных групп растений в ходе эволюции первой перестала зависеть при оплодотворении от наличия воды?

30. Древние папоротники вымерли в процессе эволюции, так как

1) их уничтожили животные

2) их интенсивно использовал древний человек

3) произошло похолодание и снижение влажности воздуха

4) появились цветковые растения

1) в семенах имеется зародыш с запасом питательных веществ

2) семенами питаются животные

3) семена распространяются ветром

4) семена лежат открыто на чешуйках шишек


33. В чём проявляется сходство мхов и папоротников? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) размножении спорами

2) наличии листьев и стебля

3) оплодотворении, которое происходит вне водной среды

4) автотрофном способе питания

5) перекрёстном опылении насекомыми

6) преобладании среди них древесных форм

  • древесных форм

2) однолетних трав

3) многолетних кустарников

4) созревания семян в шишках


36. Какие признаки характерны для растений отдела папоротниковидные? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) оплодотворение связано с наличием воды

2) в цикле развития формируется обоеполый заросток

3) орган размножения цветок

4) опыление осуществляют насекомые

5) укрепляются в почве с помощью ризоидов

6) размножаются с помощью спор

1) характеризуются многообразием жизненных форм

2) размножаются семенами

3) имеют хорошо развитые вегетативные органы

4) способны образовывать обширные леса

5) образуют сочные и сухие плоды

6) опыляются насекомыми и птицами


1) размножением спорами

2) наличием листьев и стебля

3) семенным размножением

4) автотрофным способом питания

5) опылением с помощью ветра

6) независимостью оплодотворения от воды

39. Установите соответствие между характеристикой растения и отделом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

А) образует семена

Б) размножается спорами

В) имеют видоизмененные листья хвоинки

Г) оплодотворение связано с водной средой

Д) образует видоизменённый побег корневище

Е) имеет стержневую корневую систему


40. Установите соответствие между признаком растений и группой, для которой он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК ГРУППА РАСТЕНИЙ

1) Споровые 2) семенные

А) новый организм развивается из многоклеточного зародыша

Б) развитие происходит без оплодотворения, из одной клетки с плотной оболочкой

В) проростки появляются из зародышей

Г) после прорастания превращаются в предросток

Д) оплодотворение происходит при участии воды

Е) зародыш имеет множество оболочек

41. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ

1) моховидные (Мхи) 2) Папоротниковидные

А) отсутствуют корни

Б) имеется корневище

В) способствуют заболачиванию местности

Д) в цикле развития имеется заросток

Е) споры формируются на поверхности листьев или побегов


42. Установите соответствие между признаком растения и отделом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ

А) семя содержит одну или две семядоли

Б) среди жизненных форм имеются травы, кустарники, деревья

В) семязачатки лежат на семенных чешуях шишек

Г) размножаются только половым путём

Д) семязачатки развиваются в завязи пестика

Е) у большинства игольчатые или чешуевидные листья

43. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он

свойственен:

ПРИЗНАК ОТДЕЛ

1) Моховидные 2) Папоротниковидные

А) не имеют корней

Б) имеют листья, стебли и корни

В) имеют корневище

Д) имеют ризоиды

Е) оплодотворение происходит на заростке


44. После оплодотворения у папоротника развивается

2) коробочка со спорами

3) Заросток

4) растение с листьями

  • лиственница сибирская 2) мох сфагнум

3) хвощ полевой 4) лютик ползучий

46. В цикле развития папоротника преобладает

  • половое поколение

2) бесполое поколение

  • сосна и липа

2) можжевельник и берёза

3) лещина и лиственница

4) сосна и лиственница


48. Представитель какой систематической группы изображён

на фотографии?

1) Мохообразные

4) Покрытосеменные

49. Представитель какой

систематической группы изображён

на фотографии?

3) Плаунообразные

4) Мохообразные


50. К какому отделу высших растений относится изображённое

на рисунке растение?

  • Покрытосеменные

3) Папоротникообразные

4) Мохообразные

51. Что из перечисленного характерно для отдела Голосеменные?

Выберите три верных ответа

1) есть водные и наземные представители

2) имеют цветки

3) спорангии находятся на чешуях шишки

4) семяпочка не прикрыта защитными оболочками

5) бывают древовидными и травянистыми

6) большинство - вечнозеленые растения

52. Установите последовательность стадий развития в цикле папоротника, начиная с попадания споры в почву.

1) развитие спор в спорангиях

2) развитие мужских и женских гамет, оплодотворение

3) образование зиготы и развитие зародыша

4) формирование растения (спорофита)

5) прорастание споры в маленькую зелёную пластинку заросток

53. Установите соответствие между признаком и представителем высших растений. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. ПРИЗНАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

1) мох кукушкин лён 2) папоротник орляк

А) доминирующая стадия – спорофит

Б) растёт на болотах

Г) имеет придаточные корни

Д) прикрепляется с помощью ризоидов

Е) листья – вайи

54. Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с образования гамет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) образование спор

2) образование заростка

3) оплодотворение

4) образование листостебельного растения

5) образование гамет

они не образуют плодов. У покрытосеменных растений семена заключены в плоды.

хвойные растения (сосна, ель, пихта и др.). У большинства видов листья вечнозелёные,

жёсткие. Устьица обычно глубоко погружены в ткань листа. Пыльники и семязачатки

развиваются на чешуях шишек. В пыльниках развиваются пыльцевые зёрна. На семенных

чешуях формируются семязачатки. Семязачатки и семена развиваются открыто на

верхней поверхности семенных чешуй.

Покрытосеменные растения самая многочисленная группа растительного мира. К ней

также относятся высшие растения, у которых сформировался цветок орган полового

размножения. Семязачатки у покрытосеменных расположены в завязи цветка,

предохраняющей их от неблагоприятных условий. Если голосеменные опыляются ветром, то

покрытосеменные приспособлены к различным способам опыления. Важными признаками

покрытосеменных являются двойное оплодотворение и наличие плодов и семян органов

расселения растений. Покрытосеменные растения наиболее разнообразны по своим

жизненным формам.

Покрытосеменные растения эволюционно более молодые. Они растут во всех

климатических зонах и насчитывают более 250 тысяч видов.

воды. Эти растения имеют развитые проводящие ткани, а в циклах их развития спорофит

преобладает над гаметофитом.

ответьте на следующие вопросы.

1) На каких шишках развиваются пыльцевые зёрна, а на каких семязачатки?

у покрытосеменных растений?

3) Эволюционное видоизменение какого органа представляют собой шишка

ПАПОРОТНИКИ. ХВОЩИ. ПЛАУНЫ.

Папоротникообразные это большая группа высших споровых растений. Высшими

растениями они считаются потому, что имеют вегетативные органы: корни, стебли и листья.

Споровыми они называются, поскольку их размножение происходит с помощью спор.

Папоротникообразные различаются между собой по внешнему виду, поэтому их традиционно

подразделяют на три группы: папоротники, хвощи и плауны.

Плауны это наиболее древняя из папоротникообразных группа растений. Современные

плауны представляют собой многолетние травянистые растения, зимующие под снегом с

зелёными листьями. Споры у них созревают в спорангиях, собранных в колоски. Споры

мелкие, образуются в большом количестве.

Хвощи эта группа травянистых растений, имеющих жёсткий стебель из-за накопленного в

вакуолях клеток кремнезёма. Листья у них чешуевидные, с мутовчатым

листорасположением. У хвоща выделяют два вида побегов: летний (вегетативный) и

весенний (спороносный). Вегетативный побег хвоща зелёного цвета. Его главная задача

создание питательных веществ, откладываемых в корневища подземные побеги.

Спороносные побеги появляются ранней весной благодаря накопленным в корневищах

запасам. Созревшие споры рассеиваются и при попадании в благоприятные условия

прорастают, формируя вегетативный побег. Из-за развития корневищ многие виды хвощей

стали сорняками культурных растений.

Папоротники самая большая по числу видов группа папоротникообразных. Они

произрастают повсеместно, предпочитая влажный микроклимат. Споры папоротника

созревают на внутренней поверхности их сложных листьев. Основная часть побега

папоротника находится под землёй и называется корневищем.

1) Почему папоротникообразных относят к высшим растениям?

2) В чём различие между весенним и летним побегами хвоща?

3) Листья папоротника осенью отмирают. Каким образом весной происходит их

Царство растений делится на 2 подцарства - высших растений и низших растений. Низшие растения - это водоросли, высшие - мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

Водоросли

Отличаются от высших растений тем, что не имеют тканей (проводящих, механических и т.п.) и не имеют органов (корней, листьев, стеблей). Все тело водоросли представляет собой единое слоевище (таллом) . Бывают одноклеточные водоросли.

Споровые растения

Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами (бесполое размножение). Из споры вырастает заросток (гаметофит) , он производит гаметы (яйцеклетки и плавающие сперматозоиды). Для оплодотворения нужна вода. После оплодотворения образуется зигота, из которой вырастает новое растение – спорофит (на нем в спорангиях образуются споры).

МХИ считаются первыми растениями, вышедшими на сушу. У них впервые появляются стебель и листья. Отличия мхов от остальных высших растений:

  • Корней нет, вместо корней ризоиды .
  • Ткани есть, но они плохо развиты (особенно механические и проводящие), из-за этого все мхи являются небольшими травами.
  • Гаметофит доминирует над спорофитом (является листостебельным растением). Спорофит – коробочка на ножке, растет на гаметофите.
  • Из споры вырастает зеленая нить предросток (протонема), а затем – гаметофит.

Из белого мха сфагнума постепенно образуются залежи торфа.

ПАПОРОТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ имеют не только стебель и листья, но и корни , и хорошо развитые ткани. Были широко распространены в каменноугольном периоде, именно из них образовались залежи каменного угля.

  • У папоротников споры образуются на нижней поверхности листьев.

Семенные растения

Отличаются от всех предыдущих отделов тем, что мужские гаметы у них не плавают в воде. Они находятся внутри пыльцы, которая переносится ветром.


ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) в настоящее время занимают господствующее положение в биосфере Земли. Семена покрытосеменных покрыты оболочкой (околоплодником). Только у покрытосеменных есть: цветы, плоды, , сосуды в ксилеме.

Выберите три варианта. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,
1) образуют половые клетки
2) не имеют тканей
3) имеют ризоиды
4) являются фототрофами
5) размножаются спорами
6) не имеют цветка

Ответ


Выберите три варианта. Мхи, как и покрытосеменные растения
1) имеют клеточное строение
2) содержат в зародыше две семядоли
3) образуют плоды и семена
4) содержат в клетках хлорофилл
5) способны к фотосинтезу
6) имеют мелкие невзрачные цветки

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у
1) водорослей
2) моховидных
3) папоротниковидных
4) плауновидных

Ответ


1. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1) зеленые водоросли, 2) моховидные
А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

Ответ


2. Установите соответствие между признаками и группами растений, для которых они характерны: 1) Зелёные водоросли, 2) Листостебельные мхи. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) из зиготы вырастает спорофит
Б) отсутствуют ткани и органы
В) на гаметофите развивается коробочка на ножке
Г) органы размножения развиваются на верхушках побегов
Д) имеются одноклеточные и многоклеточные формы
Е) у большинства видов тело представлено слоевищем

Ответ


1. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1) покрытосеменные, 2) голосеменные
А) участвуют два спермия
Б) участвует один спермий
В) образуется триплоидный эндосперм
Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

Ответ


2. Установите соответствие между отделом растений и особенностями спорофита его представителей: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жизненная форма – в основном деревья
Б) жизненная форма – травы, кустарники, деревья
В) имеются специальные органы для вегетативного размножения
Г) отсутствуют специальные органы для вегетативного размножения
Д) ксилема представлена сосудами
Е) ксилема представлена трахеидами

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) представлены всеми жизненными формами
Б) опыляются только ветром
В) имеют разнообразные соцветия
Г) наличие семян в шишках
Д) наличие триплоидного эндосперма в семени
Е) не имеют плодов

Ответ


Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
1) образование плодов и семян
2) появление вегетативных органов
3) появление цветков, опыление
4) оплодотворение и формирование зародыша
5) прорастание семени

Ответ


Выберите три варианта. Какую функцию выполняет цветок растения?
1) опыление
2) поглощение веществ
3) оплодотворение
4) вегетативное размножение
5) отложение запасных веществ
6) формирование семян и плодов

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений
1) в процессе развития происходит чередование поколений
2) размножаются спорами
3) имеют листья, стебель и ризоиды
4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Ответ


Выберите три варианта. Папоротники, как и мхи
1) являются высшими споровыми растениями
2) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
3) являются многолетними растениями
4) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
5) не нуждаются в воде при размножении и развитии
6) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

Ответ


Выберите три варианта. Семенами размножаются
1) капуста белокочанная
2) клевер ползучий
3) плаун булавовидный
4) олений мох
5) хвощ полевой
6) лук репчатый

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?
1) расположение семян внутри плодов
2) наличие в клетках хлоропластов
3) симбиоз с бактериями и грибами
4) наличие цветка
5) двойное оплодотворение
6) размножение семенами

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных,
1) являются многолетними растениями
2) содержат хлоропласты с хлорофиллом
3) имеют цветки и соцветия
4) образуют плоды с семенами
5) представлены тремя жизненными формами
6) размножаются семенами

Ответ


1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образует древесный ярус леса
Б) наличие стержневой корневой системы
В) преобладание в цикле развития спорофита
Г) произрастает в нижнем ярусе леса
Д) наличие предростка (протонемы) в цикле развития
Е) прикрепляется к почве ризоидами

Ответ


2. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирование эндосперма
Б) преобладание гаметофита над спорофитом
В) образование предростка (протонемы)
Г) участие воды при оплодотворении
Д) созревание пыльцы на спорофите

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение не связано с водой
Б) размножаются с помощью спор
В) наличие ризоидов
Г) гаметофит доминирует над спорофитом
Д) представителями отдела являются кукушкин лен и сфагнум
Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) в цикле развития преобладает спорофит
2) гаметофит представлен заростком
3) имеет видоизмененные листья
4) семена не защищены околоплодником
5) образует плоды
6) опыление осуществляется насекомыми

Ответ



2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у растения сформировались побеги, изображенные на рисунке, то для этого растения характерны

1) оплодотворение при помощи воды
2) отложение органических веществ в корневище
3) размножение семенами
4) преобладание в жизненном цикле спорофита
5) наличие сухого многосемянного плода
6) хорошо развитые трахеиды в древесине

Ответ


1. Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные
А) листостебельные растения с ризоидами
Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
В) наличие большого количества воздухоносных клеток
Г) преобладание гаметофита над спорофитом
Д) наличие травянистых и древесных форм
Е) наличие заростка в цикле развития

Ответ


2. Установите соответствие между признаками организмов и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в жизненном цикле
Б) отсутствие корней
В) преобладание гаметофита в жизненном цикле
Г) развитие спор в коробочке
Д) расположение спорангиев на нижней стороне листа
Е) развитие протонемы из споры

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие корней
Б) развитая проводящая система
В) наличие водоносных клеток
Г) слабо развитая механическая ткань
Д) преобладание спорофита над гаметофитом
Е) видоизменённый подземный побег – корневище

Ответ


4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) у некоторых имеются водоносные клетки
Б) спорофит преобладает над гаметофитом
В) из споры вырастает заросток
Г) споры развиваются в коробочке
Д) корни отсутствуют
Е) имеются сложные листья

Ответ


5. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные

Б) взрослое растение – спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)

Ответ


6. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) в цикле развития доминирует бесполое поколение растений
В) образование спор происходит в коробочке (спорогоне)
Г) спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических
Д) гаметофит представлен заростком
Е) спора прорастает в предросток

Ответ


ФОРМИРУЕМ 7:
А) образование коробочки на ножке
Б) развитие взрослых растений-гаметофитов
В) развитие взрослого растения из зиготы

1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому оно относится: 1) Папоротниковидные, 2) Покрытосеменные
А) образование плодов
Б) половое поколение представлено заростком
В) размножение спорами
Г) процесс оплодотворения зависит от наличия воды
Д) наличие цветка
Е) двойное оплодотворение

Ответ


2. Установите соответствие между особенностями развития растений и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Цветковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение спорами
Б) образование на заростке мужских и женских половых клеток
В) опыление ветром и насекомыми
Г) двойное оплодотворение
Д) образование семян внутри плода
Е) образование спор на нижней поверхности листьев

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Растения размножаются спорами.
Б) В цикле развития имеется заросток.
В) Семена защищены околоплодником.
Г) Растения имеют как стержневую, так и мочковатую корневые системы.
Д) Оплодотворение происходит при наличии воды.
Е) Оплодотворению предшествует опыление.

Ответ


1. Установите соответствие между процессами и отделами растений: 1) голосеменные, 2) папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) формирование эндосперма
Б) образование зеленого заростка
В) слияние неподвижных гамет
Г) развитие пыльцевой трубки
Д) размножение и расселение спорами

Ответ


2. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.
Б) Из споры развивается пыльцевое зерно.
В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.
Г) Жизненная форма - кустарник или дерево.
Д) Придаточные корни развиваются от корневища.
Е) Споры развиваются в спорангиях на листьях.

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в цикле развития
Б) размножение спорами
В) наличие семязачатков
Г) наличие сперматозоидов
Д) развитие главного корня
Е) наличие древовидных и травянистых форм

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения в отличие от голосеменных:
1) Способны образовывать обширные леса
2) Характеризуются многообразием жизненных форм
3) Размножаются семенами
4) Опыляются насекомыми и птицами
5) Имеют хорошо развитые вегетативные органы
6) Образуют сочные и сухие плоды

Ответ



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображенных на рисунке растений характерны следующие признаки
1) низшие растения
2) примитивные высшие споровые растения
3) диплоидный спорофит преобладает над гаплоидным гаметофитом
4) корней нет
5) тело не разделено на ткани и органы
6) гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидныи спорофитом

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался побег, изображенный на рисунке, то для этого растения характерны
1) мелкие чешуйчатые листья
2) оплодотворение при помощи воды
3) размножение семенами
4) образование плодов на верхушке побега
5) развитие листостебельного растения из протонемы (предростка)
6) наличие хорошо развитой корневой системы

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для широколиственного леса характерны следующие растения:
1) ель
2) липа
3) сосна обыкновенная
4) дуб
5) бук
6) пихта

Ответ


Установите соответствие между примерами и категориями растений: 1) низшие растения, 2) высшие растения. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) хвощевидные
Б) лишайники
В) настоящие водоросли
Г) плауновидные
Д) моховидные
Е) багрянки

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К растениям, не имеющим корней, относят
1) кукушкин лён
2) щитовник мужской
3) плаун булавовидный
4) хвощ полевой
1) наличие заростка
2) образование ризоидов у спорофита
3) созревание спор в спороносных колосках
4) наличие корней
5) размножение спорами
6) преобладание в жизненном цикле спорофита

Ответ


Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) У низших растений, водорослей, тело одноклеточное или многоклеточное. (2) Таллом всех водорослей покрыт тканью, выполняющей защитную функцию. (3) У водорослей отсутствуют настоящие листья, стебли, корни. (4) Хламидомонаду, спирогиру, ламинарию относят к зеленым водорослям. (5) Хламидомонада имеет чашевидный хроматофор, способна к фотосинтезу. (6) Бурые водоросли по способу питания – хемотрофы. (7) Спирогира – многоклеточная нитчатая зеленая водоросль, имеющая спиральные хроматофоры.

Ответ


Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) взрослая форма представлена спорофитом
Б) в цикле развития преобладает гаметофит
В) корни отсутствуют
Г) растения имеют цветок и плод
Д) опыление происходит при помощи ветра и насекомых
Е) споры развиваются в коробочке

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Папоротники, в отличие от водорослей,
1) состоят из разнообразных тканей
2) являются автотрофами
3) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ
4) имеют сложные листья – вайи
5) содержат хлорофилл в клетках
6) имеют корневище

Ответ


Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений: 1) споровые, 2) семенные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развиваются из зародыша
Б) являются более древними по историческому происхождению
В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему
Г) оплодотворяются при наличии воды
Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу

Ответ


Установите соответствие между признаками и группами растений: 1) низшие, 2) высшие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) тело представляет собой таллом, или слоевище
Б) имеют вегетативные и генеративные органы
В) имеют светочувствительный глазок
Г) имеют разнообразные ткани
Д) живут главным образом в водной среде
Е) включают одноклеточные организмы

Ответ



Установите соответствие между характеристиками и отделами растений. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) из прорастающей споры образуется протонема
Б) гаметофит редуцирован до крошечного заростка
В) имеют корневище с придаточными корнями
Г) в жизненном цикле преобладает гаметофит
Д) споры созревают в спорангиях, собранных в сорусы
Е) имеют разнообразные жизненные формы

Ответ


© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Вопрос 1. Почему голосеменные получили такое название?
Свое название голосеменные получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек, а не внутри плода, как у покрытосеменных. У голосеменных семяпочки расположены открыто.

Вопрос 2. Каковы основные признаки голосеменных растений? Чем их строение отличается от строения папоротников?
Голосеменные имеют стебель, корни и листья. В отличие от папоротников, которые размножаются спорами (спора состоит из одной клетки), голосеменные растения образуют семена (семена - многоклеточные структуры), с помощью которых они размножаются и распространяются.

Вопрос 3. Какие голосеменные растения вы знаете?
Ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, секвойя (самое высокое дерево на Земле - ее высота может достигать 120 м) и др. Среди голосеменных есть и «долгожители»: Сосна остистая, которая произрастает в Калифорнии, может жить до 5000 лет.

Вопрос 4. Сравните внешнее строение сосны и ели. В каких условиях растут сосны и ели?
Сосна обыкновенная - это дерево, достигающее 50 м высоты. На концах ветвей располагаются почки, которые дают начало новым побегам. Побеги у сосны двух типов: удлиненные и укороченные. На удлиненных побегах находятся коричневатые чешуйчатые листья, из пазух которых развиваются укороченные побеги. Каждый укороченный побег несет два листа - хвоины. Хвоины живут от 1,5 до 2 лет, а затем опадают вместе с побегом. Хвоины покрыты толстой кутикулой, у них всего два неветвящихся сосудистых пучка и немного устьиц, которые находятся в углублении, поэтому сосна экономно испаряет воду. Особенности строения листьев позволяют сосне обитать в относительно засушливых местах и переносить значительное переохлаждение. Неприхотливость сосны также объясняется строением ее корневой системы. Сосна имеет стержневую корневую систему. Главный корень проникает глубоко в почву и доставляет воду растению. При произрастании на зыбучих почвах (пески) у сосны мощно развиваются боковые корни, которые удерживают растение в грунте. Сосна светолюбива, может расти на бедных почвах и даже на болотах и на скалах. Толстая пробка ствола позволяет сосне переносить не очень сильные пожары. У сосны в лесах ветви остаются только вблизи вершины. А на открытых местах сосны раскидистые. Сосна имеет мужские и женские шишки. У сосны, растущей на песке, наблюдается глубокая стержневая корневая система с сильно развитыми боковыми корнями; у сосны, растущей на болоте, стержневая корневая система поверхностная. Сосна светолюбива. Она нетребовательна к почве, растет на сухих песчаных почвах, в сырых заболоченных местах, в меловых горах и даже на голых скалах, в трещинах которых она укореняется. Семена сосны имеют прозрачное крылышко и распространяются ветром.
У ели крона пирамидальной формы; короткие хвоинки сидят поодиночке, оставаясь на ветвях 5-7 лет. У ели тоже образуются два типа шишек - мужские и женские. Главный корень развит слабо; боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы. Ель - теневыносливая порода. В густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки. Ель хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве.

Вопрос 5. Почему в лесу нижние ветки у сосны отмирают, а у ели покрыты хвоей?
Сосна светолюбива, поэтому ее нижние ветви, затеняемые в лесу соседними деревьями, рано отмирают. Ель - теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются в хорошем состоянии даже самые нижние ветки. Ель теневынослива, растет на богатых почвах. Сосна не может расти под пологом ели, а ель может расти под пологом сосны. У ели поверхностная корневая система, хвоя существует 6-8 лет, пробка тонкая, поэтому ель не переносит даже несильные пожары. Корневые системы сосны и ели образуют симбиоз с гифами грибниц - микоризы.

Вопрос 6. Каково значение голосеменных растений?
Значение голосеменных в биоценозах огромно, так как они являются лесообразующими породами. В Северном полушарии большая часть лесов - это хвойные леса. Голосеменные растения дают пищу животным: лоси питаются молодыми побегами сосны, белки, клесты - семенами кедровой сосны и т.д. Древесина голосеменных используется человеком для разных целей (как топливо, как строительный материал, как сырье для получения бумаги и т.д.). Основную массу древесины в России заготавливают в хвойных лесах. Древесина лиственницы отличается особой прочностью и долговечностью, она устойчива к гниению. С помощью химической обработки из древесины сосны получают искусственные волокна, подобные шелковым нитям. Из древесины ели изготовляют бумагу.