Для водопровода        25.09.2019   

Глаголы 1 и 2 спряжения. Как определить спряжение глагола

Цель : закреплять знания об окончаниях глаголов I и II спряжений.

Задачи урока:

  • Формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжений;
  • Развивать творческие способности учащихся, речь;
  • Прививать интерес к русский традициям, познакомить с историей самовара и чаепития;
  • Повышать интерес учащихся к изучению русского языка;
  • Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование:

  • Мультимедиа;
  • Таблица окончаний глаголов I и II спряжения;
  • Карточки для индивидуальной, парной и групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке необычный гость, господин Глагол. (приложение №1) Он будет нам помогать, а мы его радовать ответами, а может даже удивлять.

II. Постановка темы и цели урока.

1) Сначала отгадайте загадку.

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.

Это самовар!

Это русский самовар.

Что можете сказать об этом слове? (сложное слово, соединительная гласная о, состоит из двух основ. Можно заменить "сам варит")

Внутри самовара труба, куда клали дрова, угли, сверху сапог, и раздували им жар в самоваре.

Самовар свистит, гудит:
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

2) Чистописание.

Изобразите петлеобразные элементы, как самовар пускает пар.

3) Подготовительная беседа.

Во всём мире знают русский самовар. Его родина- город умельцев и мастеров Тула. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. (сплав меди с цинком, оловом).

С 1956глда г. Тула выпускает электрические самовары. (замена - электрочайник)

В старину самовар являлся неодушевлённым членом семьи, его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иваныч"

4) Самостоятельная работа.

Перед вами глаголы. Выпишите подходящие к действию самовара, выделите окончания, укажите спряжение. (Приложение №2)

Rто может сказать, что мы будем закреплять на уроке? (различать окончания глаголов I и II спряжения)

III. Закрепление пройденного материала.

1) Назовите окончания глаголов I и II спряжения.

Что называется спряжением? (изменение глаголов по лицам и числам)

2) Изменить глаголы по лицам и числам. (по вариантам)

  • 1 в. -звать (зову, зовём, зовёшь, зовёте, зовёт, зовут)
  • 2 в. -говорить (говорю, говорим, говоришь, говорите, говорит, говорят)

3) Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы своих товарищей, поставьте на полях + , если задание выполнено правильно и -, если при выполнении задания допущены ошибки.

Какие окончания у глаголов 1 варианта? 2варианта? Какого спряжения глаголы?

4) Прочитайте пословицу, спишите, определите спряжение, лицо глаголов. Объясните смысл пословицы.

Сам_вар кип_т, ух_дить (не) в_лит.

И нам самовар велит продолжать работу.

5) Дифференцированная работа в группах.

1 группа. Образовать от основ глаголов форму 3 лица множественного числа, определить спряжение.

бер- ворч- говор-
нес- скрип-
рев- шурш-

2 группа. Из глаголов 3 лица множественного числа образовать глаголы 1 лица множественного числа.

  • Пищат -
  • Жужжат -
  • Кричат -
  • Летят -
  • Лежат -

3 группа. Списать, определить спряжение, лицо глаголов, вставить пропущенные буквы.

Сам_вар сто_т,
Словно жар гор_т,
И пыхт_т, и на бабу п_гядыва_т:
"Я Федорушку проща_,
Сла_ким ча_м угоща_"

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого
Самоварного чайку.

А кто знает, откуда пришло к нам слово "чай"?

(Чай- китайское слово. Мы, русские торговали с китайцами северных провинций, где чай именовали "ча". Отсюда наше русское слово "чай")

Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. О чае говорят так: "Кто чай пьёт, сто лет проживёт". Он очищает кровь, регулирует работы печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела.

IV. Физминутка.

V. Найти в классе пословицы, которые говорят нам о правилах гостеприимства.

С самоваром чай вкуснее и беседа веселее.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

За пустой стол гостей не сажай.

Что еть в печи- всё на стол мечи. (Мечи-быстро выставляй всё на стол. Не жадничай! Каков ты- таковы и люди для тебя. Принять по-русски- значит с открытой душой, щедро угостить.)

VI. Творческая работа "Скатерть-самобранка" (работа в группах).

На основе данных слов составить слова- угощения к чайному столу. (Приложение №3)

VII. Самостоятельная работа.

Чем ещё привлекателен чай, мы узнаем, когда составим предложения из слов. Вам необходимо выбрать, составить и записать любое предложение.

  • чай, женщины, Собирают, только.
  • женских рук, Аромат, не портит.
  • издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.
  • травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

Найдите глаголы, выделите окончания, определите лицо, число, спряжение.

(Проверка через мультимедиа)

2) Вставьте пропущенную гласную в окончания глаголов.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскаж_т:
Черт_т, пиш_т, иль поёт,
Вышива_т или паш_т,
Или забива_т гол,
Вар_т, жар_т, люб_т, чист_т,
Всё расскажет нам:. . (глагол)

(проверка через мультимедиа).

Скажите, а из чего пьют чай разные народы?

Разные народы пьют чай из своей национальной посуды-чашек, стаканов, пиал.

У нас есть две чашки. Вам нужно убрать из чашки лишнее слово.

играть (не указывает на того, кто совершает действие)

печь (составить словосочетание, где слово "печь" - сущ, или глагол)

IX. Работа в парах.

Дополни стихотворение подходящими по смыслу глаголами.

Чай вам жажду:
:, :,
Он: все болезни.
Нет напитка нам полезней.

(утолит, излечит, успокоит, ободрит)

Что можете сказать о глаголах, которые вы употребили? (глаголы II спряжения)

Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении. (однородные сказуемые).

Итог урока.

На какие две группы можно разделить глаголы в зависимости от окончаний? (на глаголы I и II спряжения)

Какие глаголы относятся к глаголам I и II спряжения?

Наш урок подходит к концу. Был ли он вам интересен? Полезен? Что повторили?

Определите, на какой ступеньке лестницы знаний вы находитесь.

Хочу знать больше.
Хорошо, но могу лучше.
Пока испытываю трудности.

1. Различается написание личных окончаний у глаголов настоящего или будущего простого (если глагол совершенного вида) времени в зависимости оттого, к какому спряжению они относятся:

1) глаголы I спряжения имеют окончания -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют): несу, несешь, несет, несем, несете, несут;

2) глаголы II спряжения имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят): сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят.

Спряжение глаголов определяется двумя способами: по личному окончанию, если оно ударное: петь - I спр. (поют); говорить - II спр. (говорят), и по суффиксу неопределенной формы (инфинитива), если личное окончание безударное. Из числа глаголов с безударным личным окончанием ко II спряжению относятся:

а) глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить(-иться): валить, готовить, ездить, жалить, жеманиться, косить, кружиться, канителиться, лакомиться и др.

Исключения:брить (брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют); стелить (стлать) и все производные от него глаголы: выстелить (выстлать), застелить (застлать), постелить (постлать) и др. - имеют окончания I спряжения: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют; зиждиться употребляется только в двух формах - зиждется, зиждутся;

б) семь глаголов на -еть(-еться): вертеть(-ся), видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть;

в) четыре глагола на -ать(-аться): гнать(-ся), держать, дышать, слышать.

Остальные глаголы (оканчивающиеся в неопределенной форме на -ать, -еть, -уть, -оть) с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению: бормотать, выздороветь, греть, закабалять (но: закабалить), закалять(-ся), колоть, колыхать(-ся), плакать, пороть и др.

Примечания.

1. Глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к так называемым разноспрягаемым, т.е. они имеют окончания I и II спряжения. Так, глагол хотеть в единственном числе изменяется по I спряжению (хочешь, хочет), а во множественном числе - по II (хотим, хотите, хотят); глагол бежать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут (бегут), а в остальных - окончания II спряжения (бежишь, бежит, бежим, бежите); глагол брезжить имеет только две формы: 3-го лица ед.ч. - брезжит (II спряжение) и 3-го лица мн.ч. - брезжут (I спряжение).

2. Глаголы типа выздороветь, заиндеветь, опостылеть, опротиветь, плесневеть изменяются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют.

3. В глаголах блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять («переходить в жидкое состояние» - не следует путать с глаголом таить - «хранить в тайне»), хаять, чаять, чуять в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -я-, поэтому они изменяются по I спряжению: таешь (но: таишь от таить), тает, таем, таете, тают.

4. От глагола мучить употребляются формы как I, так и II спряжения: мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают и мучу, мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат. Предпочтительными являются формы II спряжения, а формы I спряжения считаются разговорными, они восходят к устаревшему глаголу мучать.

5. Глагол мерить и производные от него (домерить, померить, замерить и др.) изменяются по II спряжению: мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят; формы меряю, меряешь, меряет, меряем, меряете, меряют образуются от глагола мерять.

6. У многих глаголов присоединенная приставка вы- перетягивает на себя ударение, в результате возникают затруднения в написании. В этих случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным словом: выговорят - говорят (выговорить - говорить), выстрижешь - стрижёшь (выстричь - стричь).

2. Необходимо различать близкие по звучанию формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения и формы 2-го лица множественного числа настоящего или будущего (у глаголов совершенного вида) времени изъявительного наклонения типа стукните и стукнете. Повелительное наклонение образуется при помощи суффикса -и- (2-е л., ед. ч.) и окончания -те (мн. ч.): сид-и-те, пиш-и-те, прыгн-и-те; в изъявительном наклонении глагол имеет окончание во 2-м лице множественного числа -ете или -ите в зависимости от спряжения. Поэтому у глаголов I спряжения указанные формы различаются, ср.: Пишите аккуратней! (повелительное наклонение) и Вы пишете аккуратно, поэтому работу легко читать (изъявительное наклонение); у глаголов же II спряжения такие формы совпадают в написании, ср.: Держите ручку правильно! (повелительное наклонение) и Если вы правильно держите ручку, почерк получается красивый (изъявительное наклонение).

Упражнение 102. Определите спряжение следующих глаголов.

Атаковать, взять, вильнуть, вить, владеть, дышать, долбить, запотеть, зябнуть, зависеть, зимовать, застревать, каменеть, крутить, кольнуть, либеральничать, мурлыкать, мочить, мочь, обидеть, откусить, прощать, пробудить, плотничать, проповедовать, потчевать, промокнуть, стлать, свистеть, сушить, тереть, фыркать, хотеть, шествовать.

Упражнение 103. Определите спряжение глаголов, образуйте указанные формы и обозначьте личные окончания:

а) 3-го лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени:

брить, вывести, гнуть, глодать, гнать, дышать, жать, завидовать, звать, изобразить, косить, кроить, качать, лелеять, ловить, махать, ненавидеть, омывать, получать, свистеть, создать, стелить, стоять, тереть, торчать, уверять, чуять; б) 3-го лица множественного числа настоящего времени: вращать, вертеть, вилять, горевать, греть, грести, диктовать, жалеть, жевать, знакомить, идти, квалифицировать, колоть, клевать, красить, макать, нести, полоть, петь, сечь, скользить, толковать, ткать, темнеть, убеждать, хотеть, цвести, чертить, шить.

Упражнение 104. Выпишите глаголы по группам: I и II спряжения.

1. Любоваться человеком, думать о нем я учился у многих (М. Г.). 2. Ни вылезть нам, ни люк открыть - такой огонь чесал (Тв.). 3. Самый веселый смех - это смеяться над теми, кто смеется над тобой (Ключ.). 4. И в самом деле, вдова уже начала глядеть на Мелиту не прежними глазами (Леск.). 5. Мне стало интересно сравнивать их с приказами других администраторов (Леск.). 6. Катюша не умела беречь деньги и на себя тратила, и давала всем, кто просил (Л. Т.). 7. Обломов велел вынести вон несколько дрянных картин (Гонч.). 8. Против этой его привычки приглашать к себе обедать постоянно восставала Пелагея Евграфовна (Пис.). 9. Металл, если коснуться его без перчаток, мгновенно прилипает к рукам (Соб.).

Одной из самых сложных тем на уроках русского языка является «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Многим школьникам приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса. Попробуем выяснить основные положения и правила.

Глагол как часть речи

Наш язык очень богат и многообразен. Особое место в нём занимает такая важная и порой просто незаменимая часть речи, которую мы ежедневно используем, как глагол. Именно он заставляет нашу речь быть подвижной и динамичной. Прежде чем узнать, какие окончания у глаголов 1 и 2 спряжения, разберёмся, что собой представляет эта морфологическая группа.

Эта часть речи используется очень часто и стоит на втором месте после употребления имён существительных. А всё потому, что она обозначает действие или какое-либо состояние предмета. В начальной форме отвечает на вопрос «что делать?».

Глаголы являются изменяемой группой речи по числам (бежит - бегут) , а также по лицам (стираю - стираешь - стирает) . Спряжение - так лингвисты называют такое явление. Каждое из них имеет свой особый состав окончаний, речь о которых пойдёт далее. В предложении глаголы могут быть самыми разными членами предложения. В основном они выполняют роль сказуемых.

1 спряжение

В зависимости от того, на какое сочетание букв оканчивается глагол, его относят к первому или ко второму спряжению. Понять это правило легко. Если перед нами слово, имеющее в основе -оть, -ять и другие (кроме -ить), то оно имеет 1 спр. Например: болтать, прыгать, краснеть, пригонять, бороться. Обратите внимание, что это именно сочетание букв, а не флексия, как неверно считают многие школьники.

Запомните: правильно писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения поможет возведение слова в инфинитив. Именно по нему мы сможем отличить одну форму от другой. К примеру, слово «бреется» в инфинитиве будет «брить». Оно заканчивается на -ить, но тем не менее относится к 1 спр. То же самое и с глаголом «стелить». Эти слова принято относить к исключениям.

2 спряжение

Эта группа отличается от первой и другой основой, а также наличием исключений. Зная все эти тонкости, вы легко отличите окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Как определить их, узнаем дальше.

Когда перед нами глагол, имеющий в начальной форме основу на -ить, можем смело утверждать, что это слово 2 спр. Например: говорить, просить, купить, приходить. Однако в эту группу также входят слова, заканчивающиеся на другую основу. Их нужно запомнить, тогда вы не испытаете никаких трудностей, определяя личные окончания глаголов I и II спряжения. Список исключений составляет 11 глаголов: гнать (в шею), дышать (носом), смотреть (на учителя), видеть (драку), слышать (в тишине), ненавидеть (войну), зависеть (от мамы), терпеть (боль), вертеть (мяч), обидеть (младшего), держать (в руках).

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Теперь, когда мы знаем самую основную информацию об этой части речи, нам предстоит узнать и о некоторых сложностях. Каждое из спряжений имеет свой особый набор окончаний. Изменяя глаголы по лицам, мы увидим, что к 1 спр. относятся такие, которые во множественном числе имеют флексию -ут (или -ют). Например: белеть - белеют, показать - покажут. В ед. ч. в окончании обязательно будет буква «е»: кидать - кидаешь, кидает, сеять - сеет, сеешь.

Помните, что таким образом определяют лишь флексии в безударном положении. Рассмотрим слово «жить». Казалось бы, оно оканчивается на -ить и относится ко 2 спр. Теперь поставим его во второе лицо, получим «живёшь» («живёте»), в третье - «живёт» («живут»). Этот пример наглядно показывает, что слово относится к первому спр., поскольку в единственном числе в окончании присутствует буква «е», а во мн. ч. - ут. Таким образом, делаем вывод, что с помощью инфинитива проверяем спряжение лишь тогда, когда сомневаемся в безударном положении. Именно тогда орфограмма оказывается в слабой позиции.

Практика

Для качественного закрепления любого правила необходимо выполнить ряд тренировочных заданий. Поскольку начинает изучать тему «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения» 4-й класс, упражнения необходимо давать исходя из уровня их знаний. Учащиеся ещё вернутся к этому вопросу в среднем звене. Например, в 6-7 классах. Поэтому в начальной школе даются самые простые и понятные задания, которые способны решить четвероклассники.

После изучения глагола и его спряжений стоит предложить детям попробовать определить их самостоятельно. Это может быть готовый список слов, а также текст, в котором ребятам предстоит самостоятельно заняться поиском этой части речи. Уже в старших классах можно усложнить задачу: предоставить учащимся возможность самим написать сочинение на какую-либо тему с использованием глаголов обоих спряжений в личных формах. Таким способом они смогут отразить свои знания и пробелы по пройденному материалу. После проведённой работы обязательно нужен анализ темы и рефлексия, которая поможет ребятам усвоить полученные знания.

Целесообразно использовать дидактический материал, в котором будут использоваться исключения. Только в практике дети смогут хорошо потренироваться и понять, как пишутся личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Также можно использовать карточки, на которых будут пропущены буквы в окончаниях глаголов. Например:

Снега та...т в полях.

Когда ты напиш...шь письмо?

Мы выполн...м контрольную на «отлично»!

При этом учащимся необходимо не только вставить нужную букву, но и объяснить свой выбор. Для этого попросите их прописать алгоритм определения окончания. Только после такой работы можно оценить, поняли ли дети эту сложную тему или нет.

Вывод

Изучение морфологии в школьном курсе - дело непростое. Оно требует от ребёнка не только запоминания правила, но и умения рассуждать. Наличие большого списка исключений может сбить учащегося с толку. Но при хорошей тренировке любой школьник сможет легко отличать одно спряжение глагола от другого. А из этого следует, что и с личными окончаниями этой части речи проблем возникнуть не должно.

— пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.

Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.

Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — в девятом классе и — в одиннадцатом.

Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.

Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола .

Что такое спряжение глагола?

Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам .

Как это выглядит на практике?

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

Вспомним эти местоимения:

Так, к глаголу идёшь можно подставить : (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.

Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).

Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить:

Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными . То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения ) имеет личные окончания:

-у ( или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут ( или -ют) .

Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения ):

у( или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат ( или -ят) .

Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению.

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения нужно запомнить!

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы) се…м,

(мы) вид…м.

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения , его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- .

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения , суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им- .

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола?

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п. )

Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть , искать — на -ать , нести — на -ти , беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А вот, собственно говоря, само правило .

Ко второму спряжению относятся:

все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ , кроме трёх — брить , стелить, зиждиться ;

11 глаголов-исключений , которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) —

7 глаголов на -ЕТЬ:

4 глагола на -АТЬ:

К первому спряжению относятся

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить , стелить, зиждиться.

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь , например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения). Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим , летишь , летите , летит , летят ). Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

Как применять правило?

Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.

Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:

(мы) се…м,

(они) кол…тся,

(ты) пил…шь,

(он) удерж…т.

Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.

Се…м — сеять . В инфинитиве глагол оканчивается на -ять , а значит, относится к первому спряжению . Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения :

Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: се ем .

Кол…тся — колоть ся. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:

Без пропусков глагол выглядит так: колют ся .

Пил…шь — пилить . Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения . Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:

Без пропусков глагол пишется так: пилишь .

Удерж…т — удержать . Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание:

Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит .

Разноспрягаемые глаголы.

Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить . Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми .

Проанализируем формы глагола хотеть . В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь , хочет . А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим , хотите , хотят .

Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим , бежишь , бежите , бежит , бегут . Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.

Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит ) , а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут ) .

Глаголы особого спряжения.

Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим , едите , едят . А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание ), ешь (окончание -шь ), ест (окончание -ст ).

Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим , дадите ), и как глагол первого спряжения (дадут ). Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть : дам (окончание ), дашь (окончание -шь ), даст (окончание -ст ).

Что такое спряжение? Ответ простой – это изменение глагольных форм по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единств. или множ.). Лицо подсказывает, кем совершается действие. Существует три категории лица.

Пример: рисуешь, нужно подобрать к нему подходящее местоимение, здесь подходит — ты. Отсюда видно, что рисуешь стоит в ед. ч., обладает признаками второго лица. Можно сделать заключение, что спряжение глаголов в русском языке — это их изменение по непостоянным признакам.

Особенности спряжения глаголов в русском языке. Таблицы.

Флексии, появляющиеся во время спряжения, называются личными.

Внимание! Таблицу, представленную выше, важно очень хорошо запомнить.

Некоторые тонкости

Чтобы каждая проверочная работа по морфологии не вызывала приступов паники, и при сдаче ЕГЭ можно было чувствовать себя уверенно, нужно хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.

Например: Смех слышится. Пишем И (2 спр.). Грядки полют. Глагол первого спряж. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на орфографию , именно оно решает, какой суффикс будет у причастия.

Виды

Если флексия находится под ударением, то сомнений в правильности написания быть не может. Какие бывают окончания глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:

Если ударением выделяется иная морфема, кроме флексии, то помощь в соотнесении лексемы и группы окажет инфинитив, а точнее, то буквосочетание, расположенное в конце слова.

Глаголы второго спряжения, согласно установленным языковым правилам, оканчиваются на –ит, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться. Дополняют группу исключения из 1 спр. (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).

Все глаголы, не попавшие во вторую группу, относятся к первой, включая брить, стелить, зиждиться.

Глаголы 2 спряжения включают подобные примеры: готовить , спешить .

Важно! Четко усвоить исключения для 1 -го и 2-го спряжений.

Пример использования на практике основного правила

  1. Народ бор..тся. Н.ф. бороться. Постфикс –ся отбрасываем. Буквосочетание –оть является показателем 1 спр. Таблица дает нам букву Е на месте пропуска. Народ боре тся.
  2. Она готов..т. Н.ф. Готовить. Это глагол второго спряжения. Непостоянные признаки: 3 л., единств. число. По таблице определяем, что на месте пропуска должна стоять буква И. Она готови т.
  3. Бре..т бороду. Ставим в . Брить – определяем, какое это спряжение. Относим его к 1 группе. Брее т бороду.
  4. Мы вид..м. Ставим в н. ф. Видеть – определяем, какое это спряжение. 2 группа. Мы види м.

Сопряжение глаголов