Для дымохода        22.09.2019   

Г самооценка и уровень притязания. Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции

Самооценка личности , являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей. Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением. Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для человека, самооценка — это оценивание личности самого себя.

Формирование самооценки личности

Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.

В психологии под самооцениванием понимают представление индивида о значимости своей личной деятельности среди других индивидов, а также оценивание себя и личных качеств, чувств, достоинств, недостатков, выражение их закрыто или открыто.

Самооценку личности относят к устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее очень трудно изменить, поскольку она формируется в раннем детстве и зависит не только от врожденных факторов, но и от обстоятельств в жизни. Значимое влияние на нее производит отношение окружающих, поскольку самооценка формируется вследствие непрерывного сравнения себя с другими людьми. Чтобы преодолеть себя, следует бросить трезвый и смелый взгляд внутрь себя, изучить свой темперамент, характер, другие психологические свойства, необходимые в межличностном взаимодействии.

Изучение самооценки личности

Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

— регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

— защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

— развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь — это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.

Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний это уровень, к которому стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Явно личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех». Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.

Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

Индивид с легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

Уровни самооценки личности

Для определения начальной школы используют методику «Лесенку». Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав. Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя. Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

Обработка результатов:

1-3 ступенька – это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька – это средний уровень (адекватная самооценка);

8-10 ступенька – это высокий уровень (завышенная самооценка).

Интерпретация результатов методики

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность неуверенна в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле.

Средний уровень самооценки личности показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела.

В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков. Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная. Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей.

Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценкечеловек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценкапринадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента: - когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации; - эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:

Приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);

Имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);

Игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;

Истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;

Становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;

Экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

К критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;

Как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;

Имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;

Легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

Ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);

Подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);

Прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;

Имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:

Обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;

Как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;

Остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

Конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;

Страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;

Ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

Нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;

Слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;

Становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;

Имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

Познавательного, способствующего адекватности;

Защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.

С момента вступления в контакт с обществом у человека начинает формироваться самооценка личности. Как известно, каждый человек наделен определенными характеристиками, что говорят о его мировоззрении, убеждениях, психологии в целом. Главной стороной человеческого самосознания является самооценка. Благодаря ей происходит регулирование поведенческой модели человека, удовлетворение личностных потребностей, поиск своего и пр.

Самооценка личности в психологии

В психологии самооценка каждого индивида включает в себя способность более-менее объективно давать оценку собственным возможностям и силам, критически относиться к самому себе.

Личностная самооценка может быть как адекватной, так и неадекватной. Все это зависит от характера человека, который, в свою очередь, влияет на формирование определенных качеств.

Изучение самооценки личности показало, что правильная самооценка в основном присуща взрослым людям. Умение гибко оценивать свои способности, корректировать, если это необходимо, стиль поведения под влиянием опыта, является необходимым качеством, помогающим в быстрой адаптации к жизненным условиям.

Оценка и самооценка личности зависит также от одобрения, уважительного отношения со стороны окружающих человека людей. На этом основании возникает уважение к самому себе, что является одной из важнейших личностных потребностей.

Самооценка и самосознание личности

В психической деятельности человека самосознание есть не что иное, как сложный процесс познания самого себя. В результате активного взаимодействия с окружающим миром, каждый познает себя. Данный процесс никогда не завершается. Самопознание развивается параллельно с развитием самооценки.

Благодаря познанию собственного «Я», индивид способен сохранять постоянство личностного поведения, при этом испытывая ответственность за сохранение социальных ценностей, что были им усвоены. Самооценка – это главный стержень самопознания на всех этапах его существования.

Для определения уровня самооценки индивида существует специально разработанная, диагностика самооценки личности осуществляемая при помощи тестовых заданий, размещенных в различных психологических справочниках.

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Методика самооценки личности С.А. Будасси – один из самых распространенных методов, с помощью которого, можно провести количественное исследование личностной самооценки, то есть измерить ее.

Данная методика основана, в первую очередь на способе ранжирования. Вам будет предложен список, состоящий из 48 слов, что обозначают личностные свойства. Нужно выбрать только двадцать таких качеств, что с наибольшей степенью характеризуют ваше представление об идеальной личности («эталонная личность»). В списке будут как положительные, так и отрицательные качества.


Далее, методика самооценки личности предлагает вам «Протокол исследования» в первой колонке, которого на первых позициях необходимо расположить наиболее важные для вас свойства, а в последней, следовательно, − отрицательные, менее желательные. Из отобранных качеств построить ряд d1. На первых позициях расположить самые важные, по вашему мнению, положительные качества личности. А отрицательные – в конце. Из этих качеств построить ряд d2 , в котором расположить качества по мере уменьшения их выраженности.

Главной целью обработки результатов есть определение наличия связи между ранговыми оценками личностных свойств, что входят в представления «Я реальное» и «Я идеальное». Интерпретация результатов представляет собой отношение между «Я идеальным» и «Я реальным». Процесс самооценки осуществляется двумя путями:

  1. Сравнением самого себя с другими людьми.
  2. Или же сопоставлением степени своих с более объективными показателями личностной деятельности.

При помощи специальной таблицы человек может интерпретировать собственные полученные результаты. И напоследок хотелось бы добавить, что всегда стоит помнить о том, что работать над собой и своей самооценкой нужно постоянно не покладая рук.

Не получается достигнуть цели?! Боишься пробовать себя на новом поприще?! Узнай причины своих страхов, пока «на помощь» не пришла фрустрация!

Каждому человеку, обитающему на планете Земля, присуще желание чего-либо добиться в жизни. При этом запросы могут быть абсолютно разными: один грезит высокой должностью, другой мечтает властвовать над миром, а третьему для полного счастья не хватает лишь пары кроссовок.

Умение ставить перед собой осуществимые задачи, соответствующие реальным возможностям, свидетельствуют о наличии адекватного уровня притязаний.

Уровень притязаний и самооценка личности

Психологический термин «уровень притязаний» подразумевает стремление индивида достичь определенных результатов на том или ином поприще, чтобы повысить, либо еще раз подтвердить свою самооценку.

Что касается последней, она представляет собой отношение человека к собственной личности, попытку оценить свои возможности, достоинства и недостатки, а также их влияние на других представителей людского рода.

В зависимости от характерных особенностей человека самооценка может быть разумной, завышенной или заниженной.

Не подлежит сомнению тот факт, что между уровнем притязаний и самооценкой существует тесная взаимосвязь, поскольку ни одно из этих понятий не может существовать отдельно от другого.

Снижая или повышая планку ожиданий, человек получает возможность регулировать свою самооценку, которую, к сожалению, не всегда умеет правильно использовать.

Последствием этого нередко становятся внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, сопровождающиеся затяжными депрессиями, нервными срывами и состоянием крайней озлобленности на весь мир.

Завышенная самооценка

Диагностика завышенной самооценки включает отслеживание таких признаков, как:

  1. Фанатичная вера в свои возможности . Человек, пораженный этим «недугом», не упускает случая убедить окружающих в своем превосходстве над ними и очень любит использовать букву «я» (я сказал, я прав, я считаю, я рекомендую).
  2. Абсолютная невосприимчивость к критике . Любые замечания отскакивают от него, как «от стенки горох», более того, вызывают острое недовольство и ярко выраженную враждебность.
  3. Агрессивное поведение . Ошибочно полагая, что тактика нападения – лучший выход из любого положения, индивид с завышенной самооценкой имеет обыкновение затевать скандалы даже по самому незначительному поводу.
  4. Чрезмерно высокий уровень притязаний . Имея весьма искаженное представление о соотношении своих реальных и желаемых возможностей, он «стремится к звездам, едва умея ползать по земле».
  5. Глубокая эмоциональная неустойчивость . Как правило, она проявляется в резких перепадах настроения. Человек может весело смеяться над шуткой, а уже через минуту его пробирает крупная дрожь и он начинает биться в истерике, обвиняя окружающих во всех смертных грехах.
  6. Характерный внешний вид . Неестественно прямая осанка, горделиво поднятая голова, пронизывающий взгляд, а также голос, полный командных ноток.
  7. Отрицание неудач . Для человека с завышенной самооценкой губительна сама мысль о возможном провале. Сохраняя веру в собственную непогрешимость, он старается не участвовать в разговорах на эту тему и бесцеремонно обрывает собеседников, задающих «неудобные» вопросы.

Заниженная самооценка

Ученые мужи и дамы, прекрасно разбирающиеся в психологии, уже давно выявили следующие признаки заниженной самооценки:

  1. Излишняя робость и осторожность . От человека с комплексом неполноценности сложно добиться прямолинейности и твердости в ответах. Постоянно опасающийся задеть чужие чувства, он предпочитает юлить и мямлить, но только не высказывать свое настоящее мнение.
  2. Требовательность «на грани» . Закомплексованные мужчины и женщины скрупулезно пытаются добиться совершенства во всем, придирчиво оценивая не только свои, но и чужие действия. Подобная тактика нередко приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие и любящие люди.
  3. Непрекращающиеся попытки заслужить одобрение . Многочисленные исследования доказали, что неуверенный в себе индивид, как никто другой зависит от постороннего мнения. Неодобрительные взгляды окружающих для него не просто проблема, а целая трагедия, ведущая к возникновению новых комплексов.
  4. Чрезмерно низкий уровень притязаний . Самосознание играет с таким человеком злую шутку, заставляя его устремляться в обратную сторону от истинных желаний и возможностей. Не в состоянии оценивать свои способности адекватно, он зачастую так и остается «на побегушках», даже если на самом деле заслуживает куда более высокой должности.
  5. Неубывающая любовь к жалобам. При этом не имеет значения, насколько обоснованы стенания несчастного, главное, чтобы весь мир был информирован о том, что он нелюбим, некрасив, несчастен, болен и вообще, на днях покинет этот бренный мир.
  6. Характерный внешний вид . Шаркающая, нерешительная походка, втянутая в плечи голова и бегающий взгляд, в котором явственно читаются вина и непременное предчувствие дурного.
  7. Стремление идти «на поводу» . Не доверяя своим суждениям, закомплексованный человек легко поддается влиянию других людей и с радостью перекладывает на них ответственность за свои поступки. Совершая под чужим руководством что-нибудь неблаговидное, он в первую очередь с облегчением думает о том, что все произошедшее – не его вина.

Понятие и характеристика фрустрации

Фрустрация – травмирующее психическое состояние, возникающее у человека, когда он не может или думает, что не может добиться осуществления тех или иных желаний.

Чаще всего причиной ее появления становятся низкая или высокая самооценка, а также завышенный уровень притязаний. Решить проблему можно только избавившись от комплексов, вернув себе уверенность в собственных силах и трезво взглянув на вещи.

Жизнь современного человека заполнена постоянной борьбой: за место под солнцем, за любимую семью, за приемлемое отношение – перечислять можно до бесконечности. Правильно расставив приоритеты и избавившись от проблем с самооценкой, можно получить в помощь новое действенное оружие, имя которому самоуважение.

Видео: Психология. Самооценка

Статья посвящена самооценке как комплексному понятию психологии личности. Характеризуются виды самооценки человека и их особенности, приводятся общие подходы к формированию адекватного восприятия самого себя.

Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельных действий и деятельности вообще.

Самооценка – целостное образование, составляющая концепции своего «Я» (Я-концепции) и самосознания человека.

Через самооценку индивид имеет возможность:

  • реализовать функцию собственной защиты;
  • осуществить регуляцию отношений с другими, личного поведения в обществе;
  • проникнуться чувством уважения к себе;
  • прочувствовать собственную автономность и относительную независимость.

Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях. Тогда она является противоположностью экспертным (объективным) суждениям и оценкам.

Неоценима помощь самооценки в составлении прогнозов по поводу индивидуальных успехов, что проявляется как притязания человека, имеющих определенный уровень (высокий или низкий).

Самосознание и самооценка возникают, формируются и развиваются еще в детском возрасте, в ходе становления личности (активно это проявляется приблизительно после 3 лет).

Ребенок потихоньку начинает разбираться в своих способностях (умственных и прочих), мотивах и поведенческих проявлениях, целях, физических и духовных возможностях, отношениях с окружающими.

Формирование самооценки происходит в ходе познания самого себя. Отношение к собственному «Я» создается не сразу, а постепенно: шаг за шагом каждый индивид приобретает привычный взгляд на себя, одобряя или не одобряя те или иные проявления, поступки, мысли, отношения, результаты и прочее. Ценность и значимость собственной личности перерастает в стойкое убеждение.

Источниками самооценки, через которые она непосредственно формируется, являются:

  1. Образ себя . Создается путем сравнения составляющих «Я» индивида – реального и идеального (сопоставление между тем, каким человек есть теперь в своем восприятии и каким хотел бы стать, чтобы измениться к лучшему).
  2. Математически это определяется через величину разницы притязаний человека к его реальным результатам и достижениям. Чем этот разрыв больше, тем ниже уровень самооценки у человека, и наоборот.
  3. Переход внешних оценок индивида (со стороны социальной окружающей среды) во внутреннюю оценку самого себя – интериоризация. Каждой личности свойственно отталкиваться в оценке себя от того, как, в ее восприятии, оценивается она другими людьми.
  4. Оценка успешности собственных результатов . Здесь самооценка проявляется в сознании человека через уровень достижений и их оценивание: индивид удовлетворен/неудовлетворен достигнутым, качеством результатов – это и является меркой величины выставляемого бала в шкале оценивания позитив-негатив.
  5. Сравнение со значимыми окружающими . Ориентир оценке задают авторитетные и важные для индивида люди. Подобные оценки окружающих могут быть субъективными, но служат основой для создания идеалов и стандартов, к которым стремиться человек.

Виды самооценки

В психологии классификация видов самооценки разработана в зависимости от различных оснований:

  • близости к реальности – адекватная (реалистичная, оптимальная) и неадекватная (неоптимальная, склонность к завышению или занижению);
  • величины (уровня) – высокая самооценка (максимальный и приближенный к нему уровень), средняя (промежуточный уровень), низкая (минимальный уровень);
  • устойчивости – стабильная (еще имеет название «личностная») и плавающая (текущая);
  • широты охвата – общая, частная или конкретно-ситуативная.

Адекватная/неадекватная

Этот вид самооценки – результат склонности к объективному или субъективному взгляду на самого себя и собственные проявления.

Адекватная – характеризуется как оптимальное соотношение между уровнем притязаний и достижениями индивида. Обладая ею, личности удается наилучшим образом соотнести собственные силы с возможностями решить проблемы разной сложности и с запросами окружающих.

Показателями адекватности самооценки служит:

  • постановка целей, которые обязательно достигаются;
  • реалистичность в оценке определенной ситуации и своих потенциалов в ней.

Неадекватная самооценка – вне зависимости, завышенная или заниженная, – деформирует внутренние свойства психики индивида, создает препятствия личностному развитию, делает невозможным гармонизировать мотивационную и эмоционально-волевую сферу человека.

Показателями неадекватно завышенной самооценки являются:

  • переоценка собственных сил;
  • чрезмерная идеализация личного образа «Я»;
  • игнорирование неудачных действий и результатов;
  • необоснованные претензии и высокомерие;
  • безоговорочная правота и безгрешность.

Свидетельством неадекватно заниженной самооценки является:

  • отсутствие веры в свои силы;
  • робость во всем;
  • нерешительность в проявлении собственных способностей и возможностей.


Высокая/средняя/низкая

Уровень самооценки отображается величиной ее проявления в самосознании индивида:

  1. Высокая . Успешных людей, достигающих благополучия в жизни сопровождает высокая самооценка. Она служит мотивирующим и мобилизационным фактором для индивида.
  2. Средняя . Личности со средним уровнем самооценки больше, с чем смогут справиться в той или иной деятельности на себя не берут, но и планку достижений снижать не будут.
  3. Низкий уровень самооценки – результат отсутствия у личности уверенности, свидетельство безоговорочной ориентации на предыдущие неудачи или неадекватные сравнения с другими, более успешными людьми.

Стабильная/плавающая

Данный вид самооценки указывают на уровень формирования личности:

  1. Стабильная самооценка присуща лицам с устойчивой позицией относительно своей личности и ее возможностей, здесь отображается общий уровень удовлетворенности собой и своими качествами. Такая оценка не подвержена быстрым сиюминутным изменениям и коррекциям.
  2. Плавающая самооценка отображает оценивание текущей ситуации – поступков, поведенческих проявлений, реакций, действий и т.п. Она служит подсказкой для коррекции собственного поведения как результата самоконтроля.

Общая/частная/конкретно-ситуативная

  1. Общая (глобальная) самооценка охватывает целостную личность и ее значение, касается эмоционально-ценностного уровня.
  2. Частная . Отдельные стороны индивида призвана давать частная самооценка.
  3. Оперативные самооценки (конкретно-ситуативные) проявляются при оценивании личностью обстоятельств, которые меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Как воспитать в человеке адекватное восприятие себя

Формирующаяся с детского возраста самооценка индивида должна иметь определенное направление, чтобы создать условия для оптимального ее развития. Все начинается с семейных отношений: от адекватного восприятия своего ребенка родителями и до удачных сценариев семейного взаимодействия.

Основные условия:

  • взаимное уважение (как родителей к детям и между собой, так и наоборот);
  • доверительные отношения – их нужно сознательно и последовательно формировать;
  • требовательность в разумных и оптимальных пределах;
  • любовь как безусловное и внеоценочное чувство.

Самооценка – одна из центральных категорий психологии личности отдельного индивида. Она хоть и является по сущности своей субъективным явлением, но имеет прямое воздействие на психику человека и закономерности ее функционирования: взаимоотношения с окружающими, успешность деятельности, ориентиры в жизни и пр.

Видео: Самооценка