Полипропиленовые трубы        21.09.2019   

Этикет поведения в мечети. Некоторые правила поведения в мечети

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) приводит слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается оттуда, Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как он это делает». Ходить почаще в мечеть, совершать там коллективные намазы и вообще проводить в ней больше времени - за эти деяния мусульман ожидает великая награда Всевышнего Аллаха, искупление грехов и возвышение степени раба перед Ним.
Абу Хурайра и Саид Худрийи передают хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о семерых людях, которые в Судный день будут находиться в тени Арша, когда не будет другой тени.
Там, в числе тех семерых будет находиться тот человек, «чье сердце будет связано с мечетью». Всякий раз, когда такой человек выходит из мечети, сердце его остается связанным с мечетью.
Находясь в мечети, следует помнить об определенных нормах поведения.

Собираясь в мечеть, перед выходом из дома желательно (сунна) прочитать дуа, которую читал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «О, Аллах! Я обращаюсь к Тебе с достоинством обратившихся к Тебе и достоинством людей, которые ходили по этой дороге (в мечеть). Я вышел не с высокомерием или гордыней и не ради того, чтобы люди видели или слышали о том, что я хожу в мечеть. Я вышел из дома, боясь Твоего гнева, стремясь к Твоему довольству. Я прошу у Тебя, Аллах, защиты от огня Ада, прости мои грехи, ибо воистину прощаешь их только Ты».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что, когда раб с такими словами отправляется в мечеть, Аллах обращает Свой взор на него с того момента, как он их произнесет.
Конечно, от взора Аллаха никто не может скрыться ни на миг, но они бывают разные. Бывает взор милосердия и взор гнева. Когда человек, читая дуа, отправляется в мечеть, Аллах обращает к нему Свое милосердие.
Входить в мечеть надо с правой ноги. При этом читается дуа: «О, Аллах, раскрой для нас врата Твоей милости». После этого желательно прославлять Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Когда кто-либо из вас входит в мечеть, пусть поприветствует Пророка и прочтет дуа: «Аллахумафтахли абваба рахматика» (смысл приведен выше).
После этого каждому из нас, прежде чем сесть или поприветствовать кого-либо, желательно совершить двухракаатную молитву - «Тахийятуль масжид», т.е. суннат-намаз вхождения в мечеть. Этот намаз не отличается от других ничем, кроме намерения (нийят). С ним можно совместить и другие желательные намазы, такие, как суннат-намаз омовения (2 ракаата). Но, если, входя в мечеть, мусульманин видит, что обязательный джамаат-намаз уже начался, ему нельзя отвлекаться на суннат-намаз, он должен тут же приступить к обязательному намазу. В этом случае тахийят-намаз с него снимается, и сунна на него не возлагается.
Почему же предписан двухракаатный намаз при входе в мечеть? Потому что мечеть - это место, предназначенное для совершения намаза, и долгом каждого является совершение намаза прежде, чем приступить к чему-либо. Вступивший же в мечеть во время джамаат-намаза, приступая к нему, и так начинает свое пребывание в мечети с намаза.
«Тахийятуль масжид» заменяется также совершением возмещающего обязательного намаза. После этого каждому вошедшему в мечеть (независимо от того, сколько времени он собирается в ней провести) желательно произнести намерение пребывать в и’тикафе все время нахождения в мечети: «Я намереваюсь быть в и’тикафе, пока нахожусь в мечети». И’тикаф - это пребывание в мечети ради Всевышнего Аллаха. Бывает состояние, когда чувствуешь, что твое тело не хочет подчиниться разуму. Это особенно ярко проявляется в мечети, когда под натиском иблиса тебе хочется быстрее выбежать отсюда. Находясь в мечети, человек получает внутреннее очищение, его покидают порочные мысли, плохие намерения.
Мечеть - это место, где совершают поклонение и поминание Всевышнего Аллаха. Здесь всегда присутствует баракат (благодать), которым наполняется сердце пребывающего в и’тикафе. Если кто-либо не произнес намерение пребывать в и’тикафе, у него, конечно, может быть хорошее состояние. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Всякое дело оценивается по намерению». Поэтому при входе в мечеть, для получения воздаяния нужно произносить намерение.
От чего же нужно оберегать мечеть? Сегодня открывается очень много мечетей (Альхамдулиллах). Но должного отношения к ним пока еще нет. Прежде всего, в мечети нужно соблюдать чистоту. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Поистине, мечети не являются подходящим местом ни для того, чтобы мочиться в них, ни для того, чтобы загрязнять их как-нибудь иначе. Они предназначены только для поминания Аллаха и чтения Корана». (Муслим).
Какие-либо действия, которые могут привести к загрязнению мечети, запретны. Например, нельзя посещать мечеть, если у тебя кровоточащая рана, даже если она перевязана. Нельзя заносить в мечеть вещи, на которых могут находиться нечистоты (наджаса). Если человек боится запачкать мечеть, войдя в нее, то ему запрещено входить туда.
Аллах уготовил великое воздаяние занимающемуся уборкой мечети, а если он делает это добровольно - и того больше. В хадисе сказано, что каждый раз за вынесенный мусор Аллах записывает ажр (воздаяние) и искупает грех.
Посещающему мечеть нужно следить за тем, чтобы от него не исходил неприятный запах. Для этого нужно соблюдать личную гигиену. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть поевший лук, чеснок или лук-порей (сырыми) ни в коем случае не приближается к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам он причиняет те же страдания, что и сынам Адама».
Находясь в мечети, нужно всегда быть в омовении. Даже если ты пришел в мечеть задолго до времени намаза, считай себя совершающим молитву. Поэтому нужно сохранять свое тело в чистоте. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ангелы обращаются к Аллаху с мольбами за любого из вас все то время, пока вы, не осквернившись, остаетесь на месте совершения своей молитвы, и они говорят: «О Аллах, прости его, о Аллах, помилуй его».
Запрещено повышать голос в мечети, особенно говоря о мирских делах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто услышит, как кто-нибудь разыскивает в мечети пропажу, скажет: «Да не вернет тебе этого Аллах» - ибо, поистине, мечети были построены не для этого».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите того, кто продает или покупает в мечети что-либо, скажите: «Да лишит Аллах прибыли твою торговлю!» Даже чтением Корана (повысив голос) нельзя мешать другим. Во время намаза тоже нельзя громко читать молитву - этим вы можете помешать другому, совершающему намаз.
Нежелательно приводить в мечеть малолетних детей, которые не могут контролировать себя. Также, нельзя пускать в мечеть умалишенных.
Нежелательно садиться в мечети спиною к Каабе. Находясь в мечети, нежелательно скрещивать пальцы рук. Оказывается, при таком положении человека клонит ко сну.
Если мы будем знать и соблюдать эти правила, мы окажемся в выигрыше, ибо можем получить воздаяние.
Да поможет Аллах нам всем соблюдать сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и отдалиться от всего порицаемого. Амин!

Пятничная проповедь. Как мусульманин должен вести себя в мечети

О мусульмане, мечети являются домами Аллаха на земле, и Аллах сделал их источниками света для мусульман, а так же местом, где собираются множество ангелов и доносят верующим радостную весть о милости и благе Всевышнего, весть, несущую успокоение сердцам мусульман. Как сказал Пророк (сас):

«Вас посещают различные ангелы. Некоторые из них посещают вас во время фаджра, некоторые во время намаза Аср. И Аллах спрашивает у них по возвращении (а Он Всезнающ) – в каком состоянии вы застали моих рабов? И они отвечают: «Мы застали их молящимися когда пришли, и они молились когда мы покидали их».

Аллах возвеличил мечети и сделал их лучшими местами на земле, и самое любимое место для Аллаха на земле – мечети. И тот, кто посетил мечеть, тот находится в гостях у Аллаха. Пророк (сас) сказал: «Кто сделал омовение дома, затем пришел в мечеть, тот считается гостем Аллаха, и Аллах является лучшим из гостеприимнейших».

Так же, Абу Аль-Дардаа рассказал сыну: «О сын мой, сделай мечеть для себя домом, (и он имел ввиду посещение мечети так часто как возможно), потому что мечеть является домом для истинно уверовавших, тех, которые убоялись Аллаха, и я слышал как Посланник Аллаха сказал: «Всякого, кто сделал мечеть для себя домом, Аллах одарит своей милостью и своим прощением, и проведет его через мост Сират в Рай.

О мусульмане, мечети играют важнейшую роль в становлении общества верующих, и мечети обеспечивают распространение знаний, и именно поэтому, первым делом Пророка (сас), когда он прибыл в Медину, было постройкой мечети.

Ислам призывает мусульман заботиться о мечетях, и обещает большую награду от Аллаха, Свят он и Велик.

Как сказано в Коране:

«Должны ходить в мечети только те, которые уверовали в Аллаха Единого, в День Воскресения и воздаяния, благочестиво совершают молитву, дают из своего имущества очистительную милостыню (закат). Они боятся только Аллаха. Может быть, они будут у Аллаха на прямом пути веры!»

Мать правоверных Аиша(р.а.) сказала: Кто построил мечеть и не искал славы среди людей, и его намерением было угодить Аллаху, то Аллах построит тому замок в Раю.

Слово «построил» в данном хадисе имеет несколько значений, как например – тратить деньги на постройку мечети, на ремонт мечети, на поддержание мечети в надлежащем состоянии, содержать в чистоте, и Аллах награждает заботящихся о его домах на земле большими наградами в вечной жизни.

В жизнеописании Пророка (сас) упоминается случай старой женщины, которая имела обыкновение убираться и чистить мечеть, и делала она это сама по себе, поскольку хотела совершить богоугодное дело, и все, что было в ее возможностях, так это посещать ежедневно мечеть и чистить и прибираться в ней. И никто не просил ее делать это, и никто не нанимал ее специально на эту должность, И делала она это лишь ради Аллаха, в надежде на спасение и награду от Него. И в один день она не пришла в мечеть. И Пророк (сас) спросил у сподвижников: "Где она?" Ему ответили, что она умерла вчера вечером и что ее уже похоронили. На что Посланник Аллаха ответил: "Почему же вы меня не разбудили, чтобы я мог прочитать джаназу за нее?" И потом он попросил их отвести его на ее могилу, и он там прчитал за нее джаназу. Эта женщина, не будучи из знатного рода или знаменитой, удостоилась чести быть упомянутой в жизнеописании Пророка(сас), потому что она преподала нам всем урок своей богобоязненностью.

О мусульмане, у мечети особый статус, и ей присущ свой свод хороших манер, которые должен соблюдать каждый мусульманин, если он надеется заслужить награду от Всевышнего. И из этих правил то, что мусульманин перед входом в мечеть должен убедиться что его одежды соответствуют требованиям – чисты, аккуратны и прикрывают необходимое. Так же убедиться что и сам человек находится в чистоте, соответствует требования личной гигиены и от него не пахнет табаком или прочими неприятными запахами. Использовать благовония и поддерживать чистоту всего тела. Ведь плохой запах является источником неудобств для других мусульман и для ангелов. Аллах говорит в Коране:

«О сыны Адама! Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь. Наслаждайтесь пищей и питьем, разрешенным Аллахом, но не излишествуйте. Не ешьте и не пейте запрещенного Аллахом. Ведь он не любит излишествующих и неумеренных».

И Пророк(сас) сказал: "Если кто из вас соберется совершить молитву, пусть оденется в обе одежды. Потому что вы стоите пред Аллахом." (Под двумя одеждами подразумевается два куска материи, которой обвязывались – одну для верхней части, другую для нижней части.)

Не разрешается заходить в мечеть, если от человека или его одежды пахнет плохо. Пророк (сас) сказал: "Кто из вас если кушал лук или чеснок, то пусть держится подальше от мечети, потому что ангелы не любят плохого запаха и покидают это место. "

Так что вы думаете, о братья, по поводу курящих около мечети, или даже, когда на улице холодно, курящих в подъезде мечети, доставляя тем самым неудобства как прихожанам мечети, так и нашим соседям? Пожалуйста, будьте бдительны и избегайте подобных привычек! Да вознаградит вас Аллах за ваши старания.

Так же, из этики нахождения в мечети, это заходить в мечеть спокойно, с почтением, даже если молитва уже началась, дабы не отвлекать молящихся своим шумом и спешкой. Пророк (сас) сказал:

"Если вы услышали икаму, то подойдите не создавая шума, присоединитесь к жамаа, и прочитайте то к чему присоединились, и дочитайте то, что пропустили из своей молитвы. "

Когда мы слышым азан, мы должны сесть лицом к кибле, прекратить разговоры, делать дуа или зикр, в ожидании момента когда имам встанет на молитву. Не желательно между азаном и икамой кушать и пить. Когда же имам занимает свое место и просит произнести икаму, то услышав ее, верующим полагается встать на молитву. При этом, икама не должна произноситься пока имам не занял свое место или еще не готов, и пока имам не дал знак на произнесение икамы. Если у мечети есть установленный муаззин, то это ему полагается совершать азан и икаму. И никто не должен читать азан вместо него без его разрешения. А что касается икамы, то тот человек, которого выбирает имам, читает икаму.

Так же, если у мечети есть постоянный имам и он присутствует в мечети, никто не ведет молитву кроме него, кроме как по его разрешению. Наш Пророк (сас), учил нас совершать зикр после молитвы, и мы должны всеми силами стараться соблюдать это правило. Но если по какм-то причинам мусульманин не может читать зикр, то по крайней мере, он не должен мешать делать это другим мусульманам, громко разговаривая сразу после молитвы. Так же, если кто-то желает что-то объявить в мечети или повесить объявление, то не должен делать такое самовольно, не спросив имама или того, кто его замещает.

И напоследок, хотелось бы напомнить, что мечеть – это дом Аллаха, и всем нам следует вести себя в нем подобающе, и тот, кто хочет сделать замечание брату или наставление, то должен сделать это сдержанно, не оскорбляя его достоинства и не обижая, обращаясь с братом так же, как мы хотели бы чтобы обращались с нами. Что же касается женщин в мечети, то не желательно им разговаривать громко, и если кто из братьев слышит их разговор, то не следует ему вмешиваться в него. И всем нам надо понимать, что размеры нашей мечети небольшие, и голос говорящего громко может беспокоить других, и в таком случае стоит мягко указать говорящим громко об их ошибке, как это делал наш Пророк (сас).

Мы надеемся, что все мы станем образцовыми в поведении в мечети, и да простит нам Аллах наши прошлые грехи, и сделает наш слух внемлющим истине, а сердца наши принимающим ее. Аминь.

Слово «мечеть» происходит от арабского слова «масджид», которое означает «падать ниц». То есть, мечеть – это место поклонения и молитвы. Мечети служат мусульманам для общего совершения молитв, а так же, иногда, как места собрания народа и обучения основам мусульманского вероучения.

В соответствии с этим, существует строгий этикет поведения в мечети. Посещать эти культовые здания могут не только последователи ислама, но и представители других вероисповеданий, но, разумеется, только в том случае, если люди будут вести себя подобающе. Итак, чего же ни в коем случае нельзя делать в мечети?

1. Входить в мечеть следует обязательно с правой ноги.

При этом мусульманин обязан при этом произнести: «О Всевышний, открой врата милости своей». Кроме того, войдя в помещение, мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся «Ас-саляму алейкум». При этом, здороваться нужно, даже если в мечети никого нет, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.

2. В мечеть нельзя входить в обуви. Это касается и мужчин, и женщин, и мусульман и иноверцев. Поэтому, собираясь в мечеть, допустим, на экскурсию, следует позаботиться о том, чтобы носки были чистые и не дырявые. Обувь оставляют при входе в специальных шкафчиках, но, если есть желание, можно взять ее с собой в пакете.

3. Следует подумать и об одежде. Она должна быть чистой и красивой. И у мужчин, и у женщин, должны быть прикрыты колени и плечи, а женщинам следует покрыть голову платком, чтобы волосы не были видны. Мусульманки одеваются так, чтобы видны были только кисти рук, ступни ног и лицо (впрочем, в некоторых странах скрывают и лицо), при этом одежда не должна быть слишком яркой и обтягивающей. Вот на это следует ориентироваться и представительниц ам других вероисповеданий, если они не хотят вызвать негодования у мусульман.

4. Ни в коем случае не стоит посещать мечеть тем, кто незадолго перед тем ел чеснок и лук. Пророк Мухаммед говорил так: «Кто поест лук, чеснок или лук-порей, пусть не приближается к нашей мечети, потому что ангелов раздражает то, что раздражает сынов Адама». Иными словами, в мечети не допускается никакого зловония. Мужчинам даже допустимо умеренно воспользоваться благовониями. А вот женщинам, напротив, парфюмерией пользоваться не стоит. Считается, что аромат, исходящий от женщины, может помешать молитвенному сосредоточению мужчин. Вероятно, поэтому, женщины молятся в мечети в специальных помещениях, отделенных от тех, где собираются мужчины.

5. Кроме того, женщинам запрещено посещать мечеть в «особенные дни».

6. Запрещено проходить перед человеком, совершающим намаз. В хадисе (хадисом называют предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, которое затрагивает особенности жизни мусульманской общины) сказано: «Если бы проходящий непосредственно перед молящимся знал, что он совершает, то простоять сорок лет было бы лучше для него, чем пройти непосредственно перед ним».

7. Сесть на пол в мечети можно, но ни в коем случае нельзя сидеть, направив ноги в сторону Каабы. Кааба – это главная святыня ислама, храм Каабы находится в Саудовской Аравии, в городе Мекке. Направление на Мекку в каждой мечети обозначено пустой нишей в стене, именуемой михрабом. Именно к михрабу обращены лица молящихся.

8. В мечети нельзя шуметь.

9. Мужчинам и женщинам, посещающим мечеть в составе экскурсии, не следует держаться за руки, обниматься и целоваться, даже если они муж и жена.

10. Мечеть нельзя посещать в нетрезвом состоянии. Кроме того, в мечеть не пустят душевнобольного. Если кто-то пожелает взять с собой на экскурсию маленького ребенка, то должен помнить о том, что его поведение может побеспокоить других людей. В случае, если ребенок раскапризничаетс я, нужно выйти с ним из мечети.

11. Обычно, гостям разрешают фотографировать в мечети. Но следует помнить, что нельзя снимать верующих во время молитвы.

12. Выходить из мечети нужно с левой ноги. Мусульмане при этом говорят: «Аллах, прости мои грехи».

  • Польза коллективного намаза;
  • Порядок совершения коллективного намаза;
  • Мечеть;
  • Архитектурные особенности мечетей;
  • Культура поведения в мечети;
  • Пятничный намаз (джум‘а ) и порядок его совершения;
  • Праздничные намазы и порядок их совершения;
  • Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – такбир «ат-ташрик»;
  • Намаз «ат-таравих» ;
  • Намаз путника;
  • Возмещение пропущенных намазов (када );
  • Совершение намаза сидя и глазами;
  • Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа» .

польза КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Коллективное (джама‘ ) совершение намаза имеет большое значение. Во время коллективной молитвы мусульмане ощущают духовную близость. После намаза, общаясь с единоверцами, они берут с них пример, пополняют свои знания, со временем оставляют вредные привычки. Благодаря постоянному общению между верующими возникают чувства братства и взаимопомощи. К тому же, вознаграждение за намаз, совершенный коллективно (джама‘ ), больше вознаграждения чем за намаз, совершенный в одиночку.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

« Вознаграждение (саваб) за совершение коллективн ого намаз а в 27 раз больше вознаграждения (саваб ) индивидуального намаз а » .

«Тот, кто коллективн о совершил ночной намаз (аль-‘ иша’ ) , будто бы совершал намаз половину ночи. А тот, кто коллектив но совершил утренний намаз (аль-фаджр) , будто бы совершал намаз всю ночь» .

«Намаз двух людей (совершающих его вместе) лучше намаза одного человека, а намаз трех людей лучше, чем намаз двух. И чем больше людей, тем это более любимее Аллахом» .

«Если три человека в деревне или в пустыне не станут совершать свой намаз коллективно , то ими непременно овладеет Сатана (шайтан ) . Будьте внимательны к коллективному намазу, совершайте его вместе, поистине, о вцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки» .

Намазы-фарды можно выполнять индивидуально, но совершение их коллективно для мужчин считается более желательным (сунн а муаккада ).

Намазы-с унн ы и дополнительные намазы (нафиль ) не совершаются коллективно, за исключением намаза «ат-таравих» в месяц Рамадан, который, будучи сунной, может выполняется как коллективно, так и индивидуально. Намаз «аль- витр », относящийся к категории ваджиб , можно совершать коллективно только в месяц Рамадан.

Пятничный (д жум‘ а ) и праздничные намазы совершаются только коллективно.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Перед началом совершения коллективного намаза молящийся должен оговорить в намерении желание совершать молитву коллективно, следуя за данным имамом. Предстоятель на молитве – имам также должен в своем намерении оговорить желание совершить намаз будучи имамом.

Рассмотрим порядок совершения полуденного намаза (аз-зухр ) коллективно.

Действия тех, кто совершает намаз, следуя за имамом с первого рак яата:

  1. Намерение: «Я намерился совершить 4 ракяата полуденного фард -намаза (аз-зухр ), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха».
  2. После вступительного такбира (т акбир а ль-ифтитах ), произносимого имамом, следующие за ним повторяют этот такбир. После этого, сложив руки, читают ду‘а «С ана » и умолкают. Во всех последующих ракяатах в положении «стоя» никто из следующих за имамом больше ничего не произносят. Только после чтения имамом вслух суры «Аль-Фатиха» говорят про себя: «Аминь».
  3. Во время поясного поклона (руку‘ «Субхана Раббияль-‘азым» . Имам, сказав «Сами‘а л- лаху лиман хамидах» , выпрямляется, те же, кто следует за имамом, выпрямившись, произносят про себя «Раббана ва лякаль-хамд» . Во время земного поклона (суджуд ) молящиеся за имамом 3 раза про себя произносят «Субхана Раббияль-а‘ля» .
  4. Во время первого сидения имам и следующие за ним читают шепотом «Ат-тахият», а во время последнего сидения читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» и вслед за имамом совершают приветствие (а с-салям ).

Совершающий намаз коллективно во время такбира, поясного поклона (руку‘ ), последующего выпрямления, во время земного поклона (с у дж у д ) и выпрямления после земного поклона (с у дж у д ), а также во время приветствия (а с-салям ) должен следовать за имамом, ни в чем его не опережая и не отставая.

Если опоздавший успел сделать намерение, вступительный такбир и совершить поясной поклон (руку‘ ) до того, как имам выпрямится после поясного поклона (руку‘ ), то этот ракяат считается совершенным.

Действия тех, кто следовал за имамом со 2-го рак яата :

Опоздавший на первый ракяат совершает намерение, вступительный такбир и начинает следовать за действиями имама. В последнем сидении опоздавший читает только «Ат-тахият». После того, как имам начнет совершать приветствие (а с-салям ) в правую сторону, не совершая его, встает со словами «Аллаху Акбар» , чтобы самостоятельно совершить один ракяат, который не успел совершить вместе с имамом.

Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, после чего совершают поясной поклон (руку‘), 2 земных поклона (суджуд ) и выполняют последнее сидение, читая «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» . После этого совершают приветствие (а с-салям ) в обе стороны и на этом завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 3-го рак яата:

Те, кто успел на 3-й ракяат 4-х ракяатного намаза, во время последнего сидения читают только «Ат-тахият». Затем, после того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям «Аллаху Акбар» , не совершая приветствие (а с-салям ), чтобы самостоятельно совершить два ракяата, которые не успели совершить с имамом. Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, затем, выполнив поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), после чего со словами « Аллаху Акбар» встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, потом совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных (суджуд ) поклоны. В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Сал а ват» , ду‘а «Раббана атина », совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Если намаз 3-х ракяатный, например, вечерний (аль-магриб ), то опоздавшие к началу намаза, но успевшие совершить с имамом 3-й ракяат, читают вместе с имамом в конце «Ат-тахият», после чего, когда имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар» , не совершая приветствия (а с-салям ). Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджу д «Аллаху Акбар» , снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, в последнем сидении, читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 4-го ра кяата :

Во время последнего сидения имама опоздавшие читают только «Ат-тахият». После того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, со словами «Аллаху Акбар» встают. Стоя, читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисми л лях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар» , встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха», совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , выполняют приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Если опоздавшие присоединяются к имаму после того, как он выпрямился из поясного поклона (руку‘ ) последнего ракяата, то после приветствия (а с-салям ) имама в правую сторону встают и продолжают намаз самостоятельно.

Человек считается успевшим на коллективный намаз, если он присоединился до того, как имам начал выполнять приветствие (а с-салям ). При этом считается, что опоздавший, но присоединившийся к коллективной молитве, получит вознаграждение (саваб ), как тот, кто совершал намаз за имамом от начала до конца.

МЕЧЕТЬ

Мечеть – это место, где человек вместе со своими единоверцами поклоняется Всевышнему Аллаху. Мечеть, по-арабски «масджид», в переводе означает «место совершения земного поклона (суджуд )». Соборные мечети, где люди собираются для совершения пятничных и праздничных молитв, также называют «джами». Мечети – это «дома Аллаха», потому что в них люди поклоняются Ему.

Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой. В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку. Пришедшие в мечеть – это гости Всевышнего Аллаха. Мечеть – это место духовного возрождения, где люди могут набираться духовных сил и получить знания. Мечеть создает особое пространство общения с Богом, настраивающее на созерцание и размышления. Мечеть всегда открыта для всех людей, и каждый может найти там духовное пристанище.

В Священном Коране говорится:

«Несомненно, все мечети принадлежат Аллаху. Поэтому не взывайте никому, кроме Аллаха» .

«(Славят Господа) в домах (мечетях), которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Имя Его…»

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«День Сбора (Судный День) , когда не будет никакой тени, тень от Арша укроет тех, кто ходи л в мечеть в темноте» .

«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел ихрам (специальная одежда паломника) и отправился в хадж» .

«Для того, кто утром и вечером ходит в мечеть, за каждое движение его Аллах готовит угощение в раю» .

О достоинстве совершения намаза в трех главных мечетях пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Чтение намаза в Заповедной мечети ль-Харам в Мекке) подобно чтению ста тысяч намазов в обычной мечети. Чтение намаза в моей мечети (мечети Пророка в Медине) равно чтению одной тысячи намазов в обычной мечети . А чтение намаза в мечети « Аль-Акса » (в Иерусалиме ) приравнивается к чтению пятиста намаз ов в обычной мечети » .

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЧЕТЕЙ

Мусульмане издавна уделяли большое внимание строительству мечетей. Первую мечеть возвел сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, со своими сподвижниками. С распространением ислама разные народы внесли свои национальные особенности в архитектуру мечетей, поэтому стили разных мечетей могут значительно отличаться друг от друга. Многие мечети по праву считаются мировыми архитектурными шедеврами.

Существует ряд архитектурных особенностей мечетей, которые, хотя и не являются ее обязательными элементами, встречаются в большинстве из них.

  • михраб – полукруглое углубление в одной из стен мечети, указывающее направление на Кыблу. В михрабе во время совершения коллективного намаза находится имам;
  • минбар – кафедра, с которой имам произносит пятничную и праздничную проповеди. Обычно представляет собой специальную лестницу справа от михраба;
  • минарет – башня при мечети, откуда возглашается азан (призыв к молитве);
  • алям – полумесяц на верху мечети или минарета, который является своего рода символом Ислама.
  • шарафа – балкон на минарете, с которого муэдзин призывает людей к молитве; на минарете обычно находится один, но может быть и несколько балконов;
  • курси – специальный стул, с которого читаются лекции (ва аз ).

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В МЕЧЕТИ

Мечеть – это место, где люди поклоняются Аллаху. Её посещение способствует поддержанию единства мусульманского сообщества и приносит человеку духовную пользу. Мечети, которые называют «домами Аллаха», возвеличены Самим Господом. Обязанность каждого мусульманина – уважать мечеть. Существуют определенные правила поведения в мечети:

  1. перед посещением мечети желательно совершить омовение (гусль и вуду ), одеть чистую одежду;
  2. заходить в мечеть следует с правой ноги, читая при этом «Салават», а выходить – с левой ноги;
  3. перед входом в мечеть тщательно вытирать обувь;
  4. при входе в мечеть надо снять обувь;
  5. входить с уважением и благоговением;
  6. желательно (сунна ) прочитать намаз приветствия мечети («Тахийят аль–масджид » );
  7. поприветствовать присутствующих;
  8. сидеть в направлении Кыблы;
  9. не желательно сидеть, вытянув ноги;
  10. не следует кричать, шуметь, беседовать на мирские темы;
  11. не обсуждать вопросы купли-продажи.
  12. не заниматься посторонними делами, кроме молитвы, чтения или обучения;
  13. внимательно слушать чтение Корана, проповедей и лекций;
  14. пришедший на проповедь или коллективный намаз с опозданием должен занять ближайшее свободное место и не пробираться в первые ряды;
  15. не причинять беспокойство другим людям;
  16. не следует делать того, что может вызвать недовольство окружающих, в частности, перед посещением мечети есть чеснок или лук, источать другие неприятные запахи;
  17. не мусорить и не просить милостыню.

1. Входя в мечеть, скажите следующее дуа :

«Бисмилляхи вас-саляту вас-саляму аля Расулюллах. Аллахумма афтахли абваба рахматик» («Я вступаю (сюда) с именем Аллаха и молитвой благословения Его Посланнику. О Аллах, открой мне двери Твоей Милости») .

2. Сразу после входа в мечеть сделайте намерение : «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети ». Сделав это, иншааллах, можно надеяться на духовную пользу от итикафа (пребывания в мечети).

3. Проходя внутрь мечети, лучше всего сесть в переднем ряду . В случае если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдёте свободное место. Проходить, перешагивая через людей, недопустимо.

4. Не следует обращаться с приветствием к тем, кто уже сидит в мечети и занят зикром (поминанием Аллаха) или чтением Корана . Однако, если кто-то из этих людей не занят и смотрит на вас, не будет вреда, если вы поприветствуете его.

5. Если вы хотите совершить сунна или нафиль-намаз в мечети, выберите место, где перед вами может пройти наименьшее количество людей . Некоторые люди начинают свои молитвы в задних рядах, в то время как впереди имеется достаточно свободного места. Из-за этого другим людям становится трудно пройти между ними, чтобы найти себе свободное место. Совершение молитвы таким образом является грехом само по себе, и, если кто-то пройдёт перед человеком, совершающим молитву, тогда грех прохождения перед молящимся также падает на того, кто совершает такую молитву.

6. После вхождения в мечеть, если у вас есть немного свободного времени перед началом молитвы, перед тем как сесть совершите два ракаата (молитвы) с намерением тахийя аль-масджид . Это очень похвальное дело. Если у вас не остаётся времени перед молитвой, вы можете соединить намерение на тахийя-аль-масджид с намерением на суннат-намаз. Если же у вас не остаётся времени даже на то, чтобы совершить суннат-намаз, и джамаат уже собрался (готов к молитве), это намерение может быть присоединено к намерению на фард-намаз.

7. Пока вы находитесь в мечети, продолжайте делать зикр . Особенно полезно произносить следующие слова: «Субханаллахи валь-хамдуллиляхи ва ля иляха илляллаху ва Аллаху Акбар» («Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, нет Бога, кроме Аллаха, Аллах Велик»).

8. Не позволяйте вовлекать себя в ненужные разговоры , пока находитесь (в мечети), которые могут отвлечь вас от поклонения, молитвы или зикра (поминания Аллаха).

9. Если джамаат уже готов (уже собрался) для молитвы, заполняйте прежде всего первые ряды . Если в первых рядах есть свободное место, не разрешается вставать в задние ряды.

10. Когда имам занимает своё место на минбаре, чтобы произнести пятничную хутбу (проповедь) на арабском языке, то вплоть до окончания пятничной молитвы запрещается совершать намаз, разговаривать, приветствовать кого-то или отвечать на приветствие . Однако, если кто-то начнёт разговаривать в это время, также не разрешается просить его сохранять тишину.

11. Воздерживайтесь от всего, что может распространять грязь или запах по мечети или причинить кому-то вред .

12. Когда вы видите, что кто-то делает что-то неправильно, спокойно и мягко попросите его не делать этого . Недопустимо открыто его оскорблять, упрекать его, ссориться с ним.