Материалы        30.01.2024   

Если человек произошёл от обезьяны, то почему современные обезьяны больше не эволюционируют? Древние обезьяны, от которых произошел человек Ступени развития человека от обезьяны

Но, приобретая всё более цивилизованный облик, человек старался не воспринимать шимпанзе или гориллу как своё подобие, ведь он быстро осознал себя в качестве венца творения всемогущего создателя.

Когда появились теории эволюции, предположившие в приматах начальное звено происхождения Homo sapiens, они были встречены недоверчиво, а чаще враждебно. Древние обезьяны, находящиеся в самом начале родословной какого-нибудь английского лорда, воспринимались в лучшем случае с юмором. Сегодня наука определила прямых предков нашего биологического вида, живших более 25 миллионов лет назад.

Общий предок

Говорить о том, что человек произошел от обезьяны, с точки зрения современной антропологии - науки о человеке, о его происхождении, считается некорректным. Человек как вид эволюционировал из перволюдей (их принято называть гоминидами), которые являлись кардинально другим биологическим видом, нежели обезьяны. Первый прачеловек - австралопитек - появился 6,5 млн лет назад, а древние обезьяны, ставшие нашим общим с современными человекообразными приматами предком, - около 30 млн лет назад.

Методы исследования костных остатков - единственных дошедших до нашего времени свидетельств о древних животных - постоянно совершенствуются. Самая древняя обезьяна часто может быть классифицирована по фрагменту челюсти или по одному зубу. Это приводит к тому, что в схеме появляются всё новые звенья, дополняющие общую картину. Только в XXI веке в различных регионах планеты найдено более десятка таких объектов.

Классификация

Данные современной антропологии постоянно обновляются, что вносит коррективы и в классификацию биологических видов, к которым относится человек. Это касается более детальных подразделений, общая же система остаётся незыблемой. Согласно последним воззрениям, человек относится к классу Млекопитающие, отряду Приматы, подотряду Настоящие обезьяны, семейству Гоминиды, роду Человек, виду и подвиду Человек разумный (Номо sapiens).

Классификации ближайших «родственников» человека - предмет постоянных споров. Один из вариантов может выглядеть так:

  • Отряд Приматы:
    • Полуобезьяны.
    • Настоящие обезьяны:
      • Долгопятовые.
      • Широконосые.
      • Узконосые:
        • Гиббоновые.
        • Гоминиды:
          • Понгины:
            • Орангутан.
            • Борнейский орангутан.
            • Суматранский орангутан.
        • Гоминины:
          • Гориллы:
            • Западная горилла.
            • Восточная горилла.
          • Шимпанзе:
            • Обыкновенный шимпанзе.
          • Люди:
            • Человек разумный.

Происхождение обезьян

Определение точного времени и места происхождения обезьян, как и многих других биологических видов, происходит подобно постепенно появляющемуся изображению на полароидном снимке. Находки в разных районах планеты подетально дополняют общую картину, которая становится всё яснее. При этом признано, что эволюция представляет собой не прямую линию - она, скорее, похожа на куст, где многие ветви становятся тупиковыми. Поэтому до построения хотя бы отрезка ясного пути от примитивных приматоподобных млекопитающих до Номо sapiens еще далеко, но уже существует несколько опорных точек.

Пургаториус - маленький, размером не больше мыши, зверек обитал на деревьях, питаясь насекомыми, в верхнемеловом и (100-60 млн лет назад). Ученые ставят его в начало цепи эволюции приматов. У него выявлены лишь зачатки признаков (анатомических, поведенческих и др.), свойственных обезьянам: относительно большой мозг, пять пальцев на конечностях, меньшая плодовитость с отсутствием сезонности размножения, всеядность и др.

Начало гоминидов

Древние обезьяны, предки человекообразных, оставили следы, начиная с позднего олигоцена (33-23 млн лет назад). У них еще сохраняются анатомические особенности узконосых обезьян, поставленных антропологами на более низкую ступень: короткий слуховой проход, расположенный снаружи, у некоторых видов - наличие хвоста, отсутствие специализации конечностей по пропорциям и некоторые особенности строения скелета в области запястий и стоп.

Среди этих ископаемых животных одними из самых древних считаются проконсулиды. Особенности строения зубов, пропорции и размеры черепной коробки с увеличенным относительно других её частей мозговым отделом позволяют ученым-палеоантропологам отнести проконсулидов к человекообразным. К этому виду ископаемых обезьян относятся проконсулы, калепитеки, гелиопитеки, ньянзапитеки и др. Эти названия были образованы чаще всего от наименования географических объектов, возле которых были обнаружены ископаемые фрагменты.

Руквапитек

Большинство находок самых древних костей палеоантропологи делают на африканском континенте. В феврале 2013 года было опубликовано сообщение ученых- палеоприматологов из США, Австралии и Танзании о результатах раскопок в долине реки Руквы на юго-западе Танзании. Ими был обнаружен фрагмент нижней челюсти с четырьмя зубами - останки существа, жившего там 25,2 млн лет назад, - именно таким был возраст горной породы, в которой была обнаружена эта находка.

По деталям строения челюсти и зубов была установлена принадлежность их обладателя к примитивнейшим человекообразным обезьянам из семейства проконсулидов. Руквапитек - так был назван этот предок гоминидов, древнейшая ископаемая человекообразная обезьяна, потому что он на 3 млн лет старше любых других, обнаруженных до 2013 года палеоприматов. Существуют другие мнения, но связаны они с тем, что многие ученые считают проконсулидов слишком примитивными существами, чтобы определять их настоящими человекообразными. Но это вопрос классификации, один из самых неоднозначных в науке.

Дриопитеки

В геологических отложениях эпохи миоцена (12-8 млн лет назад) в Восточной Африке, Европе и Китае были найдены остатки животных, которым учеными-палеоантропологами назначена роль эволюционной ветви от проконсулидов к настоящим гоминидам. Дриопитеки (греч. "дриос" - дерево) - так названы древние обезьяны, ставшие общим предком для шимпанзе, горилл и человека. Места находок и их датировка позволяют понять, что эти обезьяны, внешне очень похожие на современных шимпанзе, сформировались в обширную популяцию сначала в Африке, а потом распространились по Европе и евразийскому континенту.

Ростом около 60 см, эти животные пробовали передвигаться на нижних конечностях, но в основном обитали на деревьях и имели более длинные «руки». Древние обезьяны дриопитеки питались ягодами и фруктами, что следует из строения их коренных зубов, имевших не очень толстый слой эмали. В этом видно явное родство дриопитеков с человеком, а наличие хорошо развитых клыков делает их однозначным предком других гоминидов - шимпанзе и горилл.

Гигантопитеки

В 1936 году в руки палеонтологов случайно попали несколько необычных обезьяньих зубов, отдаленно похожих на человеческие. Они стали поводом для возникновения версии о принадлежности их существам из неизвестной эволюционной ветви предков человека. Главной причиной появления таких теорий стал огромный размер зубов - они были вдвое больше зубов гориллы. По расчетам специалистов выходило, что их обладатели имели рост выше 3 метров!

Через 20 лет была обнаружена целая челюсть с подобными зубами, и древние обезьяны-гиганты из жутковатой фантазии превратились в научный факт. После более точной датировки находок стало понятно, что огромные человекообразные приматы существовали в одно время с питекантропами (греч. "питекос" - обезьяна) - обезьяночеловеками, то есть около 1 млн лет назад. Высказывалось мнение, что именно они - прямые предшественники человека, причастные к исчезновению самых больших из всех существовавших на планете обезьян.

Растительноядные гиганты

Анализ окружения, в котором были найдены фрагменты гигантских костей, и исследование самих челюстей и зубов позволили установить, что основной пищей для гигантопитеков служили бамбук и другая растительность. Но были случаи обнаружения в пещерах, где нашли кости обезьян-монстров, рогов и копыт, что позволило считать их всеядными. Находили там и гигантские каменные орудия труда.

Отсюда следовал логичный вывод: гигантопитек - древняя человекообразная обезьяна ростом до 4 метров и весом около полутонны - ещё одна нереализовавшаяся ветвь гоминизации. Установлено, что время их вымирания совпало с исчезновением других человекообразных великанов - африканских австралопитеков. Возможная причина - климатические катаклизмы, ставшие фатальными для крупных гоминидов.

Согласно теориям так называемых криптозоологов (греч. "криптос" - тайный, скрытый), отдельные особи гигантопитеков дожили до наших времен и существуют в труднодоступных для людей районах Земли, порождая легенды о «снежном человеке», йети, бигфуте, алмасты и так далее.

Белые пятна в биографии Homo sapiens

Несмотря на успехи палеоантропологии, в эволюционной цепи, где первое место занимают древние обезьяны, от которых произошел человек, есть провалы длительностью до миллиона лет. Они выражаются в отсутствии звеньев, имеющих научное - генетическое, микробиологическое, анатомическое и др. - подтверждение взаимосвязи с предыдущими и последующими видами гоминидов.

Нет сомнений, что постепенно такие белые пятна в исчезнут, а сенсации о внеземном или божественном начале нашей цивилизации, которые периодически оглашаются на развлекательных каналах, не имеют ничего общего с настоящей наукой.

Итак, если люди произошли от обезьян... пардон, от древних нечеловеческих обезьян, то почему тогда все остальные нечеловеческие обезьяны не превратились в людей?

Они этого не сделали по той же причине, по которой не все рыбы вышли на сушу и стали четвероногими, не все одноклеточные стали многоклеточными, не все животные стали позвоночными, не все архозавры стали птицами. По той же причине, по которой не все цветы стали ромашками, не все насекомые - муравьями, не все грибы - белыми, не все вирусы - вирусами гриппа. Каждый вид живых существ уникален и появляется только один раз. Эволюционная история каждого вида определяется множеством причин и зависит от бесчисленных случайностей. Совершенно невероятно, чтобы у двух эволюционирующих видов (например, у двух разных видов обезьян) судьба сложилась абсолютно одинаково и они пришли к одному и тому же результату (например, обе превратились в человека). Это так же невероятно, как то, что два писателя не сговариваясь напишут два одинаковых романа или что на двух разных материках независимо возникнут два одинаковых народа, говорящие на одном и том же языке.

Мне кажется, этот вопрос часто задают просто потому, что думают: ну как же, ведь человеком быть прикольнее, чем скакать по веткам без штанов. Вопрос основан как минимум на двух ошибках. Во-первых, он предполагает, что у эволюции есть некая цель, к которой она упорно стремится или по крайней мере некое «главное направление». Некоторые думают, что эволюция всегда направлена от простого к сложному. Движение от простого к сложному в биологии называют прогрессом. Но эволюционный прогресс - это не общее правило, он характерен не для всех живых существ, а только для небольшой их части. Многие животные и растения в ходе эволюции не усложняются, а, наоборот, упрощаются - и при этом отлично себя чувствуют. Кроме того, в истории развития жизни на земле гораздо чаще бывало так, что новый вид не заменял старые, а добавлялся к ним. В результате общее число видов на планете постепенно росло. Многие виды вымирали, но еще больше появлялось новых. Так и человек - добавился к приматам, к другим обезьянам, а не заменил их.

Во-вторых, многие люди ошибочно считают, что человек как раз и является той целью, к которой всегда стремилась эволюция. Но биологи не нашли никаких подтверждений этому предположению. Конечно, если мы посмотрим на нашу родословную, то увидим что-то очень похожее на движение к заранее намеченной цели - от одноклеточных к первым животным, потом к первым хордовым, первым рыбам, первым четвероногим, потом к древним синапсидам, зверозубым ящерам, первым млекопитающим, плацентарным, приматам, обезьянам, человекообразным и, наконец, к человеку. Но если мы посмотрим на родословную любого другого вида - например, комара или дельфина, - то увидим точно такое же «целенаправленное» движение, но только не к человеку, а к комару или дельфину.

Кстати, наши родословные с комаром совпадают на всем пути от одноклеточных до примитивных червеобразных животных и только потом расходятся. С дельфином у нас больше общих предков: наша родословная начинает отличаться от дельфиньей только на уровне древних плацентарных млекопитающих, а все более древние наши предки одновременно являются и предками дельфина. Нам приятно считать себя «вершиной эволюции», но комар и дельфин имеют не меньше оснований считать вершиной эволюции себя, а не нас. Каждый из ныне живущих видов - такая же вершина эволюции, как и мы. Каждый из них имеет такую же долгую эволюционную историю, каждый может похвастаться множеством разнообразных и удивительных предков.

Аннотация серии статей

Мне хотелось бы донести до широкой публики альтернативный взгляд на происхождение животного мира и человека, высказать свои гипотезы о том, откуда мог появляться на нашей планете человек, неоднократно, судя по всему… Неизвестные нам в древности современные человеческие существа быстро уходят в состояние одичания, деградируют, приобретают признаки, характерные для древесных обезьян. Постадийной эволюции от обезьяны к человеку не было! Был совсем другой процесс: быстрая деградация, сопровождаемая приспособлением к определенной экологической нише существ, похожих на людей. Этот процесс лично я назвал биологической инволюцией.

Печальное превращение, судя по всему, случается довольно быстро. Здесь не играет особой роли среда обитания. Главным фактором превращения людей в нелюдей является отсутствие должного ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО воспитания.

Нежелание эволюционистов видеть качественные различия между человеком и обезьяной

Начнем с самого главного: эволюционисты в своих рассуждениях - кто от кого произошел в результате эволюции - не видят качественного отличия людей от обезьян. Многие из эволюционистов не боятся об этом говорить вслух и даже бравируют этим. По мнению этих смельчаков, бросающих вызов общепринятой морали и стоящих на позициях прямого биологизаторства, человек и есть обезьяна. Побритая, помытая, но все же обезьяна. Так, ярый сторонник такой т. з. невролог, д. б. н., профессор С. В. Савельев впрямую отожествляет человеческое общество со стадом бабуинов. Все его хлесткие сентенции на этот счет заинтересованные граждане могут с легкостью посмотреть в Интернете. На самом деле «смельчаки» из лагеря эволюционистов лишь эпатируют публику.

Абсолютное большинство эволюционистов действительно не видят качественных различий между человеком и обезьяной. По их мнению, различия эти только количественные и они касаются морфологии. Вся доктрина эволюционизма зиждится, в первую очередь, на телесных отличиях разных видов животных и человека, которого они также причисляют к животным. О феномене мышления - ни слова. В качестве доказательства эволюции обычно приводят так называемую триаду Э. Геккеля , базирующейся на чисто телесных (материальных) эмбриональных, палеонтологических и сравнительно-анатомических различиях. Они считают, что у человека больше мозг, чище уши; даже хвост у человека якобы есть, но маленький, рудиментарный, - копчик. По их мнению, человек лишь камуфлирует свои звериные наклонности культурой и этикой, а также нравственностью.

Как ошибся Дарвин

Начало такому подходу, несомненно, положил «великий» Чарльз Дарвин, который в заключение своей книги «Происхождение человека и половой отбор» писал:

Заметим, что словосочетание «божественный ум» наряду с «низким происхождением» выглядит как издевательство. Дарвин также пишет там же о нравственности, религиозном чувстве и любви, что это суть животные инстинкты и не более того. Таким образом, Дарвин выступает как разработчик и автор животного взгляда на человека. Человеком движут инстинкты выживания и стремление оставить потомство. Все как у животных. Дарвин дает прямое указание, что делать людям дальше:

«Происхождение человека и половой отбор»,
Кн.2, М.: «Терра-Книжный клуб», 2009, стр. 374-375

Бабуинство в политике

Таким образом, по Дарвину открытая конкуренция не должна быть ограничена законами и обычаями… Вы только вдумайтесь: Дарвин предлагает людям осознано стать на один уровень с животными! В условиях существования дарвинизма, как правящей идеологии, такие сентенции являются руководством к действию для власть предержащих. В современном мире достаточно взглянуть на поведение стран Запада по отношению к России, чтобы убедится в этом. Страны Запада действуют именно, как стадо бабуинов, рвущие на части чужака из чужого лагеря. Современные же научные апологеты Дарвина также вполне остаются в русле такого подхода. Они говорят о количественных различиях между обезьяной и человеком, но при этом практически ничего не говорят о качественных различиях. Пример: у обезьяны - шерсть, у человека шерсть почти исчезла. У обезьян большие клыки - у человека клыки маленькие. Мозг у обезьян сравнительно небольшой. У человека - побольше. Выходит - именно поэтому человек умный, а обезьяна глупая? На самом деле масса мозга хоть и влияет на мышление, но не в той степени, как думают эволюционисты. Катастрофическая утрата способности мыслить порождает дальнейшее сокращение объема мозга.

В чем заключается инволюция людей?

Мы со своей инволюционной научной колокольни можем увидеть иное. (Инволюция - качественные изменения, противоположные по вектору эволюции). Между обезьяной и человеком существуют качественные различия. У человека есть стремление овладевать знаниями, а у обезьян такого стремления не наблюдается. У них ярко выражено стремление овладеть чем-то материальным: пищей, территорией, достичь доминантного положения в стаде и т.д. Знания, как таковые, для обезьян ценности не представляют. Обезьяны не накапливают знания, как люди, - про запас, - и не испытывают восторга от познания нового. Для них это не является стратегией жизни. Для них цель - материальное существование, а не духовное познание мира и себя. Таким образом, стремление к познанию - это духовная цель, отличающая человека от всех прочих животных, а не только обезьян. Сообразно с этим важным выводом о наличии качественных различий между людьми и животными, мы можем построить свою собственную теорию инволюции. В этой теории будут существовать, по крайней мере, три субъекта, а не два, как у эволюционистов - люди и обезьяны.

А предки кто? Бог, Боги или инопланетяне?

Эволюционисты, начиная с Дарвина, выбросили третью составляющую, характерную для религии. Именно в религии существует Бог; или Боги - для более ранних религиозных систем. Именно Бог или Боги обладают совершенным знанием - всезнанием. Человек утратил это совершенное знание в результате грехопадения. Эта утрата охарактеризовалась у него стремлением получить всезнание обратно. Именно с этим я связываю характерное для человека стремление к познанию. Человек может оказывать себе в пище и удобствах, но при этом стремится к познанию. Примеры такого поведения среди выдающихся людей мы имеем. Конечно, есть ленивые люди, не интересующиеся ничем. Но даже они находят для себя нечто интересное, что могло бы расширить их кругозор. Без познания жизнь сера и скучна. И эта общая особенность людей. Исходя из сказанного, можно предположить, что предками людей был Бог или Боги, обладающие сверхзнанием. Я их называю космическими людьми, в противовес людям земным. Эти люди из Космоса знали решительно все и были лишены, как не странно, способности к познанию нового. Такая способность, а вернее потребность (узнать новое) появилась у человека в результате духовного падения. Верна древняя мудрость, все новое - это хорошо забытое старое. В этом смысле земные люди, например, наши современники, не создают новое знание, а припоминают утраченное из имевшегося у их предков арсенала всезнания. Таким образом, мы можем рассматривать человеческую способность к познанию как желание восполнить утраченное всезнание. Многие люди прямо-таки желают знать все, особенно в юности. Но с возрастом у многих это проходит. И это результат старческой деградации. Но даже старики становятся весьма любопытны, когда дело касается чего-то необычного и нового, того, чего они не знают, как им кажется.

Потеря психической программы человеком, как признак деградации

Однако современный человек постепенно превращается в обезьяну. Об этом свидетельствует не только постепенное среднестатистическое сокращение желания узнать Истину, но и сокращение объема мозга. Хорошо известно, что у кроманьонцев, живших 30-40 тысяч лет назад, головной мозг был в среднем на 250-300 гр больше, чем у нас. Конечно, современный человек еще далек от печального рубикона. Да и не в граммах дело, а в утрате способности к познанию… Энцефалограмма мозга человека заметно отличается от энцефалограммы мозга обезьяны.

Несмотря на морфологическое сходство мозга у того и другого.

«Дети Маугли» и депривация у неблагополучных детей

Печальное превращение, судя по всему, случается довольно быстро. Здесь не играет особой роли среда обитания. Главным фактором превращения людей в нелюдей является отсутствие должного ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО воспитания. Вспомним о «детях Маугли», диких, а также «снежных» людях. Внешне они не очень-то изменились. Просто одичали и приспособились к дикому образу жизни. Снежные люди обросли еще и волосами. Однако главное их отличие от человека заключается в том, что они потеряли психическую программу человека. Дети Маугли воспитывались зверьми.

Поэтому они восприняли звериное мышление и, соответственно, поведение. Дикие и снежные люди, вероятно, сформировались в свое время из изгоев общества и также потеряли психическую программу человека, которая начинает передаваться у людей еще с материнским молоком путем невербального, а затем и словесного научения.

Таким образом, мы можем сделать общий вывод: ребенок, лишенный с раннего детства социально-психологической и моральной поддержки окружающих людей (депривация), превращается, когда вырастает, в нечеловека уже в первом поколении. Он имеет такой же мозг, как ОБЫЧНЫЙ человек, но этот мозг функционирует по-иному. Такой субъект только внешне выглядит как человек, на самом деле у него в голове иная психическая программа. В ней отсутствует главное - способность к мышлению, оперированию абстрактными понятиями и образами.

Это происходит даже при наличии материальных благ, а также еды и возможности существовать в общем-то относительно комфортной среде обитания. В качестве примера вспомним о детях, выросших в семьях алкоголиков в условиях внешней изоляции от мира и воспитанных домашними животными - собаками, кошками, попугаями.

Боги-люди-нелюди-обезьяны

И что же мы имеем? Это триада: Боги (космические люди) - земные люди - нелюди. К «нелюдям» можно было бы отнести и обезьян. Но эти последние довольно давно существуют на планете, и у них, после освоения активного древолазания, появились новые морфологические признаки, (например, стопа с отведенным большим пальцем, длинные цепкие руки, крупные клыки). Предки обезьян, вероятно, когда-то выглядели как люди и нормально ходили по земле на своих двоих.

Земля - как «Остров забвения» для «космических переселенцев»

Деградация проходила на планете много раз и наше современное человечество явно не эксклюзивно в этом на Земле. Похоже на то, что планета является своеобразным «Островом Забвения» (по И. А. Ефремову), где человек периодически теряет свою божественную самоидентификацию и психическую программу всезнания. Современная цивилизация является лишь побочным продуктом наличествующего у человека стремления к познанию. Улучшить жизнь себе и своим близким, придумать новые устройства и механизмы - это не цель, а средство. Главной целью для человека является познание, т.е. овладение тем знанием, которым он владел некогда, но которое утратил. Такая программа поведения является для человека действенным способом останавливать психическую деградацию. К сожалению, обезьяны уже прошли т.н. точку невозврата. У них в голове уже прочно обосновались звериные ценности, и напрочь отсутствует желание постигать Истину. Стремление ученых-эволюционистов привить им человеческое мышление и поведение ни к чему хорошему не приводит. Что и было показано многочисленными экспериментами дарвинистов, желающих быстро превратить обезьяну в человека. Само наличие обезьян и прочих позвоночных зверей на нашей планете указывает на то, что волны инволюции (деградации) проходили здесь многократно. Земля же наша, судя по всему, многократно заселялась людьми, похожими на нас.

Общество людей не однородно в своей массе. Оно постепенно теряет программу всезнания. (Цивилизация развивается лишь благодаря развитой интеграции и накоплению знаний. Но при этом интеллектуальные способности индивидов снижаются). Несмотря на научно-технический прогресс человечества отдельные популяции людей в силу исторических условий существования оказались в весьма печальной ситуации.

Дополнительная информация к циклу статей

Всемирная Энциклопедия Путешествий не обладает специальными экспертными познаниями для того, чтобы оценить научную сторону исследований Александра Белова. Тема биологической инволюции, то есть деградации, человечества, представляется редакции весьма интересной и своевременно поднятой. сайт просит читателей комментировать, оценивать материалы Александра Белова, присылать свои рецензии и свои статьи на эту тему. Действительно: посмотришь на улицу и вспомнишь, что 20 лет назад люди читали книги, запускали в космос ракеты, которые летали, а не падали... Но не перепевы ли это старой истины: раньше и трава зеленее была, и девушки моложе...

Перейти на страницу проекта Александра Белова:
теория биологической инволюции Если вкратце - не совсем понял - какое отношение вышеприведенные тезисы и моделирование инволюции вообще имеет к научному методу познания (со всеми подходами) и к таким наукам как - биология (в части биогенеза и вопроса происхождения биологической жизни и человека на реальном примере земной биосферы), антропология, археология и т.д.
Пока, налицо только своеобразная форма "божественно-религиозного" креационизма (начиная с базовых аксиом гипотезы- цитата - "Эволюционисты, начиная с Дарвина, выбросили третью составляющую, характерную для религии. Именно в религии существует Бог; или Боги - для более ранних религиозных систем. Именно Бог или Боги обладают совершенным знанием - всезнанием. Человек утратил это совершенное знание в результате грехопадения. ") и весьма спорной и практически не имеющей никакого отношения к биогенезу, антропогенезу и проблеме самозарождения жизни полууфологической гипотезе об "Инопланетных Богах", создавших на земле всю биосферу.
Опять же, о том, каким образом возникли сами "инопланетные боги" и форма их биологической жизни на их планете - остается за кадром (точнее - всё снова сводится к теологии и сугубо христианской метафизике).
Так же очень много передергиваний (в частности - о мифической инволюции современных людей в обезьян) и ничем не аргументированных представлений частных случаев проявлений биосферы - в качестве обоснованной и базирующейся на законах - физики, химии и биологии - СИСТЕМЫ. И в первую очередь, вопреки очевидным данным археологии (в части изучения кроманьонцев, неадертальцев, денисовцев и других, более ранних, палеоантропов и архантропов), это касается авторского тезиса об "триаде: Боги (космические люди) - земные люди - нелюди", "деградация проходила на планете много раз" и "инволюции людей" за прошедшие 40-100 000 лет.

Говорить о том, что человек произошел от обезьяны, с точки зрения современной антропологии – науки о человеке, о его происхождении, считается некорректным. Человек как вид эволюционировал из перволюдей (их принято называть гоминидами), которые являлись кардинально другим биологическим видом, нежели обезьяны. Первый прачеловек, австралопитек, появился 6,5 млн лет назад, а древние обезьяны, ставшие нашим общим с современными человекообразными приматами предком, около 30 млн лет назад.

Люди, по тем или иным причинам не готовые принять факт происхождения человека от древних приматов, задают вопрос: «Если человек эволюционировал от обезьяны, то почему обезьяны до сих пор остались в неизменном виде? Почему не все обезьяны эволюционировали в человека?»
Этого не произошло по той же причине, по которой не все рыбы смогли выбраться на сушу и стать четвероногими; не все одноклеточные смогли стать многоклеточными; не все земноводные стали рептилиями; не все рептилии эволюционировали в млекопитающих. По той же причине, по которой не все цветы стали розами; не все насекомые эволюционировали в пчёл; не все грибы стали белыми; не все вирусы - вирусами гриппа. Каждый вид живых существ совершенно уникален и появляется на Земле лишь единожды. Эволюционная история любого вида определяется множеством разных причин и зависит от бесчисленного количества случайностей. В природе не может случиться так, чтобы в процессе эволюции двух разных видов (например, обезьян) их судьба сложилась одинаково как по шаблону, и они пришли к одному и тому же результату (допустим, оба вида стали прямоходящими и обрели разум). Это так же невероятно, как если бы два писателя, не договариваясь, написали бы два совершенно одинаковых романа, или если бы на двух изолированных континентах, независимо друг от друга, возникло два совершенно одинаковых народа, говорящих на одном и том же языке.

Человек не заменил собою приматов, а добавился к ним

Сам этот вопрос обязан своим существованием двум распространённым ошибкам. Во-первых, вопрос «почему не все обезьяны эволюционировали в человека» предполагает, что у эволюции есть некая цель, к которой она упорно стремится, или, по крайней мере, некое «главное направление». Те, кто задаёт подобные вопросы, думают, что эволюция всегда направлена от простого к сложному. Движение от простого к сложному в биологии называют «прогрессом». Но эволюционный прогресс - это не общее правило, он характерен не для всех живых существ, а только для небольшой их части. Множество животных и растений в ходе эволюции становятся не сложнее а проще, и при этом прекрасно себя чувствуют. Кроме того, история развития жизни на Земле знает гораздо больше примеров, когда новый вид не заменял старые, а добавлялся к ним. Именно это стало причиной роста общего числа видов на планете. Многие вымирали, но еще больше появлялось новых. Так и человек - не заменил собою приматов, других обезьян, а «добавился» к ним как новый вид.
Во-вторых, многие люди ошибочно полагают, что эволюция направлена на то, чтобы из каждого простейшего организма создать разумное существо, человека. Но на сегодняшний день биологами не установлено никаких подтверждений этому предположению. Конечно, если окинуть взглядом родословную человека, можно увидеть что-то очень похожее на движение к заранее намеченной цели — от простейших организмов к первым животным, от животных к первым хордовым, первым рыбам, первым четвероногим, потом к рептилиям, зверозубым ящерам, первым млекопитающим, приматам, обезьянам, человекообразным и, наконец, к «венцу творения» — человеку. Однако если изучить родословную любого другого вида, например комара или дельфина, то можно увидеть такое же «целенаправленное» движение, но только не к homo sapiens, а к комару или дельфину.

Каждый из ныне живущих видов - такая же вершина эволюции, как и человек

К слову о комарах, наши родословные с этим насекомым совпадают на всём пути от одноклеточных до примитивных червеобразных животных и лишь затем расходятся. С дельфином у нас значительно больше общих предков — наша родословная начинает отличаться от дельфиньей только на уровне древних млекопитающих, то есть более древние предки человека одновременно являются и предками дельфина. Мы хотим видеть в себе «вершину эволюции», но правда в том, что комар и дельфин имеют не меньше оснований считать вершиной эволюции самих себя, а не нас. И если уж говорить о «вершинах», то каждый из ныне живущих видов - такая же вершина эволюции, как и человек разумный. Каждый из видов имеет уходящую в глубь тысячелетий эволюционную историю, каждый может похвастаться множеством разнообразных и удивительных предков.

Зачем нужен большой мозг, если есть быстрые ноги?

У человека, несомненно, есть особенности, выгодно отличающие его от других животных. Например, у нас самый развитый мозг и самая сложная система общения — речь. Правда, у любого другого вида живых существ тоже есть одно или несколько уникальных свойств. Например, гепард бегает быстрее всех зверей и, однозначно, быстрее любого человека. Но вряд ли мы сможем доказать гепарду, что думать и говорить важнее, чем быстро бегать. Он считает иначе. Эта быстроногая кошка умрёт с голоду, если обменяет свои уникальные ноги на большой мозг. Ведь чтобы начать пользоваться мозгом, его надо наполнить знаниями, а для этого нужна культура. Гепардам может потребоваться не одна сотня тысяч лет, прежде чем они научатся извлекать пользу из большого мозга, а кушать хочется сейчас.
Большой мозг — не уникальное явление. В процессе эволюции его обладателями стали ещё слоны и китообразные. Но ведь они и сами являются гигантами животного мира. А в целом эволюция редко приводит к появлению видов с большим размером мозга, так как тот орган обходится животным очень дорого. Мозг потребляет колоссальное количество калорий, поэтому животному с большим мозгом требуется больше пищи. Кроме этого большой мозг затрудняет роды, поэтому у наших предков была очень большая смертность при родах, причем умирали как дети, так и матери. Очевидно, что живые организмы способны прекрасно прожить и без большого мозга, о чём свидетельствует вся живая природа вокруг нас. Для того, чтобы в процессе естественного отбора нашло поддержку увеличение мозга у тех видов обезьян, которые стали нашими предками, потребовалось некое уникальное стечение обстоятельств. Что это были за обстоятельства — разговор отдельный.

Обезьяны не планируют эволюционировать в человека

Мы - первый вид на этой планете, способный задуматься о собственном происхождении. Если бы первыми разумными существами стали муравьи, они бы терзались тем же вопросом: «Откуда я появился и почему другие животные не стали такими же, как я?» Станут ли другие виды живых существ разумными в будущем? Если мы, люди, их не истребим и позволим им естественным образом эволюционировать, то такое развитие событий станет возможным. Возможно следующими обладателями разума когда-нибудь станут потомки нынешних дельфинов, слонов, или горилл.
Но эволюция - крайне медленный процесс. Пройдут тысячелетия прежде, чем станут заметны эволюционные изменения у таких медленно размножающихся и медленно взрослеющих животных, как шимпанзе. Но учёные наблюдают за шимпанзе в природе лишь несколько десятилетий. Даже если бы эти приматы сейчас действительно эволюционировали, подобно нашим предкам тысячелетия назад, мы просто не сумели бы это заметить. Впрочем, по мнению учёных, ни один вид обезьян на данный момент «не эволюционирует в человека». Они живут в стабильных условиях, им не приходится выживать в условиях ледникового периода или инго глобального катаклизма. Но вот если бы все люди сегодня исчезли из Африки, сделав этот континент одним огромным заповедником, то однажды потомки нынешних шимпанзе, бонобо или горилл вполне могли бы стать разумными. Только ждать придется очень долго. Десятки миллионов лет.

Какие именно свойства натуры понадобилось изменить нашим далеким предкам, чтобы их потомки через сотни тысяч поколений читали эту статью? Мы решили, с учетом последних достижений науки, составить свой перечень факторов, способствовавших развитию пращуров.

Следует заметить, что наш список не предполагает сравнения важности перечисленных в нем деталей. Мы не утверждаем, что обезьяна стала бы человеком без чего-нибудь или, напротив, что ее развитие было бы без этого невозможно. Мы лишь констатируем известные нам факты.

Также надо понимать, что деление на обезьян и людей условно, поскольку и люди, и современные обезьяны, и их общие предки относятся к отряду приматов, то есть обезьян. Так что человек как вид рода Homo, с точки зрения биолога, тоже обезьяна, только более развитая. А привычный для нас термин «человек» - понятие философское, определяющее существо, которое интегрировано в определенную культурную среду и неразрывно связано с ней.

Привычку перемещаться на двух задних конечностях, держа тело вертикально, традиционно считают одним из характерных признаков человека разумного. На самом деле она изрядно старше. Бипедализм был свойственен всем видам рода Homo, а возник, очевидно, еще до его появления.

На двух ногах ходили все известные австралопитеки, бывшие предшественниками рода Homo, а до них - ардипитеки. Даже самый древний из известных сегодня наших предположительных пращуров - сахелантроп, живший в окрестностях озера Чад около 6–7 миллионов лет назад, - также подозревается в двуногости.

Правда, в его случае (и в некоторых других) обсуждение осложнено тем, что в распоряжении ученых пока нет костей ног. Дискуссия ведется на основе расположения и устройства затылочного отверстия, которое у найденного черепа занимает срединное, как у прямоходящих, положение. Оппоненты указывают на уплощение затылочных костей, к которым крепились мышцы шеи. Стало быть, наш герой ходил на четырех ногах. Сторонники прямохождения в ответ утверждают, что затылок был посмертно деформирован.

Очевидно, что спор не будет окончательно разрешен до находки новых, более полных, останков. Примечательно, однако, уже то, что такая дискуссия вообще возможна, ведь речь идет о существе из глубочайшей древности.

Надо заметить, что человекообразным обезьянам вообще свойственны способы перемещения, при которых передние и задние конечности играют разные роли, что приводит к различию в их строении. Вспомним гиббона, явно не претендующего на роль нашего прародителя, но тоже родственника. Он передвигается по деревьям фактически при помощи одних рук, а по земле может бегать на задних конечностях. Очень вероятно, что зачатки двуногости сформировались еще там - у нашего общего с гиббоном предка.

Этой способности человека не повезло - она почти не оставляет различимых следов. Нельзя по скелету установить, насколько разговорчив был его владелец при жизни. Разумеется, специалисты пытаются использовать те крохи, что у них есть: генетический материал и черепа. Получается это не слишком хорошо. Более-менее известно, какие участки мозга отвечают за речевую деятельность у людей. И по строению черепов можно судить о том, насколько они были развиты у наших родственников. Увы, это само по себе не доказывает ничего. Центр Брока, например, есть и у людей, и у шимпанзе. Но у первых он участвует в речевой деятельности, а у вторых - в мимической. Как он был задействован у предковых форм - большая загадка.По совокупности имеющихся данных можно аргументированно подозревать в наличии речи неандертальцев. У них были нужные центры мозга, нужные гены (например, регуляторный FOXP2), да и просто их повседневная жизнь, по последним данным, слишком сильно напоминала жизнь наших прямых предков. Что касается всех остальных героев, то здесь достоверной ясности нет.

Оперативная память

Забивая гвоздь, человек имеет дело с двумя объектами - молотком и гвоздем. Прокручивая фарш на ручной мясорубке - с тремя: мясом, рукояткой и фаршем, который надо раскладывать по тарелке или доске. При доказательстве теоремы у доски в школе количество объектов возрастает до 5–6.

Как полагают антропологи, предел разума Homo sapiens - одновременное оперирование семью объектами, информация о которых при этом сохраняется в специальных зонах головного мозга.

В далекой жаркой Африке некоторые шимпанзе умеют колоть орехи камнями. Для шимпанзе результат этого занятия вкусен и полезен. Это умение не передается по наследству, приматы учатся ему в детстве, и не всем эта хитрая наука дается.

В зависимости от местных традиций, при раскалывании ореха обезьяна либо придерживает только его, либо - орех вместе с наковальней. В первом случае интеллект нашего родственника адресуется к двум объектам - камню и ореху. Во втором - к трем. В первом случае искусством хитроумного добывания еды овладевают почти все члены популяции. Во втором - около трех четвертей. Исходя из этого (есть и другие наблюдения, которые мы сейчас опустим) ученые полагают, что предел интеллектуальных возможностей шимпанзе - 2–3 объекта.

Нет никаких оснований считать, что наши древние предки были намного способнее. Ученые заключают, что постепенный рост их способностей к изготовлению каменных орудий связан и с появившейся возможностью держать в голове большее количество объектов. Временные рамки этого процесса нам пока не ясны.

Благоприятные для ума гормоны

Деятельность нервной системы животных, как и многое другое, регулируется гормонами. В организмах приматов, включая человека, регулировка части эмоций и когнитивных функций, таких как запоминание информации, возложена на эндорфины. Прекурсором (то есть сырьем для синтеза) нескольких из них является белок продинорфин.

Кодирующий этот белок ген различен у шимпанзе и человека. Присущая человеку мутация затронула регуляторную часть гена, отвечающую за его активацию. Иными словами, сам белок остался совершенно таким же, но условия его синтеза изменились.

По расчетам ученых, это привело к тому, что человеческий организм продуцирует примерно на 20% больше продинорфина, чем обезьяний. Это само по себе интересно, но еще интереснее то, что выработка белка происходит как реакция на какие-то раздражители. Увы, судить о них мы можем лишь в самых общих чертах, поскольку методики современной науки не позволяют большего: колония клеток, на которой проводилось исследование, разумеется, не имеет эмоционального статуса и никак его не изменяет. Для полноценного исследования нужно вырастить генетически модифицированного человека с обезьяньим геном и посмотреть на его поведение. Понятно, что такой эксперимент сегодня невозможен.

Изменения гена, делающие его отличным от обезьяньего, присущи всем ныне живущим Homo sapiens. Это заставляет думать, что мутация имела какое-то эволюционное значение. Когда она произошла, сейчас сказать нельзя.

Огонь

Самому древнему человеческому костру, известному на данный момент, вероятно, не более 800 тысяч лет. На это почетное звание претендуют остатки двух костров: обнаруженного в 2009 году на стоянке Гешер Бенот Яаков в Израиле (690–790 тысяч лет) и найденного в испанской пещере Куэва Негра в 2011 году (600–800 тысяч лет).

У огня этих костров могли греться тогдашние Homo erectus или Homo ergaster - сказать точнее пока сложно. Примечательно, что возраст обеих находок, несмотря на очевидную географическую удаленность, примерно совпадает. Это говорит о том, что около 700 тысяч лет назад (будем осторожны с числовыми оценками) использование огня уже было популярно среди людей. Умели ли они зажигать огонь или только хранить добытое где-то пламя, как неоднократно описано в художественной литературе, - большой вопрос.

В Африке найдены около полудюжины мест возможного разведения огня возрастом постарше - миллион и более лет. Пока нельзя считать твердо доказанным, что в этих случаях мы имеем дело с огнем, разведенным людьми или хотя бы находившимся под их контролем. Возможно, речь идет о естественных пожарах или, в некоторых случаях, о проявлениях вулканизма.

Никаких сомнений нет только в отношении сапиенсов и неандертальцев. Эти обращаться с огнем, безусловно, умели - очаг на их стоянках почти обязателен.

Владение огнем плавно подводит нас к следующим шагам.

Большинство современных обезьян не откажется от роли ситуативного хищника. Разорить птичье гнездо - самое милое обезьянье дело. А шимпанзе даже устраивают групповую охоту на низших обезьян. Но основу питания все-таки составляет растительная пища. Более того, есть серьезные исследования, связывающие уровень интеллекта приматов с любовью к фруктам. Это логично. Чем плод слаще и чем труднее до него добраться, тем умнее должен быть тот, кому удастся его съесть.

Между тем мясная пища явно питательнее, а уж хорошо приготовленное мясо - и подавно. В 2007 году американские ученые провели эксперимент по кормлению бирманского питона вареным мясом. Оказалось, что при этом затраты энергии на переваривание пищи снизились на 12,7% по сравнению с питанием, например, сырыми мышами. А если мясо еще и пропускали через мясорубку, то экономия достигала 23,4% - почти четверть!

Лабораторные мышки, которых тоже кормили вареным мясом, за пять недель набрали вес почти на 30% больше, чем их товарки, питавшиеся сырым. Разумеется, калорийность пищи была номинально одинаковой, но она по-разному усваивалась. Прошедшая термическую обработку - легче.

Это говорит о том, что, случись охотникам сотни тысяч лет назад съесть жареную на костре дичь (горшка, а тем более мясорубки, у них не было), эффект от ее поедания был бы заметно выше, чем от сырой пищи. Вполне вероятно, что размеры организма становились больше даже без участия эволюционных механизмов просто потому, что в период роста человек хорошо питался. И, разумеется, в лучших условиях его мозг оказывался чемпионом по энергоемкости. У современного человека в младенчестве мозг «съедает» около четверти калорий. С возрастом эта доля становится меньше, но все равно выглядит очень внушительно. На фоне обезьян, у которых доля мозга в общем энергопотреблении составляет считанные проценты, это много.

Мозг наших древних предков когда-то был по размерам примерно таким же, как у нынешних человекообразных обезьян, - 400–450 см3. Он постепенно увеличивался в размерах (более крупная «соображалка» явно давала своим носителям эволюционные преимущества), но не сказать, чтобы очень быстро. Затем произошло что-то, причем дважды (!) с интервалом в несколько сотен тысяч лет. Головной мозг Homo erectus составил в среднем 1000 см3, средний мозг неандертальцев и сапиенсов достиг полутора тысяч «кубов». Все остальное тело при этом тоже подросло, но там рост был менее выражен.

Существует аргументированное мнение, что изменения размеров мозга связаны с рационом. На первом этапе в нем появилось мясо, и с этим связано первое увеличение мозга. А затем мясо научились обжаривать на огне, что сделало его если не вкуснее, то уж точно питательнее, поскольку усваивалось оно намного лучше. Такое изменение диеты, по сути, состоит из двух этапов, поэтому мы будем рассматривать его как два шага от обезьяны к человеку.

Кстати, современные шимпанзе тратят на пережевывание (даже не на добывание!) пищи около пяти часов в сутки. А живущие неподалеку охотники самого что ни на есть традиционного уклада - всего час. Нам, чтобы оказаться на одном уровне с обезьяной, надо засесть в ресторане на весь вечер.

Способ питания эректуса и его ближайших предшественников продолжает оставаться предметом дискуссий. Очень похоже, что они были больше падальщиками, чем охотниками. Конечно, такое родство не очень эстетически приятно, но кости животных, найденные на стоянках, говорят сами за себя. Царапины от каменных орудий обычно расположены поверх (то есть после) отметин, оставленных хищниками, которые их грызли.Неандертальцы были суровыми ребятами и свою добычу убивали сами. Питались они почти исключительно мясом, добываемым на охоте. А победил их в эволюционном состязании (возможно, иногда переходившем в настоящие боестолкновения) Homo sapiens - универсал в питании, чей рацион с давних пор содержал растения и рыбу.

Человек разумный, родившись на свет, проходит несколько стадий взросления. Одна из них - подростковый возраст. Это - непростое время, когда человек, в сущности, уже все может, но при этом слишком мало умеет, недостаточно знает и на каждом шагу рискует найти себе какие-то приключения. Общество относится к его поискам достаточно снисходительно, пока не налагая за них полной ответственности. Как принято считать, этот период заканчивается где-то к 17–19 годам, когда вчерашний подросток уже воспринял нормы поведения, установившиеся среди взрослых, и готов к самостоятельной жизни.

У современных обезьян полноценного аналога подросткового возраста нет. Детеныш растет, а затем, как только сможет, обзаводится своими.

Как с этим обстояло дело у древних людей, сказать сложно, ведь их не спросишь. Судя по останкам неандертальцев, их дети с раннего возраста были похожи на взрослых. Половой зрелости они достигали, видимо, к 7–8 годам. Есть предположение (по понятным причинам, его сложно аргументировать), что на этом их детство и заканчивалось.

Как обстояло дело у еще более древних приматов - загадка, но обстоятельства их жизни, конечно, требовали раннего начала размножения.

Каменные орудия сохраняются намного лучше костей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они попадаются антропологам гораздо чаще, чем останки их создателей. Собственно по ним чаще всего и определяют, кто их сделал. С какой-то погрешностью, разумеется. Каменное рубило олдувайской культуры, скорее всего, делал кто-то из Homo habilis или ergaster, а вот автором изделий следующей - ашельской - культуры, вероятно, является Homo erectus. И не скажешь, что и как думал этот мастер, стуча камнями друг о друга. Есть хотел, скорее всего…