Связь синтаксиса с лексикой является многосторонней. Именно лексика определяет как семантику синтаксических единиц, так и их структуру. В зависимости от лексического наполнения при одной и той же структурной схеме различаются структурно-семантические типы предложений. Ср.: Кричит (двусоставное неполное) и Светает(односоставное, безличное, полное). Лексико-грамматические значения словоформ при одном и том же главном слове нередко определяют их синтаксическую квалификацию (как члена предложения). Ср.: смотреть(как?) с удовольствием (обстоятельство) – смотреть(с кем?) с другом (дополнение). Синтаксически связанное значение получают так называемые предикатные слова (термин Н.Д. Арутюновой) – это слова, получившие новые значения именно на синтаксическом уровне, когда в предложении они стали выполнять не свойственную им функцию сказуемого: (о человеке) шляпа, слон, пень, тюфяк.
Предмет, задачи синтаксиса как раздела грамматики. Место синтаксиса в системе языка.
Тема 1. Общие вопросы синтаксиса
СИНТАКСИС
Исключения
Исключения могут быть выброшены двумя способами: либо оператором throw (в этом случае оно выбрасывается всегда). Либо при возникновении особой ситуации (например деления на ноль) - это случается не всегда (и по-идее должно не случаться)
Исключения ловятся блоками try-catch :
throw new Exception();
catch (Exception ex)
Блок finally выполняется независимо от того - было исключение или нет. (Это альтернатива деструкторам)
Можно написать несколько блоков catch подряд, в этом случае выбирается первый подходящий по типу. Поэтому следует писать обработчики специальных исключений сначала, а базовых исключений в конце.
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Text; namespace HelloWorld
{
class Program
{
static void Main(string args)
{
// выводим текст в консоль
System.Console.Write("Hello world again");
// ждем ввода строки от пользователя,
// после которого завершиться выполнение программы
String str = System.Console.ReadLine();
Литература:
1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.
2. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса: От Ломоносова до Потебни и Фортунатова. М.: Изд-во МГУ, 1958.
3. Ковтунова И.И. СРЯз: Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.
4. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения // Пражский лингвистический кружок / Пер. с чешск. М., 1967.
Термин «синтаксис» восходит к греческому слову syntaxis – "построение, сорасположение, строй’ и употребляется в двух значениях:
1) синтаксический строй языка, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц;
2) раздел грамматики, изучающий этот строй языка, строение и значение синтаксических единиц.
Таким образом, термин «синтаксис» используется для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке.
Предмет изучения синтаксиса – функционирование словоформы в различных синтаксических позициях; строение, свойства и типы предложений, а также словосочетание как минимальное грамматически связанное объединение слов.
Задачи синтаксиса: 1) выделить все синтаксические единицы, определить их типы, средства и способы построения; 2) определить роль различных синтаксических единиц в речи; 3) исследовать взаимосвязь формы синтаксических единиц и их содержания.
В современных исследованиях язык рассматривается как система систем, в которых выделяются подсистемы (ярусы, уровни). Низшим уровнем считается фонетика, высшим – синтаксис, так как именно он связан с коммуникативной функцией языка. На уровне синтаксиса единицы всех других уровней организуются с целью построения речи: фонетически оформленные (фонетический уровень) слова (лексический уровень) с их грамматическими характеристиками (морфологический уровень), соединяясь друг с другом, формируют сообщение о действительности, о воле говорящего или его отношении к миру.
Связь синтаксиса с фонетикой очевидна в области интонации: без интонации нет предложения. Произнесение одинаковых по лексическому наполнению предложений с различной интонацией (ср.: Это проблема. Это проблема? Это проблема! ) принципиально меняет смысл высказываний. Интонация и фразовое ударение, то есть интонационное выделение наиболее значимого компонента высказывания, являются важными средствами актуального членения предложения.
Связь синтаксиса с морфологией. Морфология и синтаксис – две составные части грамматики. Р.И. Аванесов отмечал: «Каждая часть речи выделилась благодаря тому, что она специализировалась для выражения того или иного члена предложения. Таким образом, части речи – это застывшие члены предложения». По словам В.В. Виноградова («Русский язык (грамматическое учение о слове)», 1947), «морфологические формы – это отстоявшиеся синтаксические формы. Нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике». Как мы видим, в синтаксисе складывалась система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении. Знаменательные части речи, называющие предметы, признаки, количество и т.д. составляют семантику предложения, делают его информативным. Но в соединении слов друг с другом в предложении главную роль выполняют служебные части речи (предлоги, союзы, частицы):
Она всматривалась в лица, но никого не узнавала.
Предлог в служит для связи глагола и существительного с объектным значением;
но – сочинительный противительный союз указывает на смысловые отношения между однородными сказуемыми;
не – отрицательная частица, вносит значение, противоположное семантике глагола.
К синтаксическим единицам относятся словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое, текст.
В середине ХХ века синтаксис представал как учение об иерархии трех синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения и сложного. Развивая идеи А.А. Шахматова, академик В.В. Виноградов основной единицей синтаксической системы считал предложение, поскольку именно в нем проявляется одна из наиболее важных функций языка – коммуникативная. Словосочетания, вслед за словами, В.В. Виноградов относил к номинативным средствам языка, служащим для называния предметов, процессов, признаков. По мнению ученого, словосочетание – это строительный материал для простого предложения. В свою очередь, простое предложение является строительным материалом для сложного. В качестве отличительных признаков предложения В.В. Виноградовым были выделены предикативность (то есть отнесенность высказывания к действительности; выражается в категориях модальности, синтаксического времени и лица), интонация законченного сообщения.
Вопрос о статусе словосочетания в системе синтаксических единиц остается спорным. Так, представители формальной школы в грамматике (Ф.Ф. Фортунатов, А.М. Пешковский) центральной единицей синтаксиса считали словосочетание. По словам Ф.Ф. Фортунатова, «законченное словосочетание представляет собою полное предложение».
В конце 60-х гг. ХХ в. возник вопрос о существовании синтаксической единицы, меньшей, чем словосочетание. Основываясь на главенстве коммуникативной функции языка, Г.А. Золотова ставит под сомнение традиционную характеристику словосочетания как строительного материала для предложения и выделяет в качестве минимальной единицы синтаксиса синтаксическую форму слова, или синтаксему. В словоформах от радости и от скамейки совпадают морфологические формы (от + р.п.), тогда как синтаксические значения различны. Синтаксема от радости обозначает причину, а от скамейки – направление.
В середине ХХ в. начался поиск больших, чем сложное предложение, синтаксических единиц. После создания типологии сложного предложения встал вопрос о соединении предложений в тексте. Н.С. Поспелов в 50-е гг. ХХ в. предложил считать структурной единицей текста сложное синтаксическое целое (ССЦ; Л.А. Булаховский ввел термин «сверхфразовое единство»).
Сложное синтаксическое целое – это структурно-семантическое единство нескольких (двух и более) отдельных предложений, связанных между собой грамматически и тематически в составе текста.
Главные признаки ССЦ: 1) тематическое единство предложений в группе; 2) специальные способы связи данных предложений друг с другом:
§ единство видо-временных форм сказуемых;
§ употребление слов, включающих общий семантический компонент, а также повторов:
Пасмурный, дождливый день. Небо надолго заволокло тучами , и дождю конца не предвидится. На дворе слякоть, лужи, мокрые галки, а в комнатах сумерки и такой холод, что хоть печи топи (А. Чехов) – тема непогоды;
§ использование анафорических средств, то есть отсылок к компонентам предшествующего текста (это обычно личные, указательные и притяжательные местоимения, слова типа факт, событие ):
Младшая сестра Женя молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой (А.П. Чехов);
§ использование средств повторной номинации – различного обозначения одного и того же предмета, лица, признака (синонимы, метафорические и метонимические обозначения, наименования по отношению к другому лицу – брат, дядя, по возрасту, профессии; оценочные характеристики и т.д.). Например, в тексте повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ряд номинаций Пугачева строится следующим образом: Пугачёв – Емеля (Емелька) – самозванец – беглый казак – государь – мошенник – злодей.
§ неполнота предложений:
Хлеб режет Горкин, раздает ломти. Кладет и мне: огромный, все лицо закроешь (И. Шмелев);
§ параллелизм в построении предложений;
§ употребление вводных слов, сочинительных и подчинительных союзов, союзных слов в начале предложений:
И снова в жужжанье просквозила Машенька точно в перевернутом телескопе. И когда она совсем исчезла, Ганин прислонился к стене и почувствовал, что у него горят уши.
ССЦ формируют текст. Текст – это высшая коммуникативная единица, характеризующаяся смысловой замкнутостью и законченностью, главным признаком которой является связность.
Изучение синтаксиса текста началось в 70-80-е гг. ХХ в., однако вопрос о статусе текста в системе синтаксических единиц вызывает дискуссии. Так, в учебном пособии «Современный русский язык» под редакцией Е. Дибровой (Ч. 2.; М., 2008), в пособии «Русский язык» под редакцией Л.Л. Касаткина (М., 2001) и других текст рассматривается как единица синтаксиса. В учебнике «Синтаксис современного русского языка» (СПб., 2008) выделяются единицы трех синтаксических уровней: докоммуникативного, или номинативного (синтаксема, словосочетание), уровня предложения (простое предложение, сложное предложение) и уровня текста (сложное синтаксическое целое).
Таким образом, вопрос о составе и количестве синтаксических единиц в настоящее время не имеет однозначного решения. Словосочетание, предложение (простое и сложное), ССЦ и текст являются предметом изучения синтаксиса всех языков. Это синтаксические единицы разной значимости (из словосочетаний и словоформ строятся простые предложения, из которых в свою очередь строятся сложные; из сочетания простых и сложных предложений строятся ССЦ, а из ССЦ и предложений – текст), однако все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Синтаксис — раздел грамматики, изучающий, с одной стороны, способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения и в синтаксические целые, а с другой — сами словосочетания и предложения (их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия). Исходной единицей синтаксиса, как и морфологии, является слово. В морфологии слова рассматриваются в основном в плане формообразования, морфемного состава, а в синтаксисе — в плане участия слов и словоформ в построении словосочетаний и предложений, связной устной и письменной речи.
Традиционно в русской грамматике выделяют три типа синтаксических единиц: словосочетание, предложение и сложное предложение, хотя отдельно рассматривают обычно еще и сложное синтаксическое целое, называемое также сверхфразовым единством. Поскольку сложное предложение и сложное синтаксическое целое в конечном счете представляют собой синтаксические объединения простых предложений, лишь различным образом модифицируемые, то принципиально важно установить различия именно между простым предложением и словосочетанием. Главным различием между этими синтаксическими единицами является наличие или отсутствие предикативности. Предложение обладает предикативностью, у словосочетания ее нет.
Рассмотрим такие предложения:
- 1) Проголосовали вы сутра;
- 2) Проголосовали бы вы сутра;
- 3) Проголосуйте вы сутра.
Во всех трех предложениях говорится об одном и том же событии — голосовании, но говорящий представляет это событие с разных сторон: либо со стороны реального, уже совершившегося факта (проголосовали ), либо со стороны пожелания в совершении этого действия (проголосовали бы ), либо, наконец, со стороны усиленного волеизъявления {проголосуйте ), причем действия во 2-м и 3-м предложениях представляются в будущем времени. Итак, во всех этих высказываниях определенное действие соотнесено с действительностью, хотя и по-разному: как реальное, уже совершившееся, или как желательное, или как обязательное в будущем. Это соотнесение говорящим содержания своего высказывания с действительностью, выражаемого в формах времени, а при употреблении глагола-сказуемого и в формах вида, называется предикативностью. Иначе говоря, предикативность обусловливается в смысловом плане объективной модальностью, в формальном — видо-временной характеристикой, что свойственно именно предложению.
Для словосочетаний предикативность совершенно не характерна. Словосочетание является непредикативной синтаксической единицей. Это его основное, коренное отличие от предложения. Другие различия между этими единицами, хотя и важны, но не столь существенны. Так, предложение может быть однословным [Ночь. Тишина ), двусловным (Темная ночь. Глубокая тишина ) и многословным {Темная , непроглядная ночь окружила нас. Глубокая тишина пугала своей необычностью ). Словосочетание однословным быть не может, при самом минимальном варианте оно состоит из двух компонентов: райское наслаждение; угон самолета; связи с общественностью , общество с ограниченной ответственностью.
Сложное предложение является по существу соединением двух или более синтаксических единиц, обладающих предикативностью, которые отличаются от простых предложений обычно интонационно или наличием формальных компонентов — союзов и союзных слов. Ср.: Я вернусь. Раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. — Я вернусь , когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад (С. Есенин). Интонационная законченность простого предложения Я вернусь и интонационная незаконченность первой части Я вернусь в сложном предложении, а также наличие в последнем союзного слова когда различают сопоставляемые конструкции. Говоря проще: для словосочетания характерна непредикативность, для простого предложения — монопредикативность, для сложного предложения — полипредикативность.
Для обозначения синтаксических единиц употребляется также терминсинтаксическая конструкция. Это как бы родовое название по отношению к словосочетанию (личная неприкосновенность , регулируемая рыночная экономика , реформа экономики , ректор с проректором , находиться в студии ) или предложению (Закон принят. Докладчика приветствовали стоя. Правовые акты не могут применяться , если они не опубликованы ). Синтаксическая конструкция может быть одной словоформой (Светает. Утро ) и сложным предложением с прямой речью ("Гражданин Российской Федерации имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой" , — повторил докладчик , отвечая на вопрос , который задал ему один из слушателей ).
Некоторые авторы, описывая синтаксические конструкции, используют структурные схемы, представляющие, по их мнению, наиболее обобщенный образец построения словосочетания, простого и сложного предложений. Например, сочетания переходных глаголов с прямым дополнением типа сдать экзамен , получить зачет , защитить проект могут быть объединены общей формулой с использованием латиницы: Vtrans + N4synt, где V — глагол, N — существительное, trans — переходный, 4synt — четвертый (винительный) падеж с синтаксическим значением. И формулы, и латинские обозначения в них, широко применяемые представителями структурального направления, дают общее представление о модели синтаксической конструкции и допускают различное лексическое наполнение — от самых частотных слов до периферийных. Приведем употребляемые далее в учебнике буквенные символы (в принципе, это сокращения соответствующих латинских названий частей речи и их морфологических форм):
VT — спрягаемая форма глагола (verbum finitum );
Vf3s — спрягаемый глагол в форме 3 л. ед.ч. (singularis );
Inf — инфинитив (infinitiv );
N — имя существительное (потеп );
Adj — имя прилагательное (adjective );
Pron — местоимение (ргопотетг );
Adv — наречие (adverbum );
Part — причастие (participium );
Сор — связка (copula ).
Цифры от 1 до 6 при символе N обозначают падежные формы существительного; цифра 2 с многоточием при этом же символе (N2...) — существительное в форме одного из косвенных падежей (без предлога или с предлогом).
Главные понятия синтаксиса - понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях и синтаксических связях. Словосочетание и предложение - это основные единицы синтаксиса. Чем же они различаются?
Возьмем, например, слово книга. Это слово - существительное, обозначающее предмет, и оно может сочетаться с прилагательными - определениями, которые называют различные признаки этого предмета:
- 1) размер - книга (какая?) большая, маленькая, толстая и т. д.;
- 2) назначение - книга (какая?) детская, поваренная, кулинарная, научно-популярная и т. и.
Книга может быть новой, старой, редкой, скучной, интересной и т. п. Соединяясь с каким-либо прилагательным, существительное «книга» образует словосочетание: новая книга , старая книга и т. д. Итак, перед нами примеры словосочетаний. Если из каждого ряда определений мы возьмем по одному слову (с указанием одного, определенного, признака), то у нас получится сложное словосочетание: Книга - какая? - большая, новая, интересная.
Но какой бы длинной ни была эта цепочка (главное слово + + несколько зависимых), все равно данный набор слов останется словосочетанием, а не станет предложением, потому что мы только называем предмет. В этом словосочетания похожи на слова. Словосочетание - это соединение двух (и более) знаменательных слов, связанных подчинительной связью: согласованием, управлением или примыканием.
Как видно из примеров, слово книга достаточно свободно сочетается с разными прилагательными, образуя свободные словосочетания. Но свобода эта относительная. Если мы возьмем ряд прилагательных: вкусная, интересная, прекрасная, образованная, медленная, летняя , то окажется, что из этого ряда только прилагательные интересная и прекрасная могут сочетаться со словом книга. Нельзя сказать: образованная книга. Никто просто не поймет, что вы имеете в виду! Что же ограничивает свободу сочетаемости, свободу «свободных словосочетаний»?
Казалось бы, все просто. Есть определенные модели словосочетаний - и складывай слова, как кубики: книга (какая?) интересная, читать (что?) книгу, читать (как?) быстро. Можно даже сложить из трех словосочетаний одно: быстро читать интересную книгу.
В первом случае с главным словом книга согласуется зависимое слово интересная ; во втором - главное слово читать управляет формой винительного падежа существительного - книгу ; в третьем к главному слову читать примыкает зависимое слово, наречие быстро.
Однако простота здесь кажущаяся. При образовании словосочетания прежде всего учитывается грамматическая принадлежность главного и зависимого слов к частям речи: прилагательное согласуется с существительным; глагол чаще всего управляет существительным; наречие примыкает к глаголу (смысловая связь). Кроме того, возможность сочетаемости слов определяется смысловыми отношениями, а в некоторых случаях и традицией (ср.: черные глаза, но вороной конь и т. д.).
Как мы уже говорили, словосочетания называют предметы, но ничего не сообщают. В. В. Виноградов разграничивает понятия «словосочетание» и «предложение», опираясь на их основные функции. В результате оказывается, что словосочетание - единица номинативная ".
В отличие от словосочетания предложение является коммуникативной единицей языка. Синтаксической категорией, формирующей предложение, является предикативность Предикативность относит содержание предложения к действительности и превращает его в единицу сообщения. Предикативные отношения (время, наклонение, лицо) выражаются в грамматической основе предложения. Грамматической основой двусоставного предложения является предикативное сочетание - подлежащее и сказуемое. Самый надежный путь при поисках грамматической основы таков: сначала надо найти сказуемое, потом задать от него двойной вопрос: кто? что? Слово, которое откликается на этот вопрос, и есть подлежащее. Только надо помнить, что в роли подлежащего может оказаться любая часть речи, если только это слово в предложении отвечает на вопросы (кто? что?), заданные от сказуемого. Например:
Что с возу упало, то пропало.
Подлежащие выражены местоимениями «что» и «то». Подлежащее может быть выражено и словосочетанием. Например:
Л ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой около царя сидят (А. С. Пушкин).
Самым распространенным типом простого предложения является двусоставное предложение, т. е. предложение, в котором имеется два главных члена - подлежащее и сказуемое.
Другим типом простого предложения являются односоставные предложения, в которых есть только один главный член с зависимыми словами или без них. Главный член односоставного предложения может соотноситься или с подлежащим {Шёпот. Робкое дыханье. Трели соловья... А. Фет), или со сказуемым (Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. С. Пушкин)).
По количеству грамматических основ все предложения делятся на:
1) простые (одна грамматическая основа).
И односоставные, и двусоставные предложения, о которых мы только что говорили, - простые, потому что у них одна грамматическая основа. Только в простых двусоставных предложениях грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое, а в односоставных - либо подлежащее, либо сказуемое;
2) сложные (две и более основ).
В сложных предложениях речь всегда идет о действиях, совершаемых разными деятелями. Например:
На улице похолодало, но солнце светило достаточно ярко, поэтому мы отправились на прогулку. В этом предложении сразу три грамматические основы: похолодало, солнце светило, мы отправились. То есть оно состоит из трех простых предложений.
Выделяют четыре вида сложных предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение.
Части сложного предложения могут быть связаны между собой по-разному. В одних предложениях части равноправные, а в других - есть главные части и те, которые им подчиняются, зависят от них. Если части сложного предложения не зависят друг от друга, являются равноправными, между ними сочинительная связь. Части таких предложений соединяются союзами, которые называются сочинительными , а сами эти предложения называют сложносочиненными. Например:
И надо мной кричат орлы И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы вершины гор...
(А. С. Пушкин)
Но части сложных предложений не всегда бывают равноправными. Если одна часть главная, а другие зависят от нее, то связь между частями такого предложения - подчинительная. Такие предложения называют сложноподчиненными: их части соединяются подчинительными союзами. Часть предложения, которая зависит от главной, называется придаточной. Например:
Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана...
(А. С. Пушкин)
Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет ни союзов, ни союзных слов. Такие предложения и называются бессоюзными. В них части сложного предложения соединяет интонация. Например:
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(А. С. Пушкин)
В русском языке часто встречаются и предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трех простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Важными признаками любого предложения являются его смысловая законченность и интонационное оформление.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В книге К. Г. Паустовского «Золотая роза» рассказывается о случае, который многому научил писателя:
«Я работал тогда секретарём в газете «Моряк». В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Багрицкий, Бабель, Олеша и Ильф. Из старых, опытных писателей часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь - милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек.
Однажды Соболь принес в «Моряк» свой рассказ, раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый.
Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. Предложить Соболю исправить его никто не решался. <...>
Мы сидели и думали: что делать? Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространённой в России газеты «Русское слово», правая рука знаменитого издателя Сытина. Это был неразговорчивый человек, напуганный своим прошлым. Всей своей солидной фигурой он совершенно не вязался с оборванной и шумной молодёжью нашей редакции.
Я забрал рукопись Соболя с собой, чтобы прочесть её ещё раз» <...>
Поздно ночью в дверь квартиры Паустовского постучали.
«Я туго свернул жгут из газеты, зажег его и пошёл с ним, как с факелом, открывать тяжёлую магазинную дверь, заткнутую ржавым куском газовой трубы. За дверью стоял Благов. <...>
- - Вот что, - сказал Благов. - Я всё думаю об этом рассказе Соболя. Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала. У меня, знаете, как у старого газетного коня, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы.
- - Что же поделаешь! - ответил я.
- - Дайте мне рукопись. Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. Я останусь здесь, и при вас я пройдусь по рукописи.
- - Что значит «пройдусь»? - спросил я. - «Пройтись» - это значит выправить.
- - Я же вам сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова.
- - Л что же вы сделаете?
- - Л вот увидите.
В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. Какая-то тайна вошла в эту зимнюю штормовую ночь<...> >.
Благов кончил работу над рукописью только к утру. Мне он рукописи не показал, пока мы не пришли в редакцию и машинистка не переписала ее начисто.
Я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. Я посмотрел на Благова. Он курил толстую папиросу из чёрного, как чай, кубанского табака и усмехался.
- - Это чудо! - сказал я. - Как вы это сделали?
- - Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Рассказ был напечатан. Л на следующий день в редакцию ворвался Соболь. Он был, как всегда, без кепки, волосы его были растрепаны, а глаза горели непонятным огнём.
- - Кто трогал мой рассказ? - закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу, где лежали комплекты газет. Пыль, как извержение, взлетела над столом.
- - Никто не трогал, - ответил я. - Можете проверить текст.
- - Ложь! - крикнул Соболь. - Брехня! Я все равно узнаю, кто трогал!
Запахло скандалом. <...>
Тогда Благов сказал спокойным и даже унылым голосом:
- Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания - это значит тронуть его, то извольте: трогал его я. По своей обязанности корректора.
Соболь бросился к Благову, схватил его за руки, крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцеловал его.
- Спасибо! - сказал взволнованно Соболь. - Вы дали мне чудесный урок»".
После этого случая писатель убедился, с какой силой действует на читателя обыкновенная точка, поставленная именно там, где это необходимо...
- Номинативный (от лат. потен - имя) - назывной, именующийчто-либо.
- Коммуникативный (от лат. communicare - сообщать) - способствующий сообщению, сообщающий.
- Предикативность (лат. praedicatum - сказуемое) - синтаксическаякатегория, формирующая предложение.
Синтаксическими единицами принято называть устойчивые единства, обладающие определенной синтаксической структурой, значением и функцией.
Полный список синтаксических единиц приведен в «Грамматике русского литературного языка» (1980). К синтаксическим единицам относятся:
1) слово, словоформа;
2) словосочетание;
3) предикативная единица;
4) простое предложение;
5) сложное предложение;
6) сложное синтаксическое целое;
Кратко охарактеризуем каждую из этих единиц.
Слово – это представитель группы конкретных словоформ, обладающих тождественным лексическим значением.
Словоформа – конкретное употребление слова, конкретная реализация слова в речи. Форма слова – это прежде всего элемент словосочетания. Например, купить книгу, интересная книга. Однако роль и назначение её не ограничиваются этим. Словоформа может выступать в качестве «строительного элемента» не только словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро; За окнами падает снег; Москва в праздничном убранстве. Из этого следует, что словоформа участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание.
Существование словоформы как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем её функционирования, когда словоформа преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу. Среди палубных пассажиров – множество русских мужиков и баб (Бунин).
Словосочетание – это смысловое и грамматическое объединение двух или нескольких знаменательных слов или форм слов на основе подчинительной связи. Например: светлая аудитория, статья по лексикологии, человек среднего роста, читать вслух . Являясь, наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.
Словосочетание – это синтаксическая единица докоммуникативного (допредложенческого) уровня, которая служит средством номинации.
Словосочетание строится по определенному образцу: существительное + согласуемое прилагательное, глагол + управляемая словоформа и т.д.
Компонентами словосочетания являются: 1) главное слово (или стержневое), т.е. слово грамматически независимое и 2) зависимое слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова (письменный стол, ходить на работу, бегать босиком и др.).
Предикативная единица – это синтаксическое построение, в котором формально выражены объективная модальность и синтаксическое время, т.е. предикативность.
Рассмотрим два случая:
приезд отца – нельзя определить время и наклонение
Отец приехал – можно определить время (прош. вр.) и наклонение (изъявит.).
Объективная модальность – это отношение сообщаемого к реальной действительности.
– Отец приехал?
– Отец приехал.
Предикативная единица становится предложением, если приобретает коммуникативную функцию.
Предложение – это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единицы – предикативности.
Предикативность – это выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).
Существенным признаком предложения является модальность , так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и своё отношение к содержанию высказывания (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.). Средствами выражения модальности являются: 1) категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное) и 2) особые лексико-грамматические средства (модальные глаголы, модальные слова и частицы).
Наконец, существенным признаком предложения, который, наряду с предикативностью и модальностью, отграничивает предложение от словосочетания, является интонация . Различаются интонации вопроса, сообщения, побуждения и т.д.
Таким образом, основными признаками предложения являются предикативность (отношение содержания предложения к действительности), модальность (отношение говорящего к высказываемому), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.
Простое предложение является основной центральной синтаксической единицей. Оно имеет в своем составе одну предикативную единицу.
Сложное предложение – предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих в смысловом, конструктивном и интонационном отношении единое целое.
Сложное синтаксическое целое, или межфразовое единство , – это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов.
Текст – организованный на основе языковых связей и отношений отрезок речи, содержательно объединяющий синтаксические единицы в некое целое.
Предмет синтаксиса. Синтаксис в системе языка
Основные синтаксические единицы
Виды синтаксических отношений
Виды синтаксических связей
Словосочетание
Предложение
Формальная сторона устройства предложения
Семантический аспект предложения
Коммуникативный аспект предложения
Литература
_____________________________________________
Предмет синтаксиса. Синтаксис в системе языка
Синтаксис (греч.sýntaxis ‘построение, порядок’):
вся область грамматического строя языка, охватывающая
различные конструкции , и
совокупность правил построения и функционирования этих конструкций;
научная дисциплина , которая изучает синтаксические конструкции и правила их построения и функционирования.
В синтаксисе выделяются три взаимосвязанные части :
синтаксис словосочетания,
синтаксис предложения,
синтаксис текста.
Синтаксический ярус – самый высокий в системе языка. Сфонетикой синтаксис связан посредствоминтонации : основная синтаксическая единица языка – предложение – всегда интонационно оформлено. Интонация выражает утверждение, вопрос, побуждение, восклицание; интонационно выделяются вводные слова, конструкции и т.д.
Синтаксис тесно связан с лексикой : ЛЗ слов обусловливают их сочетаемость, синтаксическую семантику и функции. Ср.:
стрелять из ружья (инструмент)– стрелять из кустов (место действия);
торговать (объект действия) – идти лесом (трасса движения).
В зависимости от лексического наполнения при одной и той же внешней форме выражения могут различаться типы предложений :
Идет. – двусоставное, неполное;
Светает. – односоставное, безличное.
Морфологические свойства слова слов разных частей речи определяют их синтаксическиепризнаки (прилагательные сочетаются с существительными, меняя, соответственно, род, число и падеж; переходные глаголы требуют от существительных формы В.п. без предлога).
Основные синтаксические единицы
Вопрос о составе и количестве синтаксических единиц решается по-разному.
Традиционно главными синтаксическими единицами признают лишь те, которые принадлежат только синтаксису :
словосочетание и
предложение (простое и сложное ).
При этом одни ученые считают основной единицей синтаксисапредложение , а другие –словосочетание .
В сферу синтаксиса входят также единицы, принадлежащие лексике и морфологии и участвующие в образовании синтаксических единиц. Это
слово и
форма слова .
В синтаксисе они характеризуются только со стороны своих синтаксических свойств.
В число синтаксических единиц включают также сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – отрезок речи в форме последовательности двух и более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки [ЛЭС, с. 435].
Синтаксические единицы образуют определенную иерархию : от формы слова к сложному синтаксическому целому.
сложное синтаксическое целое
сложное предложение
простое предложение
словосочетание
форма слова
Основные синтаксические единицы характеризуются каждая своим набором дифференциальных признаков .
Виды синтаксических отношений
Между компонентами словосочетания существуют следующие типы отношений:
субъектные ,
объектные ,
обстоятельственные ,
атрибутивные ,
комплетивные .
Отношения между главными членами предложения – предикативные .
1. Субъектные отношения возникают в словосочетании, в которомглавное слово выражено неличной формой глагола (напр., причастием) или отглагольным существительным со значением действия, азависимое – существительным, обозначающимпроизводителя действия (лицо или предмет):
опрокинутый ветром (ср.:Ветер опрокинул… );
приезд актрисы (ср.:Актриса приехала ).
2. Объектные отношения – это отношения между действиями и объектами.Главное слово обозначает действие, азависимое – объект, на который действие направлено:
составить пересказ, любоваться закатом, чтение книги.
3. Обстоятельственные отношения характеризуются как отношения между действиями и различными обстоятельствами этих действий.
Существует несколько видов обстоятельственных отношений:
а) образа действия :ехать верхом ;
б) пространственные :ехать за границу ;
в) временные :приходить поздно ;
г) причинные :не разглядеть сослепу ;
д) целевые :сделать назло ;
е) условные :сделать при желании.
Обстоятельственные отношения могут осложняться объектными и иметьобъектно-обстоятельственный характер:
находиться возле дома (где? возле чего?).
4. Атрибутивные отношения – это отношения между предметом и признаком; главное слово называет предмет, зависимое – признак: летний вечер , платье из шерсти.
Разновидности атрибутивных отношений:
а) объектно-атрибутивные: игра на гитаре (какая? на чем?);тоска по дому (какая? по чему?);
б) обстоятельственно-атрибутивные: дом на окраине (какой? где?);езда верхом (какая? как?).
5. Комплетивные (восполняющие ) отношения (лат.completus ‘полный’) устанавливаются в словосочетании, в котором главное слово является информативно недостаточным и нуждается в обязательном смысловом распространении (дополнении):
два окна (ср.: *В комнате было два. );
слыть чудаком (*Он слывет ), считаться оригиналом, назваться груздем, оказаться трусом.
6. Предикативные отношения возникают междуподлежащим исказуемым . Это самый сложный тип отношений, на который нет единой точки зрения.
Одни ученые считают, что между подлежащим и сказуемым – отношенияподчинения. Вопрос о том, какой член предложения является главным, тоже решается по-разному.
Другие рассматривают эти отношения какравноправные .
Виды синтаксических связей
Синтаксическая связь – формальное выражение отношений между синтаксическими единицами или их компонентами [Касаткин и др., с. 332].
В языке выделяются два важнейших типа синтаксической связи: сочинение и подчинение .
Сочинительная связь наблюдается при соединенииравноправных компонентов:
на земле и в небе ; быстро, но осторожно.
Сочинение может быть представлено в виде:
а) соединения :дождь и ветер ;
б) противопоставления :не снег, а дождь ;
в) разделения :не то снег, не то дождь ; не только взрослые, но и дети.
При подчинительной связи отношения между компонентаминеравноправные : один компонент является главным (господствующим), другой – зависимым (подчиненным).
К основным видам подчинительной связина уровне словосочетания относятся
согласование,
управление,
примыкание,
1) Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений главному:
модн ый фасон, модн ое платье, модн ая прическа, модн ые брюки; модн ого фасона…
нем.: kalte r Wein, kalte Milch, kalte s Wasser ;
франц.: un livre intéressant [ã], une pièce intéressan te [t];
англ.: th is flower, th ese flower s .
2) Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной грамматической формы, при этом изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого слова:
выступление актрисы ,
к выступлению актрисы ,
выступлением актрисы …
В зависимости от того, участвует ли вы выражении связи предлог (послелог), управление делится на беспредложное ипредложное (послеложное ):
He loves his country .
He looks at the picture .
3) Примыкание – вид подчинительной связи, при котором зависимость выражается не формами слов, а семантически, интонацией и порядком слов. Примыкаютнеизменяемые слова и формы слов: наречие, инфинитив, деепричастие, компаратив:
много читает,
способность мыслить ,
идет спотыкаясь ,
пошел быстрее .
Примыкание широко распространено в аналитических языках:
an interesting book , а strong man – английские прилагательные, в отличие от русских, примыкают к опорному существительному, т.к. они неизменяемы.
Термин примыкание используется преимущественно в отечественной лингвистике.
4) Изафет (от араб.алъ-идāфату ‘добавление’) – это прежде всего определенный тип атрибутивных (определительных) конструкций в некоторых иранских и тюркских языках.
Напр., тадж.:
китоб - и хуб ‘хорошая книга’ (букв. ‘книга хорошая’),
китоб z о- и хуб ‘хорошие книги’.
В тюркологии термин ‘изафет’ обозначает именные определительные сочетания, оба члена которых являются существительными, ипоказатель подчинительной связи – на определяемом (главном !) слове. Напр., в турецком:
türk dil- i ‘турецкий язык’,
азерб.: ат баш- и ‘голова лошади’ [ЛЭС, с. 172].
В предложении реализуется синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым, которая называется «координация ».Специфика этого вида связи состоит вдвусторонней направленности . Напр., в русск. яз.:
Солнце светит.
Глагол в функции сказуемогосогласуется с подлежащим в числе и лице, а с другой стороны,управляет именительным падежом подлежащего.
Это не значит, что во всех языках связь между подлежащим и сказуемым – координация (если слова не изменяются, то о координации речь не идет).
Словосочетание
Существует широкое и узкое понимание словосочетания, соответственно, по-разному решается вопрос ограницах словосочетания .
В рамках широкого подхода подсловосочетанием понимаетсялюбое грамматическое соединениезнаменательных слов.
Таким образом, понятие словосочетания включает и (1) предложение или его предикативный центр (подлежащее и сказуемое), а также (2) сочетания слов на основесочинительной связи :
книги и журналы ; солнечный, но холодный ; то весело, то скучно.
В узком пониманиисловосочетание – это синтаксическая конструкция, которая образуется сочетанием форм двух или болеезнаменательных слов на основеподчинительной связи (согласования, управления, примыкания, изафета и др.).
В этом случае в структуре словосочетания выделяется стержневой (главный ) компонент (грамматически и семантически главенствующее слово) изависимый компонент [ЛЭС, с. 469]:
заниматься музыкой,
выше брата.
При таком подходе словосочетание занимает промежуточное положение между словом и предложением. Как и слово , оно
является номинативной , ане коммуникативной единицей,
служит строительным материалом для предложения
и выделяется из него при синтаксическом анализе.
Аналогично предложению словосочетание – этоконструкция , хотя предложение, в отличие от словосочетания, может состоять из одного компонента (Светает ). Словосочетание противопоставлено предложению по ряду дифференциальных признаков (о них речь идет в п. 6).
Сочетания слов на основе сочинительной связи исключаются из состава словосочетаний, т.к. они нередко образуютоткрытый ряд :
и книги, и журналы, и газеты, и проспекты…
то весело, то скучно, то игриво, то серьезно…
Словосочетания в каждом языке строятся по определенным образцам (моделям , структурным схемам ). Структурная схема обычно записывается в виде формулы, компоненты которой передаются символами, имеющими морфологическую основу. Напр.:
V N 4 :готовить обед, поливать цветы ;V – глагол (лат.verbum ),N – существительное или его аналог (лат.nōmen ‘имя’);
А N : теплый день, a round table ;А – прилагательное (лат.adjectīvus ).
Современные зарубежные лингвисты понятием словосочетания пользуются ограниченно.Терминусловосочетание более или менее соответствуют терминысинтагма (англ.syntagm ) илифраза (англ.phrase ) [ЛЭС, с. 469].