Утепление и обогрев        15.10.2019   

Единая тарифная сетка по оплате труда работников. Тарифная сетка и разряды к ней

Единая тарифная сетка

В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть работников занята в образовании.

Несмотря на имеющий место рост заработной платы, уровень оплаты труда в бюджетной сфере остаётся крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в 2003 году составил 23 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата составила 2700 рублей и превышала прожиточный минимум лишь в 1.32 раза. Также неблагоприятно складывается соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности, которое с 70-80 % в дореформенный период снизилось до 48 % в 2000-2001 годах. В 2002 году это соотношение улучшилось и составило в 2003 году 55-60 %, что обусловлено повышением в декабре 2001 года тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза.

Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы, в первую очередь, обусловлена экономическими факторами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что подходы к организации оплаты труда в бюджетной сфере нуждаются в совершенствовании.

До 2008 года организация оплаты труда учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, регулировалась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Оплата труда работников этих организаций регулируется Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и Федеральным законом "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была введена в 1992 году для уменьшения трудоемкости перерасчета заработной платы в условиях инфляции (табл. 1).

Таблица 1 - Единая тарифная сетка

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки, установленные правительством РФ

Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 № 895. Таким образом, продолжительность ее действия составляет более 12 лет.

Единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюджетной сферы (от дворника до руководителя организации).

В условиях нестабильной экономики с высокой инфляцией Единая тарифная сетка обеспечивала механизм поддержания соотношений по уровням оплаты труда в различных отраслях, принятие согласованных решений по повышению заработной платы во всей бюджетной сфере одновременно и в одинаковой мере через механизм индексации тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и установления межразрядных коэффициентов.

Кроме этого, Единая тарифная сетка являлась элементом формирования межбюджетных отношений, на ее основе определялись размеры финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных организаций.

За период существования Единая тарифная сетка претерпела не одно изменение. В основном они касались пересмотра тарифной ставки 1-го разряда, соотношений между первым и последним разрядами и пересмотра отнесения должностей к разрядам.

Соотношение между первым и последними разрядами было самым важными вопросом в применении Единой тарифной сетки, и мероприятия по его изменению проводились неоднократно. Первоначально соотношение между 1-м и 18-м разрядами Единой тарифной сетки было установлено как 1:10,07, затем в течение существования ЕТС оно, из-за дефицита финансовых средств, сокращалось до 1:7,5 и 1:8,3, однако под давлением профсоюзов возвращалось к первоначальному значению.

Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников и устанавливается федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с действующим ныне федеральным законом не может быть ниже, чем 1: 4,5. После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Оклады работников всех разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения оклада первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Поэтому было интересно узнать, какую же аналитическую зависимость между разрядом и тарифным коэффициентом использовали разработчики ЕТС. Графоаналитические методы исследования исходных данных показали, что они взяты произвольным образом и какой-то простой моделью описать их невозможно.

Действительно, чем можно объяснить то, что сначала разница между тарифными коэффициентами шкалы ЕТС, принятой в 1992 году, увеличивается (0.3; 0.39), затем уменьшается (0.22) и после этого снова начинает увеличиваться (0.25; 0.28; 0.32 и т.д.)?

Шкала ЕТС, принятая в 1999 году, также не была лишена недостатков, которые становятся видны, если графически изобразить связь между первыми шестью разрядами и тарифными коэффициентами. Графики, построенные по точкам, соответствующим значениям шкал ЕТС 1992 и 1999 годов, имеют точки перегиба, хотя они должны были быть только вогнутыми вверх.

Эта очевидная ошибка разработчиков шкалы ЕТС 1999 г. была исправлена Правительством РФ в 2000 году принятием решения о повышении тарифных ставок (окладов) первого-шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы были увеличены с 1 января 2001 г.: на 68 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 30,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 10 руб. - тарифная ставка третьего разряда. С 1 июля 2001 г.: на 168 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 130,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 96,9 руб. - тарифная ставка третьего разряда; на 77,9 руб. - тарифная ставка четвертого разряда; на 54,9 руб. - тарифная ставка пятого разряда; на 27,9 руб. - тарифная ставка шестого разряда.

После этого с 1 декабря 2001 г. была введена шкала ЕТС, которая действовала (с небольшими округлениями) до 1 мая 2006 г. Эта шкала лишена недостатков, присутствующих в шкалах ЕТС 1992 и 1999 годов, поэтому для её аппроксимации с погрешностью вычислений, не превосходящей 3 %, оказалось достаточно квадратной параболы y = 0.005774x2 + 0.0963519x + 0.8898039

Последнее изменение шкалы ЕТС (постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 256), действующее с 1 мая 2006 г., с математической точки зрения не выдерживает никакой критики. Ее невозможно описать гладкой кривой, потому что в окрестностях четвертого и семнадцатого разрядов проявляется её резкое изменение, которое можно объяснить только нежеланием обоснованно повысить зарплату работников бюджетной сферы, имеющих разряды ЕТС с 4 по 17.

При этом нарушилась вся логика реального повышения зарплаты. Реальный процент её повышения у работающих по этим разрядам был установлен хаотично без какого-либо обоснования и составил от 14,9 % до 15,85 % (табл.2). Максимальное увеличение зарплаты в 37,5 % коснулось только работающих по первому и последнему разрядам. То есть наиболее социально незащищенными в нашей стране наряду с неквалифицированным персоналом являются руководители бюджетных организаций, которым присвоен восемнадцатый разряд ЕТС.

Таблица 2 - Изменение шкалы ЕТС

Тарифные коэффициенты

Процент повышения

Тарифные коэффициенты

Процент повышения

Более продуманную политику в этом направлении ведет Правительство Москвы, которое своим постановлением от 18 апреля 2006 г. № 260-ПП Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы ввело ставку первого разряда в размере 2200 рублей, сохранив при этом действовавшую до 1 мая 2006 г. шкалу ЕТС.

Величина тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в разные периоды была различной относительно величины минимального размера оплаты труда (табл. 3). С принятием Трудового кодекса Российской Федерации она не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Таблица 3 - Зависимость тарифной ставки от величины минимального размера оплаты труда

Со времени введения ЕТС в 1992 году произошли существенные изменения в экономическом развитии и финансовой сфере.

Значительные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации.

В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:

· низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС - иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 -20 % необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;

· недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;

· недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.

Предприятия, получившие право в условиях формирования рыночных отношений самостоятельно решать вопросы организации заработной платы, используют для этого различные модели и подходы. Но в силу того, что отсутствует банк данных о передовых методах организации заработной платы, большинство предприятий по-прежнему используют традиционную тарифную систему .

Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность различных нормативных материалов, с помощью которых устанавливается уровень заработной платы работников на предприятии в зависимости от сложности, условий труда и особенностей различных отраслей.

К числу основных элементов тарифной системы относятся: тарифные сетки, тарифные ставки, тарифно-квалификационные справочники, тарифные справочники должностей служащих, должностные оклады, надбавки и доплаты к тарифным ставкам, районные коэффициенты к заработной плате.

Тарифная сетка - это шкала разрядов, каждому из которых присвоен свой тарифный коэффициент, показывающий, во сколько раз тарифная ставка любого разряда больше, чем первого. Тарифный коэффициент I разряда всегда равен единице. Количество разрядов и величины соответствующих им тарифных коэффициентов определяются в соответствии с коллективным договором, заключаемым на предприятии между администрацией и работниками в лице профсоюза. Положения его, в свою очередь, разрабатываются на основе отраслевого тарифного соглашения и не должны допускать ухудшения положения работников.

Тарифная ставка - это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. На основе тарифной сетки и тарифной ставки I разряда определяются тарифные ставки каждого последующего разряда. Величина тарифной ставки первого разряда определяется коллективным договором предприятия и зависит от финансовых возможностей предприятия, с одной стороны, и состояния условий оплаты труда, отраженных в отраслевом соглашении, с другой стороны.

Тарифная ставка является исходной величиной для установления уровня оплаты труда рабочих независимо от того, какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии.

В зависимости от избранной единицы времени тарифные ставки бывают часовые, дневные и месячные (оклады). Наиболее широко на практике применяются часовые тарифные ставки, так как на их основе исчисляют различные доплаты. Расчет дневной и месячной ставок осуществляется путем умножения часовой ставки на количество часов в рабочей смене и среднемесячное количество отработанных часов в месяц.

Тарифно-квалификационные справочники - это нормативные документы, с помощью которых устанавливается разряд работы и рабочего. В них содержится информация о том, что должен знать теоретически и уметь практически рабочий каждого разряда каждой специальности. Они, как правило, состоят из трех разделов: «Характеристика работ», «Должен знать» и «Примеры работ». Обязательные для использования во всех отраслях народного хозяйства ранее, в настоящее время тарифно-квалификационные справочники носят рекомендательный характер и являются нормативными лишь для предприятий, их использующих. Присвоение квалификационного разряда осуществляется квалификационной комиссией (обычно цеховой или заводской).

Предприятия, использующие традиционные подходы в организации оплаты труда , применяют тарифные сетки, тарифные ставки и тарифно-квалификационные справочники для определения размеров заработной платы рабочих. Для служащих, являющихся работниками управленческого труда, под которыми подразумеваются руководители, специалисты и прочие служащие, на таких предприятиях применяют штатно-окладную систему. Особенности ее заключаются в том, что составляется штатное расписание, представляющее собой перечень должностей, имеющихся на конкретном предприятии, численность работников по каждой должности и размеры месячных окладов.

Аттестационная комиссия предприятия на основе использования квалификационных справочников должностей служащих в процессе аттестации присваивает служащим квалификационную категорию.

Квалификационный справочник должностей служащих состоит из отдельных характеристик. Каждая из них имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования».

Как и тарифно-квалификационный справочник, квалификационный справочник должностей служащих в настоящее время имеет рекомендательный характер и может произвольно использоваться предприятиями, с корректировкой, внесением изменений в его разделы.

Периодичность проведения аттестации служащих также определяется самим предприятием.

Многие предприятия сейчас идут по пути поиска наиболее эффективных, новых подходов к организации оплаты труда на основе элементов традиционной тарифной системы. Это позитивный процесс, который является следствием предоставления предприятиям самостоятельности в решении этих вопросов.

Наиболее широкое распространение получает использование единой тарифной сетки для организации оплаты труда всех рабочих на предприятии. Как правило, количество разрядов, присваиваемых рабочим, остается прежнее - 6-8. Обшее, максимальное количество разрядов в сетке может быть определено на конкретном предприятии, как и величины соответствующих им тарифных коэффициентов, - произвольно. Обязательным является закрепление этого в коллективном договоре. Пример такой организации оплаты труда - использование единой тарифной сетки для оплаты труда работников бюджетных организаций. Она может быть рекомендована для всех остальных.

Третий элемент организации заработной платы на основе тарифной системы - формы и системы заработной платы. С его помощью осуществляется связь между оплатой труда и его фактическим результатами.

При разработке и анализе выполнения трудовых показателей на предприятиях практикуется использование средних тарифных ставок группы рабочих (работ). Все эти показатели определяются исходя из действующей на предприятии системы оплаты труда.

При определении средней тарифной ставки может быть использована одна из следующих методик расчета:

1. Тс =-Σ Т·Ч/Σ Ч

где Т - тарифная ставка рабочих (работ), имеющих одинаковый разряд; Ч - численность рабочих, имеющих одинаковый разряд.

Эта методика расчета наиболее приемлема для оценки средней тарифной ставки рабочих-повременщиков.

2. Тс=Σ Т· ТР/Σ ТР

где TP - трудоемкость работ по каждому разряду.

По этой формуле рассчитывается средняя тарифная ставка работ, трудоемкость которых известна.

Средняя тарифная ставка также может быть определена как произведение среднего тарифного коэффициента на тарифную ставку I разряда.

3. Тс = Т1 Кс,

где Тс - средняя тарифная ставка группы работ (рабочих); Т1 - тарифная ставка 1-го разряда для данной группы рабочих (работ); Кс - средний тарифный коэффициент данной группы рабочих (работ).

Средний тарифный коэффициент может быть установлен по одной из формул:

1. Кс =Σ ·Ч/Σ Ч;
2. Кс=-Σ К·ТР/Σ ТР;;
3. Кс = Кб-Кб·Км/Рб-Рс;
4. Кс = Км-Кб-Км/Рс-Рм

где К - тарифный коэффициент, соответствующий разряду данной группы рабочих (работ); Ч - численность рабочих, имеющих одинаковые разряды; TP - трудоемкость работ, имеющих одинаковые разряды; Кб, Км - тарифные коэффициенты, соответствующие большему и меньшему из двух смежных разрядов, между которыми находится средний разряд, соответственно; Рс - средний тарифный разряд рабочих (работы); Рб, Рм - больший и меньший из двух смежных разрядов тарифной сетки, между которыми находится средний.

Для аналитических целей расчет вышеприведенных средних показателей целесообразен только по рабочим, так как тарифный коэффициент и разряд характеризует уровень их квалификации, сопоставимый с требованиями этой квалификации со стороны работы. У руководителей, специалистов и служащих при использовании ETC разряд присваивается с целью четкой дифференциации в оплате труда.

К основным элементам единой тарифной системы относятся районные коэффициенты и надбавки к заработной плате за стаж работы в неблагоприятных природно-климатических районах.

Районный коэффициент представляет собой нормативный показатель степени увеличения размера заработной платы, в зависимости от места расположения предприятия, организации. Он устанавливается непосредственно к заработной плате, на которую распространен районный коэффициент. Они могут колебаться в пределах от 1,0 до 2,0. Например, если месячный заработок рабочего какого-либо предприятия, на котором распространен рабочий коэффициент к заработной плате, равный 1,4, составил 270 тыс. руб., то ему должно быть начислено: 270,0 тыс. руб. х 1,4 = 378 тыс. руб.

Основная задача районного регулирования заработной платы заключается в том, чтобы обеспечить равную реальную заработную плату за равный труд во всех экономических районах страны.

Заработная плата работников дифференцируется при помощи районных коэффициентов, которые строятся с учетом, во-первых, разницы в уровне цен на предметы потребления, во-вторых, разницы в бюджетном наборе товаров, которая зависит от различий в природно-климатических условиях районов, требующих специфических наборов продуктов питания, одежды, топлива и т. п., в-третьих, разницы в климатических условиях, воздействующих на работника непосредственно в процессе труда и вызывающих увеличение его физической напряженности по сравнению с аналогичным трудом в других климатических условиях.

Межотраслевая ETC является аналогом для разработки соответствующих отраслевых единых сеток и единых сеток предприятия, на которых межотраслевые единые условия оплаты труда различных категорий работников должны быть адаптированы к условиям отраслей и конкретных предприятий, к профессионально-квалификационному составу работников.

При разработке тарифной сетки предприятия необходимо знать:

  • основные характеристики тарифной системы;
  • особенности построения сеток;
  • наиболее часто встречающиеся ошибки, в целях их устранения.

Количество разрядов должно определять само предприятие, причем чем крупнее предприятие, чем больше разрыв в уровне квалификации работников, тем большее число разрядов может содержать тарифная сетка.

Соотношение крайних разрядов в разрабатываемых сетках будет зависеть от того, какое межразрядное соотношение установит предприятие.

При этом надо исходить из вывода психологов, что нижний предел ощущения материальной заинтересованности составляет 10%, то есть разницу в тарифных коэффициентах не следует устанавливать менее 10%.

При определении соотношения крайних разрывов может также учитываться сложившийся уровень заработной платы по самым простым и сложным работам, выполняемым на предприятии.

Весьма важно установление принципа нарастания (как абсолютно, так и относительно) тарифных коэффициентов от разряда к разряду.

Существует два принципа нарастания - равное и прогрессивное. При равном нарастании рост тарифных коэффициентов от разряда к разряду происходит в равном размере.

При прогрессивном нарастании тарифные ставки более высоких разрядов могут возрастать в большем относительном размере, чем низших разрядов.

Чем больше будет ступень сложности, то есть разрядов в тарифной сетке, тем точнее в заработной плате будут отражены различия в сложности труда и квалификации работника. Чем меньше будет количество разрядов, тем меньше будет эта точность, так как большинство работ будут тарифицироваться или с завышением, или с занижением их сложности. Чем меньше количество разрядов в сетке, тем реже меняется разряд рабочего и тем слабее материальные стимулы повышения квалификации.

Однако количество групп по сложности труда должно быть ограничено, исходя из оптимального соотношения между крайними разрядами, а также практической целесообразностью.

При определении минимальной тарифной ставки работников предприятия следует ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате, примерно 65-70%, с последующим повышением этого уровня до общеевропейского стандарта, согласно которому в странах с развитой рыночной экономикой удельный вес тарифной заработной платы составляет не менее 90%, что обеспечивает высокий уровень организации оплаты и эффективность труда.

При разработке внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда экономическим службам предприятия необходимо в первую очередь ориентироваться на соответствующие территориальное и отраслевое тарифное соглашения, распространенные в установленном порядке на предприятии. В отраслевых тарифных соглашениях предусматриваются нормы, регулирующие социально-трудовые отношения в области организации, оплаты, социальных гарантий, найма и увольнения работников, которые в процессе перехода к рыночным отношениям нацелены на выравнивание условий воспроизводства рабочей силы на отраслевом уровне. При разработке коллективного договора в части тарифных условий оплаты предприятие в соответствии со своими финансовыми возможностями может корректировать в сторону увеличения нормы оплаты, предусмотренные в отраслевых тарифных соглашениях.

В коллективном договоре в качестве основы для построения тарифной оплаты работников предприятие прежде всего фиксирует наименьший уровень оплаты за выполнение нормы труда (круга трудовых обязанностей), который и является минимальной тарифной ставкой.В условиях перехода к рыночным отношениям, когда необходимо социально защитить низкооплачиваемых работников, можно рекомендовать регрессивный принцип построения тарифных сеток. Он предусматривает относительное возрастание коэффициентов, но по убывающей. После того как сетка разработана - определен ее диапазон, установлено межразрядное соотношение - следует приступить к тарификации работ и работников. Порядок проведения тарифных работ и рабочих схематично изображен на рис. 1 .

Рис. 1. Порядок проведения тарификации работ и рабочих

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14-10-92 785 (ред от 27-02-95) О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В УРОВНЯХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ… Актуально в 2018 году (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.95 N 189) Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тарифные коэффициенты 1.0 1.30 1.69 1.91 2.16 2.44 2.76 3.12 3.53 3.99 4.51 5.10 5.76 6.51 7.36 8.17 9.07 10.07 Примечания. 1. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Правительством Российской Федерации. Ставки (оклады) работников остальных разрядов Единой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. 2. Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с Единым тарифно — квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1 по 8-й разряды Единой тарифной сетки.

Тарифная сетка по разрядам на 2018 год

На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты. Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы.


Внимание

Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки. НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Тарификационная сетка для бюджетников на с 01 10 2018 год

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ. Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно. Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов:1.


Важно

Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок. 2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.


3.

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях. 4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п.
7 ч. 1 ст. 77

ТК РФ. 5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты. Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».

Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.

Нюансы и правила использования тарифной сетки по разрядам

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.
НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Новые оклады учителей в 2018 году тарифная сетка

После того как изменятся должностные оклады на 2018 год, таблица окладов тоже будет изменена. Однако возникают пени вопрос. Пока неизвестно, как на такие действия отреагирует МВФ и другие международные партнеры Украины.
Если учесть то, что Украина имеет большой внешний долг, который не прекращает расти, то, пожалуй, кредиторам это не понравится. Все это приводит к тому, что ситуация в Украине будет складываться не лучшим образом. Большое количество различных экспертов и специалистов пророчит государству дефолт уже в 2020 году. Это, конечно, только прогнозы, но чтобы избежать такого, властям нужно приложить немалых усилий, ибо изменить ситуацию к лучшему будет не так уж и легко.
Работники, которые остались в выигрыше Надо также упомянуть о том, что позитивные изменения все же коснулись некоторых.

Кому из бюджетников повысят зарплату с 1 мая 2018 года

В связи с такими данными все же можно утверждать, что должностные оклады государственных служащих на 2018 год должны претерпеть определенных изменений. Рост окладов и подводные камни О вышеупомянутую проблему также неоднократно заявлять представители Кабинета Министров Украины. Это очень важная проблема, которая практически уничтожает всякую мотивацию работать. Если обратить внимание на то, как росли показатели в течение прошлых лет, то можно понять, что такая тенденция имела свое начало еще в 2014 году. Именно тогда рост должностных окладов прекратило соответствовать росту прожиточного минимума. Как еще сильнее погрузиться в эту проблему, то при сравнении размера тарифных ставок становится известно, что представители первого разряда имеют заработную плату, что составляет примерно 1700 гривен.

Должностные оклады на 2018 год в украине. таблица

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть. Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Правительство РФ приняло Постановление, согласно которому работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст.
Для этого надо просто узнать о коэффициент, который указывается в единой тарифной сетке. Этот коэффициент – это четко установленное понятие, которое регулируется только тарифной сеткой. Именно поэтому любые другие трудовые правки и нововведения не имеют никакого влияния на показатель. Как известно, для представителей первого тарифного разряда коэффициент составляет единицу, а для других разрядов он определенным образом растет. Вот на основе чего и составляется таблица должностных окладов. Надо также сказать о том, что сам тарифный разряд корректируется в зависимости от профессии лица.

Нетрудная работа обычно приравнивается к наименьших уровней. И работа, которая вообще требует минимума, относится к первому разряду.

А вот чем больше нужно профессиональных навыков и чем больше специализированных знаний нужно, тем больше будет тарифный разряд.

Разрядная сетка заработной платы бюджетникам в 2018 году

Тарифные разряды устанавливались в зависимости от сложности работ. Для того чтобы унифицировать распределение работников по тарифным разрядам, использовались 2 квалификационных справочника:

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС);
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Оба справочника утверждены Правительством РФ. Они постоянно обновляются, поскольку уровень развития технологий повышается, вводятся новые стандарты работы. Новые системы оплаты труда в бюджетных организациях С 1 декабря 2008 года Единая тарифная сетка была заменена на несколько иной способ тарификации зарплаты бюджетников.
Если это тарифная система, правила использования которой в 2017-2018 годы регламентируются действующими нормами ТК РФ, то в локальном нормативном акте, например положении об оплате труда или коллективном договоре, прописываются все составляющие этой системы и принципы их применения. Так, работодатель должен расписать тарифную сетку, которая будет использоваться при начислении зарплаты сотрудникам.

В рамках тарифной сетки закрепляется привязка к тарифным разрядам. Так, все должности на предприятии разбиваются на определенные группы - разряды.

Обычно 1-й разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Естественно, что за более сложную работу, требующую определенных знаний и навыков, устанавливается более высокая оплата труда.

В основе концепции оплаты труда лежит тарифная сетка. Тарифная система необходима для формирования размеров зарплаты и используется для распределения работ по сложности, а работников - согласно их квалификации. Она состоит из тарифных сеток, ставок, квалификационных характеристик и схем окладов согласно должностям.

Работника, имеющего первый разряд, должна быть выше величины минимальной зарплаты, установленной законодательством. Тарифная сетка - это система, позволяющая дифференцировать оплату труда в зависимости от того, насколько сложные выполняются работы, и какая квалификация у работников.

Работодатель совместно с контролирующим органом или представителем присваивает работникам определенные разряды на основании тарифно-квалификационного справочника. Также они определяют, к какому тарифному разряду относится конкретный тип работ. Тарифная сетка включает в себя квалификационные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты, которые определяют величину ставок.

Алгоритм присвоения нового разряда

Работник имеет право претендовать на повышение квалификационного разряда в том случае, если уровень его знаний соответствует заявленным требованиям, а обязанности он выполняет добросовестно и ответственно. Повысить разряд могут и те работники, которые на протяжении трех месяцев успешно выполняли работы более высокого разряда и сдали экзамен. За нарушения обязанностей, которые повлекли за собой сбой в производстве или наличие брака, квалификационный разряд может быть снижен. Восстановить его работник сможет в общеустановленном порядке не раньше, чем через три месяца.

Повышение разряда имеет общий порядок на всех предприятиях:

  • Работник с разрешения непосредственного руководителя должен написать заявление и обосновать свое мнение. Совет производственной бригады ставит на нем визу.
  • Следующий шаг - сбор комиссии. В нее входят представители администрации фирмы и профсоюзной организации, специалисты, мастера и рабочие с высшей категорией.
  • Проверка знаний работника, претендующего на повышение, осуществляется на основании тарифно-квалификационного справочника.
  • После экзамена присваивается разряд, что подтверждается протоколом комиссии и приказом по предприятию. В обязательном порядке делается запись в трудовую книжку.

Тарифно-квалифицированный справочник имеет по каждой профессии три группы:

  • «Характеристика работы». Здесь указывается сложность работ, условия производства, технологический уровень и необходимая степень самостоятельности при выполнении трудовых обязанностей.
  • «Должен знать». В этом разделе присутствует перечень необходимых знаний, умений и навыков.
  • «Примеры работ». В качестве наглядного пособия могут быть указаны типичные задания и работы для конкретного разряда.

Назначение тарифной сетки

Тарифная система - это нормы, которые обеспечивают дифференцированную оплату и требования могут быть установлены как централизованно, так и в локальном порядке.

Тарифная сетка характеризуется следующими показателями:

  • Соотношением тарифных коэффициентов, которые присвоены крайним разрядам.
  • Количеством разрядов.
  • Характером увеличения коэффициентов.

Тарифный коэффициент является показателем относительного уровня оплаты. Его величина может меняться от разряда к разряду.

Виды тарифных сеток

Тарифные сетки различаются в зависимости от характера возрастания коэффициентов:

  • Равномерные.
  • Регрессивные.
  • Прогрессивные.
  • Комбинированные.

Единые тарифные сетки

Чаще всего на предприятиях применяется сетка из шести разрядов. Самые простые требования и обязанности соответствуют первому разряду и низшей заработной плате. Шестой разряд требует высокой квалификации и компетентности работника.

Тарифные сетки используются не только для установления зарплаты для рабочих специальностей, но и для других сфер, например, бюджетной. Единая тарифная сетка включает в себя 18 рангов. Коэффициент первого ранга составляет 4,5.

В одной организации может действовать несколько тарифных сеток: для нормальных рабочих условий и тяжелых. Сетка определяет те правила, по которым осуществляется оплата труда в пределах конкретной квалификационной группы.

Значение тарифной сетки

Тарифная сетка, значение которой сложно переоценить как в социальной, так и в экономической сфере, широко применятся на многих предприятиях. Она позволяет соблюсти единство меры труда и оплаты, реализовать принцип дифференцированной заработной платы и позволить платить людям оплату в зависимости от качества труда.

Тарифная сетка играет мотивационную роль для работников: чем выше квалификация, тем больше размер зарплаты.

Типы тарифных ставок

Тарифная ставка различается по типам:

  • Месячные.
  • Дневные.
  • Часовые.

Они лежат в основе определения размера зарплаты труда для работников-повременщиков или сдельщиков. Он устанавливается с учетом минимальной оплаты на предприятии, квалификации и различных разрывов в оплате. Тарифная ставка позволяет осуществить межотраслевое и внутриотраслевое дифференцирование заработной платы. Работники отрасли, которые обслуживают современное и высокопроизводительное оборудование, имеют повышенную заработную плату. Межотраслевое регулирование происходит следующим образом: в более востребованных и ведущих сферах устанавливается высокая тарифная ставка.

Чтобы установить тарифные ставки на предприятии, необходимо оценить сложность труда, условия работы, значимость деятельности и требуемую квалификацию работников.

На любом российском предприятии, бюджетном или коммерческом, зарплаты сотрудников неодинаковы.

Размеры зарплат указываются в штатном расписании, а вот соотношение размеров окладов работников закрепляется в тарифной сетке.

Оплату труда по определённой системе разработали ещё в первой половине прошлого века советские законодатели. По мнению разработчиков, любого сотрудника (от простого рабочего до руководителя) должна зависеть:

  • от занимаемой должности;
  • от сложности и значимости работы.

Для определения разницы в окладах разрабатываются тарифные сетки (ТС). Основа ТС - это единая тарифная сетка (ЕТС), составленная в виде таблицы. Элементы таблицы таковы:

  • разряды оплаты труда (всего их 18);
  • тарифные коэффициенты.

Коэффициент повышается с каждым разрядом .

Кроме ЕТС разрабатываются сетки по разрядам с указанием должностей и квалификации. Такие ТС делятся на отрасли. В бюджетной сфере, например, отрасли такие:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • лесное хозяйство и т.д.

Кроме того, каждая отрасль разделяется на подотрасли. Например, образование разбито на элементы:

  • ВУЗы;
  • народное образование;
  • руководители.

В свою очередь, каждая подотрасль может содержать свои составляющие. На примере образования - в подотрасли руководителей содержатся сетки:

  • общего образования;
  • высшего образования.

Сами ТС - это тоже таблицы, которые состоят из столбцов со значениями:

  • должность или квалификация;
  • диапазон применяемых коэффициентов.

Для наглядности рассмотрим пример:

По тарифной сетке оклад ректора ВУЗа должен быть в диапазоне разряда ЕТС от 17 до 18, а школьного учителя - от 7 до 14.

Коэффициенты разрядов: для ректора - от 9, 07 до 10, 07, а учителя - от 2,76 до 6, 51.

Какой именно коэффициент по разряду применить, указывается в справочниках:

  • ЕТКС (содержит виды работ по разрядам рабочих профессий и должностей);
  • ЕКС (применяется в отношении управленцев, специалистов и служащих).

Из вышесказанного резюме: ТС устанавливает, на какой коэффициент нужно умножать МРОТ, чтобы получить .

ЕТС бюджетников

Система оплаты в бюджетной сфере по единой сетке применялась до конца 2008 года, на сегодня она не применяется . Для расчёта зарплат бюджетников в 2017 году применяются правила Постановления №583.

Указанным правовым актом были введены новые системы расчёта окладов сотрудников муниципальных, федеральных или казённых организаций.

В новой системе обязательно применение справочников ЕТКС и ЕКС, но размеры ставок или окладов утверждаются руководителем организации.

Руководитель бюджетного предприятия при установлении или оклада обязан учитывать:

  • сложность и значимость работы;
  • квалификацию сотрудника;
  • сложность работы.

А между тем зарплата бюджетника - это не только голый оклад, но и:

  • (за стаж, звание, класс и т.п.);
  • премии (размеры и основания указываются в локальных положениях);
  • компенсации ( , например, или «северные»).

Согласно 583-го Постановления система установления зарплат сотрудников должна обязательно фиксироваться в локальном акте организации:

  • в колдоговоре;
  • в положении об оплате труда и премировании;
  • в других соглашениях.

Как именно разработать систему оплаты труда, описано в рекомендациях Российской комиссии от 25.12.2015г. (Протокол решения №12).

Комиссия решила, что зарплата руководителя предприятия напрямую зависит от средней зарплаты его подчинённых. Кроме того, при формировании системы оплаты труда, должны применяться условия:

  • оклад по низшему разряду не может быть меньше законного МРОТа;
  • труд работников одной должности и квалификации должен оплачиваться одинаково;
  • понижение оклада недопустимо;
  • фиксированные оклады и ставки устанавливаются с учётом принадлежности к профессиональной квалифицированной группе;
  • все оклады, ставки, надбавки и премии включаются в штатное расписание.

В итоге, что получаем: размер зарплаты (оклад + премии и надбавки) можно узнать из локальных актов:

  • штатное расписание;
  • колдоговор (если есть);
  • положение об оплате труда, о премировании, о надбавках и т.п.

Со всеми документами и актами организации, которые касаются зарплат, сотрудники имеют право знакомиться.

Классификация рабочих профессий

По норме 143 статьи Трудового кодекса оплата работника должна быть соразмерна его КПД. То есть, чем выше разряд или квалификация сотрудника, тем дороже его работа. А разряд напрямую зависит от видов работ. Все виды работ, присущие тому или иному разряду (по профессиям) перечислены в ЕТКС.

В справочнике определены:

  • отрасли (строительная, литейная, кузнечная и т.д.);
  • профессии;
  • разряды.

Справочник регулярно обновляется, актуальная версия ЕТКС находится .

По каждому разряду любой рабочей профессии в справочнике описано:

  • какое образование должно быть у работника;
  • опыт работы;
  • что он должен знать и уметь;
  • какие работы выполнять.

На основании именно данных из справочника можно устанавливать разряд или тарифный коэффициент.

Классификация управленцев

Руководящее звено (управленцы) - это администрация организации, в задачи которой входит обеспечение деятельности предприятия в соответствии:

  • с целями предприятия;
  • с действующим законодательством.

То есть, администрация обязана так организовать свою работу, чтобы предприятие работало на результат, обозначенный в уставе, и при этом соблюдались бы законные права работников и государства.

Для этого советскими разработчиками создан справочник ЕКС. Действует он до сих пор, но изменяется регулярно. Последняя его редакция утверждена в 2014 году. В справочнике содержатся сведения:

  • названия руководящих должностей;
  • требования к знаниям и умениям по каждой должности;
  • требования к образованию и опыту;
  • основные функции.

Все данные можно посмотреть по ссылке .

В справочнике описаны требования к должностям всех подразделений управленческого аппарата:

  • к руководителям (директорам, заведующим, начальникам отделов и т.п.);
  • специалистам (инженерам, техникам);
  • служащим (агентам, секретарям, операторам).

Данные справочника обязательны для разработки системы оплаты труда в организации.

ТС в коммерческой фирме

Чтобы обосновать размер зарплаты сотрудника частной компании, достаточно указать размеры окладов и надбавок в штатном расписании. А рассчитать эти размеры можно на основании тех же справочников - ЕКТС и ЕКС.

За основу всегда принимается МРОТ (наименьшая цифра по 1 разряду). Важно учесть и то, что в каждом регионе может быть принят свой размер минимального оклада. Это обстоятельство можно выяснить, изучив информацию об оплате труда, опубликованную на официальном сайте администрации региона (края, области, Москвы или Санкт-Петербурга).

Единственное условие тарификации - это недопущение дискриминации. То есть, директор вправе установить любые оклады работникам фирмы.

Но сотрудники, выполняющие одну и ту же функцию на равных условиях, должны получать зарплату с одинаковым коэффициентом.

Как можно разработать ТС:

  • определить все должности и профессии по отделам фирмы;
  • в зависимости от видов и значимости работ поделить функции на разряды;
  • установить коэффициенты к разрядам.

При этом в основе первого разряда стоит размер МРОТ и коэффициент 1. Далее систему тарификации нужно закрепить в локальном нормативном акте.