Для канализации        25.09.2019   

Демонология — виды демонов из различных источников. Вид бесов

Приведенная ниже информация не имеет под собой никакого научного обоснования.

Бес (греч. δαiμων, «божество, дух, гений») - в древнегреческой мифологии: сверхъестественное существо, божество обычно низшего порядка, дух, который может владеть как положительными, так и отрицательными свойствами.

В христианской традиции обозначал беса, злого духа. Посреди апологетов II века была распространенна теория происхождения бесов от смешения сынов Божиих, отождествляемых с ангелами, с сынами человечьими (взятая из иудейских апокрифических преданий); но согласно утвердившейся в Церкви точке зрения бесы (бесы) - это падшие ангелы.

Слово «демон» привнесено в народные поверья христианством и священными книжками (Новый завет, Ветхий завет). В народных верованиях бесы видятся только вредной силой. Будучи невидимы и недосягаемы наблюдению, эти духи предоставляют себя знать, правда, не в самом действии, однако в последствии его, когда к примеру, не поддающееся объяснению, лежащее в воздухе зло повреждает древесные и полевые растения в самом их цвете... С таковой же загадочностью дыхание бесов и ангелов производит разные заболевания духа средством умоисступления, зазорных и страшных пожеланий.

Оккультисты считают, что бесы (бесы) сделаны из узкой материи, невидимой для человека, хотя их присутствие около себя есть возможность почувствовать по неожиданному настороженному чувству (рядом кто-то есть), причём чувство это гнетущее, тревожное. Они могут просачиваться через все преграды (стенка, дверь), потому что могут «просачиваться» через их. Считается, что бесы очень обожают воздушную стихию, однако живут и в морях, и в реках, и в горах, и в оврагах.

«Они напоминали людей, однако неописуемо, страшенно старенькых. Их тела иссохлись и скрючились. Где-то сияли жуткие дыры - там, где плоть истлела и рассыпалась в останки. Сероватая выцветшая кожа сморщилась и рвалась при каждом движении. Однако ужасней всего были их лица. Губки пропали, и черепа, лишенные покров, в мерзкой ухмылке оскаливали длинноватые темные зубы. Кровь узкой струйкой бежала из грязно-желтых глаз, капала с гнилостных клыков на покрывающуюся все новыми трещинками кожу. Это были Бримбстонские бесы, гуманоидоподобные существа, не живы, да и не мертвые.

Бес: «Черные крылья. Молочно белое лицо и плотоядно извивающиеся руки, а из перекошенной пасти сверкали здоровые клыки. У него были темные глаза с красноватыми зрачками». (М. Успенский. Трилогия про Жихаря).

Бесы, топнув ногой, могут провалиться в подземелье, где они очень обожают бродить. Подобным свойством владеют все европейские и арабские бесы. Любят есть человечину и пить ихор, а крылья обязательно должны быть темными.

В православных поверьях считается, что свободные бесы не могут просачиваться в освящённое помещение. Это помещение «отмечено» для Господа, и в том случае в нём происходят угодные ему действия, совершаются молитвы, то он отправляет на это место свою Благодатную защиту. Благодать Божья, покрывающая такие места, опаляет бесов, они не могут преодолеть её. В том случае на человеке нет Божьей защиты, то бесы беспрепятственно могут просачиваться в его энерго тела. Бесы живут там, где им есть место. Человек, греша, готовит им такое место. Где грех, там и они. По природе собственной бесы (бесы) - это очень злостные, коварные, лживые существа, имеющие мерзкую наружность. Они терпеть не могут праведность и добродетели, терпеть не могут всё то, что связано с Господом. Они стремятся всеми силами заполучить человека, склонить его ко греху, и потом взращивать, наращивать в нём этот грех, пока человек не станет их «рабом». Питаются бесы энергиями человека, когда он предаётся порочным занятиям (допустим, энергиям гнева, сладострастия, ненависти). Также бесы обожают вдыхать фимиамы от разных воскуриваемых благовоний, бесам очень нравится, когда человек поглощает мясо, отдельно с кровью, либо же предаётся блудной страсти (при всем этом энергия партнёра «высасывается» бесом). В том случае бес находится в человеке, пришедшем в освящённое место (православный храм), то от благодати Божьей ему становится плохо, и человек склоняется к тому, чтоб покинуть это помещение как есть возможность резвее, путём мысленного внушения беса так, чтоб человек даже и не заподозрил (допустим, под любым предлогом). Или же бес, ранее тихо находившийся в нём, вдруг резко проявляет себя, и находится.

Разновидности бесов

Систематизировать бесов достаточно тяжело, так как часто способности и природа различных духов переплетаются и оказываются взаимосвязанными. Но голландский доктор и оккультист Иоганн Вейер в собственной книжке «Pseudomonarchia Daemonum» (1588) приводит подробную систематизацию бесов и аннотации для желающих вызывать их.

В целом выделяют немного главных групп:

  • Гении - демоны-хранители, приставленные к человеку, предмету либо местности. Сюда могут быть отнесены разные персонажи фольклора вроде леших, водяных, домовых, домашних духов, ведьм (фамилиары), нимф и дриад, хранители дворцов древних культур вроде шеду, и хранители самого человека вроде ангела-хранителя.
  • Непривязанные к определенному месту духи , вроде стихийных духов: гномов, эльфов, русалок, сатиров и т.п.
  • Архонты - бесы, выступающие в роли персонификации сил природы и космоса, которые поддерживают постоянным порядок естественных вещей либо служат бессмертными образцами для всех созданий на земле (что роднит их с понятием архетипа и мыслях в философии). К подобного рода созданиям могут быть отнесены деканы из герметических сочинений.
  • В науке «демоном» нередко именуют измышленное существо, выступающее в мысленном опыте. К примеру, бес Максвелла, бес Лапласа и другие.

    Первоисточники:

  • bogistina.info - кто такие бесы и их воздействие на людей;
  • otvety.google.ru - кто такие бесы, сколько их всего и какие бывают разновидности;
  • angel-demon.ru - бесы;
  • inomir.ru - кто такие бесы;
  • liveinternet.ru - кто такие бесы и как они смотрятся;
  • ru.wikipedia.org - бес (Википедия).
  • Коварство лицемерного беса не сможет дойти до цели, если человек обладает сильной волей и сомневается в своей вере в Бога. Однако разбираться в видах бесов должен каждый человек, чтобы понимать, как не стать жертвой нечистой силы.

    В статье:

    Почему бесов называют лукавыми

    Коварство лицемерного беса - это лукавство. Именно поэтому представителей нечистой силы называют лукавыми - данное качество им действительно присуще. Все бесы хитры, непредсказуемы, они практически всегда желают обмануть человека с недостаточно крепкой верой.

    В молитвах нередко люди просят защиты от лукавого. Здесь имеется в виду любая нечистая сила, а не только бесы. Черти, демоны, бесы - от лукавства всех этих представителей нечисти может защитить молитва.

    Хитрость, игривость, притворство, коварство, лукавость - все эти качества от беса. Многие люди обладают ими. Считается, что они находятся под влиянием нечистой силы. Это она толкает их на обман, месть, получение запретных удовольствий.

    Удача - имя беса

    Удача - имя беса, который способен принести везение, однако цена такого подарка - бессмертная душа человека. Многие согласились бы обменять свою душу на удачу, обрекая себя на посмертное существование в аду, а то и не-жизнь в роли или упыря.

    Каждый знает, что в современном обществе принято желать удачи. Следует быть осторожнее с такими пожеланиями, утверждают православные священники. Желая удачи, вы призываете нечисть для своего близкого человека. Бес Удача только этого и ожидает. Его цель - подталкивать людей к греху, и дарованная им удача является неплохим подарком за эту возможность.

    Нередко в помянники вписывают «Об удаче». Большинство священников возмущено этим - казалось бы, верующие люди вписывают в помянники имя беса и еще желают за него молиться. Существует такое мнение, что настоящее имя беса Удача - . Это один из самых великих демонов, виновных в смерти большого количества людей.

    Архимандрит Клеопа утверждает, что Удача был римским, карфагенским и шумерским божеством счастья. Его статуи отливали из серебра или меди и устанавливали на двухколесные тележки. Сзади статуи стояла дровяная печь, в которую жрецы Удачи подбрасывали топливо. Спереди была сковорода, раскаленная от печного пламени. Жрецы ходили по городам с телегами с установленными статуями Удачи, держа в руках отточенные топоры. Они принимали жертвы божеству счастья, хлопая в ладоши, зазывали желающих получить его покровительство:

    Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!

    Удача принимал в жертву только грудных младенцев и только из рук из матерей. Желающие обменять ребенка на удачу по своей воле всегда находились. Матери отдавали детей жрецам, те разрубали младенцев на куски, которые помещались на раскаленную сковородку. Архимандрит Клеопа утверждает, что за один «удачный» день бес мог принять в жертву до полусотни маленьких детей.

    Бес полуденный - виновник лености

    Беса полуденного священнослужители связывают с грехом уныния. Уныние в православной традиции - это леность, телесное и духовное расслабление. Полуденный бес - это тот, кто искушает монахов отдать предпочтение послеобеденному сну, а не молитвам. Для монаха полдень - это действительно половина дня. В старину в монастырях вставали еще раньше, а приемов пищи было два - обед и ужин. После еды уставшему даже за половину дня монаху хотелось спать, и бес пользовался желанием его тела.

    Так описывал влияние полуденного черта Святитель Феофан :

    Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять.

    Главный признак присутствия полуденного беса возле человека - кризис в духовной жизни, охлаждение к церкви и молитвам, леность. У каждого верующего человека бывают периоды, когда молитвы и походы в церковь не приносят покоя в душе, нет желания ехать в храм или - попросту лень.

    Как избавиться от влияния полуденного беса? Поможет только самоконтроль и сила воли. В любом деле человек может добиться результата, если будет заставлять себя идти к цели, совершая для этого некие ежедневные действия. Что-то же вас заставляет ходить на работу каждое буднее утро? Есть известное каждому человеку слово - «надо». Им и руководствуйтесь каждый раз, когда вас одолевает полуденный бес.

    Бес блуда и похоти

    Несложно догадаться, что бес блуда - это нечистая сила, которая искушает человека плотскими удовольствиями. Что такое блуд? Это разврат, прелюбодеяние, рукоблудство, блудные мысли и разговоры, распущенность, а также блудное понуждение. Последним называют поведение, привлекающее внимание противоположного пола, аналогичные предпочтения в одежде, любовь к флирту.

    В целом под это определение попадает большинство современных людей, ведь блуд - это занятия любовью ради удовольствия, а не зачатия детей, а также сексуальные отношения между людьми, не связанными браком. Практически вся современная одежда направлена на привлечение противоположного пола. Можно сказать, что в наше время изгнание беса блуда не слишком актуально.

    Однако бес похоти может искушать слабого волей и верой человека на сексуальные преступления, различные извращения, растление малолетних и прочие не слишком приятные и малообсуждаемые в приличном обществе вещи. Нечистая сила может овладеть человеком одновременно с совершением им любого греха - от выкуренной сигареты до чувства зависти. Дети грешных родителей автоматически считаются лишенными божественной помощи, и это основная причина блуда у детей.

    Он и его помощники искушают людей с чистыми душами, превращая их в закоренелых грешников. Даже после изгнания бесов они остаются неподалеку от человека, постоянно пытаясь добраться до него. Эротические сны и фантазии считаются первыми признаками их попыток вселиться в человека. Противостоятелем Асмодея является Иоанн Креститель. Молитвы, обращенные к этому святому, помогут вам избавиться от пугающих вас блудных мыслей.

    Кроме этого, бесом блуда называют нечисть, которая сбивает путников с дороги - от слова «заблудиться». Его воздействие описывают как невозможность узнать знакомые места, сориентироваться на местности даже несмотря на то, что территория, на которой человеку не повезло заблудиться, ничтожно мала. Если верить легендам, под воздействием такой нечистой силы человек может бродить всю ночь, только на рассвете узнав знакомую местность. Иногда она пытается завести в болото, столкнуть с обрыва или погубить другими способами.

    Известны аномальные зоны, в которых водится немало таких представителей нечисти. Там часто теряются, а то и пропадают без вести люди. Иногда блудом называют заложного покойника - не нашедшего покоя казненного преступника или самоубийцу, который желает зла всем живым. Это связано с тем, что они часто появляются на местах смерти. Могилы самоубийц в старину находились далеко от человеческого жилья, но близко к дорогам. Проходя их, раньше старались бросить горсть земли на такую могилу, чтобы поучаствовать в похоронном обряде, которого самоубийца был лишен. Так его можно задобрить, чтобы не нашедший покоя дух не завел в топь или густую чащу.

    Спасти от блуда может крестное знамение или молитва, например «Отче наш» или дорожная молитва-оберег:

    Не сама я иду. Иисус Христос впереди, Божья Матерь позади, я - посередине. Что им - то и мне.

    Для того, чтобы защитить от злого духа в дороге, в старину носили с собой чеснок, четырехлепестковый клевер. Иногда старики советовали лечь и заснуть, если не удается найти путь. Утром злой дух потеряет свои силы, и больше не будет «водить». Для того, чтобы уведенный нечистью родственник вернулся, для него заказывали молебны, его имя выкрикивали в дымоход, ставили свечки за здравие в храме.

    Бес пьянства - виновник запойного алкоголизма

    Священник Дмитрий Фетисов утверждает, что плачевная ситуация с большим процентом алкоголиком в странах СНГ связана с бесами. День почитания святого Вонифатия, которому принято молиться от алкогольной и наркотической зависимости. По новому стилю он выпадает на 1 января - день, когда большинство людей занято совершенно противоположным, а именно употреблением спиртных напитков.

    Такое отношение к праздникам - это именно то, что нужно бесу пьянства. Считается, что такая нечистая сила сопровождает каждого запойного алкоголика. Когда человек совершает грех, бес пьянства получает возможность добраться до него. Пьянство - одна из самых серьезных проблем современности, и судя по ее размеру, можно сказать, что большинство людей не обладает достаточной силой воли для сопротивления нечистой силе.

    Бес пьянства - это добровольно призываемая каждым вторым человеком нечистая сила. Церковь считает алкоголиками людей, которые употребляют спиртное не реже, чем раз в двадцать дней. Под это определение попадает подавляющее большинство жителей России. Избавиться от влияния беса пьянства можно с помощью поста и молитвы.

    Какие еще бывают бесы и демоны

    Бесов и демонов неоднократно пытались классифицировать еще в Средние века. В большинстве и религиозного характера можно встретить информацию о том, какие бывают бесы и демоны, а также прочая нечистая сила. Бесы, черти и демоны стоят на разных ступенях иерархии. Некоторые демонологи считают, что их сила зависит от количества загубленных душ. Иначе говоря, нечистая сила способна продвигаться по «карьерной лестнице».

    Они гнусны... как на свет ангела взглянуть грешному невозможно, так и бесов увидеть ужасно, потому что они гнусны.

    Преподобный Серафим Саровский


    Сам сатана принимает вид Ангела света

    Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их (2Кор.11:13-15).

    Преподобная Феодора Константинопольская

    (Мытарства)

    Я отворачивала глаза, чтобы не видеть их ужасных лиц

    Увидев ее, Григорий обрадовался и спросил, как разлучилась душа ее от тела, что она видела при своей кончине, как проходила воздушные мытарства. На эти вопросы Феодора отвечала ему так:

    "Чадо Григорие, о страшном деле спросил ты, ужасно вспомнить о нем. Видела я лица, которых никогда не видела, и слышала слова, которых никогда не слыхала. Что я могу сказать тебе? Страшное и ужасное пришлось видеть и слышать за мои дела, но при помощи и по молитвам отца нашего преподобного Василия мне все было легко. Как передать тебе, чадо, ту муку телесную, тот страх и смятение, которое приходится испытывать умирающим! Как огонь сжигает брошенного в него и обращает в пепел, так мука смертная в последний час разрушает человека. Поистине страшна смерть подобных мне грешников! Итак, когда настал час разлучения души моей от тела, я увидела вокруг моей постели множество эфиопов, черных как сажа или смола, с горящими как уголья глазами. Они подняли шум и крик: одни ревели как скоты и звери, другие лаяли как собаки, иные выли как волки, а иные хрюкали как свиньи. Все они, смотря на меня, неистовствовали, грозились, скрежетали зубами, как будто желая меня съесть; они готовили хартии, в которых были записаны все мои дурные дела. Тогда бедная душа моя пришла в трепет; муки смертной как будто не существовало для меня: грозное видение страшных эфиопов было для меня другою, более страшной смертью. Я отворачивала глаза, чтобы не видеть их ужасных лиц, но они были везде и отовсюду неслись их голоса.

    Злой дух по своему внешнему виду и существу

    I

    Диавол есть злая умная сила, отступившая от Бога, или мысленный злой дух, и достоинство его начальственное (Еф. 6:12).

    Таким образом, демоны, будучи одной и той же духовной природы с ангелами, но добровольно уклонившись от блага ко злу, сделались по образу бытия - в противоположность первым (светам) - тьмою.

    Древние язычники и их маги, входившие в непосредственное сношение с демонами, которых они именовали почтительно богами, конечно, должны были знать больше о природе их, чем люди XX века, которые даже не верят в существование бесов. Поэтому заклинания (своего рода «молитвы») кудесников и волхвов, особенно Ассирии и Египта, где последние были могущественны, могут с отрицательной стороны дать некий материал, если и не прибавляющий ничего нового к святоотеческим или библейским данным, то все же по-своему освещающий дело. И того довольно, что «догматика» заклинаний совпадает с догматикой христианской и, следовательно, показывает, насколько низко пала нынешняя культура и ее мировоззрение, так расходящееся с основами веры!..

    Приведу для примера два заклинания из ритуала черной магии древних халдейских жрецов.

    Первое (против «великих маскимов» - название одного демонского класса): «Семь, их семь! Семь их в глубочайших пучинах моря. Семь смутителей небес; восстают они из глубочайших недр океана, из сокровенных тайников. Не мужчины они и не женщины они; распространяются, как сеть. Нет у них женщин, не рождаются дети; честь и благость им неизвестны; молитв и просьб они не слушают. Нечисть, рожденная в горах, враги бога Эа, они суть орудия гнева богов... Враги! Враги! Семь их, семь их, дважды семь их!..»

    Другое заклинание против Umu* (* В переводе с халдейского означает «дни» и олицетворяет демонические силы природы. - Прим, составителя) - отдельного разряда бесов:

    «Они (демоны) суть исчадия ада... Они проникают из одного дома в другой и удержать их дверями нельзя, нельзя запереть и замками, они проползают сквозь двери, как змеи; мешают жене от мужа зачать... Они тот голос зловещий, который людей, проклиная, преследует всюду».

    Так как ангелы, как мы видели, не могут быть ограничены каким-либо физическим местом, то, следовательно, и бесы по природе своей пространственно не могут быть определяемы и измеряемы нашими вершками, аршинами и саженями. Таким образом, вопрос схоластических богословов «сколько бесов может поместиться на острие иголки?» может быть назван праздным, но никак не глупым, не нелогичным, не неразумным. Поместиться их, в силу вышеуказанных свойств духовной природы, может сотни, тысячи, миллиарды, квинтильоны... Богословскими понятиями о «духовном месте» объясняются в вышеприведенных заклинаниях и свойства бесов проникать чрез материальные вещи и запертые замки. Приведу еше несколько примеров, наглядно показывающих многоразличные способности духов.

    Известный ученый, проф. В. Богораз-Тан, изучавший (конечно, не веря в бесов) шаманство, колдовство и магию из первых рук, то есть со слов самих шаманов и из собственного опыта (сам подвергался их заклинаниям), написал целую книжку на эту тему в связи с новооткрытыми идеями Эйнштейна, воплотившимися в так называемую теорию относительности. Из нее я кое-что и заимствую.

    Ученый интеллигент все допытывался, в каком виде являются колдунам бесы, как именно они представляются и каких бывают размеров. Профессор рассказывает: «Чукотские шаманы не раз указывали мне: "Трудно понять, какие бывают духи, большие или маленькие. Посмотришь на духа - и он меньше мошки. Посмотришь опять - и он уже ростом с человека. И вот погляди: он уже сидит на утесе и ноги его стоят внизу на песке... Погляди на него издали, сквозь легкий туман - и он высится, как целая гора..."»

    «Когда начинаешь знакомиться с шаманством, - продолжает неспособный и непонятливый их ученик, - прежде всего, поражает эта мелкота духов, вызываемых шаманом. Они нередко являются сотнями, шаман собирает их в бубен, трясет - и они сжимаются вместе и свертываются в комок.

    Потом он тряхнет бубном, духи просыплются по всему помещению, кишат и жужжат, выбиваются наружу и, облепляя помещение со всех сторон густым слоем, защищают его от вражеского нападения».

    «Размеры духов при встречах, - продолжает Богораз-Тан, - постоянно меняются... Дух, нападающий на человека, ужасный охотник за душами, является огромным, гигантским... Тот же самый дух, побежденный, укрощенный шаманом, напротив того, является маленьким, даже крошечным».

    Не умножая выписок из громадной шаманской практики, прибавлю, что подобные примеры находятся в каждом фольклоре и любом магическом ритуале. Даже те народные предания, которые подверглись обработке и прошли через руки поэтов и писателей с чисто позитивистским направлением, сохранили в себе основное зерно истины.

    Пусть каждый вспомнит только свои школьные и гимназические годы и найдет сколько угодно примеров из прочитанных тогда по обязанности и по собственному расположению книжек.

    Вот царь Соломон из «Тысяча и одной ночи», арабских сказок Шехерезады, помещает в небольшую бутылку громадного джинна - духа (который в свободном состоянии ногами стоял на земле, а головой уходил в облака) и, запечатав магической печатью, бросает в море.

    В другой сказке «Волшебная лампа Аладина» также джинны-бесы являются в гигантском виде.

    В «Фаусте» Гете бес, «гений земли», вызванный заклинаниями, чтобы устрашить Фауста, является в огромных размерах, но тот же бес под видом Мефистофеля, желая подладиться к Фаусту и обольстить его, принимает на себя уже скромные размеры - бояться, мол, меня нечего...

    У наших поэтов то же самое. У Пушкина в песнях юго-западных славян («Марко Якубович») дух за краткое время три раза меняет свой вид, последовательно из великана превращаясь в маленького карлика.

    В стихотворении «Бесы» ямщик говорит поэту:

    Посмотри: вон, вон играет,
    Дует, плюет на меня...
    Там верстою небывалой
    Он торчал передо мной,
    Там сверкнул он искрой малой
    И пропал во тьме ночной...

    Пушкин приглядывается:

    Вижу - духи собралися
    Средь белеющих равнин.
    Бесконечны, безобразны
    В мутной месяца игре,
    Закружились бесы разны,

    Будто листья в ноябре...

    Или вот еще насмешливая (когда совсем не смешно) фраза невера-интеллигента:

    Ты в пузыречек наловишь их сотню...

    Некрасов

    II

    Он неспособен к раскаянию

    «Может быть, что до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию, - говорит святой Василий Великий. - Но как скоро явились и устроение мира, и насаждение рая, и человек в раю, и заповедь Божия, и зависть диавола, и убиение возвеличенного, с тех пор заключено для диавола и место покаянию. Ибо, если Исав, продав первородство, не нашел места покаянию, то остается ли какое место покаянию для того, кто умертвил первозданного человека и чрез него внес смерть?»

    III

    Демоны не знают будущего

    Однажды бесовская сила явилась Пахомию Великому († 348) в виде жены. В конце длинного разговора, который я опускаю, святой сказал диаволу:

    Знаешь ли, что после нашей смерти будущие монахи не так верно будут работать Богу, как мы работаем?

    Хорошо знаю, - отвечает бес.

    Лжешь на свою скверную голову: знать будущее - это есть дело только Самого Бога, а ты - ложь и лжею владеешь!..

    Если я и ничего не знаю по предведению, - отвечал диавол старцу, - однако, сопоставляя прошедшие события с настоящими, заключаю о имеющих произойти в будущем.

    «Та и множайшая бесу блягословящу, - прибавляет житие, - преподобный Пахомий именем Иисус Христовым запрети ему, и исчезе бес со всем своим полчищем».

    Еще пример. Однажды бес явился блаж. Андрею, Христа ради юродивому († ок. 936 в Царьграде), и произнес предсказание о будущих, то есть нынешних, христианах.

    В те времена люди будут злее меня, - сказал он, - и малые дети превзойдут стариков лукавством. Тогда я начну почивать, тогда не буду учить людей ничему! Они сами собою будут исполнять мою волю!..

    Как же ты это знаешь? - спросил блаженный. - Ведь демон ничего не знает по предведению?

    Последний отвечал:

    Умнейший отец наш, сатана, пребывая во аде, гадательствует о всем посредством волхвования (выражаясь по-нашему, с помощью присущих ему громадных оккультных, неведомых сил как бы решает задачки на составление уравнений относительно взаимоотношений и столкновений народов, подобно тому как химик, физик, астроном или математик с помощью своих знаний и различных действий над кислотами, газами, планетами делают свои предсказания о различных физико-химических и астрономических явлениях) и передает нам, а сами мы не знаем ничего.

    Но ясно видно, что и сам сатана ничего не знает, но, смешивая, как разные кислоты, страсти людские, переливая из одного человека в другого, ему работающего, различные яды злобы, лукавства, самолюбия, делает вероятные заключения.

    IV

    Несмотря на свое незнание будущего, демоны, как сейчас было упомянуто, постоянно берутся ложно предсказывать

    «И им не должно верить, даже если они много раз и говорят истину таким способом, о каком мы сказали».

    V

    Бесы знают и Священное Писание

    «Даже и в Писании сведущ сей душегубец, - говорит святой Григорий Богослов. - Из одного места скажет: писано есть о хлебе, из другого: писано об ангелах. Писано бо есть, - говорит, - яко ангелом Своим заповестъ о тебе, и на руках возмут тя (Пс. 90:12). О хитромудренный на зло, для чего не договорил и последующего (я твердо помню это, хотя и умолчишь ты), что, ограждаемый Троицею, наступлю на тебя - аспида и василиска (13) и буду попирать змию и скорпию? (Лк. 10:19)».

    «В один день, - рассказывает преп. Ефрем Сирин про своего друга св. Аврамия, - когда блаженный, по обычаю, вкушал пищу, враг взошел в его келью в образе юноши и приближался к нему с намерением опрокинуть его чашку.

    Но он догадался и удержал ее, а сам продолжал вкушать пищу, не заботясь о коварстве его. Юноша, отскочив, стал перед блаженным и, поставив светильник с горящею на нем светильнею, громогласно начал петь псалом и говорить: Блажени непорочный в путь, ходящий в законе Господни... (Пс. 118:1.) Так произнес он большую часть псалма (в нем 176 стихов. - Еп. Варнава)».

    VI

    Но мыслей человеческих (если только они не внушены ими самими) демоны не знают

    «Сатана не знает, какою страстию будет побеждена душа, - говорит древний египетский подвижник авва Матой. - Он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, помыслы злословия и также другие страсти. К какой страсти склонною покажет себя душа, ту и внушает он ей». «Демоны, хотя и крайне нечисты, однако же, в чинах своих не сокрыты друг от друга, но не видят двух чинов, которые выше их (то есть ангельского и душевного, нашего человеческого. - Еп. Варнава)», - говорит св. Исаак Сирин.

    Приведу еще свидетельство аввы Серена, знаменитого египетского подвижника. «Даже и те мысли, которые они внушают, приняты ли, или как приняты, они узнают не по природе самой души, то есть не по внутреннему движению, скрывающемуся, так сказать, в мозгах, но по движениям и признакам внешнего человека. Например, когда внушают чревобесие, если видят, что монах с любопытством устремляет глаза в окно или на солнце или заботливо спрашивает о часе, то познают, что у него родилось желание есть. Если, внушая блуд, примечают, что он терпеливо принял стрелу похоти, или видят, что плоть возмутилась, или, по крайней мере, он не вздохнул, как должно, против внушения нечистого сладострастия (запомни, читатель, как надо поступать, по разуму и деланию святых отцов, в подобных случаях! - Еп. Варнава), то понимают, что у него во внутренности души вонзена стрела похоти».

    Итак, будем помнить, что во всякое время дня и ночи вокруг нас находятся демоны и в буквальном смысле, что называется, в рот смотрят. «Всякое наше телодвижение с любопытством наблюдают, - говорит другой великий прозорливец, преп. Нил Синайский, - и ничего не оставляют в нас незамеченным, ни восклонения на ложе, ни сидения, ни стояния, ни слова, ни выхода, ни взгляда, на все смотрят пристально, все употребляют в дело, весь день поучаются на нас льстивным (Пс. 37:13), чтобы во время молитвы оклеветать смиренный ум и угасить в нем блаженный свет». И сего об этом довольно. Писать и говорить вслух непосвященным яснее и подробнее удерживает меня сей же святой отец, как и сам воздерживается от того же, а причину сего, кто желает знать, пусть прочтет сам у него.

    VII

    Демонами придуман всякий порок, также и нечистые страсти

    Характер диавола с достаточной ясностью определен в Слове Божием - он гордый (Исх. 14:12,14), жестокий (Лк. 8:21), злобный (Иов. 1:9; 2:4), лукавый (Мф. 6:13; 13:19), лживый (Ин. 8:44), тщеславный (Мф. 4:9). И вся сила ненавистнической природы бесов направлена на людей.

    С пришествием Христа сила диавола уже сломлена окончательно, и он действует ныне только в сынах противления (Еф. 2:2).

    «Ты низложен Крестом, умерщвлен Животодавцем, бездыханен, мертв, недвижим, бездействен, и хотя сохраняешь образ змия, но предан позору на высоте!» - восклицает Григорий Богослов в «Слове на Св. Пасху».

    Сам сатана великому тайновидцу святителю Нифонту (326-373), епископу города Констанции, сказал однажды: «С тех пор как Иисус был распят, действительно, я слаб стал...».

    Но не так он действовал раньше. (По-видимому, наши времена приближаются к тому, когда он с прежней силой начнет помыкать человечеством и мучить его. См.: Откр. 11:7; 17:8; 20:3.) Древние язычники хорошо узнали на своем хребте (Пс. 128:3) всю мстительность, злобность и ненависть бесов к роду человеческому. Это общенародное верование было развито древнегреческими трагиками. Таким образом явился у них «дух мщения».

    У Эсхила он является как демон-искуситель, непрерывно действующий в судьбах известного рода. Так, в роде Атридов из одного основного греха вырастает целая вереница новых; аластор, мстя за одно преступление, вызывает другое, новое, за которым опять в свою очередь следует месть и еще новое преступление, и так без конца. У Софокла и Еврипида злобный характер этого демона остается тот же, но с легкими видоизменениями.

    Во всяком случае, сила его ненависти не уменьшилась. Так, у Софокла в «Эдипе в Колоне» мы читаем:

    Но вот что будет: в Фивах Дух-мститель мой, навеки поселенный... и т. д.

    У самого Гомера демоны как добрые божества почти не встречаются, зато в качестве злых сил, особенно с приложением эпитетов στυγερος, χαλεπος, κακοσ*, (* страшный, суровый, злой (греч.)) попадаются нередко. Прямо, без всяких околичностей, в значении «зла, погибели» (Verderben) или «смерти» (Tod) стоит δειμων в «Илиаде» (VIII, 166).

    Философ Сократ, который должен был знать толк во всех этих вещах, потому что сам имел, по его собственным словам, всегда сопутствующего ему беса, внушавшего ему то и се, говорит о злобном характере демонов.

    Вот выдержка из «Лизиса» Платона (223А):

    «Сказав это, я (Сократ) думал, было, уже тронуть кого-нибудь другого, постарше. Но тут, будто какие демоны, подошли педагоги - один Менексенов, другой Лизисов - вместе с их братьями и приказывали им идти домой...»

    Ясное дело, здесь слово «демон» употреблено в смысле неприязненной силы, которая препятствует нашему намерению. Таким образом, имеем еще свидетельство в пользу того же со стороны двух философских умов Греции, на которых, как на столпах, покоилось все античное интеллигентское мировоззрение.

    Понятны после этого тоска человечества до Первого пришествия Христа Спасителя по Избавителю и благодарность Богу (за избавление) вместе с радостью первых христиан, которые до того страхом смерти чрез все житие повинни беша работе диавола (Евр. 2 : 14-15).

    VIII

    Демоны обладают могущественной силой (Еф. 2:2; 6:12)

    Когда св. Аверкий, муж апостольский, епископ Иерапольский († ок. 167), будучи в Риме, изгнал беса из царской дочери, то в наказание за то, что тот вынудил его на старости лет совершить ради этого изгнания такое длинное путешествие (из Иераполя, около нынешнего турецкого Бамбук-Каласи, в Рим), сказал ему: «Вот лежит камень (перед дворцом лежала громаднейшая каменная глыба, которую множество народа могло едва только с места сдвинуть; на нее-то и указал святой); повелеваю тебе, диавол, именем Господа моего Иисуса Христа нести этот камень вплоть до самой родины моей, до Иераполя, и там у южных ворот города положить его». Диавол, подобно какому-нибудь рабу и пленнику, связанный клятвою, выйдя из царской дочери, поднял камень тот и, тяжко стеная, понес его по воздуху чрез ипподром (место скачек и зрелищ народных). Весь народ с великим удивлением наблюдал за тем, как камень этот несся по воздуху, слышал и громкий вопль стонущего диавола, но, конечно, самого его видеть не мог. Диавол же, принеся камень в Иераполь, бросил его на том месте, где ему было приказано св. Аверкием. Жители же города, увидя внезапно упавший из воздушного пространства камень, очень дивились, не зная этой тайны, до тех пор пока к ним не возвратился святой и не рассказал всего.

    На этом камне Аверкий высек эпитафию и потом велел горожанам - своим духовным детям - поставить на его могиле как памятник. Что и было с большим трудом общими усилиями сделано.

    Конечно, неверующие, читая житие Аверкия и самую надгробную надпись его, всегда почитали это за сказки. Но в 1883 году Бог посрамил их. В том году при раскопках на месте древнего Иераполя отрыт был этот камень. Сохранилась в целости и высеченная на нем вышеупомянутая эпитафия, которую считали «поповской выдумкой», выражаясь в современных терминах. Наука, как всегда, с жадностью набросилась на «новинку» и должна была признать истинность всего того, что отрицала раньше. В настоящее время подлинность и древность эпитафии признают такие ученые, как знаменитый археолог де-Росси.

    Преп. Серафим говорит о силе самого маленького из демонов, что он способен одним коготком повернуть всю землю.

    IX

    Но несмотря на это, сатана трепещет при имени Иисуса Христа и при крестном знамении

    При страхованиях (в полночь, в темных местах и проч.) святой Иоанн Лествичник учит поступать так: «Вооружись (молитвою), распростри руки (крестом) и бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на заме».

    Даже когда люди, совершающие грех, перекрестятся, в силу привычки или воспитания, но и в целях ограждения от темной силы, то и те получают помощь.

    Св. Григорий Богослов передает интересный случай из жизни императора Юлиана Отступника, имевший место при посвящении его в один из мистериальных культов. Нужно было сходить к «богам», то есть демонам, в некие подземные пещеры, чтобы там волхвовать и совещаться с ними. «Но когда наш храбрец, - повествует святой отец, - идет вперед, его объемлет ужас, с каждым шагом становится ему страшнее; рассказывают еще о необыкновенных звуках, о зловонии, об огненных явлениях и, не знаю о каких, призраках и мечтаниях. Пораженный неожиданностью, как неопытный в таком деле, он (Юлиан) прибегает ко Кресту, сему древнему пособию, и знаменуется им против ужасов, призывает на помощь Гонимого (то есть Христа). Последовавшее за сим было еще страшнее. Знамение подействовало, демоны побеждены, страхи рассеялись. Что же потом? Зло оживает, отступник снова становится дерзким, порывается идти далее, и опять те же ужасы. Он еще раз крестится - и демоны утихают. Ученик в недоумении, но с ним наставник (сопровождавший его маг и волхв. - Еп. Варнава), перетолковывающий истину. Он говорит: "Не устрашились они нас, но возгнушались нами". И зло взяло верх. Едва сказал наставник - ученик верит, а убедивший ведет его к бездне погибели».

    Другой пример. Пришел однажды блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, творя свой трудный подвиг юродства, в корчемницу (шинок, кабак), где хозяин был зол сердцем и с бранью подносил вино, часто повторяя имя демона. Блаженный Василий стал в дверях и, скорбя духом, смотрел на приходивших «пить». Вслед за ним взошел один «винопийца трясыйся с похмелья», который просил целовальника скорее дать ему за деньги вина. Но тот от нетерпения, в порыве злобы, крикнул на него: «Лукавый да возьмет тебя, пьяницу, мешающего мне подносить лучшим тебя». Услышав такое слово, оградил себя крестным знамением пришедший, принимая из рук его вино, а блаженный Василий, как бы юродствуя, громко засмеялся, захлопал в ладоши и восклицал: «Добре, добре сделал ты, так и всегда делай, чтобы спастись от невидимого врага». Бывшие в кабаке спросили о причине смеха. Святой, отбросив теперь свое юродство, разумно отвечал им:

    «Когда хозяин призвал имя лукавого, взошел тот с его словом в стакан, когда же хотевший выпить оградил себя крестным знамением, вышел из стакана демон и бежал из кабака. Я же смеялся от великой радости и хвалю помнящих Христа Спаса нашего и осеняющих себя во всех делах своих крестным знамением, которое отражает всю силу вражию .

    X

    Демоны изменяются и преображаются

    При позволении со стороны Бога демоны изменяются и преображаются в тот вид, в какой хотят сообразно со своим воображением, начиная со светлого ангела (2 Кор. 11:14 ) и кончая всяким родом скотов, гадов и чудовищ. Последний вид наиболее им приличествует, и при своих явлениях они чаще кажутся людям в противном образе. Только ради обольщения принимают «светлый» вид. Почему так?

    Образ явления духа, доброго или злого, чему-то соответствует в духовном мире, какой-то духовной сущности, чего мы по своей «плотяности», как сказано, «понять и восприять не можем». Но если бы не было людям ангело- и бесоявлений, то и тогда нам следовало бы заключить, что они должны формально разниться: одни духи должны принимать соответственно прекрасной и доброй своей природе красивый, приятный вид, другие - наоборот. При духовидениях, действительно, это и происходит. Ангелы всегда являются в прекрасном образе, а бесы, как увидите, в противном, отталкивающем. Преп. Серафим Саровский на вопрос одного мирянина, видал ли он злых духов, отвечал с улыбкою: «Они гнусны... как на свет ангела взглянуть грешному невозможно, так и бесов увидеть ужасно, потому что они гнусны».

    Почему, повторяю, так? Потому что внутренняя их потемневшая и извратившаяся по низвержении с неба природа, в какой бы образ они ни преображались, хотя бы в Христа и во ангела света, всегда просвечивает чрез принятый прелестный (не смешивать с прелестным) вид. Поэтому, как бы ни красива форма у явившегося беса была, но так как она служит выражением и выявлением дисгармоничной, искаженной сущности и кривой природы, то и не может быть совершенно выправлена. Как в темноте находящийся художник, хотя был бы и гениальным, не сумеет нарисовать правильную картину и подобрать нужные краски, так и демон не в силах изобразить добро, которого он лишился. Оно все у него будет «набок» и «навыворот». Личность-то у беса остается, но она у него - кривая, нецелостная, или, как определяет ее Сам Господь, лживая, в истине не стоит (Ин. 8:44), а вечно меняется, превращается. Вот почему народ и выразился в пословице о лживом, изворотливом человеке: вертится, как бес. И как ни старается демон «принаряжаться» и «прихорашиваться», но от того, кто видит гнусную природу демонов (получил дар различать духи (1 Ин. 4:1) и очистил око ума совершенно от страстей), не может утаиться. Святые видят его безобразие, то есть без образа (разумеется богоподобного) явление, и внутренний беспорядок при внешнем блестящем виде и скоро отгоняют от себя и рассеивают мечтательный призрак. Не достигшие же этой меры ведения духовного легко, особенно при самонадеянности, уловляются демонами, ибо нельзя отрицать того, что они искусно подделывают вещи.

    И это преображение в приличные образы бывает у демонов тогда, когда они хотят обольстить кого-либо, а обычно они являются в непривлекательном и гнусном виде. О некоторых я упомяну здесь.

    1. Начну с только что упомянутого «светлого» образа. «Видимый в них свет не есть свет действительный, - говорит святой Антоний Великий, - вернее же сказать, что демоны носят в себе начаток и образ уготованного им огня. В чем будут они гореть, тем и покушаются устрашать людей». В таком виде диавол являлся преп. Никите, затворнику Печерскому, преп. Симеону Столпнику, св. Пахомию Великому (в виде «Христа») и другим.

    2. Постоянно встречающийся образ их явления и изображений - в виде эфиопа, мурина, по выражению житий святых, или негра, говоря по-современному, с обезьянье-человечьим лицом, иногда на козлиных ногах с хвостом или без него, с рогами или только с рожками, косматого. Кратко сказать, тип, присущий преданиям (фольклору) всех народов, всех времен и в то же время так преследуемый насмешками и кощунственными замечаниями по адресу церковных верований со стороны современного общества. Очевидное доказательство, что вид этот лучше всего передает в трехмерных границах духовную природу диавола и что последнему очень не нравится, когда Церковь выставляет его безобразие напоказ всем людям.

    То обстоятельство, что у народов, между собою никогда не сообщавшихся, из которых некоторые уже целые тысячелетия погребены под песком равнин Египта, Ассирии, Финикии, Греции, Рима, находятся сходственные до мелочей изображения демонов при их явлении людям, очень примечательно и показывает, что такой устойчивый образ действительно соответствует некой реальной сущности, одной и той же, пережившей тех, которым она когда-то являлась. Так, при новейших раскопках на месте жительства древних финикиян находят терафимов, маленьких идольчиков, в виде чего же? - в обычном для нас уродливом образе с хвостиками, рожками, с вилами (трезубцами), подчас в высшей степени цинично представленных. То же самое можно видеть среди достояний археологических раскопок, производимых в странах, когда-то населявшихся семитическими народностями. Среди амулетов, находимых иногда в таком большом количестве в пунических могилах древнего Карфагена, встречаются очень часто головы с рожками и лицом сатира и с выражением, которое в наши дни придают только лицам бесов.

    От времен Древних Греции и Рима, благодаря сохранившемуся громадному материалу классической литературы и скульптуры, культурному миру досталась в наследие широко и подробно развитая демонология. Все это слишком известно, чтобы нужно было приводить какие-либо примеры или библиографические данные.

    Возьмем ли мы народные предания так недавно и только отчасти ставшего известным культурному миру Дальнего Востока, именно - Страны восходящего солнца, и здесь в ее фольклоре, сказках, легендах, поверьях увидим то же. И здесь диавол изображается «с бычачьими рогами на безобразной растрепанной голове, острыми клыками во рту, цепкими когтями на ногах и руках» (сказка «Корабль счастья»), с «длинными, косматыми руками с когтями» («Герой Ранко и диавол») и овладевает человеком из-за его жестокости и сребролюбия («Корзина с чертенятами»).

    Опускаю весь необозримый материал по данному вопросу нашей русской письменности и устных преданий. Но считаю небесполезным упомянуть, как наши цивилизованные люди, отрицая на словах существование бесов и издеваясь над их изображением Церковью в виде эфиопов и муринов, на деле сами видят их наяву в том же самом образе. Так, философ «Спиноза, просыпаясь по утрам, видел у кровати изображение негра », - свидетельствует о нем профессор П. Ковалевский как бы о своем личном пациенте. Сказать только - Спиноза, этот отточенный ум (с точки зрения культурного человека), в числе клиентов сумасшедшего дома! Человек, отличавшийся особенным неверием, - в роли зрителя бесов в виде черных, отвратительных муринов!.. Но как ни объясняй дело и ни затушевывай, факт остается фактом.

    3. Нет возможности хотя бы кратко перечислить все формы, в которых являются бесы людям. Я приведу здесь только некоторые, исключительно из житий святых и из живописных изображений их в иконописных подлинниках, лицевых Апокалипсисах, древне-славянских рукописных сборниках.

    Преп. Антоний Великий говорит, что демоны «коварны и готовы во все превращаться, принимая на себя подобия женщин, зверей, пресмыкающихся, великанов, множества воинов» (Иов. 41:9-11; 18:22-23).

    Про св. Илариона Великого рассказывается, что «почивающу святому, полагахуся при нем нагия жены безстудно глумящеся». Во время его молитвы бес иногда являлся ему в виде воющего волка, иногда в образе скачущего шакала.

    Преп. Сергию, Радонежскому чудотворцу, демоны являлись в виде множества змей, наполнявших собою всю его келью, иногда в виде зверей или бесчинных солдат в литовской форме и остроконечных шапках (шишаках).

    По приказанию св. мученика Трифона, во имя Господа Иисуса Христа бес явился множеству народа в виде черного пса с огненными глазами.

    В церковной старинной иконописи нередко встречается изображение сатаны со вторым лицом на месте срамных частей для показа, в чем заключается и на что устремлена его личность: два лица означает двоедушность, непостоянство, лживость дьявольской природы, а место помещения второго лица указывает на вторую ее черту - страсть к блуду.

    Попадаются изображения диавола с высунутым языком, с женским лицом и волосами и проч.

    Примечания:

    Черную магию надо отличать от белой. Демоны хитры. Так как идею о Боге вытравить из души человека нельзя, а можно только разве извратить, заменить чем-нибудь другим, то они внушили язычникам такие мысли: есть-де светлые боги, милостивые, которые требуют такого-то почитания (следовало научение сложному и многообразному языческому культу, представлявшему извращенное подобие подлинного (Ср.: "Основы". Отдел III. Гл. 5. §4) и заменявшему веру в истинного Бога). А то, внушали дальше бесы, еще есть-де боги немилостивые, которых надо по-другому почитать (следовало изложение науки волшебных заклинаний, колдовства и проч.). В той и другой области были, таким образом, свои служители, жрецы и маги. И опять две религии: одна - дозволенная, официальная, и другая - обычно недозволенная, гонимая, мистериальная; с одной стороны - белая, с другой - черная магия; с одной стороны - якобы почитание «истинных богов», с другой - «нечистых духов». А на самом деле почитались и являлись все одни и те же демоны, принимавшие только разные виды (2 Кор. 11:14).

    Важно здесь обратить внимание на то, что демоны не только наизусть знают Псалтирь (книгу, которую против них-то и читают), но и сами могут безнаказанно ее распевать. (Хотя так бесы только с Ветхим Заветом обращаются, Нового же, Св. Евангелия, не выносят; см. житие преп. Никиты, затворника Печерского, память 31 января: Патерик Печерский. Киев, 1883. Лист 151/об-152). Следовательно, только тогда мы можем отгонять демонов и помыслы словами молитвы и Свящ. Писания, когда произносим их с верою и с сердечным чувством.

    Св. Исаак Сирин. Творения. С. 69. Слово 17. Как человек страстный не может смотреть прямо в лицо ангела или особы, объятой Духом Святым (ср. ответ Мотовилова преп. Серафиму, когда тот был в Духе: «Не могу, батюшка. Смотреть на вас, потому что из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца...»), так и демон не может смотреть на душу человеческую, особенно когда она благочестива. В обычном быту нашем это сказывается в том, что бесноватые, например, не могут смотреть в глаза подвижнику. Даже страстные люди, грешники, то же ощущение испытывают пред чистыми людьми (ср. выражения: «бегают глазами», «взглянуть стыдно» и прочие), а про взгляд таких лиц, как о. Иоанна Кронштадтского, Амвросия Оптинского и других, сами грешники говорят, что он их «прожигает».

    Козлиный вид наиболее подходит бесу, потому что нет ничего ему любезнее похоти, которою так отличаются эти животные. Отсюда понятно упоминание Геродота о том, что у некоторых древних народов женщины отдавались козлу, чтобы «почтить бога»: диавол являлся в виде козла, они и думали, что «священнее» этого животного и связи с ним и быть ничего не может. А демонам это тоже выгодно было в практическом отношении - увлечь человека в бездну порока и погубить его чрез это.

    Авва Евагрий Понтийский

    Пределом духовного делания является любовь, пределом же ведения - богословие; началом первого служит вера, а началом второго - естественное созерцание. И те из бесов, которые соприкасаются со страстной частью души, являются, как говорят, противниками духовного делания, а те, которые докучают разумной части души, называются врагами всякой истины и неприятелями всякого истинного созерцания.

    Каждый человек, ежедневно создает в своей голове различные мысли, начиная бытовыми и заканчивая высокими. Абсолютно все мысли попадают на тонкий план, приобретают форму, цвет и содержание, и начинают жить собственной жизнью. Мысли нужна подпитка, и поэтому если человек снова прокрутил ее в голове, она получает энергию и становится сильнее. "Слабые" мыслеформы не способны к сопротивлению, если человек перестает, по каким-либо обстоятельствам, думать о них, то они умирают. Сильные притягивают к себе, согласно закону притяжения, схожие по значению мысли других людей. Таким образом, создается очень мощная мыслеформа, которая формирует убеждения и мировоззрение человека.

    Какие бывают мыслеформы

    Существуют негативные (низковибрационные) и светлые (высокочастотные) мыслеформы.


    Высокочастотные мыслеформы окрашены в светлые тона. Они наполнены позитивом, добротой, любви ко всему окружающему, состраданием. Светлые мысли благотворно влияют на мышление, очищают сознание, улучшают энергетический поток, восстанавливают ауру, открывают истинный взгляд на вещи и привносят позитивные изменения в физическую реальность человека.


    Негативные мыслеформы окрашены в темные цвета и зачастую имеют уродливую форму. Они угнетают сознание, искажают реальность, разрушают энергетическое поле (ауру), а также происходят негативные изменения в физическом мире, проявляющиеся в виде проблем, зависимостей, болезней. Негативное влияние сущностей разрушает защитную оболочку человека. В энергетическом поле появляются "дыры" создающие воронки, через которые попадают более серьезные сущности, так называемые Демоны. Демоны, в свою очередь, делают человека одержимым. В понятие одержимости не вкладывается, что человека будет , будет идти пена изо рта, и он заговорит голосом Демона. Нет. У человека одержимого демоном, появляется навязчивое желание отомстить, причинить физический вред, и много других ужасающих поступков.

    Как изгнать бесов из своей жизни


    Для того чтобы вашу жизнь покинули бесы, необходимо:


    1. Остановиться и успокоиться. Наш сегодняшний образ жизни - это вечная гонка. Люди совершенствуют тело, забывая о духе, хотят быть лучше всех, успешнее, красивее, богаче. Многим не удается достигнуть навязанных идеалов, отсюда появляется такие чувства как зависть, озлобленность на себя и на весь мир. Подумайте, а действительно ли вы хотите быть успешнее всех, богаче. Справитесь ли вы с таким грузом ответственности. Вы хотите быть красивее, для кого? Необходимо проанализировать свою жизнь, пересмотреть свои идеалы, и убеждения.

    2. Контролировать свои мысли. Когда человек генерирует негативные мысли вокруг себя, они изменяют его сознание, которое впоследствии притягивает неудачи в жизнь. Если же мысли направлены на других людей, то злость и агрессия отправляется к ним. Однако если адресат не живет злостью и у него позитивное мышление, мыслеформа не может прицепиться к человеку, и она обратно возвращается к отправителю, в виде тех же самых проблем и болезней.

    3. Как можно больше избегать негативной информационной подпитки. То есть, необходимо исключить из своей жизни жестокие фильмы и компьютерные игры, ежедневный просмотр новостей, общение с агрессивно-настроенными людьми. Больше гуляйте, помогайте близким, делайте добрые дела безвозмездно, займитесь своим любимы делом.

    Создавайте свою собственную жизнь. Вы человек и вам все уже дано свыше, надо просто взять, то что вам действительно нужно.

    Существуют различные виды демонов - классификация составлялась в разные времена разными авторами из числа монахов, оккультистов и философов. Узнайте, какие демоны существуют, чем они отличаются между собой и какое отношение имеют к ангельским чинам.

    В статье:

    Виды демонов - чины в демонологии

    В современной демонологии виды демонов - не раскрытая полностью тема. Но известно, что каждый представитель нечистой силы имеет строго регламентированный круг обязанностей, за рамки которого выступает довольно редко. В разные времена средневековая, современная, классическая демонология и ведущие авторы, изучающие эту науку, создавали различные способы классификации сил ада.

    Все демоны когда-то были ангелами. Некоторые авторы, например, И. Виер и Р. Бертон считают, что если существует ангельская иерархия, то демоническая была создана по ее образу и подобию. Падшие ангелы воспользовались привычным способом построения иерархии, не создавая ничего нового. Существует , и демонических чинов столько же.

    Девять демонских чинов

    Первый чин - это псевдобоги, демоны, выдающие себя за богов. Таковыми являются языческие божества, а также все остальные, за исключением единого Господа. Ими повелевает .

    Второй чин - демоны лжи. Их задача - обманывать людей с помощью пророчеств и предсказаний. Они покровительствуют гадателям, экстрасенсам, прорицателям. Среди этих представителей демонической иерархии правителем является Пифон.

    Третий чин - борцы с божьими законами и заповедями. Они изобрели все злые деяния, порочные виды занятий и искусств. Князем демонов беззакония является .

    Четвертый чин - мстители и каратели. Они внушают мысли о мести и злодеяниям по отношению к другим людям, которые этого якобы заслужили. .

    Пятый чин - демоны-обманщики, которые совращают людей псевдочудесами. Они способны представиться кем угодно - как обычным человеком, который обладает даром, так и посланником Бога. Повелитель обманщиков - .

    Шестой чин властвует над воздушной стихией, с помощью которой его представители наводят болезни и эпидемии на людей, а также стихийные бедствия. Руководителем шестого чина является Мерезин.

    Седьмой чин - фурии, которые разжигают войны и раздоры. Их влияние можно заметить в больших масштабах, когда речь идет о военных конфликтах или крупных городских столкновениях. Фурии влияют и на людей по отдельности, заставляя их конфликтовать. .

    Восьмой чин - обвинители и соглядатаи. Они наблюдают за людьми, замечая их малейшие грехи и греховные мысли. При этом данные представители нечистой силы никогда не упускают шанса сделать пакость. Обычно их влияние проявляется в ложных обвинениях, клевете, ссорах с коллегами и близкими из-за недопонимания. Весь «компромат» обвинители отдают своему повелителю .

    Девятый чин - искусители, которые толкают человека в грех. Наибольшее наслаждение им доставляет превращение праведника в заядлого грешника. Чаще всего именно эти демоны являются людям, их проще вызвать, но имейте в виду, что пользу от вашего общения получите не вы, а нечисть. Руководит ей Маммон.

    Существует еще одна классификация демонов, привязанная к . До падения все демоны занимали в ней свои места. По средневековым записям, которые были получены во время изгнания демона Балберита из девушки по имени Мадлен , демоны после низвержения в ад заняли места в новой, темной иерархии в соответствии с теми местами, которые занимали на небесах. Иными словами, падшие херувимы среди демонов занимают такое же положение, как херувимы на небесах.

    Вельзевул

    Иерархия демонов

    Первый уровень

    Первый уровень демонической иерархии соответствует ангельскому, состоящему из серафимов, херувимов и престолов. Выше них - только :

    • Серафим Вельзевул занимает второе место после Люцифера, как . Он склоняет людей к гордыне. Серафим Левиафан отталкивает людей от христианской веры, учит ереси и склоняет к грехам, которые противоречат христианской морали. Серафим Асмодей соблазняет роскошью и материальными благами.
    • Херувим Балберит, который общался с экзорцистом, если верить преданию, подталкивает людей к самоубийствам. Он же способствует ссорам и склокам, разжигает скандалы и учит злословию.
    • Престол Астарот заведует ленью, унынием и бездельем. Престол Верен делает людей нетерпимыми друг к другу, учит их эгоизму. Престол Грессин отвечает за склонность к неряшливости, заведует грязью в ее физическом смысле. Престол Соннелон всегда готов разжечь ненависть к недругу и заставить отомстить.

    Второй уровень

    Второй уровень иерархии демонов соответствует чину господства, силы и власти в ангельской иерархии:

    • Господство Элле подстрекает к нарушению обета бедности. Господство Розье - демон сладострастия и блуда.
    • Князь Сил Верье способен заставить нарушить обет послушания.
    • Власть Карро вселяет в сердца людей жестокость и борется с состраданием и милосердием. Власть Карниван заведует бесстыдством и отсутствием чувства вины за совершенные грехи, неспособностью раскаяться и получить прощение Бога.

    Третий уровень

    Третий уровень - это бывшие начала, архангелы и ангелы:

    • Начало Велиал склоняет к высокомерию. Именно он создал моду и понятие красоты, ведь отличия во внешности тесно связаны с высоким мнением о себе. Велиал учит болтать и отвлекаться во время богослужений. Больше всего он влияет на женщин и детей.
    • Архангел Оливий отвечает за ненависть к бедности. Люди, которые находятся под его влиянием, ненавидят тех, кто зарабатывает меньше, чем они. Оливий учит не подавать милостыню и относится к бедным и убогим со всей жестокостью.

    Классификация демонов по их месту обитания

    Виды демонов по их месту обитания выделил монах Михаил Пселл , который жил около тысячи лет назад. Он утверждал, что не все демоны проживают в аду. По словам этого автора исторических, религиозных и философских трудов, демоны имеют определенные места обитания и редко выбираются из них. Первоисточник не сохранился до наших дней, но его неоднократно цитировали другие авторы, например, Генри Хэлиуэлл .

    Огненные демоны

    По этой теории, огненные демоны обитают в высших слоях воздуха, лунном эфире или вовсе над луной. Они не спускаются ни в мир людей, ни в ад. По Пселлу, они явятся только в Судный день.

    Воздушные демоны

    Воздушные демоны проживают в воздухе мира людей. Именно они - та самая нечистая сила, которой должен остерегаться каждый человек. Эти демоны умеют вызывать природные катаклизмы, становиться видимыми и влиять на жизнь людей. Время от времени они спускаются в ад по своим делам. Воздушные злые духи упоминаются в Гоэтии.

    Земные демоны

    Земные демоны, как и воздушные, обитают среди людей. Они могут скрываться в камнях, лесах и горах. Этот вид нечистой силы любит вредить людям, но далеко не все они злые. Некоторые из демонов земли тайно живут среди смертных, выдавая себя за обычных людей.

    Водяные демоны

    Водяные демоны живут в источниках воды. Они вредят мореплавателям и подводной живности. Водная нечисть агрессивна, никогда не говорит правды и довольно беспокойна. Чаще всего она является в обликах женщин.

    Подземные демоны

    Подземные демоны обитают в пещерах и горных расщелинах. Они вредят шахтерам и представителям других профессий, которые работают под землей. Подземной нечисти приписывают также разрушение фундаментов домов и землетрясения.

    Демоны-светоненавистники, гелиофобы или люцифуги живут в аду и никогда не выходят за его пределы. По Пселлу, они непостижимы и недостижимы для смертного. При встрече с человеком люцифуг обязательно убьет его, задушив или отравив своим дыханием. Светоненавистники боятся только света, никаким колдовством или магической печатью удержать, вызвать или защититься от них невозможно. Они сторонятся людей и никогда не отвечают на различные вызовы.

    По Пселлу, можно призвать только воздушного, земного, водяного и подземного демона. Это можно сделать в месте, соответствующем его сущности. Например, с водной нечистой силой лучше общаться на берегу водоема, с земной - в лесу, с подземной - в пещере. Для вызова воздушного демона это условие не нужно, воздух и так находится вокруг вас.

    Виды демонов в демонологии - разделение по роду занятий

    Обязанности демонической сущности раскрывают его мощь. Чем сильнее демон, тем большее влияние он оказывает на человека в частности и мир в целом. Классификация демонов по роду их занятий и уровню могущества впервые была введена Альфонсом де Спиной в 15 веке. Она часто подвергается критике, поскольку многие обязанности нечистой силы этот источник не упоминает, а большинство известных демонов не вписывается в рамки этой классификации.

    Парки - римские богини судьбы, почти совпадающие с греческими Мойрами. (Картина «Три мойры», Марко Биджо, 1525 год)

    Парками называли богинь, плетущих человеческие судьбы в римской мифологии. Подобные персонажи имеются в большей части языческих пантеонов мира. Де Спина причислил их к демонам, во власти которых находятся человеческие судьбы.

    Чистые демоны - это могущественные существа родом из ада, которые нападают только на святых. Демоны-обманщики являются только людям, обычно в человеческом облике. Их цель - обмануть, ввести во грех праведного человека, получить его душу. Существуют еще демоны сна, или кошмарные демоны, которые насылают страшные сновидения и питаются энергией спящего.

    Два вида представителей адского войска приставлены к ведьмам и колдунам. По де Спине, у каждой ведьмы имеется помощник, который практически всегда находится в облике небольшого животного. Отдельный вид демонов внушает им ложные воспоминания о шабашах - источник называет происходящие в реальном мире шабаши выдумкой.

    О том, кто такие инкубы и суккубы, знает практически каждый. Это демонические сущности, которые соблазняют человека и питаются его энергией. Де Спина добавил к этим двум видам еще один - демонов, которых интересует мужское семя. По христианским поверьям, из него рождаются бесы и демоны.

    Демонолотарий Стефани Коннолли

    Уже в наше время была еще одна попытка выделить разновидности демонов по роду их занятий и сфере ответственности. Классификация современного демонолога и жрицы демонолатрии Стефани Коннолли ближе к традиционным представлениям о роде занятий нечистой силы разных рангов и уровней влияния. Она является и более удобной для практиков, которые занимаются вызовом представителей адских сил и работой с ними.

    У каждого демона имеется своя сфера ответственности, и каждый из демонов имеет в своем подчинении низших демонов, бесов, чертей и прочих представителей адского войска. Разумеется, вряд ли получится вызвать могущественного демона, но он может послать для помощи магу кого-то пониже рангом.

    Любовь, страсть и секс находятся в сфере ответственности , Асмодея и Астарота. К ним можно обращаться для создания приворота или сексуальной привязки, а также обретения привлекательности и поиска возлюбленного.

    Ненависть, мстительность, гнев и война управляются Андрасом, Абаддоном и Агалиарептом. К этим демонам и их слугам обращаются для того, чтобы навести порчу, отомстить с помощью магии врагу, а также обрести помощь в противостоянии сильному сопернику.

    Демоны могут как отнять жизнь, так и даровать ее. За здоровье и исцеление отвечают Веррин, Верье и Велиал. У них можно попросить помощи в борьбе с тяжелой болезнью, если вы занимаетесь черной магией для целительства.

    Демоны смерти - Эврином, Ваалберит и Бабаэль. К ним обращаются для того, чтобы избежать гибели или убить врага с помощью магии. Эти же демоны покровительствуют некромантии.

    Природными силами и стихиями повелевают Люцифер, Левиафан и Дагон. У них можно просить помощи для облегчения контакта с природными источниками энергии, а также усилении мощи обряда, в котором важную роль играют стихии.

    Богатство, удача и все материальные составляющие жизни человека находятся под влиянием Бельфегора, Вельзевула и Маммона. У них можно попросить удачи в любом деле, обогащения - причем без каких-либо ограничений по способам заработка, а также разорения врага.

    Тайные знания колдунам и магам дают демоны Пифон, Ронве и Делепитора. К ним обращаются за советом колдуны, которые работают исключительно с силами тьмы. Для белых магов этот путь закрыт.

    Классификация демонов в демонологии Корнеллия Агриппа - планетарные соответствия

    В демонологии классификация демонов может быть привязана к планетам. Множество древних источников гласит о неких духах планет. Например, таковые довольно подробно описываются в «Ключе Соломона» . Сложно сказать точно, кто описан в этом источнике – духи или демоны, ведь христианская демонология отнесла к представителям нечистой силы вообще всех мифологических персонажей, кроме тех, которые имеют непосредственное отношение к Богу.

    Оккультная Философия. Книга 4

    Планетарная классификация демонов ада была составлена Корнелием Агриппой . Подробно она описана в четвертом томе «Оккультной философии» этого автора. Каждому из таких существ соответствует определенный внешний вид, манера поведения, а также ряд вопросов, с которыми к ним можно обращаться. Последние соответствуют значению планет в общепринятом смысле, например, демоны Венеры могут помочь с приворотом или обретением привлекательности.

    Итак, существуют демоны или духи Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны. Все они приходят в различных обликах, а их появлению сопутствуют физические явления вокруг магического круга - например, лунные демоны вызывают дождь, а меркурианцы повергают всех присутствующих в ужас. Для общения с ними необходимо четко соблюдать все соответствия. Каждой планете соответствует определенное время суток, металл, цвет, камень и другие важные компоненты призыва демонов.

    Христианская демонология - классификация в соответствии с грехами

    Христианская демонология отталкивается от связи между способностью человека грешить и демонами, которые имеют непосредственное отношение к превращению праведников в грешников. Впервые связал демонов и человеческие пороки демонолог П. Бинсфельд в 16 веке таким образом:

    Люцифер - гордыня;
    Маммон - алчность;
    Асмодей - похоть;
    Сатана - гнев;
    Вельзевул - чревоугодие;
    Левиафан - зависть;
    Бельфегор - лень.

    В 19 веке оккультист из Лондона Ф. Баррет изменил классификацию в одной из своих книг. Маммон стал покровителем соблазнения и искушения, а не жадности и жажды наживы. Впрочем, материальные блага - это одно из искушений для человека. Асмодей, по мнению Баррета, повелевает не похотью, а местью и гневом. Сатана - известный обманщик, не имеющий никакого отношения к гневу и мстительности. Вельзевул же в этом источнике назван властелином ложных богов, которые на самом деле являются демонами. Чревоугодие Баррет «передал» Маммону, как властелину искушения.

    Пифон - князь духов лжи;
    Велиал - вместилище порока;
    Мерихим - предводитель духов, вызывающих заразные болезни;
    Абаддон - демон войн;
    Астарот - демон обвинителей и инквизиторов;
    Азазель - козел отпущения.

    Русская демонология и ее особенности

    Русская демонология зародилась еще до прихода православной веры на земли древних славян. В нечистую силу наши предки верили всегда. несколько изменилась под влиянием христианской. Но сведения о нечистой силе славян сохранились неплохо, поскольку христианство только добавило новых персонажей, не повлияв никак на уже существующих.

    А также другие виды «ходячих мертвецов» — одни из самых ярких персонажей русской демонологии. Во времена казачества в России и Украине верили в людей, которые обладают демоническими способностями - здухачей и двоедушников. Во время сна, если верить старинным преданиям, они получают практически полную власть над ситуацией.

    Бадзула - демон, который способен сделать любого человека пьяницей и бродягой. В облике женщины в лохмотьях он появляется возле поселений ближе к зиме. Если пустить бадзулу на ночлег, семья вскоре обеднеет и распадется. Поэтому к путникам зимой относились довольно настороженно - в холода наши предки редко отходили далеко от родных мест.

    Лесная, болотная, полевая и речная нечисть - неизменные персонажи русского фольклора. Немало сведений о них сохранилось в приметах и народных сказаниях. Черти, вопреки распространенному мнению, испокон веков проживали неподалеку от людей, по верованиям славян. Злых духов множество - Злыдни, Потвора, Песиголовец и многие другие.

    Славяне пытались задобрить злых духов, чтобы они не вредили. Некоторые из них и вовсе добры к людям, например, таковыми являются домовые, с которыми и по сей день принято дружить.