Полиэтиленовые трубы        14.10.2019   

Что такое морфологический разбор слова 4. Морфологические разборы всех частей речи

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .

Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам) ,

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн. ), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).

Непостоянные признаки:

  • в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое ),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки :

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное , т.к. указ. на лицо;
    возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное , т.к. указ. на вопрос;
    относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
    неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
    отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия , кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что с делавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что с делав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).
  • Неизменяемая часть речи.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: и, а, но… ) / составной (из нескольких слов: потому что… ).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).

II. Признаки:

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор самостоятельных частей речи

Имя существительное

План разбора
I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.
Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

Образец разбора

Тихо льется тихий Дон."

Устный разбор:

Дон-существительное,обозначает предмет,отвечает на вопрос что? Начальная форма-Дон;собственое,неодушевленное;муж.р.;2-е скл.употреблено в форме им.п.ед.ч.(мн.ч. не имеет) в предложении выполняет роль подлежащего.

Имя прилагательное

План разбора
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки: а) качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед.ч.).
III. Синтаксическая роль в предложении.

Образец разбора

Коля рисовал хлеба, которые были убраны в большие 3 копны.

Устный разбор

Большие – имя прилагательное.
Во-первых, обозначает признак предмет: (какие?) хлеба. Начальная форма: большой.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: качественное. Непостоянные признаки: полное, вин.п., мн.ч.

Письменный разбор:

Большие – имя прилагательное.
I. (Какие?) хлеба. Н.ф. – большой.
II. Пост.п.: качеств.; непост.п.: полн., вин.п., мн.ч.
III. Хлеба (какие?) большие.

Имя числительное

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж).
2. Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, разряд (для количественных).
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Школьный участок занимает десять 3 гектаров.

Устный разбор

Десять - имя числительное.
Во-первых, обозначает количество: гектаров (сколько?) десять. Начальная форма - десять.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: простое, количественное, обозначает целое число. Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже.
В-третьих, в предложении входит в состав дополнения: занимает (что?) десять гектаров.

Письменный разбор

Десять - числит.
I. Гектаров (сколько?) десять. Н. ф. - десять.
II. Пост.п: прост., колич., целое. Непост.п: в вин. пад.
III. Занимает (что?) десять гектаров.

Местоимение

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма.
2. Постоянные признаки: разряд по значению; лицо (для личных).
Непостоянные признаки: падеж; род (если есть); число (если есть).
III. Синтаксическая функция.

Образец разбора

Мой 3 оптимизм родился из занятий наукою, и мне 3 желательно было бы внушить его каждому 3 ... (Д. Менделеев)

Устный разбор

Мой - местоимение.
Во-первых, оно указывает на признак: оптимизм (чей?) мой. Начальная форма - мой.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: притяжательное; непостоянные признаки: стоит в именительном падеже, в единственном числе, в мужскому роде.
В-третьих, в предложении является определением.

Мне - местоимение.
Во-первых, указывает на предмет: желательно было бы (кому?) мне. Начальная форма - я.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак - личное; непостоянные: употреблено в дательном падеже, единственном числе.

Каждому - местоимение.
В-первых, оно указывает на предмет: внушить (кому?) каждому. Начальная форма - каждый.
Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: является определительным; непостоянные признаки: стоит в дательном падеже, единственном числе, мужском роде.
В-третьих, в предложении является дополнением.

Письменный разбор

Мой (оптимизм) - мест.
1. (Чей?) мой. Н. ф. - мой.
2. Пост.: притяжательное. Непост.: в и. п., ед. ч., м. р.
3. Оптимизм (чей?) мой.

Мне - мест.
1. (Кому?) мне. Н. ф. - я.
2. Пост.: личное. Непост.: в д. п., ед. ч.
3. Желательно было бы (кому?) мне.

Каждому - мест.
1. (Какому?) каждому. Н. ф. - каждый.
2. Пост.: определительное. Непост.: в д. п., ед. ч., м. р.
3. Внушить (кому?) каждому.

Глагол

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределённая форма).
2. Постоянные признаки: вид; возвратность; переходность/непереходность; спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение; время (если есть); лицо (если есть); число; род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Будущее принадлежит 3 людям честного труда (М. Горький).

Устный разбор

Принадлежит - глагол.
Во-первых, обозначает действие: (что делает?) принадлежит. Начальная форма - принадлежать.
Во-вторых, имеет постоянные признаки: несовершенного вида, непереходный, II спряжения. Употреблён в изъявительном наклонении, в единственном числе, в настоящем времени, в 3-м лице - это непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является сказуемым.

Письменный разбор

Принадлежит - глагол.
I. (Что делает?) принадлежит. Н. ф. - принадлежать.
II. Пост.п.: несов. вида, неперех., II спр. Непост.п.: в изъявит. накл., в ед. ч., в 3-м л.
III. Будущее (что делает?) принадлежит.

Наречие

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Неизменяемое слово.
2. Степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Ветер порывисто 3 дул.

Устный разбор

Порывисто - наречие.
Во-первых, оно обозначает признак действия: дул (как?) порывисто.
Во-вторых, является неизменяемым словом.
В-третьих, в предложении является обстоятельством образа действия.

Письменный разбор

Порывисто - наречие;
I. Дул (как?) порывисто.
II. Неизм.
III. (Как?) порывисто.

Морфологический разбор особых форм глагола

Причастие

План разбора


II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
2. Постоянные признаки: залог (действительное или страдательное), возвратность, время, вид.
3. Непостоянные признаки: полная или краткая форма, падеж (если есть), число, род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Первая комната была оклеена 3 по брёвнам старыми газетами (К. Симонов).

Устный разбор

Оклеена (комната) - это причастие.
Во-первых, оно обозначает признак предмета по действию (комната, которую оклеили), образовано от глагола оклеить . Начальная форма - оклеенный.
Во-вторых, имеет постоянные признаки: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида. Здесь согласуется со словом комната и употреблено в краткой форме, в единственном числе, в женском роде - это непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является именной частью составного сказуемого.

Письменный разбор

Оклеена - причастие.
I. Комната (какова?) оклеена - причастие, особая форма глагола оклеить.
II. Н.ф. - оклеенный. Пост.п: страдат., прош. вр., сов. в. Непост.п: в крат. ф., ед. ч., ж. р.
III. Комната (какова?) оклеена.

Деепричастие

План разбора

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределённая форма глагола).
2. Вид.
3. Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь 3 заметить хоть лёгкий след раскаяния (М. Лермонтов).

Устный разбор

Стараясь - деепричастие.
Во-первых, оно обозначает добавочное действие (смотрел и старался заметить). Начальная форма - стараться.
Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки: несовершенный вид, неизменяемость.
В-третьих, в предложении является обстоятельством цели: смотрел (с какой целью?) стараясь заметить раскаяние.

Письменный разбор

I. (Что делая?) стараясь - деепричастие.
II. Н. ф. - стараться. Пост.п: несов. в., неизм.
III. Смотрел (с какой целью?) стараясь заметить раскаяние.

Морфологический разбор служебных частей речи

Предлог

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологический признак: неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

По 3 небу метались встревоженные галки.

Устный разбор

По - предлог.
Во-первых, служит для связи главного слова метались с зависимым существительным небу в дательном падеже.
Во-вторых, имеет морфологический признак - неизменяемое слово.
В-третьих, членом предложениях не является.

Письменный разбор

По - предлог.
I. Метались |по| небу (д.п.).
II. Морф.п.: неизм.

Союз

План разбора

I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
Постоянные: сочинительный или подчинительный; простой или составной; неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция.

Образец разбора

Я слыхал о тамошних метелях и 3 знал, что целые обозы бывали ими занесены (А. Пушкин).

Устный разбор

И - союз.
Во-первых, соединяет однородные сказуемые слыхал и знал .
Во-вторых, имеет морфологические признаки: сочинительный, простой, неизменяемое слово.
В-третьих, членом предложения не является.

Письменный разбор

И - союз.
I. ═══ и ═══ .
II. Морф. п.: соч., прост., неизм.
III. Не является членом предложения.

Частица

План разбора

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1) разряд;
2) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

А тут бы 3 влево лишь принять (И. Крылов).

Устный разбор

Бы - частица, так как:
во-первых, участвует в образовании условного наклонения;
во-вторых, является формообразующей, это неизменяемое слово;
в-третьих, не является членом предложения.

Письменный разбор

Бы - частица.
I. Образует услов. накл.
II. Морф.п.: формообраз., неизм.
III. Не является членом предложения.

Междометие

План разбора

I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1) тип по образованию;
2) значение;
3) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль.

Образец разбора
Эй 3 , добрые люди, кто из вас дома?

Устный разбор

Эй - междометие, так как,
во-первых, выражает побуждение,
во-вторых, является непроизводным и неизменяемым словом,
в-третьих, в предложении не является членом предложения.

Письменный разбор

I. Эй - междометие.
II. Морф.п.: непроизв., выражает побуждение, неизм.
III. Не является членом предложения.

Ссылки

Литература

1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 1999. - 191 с.: ил. - ISBN 5-09-008918-3 .

Морфология – это один из разделов языкознания, который изучает такой языковый объект, как слово, его значимые части и свойства. Все употребляемые слова относятся к определённым частям речи. Развёрнутый грамматический анализ конкретного слова с позиции отнесения к определённой части речи даёт морфологический разбор. В целях получения быстрого результата можно сделать морфологический разбор слова онлайн. Но основные правила этого процесса должны знать ученики начиная с 4 класса.

Как производится морфологический разбор

Отвечая на вопрос, что такое морфологический разбор слова, необходимо отметить, что слово разбирается как в контексте фразы, так и в его первоначальной форме. Поэтому важным навыком является умение правильно определять синтаксическое значение слова в рассматриваемом предложении, его первоначальную форму, изменяемые и неизменяемые признаки.

Образцы разбора основных самостоятельных частей речи в контексте предложения

Самостоятельные части речи имеют определённое лексическое значение и выступают членами предложения – главными или второстепенными. Например, существительные, прилагательные или причастия. Планы морфологического разбора отличаются в некоторой степени для разных частей речи , а также изменяются по сложности в зависимости от программы обучения и класса, в котором даётся подобное задание.

По общему правилу указывается часть речи с определением её грамматического значения, первоначальная форма, неизменяемые и изменяемые признаки, какова роль в рассматриваемом предложении. Далее предлагаются варианты, как сделать морфологический разбор учениками 5 класса и старше основных частей речи.

Существительное

Начало морфологического разбора существительного, как и любых других слов, следует производить с определения части речи.

  1. Указать часть речи.
  2. Поставить к существительному вопрос.
  3. Найти начальную форму.
  4. Выяснить, является ли слово собственным или нарицательным , можно ли считать его одушевлённым или нет, к какому склонению и роду относится.
  5. Определить падеж и число в данном предложении.
  6. Какой член предложения.

Для наглядности разобрано существительное «котята» предложения «Котята весело играют».

  1. Котята – существительное, которое обозначает живое существо;
  2. Поставленный вопрос – кто;
  3. Первоначальная форма – котёнок;
  4. Нарицательное, одушевлённое, второе склонение, мужской род;
  5. Падеж – именительный, число – множественное;
  6. Подлежащее.

Глагол

Первые три пункта повторяются. Далее следует определить спряжение глагола и такие изменяемые признаки, как число и время. Род указывается в том случае, если глагол употреблён в единственном числе . Для глаголов будущего или настоящего времени определяется лицо.

Образец морфологического разбора на примере слова «рисовали» предложения «Ученики рисовали карандашами».

  • Рисовали – глагол, обозначающий действие;
  • Поставленный вопрос – что делали;
  • Первоначальная форма – рисовать;
  • 1 спряжение;
  • Множественное число прошедшего времени;
  • Сказуемое.

Прилагательное

Первые три пункта для прилагательного повторяются так же как и для существительного или глагола. Далее оцениваются и указываются падеж , число и род.

Образец морфологического разбора на примере слова «маленькая» предложения «Маленькая девочка играет в песочнице».

  • Маленькая – прилагательное, обозначающее признак;
  • Поставленный вопрос – какая;
  • Начальная форма – маленький;
  • Падеж именительный,
  • Число единственное;
  • Род женский;
  • Является определением.

Причастие

При морфологическом разборе причастия, кроме части речи, следует указать глагол, от которого оно образовано. Кроме того, для причастия характерны такие признаки , как залог и возвратность.

Образец морфологического разбора на примере слова «бурлящий» предложения «Путь преградила бурлящая река».

  • Бурлящая – причастие, от глагола «бурлить»;
  • Начальная форма – бурлящий;
  • Поставленный вопрос – какая;
  • Действительный залог, несовершенный вид;
  • Применено в настоящем времени;
  • Является невозвратным;
  • Единственное число, падеж именительный;
  • Род женский;
  • Является определением.

Наречие

Схема морфологического разбора наречия несколько проще и содержит меньше пунктов, чем существительного или прилагательного, поскольку наречие – неизменяемое слово , которое не имеет начальной формы.

Образец морфологического разбора на примере слова «медленно» предложения «По небу медленно плыли облака».

  • Медленно – наречие, обозначающее признак действия;
  • Поставленный вопрос – как;
  • Обстоятельство.

Кроме самостоятельных частей речи, существуют служебные и междометия. Они не выступают членами предложения, не обладают каким-либо определённым лексическим значением .

Например, предлоги или союзы применяются для установления отношений между членами предложения или словосочетаниями. Служебные части речи также могут подлежать морфологическому разбору по определённой схеме. Схемы разбора в классе, установленные учителем для конкретной части речи, могут отличаться от предложенных выше по степени сложности.

Часто пользователи ищут в Интернете способ разбора предложения по частям речи онлайн. Это необходимо не только школьникам при подготовке домашнего задания, но и людям, учащимся в университетах филологии и лингвистике. А также всем, кому каждый день приходится работать с текстом. Чтобы сделать синтаксический разбор предложения человек должен обладать необходимыми знаниями в этой области. Чтобы облегчить этот процесс можно обратиться к специальным онлайн сервисам. Ниже мы разберем несколько лучших сайтов по автоматическому разбору предложения на части речи.

Такой разбор в начальных и средних школах принято называть «разбор по членам предложения». Иногда говорят «разбор предложения по составу», но это выражение несколько некорректно, потому как по составу принято разбирать слова.

Чтобы сделать синтаксический разбор предложения:


Наличие синтаксических конструкций предложения, его параметров, а также богатство вариантов конструирования создают для разработчиков приложения большие преграды при создании оналйн сервиса по разбору предложения. Поэтому таких сервисов в сети не так уж и много. Но они все же есть.

Goldlit – сервис морфологического и синтаксического разбора предложения

Очень удобный сервис Goldlit. Простой дизайн и понятный интерфейс делают сайт доступным людям, с разным уровнем знания компьютера. В верхней строчке меню находятся 3 пункта с выпадающим списком.


Онлайн сервис — goldlit.ru
  1. Главное меню – список из главных разделов сайта.
  2. Литература – в выпадающем меню список русской и зарубежной литературы, а также разбор стихотворений – что в них хочет сказать поэт.
  3. Хронология – литература, распложенная по столетиям.

Чтобы воспользоваться разбором предложения по частям речи на сервисе goldlit.ru:

  1. Перейдите на сайт — http://goldlit.ru/ .
  2. Под меню находится строчка, в которую нужно ввести текст для разбора.
  3. Рядом с окном ввода текста находится кнопка «Разбор».

Сразу под строкой ввода текста, в желтом поле идут подряд вниз блоки с разбором. Каждый блок – это одно слово из предложения. Чередуются они в таком же порядке, как и чередуются слова в предложении. Части блока:

  1. Слово, которое стоит в начальной форме.
  2. Второй строкой выступает часть речи, которым является слово.
  3. Грамматика. Пишутся через запятую число, качество, одушевленная форма, род и т.д.
  4. Формы. Все существующие формы слова (с приставками, суффиксами, оконачаниями).

Seosin – сайт, который имеет сервис разбора предложения по частям речи

Один из известных ресурсов в Интернете, который предоставляет инструмент для и морфологического разбора предложения в режиме онлайн. Помимо этого сайт предлагает и другие сервисы по работе с текстом, например – . А также по работе с другими файлами, такими как изображения и фотография. Сайт периодически имеет проблемы с доступом, хотя администратор пишет в объявлениях на сайте, что ситуация с сервером была исправлена.


Чтобы проверить текст в сервисе:

  1. Перейдите по этой ссылке – http://www.seosin.ru/ .
  2. Введите текст для анализа в поле сервиса.
  3. Нажмите кнопку «Анализировать».

Через несколько секунд вам будет предоставлен разбор вашего текста с пояснениями.

Другие сайты и по разбору предложений по частям речи

Помимо автоматических сервисов онлайн существую также специальные сайты, на которых предоставляется вся необходимая информация, которая потребуется для синтаксического и морфологического разбора предложения. Одним из таких сайтов есть – сентябрята.рф. Для школьников он будет незаменим. Что касается русского языка, здесь вы найдете разделы:

  • Слово – основные правописания слов с предлогами, частицами, перенос слов и т.д ().
  • Вместе или раздельно – прилагательных, существительных, союзы, междометия.
  • Безударные частицы «Не» и «Ни»
  • Правила написания согласных – двойных «нн», «жж».
  • Согласные, которые пишутся за шипящими – «ж, ч, ш, щ».
  • Правописание гласных.
  • Безударные главсные.
  • Буквы «ь» и «ъ».
  • Предложение.
  • Аббревиатуры.
  • Прописные буквы.