Полиэтиленовые трубы        16.10.2019   

Что такое логистика и чем занимается отдел логистики на предприятии. Логистическая компания - это предприятие, оказывающее услуги по транспортировке, обработке и хранению грузов. Рейтинг российских логистических компаний

Вы узнаете что такое логистика, зачем она нужна и какие виды логистики существуют, а также как выбрать компанию по оказанию услуг логистики начинающему бизнесмену

Добрый день, с вами Эдуард Стембольский. У меня за плечами несколько лет работы в качестве экономиста в крупных отечественных корпорациях. Логистика – сфера, с которой я знаком не понаслышке.

Грамотный подход к логистике позволит вам оптимизировать процесс управления оборотными средствами и запасами, снизить себестоимость конечной продукции, повысить способность реагировать на запросы, выдвигаемые рынком, и, в итоге, сделать ваш бизнес более эффективным.

Также в конце статьи я поделюсь 7-ю практическими советами по выбору логистической компании. Поэтому обязательно дочитайте данную статью до конца!

1. Что такое логистика простыми словами - даем определение

В наиболее универсальном формате логистика представляет собой процесс планирования и организации прохождения потока материальных ценностей, услуг и информации от мест их возникновения к местам их потребления с целью обеспечения работы предприятия.

Подобное всеобъемлющее определение требует некоторых уточнений.

Современная логистика с точки зрения структуры включает в себя два масштабных процесса:

  1. Формирование параметров взаимоотношений вашего бизнеса с поставщиками ресурсов и управление перемещением ресурсов в процессе создания продукции.
  2. Построение механизма поступления создаваемой вашим предприятием продукции к ее потребителям.

Логистический процесс многогранен.

На практике он содержит:

  • договоры с поставщиками;
  • политику управления запасами;
  • организацию перевозки грузов;
  • взаимодействие с таможенными органами;
  • анализ потребностей рынка;
  • особенности заключения договоров с покупателями и многое другое.

Отдельные этапы логистического процесса могут оптимизироваться по-разному в соответствии с принятой общей логистической моделью. Некоторые функции находятся на «пограничье» логистики и маркетинга. Однако их конечная цель одна – повышение эффективности бизнеса.

Именно сложность самого процесса транспортировки грузов обусловила то, что подобная деятельность выделилась в отдельное направление.

Поэтому в современном мире фирмы очень часто прибегают к услугам логистических компаний, а обучение логистике и управлению цепями поставок - особая сфера знания.

Исторически логистика появилась рано. Еще в период аграрного общества она тесно переплеталась с международной торговлей предметами роскоши (логистическая структура караванов Великого шелкового пути или торговых флотилий финикийцев была довольно сложна) и военным ремеслом (первые трактаты о военной логистике возникли еще до нашей эры).

Все изменилось с выходом промышленности на новый уровень современных экономических отношений и роль логистики увеличилась.

Теперь, что такое логистика знают на каждом предприятии.

Факт

Общие логистические затраты – крупная статья в структуре себестоимости промышленной продукции. Здесь логистика опережает расходы на заработную плату и уступает лишь материальным издержкам.

2. Особенности и ключевые проблемы логистики в России

Состояние логистики в России далеко не идеальное. К сожалению, такое положение наблюдалось и в прошлом. Известное изречение про то, что одна из двух главных отечественных бед – плохие дороги родилось не вчера.

Доля транспортных расходов в нашей стране в структуре ВВП достигает 20%, что существенно превышает среднемировые показатели (справедливости ради надо отметить: отчасти это обусловлено тем, что РФ является одним из крупнейших поставщиков нефти, а также существенными размерами нашей страны).

Среди проблем логистики в России стоит выделить:

  • неразвитость логистической инфраструктуры, что, по мнению экспертов, лимитирует рост российской экономики на уровне 3-4% в год (при прочих оптимальных условиях);
  • высокие затраты на услуги складов, хранение, разгрузку и погрузку;
  • нестабильность рынков и низкое качество планов по сбыту;
  • ограниченность численности поставщиков по ряду позиций;
  • непрозрачность большого перечня затрат;
  • низкое качество исполнения контрактов;
  • тяжелые климатические условия во многих регионах;
  • кадровый дефицит и неудачные модели управления логистикой.

Пример из практики

Мелкие нарушения контрактов на поставку в России практически невозможно оспорить в судебном порядке. В условиях отечественной правовой системы размер сумм к взысканию не оправдает затраченных усилий.

В случае проблемных ситуаций с предприятиями-естественными монополиями (РЖД, поставщики электроэнергии) тяжбы абсолютно бесперспективны.

В условиях кризиса большинство логистических систем начинают сжиматься. Это может привести к тому, что ряд отраслей отечественной экономики потеряют приемлемый уровень рентабельности.

Обратная сторона ситуации – открывающиеся возможности для логистических компаний. При грамотной организации подобного бизнеса есть возможность проникновения в рыночные ниши с чрезвычайно низким уровнем конкуренции.

3. Теоретические аспекты логистики: предмет, цели, задачи и логистические модели

Предмет логистики как науки – состояние ресурсов в некоторой системе (как -микро так и макроуровня) и управление их потоками.

Цель логистики – повышение экономической эффективности системы путем оптимизации логистического процесса.

Основные задачи, решаемые логистикой:

  • управление движением товаров,
  • контроль над потоками материальных ценностей, услуг и информации путем создания развитой системы,
  • анализ востребованности материалов и товаров, прогноз данных показателей.

Логистика исследует ряд объектов :

  1. Логистическая операция – действие по трансформации материального потока или потока услуг.
  2. Логистическая система – набор принципов планирования и реализации всей совокупности логистических операций. Современные логистические системы являются адаптивными и используют обратную связь со своим окружением. Выделяют логистические системы, функционирующие на основе прямых связей (потоки напрямую протянуты от производителей к потребителям) и эшелонированные (многоуровневые системы, в которые включен как минимум один посредник).
  3. Логистическая функция – набор действий, преследующих общую цель, соответствующую этапу логистического процесса. Среди логистических функций выделяют: транспортировку, складирование, закупку, формирование запасов.
  4. Материальный поток – физическая продукция, проходящая логистическую процедуру. Материальный поток измеряется количественными показателями (объем, масса), представленными во времени.
  5. Логистические издержки – затраты на обеспечение процесса логистики. При ведении бухгалтерского учета могут частично включаться в себестоимость продукции, а частично являться расходами на сбыт.

На практике построение логистической системы предполагает поиск баланса «интересов производства» и «оптимизации ликвидности».

Система «работы с колес» (одна из крайних точек упомянутой выше дуальной модели) хороша с позиции активизации использования оборотного капитала. В таком случае отсутствуют средства, омертвленные в запасах сырья или готовой продукции, минимизированы складские расходы.

Обратная сторона – высокий риск простоев производства или нарушения условий контрактов, заключенных с контрагентами. Система становится крайне хрупкой.

Факт

Промышленные предприятия Российской Федерации вынуждены формировать запасы, превышающие аналогичный показатель в ЕС и США на 18%.

Сравнение с Японией демонстрирует, что объем запасов в этой стране ниже российского на 64%. Причина такой ситуации – низкое качество отечественной логистической системы.

Ниже я привожу сравнительную таблицу эффективности логистической системы в зависимости от объемов имеющихся запасов:

Показатель Большое объем запасов Малый объем запасов
1 Расходы на логистику Высокие (-) Низкие (+)
2 Эффективность использования оборотного капитала Низкая (-) Высокая (+)
3 Риск нарушения контрактных обязательств Низкий (+) Высокий (-)
4 Возможность адаптироваться к изменениям спроса по объему Высокая (+) Низкая (-)
5 Возможность адаптироваться к изменениям спроса по ассортименту Низкая (-) Высокая (+)
6 Сложность управления логистической системой Низкая (+) Высокая (-)

4. Основные виды логистики - ТОП-7 популярных видов

С целью упрощения механизма управления логистической системой логистический процесс разбивается на ряд составляющих. На базе этого выделяют отдельные виды логистики.

Вид 1. Производственная логистика

Материальный поток, проходя через предприятие, участвует в ряде производственных операций и трансформируется. Управление им на этой фазе осуществляется на базе производственной логистики. Ее цель – оптимизация затрат на этапе технологических процессов.

Производственная логистика решает ряд задач:

  • планирование производства на базе оценки потребностей покупателей;
  • формирование планов-графиков для отдельных производственных подразделений;
  • согласование планов-графиков с отделами снабжения и сбыта;
  • оперативное управление производством, контроль над выполнением заданий и их корректировка.

Вид 2. Закупочная логистика

Управление материальным потоком при организации обеспечения предприятия комплектующими, сырьем и материалами – это задача закупочной логистики (логистики снабжения). Фаза снабжения включает в себя: закупку, доставку, временное хранение ресурсов до их передачи в производство.

Важность закупочной логистики обусловлена двумя факторами :

  1. Некачественная организация данного процесса приводит к простоям производства. Закупки должны координироваться с производством по ассортименту, количеству, качеству, упаковке, графику поставок.
  2. На этапе снабжения формируется около 55% себестоимости , что обусловливает важность этого этапа.

Грамотная организация закупочной логистики – обязательное условие для высокой конкурентоспособности бизнеса. Этот процесс требует исследования рынка закупок. Иногда необходимо решать задачу «купить или произвести самим».

Вид 3. Логистика запасов

В ведении логистики запасов находится управление производственными запасами и товарными запасами. В рамках данного процесса вычисляется норма запасов на базе оценки ритмичности поставок, сезонных колебаний и рисков. Этот параметр должен обеспечить бесперебойное производство и реализацию продукции.

Вид 4. Транспортная логистика

Решает задачу доставки материальных ценностей в заданном объеме и в определенные сроки от точки предыдущей трансформации материального потока к точке последующей трансформации материального потока. При этом определяется оптимальный маршрут.

Вид 5. Информационная логистика

Информационная логистика – управление потоком данных, сопровождающих материальный поток. При этом выделяют внешние и внутренние по отношению к предприятию информационные потоки. Также отдельно организуются горизонтальные и вертикальные потоки.

Информационная логистика должна быть закреплена во внутреннем положении предприятия о документообороте (включая электронный). При невозможности синхронизировать материальный и информационный потоки, желательно, чтобы информационный поток несколько опережал материальный.

Вид 6. Таможенная логистика

Таможенная логистика – процесс обеспечивающий прохождение материального потока между разными странами.

При этом приходится решать ряд задач:

  • оформление таможенной декларации и оценка груза;
  • проверка соответствия груза и декларации;
  • организация перевозки;
  • сертификация товаров при необходимости;
  • послетаможенное сопровождение материального потока;
  • контроль над соблюдением валютного законодательства.

Таможенная логистика требует учета ряда правовых нюансов, которые могут сильно влиять на возникающие обязательства перед бюджетом.

Вид 7. Складская логистика

Цель данного вида логистики – управление процедурой принятия материальных ценностей на склад их хранения и выдачи.

Также решает задачи организации складского хозяйства, оптимизации размещения складов. Характер ведения складского учета может влиять на бухгалтерскую оценку себестоимости.

5. Как правильно выбрать логистическую компанию - 7 золотых советов

Логистических компаний в России немало. Качество услуг не всегда высокое, но рынок не монополизирован, что почти всегда оставляет пространство для выбора.

Достаточно пользоваться небольшим перечнем приведенных ниже правил, чтоб сделать правильный выбор даже в малознакомом регионе.

7 золотых советов :

  1. Услугами транспортно-логистической компании стоит пользоваться почти всегда , кроме тех случаев, когда характер вашего бизнеса предполагает наличие большого автопарка. И даже в такой ситуации оцените вариант привлечения стороннего перевозчика. Дело в том, что в подобной ситуации играет роль «эффект масштаба». Тот, кто занят перевозками профессионально, делает это дешево. Логистическая компания экономит на оптовых закупках бензина, на ремонте (имеет скидки или своих мастеров).
  2. Если перевозчик не имеет собственного автопарка, то это – не перевозчик. Не имейте дело с такой компанией.
  3. Смотрите на то, какие гарантии готов предоставить потенциальный партнер. Прописаны ли в проекте контракта на доставку точное время поступления груза и транзитное время.
  4. Крайне желательно, чтобы перевозчик страховал свою ответственность за сохранность перевозимых материальных ценностей в сторонней страховой компании.
  5. Сравнивайте стоимость услуг и готовность перевозчика работать с «нестандартной» поставкой. При необходимости заключите дополнительный контракт, который гарантирует вам предоставление транспортного средства в случае возникновение экстренной потребности в перевозках (разумеется, что рассчитывать на «стандартные» тарифы в подобной ситуации не придется).
  6. Ознакомьтесь с отзывами о компании. «Мировая паутина» вам поможет.
  7. Обратите еще боле пристальное внимание на отзывы о компании, если вам предоставляются услуги таможенного брокера. Ошибки при декларировании могут иметь негативный «отложенный эффект».

6. Заключение

Итак, в этой статье я рассказал, что такое логистика и сформировали представление о многогранном логистическом процессе. Хотя само понятие, на первый взгляд относится только к распределению путей транспортировки товара, оно на самом деле более обширно.

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

Становление каждой профессии имеет естественные причины, которые возникают из потребностей людей. Отличием логистики является широкое применение ее методик и подходов к выполнению разных задач. Для понимания сути специальности достаточно вспомнить об элементарном планировании рабочего или выходного дня. С вечера человек составляет план выполнения намеченных дел, распределяет время походов по магазинам, рассчитывает деньги для покупки продуктов и т. д. На основе каждого из описанных примеров уже можно составить представление о том, чемзанимается логист на профессиональном уровне. Конечно, в специализированных сферах иной масштаб планирования, чем и обусловлено выделение подобных услуг в отдельную категорию.

Истоки логистики и ее становление

Первые признаки более или менее выраженной профессиональной логистики стали проявляться в Греции и Византии. Именно здесь были заложены принципы и обязанности специалистов. По большому счету, первый логист - это управляющий процессами снабжения армии. Вместе с этим формировался и запрос на оптимизацию торговых процессов. Тесное взаимодействие между странами, новые отношения с заграничными купцами, освоение прежде неизвестных маршрутов - эти и другие факторы определили необходимость в тщательном планировании торговых путей, расчета товаров и способов хранения.

Современная логистика руководствуется принципами вековой давности - ее функции направлены на оптимизацию различных процессов с целью материальной выгоды. При этом, как и во всех других областях, специалисты данного профиля используют более технологичные и эффективные средства для своей работы. Крупные предприятия делают все возможное для повышения эффективности работы персонала. Поэтому логист - это прежде всего информированный человек, в арсенале которого полный набор технических и коммуникационных инструментов. С их помощью выполняется аналитическая работа, а также информационная и координационная деятельность, что позволяет оперативно и предельно точно управлять логистическими процессами.

Обязанности специалиста по логистике

Спектр функций логиста многогранен, широк и зависит от конкретной отрасли. Чтобы понять, чем занимается логист, нужно вникнуть в структуру конкретного предприятия. В целом же его обязанности включают организацию и координирование транспортных, торговых и складских процессов с целью оптимизации деятельности предприятия.

Перечень должностных обязанностей логиста можно представить следующим образом:

  • Организация и координирование перевозок, хранения, закупок и других операций.
  • Управление потоками товаров на складе.
  • Составление оптимальных маршрутов для грузоперевозки.
  • Контроль транспорта и управление деятельностью водителей.
  • Ведение документации.
  • Мониторинг и оптимизация логистических затрат.
  • Взаимодействие с партнерами и клиентами.

Как видно, работа логистом предполагает решение задач разного характера. Поэтому и ответственность его довольно высока. Теперь можно подробнее рассмотреть, как отличаются обязанности представителей данной профессии в разных сферах.

Транспортная логистика

Пожалуй, в транспортной сфере логисты наиболее востребованы. Дело в том, что прокладка маршрутов, будь то городские или межконтинентальные перевозки, требует высоких затрат. Обслуживание автотранспорта, ЖД-инфраструктуры, авиаперелетов может составлять значительную часть сметы от заказа компаний-перевозчиков. Соответственно, выбор оптимальных схем позволяет сэкономить на затратах. Причем транспортный логист выступает и аналитиком, который должен заниматься мониторингом возможных путей для доставки груза.

Складская логистика

Раскладка, хранение, учет и выдача товара или продукции тоже не обходятся без грамотно оформленных логистических моделей. Казалось бы, достаточно сложить имущество на складе и дожидаться, когда поступит заявка из магазина, после чего договориться с поставщиком о новых закупках. Но на практике такие схемы кажутся простыми лишь в случае небольших торговых точек, площадь хранения товара в которых составляет считанные метры. Впрочем, и здесь обязанности логиста предусматривают оптимизацию расходов и выверенные потоки товарооборота.

Крупные же предприятия нередко содержат целые группы логистов и экспедиторов, отвечающих только за то, чтобы клиент своевременно получил свой заказ, а производитель не ждал, пока освободится место на складе.

Логист-диспетчер

Как правило, понятие «диспетчер» рассматривается отдельно, поскольку логист - это в большей степени организатор. Тем не менее, эти должности имеют все предпосылки для совмещения. К примеру, непосредственное отслеживание доставки товара и своевременное предотвращение ошибок в работе водителей является обязательной функцией логистов на многих транспортных службах.

Тесно взаимодействуя с несколькими отделами компании, диспетчер-логист должен оперативно обрабатывать получаемые данные и принимать оптимальные решения по управлению экспедиторами.

Логисты Supply Chain

Это особая категория специалистов, на плечи которых ложатся все процессы - от учета товара до его непосредственной реализации. Впрочем, не стоит бояться столь широкого спектра должностных функций. Работа в формате Supply Chain преимущественно относится к изготовлению пищевой продукции, где в принципе возможен контроль всей производственной цепочки одним сотрудником. Составление длинных схем доставки в обязанности логиста в таких нишах не входит. И все же кадры SC по праву считаются наиболее высокооплачиваемыми.

Подготовка и профессиональные навыки

Нельзя выделить конкретной программы образования, которая бы в полном объеме соответствовала требованиям рынка логистических услуг. Обычно базовым условием приема на работу логистом считается наличие диплома с экономическим профилем, но и это будет неточным пониманием специалиста.

Специфика данной профессии обусловлена тем, что овладеть ею способен только человек с определенными индивидуальными качествами. Важно не забывать, что логист - это своего рода универсал, готовый быстро думать, находить общий язык с клиентами и партнерами, умеющий вести расчеты и анализировать ситуацию. Поэтому талант логиста может проявиться лишь в ходе работы - накопленный опыт и способность выходить из нестандартных проблемных ситуаций являются лучшим подкреплением резюме.

Карьера и перспектива

Популярность рассматриваемой специальности обусловлена двумя основными факторами. В первую очередь это неуклонное расширение мирового рынка и его развитие - соответственно, растет востребованность в товарах, перевозках и сопутствующих услугах. Второй немаловажный фактор можно определить как сложность в поиске по-настоящему квалифицированных сотрудников. Дефицит кадров связан с тем, что работа логистом предполагает жесткие условия, стрессы, ненормированный график и высокую долю ответственности - не каждый справляется с такими нагрузками.

Но можно обратиться и к примерам успешных логистов. Результат их деятельности напрямую отражается в виде эффективности самого предприятия, что для многих является мотивирующим фактором. Также не стоит забывать о доходах логиста, размер которых обычно покрывает все неприятные аспекты трудового процесса.

Здравствуйте, дорогие читатели бизнес-журнала сайт. Сегодня мы будем говорить про управление и контроль в бизнесе, а именно про логистические услуги. Если вы решились заниматься перевозками или же грамотно наладить работу всех узлов своего предприятии, то данная статья будет в самый раз? А мы постараемся подробнее ответить на вопрос что такое логистика самыми простыми словами.

Если отвечать на вопрос что это такое за понятие, то можно ответить, что это наука о планировании и воплощении в реальность доставки продукции в заданное место. Данное направление незаменимо в современном бизнесе. При этом отвечает за соблюдение дня и часа поставок, количество и ассортимент.

Не менее важными целями выступают сохранение качества и минимальный уровень издержек.

Более подробнее данное направление в бизнесе мы рассмотрим в этой статье.

Логистикой называют науку о контроле, управление транспортированием и хранением сырья и материалов из исходной в конечную точку. Речь идет о:

  • Поставке сырья и материалов до производителя
  • Доставке изготовленных товаров до потребителя
  • Передаче, хранении и обработки сопутствующей информации

Основные виды и направления логистической деятельности: ТОП-5 популярных видов

Актуальная наука, отвечающая за оптимальное управление потоков, включает в себя множество видов и направлений, которым повсеместно находится применение. Она отвечает за потоки материальных и информационных средств, транспорта и даже энергии. Вследствие этого появилось множество направлений и ответвлений по разным функциональным сферам.

Основные ее виды:

  • Транспортная;
  • Складская;
  • Производственная;
  • Таможенная;
  • Логистика закупок и распределения.

Логистика транспортных перевозок

Заключается в перемещении определенного товара в указанную точку. При этом избирается рациональный маршрут, требуемые временные рамки и сведены к минимуму издержки. Функции заключаются в решении всех вопросов, связанных с управлением движением материального потока на участках перевозки.

Она учитывает все детали транспортных работ, которые необходимо выполнить в процессе доставки материального потока от изначального поставщика сырья до конечного потребителя. Осуществляемые операции условно разделяют на две группы, отличающиеся выполнением. Речь идет о:

  • Специальных транспортных организациях
  • Собственном транспорте производителя

Обязательны к соблюдению неизменные «шесть правил», включающие в себя:

  • Определенный груз
  • Точное время
  • Необходимое количество
  • Стопроцентное качество
  • Минимальные затраты

Для их соблюдения обеспечивается слаженные действия нескольких отраслей. Речь идет о:

  • Технической
  • Технологической
  • Экономической

Техническая сопряженность подразумевает согласованность общих параметров транспорта, что разрешает использовать:

  • модальные перевозки
  • погрузку в контейнеры
  • грузовые пакеты

Технологическая сопряженность обозначает единые технологии применяемой транспортировки – прямые перезагрузки либо сообщение без перегрузок. Экономическая сопряженность занимается изучением рыночной конъюнктуры и построение общего тарифного графика.

Выполняет следующее:

  • Создает транспортные системы (учитывая коридоры и цепи)
  • Обеспечивает технологическое единство действий (транспортных и складских)
  • Планировать совместно транспортные, складские и производственные процессы
  • Определять оптимальный маршрут грузоперевозки
  • Подбирать рациональные средства для перевозки

Для того чтобы определится с транспортным средством, логисты должны сопоставить воедино шесть основных факторов:

  1. Время предполагаемого прибытия
  2. Затраты
  3. Надежное соблюдение графика поставки
  4. Частота отправки
  5. Возможность транспортирования отличающихся между собой грузов
  6. Возможность доставки груза в любую точку

При этом правильность выбора обязательно подтверждается технико-экономическими расчетами. С их помощью проводится анализ всех расходов при транспортировке разными видами транспорта со всеми сопутствующими обстоятельствами.

К примеру, нужно отправить 40 тонн сланца из Эстонии. Точкой прибытия определим, к примеру, Шанхай. Условием для проведения расчетов выступает оплата грузоперевозки поставщиком.

Перевозка достаточно сложная и состоит из:

  • Основной перевозки
  • Разгрузки и погрузки в порту или на железнодорожной станции
  • Грузоперевозку от порта назначения до места прибытия

При решении были выделены три схемы:

  1. Карьер «Нарва» — железная дорога – эстонский порт – морской транспорт – Шанхай. При калькуляции расходов получается:
  • Расходы на железную дорогу до Талина – 5,06 $/т (202400 $)
  • Работы в порту по погрузке и разгрузке– 5,8 $/т (232000 $)
  • Фрахтовая ставка морского транспорта – 17,5 $/т (700000 $)

Общая сумма при подсчетах составляет 1134400 $

  1. Карьер «Нарва» — железная дорога – порт в Эстонии — порт Шанхай. Всего 41.02 $/т. Итого: 1640800 $
  2. Железнодорожная доставка груза от карьера «Нарва» до Шанхая. Ее стоимость 2260000 $.

Относительно стоимости наиболее оптимальный первый вариант. Однако помимо цены, учитываются и:

  • Время транспортировки
  • Непредвиденные задержки и расходы
  • Вероятность повреждения продукции

Сопоставив все обстоятельства, грузовладелец выбирает второй способ. Затем начинается выбор компаний, готовых ответственно выполнить транспортировку.

Анализируя данный логистический пример, мы видим, что далеко не всегда самый дешевый вариант перевозки будет являться оптимальным решением.

Складская логистика (запасов и складирования)

Учитывая то, что логистика, говоря простыми словами, планирование и обеспечение эффективного и беспрерывного поступления грузов с мест изготовления до потребителей, неудивительно, что одно из первых мест занимает анализ запасов и складирования.

Цель состоит в оптимизации операций, которые непосредственно связаны с переработкой грузов и их оформлением. Также сюда относят координацию с закупочными службами и службами продаж, расчет наиболее рационального количества складских помещений и их расположения.

Отрасль отвечает за:

  • Рациональное распределение помещения для складирования, учитывающее рабочие зоны. Максимальное снижение расходов на хранение и усовершенствование этапов его обработки.
  • Максимально эффективное зонирование склада, правильное размещение оборудования, позволяющее увеличивать производственные мощности.
  • Эксплуатация многофункциональной техники, выполняющей многочисленные операции
  • Расчет минимальных маршрутов передвижения внутри помещения. Это сократит эксплуатационные затраты и увеличит его пропускную способность
  • Объединение партии отгрузок разным заказчикам и централизованная доставка
  • Максимально возможное использование информационных ресурсов

Для того чтобы понять важность планировки, рассмотрим следующий пример. В одном крупном помещении для увеличения плотности хранения были установлены набивные стеллажи. Первоначальная цель была с успехом достигнута. Впоследствии же проявилась ошибка при планировке. Все операции стали выполнятся значительно медленнее, что во много раз увеличило трудозатраты и, соответственно, оплату труда рабочим.

Чтобы исправить ситуацию, руководство приняло решение об установке на склад шаттлов. Но, поскольку помещение изначально не планировалось для их внедрения, понадобится перепланировка, несущая за собой дополнительные финансовые траты. Всего этого можно было избежать, если бы специалист по логистике провел соответствующие расчеты и тщательно проанализировал приобретаемое оборудование и его дальнейшее усовершенствование.

Управляет материальным потоком во время прохождения, ним всех звеньев, начиная от первичного источника и, заканчивая потребителем. Цель ее в снижении финансовых затрат и повышение качества транспортируемой продукции.

Главной особенностью выступает полное отсутствие товарно-денежных операций между участниками. Это так называемые внутрипроизводственные отношения. Такие логистические схемы рассматривают на:

  • Микроуровне – закупки, склады, транспорт
  • Макроуровне – это источники материальных потоков в макрологической системе
  • Прогноз потребностей в готовых изделиях и исходящая из этого планировка производства и его контроль;
  • Подготовка планов для различных подразделений одного предприятия;
  • Графики запуска и выпуска готовой продукции;
  • Установка нормативов и их контроль;
  • Рациональное управление производством и организация оптимального выполнения всех задач производства;
  • Качественный и количественный контроль товаров;
  • Разработка нововведений и их успешная реализация;
  • Контроль себестоимости.

Международные стандарты качества рассматривают любое предприятие как единицу (объект), имеющую несколько составляющих потоков:

  • Входящий – сырье или материал
  • Исходящий – продукция или услуги
  • Внутренние процессы

Базовый принцип функционирования современного предприятия это процессно-ориентированная управленческая система. В ней главное место отведено управлению движения ресурсов и информации.

Материальные ресурсы на предприятии передвигаются двумя методиками:

  • Толкающая
  • Тянущая

Толкающая предполагает такую организацию производства, при которой предметы труда поступающие на конкретный участок, не заказывают у предыдущего производственного звена. Получателю они поступают на основании команды выданной предыдущему звену центральной системой управления производственными процессами.

Принцип работы основан на микроэлектронике и имеет четкие границы возможностей. Чем больше факторов должны быть учтены системой управления, тем совершеннее и, соответственно, дороже должно быть ее программное обеспечение. Ее использует в своей работе дропшиппинг. Так называется метод партнерства, где реализацией занимается дропшиппер (посредник).

Тянущая принципиально отличается. В ней детали или сырье в конкретный цех подаются непосредственно с предыдущего участка по прямому заказу. Он делается по мере необходимости.

К примеру: на предприятии заказано 5 единиц товара. Из системы управления заказ передается в сборочный цех. Он для изготовления заказа делает запрос на 5 деталей у предыдущего звена. Отдав детали для выпуска партии товара второй цех заказывает у предшествующего ему 5 заготовок для изготовления пяти переданных запчастей. То есть, каждый заказывает у предыдущего звена сырье или детали, отданные ним для изготовления заказа, восполняя, таким образом, свои запасы.

Преимуществом такой работы является то, что персонал каждого цеха в отдельности может учесть большое количество специфических оптимизирующих обстоятельств.

Таможенная логистика

Это раздел, занимающийся товарооборотом на межгосударственном уровне. Он направлен в первую очередь на рационализацию внешнеэкономической деятельности государства.

  • Оформление на таможне деклараций с экспертной оценкой;
  • Проверка грузов на соответствие заполненной декларации;
  • Документальная подготовка;
  • Организация и проведение рейсов;
  • Сопровождение после прохождения таможни;
  • Ответственность за хранение;
  • Лицензирование и сертификация в соответствии с местными и международными законодательными нормами таможни.

Работа логистиком в этой сложной области предполагает обладание определенным уровнем квалификации. Специалист обязан:

  • Отлично ориентироваться в законодательстве;
  • В совершенстве знать классификацию товаров для таможни;
  • Владеть всеми тонкостями заполнения деклараций на таможне.

Услуги необходимы в следующих случаях:

  • Необходимости в зарубежных поставках;
  • Желание стать представителем фирмы, находящейся за рубежом;
  • Вывод своей продукции в зарубежье.

Несмотря на то, что услуги таких компаний стоят достаточно дорого, они востребованы. Это объясняется тем, что с помощью профессионалов обеспечивается существенная экономия на экспорте и импорте и уменьшаются риски во внешнеэкономической деятельности.

Рассмотрим действие на примере. Для проведения полноценного ремонта немецких автомобилей российскому автосервису необходимо приобрести в Германии оригинальные запчасти. Они представляют собой импортный товар, ввоз которого регламентирует таможенный кодекс. Для того чтобы сделка свершилась необходимо:

  • Открыть валютный банковский счет;
  • Осуществить оплату;
  • Зарегистрироваться на таможенном посту (стать участником внешнеэкономической деятельности).

Не у каждой компании в штате есть свободные квалифицированные сотрудники для выполнения вышеперечисленных действий, требующих как временных, так и трудозатрат. Оптимальное решение в таком случае — обращение в надежную компанию, занимающуюся таможенной логистикой. Ее сотрудники избавят заказчика от лишних действий и способствуют доставке «до двери».

Логистика закупок и распределения

Представляет собой планировку и физическое перемещение сырья или продукции от места производства до места, где находится потребитель и его контроля. Сфера ее деятельности напрямую связана с передвижением товара в областях распределения. При этом распределение и закупка на разных предприятиях тесно связаны между собой.

Обеспечивает следующее:

  • Выбор упаковки;
  • Определение каналов для распределения товара;
  • Подбор аренды рационального складского помещения или наиболее удобное расположение собственного склада;
  • Информационная поддержка;
  • Перевозка;
  • Обеспечение послепродажного сервиса.

Микроуровень раздела решает следующее:

  • Анализ предыдущих продаж;
  • Планирование сбыта;
  • Оформление и обработка заказа;
  • Осуществление операций, предшествующих отгрузке товара;
  • Непосредственно отгрузка товара;
  • Доставка и контроль транспортировки;
  • Обслуживание после продажи.

Для того чтобы четко представить важность этих действий, рассмотрим следующий пример. Для того, чтобы увеличить объемы продаж, компания, изготавливающая соки, решила провести акцию в рамках рекламы. В ней предполагалось изготовление упаковки, которая вмещала в себя два пакета сока и подарочный стакан. Выпуск был запущен, но результат неожиданно стал убыточным. Ни складирование соков, ни их перевозка не была рассчитана на изменившийся размер упаковки.

Это привело к дополнительным затратам. Итак, вместо того, чтобы получить дополнительную прибыль, фирма понесла убытки .

Если бы производитель компании воспользовался услугами логистики закупок и распределения, убытков можно было бы избежать.

Назначение, цели и главные задачи логистики в бизнесе

Деятельность заключается в разработке рациональных методов для управления потоками информации и материальных ценностей. Все они должны быть максимально оптимизированы для каждого товара или услуги.

Основной целью является поставка продукции в указанное время и место. При этом затраты на операции и производственные ресурсы должны быть минимизированными.

Главные задачи могут быть условно разделены на:

  1. Глобальные;
  2. Общие;
  3. Частные.

Глобальные заключаются в:

  • Достижении максимальной функциональности при минимальных затратах
  • Моделирование логистических систем и контроль их качественного функционирования
  • Создание рациональной системы интегрирования материального и информационного потоков;
  • Определение способов движения товара и управление ними;
  • Стратегии и технологические процессы при физическом перемещении продукции;
  • Учет и анализ издержек;
  • Внедрение контроля качества на предприятиях;
  • Прогноз объемов спроса, производства и перевозок;
  • Обнаружение несоответствия потребностей и возможностей;
  • Разработка предпродажного и послепродажного обслуживания;
  • Проектирование и оптимизация складов;
  • Внедрение управленческих цепочек;
  • Планирование мощностей логической цепочки;
  • Контроль материального потока;
  • Координация отдельных подразделений;
  • Интеграция – внешняя и внутренняя;
  • Разработка логистической стратегии.

К частным относят:

  • Снижение количества страховых запасов;
  • Снижение времени хранения в запасниках;
  • Минимизация времени;
  • Выявление оптимального количества складов;
  • Поиск наилучших поставщиков;
  • Планирование приема, разгрузки и складирования материального потока;
  • Повышение уровня сервиса;
  • Выбор мест для торговых точек;
  • Периодическое увеличение мощности логистической системы;
  • Избавление от непроизводительных отделов;
  • Планирование заказов;
  • Определение типа посредника в торговле;
  • Выбор транспорта;
  • Определение оптимального маршрута транспортировки;
  • Заключение внешнеторговых сделок.

Логистик — что это за профессия и сколько платят

Первые логисты появились еще в Древней Византии. Это были профессионалы, разрабатывающие оптимальное передвижение войск. Ведь, по сути, логист, это человек, цель которого — организация действий в различных сферах государственной деятельности.

Работа логистиком предполагает разработку плана реализации всего рабочего процесса и определение выгодных решений для поставленных целей. Ниже представлен график по объявлениям на HH.ru по теме трудоустройства логистиком.

График уровня зарплат от сервиса Хедхантер.

Профессия является достаточно востребованной как на производстве, так и в торговой сфере. Суть работы логиста заключается в организации транспортировки товаров из одной точки в другую. Но, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Для успешного выполнения поставленных задач специалист по логистике должен принимать во внимание множество сопутствующих факторов. Среди них:

  • Выбор способов транспортировки
  • Разработка пути
  • Рациональное определение временных рамок
  • Сокращение материальных расходов

Помимо этого существует еще много нюансов. Многие из них не выучить в книгах, они приходят только с опытом.

Лучшие логистические компании России — ТОП-5 компаний, оказывающие логистические услуги

По итогам исследований и количеству завершенных контрактов, составлен список ТОП-5 российских компаний, занимающихся оказанием логистических услуг. Итак, ознакомимся с ними по порядку, учитывая присущий каждой из них индекс цитируемости.

  1. ТрансКонтейнер. Москва — 55
  2. МАКСИЛОГ — Система Комплексной Логистики. Москва — 52
  3. САННА, Группа компаний. Москва — 50
  4. Pony Express. Москва — 39
  5. Деловые Линии. Санкт-Петербург — 38

Если материал Вам понравился, не забывайте заходить к нам чаще, а еще лучше подписаться на рассылку новостей.

Сейчас вряд ли найдется человек, который ничего не слышал о профессии логиста. Эти специалисты в настоящее время довольно высоко востребованы. Их деятельность связана с перемещением грузов.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Суть работы логиста заключается в организации доставки товаров из одного пункта в другой. Многим может показаться, что в этом нет ничего сложного. Однако на самом деле все далеко не так. При доставке товара из одной точки в другую важно учитывать множество факторов. Сюда следует отнести выбор способа доставки, разработку маршрута, определение временных рамок, поиск путей сокращения финансовых расходов на транспортировку продукции. Особенно все это важно при организации международных перевозок.

История

Профессия логиста появилась достаточно давно. Если говорить о ее зарождении, логисты существовали во времена Византии. В то время логисты помогали разрабатывать планы оптимального перемещения армии. По сути, логист - это специалист, который занимается организацией действий в тех или иных областях. Он разрабатывает оптимальный план реализации процесса для наиболее выгодного решения поставленной задачи. Сейчас профессия логиста довольно высоко востребована в производстве и торговле. Этих специалистов ценят.

Описание

От профессионализма логиста зависит успешная деятельность многих компаний. Торгово-рыночные отношения развиваются стремительными темпами, а потому такие специалисты высоко востребованы. «Логистика» переводится с греческого языка, как «счетное искусство». Так что данный специалист выполняет очень важную работу.

Что входит в обязанности логиста? Цель его работы - разработка оптимальных решений в сфере доставки продукции из одного пункта в другой. Здесь важно учитывать каждую мелочь: от выбора вида транспорта и маршрута до расчета расходов на бензин, зарплату водителя.

На каких специальностях учиться?

Во многих высших учебных заведениях предлагают получить образование логиста. Если вы решили связать свою жизнь с данной профессией, то вы можете поступить на факультет «Менеджмент и Логистика». Выбирайте специализацию «Логистика». В этом случае у вас будет возможность получить диплом бакалавра или специалиста.

Где учиться?

Если вы твердо решили стать логистом, предельно серьезно отнеситесь к выбору высшего учебного заведения, в котором вы будете осваивать данную профессию. Образование логиста предлагают многие вузы России. Давайте рассмотрим высшие учебные заведения, образование в которых ценится превыше всего.

  • Московский государственный университет им. В.М. Ломоносова.
  • Московский государственный институт международных отношений.
  • Международный центр логистики «Государственный университет внешнеэкономической деятельности».
  • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.
  • Государственный университет управления.

Если у вас уже есть высшее образование (бакалавриат), для получения специализации можно выбрать . Здесь тоже дают достойное профильное образование.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Обязанности логистов зависят от сфер деятельности, в которых они будут работать. Такой специалист может устроиться в логистическую компанию, на производственное предприятие. Также вакансии для логистов предоставляют экспедиторские и торговые фирмы, компании, предоставляющие складские услуги. Логист, который будет работать в отделе производства, должен выполнять следующие обязанности: организация процесса растаможки, складирования, транспортировок, курьерской доставки. Если же специалист выбирает сферу продаж, то в этой случае он будет заниматься обслуживанием старых и привлечением новых клиентов.

Кому подходит данная профессия

Профессия логиста подходит людям, которые отличаются настойчивостью, имеют аналитический склад ума, трудолюбивы, успешно справляются с трудностями. Для того чтобы стать хорошим специалистом, необходимо быть уверенным переговорщиком, в совершенстве знать различные виды перевозок, иметь опыт общения с поставщиками. Кроме того, для успешной работы потребуются хорошие знания в сфере складской и закупочной логистики, обязательно знание современных технологий, хотя бы одного иностранного языка, но лучше нескольких.

Востребованность

В связи с тем, что на данный момент торгово-рыночные отношения между разными странами мира развиваются стремительными темпами, профессию логиста можно назвать востребованной. Получив диплом логиста, вы можете не сомневаться, что найдете хорошую работу и со временем сможете сделать успешную карьеру.

Сколько получают логисты?

Заработная плата специалиста в сфере логистики зависит от сферы, в которой он будет работать, и от самой компании. В компаниях международного формата логисты получают довольно большие деньги. Минимальная заработная плата логиста составляет 15 тысяч рублей, средняя 20-25 тысяч рублей. В области логистики можно зарабатывать 40-50 тысяч рублей. Гонорар зависит еще и объема продаж компании, в которой работает специалист.

Легко ли устроиться на работу?

Если вы получили образование логиста, обладаете неплохими знаниями в этой сфере, то у вас не возникнет проблем с трудоустройством. Сейчас большое количество компаний заинтересовано в поиске хороших специалистов.

Как обычно строится карьера

У логистов есть все шансы сделать успешную карьеру. Однако для этого потребуется не только диплом о получении высшего образования. Важно проявлять инициативу, постоянно повышать уровень своих знаний, владеть несколькими языками. Одним словом делать все, чтобы стать лучшим специалистом. Если хотите сделать успешную карьеру, старайтесь устроиться в коммерческую организацию международного формата.

Перспективы

Логистика - перспективное направление. Так что смело изучайте и совершенствуйте знания в этой сфере деятельности. Эта профессия будет актуальная всегда. Логисты - высоко востребованные специалисты в настоящее время, а потому без работы вы не останетесь. Главное, желание работать в этой сфере и сильная воля к победе.