Ремонт        22.02.2019   

Чем кран шаровый отличается от. Сравнение вентиля и задвижки

Трубопроводная арматура используется как на промышленных магистралях доставки и распределения различных потоков жидких и газообразных сред, так и на бытовых. Её функциональное значение трудно недооценить, так как она служит не только для того, чтобы перекрывать и открывать подачу различных жидкостей и газов, но и для регулирования напора, а также в качестве предохранительного устройства и конденсатоотвода.

Основные типы запорной арматуры

К основным типам запорной арматуры прежде всего относят кран и вентиль. Они являются самыми распространенными и необходимыми элементами различных систем трубопроводов.

Кран представляет собой запорное устройство , конструктивно представляющее собой неподвижный корпус, выполненный из различных материалов (металл, пластик) и подвижный элемент. В основном для производства кранов используют бронзу и латунь. Это обусловлено не только их стойкостью к коррозии, но и данные материалы легче подвергаются обработке, так как для поверхностей затвора и корпуса требуется качественная обработка.

При перекрывании крана подвижный элемент имеет перпендикулярную траекторию относительно направления потока жидкости ли газа, при этом он совершает вращательные движения вокруг своей оси.

Среди кранов выделяют затворы, различающиеся подвижным элементом. Он может быть выполнен в виде конуса, шара и т. д.
Вентили также имеют многие разновидности, различающиеся по конструкции и назначению.

Вентиль или клапан применяется не только для перекрывания потока жидкостей или газов, но и служит для его регулирования за счет того, что в своей конструкции имеет подвижный элемент, двигающийся параллельно оси потока. Регулирование происходит благодаря сужению условно-проходного диаметра запорного устройства.

Отличия вентиля и крана

Благодаря широкой линейке запорно-регулирующих устройств, необходимо правильно при монтаже системы трубопроводов подачи жидкостей или газов выбирать тот тип запорных устройств, который будет эффективно решать поставленные задачи на определенном участке. Поэтому необходимо понимать особенности и отличия основных элементов запорной арматуры.

Основным отличием вентиля от крана является функциональное назначения в работе . Вентиль служит для плавной регулировки напора потока газа за счет его конструктивных особенностей. Следует отметить, что кран также имеет возможность регулирования потока жидкостей и газов, но из-за многих особенностей условий эксплуатации данных устройств неполное перекрывание категорически запрещено.

Следует отметить что кран и вентиль не изменяют направление потока газа иди жидкостей. Они служат только для частичного или полного перекрывания потока. При этом при установке данных элементов в систему трубопроводов следует обратить внимание на стрелку, указывающей правильное направление движения среды. Неправильный монтаж данных устройств будет создавать лишнее гидравлическое сопротивление, что в конечном итоге отразится не только на их правильной работе, но и на сроке службы.
Конструкция вентиля предполагает наличие грун-буксы, которая крепится к подвижному штоку. Это позволяет данному элементу вентиля герметично садится на седло отверстия.

Можно также отличить кран от вентиля визуально . Для этого необходимо сравнить рукоятки данных устройств. Кран оснащается простой рукояткой, прикрепленной к штоку, вентиль же содержит так называемый «барашек», предназначенный для плавного регулирования потока газов и жидкостей.

Что лучше: кран или вентиль?

Однозначного ответа на вопрос: что лучше- кран или вентиль, дать невозможно. Так как определенный вид запорной арматуры выполняет те специальные задачи, которые на него возлагаются. Кран удобен для быстрого перекрывания потока жидкости, благодаря своим конструктивным особенностям. Это достигается за счет простого поворота рукоятки перпендикулярно оси направления потока движения рабочих сред. Барашек вентиля необходимо заворачивать, затрачивая больше времени, чем при перекрывании крана.

Вентили и задвижки - неотъемлемые элементы инженерных коммуникаций, которые выполняют функцию открытия и перекрытия подачи вещества, транспортируемого по трубопроводу (газ, вода, сжатый воздух, нетепродукты и прочее). Несмотря на аналогичное назначение, эти разновидности запорной арматуры имеют функциональные и конструктивные отличия, которые играют решающую роль при выборе того или иного прибора.

Конструкционные особенности

Такая запорная арматура как задвижка клиновая AVK Ду50 , шиберная или фланцевая Ру 10 подачу рабочей среды перекрывает специальной заслонкой, которая опускается в перпендикулярном потоку направлении. Различают еще шланговые и параллельные задвижки, а по конструкции шпинделя они бывают вращаемыми и выдвижными. В инженерных коммуникациях устанавливаются преимущественно приборы, диаметр проходного отверстия которых совпадает с сечением трубопровода. Суженные задвижки используются в основном для уменьшения крутящих моментов, что повышает износоустойчивость уплотнительных поверхностей.

Вентиль отличается простотой конструкции. Состоит из седла и клапана со шпинделем с резьбой и рукояткой, которые обеспечивают открытие и перекрытие движения вещества. Клапан прижимается к седлу в горизонтальных плоскостях параллельно направлению транспортируемой жидкости. Для этого внутри запорной арматуры выполняется двойной изгиб потока под 90°, что существенно увеличивает сопротивление.

Запорный клапан вентиля гораздо легче перекрыть при высоком давлении в системе, но чтобы отжать его от седла необходимо значительное усилие. Конструкция задвижек не предполагает наличия изгибов, поэтому сопротивление в ней отсутствует.

Вывод: 3 характерных отличия задвижек от вентилей

  1. Задвижка только открывает или перекрывает подачу. Вентилем можно регулировать количество или расход подаваемой жидкости или газообразного вещества.
  2. Задвижки наиболее эффективны при больших диаметрах трубопровода с высоким давлением, так как запорный орган перемещается перпендикулярно потоку в трубопроводе, а одностороннее давление обеспечивает плотное примыкание заслонки к седлу. В вентиле перекрытие осуществляется в горизонтальных плоскостях параллельных направлению транспортируемого вещества, поэтому с его помощью легче перекрыть подачу при большом напоре, но труднее открыть.
  3. Конструкция вентиля простая, чем обусловлена более низкая его цена.

Чем кран отличается от вентиля? Этот вопрос сегодня волнует многочисленное количество покупателей. Первоначально необходимо понимать, что все существующие трубопроводы оснащаются определенной разновидностью арматуры. Главное ее предназначение заключается в перекрытии, а также в открытии потока жидкости как и в регулировании температурного режима, так и в предохранении оборудования.

Чем отличается вентиль от шарового крана?

В современное время трубопровод может обладать различными вариантами арматуры. В зависимости от ее разновидности, их можно разделить на такие виды: регулирующего, приводного, запорного, предохранительного варианта и т. д. Но прежде чем определиться с отличительными характеристиками между обычным краном и специальным вентилем, рекомендуется обозначить то, что же подразумевается под подобными понятиями.

Кран – это разновидность трубопроводной арматуры специального приводного варианта. Вращение затворного органа осуществляется вокруг именно собственной оси. Она располагается перпендикулярным образом по направлению определенного подающегося потока. Зачастую такое изделие состоит всего из нескольких основных элементов. Сюда стоит отнести, как вращающуюся пробку, так и обычный неподвижный корпус — изучить каталог кранов https://giacom.market/truboprovodnaya-armatura/krany-sharovye/ .

А вот вентиль представляется под видом разновидности приводной арматуры, где затворный орган вращается в направлении самого потока. Другими словами, он садится, как говорится, на седло. При всем этом такое изделие, как вентиль, в основном предназначается для регулирования, закрытия и соответственно, открытия жидкости.

Главная отличительная характеристика между краном, а также вентилем, заключается именно в том, что второй вариант изделия допускает регулирование напора потока, а вот с использованием первого приспособления такие действия являются недопустимыми. Дополнительно необходимо отметить и факт того, что регулирование потока с использованием крана согласно существующим сегодня правилам применения категорически запрещается.

Кран предназначается для выполнения всего нескольких функций. Это связано с тем, что он обладает только такими положениями, как «закрыто» и «открыто». А вот с использованием вентиля возможно достаточно легкое регулирование и самого напора.

В данной ситуации, дело обстоит именно в конструктивных отличиях. В вентиле, присутствующий здесь запорный орган, в любом случае садится, как говорится, на седло. Перемещение осуществляется в направлении потока. В кранах же осуществляется оборачивание вокруг собственной оси. Дополнительно краны зачастую представляются под видом шарового варианта. Другими словами, при повороте шара меняется и диаметр самого отверстия. А вот такое приспособление, как вентиль дополнительно оборудовано и специальной грундбуксой. За счет закручивания и выкручивания шток грундбуксы осуществляется опускание, а также само поднятие клапана. Вследствие этого возможно закрытие или открытие самого отверстия, которое располагается в седле.


В любой ситуации, с учетом всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Кран обладает несколькими положениями. Другими словами, это такие положения, как «открыто», а также «закрыто».
  2. Сама конструкция такого приспособления, как вентиль, кроме функции выключения, а также включения, одновременно с этим позволяет осуществлять регуляцию напора рабочего потока.
  3. В визуальном плане отличить кран от вентиля можно таким образом: если ручка является достаточно простой, а сам ее кончик прикрепляется к штоку, тогда подобное изделие представляется под видом крана. В ситуации, когда вместо ручки используется «барашек», тогда изделие называется вентилем.

Кран шаровый и вентиль: отличие и особенности продукции!

Что лучше приобрести: кран или такое приспособление, как вентиль? Точно ответить на подобный вопрос в действительности нереально. Ведь в некоторых ситуациях необходимо применение именно шарового крана, а вот в других – специального вентиля. Дополнительно здесь рекомендуется отметить и факт того, что кран считается более удобным устройством в применении. В данной ситуации ручку можно повернуть на все 90 градусов. За счет этого осуществляется перекрытие поступающей воды. А вот запорный клапан, присутствующий в вентиле, нужно заворачивать, чтобы осуществить закрытие или открытие подачи воды.


Дополнительно на вентиле имеются и специальные клапаны с наличием прокладок. При износе их достаточно просто поменять на новый вариант. Также периодически рекомендуется заменять и сам сальник. А вот с шаровой разновидностью крана подобных проблем в действительности не существует. Здесь рекомендован только постоянный и тщательный уход за самой поверхностью. Она всегда должна находиться в максимально идеальном состоянии.

В целом, если в помещение подается действительно достаточно жесткая воды, тогда рекомендован монтаж вентиля. Ведь подобное изделие подлежит хоть и частичному, но все-таки ремонту. В ситуации, когда кран по определенным причинам повредится, тогда не обойтись без его полноценной замены.

При всем этом вентиль чаще всего можно приобрести по более низкой стоимости, если брать в сравнении со вторым видом продукции. Подобная не слишком высокая цена в первую очередь обусловлена именно тем, что устройство обладает простой конструкцией такого элемента, как запорный клапан.

В любой ситуации, запорная разновидность арматуры в современное время применяется для создания разнообразных канализационных и газопроводных систем. Она также часто встречается и в трубопроводах, обладающих общим предназначением. Устройство предназначается для перекрытия газового или водного потока. С этой целью возможна установка не только клапанов и задвижек, но и таких приспособлений, как краны и вентили. Все они обладают огромным количеством преимуществ, и некоторыми отрицательными характеристиками. Все зависит от ситуации.

Таким образом, отличие вентиля от крана первоначально заключается в том, что с применением крана невозможно осуществить регуляцию напора рабочего потока. А вот второе изделие допускает выполнение такого действия.

Сравнение вентиля и задвижки

В чем же разница между вентилем и задвижкой? Она обусловлена различной конструкцией их запорных органов. В вентиле поток жидкости или газа перекрывается с помощью клапана, прижимаемого к седлу в параллельных потоку горизонтальных плоскостях, для чего производится двойной изгиб потока жидкости или газа под углом 90 °, но при этом повышается сопротивление ему. В задвижке поток перекрывает заслонка или конус, опускаемые перпендикулярно направлению его движения.

Если вентиль правильно сконструирован, то не происходит сужения проходных отверстий по сравнению с входными и выходными, а при использовании задвижек возможны варианты. В большинстве трубопроводов устанавливаются полноприводные задвижки, то есть диаметр их проходного отверстия соответствует диаметру трубопровода, но иногда, с целью уменьшения крутящих моментов, устанавливаются и суженные задвижки, что позволяет снизить износ уплотнительных поверхностей.

При большом диаметре трубопроводов (от 300 мм) или высоком давлении в них эффективней работают задвижки. Вентили же имеют более простую конструкцию, следствием чего является их более низкая стоимость, их также легче вращать при больших давлениях, но при высоком давлении стремление отжать клапан от седла создает дополнительную нагрузку на конструкцию. В задвижке сопротивление полностью отсутствует, поскольку она не имеет изгибов. Одностороннее давление обеспечивает более плотное прилегание заслонки к седлу, что делает задвижки более надежными запорными устройствами.

Блокирующие элементы задвижек могут либо полностью перекрывать поток жидкости или газа, либо быть полностью открыты, в то время как вентили могут использоваться в качестве регулирующих элементов.

TheDifference.ru определил, что отличие вентиля от задвижки заключается в следующем:

  1. Запорные органы вентиля перемещаются параллельно потоку, задвижки – перпендикулярно. Это делает задвижки более надежными, но обеспечивает более легкое вращение вентилей при больших нагрузках.
  2. Вентиль имеет более простую конструкцию и, соответственно, более низкую стоимость.
  3. Задвижка может находиться только в двух положениях (открыто-закрыто), а установка вентиля позволяет регулировать уровень наполнения трубопроводов или объем расходуемых газов и жидкостей.

Регулирующие клапаны и вентили Многие технологические процессы в технике, протекающие с участием жидкостей и газов, требуют обеспечения заранее заданного режима, определяемого температурой, давлением, концентрацией компонентов. Регулирование режима работы установки, агрегата, системы осуществляется путем изменения расхода соответствующей среды. Так, температура в печи регулируется количеством подаваемого в топку мазута, давление в энергоустановке - количеством пара, концентрация - массовым содержанием соответствующего компонента. Изменение количества протекающей по трубопроводу рабочей среды осуществляется регулирующей арматурой, в состав которой входят регулирующие вентили, регулирующие клапаны и регуляторы давления. При помощи вентиля производится только периодическое ступенчатое регулирование. Непрерывное и бесступенчатое регулирование осуществляется при помощи регулирующих клапанов, снабженных приводом. Они являются исполнительным устройством в системе автоматического регулирования технологических процессов. Регулятор давления представляет собой автоматически действующее автономное устройство, состоящее из регулирующего клапана, снабженного приводом, управляемым чувствительным элементом, реагирующим на давление рабочей среды, без применения постороннего источника энергии. Классификация регулирующих вентилей и клапанов приведена на схемах 2.5 и 2.6, а их типовые конструкции - на рис. 2.85-2.97. Наиболее простым регулирующим устройством является р егулирующий вентиль, который отличается от запорного формой затвора, а иногда конструкцией всего рабочего органа. Регулирующий вентиль, предназначенный и используемый на больших перепадах давления (р < 0,5), называется дроссельным. Для изменения расхода через вентиль затвор перемещается относительно седла, перекрывая его отверстие в большей или меньшей степени. Для этой цели в вентиле используется ходовой узел, состоящий из шпинделя и ходовой гайки, снабженных трапецеидальной резьбой. Затвор, предназначенный для регулирования, называется п л у н ж ер о м. Плунжеры бывают пяти основных типов: стержневые, полые (юбочные), сегментные, тарельчатые и перфорированные (клеточные). Наиболее часто в вентилях применяются стержневые (игольчатые) плунжеры, в клапанах - стержневые и полые. В регулирующем органе арматуры со стержневым плунжером регулирование расхода среды осуществляется изменением площади кольцевой щели между седлом и плунжером, в полых изменяется открытая площадь окон плунжеров для прохода среды,в сегментных изменяется площадь щели, имеющей форму сегмента. Тарельчатые плунжеры обычно применяются в регуляторах давления (двух-седельных). Перфорированный плунжер представляет собой полый цилиндр с большим числом сквозных отверстий на боковой поверхности. Применяется для чистых сред при больших перепадах давления на запорном органе. Регулирующие клапаны могут быть одно- седельнымн и двухседельными. Наиболее часто применяются двух-седельные регулирующие клапаны. Односедельные клапаны применяются лишь когда площадь плунжера невелика или требуется надежная герметичность клапана в закрытом положении. Недостатком односедельных клапанов является неуравновешенность плунжера, которая при больших диаметрах седла создает большие продольные (перестановочные) усилия на плунжере. В энергетике применяются односедельные регулирующие клапаны с тросовым управлением. Трос крепится к концу рычага, управляющего плунжером. Трос может создавать только одностороннее (тянущее) усилие, в обратном направлении действует груз, чем создается силовое замыкание системы. Груз на рычаге должен создавать усилие вдоль шпинделя, превышающее усилие от давления рабочей среды на плунжер и силу трения. Эти клапаны устанавливаются таким образом, чтобы вращение рычага происходило в вертикальной плоскости. Управление производится с помощью колонки дистанционного управления, либо приводом системы автоматического регулирования. Может быть также применено ручное и механическое дистанционное управление. Тросовое управление отличается простотой и надежностью, но пригодно лишь в условиях, когда управление производится с относительно небольших расстояний в пределах одного здания. При необходимости управления с больших расстояний обычно используются не механические, а электрические или пневматические способы. Схема 2.6 Классификация регулирующих клапанов Наиболее широкое применение получили двухседельные регулирующие клапаны с мембранным пневматическим приводом и пружинной нагрузкой. Они управляются сжатым воздухом, подводимым от постороннего источника, и могут быть использованы для автоматического непрерывного бесступенчатого регулирования при работе на различных параметрах и свойствах среды и для различных условий эксплуатации. Силовая пружина привода создает пропорциональную зависимость между усилием и ходом, благодаря чему на клапане образуется пропорциональная зависимость между командным давлением и ходом-плунжера. Регулирующие клапаны могут иметь вид действия НО (нормально открыт) или НЗ (нормально закрыт) в зависимости от того, открыт или закрыт клапан при отсутствии давления на мембране привода. Рис. 2.85. Клапаны регулирующие стальные односедельные: а - со стержневым плунжером рычажный с патрубками под приварку для воды (ру = 1 МПа, ^п<250°С); б -с поршневым плунжером рычажный фланцевый для пара (Ру= 1,6 МПа, <р<500°С) Рис, 2.86. Клапаны регулирующие стальные двухседельные рычажные с патрубками под приварку для воды и пара (Ру = 2,5 МПа, < 400 °С): а - со стержневым плунжером; б - с полым плунжером В; некоторых, случаях может быть использован беспру-жинный регулирующий клапан, привод которого имеет две мембраны и две герметично изолированные полости. В одну из полостей подается сжатый воздух или газ, упругость которого используется взамен пружины. Во вторую полость подается командное давление воздуха. Упругость сжатого воздуха в полости нагружения определяет собой силовую характеристику регулирующего клапана: ход - давление командного воздуха. Рис. 2.92. Клапаны регулирующие стальные двухседельные флан-цевые с мембранным исполнительным механизмом (МИМ) для жидких и газообразных сред {ру ~ 4 МПа, /р < 300 °С): а - со стержневым плунжером; б - с полым плунжером Такие регулирующие клапаны не получили широкого применения. На их работу могут оказывать влияние колебания температуры окружающего воздуха и возможные утечки воздуха или газа из полости нагружения. Основные параметры и конструктивные разновидности регулирующих клапанов (с поступательным перемещением плунжера по направлению потока среды в клапане) для условных диаметров прохода Dy = 6-400 мм и /^у < 32 МПа регламентированы ГОСТ 9701-79. Рис. 2.97. Вентили регулирующие стальные угловые со стержневым плунжером: а - фланцевый для жидких и газообразных нефтепродуктов (уОу = 32 МПа, ^ 200 °С); 6 - цапковый для жидких и газообразных сред (р - 200 МПа, tp < 200 °С) Регулирующие клапаны изготовляют из чугуна, стали, коррозионно-стойкой стали. Для коррозионных сред применяют мембранные клапаны с внутренним коррозионно-стойким покрытием и шланговые регулирующие клапаны. Применяются также мембранные и шланговые регулирующие вентили. Мембранные и шланговые клапаны и вентили не имеют плунжера, которому можно было бы придать форму, необходимую для обеспечения требуемой пропускной характеристики. В мембранном клапане пропускная способность изменяется путем перемещения мембраны относительно седла корпуса, а в шланговом-путем пережима шланга. Мембранные и шланговые вентили и клапаны обладают высокой коррозионной стойкостью, но срок их службы и энергетические параметры рабочей среды ограничены. В энергетике в качестве регулирующей арматуры применяются также однодисковые (шиберные) задвижки и краны с цилиндрическим полым затвором, снабженным круглым или профилированным проходным отверстием. Опыт показал, что в условиях высоких давлений и температур такие регулирующие устройства в виде шиберных задвижек по своим эксплуатационным качествам превосходят обычные регулирующие клапаны. Задвижка имеет плоский диск (шибер), который под действием давления рабочей среды (вода, пар) плотно прижимается к уплотнительному кольцу корпуса. Они выпускаются с бесфланцевым присоединением крышки к корпусу; управление производится с помощью электропривода. Регулирующие клапаны с мембранным пружиннььм исполнительным механизмом (МИМ) могут быть снабжены дополнительными устройствами (блоками), расширяющими области применения регулирующих клапанов и способствующими повышению точности работы клапана. К таким блокам относятся: верхний и боковой ручные дублеры, позиционные реле (позиционеры), датчики положения, фиксаторы и др. Основные параметры регулирующих клапанов регламентированы ГОСТ 25866-83, © Geyz. ru