Для теплого пола        12.02.2019   

Обременение - компенсационное озеленение. Разрешение на вырубку деревьев в Подмосковье: как получить порубочный билет

9.7.1. Компенсационное озеленение для юридических и физических лиц направлено на обеспечение сохранности и равноценной компенсации частичной или полной утраты составляющих элементов объектов озеленения.

9.7.2. Средства компенсационного озеленения формируются от поступающих платежей за вырубку зеленых насаждений, возмещение вреда, причиненного уничтожением зеленых насаждений и их повреждением и добровольных взносов на цели защиты и развития зеленых насаждений.

9.7.3. Средства компенсационного озеленения являются целевыми и перечисляются на бюджетный счет города Тулы по статье «Компенсационное озеленение». При перечислении в бюджет города Тулы средств, для компенсационного озеленения плательщики на платежных документах указывают назначение платежа «Средства компенсационного озеленения».

9.7.4. Компенсационное озеленение предусматривает следующие формы компенсации:

Денежная форма компенсационного озеленения является основной и определяется по методике расчета размера платежей за вырубку и повреждение зеленых насаждений, повреждение и уничтожение газонов и цветников приложение 19 настоящих Правил;

Натуральная форма – восстановление зеленых насаждений (посадка) взамен уничтоженных. К натуральной форме компенсационного озеленения относятся:

Озеленение, предусмотренное в проекте объектов капитального строительства и реконструкции;

Приобретение и посадка зеленых насаждений на выделенных территориях города для озеленения.

Формы компенсационного озеленения не могут быть взаимозаменяемыми и при определенных условиях применяются одновременно.

9.7.5. Денежная форма компенсационного озеленения применяется в случаях, когда не происходит утрата функций озелененных территорий, при осуществлении следующих видов градостроительной деятельности, приводящей к частичному уничтожению зеленых насаждений:

Реконструкция ветхих зданий и сооружений;

Новая жилая застройка микрорайонов, строительство жилых и общественных зданий и сооружений;

Прокладки инженерных коммуникаций;

Строительство новых транспортных магистралей, подъездных карманов, стоянок и т.д.;

Строительство объектов на озелененной территории в районе сложившейся застройки в порядке уплотнения (точечная застройка);

9.7.6. При утрате функций озелененных территорий полностью помимо платы за вырубку и уничтожение зеленых насаждений взимается плата за вред, причиненный последствиями уничтожения городских зеленых насаждений в размере платы за вырубку. В этом случае одновременно применяется форма натурального озеленения, если проектной документацией раздел «благоустройство» не предусматривает озеленение объекта или предусмотренное проектом озеленения не равноценно утраченному, озеленение выполняется натурально на любом другом выделенном участке города.



9.7.7. Определение форм и сумм компенсационного озеленения осуществляется при подготовке исходно-разрешительной документации на проектирование или при согласовании проекта. В состав разрабатываемой проектной документации объекта гражданского строительства, в границах озелененных территорий включается: уточненный стройгенплан с инженерными коммуникациями и зоной работ при их прокладке. На стройгенплан наносится дендроплан с указанием деревьев и кустарников, диаметр и состояние их форма 5 приложения 18 настоящих Правил. Нанесение дендроплана на стройгенплан осуществляется посредством обозначения существующих деревьев и кустарников, расположенных в зоне строительной площадки и вне ее, по направлениям инженерных коммуникаций, дорог и др., специальными знаками: сохраняемые деревья – незакрашенный кружок, пересаживаемые деревья – наполовину закрашенный кружок, вырубаемые деревья – полностью закрашенный кружок. На стройгенплане должны быть обозначены все проектируемые объекты, каждое нанесенное на дендроплан растение иметь номер, соответствующий номеру перечетной ведомости. Стройгенплан с нанесенным дендропланом согласовывается органом местного самоуправления.

Срок действия согласования проектной документации, предусматривающей вырубку зеленых насаждений, устанавливается от одного года до двух лет в зависимости от сложности и объема работ. По истечении указанного срока органом местного самоуправления по заявлению Заказчика пролонгируется срок действия согласования. В заявлении указывается основание с приложением дополнительных материалов для согласования.

9.7.8. Определение размеров и форм компенсационного озеленения осуществляется органом местного самоуправления.

9.7.9. Размер платежей компенсации за снос зеленых насаждений рассчитывается проектной организацией или заказчиком объекта на основании методики расчета, приложение 19 настоящих Правил и представляется в составе документов на согласование и оформление порубочного билета.

9.7.10. При предоставлении земельного участка для градостроительной деятельности на озелененной территории и при условиях п. 9.7.4., 9.7.5. и 9.7.6. настоящих Правил в состав исходно-разрешительной документации включается заявка произвольной формы на обследование зеленых насаждений участка и план размещения объекта на городской топосъемке.

9.7.11. Орган местного самоуправления комиссионно обследует объект по представленному и совмещенному стройгенплану с дендропланом и расчету платежей компенсации за снос зеленых насаждений на соответствие факту. Далее составляется акт-заключение комиссионного обследования с определением формы компенсационного озеленения и сумм компенсации. В состав комиссии по обследованию включаются: представитель заинтересованного лица, в интересах которого сносятся зеленые насаждения, представители органов местного самоуправления, организации с дендрологическим профилем.

9.7.12. На основании представленных документов, надлежаще оформленных в установленном порядке, акта-заключения комиссионного обследования зеленых насаждений выписывается счет на оплату компенсационной стоимости вырубаемых деревьев и кустарников в размере, определяемом в соответствии с Методикой, приложение 19 настоящих Правил и после оплаты счета выдается порубочный билет (разрешение).

9.7.13. Компенсационное озеленение в натуральной форме, определенное в заключение акта комиссии обследования объекта, предусматривает количество, видовой состав, схему посадок, участок озеленения и сроки его исполнения.

9.7.14. Контроль за выполнением работ по компенсационному озеленению в денежной и натуральной форме осуществляет орган местного самоуправления.

9.7.15. Вырубка деревьев и кустарников разрешается без возмещения вреда, оплаты восстановительной стоимости, но с оформлением порубочного билета:

При проведении рубок ухода, санитарных рубок и реконструкции

зеленых насаждений;

При вырубке аварийных деревьев и кустарников;

При уничтожении зеленых насаждений, расположенных на

территориях, специально отведенных для агротехнической деятельности по их разведению и содержанию;

При вырубке деревьев и кустарников, нарушающих световой режим

в жилых и общественных зданиях;

При вырубке деревьев и кустарников, произрастающих в охранных зонах существующих инженерных сетей и коммуникаций;

При вырубке деревьев и кустарников при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Постановление Правительства Москвы от 29.07.2003 N 616-ПП

Денежная - для формирования доходов бюджета и использования на компенсационное озеленение, в том числе на создание новых объектов озеленения и реконструкцию городских объектов озеленения в соответствии с государственными программами города Москвы и Генеральным планом города Москвы в рамках использования расходов бюджета.

2.2. Денежная форма компенсационного озеленения является основной и применяется в случаях, когда не происходит утрата функций озелененных территорий, при осуществлении следующих видов градостроительной деятельности, приводящих к уничтожению зеленых насаждений:

Реконструкции ветхой и пятиэтажной жилой застройки;

Новой жилой застройки микрорайонов;

Прокладки инженерных коммуникаций;

Строительства новых транспортных магистралей.

2.3. При размещении отдельных объектов на озелененной территории в границах застроенной территории компенсационное озеленение выполняется в натуральной форме, если иное не установлено настоящим Порядком.

2.4. Критерии применения натуральной формы компенсационного озеленения в соответствии с Законом устанавливаются Департаментом.


3. Порядок применения компенсационного озеленения в натуральной форме


3.4. Департамент проводит обследование участков на предмет наличия зеленых насаждений, пригодности их для застройки и выполнения компенсационного озеленения, оформляет заключение, в состав которого входят акты обследования земельных участков.

3.5. В состав проектной документации на строительство, представляемой в Департамент на согласование, обязательно входит проект компенсационного озеленения.

3.6. Проект компенсационного озеленения предусматривает создание объекта озеленения, после завершения работ передаваемого балансодержателю территории.

3.7. В состав проекта компенсационного озеленения входят:

Дендрологический план (масштаб 1:500) и перечетная ведомость существующих зеленых насаждений;

Разбивочный и посадочный чертежи;

Проект вертикальной планировки;

3.8. Департамент рассматривает представленный пакет документов, включая проект компенсационного озеленения.

3.9. Порубочный билет оформляется при наличии положительного заключения Департамента по утвержденной в установленном порядке проектной документации, включая проект компенсационного озеленения.

3.10. При выполнении компенсационного озеленения в натуральной форме согласно проекту Департамент выписывает счет на оплату вырубки (уничтожения) зеленых насаждений в размере их компенсационной стоимости и возмещения (компенсации) вреда и после его оплаты выдает порубочный билет.


4. Контроль за выполнением компенсационного озеленения в натуральной форме


4.1. Департамент осуществляет контроль за выполнением работ по компенсационному озеленению.

4.2. Приемку построенных объектов, где предусмотрено выполнение компенсационного озеленения в натуральной форме, осуществляет Государственная комиссия, в состав которой входят представители Департамента. Объект считается принятым, если выполнены все требования, предусмотренные в проекте компенсационного озеленения и заключении Департамента по проектной документации, при наличии документов, подтверждающих обязательства эксплуатирующей организации принять на баланс созданный объект.


5. Порядок применения денежной формы компенсационного озеленения


5.2. Расчет стоимости компенсационного озеленения производит проектная организация на стадии разработки проектной документации в соответствии с Методикой.

5.3. Департамент при согласовании проектной документации в заключении по дендрологической части проекта указывает размер платежа за уничтожение зеленых насаждений и возмещение вреда, причиненного их уничтожением.

5.4. Порубочный билет выдается после оплаты счета за вырубку (уничтожение) зеленых насаждений и возмещения (компенсации) вреда, причиненного их уничтожением.


6. Порядок внесения и расходования средств для компенсационного озеленения


6.1. Средства для компенсационного озеленения образуются за счет:

Платежей за вырубку (уничтожение) зеленых насаждений;

Возмещения (компенсации) вреда, причиненного зеленым насаждениям;

Штрафов за причинение вреда зеленым насаждениям, взимаемых в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц, в том числе иностранных, на цели защиты и развития зеленых насаждений;

Поступлений от иных источников.

6.2. Средства для компенсационного озеленения вносятся в бюджет города Москвы и учитываются на специальном счете.

6.3. При незаконном повреждении или уничтожении зеленых насаждений средства от возмещения вреда и штрафы вносятся на основании протоколов об административных правонарушениях, оформленных в установленном порядке или по решению суда.

Размер указанных платежей определяется Департаментом в соответствии с Методикой оценки размера вреда, причиненного окружающей среде повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений на территории города Москвы, утвержденной в установленном порядке Правительством Москвы.

6.4. При перечислении в бюджет города Москвы средств для компенсационного озеленения плательщики на платежных документах указывают назначение платежа: "Средства для компенсационного озеленения".

6.5. В соответствии с Законом средства для компенсационного озеленения расходуются на воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных, в том числе на финансирование следующих работ:

Приобретение (заготовка) и доставка посадочного материала, включая выкапывание саженцев деревьев и кустарников, погрузку на автотранспорт и разгрузку, упаковку комов деревьев, оплату стоимости приобретаемых для компенсационного озеленения саженцев и семян;

Подготовка почвы для устройства газона, цветника и посадка деревьев и кустарников, включая планировку, вспашку, дискование, рыхление почвы фрезой, перекопку, боронование, разравнивание почвы;

Рытье ям и канав (траншей) для посадки деревьев и кустарников;

Замена грунта на 25%, 50% или 100% при посадке деревьев, кустарников, устройстве газонов и цветников;

Укрепление откосов с применением биоматов, деревянной решетки, одерновки, включая стоимость дерна;

Внесение в почву органических и минеральных удобрений при подготовке посадочных мест и устройстве газонов;

Посадка деревьев и кустарников в готовые ямы и траншеи;

Устройство прикорневого полива (укладка поливочного водопровода, устройство приствольных лунок);

Посев семян трав, включая гидропосев, укладка дерна;

Работы по озеленению, в том числе контейнерному и вертикальному;

Полив газонов, деревьев, кустарников при посадке;

Удаление не прижившихся в течение года после посадки деревьев и кустарников в пределах норм отпада в послепосадочный период, подсев семян газонных трав;

Погрузка и вывоз мусора;

Уход за зелеными насаждениями в течение года после посадки, в том числе полив, рыхление почвы, внесение минеральных, органических удобрений и стимуляторов роста, оправка приствольных лунок, прополка сорняков, обрезка (стрижка) деревьев и кустарников, оправка саженцев, оправка и замена кольев;

Разработка и согласование проектной документации компенсационного озеленения, подготовка схем размещения посадок древесно-кустарниковых насаждений и согласование их с отделом подземных сооружений Мосгоргеотреста;

Работы по подготовке территории для компенсационного озеленения (валка сухостоя, корчевка пней, планировка территории, устройство поливочного водопровода, создание дорожно-тропиночной сети, освещение, в том числе технологические присоединения энергопринимающих устройств на объектах, включенных в программные мероприятия по компенсационному озеленению в городе Москве, установка малых архитектурных форм и др.) в размере не более 70% стоимости строительства;

Устройство цветников;

Изготовление паспортов территорий по результатам инвентаризации и после завершения строительно-монтажных работ по объектам озеленения, включенным в программные мероприятия по компенсационному озеленению в городе Москве;

Работы по восстановительным посадкам деревьев и кустарников на особо охраняемых природных территориях и природных территориях, подведомственных Государственному природоохранному бюджетному учреждению города Москвы "Московское городское управление природными территориями", в соответствии с материалами лесоустройства.

6.6. Использование средств для компенсационного озеленения в иных целях запрещается.

6.8. Финансирование компенсационного озеленения без проектов, утвержденных в установленном порядке, запрещается.

6.9. Компенсационное озеленение осуществляется в соответствии с утвержденными Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Программными мероприятиями по компенсационному озеленению в городе Москве в следующих формах:

Создание новых объектов озеленения;

Реставрация, реконструкция объектов озеленения, озелененных территорий и иных территорий, занятых зелеными насаждениями;

Восстановительные посадки деревьев и кустарников на особо охраняемых природных территориях и природных территориях, подведомственных Государственному природоохранному бюджетному учреждению города Москвы "Московское городское управление природными территориями", в соответствии с материалами лесоустройства.


МЕТОДИКА РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ВЫРУБКУ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ И ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННОГО ОЗЕЛЕНЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

1. Общие положения


1.1. Методика предназначена для исчисления размера платежей, подлежащих внесению в бюджет города Москвы для компенсационного озеленения, в случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений, находящихся на территории города Москвы.

1.2. Методика применяется:

В процессе подготовки разделов оценки воздействия на окружающую среду инвестиционных проектов и их экологической экспертизы для стоимостной оценки потенциального вреда (ущерба и убытков), который может возникнуть при осуществлении хозяйственной деятельности, затрагивающей зеленые насаждения на территории Москвы;

При исчислении размера платы за правомерную вырубку (уничтожение) зеленых насаждений и возмещение причиненного при этом вреда;

В иных случаях, связанных с определением стоимости зеленых насаждений на территории Москвы, в том числе для определения расходов на компенсационное озеленение.

1.3. Оценка городских зеленых насаждений проводится методом полного учета всех видов затрат, связанных с созданием и содержанием городских зеленых насаждений или сохранением и поддержанием естественных растительных сообществ в условиях города.

1.4. Вред, наносимый уничтожением зеленых насаждений, включая городские леса и иные растительные сообщества, рассчитывается с учетом влияния на ценность зеленых насаждений таких факторов, как местоположение, экологическая и социальная значимость объектов озеленения.

1.5. Компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения за уничтожаемые зеленые насаждения при осуществлении строительства и (или) реконструкции объекта капитального строительства составляет 250000 рублей.

В случае вырубки деревьев и кустарников на основании разрешения на строительство лицо, в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, обязано в течение 10 рабочих дней со дня получения разрешения на строительство уведомить орган исполнительной власти города Москвы, выдавший разрешение на строительство, о произведенном в бюджет города Москвы платеже за вырубку деревьев и кустарников на основании разрешения на строительство объекта капитального строительства.


2. Термины и определения


2.6. Компенсационная стоимость зеленых насаждений - стоимостная оценка конкретных зеленых насаждений, устанавливаемая для учета их ценности при уничтожении, складывается из интегрального показателя сметной стоимости их посадки, стоимости посадочного материала и ухода, обеспечивающего полное восстановление их декоративных и экологических качеств.

2.7. Компенсационное озеленение - воспроизводство зеленых насаждений взамен утраченных.

2.8. В настоящей Методике применяются термины и определения, установленные постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы".


3. Классификация и идентификация зеленых насаждений для определения компенсационной стоимости


3.1. Для расчета компенсационной стоимости основных типов городских зеленых насаждений применяется следующая классификация растительности вне зависимости от функционального назначения, местоположения, формы собственности и ведомственной принадлежности городских территорий:

Деревья;

Кустарники;

Травяной покров (газоны и естественная травяная растительность).

3.2. Породы различных деревьев в городе Москве по своей ценности объединяются в группы.

Выделяются 4 группы:

Хвойные деревья;

1-я группа лиственных деревьев (особо ценные);

2-я группа лиственных деревьев (ценные);

3-я группа лиственных деревьев (малоценные).

Распределение древесных пород по их ценности представлено в таблице 1.


Таблица 1


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД ПО ИХ ЦЕННОСТИ


┌─────────────────┬────────────────────────────────────────────┐ │Хвойные породы │Лиственные древесные породы │ ├─────────────────┼───────────────┬────────────────┬───────────┤ │ │1-я группа │2-я группа │3-я группа │ │ ├───────────────┼────────────────┼───────────┤ │Ель, лиственница,│Акация белая, │Абрикос, береза,│Ива (кроме │ │пихта, сосна, туя│бархат │боярышник │белой), │ │ │амурский, вяз, │(штамбовая │клен ясене-│ │ │дуб, ива белая,│форма), плодовые│листный, │ │ │каштан конский,│декоративные │ольха, │ │ │клен (кроме │(яблони, сливы, │осина, │ │ │клена │груши), рябина, │тополь │ │ │ясенелистного),│тополь белый, │ │ │ │липа, лох, │пирамидальный, │ │ │ │орех, ясень │черемуха │ │ │ │ │ │ │ └─────────────────┴───────────────┴────────────────┴───────────┘

3.3. Деревья подсчитываются поштучно.

3.4. На практике часто случается, что деревья растут "букетом", т.е. на одной корневой системе 2 и более стволов.

Если дерево имеет несколько стволов, то в расчетах компенсационной стоимости учитывается один ствол с наибольшим диаметром.

Если второстепенный ствол достиг в диаметре 5 см и растет на расстоянии более 0,5 м от основного ствола на высоте 1,3 м, то данный ствол считается за отдельное дерево.

3.5. Кустарники в группах подсчитываются поштучно.

3.6. При подсчете количества кустарников в живой изгороди количество вырубаемых кустарников на каждый погонный метр при двухрядной изгороди принимается равным 5 штукам и однорядной - 3 штукам.

3.7. Заросли самосевных деревьев и кустарников (деревья и (или) кустарники самосевного и порослевого происхождения, образующие единый сомкнутый полог) рассчитываются следующим образом: каждые 100 кв. м приравниваются к 20 деревьям.

3.8. Лиственные деревья порослевого и самосевного происхождения, не подлежащие пересадке, с диаметром ствола до 8 см включительно на высоте 1,3 м в расчете компенсационной стоимости не учитываются.

3.9. Количество газонов и естественной травяной растительности определяется исходя из занимаемой ими площади в кв. м.

За напочвенный покров, представленный рудеральной (сорной, придорожной) растительностью, компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения не взимается.


4. Порядок определения компенсационной стоимости зеленых насаждений


4.1. Компенсационная стоимость дерева определяется по формуле:


Скд = (Спдj + Су x Квд) x Км x Кв x Кинд, где:


Скд - компенсационная стоимость дерева, руб.;

Спдj - сметная стоимость посадки одного дерева с учетом стоимости посадочного материала (дерева), руб.;

Су - сметная стоимость годового ухода за деревом, руб.;

Квд - количество лет восстановительного периода, учитываемого при расчете компенсации за вырубаемые деревья:

Для хвойных деревьев - 10 лет;

Для лиственных деревьев 1-й группы - 7 лет;

Для лиственных деревьев 2-й группы - 5 лет;

Для лиственных деревьев 3-й группы - 1 год;


4.2. Компенсационная стоимость кустарника определяется по формуле:


Скк = (Спк + Су) x Км x Кв x Кинд, где:


Скк - компенсационная стоимость кустарника, руб.;

Спк - сметная стоимость посадки одного кустарника с учетом стоимости посадочного материала (кустарника), руб.;

Су - сметная стоимость годового ухода за кустарником, руб.;

Км, Кв, Кинд - поправочные коэффициенты.


4.3. Компенсационная стоимость газона и естественного травяного покрова определяется по следующей формуле:


Скг = (Суг + Су) x Км x Кв x Кинд, где:


Скг - компенсационная стоимость газона, естественного травяного покрова, руб.;

Суг - сметная стоимость устройства одного кв. м газона с учетом стоимости посадочного материала, руб.;

Су - сметная стоимость годового ухода за 1 кв. м газона, руб.;

Км, Кв, Кинд - поправочные коэффициенты.


4.4. Значения поправочных коэффициентов:

4.4.1. Км - коэффициент поправки на местоположение зеленых насаждений на территории Москвы:

Для районов внутри Садового кольца - 4,0;

СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ С УЧЕТОМ УХОДА В ТЕЧЕНИЕ 1 ГОДА (БЕЗ УЧЕТА НДС)


┌───────────────────────┬────────────────┬───────────────┬────────────────┐ │Классификация зеленых │Стоимость работ │Стоимость ухода│Стоимость │ │насаждений (ЗН) │по созданию ЗН в│в течение года │посадочного │ │ │ценах 2000 г., │в ценах 2000 │материала в │ │ │руб. │г., руб. │ценах 2000 г., │ │ │ │ │руб. │ ├───────────────────────┼────────────────┼───────────────┼────────────────┤ │Деревья хвойные, шт., с│ 3588,90 │ 299,14 │ 2700,06 │ │комом 1,3 x 1,3 x 0,6 │ │ │ │ │Деревья лиственные 1-й │ 3588,90 │ 299,14 │ 1997,22 │ │группы, шт., с комом │ │ │ │ │1,3 x 1,3 x 0,6 │ │ │ │ │Деревья лиственные 2-й │ 2740,51 │ 214,17 │ 1140,28 │ │группы, шт., с комом │ │ │ │ │1,0 x 1,0 x 0,6 │ │ │ │ │Деревья лиственные 3-й │ 2740,51 │ 214,17 │ 1140,28 │ │группы, шт., с комом │ │ │ │ │1,0 x 1,0 x 0,6 │ │ │ │ │Кустарники, шт., с │ 1194,3 │ 66,08 │ 412,97 │ │комом 0,5 x 0,5 x 0,4 │ │ │ │ │Газон, естественный │ 51,74 │ 18,99 │ 2,32 │ │травяной покров, │ │ │ │ │1 кв. м │ │ │ │ └───────────────────────┴────────────────┴───────────────┴────────────────┘

4.6. Размер компенсационной стоимости при выдаче порубочных билетов определяется как сумма компенсационной стоимости всех видов зеленых насаждений, подлежащих уничтожению.


5. Порядок определения стоимости компенсационного озеленения (денежная форма возмещения вреда)


Стоимость компенсационного озеленения рассчитывается по формуле:


3 Ско = Скi SUM Bi x Кинд x 1,05 x Кб, i=1

Ско - стоимость компенсационного озеленения, руб.;

Скi - компенсационная стоимость зеленых насаждений i-го вида (дерево, кустарник, травяной покров) при коэффициенте, учитывающем количество лет восстановительного периода, равном 1 (один) для всех видов зеленых насаждений, руб.;

Bi - количество зеленых насаждений i-й группы, подлежащих компенсации в размере стоимости компенсационного озеленения (шт., кв. м), определяется по формуле:


3 Bi = SUM 2(Biу - Biпб), i=1

Biу - количество зеленых насаждений i-го вида, подлежащих уничтожению с возмещением вреда (шт., кв. м);

Biпб - количество зеленых насаждений i-го вида, подлежащих восстановлению по проекту благоустройства (шт., кв. м);

2 - коэффициент увеличения объемов компенсационного озеленения при его проведении вне участков уничтожения зеленых насаждений.


Для объектов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд Bi рассчитывается с вычетом количества зеленых насаждений, оплаченных в размере компенсационной стоимости;

1,05 - коэффициент, учитывающий затраты на проектирование;

Кб - коэффициент, учитывающий затраты на создание элементов благоустройства, принимается равным:

1,2 - для прокладки инженерных коммуникаций, осуществляемой за счет средств бюджета города Москвы;

Об утверждении Порядка осуществления вырубки зеленых насаждений и проведения компенсационного озеленения на территории города Подольска, Методики расчета для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Подольске и Порядка внесения и расходования средств для компенсационного озеленения
  • Постановление Правительства Москвы от 20.02.2001 N 159-ПП О порядке проведения компенсационного озеленения в городе Москве
  • Постановление руководителя администрации городского округа Домодедово МО от 04.09.2009 N 2814 О внесении изменения и дополнения в Методику расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Домодедово и Домодедовском районе
  • Постановление руководителя администрации городского округа Домодедово МО от 04.05.2009 N 1279 О внесении изменений в Методику расчета платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Домодедово и Домодедовском районе
  • Постановление главы Домодедовского района МО от 17.02.2005 N 603 Об утверждении Методики расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Домодедово и Домодедовском районе
  • Постановление главы городского округа Жуковский МО от 01.09.2010 N 1269 Об утверждении Порядка проведения компенсационного озеленения на территории городского округа Жуковский
  • Об утверждении порядка осуществления вырубки деревьев и кустарников, а также проведения компенсационного озеленения на территории Подольского муниципального района
  • Кто по роду своей деятельности занимается разработкой и согласованием проектно-сметной документации, тот знает обязательное требование природоохранных органов компенсировать вырубку зеленых насаждений. По популярности с ним может конкурировать разве только требование об обеспеченности объекта машино-местами. Проблема дефицита последних в условиях плотной городской застройки существует довольно давно, и уже проводятся мероприятия по ее решению (принимаются городские программы по строительству подземных паркингов и т.п.). Проблема компенсационного озеленения появилась сравнительно недавно. Практически отсутствуют территории, пригодные для проведения компенсационных посадок деревьев и кустарников. Общих системных подходов к решению проблемы пока не выработано.

    Инякина Алена Юрьевна,
    Старынкевич Ольга Леонидовна

    Установившийся порядок

    При разработке проекта компенсационного озеленения проектировщик руководствуется Законом г. Москвы от 5 мая 1999 г. №�17 «О защите зеленых насаждений», постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2001 г. № 159-ПП «О порядке проведения компенсационного озеленения в городе Москве», постановлением Правительства Москвы от

    29 июля 2003 г. № 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве» (с изменениями от 21 сентября 2004 г.)

    Необходимость разработки проекта компенсационного озеленения устанавливается на стадии подготовки Акта разрешенного использования земельного участка для размещения объекта, когда по результатам предпроектной проработки архитектурно-планировочным объединением административного округа совместно с районной управой подбирается участок компенсационного озеленения. Далее Москомархитектура выпускает эскиз № 1 на участок компенсационного озеленения с Актом обследования земельного участка, выдаваемым Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.

    Компенсационное озеленение - воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных.

    Разработка проекта компенсационного озеленения, выполняемого специализированными проектными организациями, включает составление Дендрологического плана и Перечетной ведомости существующих зеленых насаждений, разбивочного и посадочного чертежей, проекта вертикальной планировки (при необходимости), а также сметной документации к нему.

    Проект компенсационного озеленения согласовывается Управлением комплексного благоустройства ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры, балансодержателем территории, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.

    После приема государственной комиссией реализованного проекта компенсационного озеленения инвестор обязан ухаживать за озелененной территорией в течение года. Таков общий порядок проведения компенсационного озеленения.

    Желания нет. Денег жалко. А делать надо...

    Итак, инвестор, заплатив компенсационную стоимость вырубаемых зеленых насаждений, должен оплатить еще и проведение компенсационного озеленения. Неудивительно, что при этом оно для него является обременением, в качественном исполнении которого он не заинтересован. Инвестором руководит желание максимальной экономии на озеленении. А тут еще и Управление комплексного благоустройства при согласовании проекта компенсационного озеленения требует включить в него элементы благоустройства для совершенствования внешнего облика и создания рекреационной привлекательности территории. В результате проектировщик разрабатывает более чем скромный проект с минимально необходимым количеством древесно-кустарниковой растительности не особо ценного породного состава. А если к этому добавить некачественное выполнение работ по реализации проекта подрядчиками и всего один год ухода за территорией за счет средств инвестора, то жители города в качестве компенсационного озеленения получают нежизнеспособные насаждения, зачастую впоследствии погибающие.

    Проблема - в отсутствии старого. Значит, поиск нового!

    В последнее время появилась еще одна проблема компенсационного озеленения, связанная с подбором участка для его проведения. В условиях уплотненной застройки все меньше остается территорий, свободных от строений и инженерных коммуникаций, т. е. пригодных для посадки деревьев. Особенно это касается территории Центрального административного округа, где строго требуется проведение компенсационного озеленения только в натуральной форме.

    Одним из путей решения этой проблемы является вертикальное и крышное озеленение. Его проектированием в г. Москве в настоящее время занимаются несколько проектных организаций, и применяется оно для различных объектов: административных зданий, жилых домов, реабилитационно-восстановительных центров, коммунальных объектов. Использовать вертикальное и крышное озеленение в качестве компенсационного необходимо с коэффициентом 1,2 (для компенсации изъятия 1кв. м территории традиционного городского типа озеленения требуется в 1,2 раза больше площади крышного и вертикального озеленения). Экологическая эффективность данного вида озеленения будет определена после трехлетних мониторинговых наблюдений.

    Есть примеры решения проблемы нехватки территорий для компенсации в натуральной форме озеленением кровли подземных гаражей. Этим приёмом пользуются как в жилых комплексах, так и в офисных строениях. Благодаря такому способу пропадает необходимость подбора дополнительного участка для компенсации. Проектирование гаражей (как подземных, так и наземных) с озелененной кровлей позволяет сразу решить две проблемы: с компенсационным озеленением и с обеспеченностью машино-местами.

    Из-за отсутствия территорий для компенсации в некоторых административных округах применяется денежная форма компенсационного озеленения. Основанием является решение, принятое на совещании у мэра Москвы Ю. Лужкова в марте 2004 г., «О предпочтении выплаты компенсации при выборе формы компенсационного озеленения в денежном выражении».

    А вот у нас во дворе был такой случай...

    Примером решения проблемы дефицита территорий для проведения компенсационного озеленения являются проекты благоустройства участков общеобразовательных школ с пристройками. При возрастающем количестве жителей к существующему учебному заведению сооружают пристройку, чаще всего незначительно увеличивая школьную территорию. И фактически получается, что на старом участке вместо одной школы располагаются уже две. А с увеличением количества учащихся по существующим нормам пропорционально должны быть увеличены территории спортивных и игровых площадок, хозяйственных, учебно-опытных зон. Добавим к этому охранные зоны подземных коммуникаций - и места для компенсационного озеленения почти не остаётся.

    Чтобы выполнить компенсационное озеленение в полном объеме, на участке строительства по настойчивым просьбам заказчика приходится использовать свободные просветы между существующими деревьями и буквально втискивать молодые посадки. Этим саженцам придётся расти под кронами больших деревьев, и если они не погибнут, то озеленённая территория школы скорее всего будет напоминать лес.

    В последнее время для экономии места в проекте компенсационного озеленения применяется так называемая букетная посадка: в одну лунку высаживаются 3 - 5 стволов молодых саженцев. Таким образом, достигается посадка того количества деревьев, которое необходимо компенсировать. Жаль только, что не всегда она уместна с эстетической точки зрения.

    Как ни ломай голову, другого пути нет

    Итак, в настоящее время в компенсационном озеленении не решены три проблемы: дефицит территории, непрофессиональное выполнение работ при реализации проекта и отсутствие должного ухода за посадками.

    Учитывая незаинтересованность заказчика в выполнении качественного проекта, представляется целесообразным применять только денежную форму компенсации. Затем проекты озеленения и благоустройства следует разрабатывать в соответствии с интересами районов города, в рамках реализации городских программ специализированными организациями, выбираемыми по конкурсу.

    Таким образом, назрела необходимость создания в городе полноценной отрасли перспективного благоустройства и озеленения.

    Cогласно распоряжению Правительства Москвы от 14 июля 2003 г. № 1234-РП при размещении объектов на территории ЦАО необходимо предусматривать участки для проведения озеленения (включая крышное, вертикальное и фронтальное озеленение).

    Объем доходной части Целевого бюджетного территориального экологического фонда - 700 млн руб. в год.
    80% этих средств расходуется на компенсационное озеленение.


    Несколько месяцев решается вопрос о вырубке этого дерева.
    Все это время движение по 2-й Брестской улице было парализовано


    Без должного ухода не все саженцы превратятся в полноценные деревья


    В случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение проводится на том же участке земли, где они были уничтожены, при этом количество растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены; либо на другом участке земли, но в том же административном округе и в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади. Компенсационная стоимость одного вырубленного дерева - 10-90 тыс. руб. (в зависимости от породного состава и места произрастания)


    При разработке конкретного проекта нельзя забывать, что после посадки дерево должно расти и развиваться.
    В данном случае не учли одного: под кронами больших деревьев саженцы находятся в стесненных условиях

    Зеленые насаждения в условиях загрязненной городской среды являются жизненно необходимыми для здоровья граждан и сохранения экологического баланса. Каждое дерево в городе за год поглощает в среднем 30-40 кг пыли и способно удалить вредные вещества, выделяемые автомобилем за 25 тыс. км пробега 1 . Кроме того, при правильном расположении зеленых насаждений снижение уровня шума достигает 20-30%. Поэтому все деревья, кустарники и газоны в городе должны быть учтены и находиться под охраной закона и городских властей.

    Местными органами власти устанавливаются нормы озеленения территорий, которые рассчитываются, исходя из общих экологических факторов. Нормированная площадь зеленых насаждений, например, в Челябинске – 50 кв. м на одного человека, что почти в два раза больше, чем в Москве, однако, следует помнить, что неправильно организованные посадки могут приводить к застою воздуха, создавая зоны с повышенными предельно допустимыми концентрациями загрязнителей , и численный показатель не является единственно значимым.

    Тем не менее, при любом повреждении или уничтожении зеленых насаждений должно осуществляться т.н. «компенсационное озеленение» , причем за счет средств граждан или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых это произошло. Следует помнить, что вырубка деревьев и кустарников может осуществляться не только с нарушением закона, но и при реализации предусмотренного градостроительной документацией проекта. Однако, в этом случае застройщик также обязан провести компенсационное озеленение.

    Точный порядок и форма такого озеленения устанавливаются местными органами власти . Например, в Москве это Постановление Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве» 2 и Закон города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 «О защите зеленых насаждений» 3 .

    Однако, в целом, различные нормативно-правовые акты на данную тему весьма схожи. Чаще всего ими устанавливается, что компенсационное озеленение производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев , но не позднее года с момента, когда специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений был проинформирован о повреждении или уничтожении зеленых насаждений. Преимущественно деревья должны высаживаться на месте их вырубки, однако, в случае невозможности этого, компенсационное озеленение проводится на другом участке, но количество и площадь высаживаемых растений могут быть увеличены, чаще всего удвоены. Видовой состав и возраст высаживаемых деревьев и кустарников устанавливаются тем же специально уполномоченным органом.

    Кроме натурального компенсационного озеленения возможно взимание денежной компенсации , и эта форма зачастую применяется в случае правомерной вырубки деревьев, например, при разрешенном строительстве. Сумма, которую должен уплатить застройщик, высчитывается по установленной методике, и направляется на озеленительные работы и благоустройство города. Иногда с целью учета коэффициента неприживаемости деревьев применяется смешанная форма, т.е. некоторая денежная компенсация вкупе с натуральным озеленением.

    При осуществлении строительства и соответствующей вырубке зеленых осаждений граждане имеют право выяснить, законно ли осуществляется вырубка , и каким образом, в каком объеме, в какие сроки будет осуществлено компенсационное озеленение. В некоторых населенных пунктах, например, в Санкт-Петербурге, установлены требования к информационным щитам , размещаемым при проведении работ по правомерному уничтожению зеленых насаждений. Такой щит должен содержать сведения о порубочном билете, площади обустраиваемой территории, количестве вырубаемых и высаживаемых деревьев и кустарников, а также дате начала и окончания работ, контакты ответственного лица за их проведение.

    Если такой щит отсутствует , следует обратиться в органы полиции для проверки законности действий по вырубке, а также направить обращение в местные органы власти с просьбой разъяснить все вышеуказанные вопросы. В случае, если вырубка ведется незаконно, или компенсационное озеленение не осуществляется, есть основание обратиться в прокуратуру.

    Информацию о том, как обращаться с запросом в органы власти и о других аспектах защиты экологических прав, вы найдете в пособии "Как защитить свои экоправа: практическое пособие для начинающих активистов", ().

    Иногда деревья в городской или сельской местности начинают мешать жителям. Так происходит, если сильно разросшиеся насаждения закрывают солнечный свет и степень освещенности отдельных мест становится неудовлетворительной. Кроме того, после сильных ураганов и снегопадов некоторые деревья начинают крениться, и возникает опасность их падения на прохожих, автомобили, здания, линии электропередач. В других случаях деревья мешают проводить реконструкцию зданий или благоустраивать территорию. Так или иначе, но для вырубки таких деревьев необходимо получить специальное разрешение – порубочный билет. О том, как в Московской области получить этот документ и в каких случаях за вырубку деревьев не нужно выплачивать компенсацию, читайте в материале портала сайт.

    Кто может получить разрешение на вырубку

    Источник: Фотобанк Московской области , Владимир Лебедев Порубочный билет выдается индивидуальным предпринимателям, а также юридическим и физическим лицам. При этом они должны обладать правом пользования объектом недвижимости, расположенным на территории Московской области. Разрешение на вырубку может быть предоставлено лицам, уполномоченным от имени собственника недвижимости заключать договоры на реконструкцию и строительство объектов, а также на проведение земляных работ и работ по благоустройству.

    Виды работ


    Источник: Фотобанк Московской области , Владимир Лебедев Разрешение на вырубку деревьев может быть получено для проведения следующих видов работ:

    • восстановление сетей инженерно-технического обеспечения и сооружений после аварии;
    • реализация проекта, предусмотренного градостроительной документацией;
    • реконструкция зеленых насаждений;
    • восстановление нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями;
    • санитарные рубки (в том числе удаление аварийных деревьев и кустарников);реставрация объектов озеленения (парков, бульваров, скверов, улиц, внутридворовых территорий);
    • капитальный и текущий ремонт инженерных коммуникаций;
    • демонтаж зданий;
    • проведение инженерно-геологических изысканий;
    • установка объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

    Как получить порубочный билет


    Источник: С января 2018 года услуга по выдаче порубочного билета в Подмосковье стала доступна в электронном виде государственных и муниципальных услуг. При этом время на получение разрешения сократилось в два раза – с 30 до 17 рабочих дней. Если речь идет о проведении аварийно-восстановительных работ, то порубочный билет выдается в течение трех рабочих дней.

    Для получения разрешения требуется собрать следующие документы:

    • заявление на получение разрешения на вырубку зеленых насаждений. В нем юридическое лицо или индивидуальный предприниматель указывает наименование организации, ИНН, ОГРН/ОГРНИП, ФИО руководителя, а заявитель − физическое лицо – ФИО, СНИЛС. Также в тексте заявления должны фигурировать адрес проведения работ с указанием субъекта Российской Федерации, городского округа или строительный адрес, кадастровый номер земельного участка, на котором будут проводиться работы;
    • паспортные данные заявителя;
    • перечетная ведомость, где обозначается территория проведения работ и составляется полный перечень деревьев и кустарников, подлежащих вырубке;
    • дендроплан (чертеж, на который наносятся контуры всех зеленых насаждений).

    В зависимости от вида работ к заявлению должны быть прикреплены следующие документы:

    • разрешение на строительство;
    • проект планировки территории;
    • ордер на право производства земляных работ (его также можно получить Подмосковья);
    • разрешение на размещение объекта;
    • проектная документация;
    • распорядительный документ собственника на снос здания или ликвидацию сетей инженерно-технического обеспечения;
    • предписание надзорных органов о нарушении естественного освещения в жилом или нежилом помещении.

    Разрешение на вырубку зеленых насаждений можно будет получить как в личном кабинете на портале госуслуг, так и в МФЦ. В последнем случае копия электронного документа заверяется подписью уполномоченного специалиста с проставлением печати МФЦ.

    Оплата компенсации за вырубку зеленых насаждений